О таинстве священства
9. Добрые пастыри Христовой церкви (Примеры)
I. Святой Павлин, епископ Ноланский. Этот святитель отличался великим христианским милосердием. Раздав все свое имение бедным, он, наконец, упросил одну вдову, которая желала получить от него денежную помощь для выкупа из плена единственного сына ее, отдать его, епископа Павлина, в выкуп за сына. Вдовица никак не соглашалась на такое неожиданное и необычайное предложение, но святитель Павлин убедил ее, наконец, отдать его вандалам в выкуп за сына. Сострадательный старец, исполнявший должность садовника у вандальского князя, скоро приобрел у него расположение к себе и по устроению Промысла Божия, спустя несколько времени, был отпущен на свободу со множеством пленных христиан.
Ученик св. Павлина, еписк. Ноланского, Ураний так описывает пастырскую жизнь его: «Св. Павлин старался быть более предметом любви, чем страха; гнев не возмущал покоя души его; если надобно было показать строгость, он растворял ее кротостью. Бедный не отходил от него без того, чтобы не быть выслушанным; для всех у него готов был отеческий совет, для всех нуждающихся готова помощь; щедрость его к бедным доводила его самого до бедности. Перед смертию, когда он уже приобщился Св. Таин, ему сказали, что за платье для бедных требуют 40 сребреников, он отвечал с улыбкою: будет заплачено, и через несколько часов присылают ему из другого места 50 сребреников. Павлин возблагодарил Бога, расплатился и мирно скончался в 431-м году» (Из кн: «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского, январь 23 день, стр. 228 – 9).
II. Св. Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, прозванный церковью Великим за свои заслуги, родился в 329 году по Р. X. от благочестивых и знатных христианских родителей. Первые годы своего детства он провел в доме своей благочестивой бабки Макрины, которая посеяла в его душу первые семена христианской веры и благочестия. Когда св. Василию минуло семь лет, родители взяли его к себе в дом для дальнейшего развития ума и сердца. Укрепив в душе его истинную веру, развив в его сердце пламенную любовь к Богу и ближним, благочестивые родители св. Василия потом постарались научить своего сына всему, что преподавали в тогдашних училищах. Юноша учился в разных школах и городах, не оставлял без внимания никакой науки, но подобно пчеле, собирающей мед со всякого цветка, старался извлечь полезное из всякой науки. Вскоре он достиг такого совершенства в знании всех наук, что не только превзошел всех своих сверстников, но сравнялся с лучшими из своих учителей. Своею ученостию, а особенно своим высоким благочестием двадцатилетний Василий приобрел себе уважение не только от своих товарищей и учителей, но и от знатнейших граждан. Придя в совершенный возраст, св. Василий роздал все свое имение и удалился в уединение для подвигов благочестия. Здесь, отрешившись от всех забот житейских, не имея пристрастия ни к чему земному, он проводил жизнь в строгом воздержании. У него ничего не было, кроме одной нижней и другой верхней одежды; пищу его составляли хлеб с солью, а жажду его утоляла одна вода. Слава о высоком подвижничестве и мудрости св. Василия скоро распространилась по всей окрестности. К нему стали стекаться люди для бесед, а некоторые, тронувшись его проникавшею до глубины сердца речью, навсегда оставались в его обители, отрешившись, как и наставник их, от всех мирских выгод и удовольствий.
Но не в пустыне суждено было от Бога св. Василию проходить земное поприще. Скорбные обстоятельства православной церкви, обуреваемой тогда внутренними врагами ее – еретиками, – вызвали св. Василия на общественное служение Господу. Чтобы свет учения, почерпнутого им из изучения слова Божия, удобнее мог разливаться во все стороны, св. Василий был поставлен на свещник церковный через возведение его в сан пресвитера (священника) города Кесарии. В сане пресвитера св. Василий был главным помощником своему архиепископу во всех важных делах: он был и добрым советником, и правдивым предстателем, истолкователем слова Божия, опорою веры.
Обильно питая души своих пасомых вдохновенным свыше и умилительным словом, он не оставлял в нужде без пищи и их тело. В годы его священства в Кесарии случился в каппадокийской области сильный голод и засуха: все травы погорели, хлебные семена, посеянные весною, сгорели при самом своем всходе, так что нигде не видно было зелени. Обильные источники воды до того иссякли, что через них могли проходить малые дети, а небольшие речки и ручьи совсем высохли. Тогда страх от голодной смерти поверг в уныние всех жителей. Земледельцы, говорит сам св. Василий, сидя на нивах, посмотрят на малолетних своих детей и начнут рыдать; устремят взоры на жен и зальются слезами. По городу ходили голодные, исхудалые люди, прося себе помощи у богатых. Тогда доблестный пастырь отверз уста свои и своим словом в бедных возбудил упование на помощь Божию и терпение в бедствии, а в богатых – щедрую благотворительность. Свою попечительность о бедных он не ограничил только словом, но и употребил в пользу их все оставшееся ему после блаженной матери имение. Он собирал в одно место всех голодных, испрашивал у имевших всякие снеди, и какими утоляется человеческий голод, потом выставлял полные припасов котлы и при помощи служителей, подражая Самому Христу, питал всех алчущих.
В то же самое время св. Василий был заступником перед сильными мира сего за невинных, покровитель вдов и сирот. Когда в Кесарии умер архиепископ, то духовенство и народ избрали на архиепископский престол св. Василия. Но не радовался св. Василий своему возвышению: его душу снедала скорбь о бедствиях, какие переживала тогда православная церковь от еретиков. Ему предстоял великий труд борьбы и отражения врагов православия. И эту великую задачу он исполнял с удивительною мудростию. Показывая в себе пример всякой добродетели, попечительности о бедных и неутомимости в проповедании слова Божия, великий святитель и от подчиненных ему лиц требовал такой же чистоты жизни. Под его мудрым руководством духовенство кесарийское поднялось на такую степень нравственного совершенства, что соседние епископы просили у него пресвитеров для своих церквей. Но особенную ревность о благе церкви св. Василий обнаружил в защите православия от нападения еретиков-ариан. Ариане, нечестиво учившие о Сыне Божием, вместе с нечестивым императором Валентом, старались совратить епископа в свое лжеучение то ласкательством, то хитростию, а то и угрозами. Но ничто не могло устрашить его и поколебать его веры. Напрасно царский вельможа угрожал св. Василию за его веру отнятием имущества, изгнанием, истязанием и смертию. «Если можешь, – говорил святитель несправедливому властителю, – то угрожай иным, а это ни мало нас не трогает. Изгнания я не знаю, потому что везде земля Господня. А истязания что возьмут, когда нет у меня и тела? Смерть же для меня благодетельна: она скорее препошлет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, и к Которому давно поспешаю». Узнав о твердости святителя в исповедании веры, Валент хотел сослать его, но Господь не попустил исполниться злому умыслу царя. Великий святитель, прожив еще несколько лет в неутомимых трудах, удручаемый постоянными болезнями, мирно отошел ко Господу 1-го января 379 года, на 51 году своей жизни.
Господь еще при жизни его на земле проявил через св. Василия благодатные действия Св. Духа. Когда он совершал Божественную литургию по составленному им самим чину и молитвам, то предстоявшие благочестивые люди видели некий небесный свет в алтаре. Они видели также некиих, в белых одеждах, светоносных мужей, окружавших престол и самого великого архиерея.
Так высоки были данные от Бога святителю Василию духовные дары, так велики его добродетели и заслуги для св. церкви («Чет.-Мин.» 1 янв.).
III. Святой Иоанн Златоуст. Св. Иоанн Златоуст родился в г. Антиохии в первой половине 4-го века. По смерти отца своего он остался младенцем на руках своей матери, добродетельной Анфисы, которая имела самое ревностное попечение о воспитании своего единственного сына. В юности Иоанн был обучен всем тогдашним наукам. Увлекаемый товарищами, он несколько времени предавался мирским развлечениям, посещал театры и языческие празднества, – но это продолжалось недолго. Иоанн скоро познал пустоту всего этого, изменил образ жизни, принялся усердно изучать Священное Писание и, горя любовию к Богу, большую часть времени проводил в молитве. По смерти своей матери, раздав все свое имение бедным, Иоанн удалился в монастырь, в котором иноки проводили жизнь самую строгую, а по прошествии четырех лет сокрылся в пещеру и жил в ней два года в совершенном уединении. Но Богу не угодно было, чтобы светильник стоял под спудом. По воле Божией Иоанн оставил пустыню и возвратился в родной свой город Антиохию. Здесь он принял сначала сан диакона, а затем и сан пресвитера. С принятием сана священства Иоанн стал ревностно проповедовать слово Божие своим пасомым: он говорил поучения каждую неделю, иногда говорил два и три раза в неделю. И что это были за поучения? Это истинно небесная мудрость в простоте и красоте изложения, за что и получил он звание Златоустого. Весь город сходился в тот храм, где «златое слово» Иоанна услаждало ум и сердце и располагало к покаянию, милосердию и благочестию.
Слава о его красноречии достигла до императора и он вызвал Иоанна в Константинополь и сделал епископом столицы. В новом сане он еще ревностнее стал проповедовать слово Божие. «Я епископ, – говорил он, – потому я должен всех учить и нераскаивающихся обличать». Но своими правдивыми обличениями господствовавших в то время пороков Иоанн возбудил против себя многих знатных лиц столицы. Особенно ему много пришлось пострадать от императрицы Евдоксии, женщины суетной и властолюбивой. Раз Иоанн говорил проповедь о роскоши и о неприличии чрезмерно богатых женских нарядов. Тотчас же было донесено императрице, что в этой проповеди много намеков было на нее. По настоянию императрицы созван был собор из ее приверженцев, на котором Иоанна отрешили от должности и осудили в ссылку. Народ страшно взволновался и не хотел отпускать Иоанна. Но Иоанн сам отдался в руки присланного за ним чиновника. Волнение народа усилилось. Окружили царский дворец и требовали возвращения любимого пастыря. Между тем в ночь произошло землетрясение. Царица, испугавшись, послала возвратить Иоанна. Народ с радостию встретил его с зажженными факелами, с пением и радостными восклицаниями довел его до храма и просил благословения и поучительного слова. Но недолго святительствовал Иоанн. Близ церкви на площади поставили серебряную статую императрицы, и при этом случае происходили шумные игрища, которые смущали молящихся во время самого богослужения. Иоанн в одной речи восстал против этого и тем раздражил вновь императрицу. Был созван вновь собор и решено было Иоанна совсем удалить из Константинополя. Его сослали в г. Кукуэ, а потом на наш Кавказ. Много пострадал праведник в пути к последнему месту своего изгнания от жестокого обращения сопровождавших его: его влекли, не давая отдохнуть, то по дождю, то по палящему солнцу. Среди этих мучений Иоанн умер в небольшом городе Команах, не достигнув до места своего изгнания. Накануне смерти Господь открыл ему конец его земного странствия через мученика Василиска, который явился Иоанну и сказал: «Завтра будешь вместе со мною». После этого видения Иоанн приобщился Св. Таин и со словами: «Слава Богу за все» – предал дух свой Богу (14 сентября 407 г.). Спустя 30 лет св. и нетленные мощи его торжественно перенесены были в Константинополь.
VI. Св. Филипп, митрополит Московский. Св. Филипп, называвшийся в мире Феодором, родился в 1507 году в Москве от именитых бояр Колычевых. В молодости своей он состоял на царской службе, где пользовался благоволением великого князя малолетнего Иоанна, ставшего впоследствии Грозным царем на Руси. Однажды в церкви молодого боярина поразили слова Евангелия: «Никто не может служить двум господам...» Оставив все, он ушел в Соловецкий монастырь и поступил здесь в послушники. Безропотно и усердно св. Филипп переносил в монастыре возлагавшиеся на него тяжелые труды: носил воду, рубил дрова, работал на мельнице. Сделавшись иноком и приняв пострижение, св. Филипп продолжал являть собою пример всех добродетелей, не ослабевал в труде и молитве, и своею благочестивою жизнию заслужил любовь и уважение всей братии. Видя его добродетели, игумен соловецкий Алексей пожелал вверить св. Филиппу управление монастырем, но смиренный инок долго не соглашался на это, не считая себя достойным управлять другими. Наконец, по смерти престарелого игумена, общими просьбами братии он вынужден был принять этот сан и отправился в Новгород, чтобы принять там от епископа рукоположение. С величайшею деятельностию стал св. Филипп исполнять свои настоятельские обязанности, так что в немногие годы своего настоятельства совершенно обновил соловецкую обитель. Но вот в 1566 году, когда кафедра московской митрополии сделалась праздною, св. Филипп неожиданно для себя получил от царя Ивана Васильевича Грозного приказание ехать в Москву, чтобы принять здесь сан митрополита Московского.
Грустно было св. Филиппу оставлять обитель, в которой он провел уже много лет; чувствовал он, что на трудный подвиг его вызывают в Москву, но отказаться исполнить волю Грозного царя было невозможно. В Москве все трепетали тогда в страхе перед опричниками, которые, как телохранители царские, производили в государстве множество возмутительных насилий, грабежей и убийств. Уже многие знатнейшие бояре сложили свои головы от злодеяний опричников. Мирные жители Москвы, страшась наглости крамольников, запирались в своих домах, и Москва как будто замерла от ужаса. Среди страшного безмолвия несчастные ожидали только, не раздастся ли в защиту их голос нового митрополита. Действительно, ревностный первосвятитель твердо решился стоять за правду, хотя бы за это пришлось пожертвовать жизнию. Уже в первую службу по своем посвящении св. Филипп обратил свое слово к царю, в котором напоминал ему, что царь должен быть кротким и милостивым, что нужно употреблять силу против врагов, а не против верноподданных. Сначала грозный царь внимал правдивым речам святителя, но потом стал гневаться на такую смелость архипастыря. «Что тебе, чернецу, до наших царских дел? – однажды сказал он св. Филиппу: – не прекословь державе нашей, если не хочешь лишиться сана.» – «Я не посылал, – отвечал святитель, – ни просьбы, ни ходатаев и не наполнял ничьих рук деньгами, чтобы получить сан святительский. Ты лишил меня пустыни моей, твори же, как хочешь». Чтобы не слушать правдивых обличении, грозный царь стал избегать встречи с митрополитом, которого теперь возненавидел. Однажды в день воскресный, когда св. Филипп служил обедню в Успенском соборе, к концу службы вошел в храм Иоанн с толпою опричников. Иоанн подошел к митрополиту и ждал благословения; митрополит безмолвно смотрел на образ Спасителя. Тогда один из приближенных царя сказал ему: «Владыко! государь перед тобою, благослови его». Филипп, взглянув на Иоанна, сказал: «Государь и кому поревновал ты, приняв на себя такой вид и исказив благолепие сана? (Царь был одет, как и все опричники, в черную рясу, с остроконечным шлыком на голове и с обнаженным оружием). Ни в одежде, ни в делах не видно царя. Убойся, государь, суда Божия. Мы здесь приносим бескровную жертву Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская». Иоанн страшно разгневался; он ударит жезлом об пол и стал грозить святителю казнями. «Я пришлец на земле, как и все отцы мои, – смиренно отвечал архипастырь, – я готов страдать за истину. Но что бы ни было, не перестану говорить правду, ибо не хочу носить бесполезно сан святительский». В невыразимом гневе Иоанн вышел из храма; он решился погубить митрополита. Желая дать делу вид правосудия, царь устроил собор, на который явились несколько клеветников на святителя. Однако, Грозный не осмелился осудить его на смерть, а повелел своим опричникам заключить его в темницу, зная что те исполнят и сами его тайное желание. Действительно, мужественному и невинному страдальцу забили ноги в колодки, заковали руки и отвезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями. Здесь, желая уморить его голодом, несколько дней не приносили ему есть, но св. Филипп, привыкший поститься, оставался жив. Несколько дней страдал неустрашимый исповедник правды в смрадной келье, окованный цепями, с тяжелою колодкою на шее. По целым дням у монастыря толпился народ, прославляя добродетели св. Филиппа. Это досадовало грозного царя так что он решил совсем удалить святителя из Москвы и сослал в Тверской Отрочь монастырь. Много страданий вытерпел св. Филипп в продолжение пути и тяжелого заточения, которое продолжалось около года и наконец 23 декабря 1570 года от руки одного злодея он мирно отошел ко Господу, как истинный пастырь стада Христова, положивший душу свою за своих словесных овец.
Через двадцать лет после его кончины в царствование кроткого Федора Иоанновича иноки соловецкой обители испросили позволение перенести к себе тело священномученика Филиппа. Когда выкопали гроб и вскрыли его, то нашли в нем тело святителя нетленным. Над гробницею святителя стали совершаться различные исцеления. В 1640 году при царе Алексее Михайловиче мощи св. Филиппа были торжественно открыты, а в 1652 году были перенесены в Москву и положены в Успенском соборе, где и доныне в благоухании святыни почивают во свидетельство торжества правды Божией. – (См. «Воск. лист.» № 153, прилож. к журн. Воскр. день за 1891 г.).