Источник

Житие святого Григория Богослова. 25-го Мая.

Известие о жизни своей сообщает нам сам Григорий в своих писаниях. Этот Вселенский учитель и святитель, – друг, сверстник и сподвижник св. Василия Великого, родился от благородных, небедных и благочестивых христианских родителей – Григория, бывшего епископом Назиансским, и Нонны, в Ариаиз – городе каппадокийском, около 328 года. Благочестивая Нонна в молитвах своих просила у Бога даровать ей сына и обещалась посвятить его на особенное служение Господу, как нового Самуила. В сновидении открыты были ей образ и имя будущего сына ее Григория.53 Благословенный сын с рождением получил превосходный ум, расположение к наукам и уединению,54 созревшее под влиянием благочестивой матери, которая, занимаясь первоначальным его воспитанием, многократно внушала отроку, что он есть плод молитв и обета ея. Добрый сын слагал в сердце своем слова матери, которая по времени, обнимая его и вручая ему священные книги, говорила: «я как обещала приношу тебя Богу: исполни же моё желание, ты рожден у меня по молитвам моим, о том теперь и молюсь, что бы ты был совершен. Вручаю тебе, сын мой, это драгоценное сокровище, обладай им во всю настоящую жизнь твою; а в будущей получишь еще лучшие блага».55 Сын исполнил, волю матери. «Меня не пленяли, говорит он, прекрасные волны шелковых одежд; не любил я продолжительных трапез, не любил пресыщать чрево – эту погибельную мать плотоугодия; не любил жить в огромных и великолепных палатах; не расслаблял я сердца музыкальными звуками, нежно потрясающими слух; меня не уповало негою роскошное испарение благовонных мазей. Серебро и золото предоставлял я другим. Для меня приятен – кусок хлеба; у меня; сладкая приправа – соль, и питие трезвенное – вода. Мое лучшее богатство – Христос, Который непрестанно возносит ум мой горе. Не нужны мне честь, которая проходит скорее разливающегося дыхания, и скорогибнущая слава; не важно для меня иметь могущество в городах или между гражданами, увеселяться лживыми мечтами, которые одна за другою проходят и исчезают.56 Но меня сподобил Христос преимущественной славы. Сперва дал меня в дар матери, которая молилась из глубины сердца, и Сам принял меня в дар от родителей. А потом ночными видениями вселил в меня любовь к целомудренной жизни».57

С такою наклонностью сердца, св. Григорий после домашних родительских христианских наставлений, занимался науками в Кесарии Каппадокийской, учился в процветавшей древле Кесарии палестинской58, потом в Александрии и наконец в Афинах59, куда плывя на корабле в месяце ноябре, он чрезвычайно устрашен был морскою бурею, потому что, боялся умереть без крещения. «Двадцать дней и ночей, говорит Григорий, лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой-то опасности я дал обет, – посвятить себя Богу, и по обете спасся».60 Григорий прилежно и долго занимался науками. В Афинах он совершенно познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Великим61; лично узнал Юлиана, который обозревал Грецию и ее училища, и при встречах с которым он говорит: «какое зло питает римская империя».62

По окончании учения около 358 года, как отличнейший! своими сведениями и благонравием, Григорий, по усильным просьбам афинян, остался у них на короткое время преподавателем красноречия, в надежде скоро соединиться с единственным своим другом – Василием. Науки, для которых посвятил он большую часть жизни своей, показали ему всю суету идолослужения, утвердили его в вере христианской и еще сильнее расположили его к благочестивому уединению. «Все познания, говорит Григорий, повергнув долу, положил я к стопам Христовым, чтобы они уступили слову великого Бога, которое затмевает собою всякое извитие и многообразное слово ума человеческого». Григорий тайно оставил Афины, возвратился к родителям около 30 лет от рождения и приняв св. крещение, решился удалиться в безмолвную пустыню. Только усильные просьбы сограждан, которые надеялись иметь его наставником красноречия, а еще более любовь к престарелым родителям, для которых хотел он быть утешителем и помощником, отвлекли его на время от исполнения благочестивого его намерения. Живя в доме родительском, он совершенно посвятил себя трудам и лишениям подвижнической жизни; пищею служили ему черный хлеб с солью, питием – вода, постелью – голая земля, одежда грубая, – постоянным занятием его было упражнение в слове Божием. «Признаюсь, писал Григорий Василию в пустыню, я не сдержал своего слова, – соединить свою жизнь с твоею, в училище нового любомудрия, не сдержал обещания, данного еще в Афинах, где дружба, если достаточно мое выражение, слила наши души в одну. Так я не исполнил своего обещания, но не по своей воле. Одна обязанность полагает молчание на другую; закон дружбы должен уступит закону сыновней любви».

Впрочем, жизнь при родителях, возложившая на Григория обязанности хозяина и господина дома; управление домочадцами, которые, говорит св. Григорий, к строптивым господам питают всегдашнюю ненависть, к кротким не имеют уважения, к злым не снисходительны, а добрым не благопокорны, на тех и других дышать неразумным гневом; а сверх того забота об имуществе, заставлявшая Григория вносит подати, переносить сильные угрозы сборщика податей; провождение времени среди волнений многочисленной толпы пред высокими седалищами, с которых решаются людские распри, выслушивание громких возражений противника, или терпение скорбей в запутанных сетях, замечания преимущества злых пред добрыми, лихоимство блюстителей правосудия, которые могут быть куплены тою и другою стороною; невозможность с такими людьми, без помощи Божией, избежать лихоимства, лжей и хитросплетений: все это в полном свете показало Григорию превратность и тщету земного, и навсегда отвлекло высокий дух его от земли на небо.

После различных неудовольствий в обществе св. Григорий прибыл в пустыню к св. Василию и углубился в спасительные созерцания небесных предметов. В пустыне Василий и Григорий вместе молились, занимались и работали. Время, проведенное здесь, было так приятно для Григория, что и после с величайшим удовольствием он вспоминал о своем пребывании в пустыне с Василием.63 «С тех пор, говорить он я умер для мира, и мир для меня. О, если бы я в ранние дни моей жизни сокрылся в пропастях земных, или в вертепах, или в горах! Свободный от всех суетных попечений о житейском, я всего бы себя посвятил единому Христу, и в удалении от шума людского, чистым умом возносился бы к Богу, доколе наконец смерть не отверзла бы надежде моей дверь неба».

Но два друга инока, призываемые нуждами Церкви, возмущаемой лжеучителями, опять разлучились для блага Церкви. Призываемый престарелым отцом и жителями Назианза, Григорий возвратился в Назианз. Отец убедил и принудил Григория принять сан пресвитера (около 361 г.), на принятие которого он согласился с чрезвычайною неохотою, как по важности сана, который требует высокой святости и способности, так и по трудным обстоятельствам времени, в которое лжеучители постоянно возмущали Церковь. В сане пресвитера св. Григорий занимался наставлением оглашенных и проповедию слова. Тяготясь своим избранием, Григорий вскоре удалился в пустыню Васильеву. Но снедаемый любовию к престарелому отцу своему и верному народу, смущаемый примером пророка Ионы и страшась сделаться противником Богу, он возвращается к празднику Пасхи в Назианз около 362 г. В день этого праздника св. Григорий произнес в храме: «меня возвратили к вам, во-первых – приверженность моя к вам и чувствование взаимной вашей приверженности ко мне; во-вторых, – собственная моя забота, собственное мое дело, – седина и немощь моих родителей, болезнующих более обо мне, нежели о летах своих, – этого Авраама патриарха – драгоценной и равноангельной для меня главы, и Сарры, духовно рождающей нас учением веры. Для них быть жезлом в старости, опорою в немощи – составляло первый, данный мною обет, который и исполнял я по возможности, так что решился я оставить и самое любомудрие, – это стяжание и имя всего для меня драгоценнейшее. Вот причины, коими побежден я и сделался уступчив».64

Пришедший из пустыни на помощь Церкви Назиансской, Григорий неусыпно стоял на страже для ее мира. Однако из главных его заслуг было примирение отца своего – епископа с иноками, отделившимися от общения с ним за то, что он по своей простоте подписал двусмысленное изложение веры.65 Своею проповедию, растворенною духом кротости и сопутствуемою непрестанными молитвами, св. Григорий успел примирить паству назиансскую с ее епископом.66 Радость Григория о соединении Церкви была неописанна, и он всенародно выразил благодарность свою Господу.67 В 363 году пал Юлиан, гонитель Церкви; при всеобщей радости христиан Григорий в 363 году изобразил все свойства и действия Юлиана в двух словах на него, от своего и Василиева имени.68 Григорий принимал живое участие и в Церкви кесарийской и своим участием успел примирить Евсевия епископа кесарийского с Василием и тем оградил ее против нападения ариан.69

В 370 году св. Григорий оплакал в своих надгробных словах смерть брата Кесария, блиставшего при царском дворе, как утренняя звезда, и разделявшего с Григорием заботы семейные70, и смерть сестры своей Горгонии в том же году.71

В 371 году св. Григорий вопреки своим ожиданиям избран был на степень епископа св. Василием Великим по согласию с родителем Григория, на новооткрытую св. Василием в Каппадокии – кафедру сасимскую, открытием которой св. Василий Великий хотел оградить Церковь каппадокийскую от разделений. Но епископ Анеим, в округе. которого находилась сасимская кафедра по новому разделению Церкви каппадокийской, не допустил св. Григория в Сасим: Григорий оставил Назианз и в 373 году удалился на одну гору и там служил больным и назидал их поучениями. И вот что между прочим писал Григорий в оправдание своего тайного удаления от епископства: «я крайне, говорить он, поражен был внезапностью, подобно человеку, поражаемому внезапным громом; не собрался с мыслями, и потому преступил скромность, к которой приучал себя всю жизнь. Потом овладела иною привязанность к благу безмолвия и уединения. Любя уединение с самого начала, сколько едва ли любит кто из занимающихся науками, и дав обет безмолвной жизни, я не вынес принуждения, не допустил ввергнуть себя в волнения и насильно отвлечь от такой жизни, как бы от священного убежища. Мне казалось, что всего лучше, замкнув как бы чувства, отрешившись от плоти и мира, собравшись в самого себя, без крайней нужды не касаясь ни до чего человеческого, беседуя с самим собою и с Богом, жить превыше видимого и носить в себе Божественные образы всегда чистые и не смешанные с земными и обманчивыми напечатлениями, быть и непрестанно делаться истинно чистым зерцалом Бога и Божественного, приобретать к свету свет, к менее ясному лучезарнейший, упованием пожинать уже блага будущего века, жить в единении с ангелами и находясь еще на земле, оставлять землю, и быть возносиму духом горе. Если кто из вас объят подобною любовию, тот поймет, что говорю, и извинит тогдашнее состояние моего духа».72

По желанию престарелого родителя своего Григорий снова возвратился в Назианз73 и сделался помощником отца своего в делах епископства назианского и св. Василия Великого74; был питателем нищих, служителем больных, упокоителем странных75, утешителем бедствующих76, защитником несчастных.77 По смерти отца своего, в 374 году – упрошенный епископами, Григорий остался блюстителем Церкви назиансской78: только не надолго. Непрестанно беспокоимый недоброжелателями и ища уединения, св. Григорий удалился из Назианза в Селевкию в монастырь св. Феклы.79 Здесь он получил известие о смерти вселенского светильника – св. Василия Великого, при погребении которого св. Григорий не мог быть по болезни своей, но которого впоследствии почтил своим надгробным словом.80

В 379 году православная Церковь, ободренная по смерти Валента, покровителя ариан, и смущаемая вновь возникшим лжеучением Македония, призвала Григория на защиту угнетаемого православия в Константинополь.81

Из всех Церквей востока Константинопольская особенно порабощена была лжеучителями. Кроме ариан в ней появились многия другие ереси, а православные, которых было там не малой жили без пастыря и Церкви.82 Евагрий, православный епископ, изгнан был из Константинополя Валентом. Всеми церквами завладели ариане. Никто более св. Григория не был способен восстановить Константинопольскую Церковь. Это был муж благочестивейший и своим благочестием превосходил всех современников.83 Его добродетели, учение, красноречие приобрели ему великое уважение. Притом он был епископом без Церкви; не заведывал ни сасимскою, для которой рукоположен был, ни Назиансскою, для которой служил за неимением ею своего епископа, и от которой удалился уже около 10 лет. Православные миряне Константинополя и епископы призывали его принять попечение об оставленной Церкви. Он уступил общим представлениям считая лучшим достоинством посвятить остаток сил и жизни своей на пользу Церкви.

Наружность Григория была непривлекательна. Его стан был согбен от старости, голова лишена волос, лице иссохло в его слезах и подвигах. Он был беден, одет худо, его речь казалась жителям столицы несколько груба. Он прибыл из страны отдаленной, и едва знали место его рождения. Сначала он был очень дурно принят в Константинополе; ариане не могли вообразить, что он пришел поборать их ересь, давно торжествующую в столице. Св. Григорий открыл свои собрания в небольшом доме своих родственников, которые оказали ему гостеприимство. «К этому дому впоследствии присоединили обширный храм84 который исповедниками единосущной Троицы, единомысленными с св. Григорием и веровавшими подобно ему христианами обращен был в церковь. Между городскими храмами она сделалась знаменитою и теперь, говорили историки в V веке, славится не только красотою и величием зданий, но и благотворностию поразительных богоявлений; ибо здесь является Божественная сила, не редко подающая помощь больным и потерпевшим несчастие. Веруют, что это – помощь Богоматери. А называют ту церковь Воскресением (Аѵсютаоиа), потому что учение собора Никейского, вследствие усиления еретиков, уже павшее в Константинополе и, так сказать, умершее, действием Григориевой проповеди, снова оживилось. Рассказывали также, как несомненную истину, что во время церковного собрания здесь одна беременная женщина упала с верхней галереи и умерла. Но когда все принесли за нее общую молитву, она ожила и была спасена вместе с своим дитятею. По случаю такого то явленного здесь Богом чуда, эта церковь с того времени получила свое название».85

Св. Григорий вскоре сделался в Царьграде удивлением для всех – своим глубоким знанием Писания, своим суждением правильным и властным, своим воображением плодотворным и блистательным, своею необычайною легкостью объяснения, своею речью точною и сжатою. Проповеди им произносимые в храме анастасии, привлекали к нему многочисленных слушателей, не только православных, но и разномыслящих христиан и даже язычников. Слушатели волновались около кафедры его, подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями и записывали слова его.86

За свое высокое богословское учение о Св. Троице, чего так долго лишены были христиане и в отличие от других Григориев святитель назиансский назван Богословом, подобно древнейшему Богослову, св. Евангелисту Иоанну. Св. Димитрий митрополит ростовский, изображая силу слова св. Григория в борьбе с арианами и другими лжеучителями говорит: «с еретики борением крепким просияв, он знаем бысть всеми и славима была премудрость его повсюду, и прозван бысть от всея св. прав. Церкви Богословом, в знамение его над многочисленными еретиками торжества и одоления: и оттоле начаша вси звати его Богословом».87

Назидая православных и смиряя разномыслящих силою своего слова, св. Григорий назидал и вразумлял их святостью своей жизни и своим терпением.88 Жизнь его была столь умеренна, что он нимало не бременил своих хозяев; его пищею были растения. Он редко выходил из дома своего; его не видали ни в общественных ни в более приятных местах великого города. Он не делал визитов, но проводил время у себя, размышляя и беседуя с Богом. И эта простота и чистота поведения и любомудрия привлекла к Григорию любовь народа. Заботясь о восстановлении православия и благоустройства между православными, потрясенных лжеучителями, святитель сильно препирался против них и сделал их своими личными врагами. Они преследовали его насмешками, клеветами посягали на его жизнь, врывались в его малую церковь, вооруженные палками и камнями, влачили его пред судилище как возмутителя, бросали в него камнями. На все оскорбления Григорий отвечал молчанием и терпением во имя Иисуса Христа. Святитель мог надеяться и на стороннюю помощь, но он при своем великом терпении не входил в состязание с еретиками об отчуждении у них церквей и церковного имущества, которыми они насильно завладели в ущерб православным.

Милетий антиохийский и другие многие епископы предоставили св. Григорию предстоятельство в Церкви константинопольской, согласно с желанием благочестивого императора Феодосия.89 Православный император узнав, что все Церкви до Македонии чтут Бога Слова и Св. Духа наравне с Отцом, а области к востоку волнуются, так что народ разделяется на различные ереси и особенно в Константинополе, об явил, чтобы кафолическою называлась Церковь только тех христиан, которые признают Св. Троицу равночестною, и чтобы иначе думающие носили имя еретиков.90 Св. Григорий слыша, что некоторые ропщут на него, как на чужеземца, начал отказываться от пребывания в Константинополе. 91 Благочестивый же Феодосий, заботясь восстановить мир – водворить единодушие и распространить прав. Церковь объявил главе арианства Демофилу епископу константинопольскому, чтобы он принял учение Никейского собора, соединил народ и утвердил мир: в противном случае должен удалиться из мест молитвенных. Таким образом ариане, около 40 лет владевшие молитвенными домами, отказавшись от мира и единомыслия с царем Феодосием удалились за город в 380 году и там начали делать свои собрания.92

Император, признательный к св. Григорию за его успешные труды на пользу православия, решился вверить его управлению великую или главную церковь Константинопольскую. По этому случаю множество ариан собралось в столицу; все улицы наполнились ими. Только император своим присутствием удерживал ярость еретиков против св. Григория, который отвечал им одними вздохами и слезами.93 Император и Григорий, окруженные духовенством, торжественно вступили во храм. Все единодушно криками обнаружили пред императором желание видеть Григория на константинопольской первосвятительской кафедре. Благочестивый Феодосий, желая водворить мир в Церкви и зная о св. жизни и высоких достоинствах ума его, охотно согласился на избрание его константинопольским иерархом.94 Но св. Григорий принял избрание только в надежде, что на этой кафедре Бог поможет ему соединить восток и запад, с давнего времени разделенные по поводу антиохийского раскола. Св. отцы второго Вселенского Собора, под председательством антиохийского Милетия до прибытия на Собор епископов египетских и македонских, утвердили св. Григория в 381 г. архиепископом константинопольским. Присутствуя на этом Соборе, св. Григорий отсек от общения с Церковию духоборца Македония и имя его изгладил из священных диптихов, равно как и имена других лжеучителей! Полагают, что в составлении символа веры, с осьмого члена до конца, принимал ближайшее участие св. Григорий Богослов.95

Между тем, по случаю возведения Григория на кафедру константинопольскую возникли неудовольствия, со стороны епископов египетских и македонских, которые говорили, что константинопольского епископа должен поставлять александрийский, а не антиохийский. Св. Григорий многократно говорил в оправдание свое: «я пришел не по своей воле; не по собственному вызову, как многие ныне вторгаются в председатели, – но призванный, принужденный и покорный страху и Духу.96 Народ, кипя ревностию и гневом, не смотря на мой вопль и слезы, возвел меня на этот престол». Когда же несогласие между епископами не прекращалось, Григорий, став посреди Собора, сказал: «мужи и сопастыри! я не лучше Ионы пророка, повергните и меня в море, только да умолкнут прения».97 Св. Григорий утвердился в своем намерении оставить Константинополь. Он просил у императора как благодеяния, позволения удалиться из столицы, представляя причиною своего прошения телесную немощь, по которой царь согласился уволить его.98 Святитель начал уклоняться от собраний, под предлогом своей болезни, переменил даже свое жилище, оставя соединенный с церковию, дом, в которой присутствовал собор, и которой принадлежал епископу Константинопольскому. Лица, очень расположенные к святителю, видя, что он в самом деле решился оставить свою кафедру, со слезами на глазах умоляли его не покидать дела, которое он так хорошо начал и пожертвовал благу Церкви своею жизнию; это чувствительно трогало его, но не могло переменить его решимости; пред своим удалением из Константинополя св. Григорий произнес в главной или великой Церкви трогательное прощальное слово.99 «Любезные пастыри и сопастыри! некогда паства эта была малочисленна, даже, судя по видимому, это была не паства, а малые следы и останки паствы, – без порядка, без надзора, без точных пределов; она не имела ни свободной пажити, ни огражденного двора, скиталась в горах и вертепах и в пропастях земных (Евр. 11:38), рассеянная и разбросанная там и здесь. Всякий помышляя о своем спасении, находил себе, по произволу, руководителя и пастыря. Она была подобна стаду, которое львове изнуриша (Иер. 17), погубила буря или рассеял мрак. Такова была некогда паства сия, а ныне сделалась благоустроенною и расширенною и если она еще и не совершенна, то чрез постепенные приращения восходит к совершенству; и я предрекаю, что и будет восходить. Смотрите: языки противников стали кротки, и вооружавшиеся против Божества безмолвствуют предо много. И это плоды Духа, и это плоды моего делания».

«Но я не безмездный подвижник добродетели, и не достиг еще до такого совершенства. Вознаградите меня за труды. Чем же? Не тем, о чем подумали бы некоторые, способные подозревать всякого ; но тем, чего безопасно желать. Успокойте меня от долговременных трудов, уважьте эту седину, почтите мое странничество, и введите на мое место – другого, кто мог бы во всем удовольствовать вас и нести церковные попечения; ибо настоящее время особенно требует таких пастырей. А у меня видите, в каком состоянии тело, истощенное временем, болезнию, трудами. На что вам нужен старик робкий, ослабевший умирающий, так сказать, ежедневно, не телом только, но и заботами, – старик, который и это с трудом говорит вам! Поверьте голосу учителя, так как никогда не отказывали ему в доверенности. Я устал, слушая обвинения моей кротости; устал препираясь и с словом и с завистью и с врагами и с своими».

«Может быть и за то будут порицать меня (как уже и порицали), что нет у меня ни богатого стола, ни соответственной сану одежды, ни торжественных выходов, ни величавости в обхождении. Не знал я, что мне должно входить в состязания с консулами, правителями областей, знатнейшими из военачальников, которые не знают, куда расточить свое богатство; – что и мне надобно роскошествовать из достояния бедных. Не знал, что и мне надобно ездить на отличных конях, блистательно выситься на колеснице, что и мне должны быть встречи, приемы с подобострастием, что все должны мне давать дорогу и расступаться предо мною, как скоро даже издали увидят идущего. Если такая простота моя была для вас тягостна, то простите меня в том; это теперь кончилось. Поставьте над собою другого, который бы угоден был народу, а мне дайте пустыню, сельскую жизнь и Бога; Ему одному угожу я простотою своей жизни. Так, ради Самой Троицы, Которую я чту и вы чтете, ради общей нашей надежды, и ради Церкви, окажите мне эту милость – отпустите меня с молитвами. Дайте мне увольнительное писание, как цари дают воинам, и, если угодно, с добрым свидетельством, чтобы мне иметь награду; а если нет, как хотите; я не воспрекословлю».

«Прости Анастасия, получившая от благочестия наименование; ибо ты воскресила нам учение, дотоле презираемое! Прости место общей победы, Силом, в котором с начала водрузили мы скинию, сорок лет носимую и странствовавшую по пустыне! Прости великий и славный храм, новое наследие, храм, получивший настоящее величие от Слова, храм, который чрез меня соделался Иерусалимом! Простите и прочие храмы, близкие по красоте к Анастасии, – храмы, подобно узам связующие собою разные части города и присвоенные той части, которая с каждым соседственна, – храмы, которые наполнил не я, имеющий столько немощи, но наполнила благодать, со мною недостойным! Простите апостолы, прекрасное селение, мои учители в подвижничестве! Прости кафедра – эта завидная и опасная высота; прости собор архиереев, почтенных сановитостию и летами, простите все, служащие Богу при священной трапезе и приближающиеся к тому, кто приближается к Богу (Лев. 10:2)! Простите ликостояния назореев, стройные псалмопения, всенощные стояния, честность дев, благопристойность жен, толпы вдов и сирот, очи нищих, устремленные к Богу и к нам! Простите страннолюбивые и Христолюбивые домы, помощники моей немощи! Простите любители моих слов, простите и эти народные стечения, и эти трости, пишущие явно и скрытно, и эта решетка, едва удерживающая теснящихся к слушанию! Простите цари и царские дворцы! Прости град великий и Христолюбивый! Простите Восток и Запад! За вас и от вас терпим мы нападение: свидетель сему Тог, Кто примирит нас. А сверх всего и паче всего воскликну: простите ангелы, хранители сея церкви, и также моего здесь пребывания и отшествия отсюда, если только и мои дела в руце Божией! Прости мне Троица – мое помышление и украшение! Чада сохраните предание (1Тим. 6:20)».

Отказавшись в 381 году добровольно от управления константинопольскою Церковию к великому огорчению царя и народа, великий святитель отправился в Кесарию, где и произнес похвальное или надгробное слово св. Василию Великому100; потом к Церкви назиансской, которую возмущало лжеучение Аполлинариево, распространявшееся в Сирии.101 Последние дни своей многотрудной жизни святитель провел в уединении, в отеческой веси Арианзе, непреставая, впрочем, трудиться для блага Церкви, возмущаемой македонянами и аполлипаристами, и вести жизнь подвижническую. Весь пост пред Пасхой он провел в молчании102 и написал стихотворение на безмолвие во время поста, чтобы дать отчет в подвиге своего молчания, и другое стихотворение: песнь Христу, желая прекратить молчание славословием воскресшего Иисуса Христа. Видя, что еретики (аполлинаристы) не только сеют плевелы своего лжеучения, но и клевещут на него самого, будто бы и он разделяет с ними мысли их, св. Григорий написал послания к пресвитеру Кледонию, которому в свое отсутствие он вверил главное попечение о пастве, для обнаружения клеветы своих врого в; к Феодору епископу для опровержения лжей, которые взводили на св. Григория по случаю удаления его от управления Церковию назиансскою.

По удалению из Константинополя, св. Григорий жил около 7 лет, проводя время в молитве, в отдохновении в лесу и поле, в путешествиях на теплые воды и в обители, в переписке по ходатайству о разных лицах и проч.

Испытавши непостоянство настоящей жизни, св. Григорий изобразил превратность ее в сильных чертах. «Много путей многобедственной жизни, говорит он, и каждый исполнен своих скорбей. Богатство неверность; бедность – оковы; красота краткий блеск молнии; молодость зной лета; старость печальный запад жизни; красноречие – парящая птица; слава – воздух; изобилие притеснитель; супружество иго; многочадие необходимая забота; безчадие болезнь; собрания изобретатели пороков; уединение бездействие; искусства занятия людей, прилепленных к земле; горек чужой кусок хлеба; тяжело возделывать землю; мореплаватели часто плывут к своей могиле; страна чуждая приносит безчестие. Все здесь скорбь для смертных; все здешнее смех, пух, тень, призрак, роса, дуновение, перо, пар, сон, волна, поток, след корабля, ветер, прах, круг всегда кружащийся и все одинаково вращающий, и неподвижный и вертящийся, и разрушающийся и непременный – во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, забавах, болезнях, лишениях и успехах. И это есть определение Твоея премудрости, Творче и Слове! все непостоянно, чтобы мы сохраняли в себе любовь к постоянному! Одно прекрасно и прочно для человека: взять крест и преселяться отселе. Прекрасны слезы и воздыхания, ум питающийся божественными надеждами! Прекрасны отрешение от неразумной персти, нерастление образа, приятого нами от Бога! Прекрасно жить жизнию чуждою жизни, и один мир променяв на другой, терпеливо переносить все горести»!103

В 390 году 25 января Григорий скончался, имея 62 года от рождения своего. Тело его положено было в Назианзе. Современники Григория называют его святым, божественным; писания его несравненными и свои суждения о предметах веры подтверждают словами его.104

В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII Косьма Маиумский, в IX Феофан и другие написали хвалебные песни св. Григорию Богослову, поемые ныне прав. Церковию в честь сего святителя.

В 950 году при Константине Порфирородном, тело св. Григория Богослова перенесено в Константинополь и положено в церкви св. апостолов в помощь и защищение граду. А во время крестоносцев, по сказаниям западным, нетленные мощи св. Григория Богослова перенесены в Рим, напою Григорием XIII, в 1580 году, из женского монастыря греческих инокинь, что на Марсовом поле, и в честь этого перенесения учреждено там празднование 11 июня.105

В песнопениях богослужебных прав. Церковь взывает к св. Григорию: «богословным языком твоим, сплетения риторская разрушивый славне: православия одеждою свыше истканною Церковь украсил еси: радуйся отче, Богословия уме крайнейший». Прав. Церковь называет св. Григория Богословом вторым и таинником, светлым прописателем Троицы, у которого и вид честен и зрак благоговейный,106 – «лицо смиренно, бледно, брови возвышенные и густые, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая.107

В притчах в честь св. Григория Церковь прославляет праведных и мудрых (первая – Притч. 10:7, 6; 3:13–16; 8:6, 34–35, 4, 12, 14, 17, 5–9; 1: 23; 15:4; вторая Притч. 10:31–32; 11:2; 10:2; 11:7, 19; 13:2, 9; 15:2; 14:33. 22:12; Прем. 6:12–16; 7:30; 8:2–4, 7–8, 18, 21; 9:1–5,10–11, 14: и третья Прем. 4:7–15).

Евангелие утреннее в день св. Григория Богослова то же, что на литургии в день Константина и Елены 21 мая (Ин. 10:1–9), а литургийное то же, что утреннее в этот день (Ин. 10:9–16). Чтением апостольским Церковь произносит о дарах Св. Духа – о слове премудрости и разума и проч., кои св. Григорий имел обильно.

* * *

53

Слово св. Григория Богослова в похвалу отцу и в утешение матери Нонны, в присутствии св. Василия Великого. Св Григория Богослова стихотвор. о своей жизни; об обстоятельствах своей жизни.

54

Там же, и Руффина церковн. истор кн II, гл. 9.

55

Стихотвор. Григория Богослова о своей жизни.

56

Там же.

57

Плач Григория о страданиях души своей. Стихотвор. о своей жизни.

58

В 43 слове Григория, надгробном Василию Великому.

59

Там же, в стихотвор. о своей жизни и в слове, говоренном в похвалу отцу и утешение матери.

60

Св. Григорий в 18 слове, и в стихотвор. о своей жизни.

61

В 43 слове.

62

В 5 Слове на Юлиана.

63

Письм. 9. См. выше о занятиях в пустыне.

64

Слово 3. Также 40 письм. к св. Васил. Вел.

65

Слова 6 и 18. На соборе в Римини, который исключил из символа: единосущный.

66

Слово 18.

67

Слово 6.

68

Слова 4 и 5.

69

Слово 43.

70

Стихотвор. св. Григория Богослова о своей жизни. Стихотвор. об обстоятельств. своей жизни. Слово 7-е надгробное Кесарию. Память Кесария 9 марта.

71

Слово 8-е, надгробное ей. Память ее 28 декабря.

72

Григория Богослова 3 слово, в котором он оправдывает свое удаление в Понт, по рукоположении в пресвитера, и потом возвращение оттуда, в котором также учит: как важен сан священства и каков должен быть епископ.

73

Стихотворение св. Григория о своей жизни.

74

Слов. 13 и 14.

75

Стихотв. о своей жизни Григория. Слово 12.

76

Слово 16.

77

Слово 17.

78

Стихотв. Григория о жизни своей.

79

Письм. 34, 36.

80

Слово 43.

81

Стихотворение Григория о жизни своей. Стихотвор. об епископах.

82

Ист. Сокр IV, 96.

83

Там же V, 7.

84

Там же V, 7.

85

Название храма анастасиею потом подтверждено было императором Львом Фракиянином спустя около 80 лет, когда перенесены были из Сирии нощи св. Анастасии девы и мученицы и положены в ее храме, находящемся на мысе Домнина (Феод. чтец. кн. 2, гл. 2 5). От константинопольской Анастасии надобно отличать анастасию – церковь, которую устроили Новациане при Юлиане отступнике (Сократ. II, 38).

86

Слов. 26 и 42. Сократ. V, 7. Созомен. VII, 5.

87

Чет-мин. 25 января. Авва Нил V века be octo cogitionibus. Кирилл скифопольский в житии св. Евфимия.

88

Стихотвор. Гр. о своей жизни.

89

Феодорит. V, 8. Созом. VI, 17.

90

Созом. VII, 4. Сокр. V, 6.

91

Сокр. V, .7.

92

Сокр. V, 7.

93

Стихотвор. Гр. о своей жизни.

94

Слово 36 Сократ. кн. V, гл. 5. Созомен. кн. VII, гл. 5, 7. 90 письмо св. Григория Богослова в еп. Феодору.

95

Историч. список епископов и патриархов константинопольской Церкви навилийского архидиакона Захарии Маоы.

96

Против Ариан и о себе самом слово 33.

97

Руффина кн. II, гл. 9.

98

Письм. к Прокоп 107.

99

Прощальное, произнесенное во время пребывания в Константинополе стапятидесяти епископов, слово 42.

100

Слово 43.

101

Письм. св. Григория 90. 146.

102

Письмо 91.

103

В стихотвор. на жизнь. II слово о малоценности внешнего человека и о суете настоящего.

104

Heyronim. Commentar. Esaiae, cap. VI, tom. 5. Augustin, epistol. III, ad Fortunatum, in primo libro contra Julia, num Pelagianum. Григорий Двоеслов, иn lib. Pastoralis curae. Феодор. V, 8.

105

Римск. писем. часть 1, письма I и VI.

106

Кондак 25 янв. и проч. богослужебные песни.

107

Пролог 26 января.


Источник: Жития святых : Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго / [Соч.] прот. Г.С. Дебольского. (Извл. из книги «Дни Богослужения»), с изображениями их, Академика Ф.И. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1897. - 95, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle