133. Всякая вещь на своем месте успокаивается
Видим, что все вещи в сродных себе местах успокаиваются. Огонь кверху идет, и там покой себе обретает; воздух в воздухе успокаивается; земная вещь к земле идет, и всякое тело на земле успокаивается; рыба воды ищет, и успокаивается в ней; воды в море текут, и там успокаиваются; словом, всякая вещь в сродном себе естестве покой обретает. И хотя ей препятствуется, однако она к своему месту и покою стремится. Огонь, хотя отклоняется, однако кверху стремится; всякая тяжесть, хотя кверху и бросается, однако опять к земле обращается, как к своему месту и покою. Так душа человеческая в одном Боге успокаивается, и нигде не может найти себе покоя, кроме одного Бога.
Один Бог для души есть покой. Душа есть дух невещественный, образ и подобие Божие в себе имеющий: где же ей и покой иметь, как не в Создателе своем, как своем Первообразном? Богу Самому нигде так не благоприятно жить, как в душе человеческой, как Его образе и подобии. Так и душа человеческая ничем удовлетвориться не может, как Своим Создателем, и нигде покоя сыскать не может, как в прелюбезном Божестве. Ибо что душу может успокоить и удовлетворить, как духовное и Богу сообразное и подобное существо? Пища ли, одежда ли, драгоценный убор, дом, богатство, красота мира сего, высокая честь, сласть и всякое видимое увеселение? Нет! Ничем из этого душа успокоиться и удовлетвориться не может. Все это тленно, душа же нетленна. Это временно, душа же вечна. Это видимо, душа же невидима.
Со всем тем душа никакого сходства не имеет: как она может успокоиться и удовлетвориться тем, что ей несходно и несродно? Дух телом, и бессмертное смертным, и нетленное тленным, и невещественное вещественным, и невидимое видимым никак не может довольствоваться. Есть нечто иное, чем душа успокаивается и довольствуется.
Добро – свет солнца, луны и звезд, но телесное добро, тело просвещает.
Добро – воздух, но телесное добро, тело оживляет.
Добро – хлеб и всякая пища, но телесное добро, тело укрепляет.
Добро – питье, но телесное добро, тело утешает.
Добро – вода, но телесное добро, тело омывает и прохлаждает.
Добро – дом, но телесное добро, тело упокоевает.
Добро – огонь, но телесное добро, тело согревает.
Добро – одежда, но телесное добро, тело одевает.
Добро – плод деревьев и трав, но телесное добро, тело его вкушает.
Добро – мед, но телесное добро, тело услаждает, и прочее. Все это и прочее подобное этому душу удовлетворить не может. Иное душу удовлетворяет и успокаивает.
Есть жизнь, которой душа оживляется; есть свет, которым душа просвещается; есть хлеб и пища, которой душа укрепляется; есть питие, которым она прохлаждается; есть дом, в котором она успокаивается; есть сладость, которой она услаждается; есть одеяние, которым она одевается, и прочее. Бог один для души, как образу и подобию Своему, есть свет, жизнь, пища, питие, укрепление, прохлаждение, утешение, увеселение, радость, покой, мир, богатство, честь, слава и все блаженство. Без Бога и кроме Бога душа жить, успокоиться и блаженна быть не может. Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин. 4:16).
Сколько люди изобретают способов, чтобы душу свою успокоить и удовольствовать, – но не могут изобрести в мире ничего, чем бы она успокоилась и удовольствовалась. Сколько собирают богатства, сколько стараются высокой чести достичь, сколько стараются великую славу приобрести, сколько вымышляют родов пищи, напитков, сластопитания, красивых домов и строений, одежд и прочих прихотей, – но не могут душ своих успокоить и удовольствовать, и день ото дня более и более желают и вымышляют новшеств и перемен во всем. Не могут упокоить и удовольствовать душ своих: какая тому причина? Поскольку ищут того, чем душа не успокаивается и не довольствуется, а не ищут того, в чем одном душа покой и удовольствие свое обретает.
Все создания душу, как образ и подобие Божие, успокоить и удовольствовать не могут. К Богу ведут ее, но она только в Боге успокаивается. Знал это хорошо святой Давид. Посему, хотя царем Израилевым был, богатство, честь и славу великую имел, однако все это за ничто вменял, но душою своею спешил к живому источнику – Богу. Как лань желает на источники вод, так желает душа моя к Тебе, Боже! Возжаждала душа моя к Богу Крепкому, Живому (Пс. 41:2–3). И в другом месте поет: Насыщусь, когда явится мне слава Твоя (Пс. 16:15); то есть ничем душа моя не может насытиться и удовольствоваться, как только Тобою одним, о Боже! Тогда я насыщусь и удовлетворюсь, когда воссияет мне слава святейшего Лица Твоего.
Христианин! Этот святой пророк примером своим учит и нас ни в чем покоя и удовольствия не искать душам нашим, а только в одном Боге. Что же и нам искать покоя и удовольствия там, где сыскать нельзя? Дух в духе, а не в веществе успокаивается. Душа, как имеющая в себе образ и подобие Божие, достоинством и драгоценностью своею весь мир превосходит; ибо небо и земля с исполнением их единой души человеческой не стоит. Ниже Бога, но выше всех тварей душа человеческая. Драгоценен портрет Царя земного ради Царя, так как образ и подобие царское в нем изображается; драгоценна и душа человеческая и великолепна, так как образ и подобие Небесного Царя в ней изображено. Что же ее подлейшему созданию порабощать? Всякое создание недостойно ее, ибо всякое создание ниже души. Посему Христос, Спаситель наш, промышляя о покое и блаженстве душ наших, и зная нас, к подлейшему состоянию уклонившихся, и в земных и суетных вещах упражняющихся, и так без всякой пользы трудящихся и утруждающихся, и о нашем сожалея и соболезнуя бедствии, к Себе нас призывает, и у Себе обещает душам покой: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28–29).
О заблудшие и бедные люди! Зачем трудитесь и ищете покоя там, где покоя сыскать не можете? Оставьте суетные и бесполезные замыслы и старания ваши, и придите ко Мне, и обретете покой душам вашим (Мф. 11:29).
Нигде обрести покоя не можете, кроме Меня. Услышь, Господи, голос мой, которым я воззвал, помилуй меня и услышь меня! Тебе сказало сердце мое: «Господа взыщу». Тебя искало лицо мое – Лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати Лица Твоего от меня. Насыщусь, когда явится мне слава Твоя (Пс. 26:7–9; 16:15).