Источник

Часть 21, Глава 3Часть 21, Глава 5

О таинстве священства

4. Что есть пресвитер?

Слово пресвитер (πρεσβύτερος) в переводе с греческого языка значит старец. В этом смысле оно несколько раз употребляется в св. Евангелиях и в писаниях св. апостолов. Так, в притче о блудном сыне старший брат блудного называется в подлинном тексте πρεσβύτερος – старец (Лк. 15:25). В книге «Деяний Апостольских» в словах приведенного св. апост. Петром пророчества: «юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят» (Деян. 2:17), означенные старцы в подлиннике называются пресвитерами (πρεσβύτερος): но под именем пресвитеров в этом месте по противоположности их юношам явно должно разуметь просто старцев или старших летами.

Кроме такого употребления слова преcвитер в тех же книгах Н. Завета именем пресвитеров называются еще лица особого рода, именно «пресвитеры (старцы) церковные" (Деян. 20:17), – лица, составляющие вторую степень церковной иерархии. Эти пресвитеры получили и получают имя пресвитера не от возраста, но от епископского рукоположения (от хиротонии) (Деян. 14:21–23). Так, св. ап. Павел. заповедал ученику своему Титу устроить «во всех градех пресвитеры» (Тит. 1:5). И сам он с Варнавою, научив вере многих в Листре, Иконии и Антиохии, «рукоположил им пресвитеры на вся церкви» (Деян. 14:21–23).

Рукоположение же (хиротония) есть священнодействие не простое, только обрядовое, но так же таинственное, как совершение крещения, причащения и пр. Именно, только посредством сего рукоположения доставляется рукополагаемым право и благодать на совершение всех священных действий в церкви. Св. ап. Павел ясно говорит, что Тимофей, как епископ, получил особенный дар Божий от того, что он возложил на него свои руки. «Воспоминаю тебе, – писал он Тимофею, – возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею» (2Тим. 1:6). Какой это дар? Св. Златоуст, объясняя означенные слова св. апостола, отвечает: «Сиречь, благодать Духа, юже приял еси в предстательство церкве, в знамения, в службу всякую», т. е. в службу, соответствуюшую его степени (Златоуст, беседа 1 на 2 посл. к Тим. стр. 2540).

Эти пресвитеры посредством рукоположения получали, как видим из древнего чина рукоположения пресвитеров, право и обязанность: 1) священнодействовать «слово истины», т. е. учить вверенных им людей благоверию, заповедям Божиим, и всем христианским добродетелям, и 2) «Тайнами святыми совершати человека в жизнь христианскую духовную: крещати, миропомазывати, литургисати, венчати, елеосвящение над болящими вершати и вся церковные последования и чины действовати, яко служители Христовы и строители таин Божиих» (См. чин хиротонии в пресвитера и священническую граммату).

Что таковые пресвитеры действительно имели и имеют означенное право и обязанность, видим из 1-го правила Анкирского собора, которое говорит: «Презвитери и диакони, иже пожерше идолом, и потом истинным сердцем обратившеся, токмо места и чести да приобщаются, никакоже к святым прикасающеся». Толкование: «Елицы убо от презвитер и диакон во время гонения понуждени бывше пожрети идолом, и потом истинно приступиша паки к соборней церкви кающеся о них же согрешиша, токмо седания и чести сподоблени быти должни суть: священническое же что соделавши, не достойни суть, яко же се хлеб или чашу принести, или слово учения к людем сотворити, и отнюдь ничтоже от святой службы сотворити». Следовательно, сии пресвитеры, до своего падения, имели право приносить хлеб и чашу, творити слово учения людям, совершать св. службы, и потеряли это право своим падением. – (Сост. по кн.: «Истинно древняя и истинно правосл. Христова церковь» Григория, митроп. С.-Питербургского и Новгор. ч. I. Москва. 1883 г., стр. 72 – 75).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle