Источник

Часть 21, Глава 4Часть 21, Глава 6

О таинстве священства

5. Что есть епископ?

Епископ (ἐπίσκοπος) собственно значит надзиратель, от греческого глагола ἐπισκοπεῖν – надзирать, надсматривать.

Епископы установлены Самим Господом Иисусом Христом, и составляют в созданной Им церкви первую или высшую, после св. апостолов, степень церковной иерархии. Ибо:

1) Хотя первые епископы (кроме ап. Иакова) в свое время рукоположены для Христовой церкви не Самим Иисусом Христом, а св. апостолами, однако ж св. апостолы никогда не присвояли установления епископской степени самим себе. Напротив, когда в Св. Писании Нового Завета где-нибудь говорится о постановлении (посвящении, рукоположении) епископов, то постановление их приписывается Св. Духу, а установление – Богу Отцу или Иисусу Христу. Так св. ап. Павел, давая в Ефесе наставление тамошним епископам, учит: «Внимайте... себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20:28); в послании к Ефесеям он говорит, что пастырей и учителей так же, как и апостолов, дал есть Христос: «И той (Христос) дал есть овы... апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители» (Еф. 4:11); в послании к Коринфянам упоминая о них же, он сказывает, что »положи (установил) их Бог" (1Кор. 12:28).

2) Так это дело разумела вся древнейшая истинно православная церковь.

Св. священномуч. Климент Римский говорит, что епископы поставлены апостолами по повелению Иисуса Христа (на 1-е посл. к Коринф.).

Св. Игнатий Богоносец в своем послании к Филадельфийцам называет епископов, так как и две низшие степени, «Вчиненными волею Бога Отца через Господа Иисуса Христа» (к Филадельфийцам, лист. 25). То же в послан. к Ефесеям, именно: «Потщитеся, возлюбленнии, повиноватися епископу и пресвитером и диаконом: иже бо сим повинуется, слушает Христа, учредившего их» (к Ефес. лист. 48 на обор.).

Св. священномученик Киприан в послании к «падшим» пишет: «Господь наш, установляя достоинство епископа и образ Своей церкви, сказал в Евангелии Петру: «ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей: и дам ти ключи царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф. 16:18, 19). С того времени преемственно продолжается поставление епископов» (св. Киприана послан. 27 к падшим).

Тоже говорит о епископе блаж. Мелетий, патриарх Александрийский, именно: «Власть и сила святительского действия и благодати, яко зерно горушично от Спаса Своего Его церкви вметнено» (в «Кирилловой книге» посл. 5-е лист. 471 на обор.). – (Сост. по кн. «Истинно древняя и истинно православ. Христова церковь» Григория, митр. Новгородского и С.-Питербургского ч. 1. Москва 1883 г., стр. 68 – 70).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle