О таинстве покаяния
26. После смерти нет покаяния
(Из творений св. Тихона Задонского)
«Видиши, что всему свое время определено, якоже глаголет Екклесиаст: «Всем время и время всякой вещи под небесем» (Еккл. 3:1). Птицы в свое время гнезда строют и детей плодят; скоты и звери в свое время сходятся и рождают; рыбы также в свое время; древы и травы в свое время одеваются листвием, цветут и прозябают плоды; земледельцы в свое время орут, сеют и собирают плоды: всякой вещи свое время определил Создатель Бог наш.
Сим научаемся, что и нам Бог время свое определил к исканию вечного спасения. Бремя сие есть настоящее время, дóндеже днесь нарицается, дóндеже в мире сем находимся, дóндеже живем и путники есмы. Сие время определено нам к исканию спасения, которое Христос, Сын Божий, кровию Своею заслужил. Откуду сие время уподобляется в Писании времени сеяния: «еже сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» (Гал. 6:7, 8)... Будет время, когда никто не получит того, хотя со слезами и воздыханием поищет. Как и земледельцы несмысленные, пропустивши время удобное, хотя и сеют, но погубляют семя, яко не в то время, когда должно, сеют: так и несмысленные грешники будут некогда искать спасения, но не получат того, яко тогда будет время суда, а не покаяния.
Ныне время сеяти, искати, просити, толкати в двери милосердия Божия, когда Бог обещал услышати и помогати: и слушает и помогает. Глаголет бо: "во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор. 6:2). Ныне «всяк просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется», глаголет Христос (Мф. 7:8). Тогда того не будет.
Я-де при смерти могу покаяться, отвещает иный? Можешь с таким покаянием и во ад поити. О, человече, тогда ли хочешь каятися, когда время престает покаяния, и наступает время суда и истязания? Тогда ли хочешь к Богу обратитися, когда Бог тебя к ответу зоветь? Тогда ли хочешь искать, когда время уже уходить? Бесспорно, что должно и при смерти каятися, наипаче и молитися, и Бога со усердием призывати, яко тогда наипаче подвиг великой души бывает; но до смерти отлагать покаяние есть прелесть ума, нерадение о спасении и кознь диавола, который таковую мысль в сердце человека влагает, и научает закон Божий бесстрашием нарушать, Бога прогневлят, и покаяние день ото дня отлагать, чтобы тако человека лестно погубить. Сего ради, когда хочешь блаженно умереть, таков ныне буди, каков быть при смерти желаешь. Рассуждай о мирских вещах, чести, славе, богатстве и роскоши ныне так, как умирающие рассуждают, которые все тогда оставляют.
Берегись греха, и о сделанном жалей ныне так, как тогда берегутся и жалеют.
Хочешь тогда отпущение грехов от Бога во имя Христово получити? – ныне о том старайся. Хочешь, милость у Бога тогда получить? – ныне тоя ищи.
Но кто милость у милостивого Бога хочет получить, тот перестает Бога прогневлят, и о прежнем бесстрашии жалеет. Тот же перестает Его прогневлять, кто перестает грешить, и плоды покаяния творить.
Рассуждай сие, грешная душа, и внимай, что Предтеча сказал: «уже... секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф. 3:10). Видишь, куда грешники, не творящие плодов покаяния, определяются: посекаются, как древеса бесплодная, секирою суда Божия, и во огнь вечный, как дрова, ввергаются» (Из сочинений св. Тихона Воронежского; сн. «Воскр. Чт.» за 1870 – 71 г., кн. I, стр. 529 – 532).