Источник

Гёррес

Гёррес Иоган-Иосиф – один из наиболее видных ученых в новейшей немецкой литературе, пользовавшийся в свое время весьма большим влиянием (род. в Кобленце,1776 г.; ум. в Мюнхене, 1848 г.). Это был энтузиаст. Первым предметом его восторженного увлечения была французская революция. Едва сойдя со школьной скамьи, он основал газету («Красный Листок»), в которой проповедовал свободу, равенство, республиканизм и радикализм, самого красного типа. Газета была вскоре запрещена. Но немедленно за тем он основал подобную же, другую, которая также была запрещена. В 1799 г. он отправился в Париж с политической миссией к директории; но при виде Наполеона, который только что возвратился из Египта и ниспроверг директорию, он сразу охладел в своем к нему энтузиазме. Он отказался от политики и вновь взялся за научные занятия. Вторым предметом его увлечения была философия Шеллинга, в то время стоявшая на вершине своей славы, и, подобно учителю, он писал обо всем – об искусстве, вере и разуме, по физиологии, мифологии, и проч., и всегда блестяще. Но оказалось легче производить сенсацию, чем приобрести последователей: его попытки вступить на университетскую карьеру потерпели неудачу. Третьим предметом его увлечения было освобождение отечества. В 1814 г. он вновь обратился к политике и стал издавать «Рейнский Меркурий», газету, главная идея которой была, скорей, национальность, чем свобода, и в которой он изложил самые здравые и положительные мысли. Наполеон называл эту газету «пятой великой державой». Но эта газета в 1816 г. была запрещена прусским правительством, и когда в 1820 г. его сочинение «Германия и революция» было также запрещено другим прусским указом, причем постановлено было и его самого подвергнуть аресту, то он бежал в Страсбург, отчаявшись в том, чтобы политика когда-либо в состоянии была спасти мир. Тогда он отдался своему четвертому и последнему увлеченно, именно, всецело предался римско-католической церкви. Он всегда был членом романтической школы и теперь сделался вождем крайнего левого крыла этой школы, – тех, кто прямо шли к Риму. Но он писал с тем же энтузиазмом в пользу этого призрака средневековья, как раньше писал в пользу идеалов будущего. В 1827 г. он назначен был профессором истории в Мюнхене и там издавал как большие научные труды («Историю христианской мистики», 1836–42 г., в 4 томах), так и небольшие случайные политические статьи в «Историко-политических листках» (1838 г.). Это был, действительно, блестящий литературный поборник ультрамонтанства в Германии. Но, так как литература вообще непригодное оружие для ультрамонтанства, так как ультрамонтанство, скорее, предпочитает избегать литературы с ее аргументацией и публицистикой, то неудивительно, что, в конце концов, он не мог не чувствовать, что все его литературные труды в этом отношении были писаны на воде.

Собрание его сочинений было издано в Мюнхене, в 1854–60 г., в 8 томах; письма его с 1858–74 г., в 3 т. Био­графия его написана Морицом Брюлем (Аахен, 1854 г.) и Галланди (Фрейбург, 1876 г.). См. также Denk, Joseph v. Görres n. s. Bedentung f. d. Altcatholicismus, Mainz, 1876 г. и Sepp, Goerres n. s. Zeit­genossen, Noerdlingen, 1877 г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle