Источник

Задонский летописец и его труды (Об авторе этой книги)

Значение книги, предложенной вниманию современного читателя, как для истории Задонского Богородицкого мужского монастыря, так и самого города Задонска переоценить трудно. Во многом благодаря тому, что автор этого труда – иеромонах Геронтий – прекрасно знал материал, с которым работал: ведь от лет младых он пребывал на попечении здешних черноризцев, заботой которых и получил должное образование и воспитание не оставивших под спудом дарованных ему от Бога талантов.

По сообщению о. Геронтия, родился он в бедной семье мещанина города Волхова Орловской губернии Михаила Кургановского. Произошло это в 1836 году, согласно его рукописной автобиографии, хранящейся в Российском государственном архиве древних актов. Во святом крещении нарекли новорожденного Гавриилом. В четырехлетнем возрасте мальчик лишился отца, а семья – кормильца. Так что изначальное образование, по собственным его словам, получал Гавриил Кургановский «на медные деньги»: в семь лет был отдан на обучение «книжной мудрости» Демьянычу – соборному дьячку.

В 1846 году в связи с обретением нетленных мощей святителя Тихона, Чудотворца Задонского, многие поспешили в Богородицкий монастырь, надеясь, что совершится и прославление чтимого угодника. И матушка о. Геронтия, собрав котомку с небольшим количеством сухарей, отправилась в Задонск.

Приложившись к мощам Задонского Чудотворца, мать с сыном уже думали собираться домой, но тут к ним подошли несколько монахов, заметивших как ладно мальчик подпевал монастырскому хору во время службы. Монахи предложил матери оставить мальчика в Задонске: «У твоего мальчика хороший голос, оставь его здесь, в монастыре: он будет полезен обители, а со временем, Бог даст, станет монахом и иеромонахом, будет молиться за тебя».

Бедная женщина задумалась, но решиться сразу не могла, и обратилась за советом к местной подвижнице Матроне Наумовне Поповой, возглавлявшей сестричество, содержавшее странноприимный дом и взявшее на себя заботу о бедных и недужных паломниках.

Как вспоминал о том позднее сам о. Геронтий: «В 1846 году мать моя, вместе со мною пришедши в г. Задонск на поклонение св. Тихону, была тогда у Матроны Наумовны, и та посоветовала оставить меня навсегда в Задонском монастыре. Когда мать моя спросила, кто же будет здесь о нем заботиться, то Матрона Наумовна, указав на образ Богоматери, сказала в ответ: «Сама Царица Небесная позаботится о нем; и я его не брошу». В это время я стоял у ног старицы близ ее кроватки и видел, как та меня издали осенила крестным знамением. Из дому упомянутой старицы мать моя вместе со мною пошла к настоятелю монастыря, архимандриту Серафиму [Покровскому], просить его о принятии меня в монастырь, тот охотно принял меня, и с тех пор я остался в стенах Задонского монастыря. А мать моя возвратилась на родину свою в г. Волхов и там вскоре умерла. Но благодаря монастырской заботливости обо мне уважаемой старицы, я рос и не чувствовал над собою особенного гнета присущей сиротству нужды. Я не раз посещал тогда старицу, пользовался ее ласками и получал от нее необходимое для себя белье и прочее потребное для жизни». И много позже, уже будучи маститым настоятелем крупных монастырей и известным церковным историком, отец Геронтий всегда с благодарным чувством вспоминал «об уважаемой старице Матроне Наумовне». В память о ее попечительном к нему отношении он составил наиболее полное, проникнутое сердечным теплом жизнеописание подвижницы из Задонска.

Так Гавриил Кургановский вступил на иноческую стезю.

Происходивший из связанного с Задонском священнического рода отец Тихон Донецкий, видимо, лично знавший задонского летописца, посвятил его памяти специальную мемориальную статью в «Воронежских епархиальных ведомостях» за 1905 год, рассказывающую, в частности, о первых годах пребывания Гавриила в Задонском монастыре.

Живя в обители, даровитый мальчик много читал, занимаясь самообразованием, а рано открывшийся у него прекрасный альт дал ему возможность поступить в монастырский хор. После спада детского голоса он некоторое время исполнял обязанности клиросного чтеца, но открывшийся вскоре «тенор лирического оттенка ... снова привлек его в правый монастырский хор». И почти сорок лет голос его был главным украшением монастырского хора.

«Как певец-солист о. Геронтий был неподражаем. Все, кто только слышал искусное и проникнутое глубоким религиозным настроением пение о. Геронтия, никогда не могли забыть его», – восторженно замечает биограф.

В 1859 г. Гавриил Кургановский принял монашеский постриг с именем Геронтий, а в 1863 г. рукоположен был в иеромонаха.

Выдержав экзамен на регента 2-го разряда в Императорской певческой капелле, о. Геронтий с 1861 по 1880 годы был регентом хора Задонского Богородицкого монастыря, по-прежнему «исполняя в нем партии solo-тенора». Хор Задонского монастыря «в руках о. Геронтия достиг высокой степени совершенства и сделался известным далеко за пределами Воронежской епархии». Архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) не раз приглашал иеромонаха Геронтия в число братии Благовещенского монастыря, обещая ему там высокое и почетное место, но тот неизменно отказывался покидать любимый Задонск. Кроме управления хором, о. Геронтий принял на себя преподавание церковного пения в Задонском духовном училище.

При этом о. Геронтий не только талантливо исполнял произведения иных авторов, но и сам был автором целого ряда духовно-музыкальных творений. Партитуры этих сочинений вошли в изданный в 1897–1900 годах авторский двухтомник «Метод богослужебных возгласов, положенных на ноты, с уставными указаниями, в пособие священнослужителям при богослужении». Труд этот удостоился одобрения Святейшего Синода и был рекомендован к приобретению в церковные нотные библиотеки. Отдельно была отпечатана партитура песнопений святителю Тихону Воронежскому, чудотворцу Задонскому, на акафисте. Как отмечает современник: «Здесь обращает на себя внимание прекрасная мелодия 1-го кондака акафиста «Избранный чудотворче"».

Живя в мире духовной музыки, о. Геронтий неустанно продолжал трудиться над самообразованием. Все свое немалое жалование регента хора он затрачивал на приобретение книг духовного и светского содержания, подписку на периодические газеты и журналы. И вторым его увлечением, впоследствии главным, стала история.

В 1870 г. он впервые заявил о себе как о церковном историке, причем сразу – очень весомо, опубликовав в «Воронежских епархиальных ведомостях» (№№18–19 и 21–22) «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря».

Впоследствии его книга отдельными изданиями выходила трижды: два раза в Москве (1871 и 1873 гг.) и третий – в Санкт-Петербурге (1893 г.). Это последнее, наиболее полное и выверенное издание и легло в основу публикации, предлагаемой читателям.

Но отец Геронтий не ограничился только историей воспитавшей его Задонской обители. В 1870 – начале 1900-х г. из-под пера о. Геронтия вышли издания, рассказывающие о других задонских монастырях (Тюнинском Богородице-Тихоновском и Тихоновском в урочище «Скит»), а также подвижниках веры и благочестия, подвизавшихся в Задонске: Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом; друге и сотаиннике св. Тихона схимонахе Митрофане; иеросхимонахах Агапите и Нафанаиле; старицах Евфимии Григорьевне и Матроне Наумовне. Отдельную книгу о. Геронтий посвятил жизнеописанию блаженной памяти архимандрита Димитрия (Григорьева), настоятеля Задонского Богородицкого монастыря, так много сделавшего для духовного и материального устроения иноческой общины. Из-под пера задонского историка-черноризца вышли и труды об обителях соседнего Ельца – Знаменской женской и Троицкой мужской.

Более того, постепенно имя иеромонаха-историка становится известно далеко за пределами Воронежской епархии. И его уже специально приглашают для написания истории знаменитых монашеских обителей. Так было в связи с 500-летием Кирилло-Белозерской обители, куда иеромонах из Задонска отправился по пригласительному письму настоятеля архимандрита Никодима от 3 декабря 1896 г. А в 1899 году к о. Геронтию по случаю 100-летнего юбилея Тульской епархии обратилась уже настоятельница здешнего Каширского монастыря игумения Тихона. И летописец из Задонска с честью справился с порученным. Оба исторических описания были изданы отдельными книжками, сопровождаемыми благодарностью автору. Помимо исторических сочинений, посвященных упомянутым Кирилло-Белозерскому и Никитскому монастырям, о. Геронтий составил и издал описания Короцкого женского монастыря на родине св. Тихона Задонского, Можайского Лужецкого Ферапонтова и Волоколамского Иосифова мужских монастырей.

Принадлежит перу о. Геронтия и богословский труд «Учение блаженного Августина о богодухновенности Священного Писания», изданный в 1902 году.

Иеромонах Геронтий был деятельным членом Воронежских губернского статистического комитета, церковного историко-археологического комитета, ученой архивной комиссии, членом-корреспондентом Церковного историко-археологического комитета при Киевской духовной академии.

Причем велика заслуга о. Геронтия не только в исследовании истории Задонского края, но и в сбережении материальных ее свидетельств, дошедших из прошлых столетий. Об этом рассказывается в статье Н. И. Поликарпова «Историческая записка о Воронежском губернском музее», опубликованная в Памятной книжке Воронежской губернии на 1896 год.

Из своей коллекции старинных русских предметов о. Геронтий в 1885 и 1886 гг. принес в дар музею следующие экспонаты: 4 ископаемые кости допотопных животных, две древние кольчуги, два древних бердыша, меч XIII столетия, другой древний стальной меч, татарскую саблю, саблю с гербом императрицы Екатерины II, дворянскую саблю, медный ствол древней пищали, татарскую пищаль, ложе ружья с инкрустацией из слоновой кости, ружье с гербом императрицы Елизаветы, 24 серебряных и 85 медных древних монет, не считая нескольких древних документов.

И в последующие годы достопочтенный о. Геронтий не переставал быть одним из главных жертвователей музея. Им были переданы в губернское музейное собрание также старинные Царские врата, несколько крестов и ценных старинных книг и каменная баба с одного из курганов Задонского уезда.

Заслуги о. Геронтия были высоко оценены Воронежским губернским статистическим комитетом: 15 декабря 1885 года он был избран в действительные члены комитета. Кроме того в 1889 и 1892 годах комитет обращался к Преосвященнейшим Вениамину (Смирнову) и Анастасию (Добрадину), бывшими правящими Воронежскими архиереями в те годы, с просьбой о поощрении о. Геронтия за его труды.

Обращает на о. Геронтия внимание и высшая иерархия.

Еще в 1894 г. о. Геронтий был переведен в Киево-Никольский монастырь на должность казначея и благочинного, но из Задонска уезжал с тяжелым сердцем. «Грустно мне очень встречать Великий праздник Христов вдали от излюбленной Задонской обители, в коей по милости Божией я счастливо прожил без малого полвека... в которой желал бы снова водвориться на скончание жительства», – писал он по этому поводу. И потому через некоторое время он вернулся в Задонск, но уже в 1899 г. иеромонах Геронтий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новосильского Свято-Духова монастыря. В 1901–1902 г. он настоятельствовал в Можайским Лужецком монастыре, а с 1902 г. управлял знаменитым Иосифо-Волоколамским Успенским монастырем, в котором и скончался 26 ноября 1903 г., оставив по себе добрую память, а также свои и ныне актуальные историко-агиографические сочинения, главным из которых бесспорно является «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря».

Л. Морев, историк.


Источник: Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря / Иером. Геронтий (Кургановский). - Задонск : Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2010. - 303 с.

Комментарии для сайта Cackle