О таинстве миропомазания
2. Свидетельства отцев и учителей церкви о Божественном происхождении таинства миропомазания
Св. отцы и учители церкви не оставляют ни малейшего сомнения в божественном происхождении таинства миропомазания.
1. Св. Дионисий Ареопагит, изложив священнодействия таинства евхаристии, ясно говорит: «Есть и другое, равносильное сему священнодействие, которое наставники наши (т. е. апостолы) именуют таинством мира» (О церк. иерарх. гл. IV, 1).
2. Св. Киприан в одном из писем своих говорит: «Крестившемуся необходимо еще быть помазанным, чтобы, приняв хрисму, т. е. помазание, он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову» (Epist. аd Jаnnuar. LХХ).
3. Св. Кирилл Иерусалимский: «Смотри, не почитай оного мира простым, ибо, как хлеб в евхаристии, по призывании Св. Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и животворящим Духом душа освящается» («Поуч. тайно-вод.» III, п. 1, стр. 449, п. 3, стр. 451).
4. Св. Григорий Богослов: «Если предоградишь себя печатию, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом, как древле Израиль мощною и охраняюшею первенцев кровию и помазанием (Ис. 12:13); тогда что может тебе приключиться?» («Слово на Св. Крещение», в Тв. св. отц. III, 285).
5. Отцы Лаодикийского собора: «Подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия» (прав. 48).