Источник

Часть 18, Глава 2Часть 18, Глава 4

О таинстве миропомазания

3. Видимая сторона таинства миропомазания

При совершении таинства миропомазания употребляются св. миро, крестообразное помазание частей тела и произнесение слов: печать дара Духа Святого.

а) Св. миро приготовляется из многих и разных благоухающих веществ, которыми выражается благоухание многоразличных даров Св. Духа. Главные или основные материалы для него: деревянное масло и белое виноградное вино. Но собственно веществом его остается масло; потому что вино во время варения все сгорает и употребляется лишь для того, чтоб масло при этом не воспламенилось, а другие благовонные вещества не иссушились. Из последних употребляются, напр., стиракса и разные ладоны, а также разные корни, масла, в том числе от богородицкой травы.

б) Обыкновенно св. миро варится в Великом посте, начиная со средины поста и до страстной недели – приготовительно, а с понедельника страстной архиерей, совершив водосвятие, окропляет водой приготовленные вещества, как и вливает несколько святой воды в мироварные котлы. Он первым подлагает под котлы огонь и начинает чтение Евангелия, которое затем продолжают непрерывно (день и ночь) священники совместно с тем, как диаконы промешивают варимое миро; вечером в великую среду сваренное миро сливается в серебряную кадь: затем, как оно остынет, разливается во многие серебряные сосуды и до освящения запечатывается.

в) В великий четверток архиерей приходит за ним в мироварную палату с крестным ходом и с собором духовенства. Приготовление его к освящению бывает сходственно да и одновременно с тем, как приготовляются и освящаются за литургией для причащения хлеб и вино. Сосуды с ним прежде поставляются у жертвенника и от жертвенника во время великого выхода переносятся к престолу, а здесь затем устанавливаются вокруг престола на особо приготовленных местах. В то время, как освящаются св. дары (и именно после возгласа: «да будут милости великого Бога...»), архиерей постепенно благословляет каждый сосуд с миром трижды, призывая Пресвятую Троицу, и говорит: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь». Затем архиерей (только архиерей может освящать миро) громко читает молитву освящения, за которою и благословляет снова по-трижды каждый из кувшинов. После всего этого сосуды закрываются.

Когда же окончится литургия, новоосвященное миро уносят священники в церковь патриаршей ризницы для хранения. Здесь над ним выполняется еще один священный обряд. В каждый из сосудов с ним вливается по нескольку капель «преждеосвященного» мира, которое хранится в алавастре целые века, и в то же время каплями новоосвященного восполняется алавастр.

Без сомнения, преложения веществ мира (как за литургией прелагаются хлеб и вино) не бывает.

С этих минут миро только делается, великою и неприкосновенною святынею. Если и в Ветхом Завете вещество для помазания царей, приготовляемое также из благовойных веществ, считалось святынею, если там оно могло быть употребляемо только по своему назначению, а делать состав его для другого употребления запрещалось под страхом смертной казни (Исх. 30:23–33): что сказать о святости и неприкосновенности мира в Новом Завете – того мира, которым сообщается Дух Святой всем христианам? Миро варится не каждый год, но когда в запасе его предвидится надобность. Притом оно приготовляется и освящается только в двух городах: в Москве, которая составляет центр России, и в Киеве, где и прежде Москвы оно освящалось (определ. Московского собора в 1675 г.). Да и вещества для состава его столь редки и ценны, что не в каждом месте удобно приобрести их.

г) Почему именно миро, а не другое вещество необходимо при сем таинстве, – на это надо сказать, что оно еще и в Ветхом Завете употреблялось, как видимое средство для низведения на людей даров Св. Духа (Исх. 28:41; 1Цар. 16:13). Как состоящее из многих благовонных частей – оно сильнее, чем всякое другое вещество, изображает сладость, обилие и разнообразие благодатных даров Св. Духа.

д) Право освящения мира с древних времен принадлежало исключительно апостолам и епископам (Дионисий Ареопаг. о церк. иер. гл. II и IV). Право это оставлено за епископами также и постановлениями соборов: Карфагенского, бывшего в 318 г. (прав. 6), Карфагенского 2-го, бывшего в 390-м г. (пр. 3) и Карфагенского 3-го бывшего в 397 г. (пр. 36).

е) При таинстве миропомазания необходимо крестообразное помазание частей тела чела, очей, ноздрей, ушей, уст, персей, рук и ног крещаемого освященным миром, ибо, говорит блаж. Августин, «если не употреблять знамения креста... при помазании, которым помазаны были мы, то все беcплодно» (Тгact. СХVІІІ in Iohann.).

ж) Наконец, при этом таинстве произносит слова: «Печать дара Духа Святого, аминь». Слова эти заимствованы из Св. Писания (1Кор. 1:21, 22) и имеют следующий глубокий смысл: «Через помазание св. миром запечатлеваются и утверждаются на креcтившемся дары Св. Духа, которые получает он в укрепление своей христианской веры» (Прав. исповед., ответ на вопр. 104).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle