О таинстве крещения
12. Обеты крещения и блага, дарованные нам при крещении
I. Первый обет, произнесенный за нас перед купелию крещения нашими восприемниками, был обет отречения от диавола и всех дел его. Что это значит? Диавол есть дух злой, противник Божий. Все, что ни делает он, делает вопреки воле Божией: он непрестанно грешит сам, непрестанно старается увлекать ко грехам и нас, так что всяк, «творяй грех, от диавола есть» (1Ин. 3:8) и все, творящие похоти его, суть его чада (Ин. 8:44). Следовательно мы обещались перед своим крещением никогда не грешить, не следовать внушениям диавола, не противиться воле Божией, но всегда и во всем исполнять ее. Увы! Кто из нас не сознается, как бы ни кратка еще была его жизнь, что уже давно он нарушил этот святой обет, нарушил стократно, тысячекратно, что каждый день, каждый даже час нарушает его несколько раз?
Вслед за отречением от диавола мы произнесли при купели крещения через своих восприемников другой обет – обет веровать во Христа и таким образом сочетатся Ему, – во свидетельство чего тогда же прочитан был за нас Символ веры. Но, чтобы действительно веровать во Христа, надобно знать истины веры, которые Он возвестил нам: чтобы не «влаяться» в делах веры «всяким ветром учения» (Еф. 4:14), надобно знать эти истины в том виде, в каком содержит и преподает их св. православная церковь – «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15); чтобы вера во Христа соделалась для нас истинно-спасительною, надобно, чтобы она была не верою только холодного рассудка, а вместе верою сердца: «сердцем... веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:10). Что же, с тех пор, как мы начали сознавать себя и пользоваться своими способностями, выполнили ли мы все эти необходимые условия для нашей веры? Изучили ли, и достаточно ли изучили спасительные истины, про подаваемые нам православною церковию? Воспитали ли в себе сердечную веру – живую и непоколебимую? Можем ли от полноты убеждения сказать ныне, что мы веруем в нашего Господа и во все откровенное Его учение?
Два только обета произнесены за нас при крещении нашими восприемниками, – два обета, но – чрезвычайной важности. Представьте, что это были первые обеты, данные нами Богу; с этих обетов началось наше христианство, а главное – в этих обетах выражены самые существенные условия нашего вечного спасения: первым обетом мы обязались творить добрые дела; вторым – иметь веру во Христа; но вера и добрые дела и составляют то, без чего нам спастись невозможно.
II. На наши обеты, данные перед крещением, Господь отозвался двумя величайшими благами, дарованными нам в крещении.
Все мы родились в прародительском грехе, и потому все с самого рождения были виновными перед Богом и «чадами гнева» Его (Еф. 2:3). И вот в таинстве крещения Дух Святой, сошедши на нас, возродил нас – потребил в нас все греховное, освятил наше естество, освободил нас от всякой виновности перед Богом, так что мы вышли из купели крещения совершенно чистыми от греха, невинными и святыми. Вы были некогда грешниками, писал св. апостол к коринфским христианам, «но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11). Таково было первое благо, дарованное нам в крещении! Где ж оно теперь у нас – это бесценное сокровище? Где чистота души, где непорочность сердца, где святость помыслов, чувствований и желаний, где наша первая невинность, полученная нами в «бане пакибытия и обновления Святаго Духа?» (Тит. 3:5).
Но мало того, что Дух Святой очистил нас от греха, освятил и оправдал в таинстве крещения, Он вместе сочетал нас Христу по вере нашей, усвоив нам Его заслуги, и соделал нас чадами Божиими: новое величайшее благо! «Вси бо вы сынове Божии есте, – говорит нам св. апостол, – верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:26, 27). А это высочайшее преимущество – быть чадами Божиими, облеченными во Христа – сохраняется ли нами в целости? Так ли мы живем, как прилично рожденным от Бога и сочетавшимся Христу? «Елицы... Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии» (Рим. 8:14); «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24); «Всяк рожденный от Бога греха не творить, яко семя его в нем пребывает» (1Ин. 3:9). Можем ли приложить к себе все эти признаки?
Думаем, что без дальних исследований, без долгих разысканий собственная совесть скажет каждому из нас, что мы, увы, – не соблюли ни обетов, данных при крещении, ни благ, полученных в крещении. Что же нам теперь делать? Прибегнуть к таинству покаяния, существующему собственно для христиан; мы имеем полную возможность, при содействии благодати Божией, всегда готовой к нам на помощь, исправить свою жизнь, обновиться и быть святыми и непорочными перед Богом. Воспользуемся же этими единственными, остающимися нам, средствами для нашего спасения: принесем Господу искреннее раскаяние в наших грехах и постараемся, с Его благодатною помощию, переменить наш образ жизни, чтобы нам снова соделатся такими, какими мы вышли из купели крещения (Сост. по кн. «Слова и речи» Макария, еписк. Тамбовского и Шацкого, том II, стр. 211 – 217).