О таинстве священства
6. Различия между духовным и таинственным (иерархическим) священством285
По учению православной церкви священство бывает двоякое: духовное (всеобщее) и таинственное (иерархическое). Символическое учение о духовном священстве содержится в «Православном исповедании» Петра Могилы, в ответе на вопрос 108-й. Там сказано: священство духовное имеют все православные христиане, как учит ап. Петр: «Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления» (1Пет. 2:9)... Таковому священству сообразные бывают и приношения, именно: молитвы, благодарения, умерщвление плоти, предание себя на мученичество за Христа, и другие сим подобные. Увещевая к сему, ап. Петр говорит: «и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» (1Пет. 2:5. Стр. 97).
Духовное священство отнюдь не есть, таким образом, ни какая-нибудь церковно-общественная обязанность, принадлежащая только некоторым членам церкви, ни какое-нибудь чрезвычайное служение, воспринимаемое верующими для пользы и спасения своих ближних, – оно есть такое истинно-христианское настроение, присущее душе каждого верующего, когда он, в чувстве глубокой покорности воле Божией, способен бывает во имя Божие на всякого рода самопожертвования и самоотречения, ибо сказано: «Таковому священству сообразные бывают и приношения, именно: молитвы, благодарения, умерщвление плоти, предание себя на мученичество за Христа и иные, сим подобные». Оно есть тоже своего рода служение, но не столько церковно-общественное, сколько личное, в душе каждого христианина совершаемое, и не столько имеет в виду общую пользу членов церкви, сколько служит к живому обнаружению личной христианской настроенности каждого верующего, когда он, отрекаясь от всего греховного и распиная плоть свою со страстьми и похотьми, как бы приносит ее тем самым в жертву Богу, исполняя слова апостола: «Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше» (Рим. 12:1).
Но как такое, духовное священство совершенно отлично от священства таинственного, под которым разумеется особенное религиозно-общественное служение в церкви Христовой, путем преемственного рукоположения, идущее от самих апостолов и учрежденное в церкви для попечения о человеческом спасении. «Священство, именуемое таинством, заповедано апостолам от Христа» (говорится в «Правосл. испов.» – Ответ на вопр. 109-й). Посвящение производилось через возложение рук их и доныне производится по преемству епископов, наследовавших апостолам для раздаяния Божественных Таин и попечения о человеческом спасении, как сказал апостол: «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божих» (1Кор. 4:1). «Это попечение о человеческом спасении, говорится далее в «Правосл. испов.», заключает в себе две принадлежности: во-первых, силу и власть разрещать грехи человеков (Мф. 18:18), во-вторых, власть и силу учить (Мф. 28:19)».
Таким образом, по учению православной церкви, священство духовное не только не отождествляется с таинственным священством, но совершенно и резко от него отличается. По смыслу этого учения выходит, что каждый христианин может и должен быть в известном смысле священником: «Священник телу своему бывает», говорит об этом св. Златоуст (Беседа апост. стр. 363). Но, будучи священником своего тела, каждый христианин для спасения своей души должен не только признавать, но и прибегать к другого рода священству, – которому вверяется духовное руководство христиан и право священнодействия.
По своей высоте и исключительной важности, священство таинственное не только не может быть заменено духовным священством, но даже вполне обусловливает это последнее: ибо как может человек возрастать в нравственном совершенстве и идти трудным путем самоотвержения, т. е. говоря иначе, как может человек быть духовным священником и приносить духовные жертвы Богу, если он не получит на то благодатного подкрепления и силы в таинствах церкви, которые совершаются лицами, имеющими иерархическую степень, т. е. представителями таинственного священства? Священство это настолько важно, что без него, по замечанию Иоанна Златоуста, невозможно быть даже христианином. При этом получение власти иерархического священства обставлено в церкви такими условиями, без соблюдения которых никто не может считать себя в праве присваивать иерархическую власть. Те, которые не посланы и не избраны на сие, те ни под каким видом не должны приступать к нему, по словам ап. Павла: «Како же проповедят, аще не послани будут?» (Рим. 10:15. См. «Прав. испов.»).
После всего сказанного остается только спросить штундистов, которые, отторгшись от православной церкви и оставшись без иерархического священства, думают довольствоваться одним духовным священством, – справедливо ли они делают это, в виду ясного учения слова Божия о положительном различии духовного и таинственного священства и безусловной необходимости последнего для спасения человека?
Так штундисты, не имея таинственного, или иерархического священства, не имеют и священства духовного, или всеобщего. – (Сост. по Воскр. Чт. за 1891 г.).
* * *
Примеч. Эта статья может быть полезна миссионерам в борьбе их с штундистами, признающими только духовное священство и отвергающими иерархическое.