О таинстве миропомазания
1. Понятие о таинстве миропомазания
I. За крещением следует миропомазание, в котором сообщаются христианину благодатные силы для укрепления и возрастания его в духовной жизни. Таинство это в церкви апостольской известно было под именем возложения рук, потому что апостолы для сообщения крещаемым даров Св. Духа сначала возлагали на них свои руки (Деян. 8:14–17. Сн. Евр. 6:2), но потом это действие заменено помазанием миром, и потому от слова помазание – (χριομα) оно называлось χρίομα (2Кор. 1:21, 22; 1Ин. 2:20–27).
Хотя в Евангелиях нет такого прямого указания на заповедь Спасителя относительно миропомазания, какое есть относительно крещения, но тем не менее, что весьма важно, у св. Иоанна находится совершенно ясное и прямое обетование Спасителя относительно того, что по Его прославлении, т. е. по Его воскресении и вознесении на небо, все уверовавшие в Него имели сподобляться Св. Духа, хотя при этом еще не был указан самый способ такового преподаяния Его верующии. Такой именно имеют смысл сказанные Христом в последний великий день праздника следующие многознаменательные слова: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева Его истекут воды живы», по поводу которых евангелистом замечено: «Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующие во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен»240 (Ин. 7:37–39).
Между тем, во всем согласно с волею Христовою поступавшие, апостолы, как видно из книги Деяний Апостольских, по вознесении Господнем на небо, и ниспослании Им обетованного Утешителя, и на самом дел стали преподавать всем верующим, по получении ими крещения, Св. Духа, и именно преподавали Его через руковозложение, которое, как должно полагать, вскоре заменилось миропомазанием. Так, когда жители Самарии были крещены (Филиппом), и известие о сем достигло до находившихся в Иерусалиме апостолов, последние, вследствие того, что никто из самарян не получил еще Святого Духа, потому что только были крещены, посылают к ним Петра и Иоанна с тою нарочитою целью чтобы преподать новокрещенным Святого Духа, что и выполняется Петром и Иоанном, которые, по изображению книги Деяний, «сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго... тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго» (Деян. 8:15, 17). Отсюда само собою очевидно как то, что апостолами преподаяние новокрещенным Духа Святого признавалось столь же необходимым и неотложным священнодействием, как и крещение, так и то, что оно, по их верованию, составляло особое и отдельное от крещения священнодействие, отличающееся от него по своему особенному благодатному действию и особенному видимому знаку, каким на первых порах было соединенное с молитвою руковозложение. Тоже самое вполне подтверждает обстоятельство крещения ап. Павлом учеников Иоанновых и преподание им через руковозложение Духа Святого (Деян. 19:1–6).
II. Но вместе с сим, в появившихся уже после книги Деяний посланиях апостольских мы находим довольно ясные указания на другой видимый знак, употреблявшийся в апостольской церкви для преподаяния верующим Св. Духа, а именно на миропомазание. Так ап. Иоанн, напоминая верующим о принятии ими даров Св. Духа, наставляющего их в истинах веры, пишет им между прочим следующее: «И вы помазание имате от Святаго, и весте вся... И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно ест, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1Ин. 2:20, 27). Здесь, что не трудно приметить, хотя речь о внутреннем, просветительном действии на верующих Святого Духа, но двукратное наименование сего действия помазанием241, и притом такого рода помазанием, которое верующие прияли и о нем знали, заставляет необходимо предполагать, что то благодатное действие Св. Духа, о котором говорится здесь, было соединено с видимым общеизвестным знаком помазания, и через него именно сообщено было верующим.
Тоже самое нужно сказать и относительно обращенных к коринфянам следующих слов ап. Павла: «Извествуяй... нас с вами во Христа (утверждающий нас с вами во Христе), и помазывай нас, Бог, иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша» (2Кор. 1:21, 22). Здесь преподаваемое верующим обручение Духа в такой поставляется внутренней связи с помазанием Божиим и запечатлением, в какой стоит следствие по отношению к своей причине.
А это естественно заставляет предполагать, что преподаваемому верующим в то время, когда писалось послание ап. Павла, духовно-благодатному обручению Духа предшествовало и с ним нераздельно соединялось видимое помазание и запечатление242 (Сн. «Опыт. догм. богосл.» Еп. Сильв. Киев. 1884 г. т. IV, ст. 388 – 391).
III. Таинство это всегда было и доселе остается в православной восточной церкви. О нем постоянно свидетельствуют древние церковные писатели.
Феофил Антиохийский в половине 2–го века пишет: «Мы потому и называемся христианами, что помазуемся Божественным помазанием» (к Автол. § 12).
Тертуллиан в конце 2-го века пишет: «Выходя из купели, мы помазуемся благословенным елеем; телесно изливается помазание, но производить духовное действие, подобно как и в крещении» (de Варt. с. 7).
Киприан, живший в 3-м веке, говорит «Что сделано Иоанном и Петром над самарянами, то у нас доныне совершается: принявшие крещение представляются начальникам церкви и посредством наших молитв и возложения рук приемлют Св. Духа и совершаются запечатлением Господним» (Кипр. письм. 60).
Св. Кирилл Иерусалим. о сем таинстве пишет: «Когда вы вышли из купели, вам дано помазание. Не думай, что это простое миро. Видимым миром помазуется тело, а душа освящается святым и животворящим Духом. Прообразование сего миропомазания находится в В. З. и указывает на помазание священников и царей». Далее говорит: «Сохраните его непорочно, ибо оно само учит вас о всем, как вы слышали от блаж. Иоанна, так много любомудрствующего о сем помазании. Оно есть святость, духовное охранение телу и спасение душе» (Сн. «Опытн. библ. словаря собств. имен», прот. П. Солярского, т. IV, стр. 699).
* * *
Примеч. составителя: сюда же отнести нужно и слова Спасителя ученикам: вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше (Лук. XXIV, 49), каковою силою и облеклись апостолы по сошествии на них Духа Святого.
Примеч. Что значат слова: печать дара Духа Святого? Печать, налагаемая на какую-нибудь вещь, служит знаком принадлежности ее, как неотъемлемой собственности, владельцу печати. Посему, если и таинство миропомазания называется печатию, это означает, что освященные сим таинством, суть собственность или достояние Господа, посвящены ему, – т. е. отделены от мира, от общества людей невозрожденных, на особенное служение Господу, принадлежат к народу святому, царскому священству, к сонму иереев Божиих, преимущественно близких к Господу (1Петр. II, 9 – 10). К ним относятся слова: позна Господь сущия Своя (2Тим. II, 19), и еще: не прикасайтеся помазанным Моим (Псал. 114, 15). Они так все дороги Богу, как дорог был Ему в ветхом завете избранный народ, и даже дороже, как искупленные кровию Христовой. Так высоко достоинство христианина, запечатленного св. миром. Но чем оно выше, тем тщательнее должно быть охраняемо христианином, под опасением огорчить и прогневить Духа Св. жизнию, несоответствующею столь высокому достоинству. Такое несоответствие тем менее простительно, что чрез таинство миропомазания мы не только посвящены на служение Богу, но вместе облечены благодатною силою к тому, чтобы свято проходить сие служение, ходить достойно звания нашего, звания помазанников Божиих, отмеченных печатию избрания Божия. Людям израильским, избранным из всех народов на служение единому истинному Богу, не раз было напоминаемо от избравшего их Господа: святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев. XIX, 2). С тем же напоминанием обращается ап. Петр и к новому Израилю, которого Господь избрал в достояние Себе: по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках (1Петр. 1, 15). Печать святости должна лежать на всем существе христианина, ибо все существо его, все силы его освящены благодатию Св. Духа, как видно из того, что при совершении над ними таинства миропомазания запечатлены св. миром: чело, очи, уста, уши, перси, руки и ноги. Запечатлевается св. миром чело для освящения нашего ума. Ум наш освящен просвещающею благодатию Св. Духа к тому, чтоб ему при помощи ее разумевать, что есть воля Божия, благая и совершенная. И потому, кто не ревнует о сем, кто не заботится о познании того, что нужно для вечного спасения, кто не покоряет своего ума в послушание откровенной Св. Духом истине и готов верить всякой легкомысленной книге или устам, распространяющим неверие, неуважение к слову Божию и учению церкви, тот оскорбляет и прогневлнет Св. Духа, Духа истины, освятившего наш ум к уразумению истины и сам себя отдает во власть духа тьмы и лжи. Помазуются св. миром очи для освящения зрения. Освященное благодатию Св. Духа зрение должно служить проводником в душу впечатлений чистых и святых. Блюди же, христианин, твое зрение, отвращай очи твои от суеты, от зрелищ рассеевающих и растлевающих, и пользуйся зрением для созерцания славы Творца в Его творении, благоговейно взирай на чудеса премудрости, всемогущества и благости Его, открывающиеся в мириадах светил небесных и на земле. Если же ты охотнее смотришь на то, что вносит в душу соблазн, если и на самую природу взираешь без мысли о ее Творце, даже стараешься подавить в себе эту мысль при созерцании ее, – то оскорбляешь и прогневляешь Духа Святого, освятившего твое зрение для славы Божией. Помазуются св. миром ноздри для освящения дыхания. Без дыхания невозможна жизнь, задержание его или прекращение ведет к смерти. Посему с освящением нашего дыхания освящается вся наша жизнь для славы Божией, мы должны помнить, что о Боге, едином Боге, мы живем, движемся и существуем. С каждою струею воздуха, поглощаемого нашим дыханием, должно обновляться в нас это памятование, и вместе с ним должна обновляться живейшая благодарность к Богу, поддерживающему в нас дыхание и жизнь. Помазуются св. миром уста для освящения вкуса и дара слова. Освящением вкуса внушается нам поступать по наставлению апостола: аще ясте, аще ли пиете, вся в славу Божию творите, – внушается бегать греха невоздержания в пище и питии, чревоугодия, объядения и пианства. Освящением дара слова возлагается на нас обязанность исповедовать и славословить Бога, возносить к нему благодарения и мольбы, благословлять и умиротворять ближних, обращаться к ним со словом любви, истины и утешения, воздерживаться от слов праздных и гнилых. Помазуются св. миром перси (грудь) для освящения чувствований нашего сердца. Они освящаются для того, чтобы мы искали радости и утешения в общении с Господом, чтобы всем сердцем любили Его, чтобы не пристращались в благам и удовольствиям мира и сим пристрастием не убивали в себе любви к Богу, чтобы не увлекались порывами гнева, безумного веселия и безутешной скорби, чтобы питали сочувствие к ближним нашим, радовались с радующимися, сострадали скорбящим и бедствующим. Печатлеются св. миром уши для освящения чувства слуха. Помня сие, мы не только не должны произносить речи праздные, гнилые, слова злоречия, клеветы, ропота на Бога и кощунства, но и закрывать от них свой слух, бегать обществ, где такие речи и слова составляют любимое препровождение времени, отверзать свой слух к слышанию слова Божия, к приятию вразумлений, советов и утешений от людей благочестивых и опытных в духовной жизни, и услаждать себя пением псалмов и песней духовных в церковных собраниях и дома. Кто любит нежить свой слух звуками голоса или музыки, выражающими одну суету, праздность и душевную нечистоту, кто тяготится слушанием всего, что духовно назидает и утешает, кто и в храм Божий ходит не для удовлетворения благочестивых стремлений, а для одного услаждения игрою искусного пения, тот оскорбляет Духа Божия, освятившего чувство слуха для славы Божией. Печатлеются св. муром руки для освящения труда, совершаемого посредством рук. В сем освящении заключается для нас побуждение вести жизнь трудолюбивую и почитать унизительным для себя не труд честный, а праздность и тунеядство. Кто вопреки сему проводит жизнь праздную и простирает руки не на труд, а на чужое добро, тот оскорбляет Духа Святого, освятившего труд и орудия труда. Печатлеются св. миром ноги для освящения движений, совершаемых ногами. Помня сие, мы должны удерживать наши ноги от хождения на совет нечестивых, в собрания людей развратных, в места увеселений безнравственных: должны бояться движений соблазнительных, подобных тем, какие осуждены словом Божиим в лице Иродиадиной дщери, чтобы не оскорбить и не прогневать Духа Святого, освятившего орудия нашего движения для употребления их на одно добро, а не на зло. – (Извл. из поуч. прот. В. Нечаева, ныне еп. Виссариона костромск., помещ. в «Душепол. Чтении» за май 1871 г., стр. 68 – 73).
Примеч. Скажем здесь о происхождении внешней формы таинстства миропомазания. 1. Замена возложения рук помазанием мира в миропомазании совершилась еще в апостольское вреня. Что это действительно так, – для подтверждения имеются сравнительео ясные сввдетельства в самом Свящ. Писании. В первом послании Иоанна мы читаем: „вы имеете поназание от Святого и знаете все; помазавие, которое вы получили от него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; то самое сие помазание учит вас всему и оно иcтинно и не ложно ( Иоан. II, 20, 27. ). Подобно этому ап. Павел в посл. к Коринфянам говорит: „утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас ест Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши“ ( 1Кор. 21, 22. Ср. Ефес. I, 18: „в нем и вы... запечатлены Св. Духом»; Ефес.IV, 30: «не оскорбляйте Св. Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления»). Употребляемое здесь выражение – «χρίσμα», как известно, в православной и римско-католической догматике относится к миропомазанию или по-западному – к конфирмации. Уж одно это дает понять, что в приведенных нами местах Писания идет речь именно о помазании в рассматриваемом таинстве. Но это еще более получает вероятие, если обратить внимание на тот факт, что древние отцы и учители церкви оба приведенные текста объясняли именно в смысле апостольских свидетельств о миропомазании – в последующей форме его совершения (Амвросий «De mysteriis», сар. VII. Curs. Patr. S. L. Т. XVI, col. 402 – 403. Кирил. Иерусал. «Саtech». mystogog», III, n. 6, 7. Curs. Patr. S. Gr. Т. ХХХIII, col. 1092 – 1093. Ср. Златоуста: «Homil. in II Соr., сар. I, vеrs. 21 – 22. Curs. Patr. S. Gг. Т. LХI, col. 411 – 442; в русск. перев. «Толк. Злат. на II посл. Коринф.» М. 1842, стр. 75 – 78. Относящиеся сюда свидетельства других отцов см. у Макария „Догм. Богосл.“ т. IV, стр. 140.). Правда, нельзя отвергать того, что апостолы говорят здесь преимущественно о внутреннем действии таинства, чрез которое преподается Дух Святой: но, с другой стороны, вполне естественно думать, что для выражения этого внутреннего действия, они, желая быть понятными христианам, употребляли слова, заимствованные от общеизвестного внешнего действия, служившего видимым знаком первого (Макарий «Догм. Богосл.» т. IV, стр. 139 – 140. Ср. Смирнов. «Происхождение и литуртич. характ. таинств». Труды К. Д. Ак 1874 г. т. IV, стр. 395.). Последнее предположение тем более возможно, что апостолы говорят здесь о помазании от Святого и запечатлении, как о вещи обыкновенной, всем известной и понятной, не требующей даже объяснения (Смирнов. Ibidem. „Труды К. Д. Ак. 1874 г., т, IV, стр. 395.). Итак, нет сомнения, что в приведенных нами местах из апостольских писаний говорится о совершении миропомазания в апостольское время в той именно внешней форме, в какой теперь. 2. В какое же время в эпоху апостолов миропозание явилось в таком именно виде? Какого-либо, хотя приблизительно определенного, ответа на этот вопрос мы не находим в апостольских писаниях. Благодаря этому остается избирать и соглашаться с одним из двух: или св. апостолы, преподавая верующим Духа Святого чрез возложение рук, вместе с тем и нераздельно употребляли и другой видимый знак – помазание, о котором умалчивают только Деяния апостольские; или, первоначально совершая таинство чрез возложение рук, сами же они вскоре заменили этот видимый знак другим видимым священнодействием – помазанием мира (Макарий «Догм. Богосл.» т. IV, стр. 140.). Признать последнее будет более основательным. Сопоставляя между собою те места Писания, в которых говорится о сообщении крестившимся даров Св. Духа, мы видим, что намек на помазание встречается только в Апокалипсисе и в тех посланиях, появление которых падает на конец апостольского времени, тогда как о рукоположении говорится в Деяниях, описывающих первоначальную деятельность апостолов. Из такого хронологического расположения данных свидетельств с большею вероятностию можно заключать, что возложение рук, как форма более простая и подручная, было употребляемо на первых порах; со временем же, когда отдельные акты богослужения первенствующей церкви стали принимать более и более определенный вид, вместо этого акта, употребляемого и употреблявшегося при посвящении на иерархическую степень, его заменили помазанием (Смирнов. «Происхожд. и литург. характер таинств». Труды К. Д Ах. 1874 г., т. IV, стр. 396.). 3. Более трудно определить, чем же была вызвана эта перемена в обрядовой стороне сообщения даров Св. Духа крестившимся? Писания апостолов и в этом случае не оставили нам ни малейшего намека, – и потому в решении и этого вопроса приходится ограничиваться одними только предположениями. Преосвященный Макарий говорит здесь так: «из книги Деяний Апостольских видно, что низводить на крестившихся Св. Духа могли одни апостолы (Деян. VIII, 12 – 18): это и было для них удобно при начале христианства, когда крестившихся было еще не так много. Но вскоре, с чрезвычайным распространением святой веры, когда стали обращаться к ней во всех странах мира, как сами апостолы, так и их непосредственные преемники епископы, не могли являться повсюду, чтобы вдруг по крещении низводить на всех крестившихся, чрез возложение рук, Св. Духа. А потому, может быть, и изволилось Духу Святому, обитавшему в апостолах, заменить возложение рук апостольских на крестившихся, другим более удобным действием миропомазания, – так, чтобы освящение мира было совершаемо самими апостолами и после их – епископами, а помазание священным миром крестившихся предоставлено было и всем пресвитерам» (Макарий. – «Догматич. Богосл.», т. IV, стр. 147.). Соглашаясь с этим мнением, мы однако считаем возможным допустить здесь и другое предположение, которое высказано одним русским богословом и заключается в следующем: нам известно, что руковозложение же употреблялось и при избрании на церковные должности: чрез возложение рук принимали в число 12-ти Матфея, чрез руковозложение ставили епископов; последние в свою очередь получили от апостолов право рукополагать на должность пресвитера, как показывают пастырские послания ап. Павла. Если не при самих апостолах, то после них, естественно, мог возникнуть вопрос: в чем же должно состоять различие между рукоположением, как избранием на священство, а рукоположением, как сообщением благодатных даров, необходимых для утверждения в христианской вере и жизни? При дальновидности апостолов нельзя ожидать, что бы сами они не устранили подобных недоразумений, или по крайней мере не дали ответа на подобный вопрос (Смирнов. «Происхожд. и литургич. характер таинств», Труды К. Д. Ак. 1874 г., т. IV, стр. 397 – 398.). Таким образом, естественно, что на перемену формы миропомазания вызвало подобное соображение. Это существенное изменение внешней формы рассматриваемого таинства не должно представлять собою ничего странного. С этим изменением формы сущность таинства ни мало не изменилась. Апостолы всегда действовали под руководством и водительством Святого Духа и по Его наставлению, – поэтому таинство низведения даров Святого Духа на крестившихся, как в своей первой форме – форме руковозложения, так и в последнем виде, т. е. как акт помазания миром – все равно имеет происхождение божественное (Макарий. «Догмат. Богосл.», т. IV, стр. 140.). 4. Где же искать начала избрания этой именно формы, иначе говоря, – почему именно апостолами избрана в данном случае форма помазания миром, а не другая какая-либо. В ответ на постановленный нами вопрос мы имеем, правда, единственное мнение отца церкви и именно Кирилла Иерусалимского. Ведать надлежит, – говорит он, – что миропомазания прообразование находятся в ветхом писании. Ибо, когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (Лев. VIII, 1, 2) и поставлял его в первосвященника, то по измытия водою помазал его (Лев. VIII, 6 – 12) и сей был назван помазанником (Лев. IV, 5) т. е. от помазания образовательного; так и Соломона, возводя на царство, архиерей помазал, по измытии в Гионе (3 Царст. 1, 39, 45). Но сия убо образы прилучахуся онем (1Кор. X, 11). Вам же не образно, а истинно: потому что вы от Святого Духа истинно помазаны» (Кирилл Иерусалимский, „Саtесh. mystogog“ III, n. 6. Curs. Patr. Ser. Grаес. Т. ХХХIII, col. 1092; в русск. пер. „Творения Кирил. Иерусал.», 366.). С этим мнением св. Кирилла Иерусалимского соглашается преосв. Макарий, когда говорит: „именно же миро, а не другое вещество могло быть избрано в этом случае потому, что и в ветхом завете помазание миром употребляемо было, как видимое средство для низведения на людей даров Св. Духа» (Макарий. «Догматич. Богослов.», т. IV, стр. 147.). (Сост. по книге «История чинопол. крещения и миропомазания». А. Алмазова, стр. 357 – 368).