О таинстве миропомазания
4. Какая благодать Св. Духа сообщается в таинстве миропомазания?
а) Таинство миропомазания сообщает нам благодать Духа просвещающую и вразумляюшую нас в истинах веры. «И вы помазание имате от Святаго, и весте вся», писал христианам св. апостол Иоанн. «И вы еже помазание приясте от него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учить вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1Ин. 2:20, 27). «Сие помазание, – наставлял также св. Кирилл Иерусалимский новопросвещенных чад церкви, – сохраните непорочно, ибо оно «само учит вы о всем» (1Ин. 2:27), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего, и много о сем помазании любомудрствующего» (Поуч. тайновод. III, и 7, стр. 453).
б) Сообщает нам благодать Духа, утверждающую и возращающую нас в благочестии. На это указывает св. апостол Павел, говоря: «Извествуяй (утверждающий)... нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог, иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша» (2Кор. 1:21, 22). Указывал своим слушателям и св. Кирилл Иерусалимский: «Вы помазаны... на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским (Еф. 6:14, 17). Ибо, как Христос по крещении и по наитии Св. Духа, исшед, победил супостата (Мф. 4:1 и далее): так и вы по Святом Крещении и по таинственном миропомазании, облекшеся во всеоружие Св. Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: «Вся могу о укрепляющем мя Христе»243 (Флп. 4:13)». – (Поуч. Тайновод. III, стр. 452).
в) «Дух Св. освящает все существо наше, – говорят восточные патриархи: через помазание чела – освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, «елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала» (Флп. 4:8): через помазание груди – освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не «мир, ни яже в мире» (1Ин. 2:15) а Бога и Божие; через помазание органов чувств – освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали одно только доброе; через помазание рук и ног – освящает все дела, все поведение человека, – одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Св. Духа: «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия... и Дух страха Божия» (Ис. 11:2, 3), из коих три преимущественно относятся к просвещению разума, а последние к наставлению и утверждению воли в добре» («Прав. исп.», ч. I, ответы на вопр. 73 – 80).
* * *
Примеч. Критическое замечание об учении беспоповцев о таинстве миропомазания. По мнению беспоповцев, миропомазание относится к числу таинств не «потребно-нужных во спасение». В деле спасения, говорят они, по нужде можно ограничиться таинством крещения, без миропомазания. Но такое мнение их несправедливо. В таинстве миропомазания сообщается верующему благодать возращающая и укрепляющая его в жизни духовной. Поэтому ослаблять силу и значение этого таинства, значит признавать, что человек может непосредственно собственными силами достигнуть спасения, без пособия благодати Божией. Между тем, по слову апостола, благодатию есте спасени чрез веру; и сие не от вас, Божий дар, не от дел, да никто же похвалится (Ефес. II, 9). „Святым Духом всяка душа живится“, воспевает святая церковь. По учению „Книги о вере“, крещение без таинства миропомазания не может быть совершенным. „Святая восточная церковь, читаем в ней, при тайне крещения муропомазания тайну сотворяет абие... Великое таинство еже есть печать Св. Духа и без того крещения тайна несовершенна есть (Кн. о вере, гл. 28 л. 245). „Без сея тайны, по словам „Б. Катехизиса», никтоже совершен христианин может быти» (л. 376). От миропомазания происходит даже самое звание христианина. Бл. Симеон Солунский пишет в своей книге: „От крещения и мира и христиане зовемся и паче от мира, еже и хрисма зовется» (сн. Кир. Иеруе. гл. ХLIII поучение тайноводствен. III о миропомав.). „Откуда нарицается христианин?“ спрашивается в „Б. Катих. Ответ: „Нарицается православный христианин имени ради Христова от Христа и от хрисмы, сиречь помазания св. ииром» (л. 2 об.). Поэтому «непомазавшиеся миром ниже Богу, ниже ангелом знаеми и не печатствовани и не знаменани Христу“ (Сим. Солунский гл. LХХIII). Итак, таинство миропомазания весьма необходимо для спасения: без него и крещение несовершенно, и истинного христианства нет и именем христиан нельзя называться, а между тем беспоповцы, не имея его и даже отвергая в нем нужду, думают составлять церковь Христову (Сн. „Руководство по обличению русского раскола». Изд. 2. К. Плотникова, стр. 289 – 290).