Источник

1. На Новый год

«Господи! умертви плоти нашея мудрование, да ветхаго человека отложивше, в новаго облецемся». (Молитва Василия Великого на 9-м часе)

Братия! посмотрите на природу! Она вся ежегодно обновляется: зверь сбрасывает с себя старую шерсть, птица – перья, змея – кожу, деревья – листья, словом, весной все животные и поля одеваются в новое покрывало, в новую одежду. Одни мы, человеки, не только не обновляемся, но с каждым годом стареем, слабеем, делаемся хуже и хуже. Между тем и мы ежегодно с нетерпением ожидаем Нового года, рады бываем, когда дождемся его, приветствуем друг друга, высказываем всевозможные пожелания. К чему же все эти пожелания? К чему это ежегодное взаимное поздравление друг друга с Новым годом, если мы с каждым новым годом делаемся хуже, грешнее? Неужели мы никогда не обновимся? Нет, и мы некогда возобновимся однажды и навсегда и никогда уже не постареем. Это будет после смерти нашей. Но такое возобновление должно начинаться в настоящей жизни, и притом не с возобновления тела, а с возобновления души. Прежде надлежит обновить душу нашу, тогда тело само собой обновится. Разве можно обновить душу?

Душа стареет, дряхлеет от грехов, а обновляется от добродетелей. Не для того ли пришел на землю Сын Божий, чтобы очистить нас от грехов и обновить чрез то нас для новой лучшей жизни? Не для того ли даровал Он нам благодать свою пресвятую, чтобы мы вновь родились в крещении, обновились в покаянии, просветили ум светом Евангелия, очистили бы сердце от плотских вожделений, совесть от грехов, а волю утвердили бы в заповедях Божиих? Жаль, что плоть наша так сдружилась с грехом и грех с плотью, что не хотят друг с другом расстаться. Почему? Потому что человеки рождаются от матери вместе с грехом: «и во гресех роди мя, мати моя»1, – сказал пророк Давид. Вот почему мы все меры должны употребить, чтоб разлучить плоть с грехом этих друзей, изгнать грех из тела, умертвить тело постом и воздержанием, и тем сам грех умертвить. Но так как душа наша тесно связана с плотью до того, что часто она делается слугой тела и даже рабой его, то от этого происходит то, что разум наш, помраченный страстями плоти, часто по плотскому судит. Сердце, горящее плотскими похотями, плотскую питает любовь. Воля склоняется к требованиям плоти и совершенно противится закону ума нашего. Что делать в таком случае? В таком случае надобно всеусердно призывать на помощь Бога и Его Божественную благодать и взывать к Богу: «Господи, умертви плоти нашея мудрование, да ветхого своего греховного и плотского человека отложивши, облецемся, оденемся в нового, возрожденного и святого человека». По Божьему Писанию, каждый святой человек называется новым человеком, хотя телом бывает и стар, а грешный человек называется старым ветхим человеком, хотя телом бывает и молод. Поэтому, если вы желаете обновиться вашей душой, вашим умом и сердцем в жизни настоящей, обратите все ваше внимание, все ваше старание на изгнание из себя греха, на уничтожение сего яда, на исторжение из себя жала греховного, на умерщвление мудрования, чувствования и желания плотского. Употребите со своей стороны старание, усилие, попечение о душе. Змея, когда хочет снять с себя старую кожу, ищет узкой скважины и пролазит чрез нее, хотя с болью, но это она делает для того, чтобы разоблачиться от сухой и старой своей кожи или одежды. Не без боли и мы совлекаем с себя ветхого человека: нужен пост, молитва, отречение от мира и его удовольствий, нужны молитвенные подвиги, милостыня, непрестанное покаяние, умерщвление в себе всех страстей: гордости, нетрезвости, блудодеяния, сребролюбия, зависти, раздоров и всех дел плоти, которые исчисляет св. апостол Павел. Постараемся же, христиане, сбросить с себя мрачную одежду грехов и облечемся в новую, во Христа, облечемся в ризу спасения, в одежду света, невинности, святости и благочестия. Тогда и тогда только настанет для нас истинно Новый год, новая жизнь, не временная, но вечная и вечно блаженная на новой земле, на новом небе.

«Господи! Умертви плоти нашея мудрование, да ветхого человека отложивше в нового облецемся». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle