Источник

Часть 21, Глава 7Часть 21, Глава 9

О таинстве священства

8. Примеры чудесного избрания и призвания на епископство

1. В городе Комане, неокесарийской области, умер епископ. Граждане упросили Григория Чудотворца придти к ним, избрать и рукоположить к их осиротевшей церкви епископа. Многие указывали Григорию на людей ученых, образованных и просвещенных, но Григорий ни одного из них не признал достойным этого великого сана. Один из предстоявших с насмешкою сказал: «Не избрать ли уже нам во епископы Александра?» Все засмеялись от этой шутки. – «А кто такой Александр?» спросил Григорий, Ему отвечают, что Александр жжет уголья и продает их на рынке. «Приведите его сюда», сказал св. Григорий. Когда привели Александра на собор, некоторые из предстоявших, взглянув на него, громко засмеялись; от угольев он был черен, и притом в рубище. Когда Александр приблизился к Григорию, тот тотчас извещен был Духом Божиим, что этот Александр да будет епископом. Григорий приказал Александру сходить умыться, одеться в приличную одежду и явиться на собор. Когда возвратился Александр, Григорий Чудотворец в присутствии всех начал испытывать его в знании Св. Писания; изумил всех Александр своим умом и красноречием. Он был человек в высокой степени глубоко просвещенный; но из любви к Богу избрал такую смиренную жизнь. И святитель Григорий рукоположил Александра во епископа Команского. Первое поучение его к народу привело в умиление сердца всех. Все благодарили Бога, даровавшего им такого пастыря. Благодать Св. Духа исходила из усть его, и св. церковь причла его к лику святых («Чет.-Мин.»).

II. Св. Епифаний, посетив спасавшегося на острове Кипре преп. Илариона Великого, хотел отплыть оттуда в город Аскалон. Но корабль на котором отплыл в Асколон Епифаний, был принесен бурею снова к берегам кипрским и именно пристал близ кипрского города Саламина или иначе – Констанции Кипрской. В это время в Саламине был собор епископов для избрания нового архиепископа на место умершего. Несколько дней епископы возносили молитвы к Богу, дабы Он Сам явил им мужа, достойного этого сана. Между ними был один епископ старейший, уже пятьдесят лет прослуживший в сане епископа, по имени Паппий – муж святой и прозорливый, который сподобился и пострадать за Христа; будучи схвачен нечестивыми вместе с архиепископом саламинским Геласием, он после многих мук был отпущен живым. Все епископы кипрские имели его себе вместо отца и почитали, как исповедника и мученика Христова. Сему-то старцу-епископу было открыто от Бога о пришедшем в город Саламин иноке Епифании и повелено было, взяв его, посвятить во архиепископа тому городу. В ту пору было время осеннее и происходило снятие винограда. И вот Епифаний сказал ученикам своим (Иоанну и Полувию, с которыми путешествовал): «Пойдемте, чада, в город и купим себе винограду на дорогу (ибо намерен был вскоре отплыть оттуда)». И пошли на торжище. Подошедши к продавцу винограда и взяв в руки две большие виноградные кисти, Епифаний спросил: что стоит это? Вдруг сказали, что идут епископы. Оглянувшись, Епифаний увидел идущего старого епископа Паппия, поддерживаемого двумя диаконами, и с ним – трех других епископов. Епифаний, эабывшись, держал в руках виноград и, смотря на епископов, удивлялся тому, что они так просто идут к нему. Блаженный Паппий, увидев преподобного Епифания, познал его Духом Святым и сказал: «Авва (отче) Епифание, оставь виноград и иди с нами во святую церковь. Епифаний, вспомнив слова Давида: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 121:1), – оставив виноград, пошел с епископами. Вошедши в церковь, он увидел собор епископов, которые сказали ему: «Бог послал к нам тебя, авва, дабы ты был архиепископом сему граду и всему кипрскому острову». Но Епифаний отказывался, называя себя грешным и недостойным столь высокого сана. Епископы же, не слушая его извинений, начали посвящать его в сан священический. И плакал преподобный, почитая тяжелым для себя то посвящение, а бремя святительства неудобь носимым. Тогда святой епископ Паппий сказал ему: «Нам следовало молчать, чадо, о бывшем нам о тебе откровении, но так как я вижу тебя скорбящим и плачущим, то мне уже необходимо возвестить тебе то, что Бог благоволил открыть нам. Эти, собравшиеся здесь, святые отцы епископы возложили на мое недостоинство избрание архиепископа, сказав мне грешному: «Прилежно помолись ты Богу, и веруем, что он явит тебе мужа, достойного архиепископства!» Затворившись в своей келлии, я молил о том Владыку Спасителя, и вдруг, подобно молнии облистал меня свет и я услышал голос, говоривший ко мне грешному: «Паппий, Паппий, слушай!» А я испугавшись, спросил: «Что велишь, Господи мой?» Тогда голос отвечал мне: «Встань и иди на торг, там ты увидишь инока, покупающего виноградные кисти, лицом и головой похожего на пророка Елисея и имеющего при себе двоих учеников. Взявши его, посвятите в сан архиепископа, а имя тому иноку – Епифаний». И я, вставши, исполнил то, что мне было повелено, посему ты, чадо, не противься изволению Божию, но внимай стаду, в котором Дух Святый поставляет тебя епископом». После сего Епифаний, падши, поклонился святому епископу Паппию, повиновался воле Господней и принял посвящение в сан архиепископа саламинского. («Чет.-Мин.»).

III. Когда преп. Нифонт приближался уже к старости, приспело время его святительства, которое, предвозвещено ему было от Бога в следующем видении: представилось ему некоторое место, а на нем множество овец – до тысячи тысяч, пастыря же при них не было. Когда, потом, блаженный размышлял в себе – не убоятся ли волка эти овцы, ходя без пастыря, вдруг явился ему светолепный муж, подобный святому апостолу, Павлу, и сказал: «Что стоишь, смотря на царских овец, и почему, будучи свободен, не пасешь их?» Блаженный Нифонт отвечал: «Как я буду пасти царских овец, будучи не научен такому делу и весьма немощен?» А явившийся сказал: «Царь повелевает тебе попасти их недолго, затем, почив, получишь великую награду». Сказав это, дивный муж дал ему жезл, вручил ему овец и ограду и ушел. Пробудившись, блаженный размышлял, чтобы значило видение это, и уразумел, что явившийся был святой апостол Павел, овцы – люди, а ограда церковь, и весьма убоялся, как бы не поставили его епископом царскому граду, и Нифонт сказал себе: «Так-то я умолил Бога, дабы не быть мне начальником ни над кем... и вот Он хочет даровать мне власть. Сделаю же так, как Иона, – убегу отсюда». Взявши с собою ученика своего, он вышел из келлии своей и вошел в корабль. При благоприятном ветре корабль скоро прищел в Александрию, где тогда был епископ Александр. В тот самый день пришли в Александрию люди с острова Кипра, из города, называемого Констанция, и просили архиепископа Александра, дабы он поставил им епископом того, кого находит достойным сана, ибо скончался их пастырь Христофор, муж честный и святой. Архиепископ сказал им: «Подождите немного, пока Бог явит такого человека». И в ту ночь архиепископ увидел святого апостола Павла, сказавшего ему: «Кого ты поставишь епископом городу Констанции?» Архиепископ отвечал: «Я не знаю, но кого изволит Бог». Явившийся сказал: «Бог явит тебе достойного, только ты совсем клиром будь завтра в церкви, смотри на входящих: кого увидишь похожего на меня, тому и вручи паству». Когда наступило утро, патриарх пришел в церковь и смотрел, кто из входящих будет подобен явившемуся. А Нифонт, ничего не зная, пошел в церковь и дорогою сказал ученику своему: «Ощущаю на сердце какую-то печаль и вместе радость, уж не имеет ли быть с нами что-либо особенное?» и с этими словами вошел в церковь. Архиепископ, увидев его, сказал архидиакону своему: «Посмотри, Афанасий: этот человек не похож ли лицом на изображение св. апостола Павла?» Архидиакон отвечал: «Воистину так, он и достоин пасти церковь Христову, ибо я вижу идущего, беседующего с ним Ангела Божия, при том же на голове видится венец из камней честных». Тогда архиепископ, подозвавши к себе святого Нифонта, поцеловал его, и они сели. А архидиакон, улыбаясь, сказал Нифонту: «От чего бегал ты, отче, на то невольно пришел ныне». Блаженный догадавшись, что имеет с ним быть, вздохнул и сказал: «О, горе мне, что такая власть имеет быть дана мне, недостойному и грешному!» Архиепископ отвечал на это: «О если бы и я был также недостоин!» Сказавши это, встал и начал божественную литургию, посвятил преподобного Нифонта в степень клирика, затем чрез несколько дней – в диакона и пресвитера, потом и в сан архиерейский, к общей радости всех людей о таком явленном от Бога пастыре («Чет.-Мин.»).

IV. Некто, именем Иоанн, служил в Константинополе при монетном дворе. Будучи благочестив, щедр к нищим, богобоязнен, он однажды принял к себе инока, пришедшего из Палестины, сколько для того, чтобы исполнить долг странноприимства, столько и для того, чтобы в свободное время заниматься с ним духовными разговорами.

Однажды собеседники шли вместе, инок по правую, а Иоанн по левую руку. Вдруг встретился с ними незнакомец и сказал выразительно: «Не должно тебе, авва, идти одесную великого архиерея». Удивленный инок объявил об этом Евтихию, патр. Константинопольскому, и святитель, уважив столь чудное происшествие, посвятил Иоанна в иноческий чин. Новопосвященный инок не обманул надежду патриарха: был образцом братии, ангелом земным, человеком небесным.

Через несколько времени умер блаженный Евтихий, и праведный Иоанн, с общего согласия духовных и светских властей, избран на место его. Человек Божий долго отрицался от столь великого сана; но устрашенный сверх-естеетвенным видением, в котором представилось ему пламенное море, от земли до неба колеблющееся, и сонм Ангелов, в случае непослушания предвещающих ему грозную казнь, наконец согласился вступить на престол патриаршеский и в истории известен под именем Иоанна Постника (По «Чет.-Мин.» сент. 20 д. сн. «Училище благочестия, или примеры христ. добродетелей», изд. Уч. Сов. при Св. Синоде. Спб. 1899, стр. 18).

V. На 12-м году отроку Елевферию (в последствии св. Алексию, митрополиту Московскому) уже открыто было высокое назначение его. Раз раскинул он сети на птичек, и долго сторожа их, от утомления задремал. Неожиданно слышит он голос: «Алексий! к чему такой труд твой? тебе надо быть ловцом людей». Пробужденный тем, отрок изумился необыкновенному голосу и имени Алексия. Это видение глубоко запало в душу его; он стал молчалив, оставил игры и много стал думать о жизни и ее назначении. Родители изумлялись перемене жизни его, спрашивали у слуг о причинах перемены, но те могли сказать только то, что Елевферий часто уходил в места уединенные. Спрашивали самого отрока, отчего он уклоняется от людей и занимается только книгами? К чему изнуряет себя постом? «Не печальтесь о мне, добрые родители, отвечал отрок: не делаю я худого, а желаю успевать в благом; пусть исполнится надо мною воля Господня». На 15 году Елевферий уже решился посвятить себя монашеской жизни. На 20 году (в 1320 г.) вступил в московский Богоявленский монастырь и тогда же пострижен с именем Алексия, с тем самым, которое он слышал в сонном видении, за семь лет перед тем. Хотя Богоявленский монастырь был на шумной торговой улице, но Алексий нашел покой здесь, предавшись подвигам. Он проводил время то в храме, то в молитвах келейных; читал книги и усердно изучал Священное Писание Ветхого и Нового Завета: бдением ночным иссушал плоть и очищал сердце. – (Из кн. «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», Филарета, архиеп. Черниг. Ч. I, Спб., 1882 г., стр. 225 – 226).

VI. До семи лет отрок Петр (впоследствии Петр митрополит и чудотворец России) рос в доме отца и потом отдан был родителями учиться грамоте. Он учился прилежно: но учение шло неуспешно. Это печалило родителей и сына. Раз во сне видит он мужа в святительской одежде, который, став близ него, сказал: «Чадо мое! Открой уста твои»; когда же открыл их святитель прикоснулся языка и, благословив, как бы влил сладость в уста его. Отрок проснулся, но никого не видел. С того времени, что преподавал учитель его, изучал он легко, и в короткое время превзошел своих товарищей успехами287. (Оттуда же Ч. III, Спб. 1882 г., стр. 573).

 

* * *

287

Примеч. Отступление западной церкви от православной в совершении таинства священства. Римско-католическая церковь в учении о таинстве священства отличается во 1-х, тем что в ней, вопреки Священному Писанию (1Тим. III, 2 12) и постановлениям вселенских соборов (1 и 6-го), лица священного сана обязаны вести жизнь безбрачную. Обычай безбрачия духовенства явился в римской церкви еще в начале V-го в., со времени папы Иннокентия 1-го (404); в последствии времени правила о безбрачии духовенства стали более утверждаться, а в 12 в. распространены были и на низших церковно-служителей. Такие правила прямо противоречат и Св. Писанию, и постановлениям вселенских соборов. Ап. Павел прямо в ясно говорит: подобяет епископу быти единые жены мужу (1Тим. III, 2). Здесь под епископом разумеются и пресвитеры, как видно из связи речи; и потом дальше: диакони да бывают единые жены мужи (ст. 12). Согласно с этими словами апостола, на 1-м вселенском соборе не было принято предложенное некоторыми мнение о безбрачии духовенства, в только было постановлено, чтобы лица, уже принявшие священный сан, „по древнему преданию церквей“, не вступали в брак, а те, которые до рукоположения вступили в брак, не оставляли своих жен после. Тоже было подтверждено и на 6 вселенском соборе; только относительно епископов было постановлено, чтобы они избираемы были из лиц, „несвязанных узами брака“. Этот обычай явился в христианской церкви еще в первые века, особенно в 4-м веке, а в 6-м императором Юстинианом возведен был на степень закона; в 7-м веке шестым вселенским собором (в 630 г.) окончательно был утвержден (см. „Прав. догм. богосл.» митр. Макария, т. 11, стр. 504 – 508). Во 2-х, римская церковь измыслила новую, неизвестную апостолам, степень наместника Христова и князя церкви (сан папы). В 3-х, учреждение должности кардиналов, произвольно измышленной в римской церкви, ведет к снешению степеней священства: кардинал диакон, считается выше епископа, не имеющего кардинальской шляпы и мантии. Лютеране, не признавая священства таинством, не имеют у себя лиц священного сана; их пасторы суть только народные учители. Назначение на должность пастора у лютеран называется ординациею.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle