Глава XXXVII
1. Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень;
Что сделали рабы Езекии, то делает и он, потрясенный до глубины души слышанными им словами. Хорошо замечает Кей в Sp. Comm., что Господу угодно было, чтобы сын Ахазa слышал хулы, произносимые царем Ассирийским, предшественника которого призвал его отец, державшийся политики недостойной царя Иудейского, не смотря на предупреждения Исаии1221. Но сын Ахаза ищет помощи у Господа, памятуя слова Давида: „Возложи на Господа печаль твою“1222. Потому и был спасен Иерусалим. Езекия во вретище, с сердцем сокрушенным и смиренным, идет в храм Господень, а слуг своих в таких же одеждах скорби посылает к пророку.
2. и послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову.
3. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
Мы видели в Ис. 26:17–18 выражение, подобное последней части стиха 3-го, и говорили, что это означает то отчаяние, которое овладевает человеком, чувствующим свое бессилие.
По-видимому здесь есть намек на Быт. 35:16–19, и Иерусалим уподобляется Рахили, умирающей в муках рождения. Но Иерусалим и в более обширном смысле, Сион, не должен был погибнуть; у него была светлая будущность, как указывает, с повторением подобной же притчи о трудных родах, сам пророк Исаия в главе 66-й (ст. 6–10). И пророк Михей, указывая на плен Иерусалимский и на освобождение из плена1223, употребил то же сравнение о мучащейся родами. (Мих. 4:8–10).
Слова отчаяния и унижения и стыда и горя, высказанные Езекией, должны были быть переданными буквально доверенными лицами царя пророку. Что Езекия, не смотря на веру свою, переживает тяжкие минуты сомнения,-это очевидно. Но вера его не погасла совершенно; он надеется, что самые хулы, произнесенные Рабсаком возопиют на царя Ассирийского перед Богом, и что Господь за них покарает врагов Своих и тем спасет народ Свой.
4. Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых.
„У Меня отмщение и воздаяние“, глаголет Господь (Втор. 32:35). И в учении Нового Завета Апостол Павел провозглашал: „Бог поругаем не бывает“ (Гал. 6:7). Езекией руководит чувство „возревнования по Господе“1224. Он сам бессилен, но Господь всемогущ, – Он услышит хулы и – „Его будет отмщение и воздаяние“. Вот что он посылает сказать Исаии, прося его молитвы. В первой части стиха останавливает наше внимание имя Бога живого, выражение, редко встречающееся в книгах Ветхого завета1225. Здесь оно употреблено не только как перифраз имени Единого „вечно живущего“ т. е. Иеговы, но еще как прямое противоположение богам мертвым, несуществующим, на которых указывал Рабсак. Во второй части стиха Езекия употребляет выражение: „вознеси молитву твою“. Кей (Isaiah in loco) полагает, что, по всей вероятности, в этом выражении отражается воспоминание о воздеянии рук Моисея во время битвы с Амаликитянами1226. Езекия испрашивает у Исаии неослабленной, настойчивой, упорной молитвы, подобной молитве Моисея, о тех, которые еще в живых и могут бороться во славу Иеговы против хулителя. По-видимому, Езекия просит молитв пророка не за одних Иерусалимлян, а за всех оставшихся в живых, не только в Палестине, но и уведенных в плен, памятуя пророчество главы XI, „Господь.... возвратит Себе остаток народа Своего....“ (и см. далее до ст. 16).
Исаии открывается Господом, что царь Ассирийский возвратится в землю свою, и ему приказано успокоить Езекию.
5. И пришли слуги царя Езекии к Исаии.
6. И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечем в земле его.
Это первый ответ Исаии Езекии; второй более ясный ответ дается царю ниже ст. 21 – 35, в ответ на молитву царя во храме. В первом читаемом нами пророчестве, во-первых, Езекии посылается успокоение души его; он трепещет, слыша хулы, но пророк именем Господним говорит, что „нападение извне“ не поставится ему в грех. Во-вторых, ему объявляется, чтобы он не боялся и силы царя Ассирийского, ибо Господь „пошлет в него дух“. У Исаии в пророчестве о Египте (Ис. 19:14), мы видели, что Господь посылает на присужденного к гибели „дух опьянения“, или как в 3Цар. 22:22–23 на Ахава „дух заблуждения“1227.
Неразумие, долженствующее овладеть Сеннахеримом, будет причинено „вестью“. Некоторые из комментаторов1228, думают, что весть эта была извещение о восстании в Вавилоне Сузуба, которое приняло столь опасный характер, что Сеннахерим должен был лично выступить против Вавилона. Другие же комментаторы1229 думают, что „весть“ относится к движению Тиргака, о чем упомянуто в ст. 9: „и услышал он о Тиргаке...“
Мы держимся последнего мнения, потому что по-видимому восстание Сузуба имеет место позже, так как после подавления восстания, Есархадон, сын Сеннахерима, переносит резиденцию свою в Вавилон, и живет там, чтобы предупредить возможность вторичного восстания1230. Заметим, что после поражения Ангелом армии Сеннахерима, он царствовал еще около 18 лет, а соправителем его был сын его Есархадон или Ассордан, как называет его Бероз1231.
Нам кажется несомненным, что в ст. 7 „весть“ прямо относится к Тиргаку, идущему „сразиться с ним“. Понятно, что это известие было преобладающим событием в эту минуту,– поэтому кажется несомненным, что Сеннахерим стягивает в главную армию и отряд Рабсака, а к Езекии вместо его шлет уже послов без войска, с письмом полным угроз и хул.
Последняя часть стиха 7-го заключает в себе пророчество о смерти Сеннахерима от меча. Ниже мы увидим, при каких обстоятельствах он убит. Здесь достаточно только указать на некоторые хронологические данные. Комментаторы и Ассириологи все согласны в том, что первые его действия по-видимому совершаются в качестве соправителя и генерала отца его Саргона; начало же царствования относят к 702 году до Р. Хр., а поход к 699 году. Смерть его и восшествие на престол Есархадона относят к 680 году до Р. Хр.
8. И возвратился Рабсак, и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны; ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса.
9. И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот он вышел сразиться с тобою. Услышав его, он послал послов в Езекии, сказав:
Вслед зa этим следует словесное сообщение послов, к которому присоединено было и письмо, как видно из стиха 14-го. Сущность и словесного сообщения и письма были тожественны и вкратце изложены в ст. 10–13.
Из двух этих стихов 8 и 9-го можно кажется вывести следующие заключения: 1) Посольство Рабсака потерпело полную неудачу. 2) Несомненно, что с Рабсаком был отряд небольшой, не имевший цели и возможности начинать военные действия против Иерусалима. 3) В минуту приготовления к битве с царем Ефиопским, Сеннахерим удерживает и этот отряд при своей армии для усиления ее, но преследуя свою цель овладеть Иерусалимом посредством одних лишь угроз он 4) посылает послов без войска к Езекии; и 5) главная его цель при взятии городов Филистимских1232 и при попытке склонить Езекию сдать Иерусалим, очевидно состояла в том, чтобы обеспечить тыл свой от нападения и приобрести опору на случай отступления. Угрозы Сеннахерима рассчитаны на вероятность его победы над Египтянами, после чего непокорный Иерусалим мог ожидать только совершенного и беспощадного уничтожения.
О Тиргаке и мелких династиях Дельты, покровительствуемых Ассирией, мы не раз говорили выше, в общем вступлении и в заметках на главу XXXVI1233.
Сообщение Сеннахерима Езекии.
10. так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: „не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского“.
11. Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь?
12. Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13. Где царь Емафа и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
В ст. 10 хула на святейшее имя Божие еще резче, чем в речи Рабсака, в предыдущей главе. Гордость царя Ассирии доходит до безумия: в следующих стихах (11–12) он,-приравнивая Бога Езекии, -т. е. Вседержителя,-к ложным богам других народов,-ставить себя и свою силу выше силы Вечно Живущего, и грозит Езекии, что Бог его не спасет город Иерусалим от руки его, царя Ассирии. В словах этих очень ярко обрисовывается характер царей Месопотамии, о которых говорит Исаия в главах X и ХIV1234. Как цари Ассирии, так и цари древнейшей Халдеи и позднейшей Вавилонии, держались одного мировоззрения, принадлежали к одной культуре, и действовали в продолжение многих веков в царствах северной и южной Месопотамии совершенно одинаково. Это были представители безжалостного насилия, настоящие наследники Немврода, не смотря ни на различие рас, ни на перемену династий1235. В каждом из царств царствующий монарх считал себя солидарным с рядом своих предшественников и с редкою последовательностию продолжал исполнение предначертаний своих предшественников; так Саргон и Саргониды продолжали настойчиво планы, начертанные Феглаффелассаром и Салманассаром, в отношении царства Египетского и царства Израильского, хотя документально известно, что Саргон, основатель новой династии, и не соединен с Салманассаром никакою родственною связью.
Местности, упомянутые в ст. 12–13, не все определены в точности. В 4Цар. 17говорится о пленных царства Израильского, что они были поселены: „в Халахе, и в Хаворе при р. Гозан, и в городах Индийских“. Роулинсон замечает на это место (комментируя его в Sp. Bible): „Халах здесь и в 1Пар. 5упоминается вместе с Гозаном и Хавором, что доказывает, что это та страна, которую Птоломей в своей Географии (V, 18) называет Халкитис (Chalcitis) и которой место он указывает на границе Гозана или Гаузанитис, в соседстве с Хабором или Кхабуром1236. Роулинсон при этом поправляет перевод 4Цар. 17:6, указывая, что следовало бы читать вместо „поселил их... в Хаваре при реке Гозан“,-так: „поселил их... на Кхабуре реке, в (стране) Гозан“.
В 4Цар. 19:12, как у Исаии XXXVII, 12 с Гозаном соединяется и Харан1237. Очевидно, что Халах, Гозан, Харан и Кхабур принадлежат к одной местности. Сюда же надо отнести и имя Рецеф, которое встречается и у Птоломея, под именем Русафа, на правом берегу Евфрата, в пустыне между правым берегом этой реки и Тадмором или Пальмирой1238.
О „сынах Едена, что в Феллассаре“, комментарий Спб. Дух. Акад. указывает (стр. 577), что Бет-Еден, т. е. дом Еденов, „называется у Амоса I, 5 в числе стран Арамейских, т. е. сирийских, рядом с Дамаском“. Феллассар или Тель-Ассар несомненно есть то же имя что Ассирийский Тель-Ассур, находившийся на Тигре; но нет возможности приурочивать к Ассирийскому городу упоминаемую здесь в ст. 12 местность1239. Поэтому, как полагает и комментарий Спб. Дух. Акад. „Телассар лучше искать в северной Месопотамии или на Сирийском плоскогорье“ (стр. 577). Мы же прибавим, что название „холм Ассура“ мог принадлежать каждой возвышенной местности, на которой Ассирияне выстраивали свою крепость1240. Тот же комментарий указывает, что город Ена есть, по всей вероятности, город Анат на Евфрате; что касается города Иввы, то трудно определить где он лежал. Роулинсон напоминает однако (в Библ. Слов. Смитта: Ivah) что и в настоящем месте Исаии и в 4Цар. 18город Ивва упоминается вместе с Сепарваимом и Ена, а в 4Цар. 17:241241 как будто близь Вавилона и Куты. Роулинсон думает, что Ивва или Авва должен был лежать на р. Евфрате между Сепарваимом (или Сипаррой) и Еной, т. е. городом Анатом. Он еще полагает, что местность, упомянутая у Ездры (1Ездрю 8:15) под именем Агава, тожественна с Иввой; он указывает, что в Талмуде эта местность названа Ihih, от которого могли произойти имена, греческое Is и современное Hit 1242 .
Об Емафе и Арпаде и Сепарваиме мы говорили выше в заметке на XXXVI, 19. Пересматривая все надписи царствования Саргона и Сеннахерима в Annales des rois d’Assyrie, изданные Менаном, мы находим почти все имена, упомянутые в кн. Царств и у пр. Исаии, относящияся ко времени этих царей; в них также отражается самовозвеличение Сеннахерима, в сущности весьма похожее на выражения письма его к Езекии, напр. что он овладел всеми известными в его времена странами, „даже до верхнего моря на западе солнца“1243.
Молитва Езекии.
14. И взял Езекия письмо из руки послов и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним;
15. и молился Езекия пред лицем Господним и говорил:
16. Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю.
17. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахерима, который послал поносить Тебя, Бога живаго.
18. Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их
19. и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их.
20. И ныне, Господь Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один.
С отягченным скорбью, но с детски простым, уповающим сердцем идет Езекия в храм и развертывает письмо Сеннахерима пред Господом1244. Это простое трогательное действие доказывает, что в сердце Езекии была вера, подобная вере праотца его Давида, который говорил: „всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь!1245. Напомним, что самый храм, построенный Соломоном, в котором молился Езекия, освящен Господом с великими обетованиями всякой верующей душе1246.
Письмо, (или кожаный свиток), который развертывает Езекия, по всей вероятности, было написано по-Арамейски. Мы так думаем на основании текста главы XXXVI, 11, из которого видно, что Евреи считали Арамейский язык обычным языком в устах жителя Месопотамии. Это подтверждается и многими юридическими документами (на плитках в библиотеке или архиве Ассурбанипала), начертанными на Арамейском языке, который по-видимому был общим для всех классов населения Месопотамии, к какому бы племени он ни принадлежал1247; Ассирийский же язык был языком правительственным и документальным1248.
Развернув свиток, как бы показывая Господу улику преступления царя Ассирии, Езекия взывает к Творцу вселенной, Который, по особой милости, заключил завет с маленьким племенем, происшедшим от Иакова. „Ты – единый Бог всех царств земли! “ говорит Езекия, поднимаясь духом выше мира сего и созерцая величие Создателя. „Тебя осмелился приравнивать богохульный царь к каменным и деревянным изображениям, которых безумие людей, не знающих Тебя, – называет богами. Но Ты Господи спаси нас для того, чтобы мир узнал славу Твою!“
Такова по существу своему была молитва царя, сердце которого более всего „ревновало по Боге“.
Езекия молится во храме; в это же время пророк Исаия молится в уединенной горнице дома своего и видит священное видение: Господь через него приказывает объявить царю волю Свою.
Вспомним, что еще в главе XXX, 19 этот именно момент предсказывался пророком: „народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты (царь) не будешь много плакать; Господь помилует тебя, по голосу вопля твоего и как только услышит его, – ответит тебе“. К заметке нашей на XXX, 19 мы присовокупим здесь, что и смиренных сердцем Господь слышит тогда, когда по премудрому милосердию Его настало время помиловать и ответить на моление.
Ответ Господа в видении Исаии.
21. И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: о чем ты молился Мне против Сеннахерима, царя Ассирийского, –
22. вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, покачает в след тебя головою дочь Иерусалима.
Выше1249 мы неоднократно имели случай говорить о высшем значении выражения дочь Сиона, которая есть призванная Господом быть его невестой община человеческая: в ветхом завете- один народ, а в новом – весь мир, призванный ко спасению, среди которого верующие составляют Церковь Христову. В настоящем пророчестве слова дочь Сиона относятся к тем верующим Израильтянам, которые с Езекией уповают на Иегову, а дочь Иерусалима ко всему народонаселению, заключенному в стенах Иерусалима.
Исаия посылает сказать царю, что Господь услышал его молитву, и что не он будет постыжен и унижен, а что презрению и насмешке подвергнется тот грозный царь, перед которым трепещет покоренный им мир.
Глаголет Господь:
23. Кого ты порицал и поносил? и на кого возвысил голос и поднял так высоко глаза твои? на Святаго Израилева.
24. Чрез рабов твоих ты порицал Господа и сказал: „со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самую вершину его, в рощу сада его;
25. и откапывал я, и пил воду; и осушу ступнями ног моих все реки Египетские“.
Ничтожному существу Господь напоминает о его ничтожестве. Перед кем осмелился поднять это ничтожество голос свой? перед Творцем мира, перед Тем, которого имя „Аз есмь“, перед Тем, который, приняв под особое покровительство народ Израильский, известен под именем Святый (единый Святый); Святый Израилев1250.
В стихах 24–25 надо обратить особое внимание на то, что мысли, приписываемые царю Ассирийскому, заключают в себе указание на конечную и главную цель его похода-Египет. Он хвалится в сущности чрезвычайными трудностями, которые он преодолел. Он хвалится тем, что восходил на высоты гор Ливана с своими колесницами и рубил его кедры и кипарисы1251; что шел и чрез безводные степи, в которых воду надо было доставать выкапыванием колодцов, наконец в образах, свойственных восточной речи, он изображает многочисленность своего войска, которого достаточно для того, чтобы ступнями ног, прошедших по дорогам нижнего Египта, осушить сырую почву его. Мы должны прибавить, что некоторые комментаторы, (напр. Спб. Дух. Ак. стр. 58З) в высоких горах, ребрах Ливана, кипарисах и кедрах его, срубленных Ассирийским монархом, видят военные силы разных государств, раздавленных Ассириею. Мы не оспариваем и этого взгляда, основанного на образном языке Ис. 2:12–14. Мы только настаиваем на том, что при внимательном чтении предлагаемой речи царя Ассирийского выясняется, что в 24 стихе он говорит о том, что совершил, а в 25 в конце о Египте о том, что он намерен еще совершить, и что этим выясняется, что конечною целию его похода был Египет.
26. Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин.
27. И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.
Мы останавливаемся для того, чтобы заметить, что постоянно повторяемая всеми пророками мысль о предначертаниях Божиих, по которым все события совершаются, имеет целию развить душу человека к разумению путей Божия управления миром и к той смиренной покорности Богу, которая ведет к упованию и спокойной преданности воле Божией. Милосердый Отец небесный, предвидя нравственное падение народа избранного, повелел пророку Своему Моисею предсказать и наказания, которые ему будут посланы (Лев. гл. XXVI; Втор. XXVIII и прим. в Св. Лет.). Пророк Исаия, видя разврат народа, в X главе предсказывал, что орудием Божия гнева будет Ассур, при чем разъяснял, что своею силою он не мог бы что-нибудь сделать, еслибы не послал его Сам Господь. Наказание исполняется, но вот орудие, само по себе бессильное, возмутилось против господина своего1252. Тогда Господь приказывает пророку напомнить, что настоящие события совершились, а будущие будут совершаться единственно по Божию повелению, а не по желанию человека.
В стихе 27 мы обратим внимание на то, что жители стран, разоренных Ассуром, „сделались маломощны“ и „остаются в стыде“ по Божию попущению. Это великий урок для народов: Сам Господь (см. Ис. 3:1–3) „отнимает“ у них в наказание, „храброго вождя и воина... и вельможу и советника... и художника и искусного в слове“. Стыд бессилия есть наказание Господне, и радость победы над злом есть награда тем, которые обращаются к Господу, прося силы на борьбу, как напр. во дни Деворы и Варака1253. Душевные силы на борьбу с врагами правды отнимаются у недостойных, и они делаются „маломощными и остаются в стыде“.
28. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю всё, знаю и дерзость твою против Меня.
29. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел.
Стих 28 напоминает выражения, встречаемые у глубоко верующего и просветленного Духом Святым Давида. „Ты знаешь,– восклицал он к Господу,-когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли,-Ты окружаешь меня и все пути мои известны Тебе“1254. А царь Ассирии говорил: „силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен“1255. Теперь же Господь повелевает сказать царю Ассирии, что за дерзость свою он будет лишен воли, взнуздан как животное1256. Пророчество теперь обращается к Езекии; Господь милосердно приказывает его успокоить, что не только разоривший всю страну враг будет изгнан из страны по воле Божией, но что даже голода не будет в разоренной Палестине.
30. И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год, выросшее от упавшего зерна, и на другой год – самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их.
В наших примечаниях на Исх. 23:10–11, на Лев. 25, на Втор. 14:28–291257, мы говорили по поводу юбилейных и субботних годов, что Господу угодно было, постановляя закон о соблюдении этих годов, обнадежить народ в том, что выполнение им закона об оставлении в эти года полей незасеянными и лоз необрезанными не повлечет за собою ни голода, ни даже недостатка в продовольственных средствах страны1258. Урожай от упавшего зерна и плод необрезанной лозы, когда страна благословлена Богом, совершенно должны были быть достаточны для продовольствия жителей, когда они с верою исполняют заповеданное Богом. Знамение, которое в настоящем случае дается Езекии, имеет совершенно такое же значение, как обещание урожая в год, следующий зa субботним или юбилейным. Господь обещает, что в Палестине, не смотря на то, что поля остались незасеянными и лозы необрезанными, земля даст плод свой в продолжение первого года, и сбор этот будет достаточен на прокормление народа в первый год и даже во второй (когда начнутся работы) до третьего года, когда соберут новый урожай. После же того наступит такой период спокойствия и безопасности, который даст возможность продолжать работы свои с полным упованием пользоваться плодами их: „сейте и жните и садите виноградные сады и ешьте плоды их“. Не забудем, что эти слова ободрения произносятся в то время, когда удрученный скорбию Езекия, с письмом Сеннахерима в руке, стоит в храме пред Господом. В это время царь Ассирия с большим войском идет к границе Египта, послы его в Иерусалиме, и по всем человеческим расчетам Сеннахерим разобьет Тиргака, укрепится в нижнем Египте и вернется к Иерусалиму, чтобы стереть его с лица земли. – Между тем вдохновленный Духом Божиим пророк говорит о гибели армии Ассирийской и дает знамение Езекии, что и голода даже не будет в царстве его. Знамением называется даруемое обещание, потому что исполнение его обеспечивает народу исполнение другого важнейшего обещания, а именно, что Сеннахерим не повторит своего похода и что безопасность Иудеи на долго обеспечена. Поколеблена была эта безопасность только при Манассии, по вине его, когда он сделался идолопоклонником и увлек за собою народ. Даруемое знамение требовало теплой веры и любви к Господу; и пока вера была в Иерусалиме, все пророчество исполнялось буквально. Погибает вражеская армия, остатки ее бегут; водворяются мир и безопасность, возвращаются благосостояние и богатство. Не Господь прекращает свои милости при Манассии к народу, а царь и народ при Манассии возмущаются против царя вечного, благодетеля их, и Господь предоставляет их всем последствиям их безумия.
31. И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху,
32. ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное – от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Мы не раз видели уже как пророчество земное, относящееся к временному периоду или событию, преобразуется, возвышается, получает высшее значение и раскрывает нам высочайшие духовные тайны. Мы видим и здесь, как в образе упавшего и прозябшего зерна скрывается пророчество о спасении всего человечества вечною любовию Божиею.
Издавна указано Святыми Отцами и за ними всеми, изучающими Св. Писание, что изучение и понимание известных текстов, должно основываться чаще всего на сближении их с другими текстами Св. Писания. Стих 31 этой главы пророка Исаии может быть сближен с словами пророка в IV, 2 и XXVII, 6.
В Ис. 4читаем: „В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести и плод земли в величии и славе для уцелевших сынов Израиля“.
В Ис. 27:6: „В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная“.
Во время бедствия народ уподобляется растению, совершенно почти вырванному из земли и засыхающему. Но вот спускается благодатная роса Божия милосердия, и „остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху“. Таково значение и этого и параллельных с ним пророчеств в частном применении к народу Израильскому, в продолжение его государственной и народной жизни. Но вникая глубже в эти тексты, мы увидим, что в них есть нечто большее, чем пророчество о народе Израильском. Пророк не раз говорит: „только остаток спасется“; „остаток обратится“1259. Пророк еще в видении (Ис. 6:13) видел, что народ погибнет и возродится только в Отрасли. В этом значении, „отпрыск Иакова и расцвет Израиля“ (Ис. 26:6) соответствует словам Ис. 4об Отрасли Господа, после появления Которого, „наполнится плодами вселенная“. Так и 31-й стих, в прямом значении, указывающий на избавление Иерусалима при Езекии, имеет однако важнейшее значение, относящееся к воплощению Слова Божия, Еммануила, о Котором послан предвозвещать пророк Исаия1260. Этот взгляд еще более подтверждается словами стиха 32-го, говорящего, что: „из Иерусалима произойдет остаток и спасенное – от горы Сиона, что соответствует словам Спасителя: „спасение от Иудеев“ (Ин. 4:22).
Спасение представляется как бы великим светом исходящим от духовного Сиона1261.
Весьма замечательно еще последнее выражение стиха 32-го: „ревность Господа Саваофа соделает это“. В разборе Песни Песней Соломона1262, мы имели случай указать на значение, даваемое слову – ревность, в книгах Священного Писания, когда им выражается любовь Господа к Его созданию1263. Мы здесь напомним только, что вся духовная жизнь человечества, как дар высшего порядка, подымающего его выше всего животного мира, охранялась „ревностью Господа Саваофа“. Адам, первый человек и прототип человечества, уклонился от Божественной любви, чтобы отдаться незаконному желанию преступить данную ему заповедь. Возревновал Господь, продолжая любить его и в нем все человечество, и, чтобы не увековечилось зло1264 повелел каждому человеку „вкушать смерти“, да освободится душа его от оков тела. Ревностью ревновал Господь и о народе обетования, обрученном Ему, когда он уклонялся к идолослужению, и, предавая себя горю и несчастью, вместе с тем не исполнял своего призвания – хранить истину для спасения всего человечества.
Ревностью ревнует Господь о всякой душе, забывающей Господа и продающей все свое будущее за презренные пожелания страсти и прельщения мира; ревнует об этой душе Господь, ибо она (как Израиль обличаемый пророками) – прелюбодейка пред Вечным Женихом своим, возлюбившим ее даже до смерти,– смерти же крестные.
–
Пророк, указавши на открытое ему Господом будущее о спасении дома Иудина и спасении всех верных от горы Сиона, возвращается к настоящему историческому моменту и в ясных словах указывает, как исполнится его пророчество относительно Иерусалима и Сеннахерима.
33. Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: „не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
34. По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь,
35. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего“.
В кратких словах стиха 33-го очерчивается весь ход осады, как мы видим ее изображенною на Ассирийских барельефах: сначала город обстреливается стрельцами и пращниками, бросающими навесно стрелы и камни в осаждаемую крепость. Они приближаются к ней под прикрытием особых большой величины щитов, которые ставятся на землю. За этим уже начинаются земляные работы, „насыпание вала“, на высоте которого утверждаются машины для бросания бревен и больших камней и устрояются деревянные прикрытия для стрельцов. По-видимому, когда защитники стен не могли более держаться на стенах, насыпался второй вал близ стен, и на этом уже вале утверждались стенобитные машины с прикрытыми по бокам их платформами для стрельцов. Таранами управляли особенные отряды воинов. На барельефах изображены разные осадные работы в самых разнообразных местностях в горах лесистых и безлесных, в степях и в болотах, на берегу озер и рек и на берегу моря1265.
В стихе 33-м царю Езекии пророк объявляет именем Господа, 1) что царь Ассирии не войдет в город; 2) что он даже не начнет осадных действий, и в ст. 34-м, 3) что он должен будет возвратиться по той же дороге, по которой пришел.
Что таково было исполнение пророчества в первых двух его пунктах, доказывается Ассирийскими надписями, хотя не прямо,– так как они никогда не говорят о неудачах, – но довольно ясно самыми своими умолчаниями. Из одной надписи видно, что Сеннахерим хвалится тем, что взял в стране Яудаф (Иуда) у царя Кхазахии (Езекия) сорок четыре города (ср. 4Цар. 18:13), и множество скота; и что он запер Кхазахию в Урсалимми как птицу в клетке1266. Не смотря на то, что надпись говорит, что Сеннахерим взял с Езекии дань, что и подтверждается указанием 4Цар. 18:14,-она умалчивает о взятии Иерусалима. В читаемых нами стихах 33–35 мы видим ясное доказательство того, что отряд Рабсака не был предназначен для военных действий, и не бросил потому ни одной стрелы в город.
По поводу стиха 34 о том, что Сеннахерим возвратится той же дорогой, которой пришел, мы указываем на то, что мы выше говорили (ср. XX, I) о том, что армия его должна была идти береговой полосой на города Филистимские, и хотя отряд его войска был в Иудее и сам он из Новы (на горе Масличной; см. пр. на стр. 99 ч. I, четвертого тома Св. Лет.) грозил рукой Иерусалиму (X, 32 с прим.), но путь войска его по-видимому лежал через Дамаск, к Иордану и от него через Ездрелонскую долину на береговую полосу к Египту; и этим же путем должен был он и возвратиться1267. В стихе 34 указание этого пути возвращения, доказывает, что ни Иерусалим ни даже горная Иудея не лежали на этом пути, и потому не увидят более войск Ассирийских, которые побегут вместе с царем своим по старому пути движения, частию на Дамаск и Пальмиру, частию же (ср. XXXVII, 24) через Целе-Сирию по долине Оронта к Типсахской переправе на Евфрате....
В стихе 35 особенно обращает на себя внимание мысль, что человеческие соображения и деяния не могут ни в каком случае изменять предначертаний Божиих. Иерусалим будет сохранен, потому что слава Господня и любовь Его к Давиду того хощет; и потому еще, что Сеннахерим хулил святейшее имя Иеговы и грозил Иерусалиму. Сохранение Иерусалима служило к прославлению имени Божия. Точно также в предыдущие времена царь Самарии купно с царем Дамаска хотели уничтожить род и престол Давида, на котором покоились обетования, и оба погибли (см. гл. VII).
Но пришло время, когда должен был свершиться приговор Божий и над Иерусалимом и над народом обетования; и он свершился, потому что и в этих событиях лежало прославление имени всемилосердого Бога, устроившего спасение всего человечества1268.
36. И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали по утру, и вот, все тела мертвые.
37. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахерим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
38. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечем, а сами убежали в Землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.
По этим трех стихам мы не повторяем разъяснений, сделанным нами в общем вступлении в этот том, в конце главы III, в обзоре исторических событий.
* * *
См. наши замечания на VII гл. Исаии; Езекия в то время еще отроком слышал пророчества Исаии.
Псалом 54 (ст. 23) в Еврейском надписан: „учение Давида“; так и в Греч. тексте; так и в Вульгате. Почему в Славянском тексте он приписан Асафу, мы не знаем.
Мы напомним, что все пророчества об избавлении от плена, и самое избавление суть пророчества и преобразования о великом дне спасения человечества, совершившемся воскресением Господа вашего Иисуса Христа.
См. нашу заметку по поводу возревнования Финееса в Чис. 25:2. Ср. еще наши мысли в Оп. Изуч. Ев. Ин. ч. I, стр. 131–132, о ревности по Боге.
В Англ. Комм. (Speaker’s Comm.) указано что здесь употреблено слово Елогим (множ. число) с прилагат. в ед. числе. Ср. в Св. Лет. т. 1, текст книги Бытии прим. на I, 1, о слове Елогим.
См. Исх. 17:11–16 с пр. во 2 т. Св. Лет. В пр. на 16 стих мы указывали на толкование: „Амалик осмелился поднять руку против Иеговы, и потому брань Иеговы против Амалика из рода в род“. Точно также было с Ассирией.
См. в 4 томе Св. Летописи поход Ахава на Венадада Сирийского, глава V, ч. II, стр. 71–77. Видение Михея пророка на стр. 74.
Так толк. Спб. Дух. Акад. стр. 573.
Speaker''s Commentary in loco.
Так Ленорман, Масперо, Роулинсон. Ассирийские надписи, относящиеся к этому восстанию, см. у Menant, Annales, р. 223; 236: Prisme de Taylor et inscription de Bavian.
См. Koмм. Спб. Дух. Акад. стр. 609–610 и 614 со ссылками.
Начало этих действий см. в Ис. 20:1, когда Тартан (военачальник) Саргона, отца Сеннахерима осаждал Азот. Мы имели случай говорить о систематической войне Ассирии против Египта со дня падения Рамессидов (см. нашего Бругша). Упомянем здесь, что в Layard’s Nineveh and Babylon рр. 47–51 (изд. 1882) есть копии с барельефов, изображающих осаду Лахиса. Указание на надпись Куюнджика об осаде Лахиса Сеннахеримом есть и у Менана. Annales, р. 213.
См. Ист. Фар. в нашем изд. Бругша гл. XXII, стр. 642 и след.; и в особ. стр. 678–691 о Таркуа, выписки из Ассирийских и Египетских памятников. Имя Езекии в Ассир. пам. (Menant, Annales, р. 219) переписывается Khazakiau. В Египет Ассирияне совершали походы и при Есархадоне и при Ассурбанипале. Самые важные поражения Египту нанесены последним. См. Menant, Annales des Rois d’Assyrie, pp. 248 et 256.
См. Ис. 10:5–15, 14:4–27. Мы говорим вообще о царях Ассирии и Вавилонии, потому что они соединяются во едино, в упомянутых главах Исаии и сливаются с типическим царем гордости сатаною (см. наши заметки).
Халдея и Вавилония были населены преимущественно Кушитами, с примесью Аккадов; Ассирияне были Семиты. Династии как нам известно часто сменялись в Ассирии, но обычаи и культура обеих стран по-видимому были одинаковы.
В этой местности есть холм с развалинами, виденными Лейардом, который Арабы называют Хла или Хала. Layerd’s Ninevah and Babylon, p.312, note in the ed. of 1882.
См. наши заметки о Харане в 1 т. Св. Лет. в примечаниях на Кн. Бытия XI, 31 и XII, 5. См. на карте северозападную часть Месопотамии на р. Кхабуре.
Заметка толкования Спб. Дух. Акад. на Исаию XXXVII, 10–13 стр. 577. О Тадморе ср. 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 278.
Тель и в древности, как ныне, означает холм или курган. Местность Нимруда теперь называется Тель-Атур. См. Лейарда Nineveh and Babylon, р. 55.
Ср. наблюдательные посты Филистимлян в Палестине 1Цар. 10:5, 13:3,19 (ср. Суд. 15:14). Ср. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 68, 72.
В западных переводах везде Ивва, но у нас в 4Цар. 17Авва. (В славянск. Аиа, Ава и Анагуана).
Буква t в имени Hit есть женское окончание, замечает Роулинсон. Имя I s упомянуто у Геродота I, 179 см. примечание Роулинсона на это место в первом томе стр. 300 его издания Геродота.
Menant, Op. cit. р. 211; v. les marbres de Koujundjick, et. p. 215 le prisme de Teylor.
Это вероятно был кожаный свиток, как мы видим на барельефах Ассирии.
См. Пс. 15и см. все псалмы Давидовы. Ср. наши мысли о псалмах в 4 т. Св. Лет.
См. молитву Соломона при освящении храма и откровение Господне 3Цар. 8:12–53 (особенно стихи 29 и 52), 2Пар. 6:19,20; 3Цар. 9и 2Пар. 7:12,15,16. „Я услышал молитву твою“ (о храме), глаголал Господь Соломону: „Я освятил сей храм.... и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни“.
Арамейское население было вероятно древнейшим туземным племенем Месопотамии и пришлые Ассирияне (Быт. 10) хотя родственные Арамейцам, но говорили языком, отличным от Арамейского, который был одним из древнейших в Семитическом семействе. Ср. Быт. 31:47, и см. у Масперо (Hist Anc.) рр. 185, 282, 324, 360 (ed. de 1876) ср. еще 3Цар. 10об Арамеях.
См. об Арамейском языке и Арамейских племенах Месопотамии Масперо, Ленормана и др. Об юридических документах см. Menant documents judiciaires; также Опперта: Bibliothèque de Ninive. Об письменах и языке см. в особенности изв. сочинение: Alphabet of Taylor (1883) v. I, р. 81 (генеалогия языка); рр. 186, 198 (об письменах и родстве Арам. письмен с письмом так называемым квадратным). На стр. 230 у Ис. Тейлора есть любопытное указание: „Со времен Гезениуса преобладает мнение, что до плена у Евреев употреблялась азбука финикийского типа, (таже как на Моавитском камне), которая по возврате из плена заменена другой. Эта другая в Вавил. Талмуде названа Ассирийскими знаками. Нет сомнения, что под этим именем надо разуметь Арамейские письмена, которые употреблялись по всей долине Евфрата и от которых произошло квадратное письмо, которым печатают ныне Еврейские библии“.
См. прим. на III, 16 и в некоторых других местах о значении слов: „дочь Сиона“, в отличие от выражения: „дочери Сиона“, во множ, числе.
О выражении „Святый Израилев“, которое составляет особую черту Исаиевых пророчеств, см. общее вступление, гл. V.
Мы понимаем в прямом смысле речи царя Ассирийского, памятуя, во-первых, что ему фактически нужен был лес для осадных работ и машин и что Ливанские кедры в виде отесанных бревен вывозились и в Ниневию для потолков дворцов и частью найдены в развалинах. (См. Rawlinson’s Anc. Monarchies (1871) vol I Assyria p. 307).
См. в 4 т. Св. Летописи, ч. I, стр. 36–46. Мы прибавим, что теория непротивления злу, в том виде, как излагал ее современный философ есть теории ложная. Против врагов правды и против насилия зa правду должно бороться с любовью к правде. Не противиться злу – это помогать ему.
Ис. 10и примечания.
См. томы: второй и третий Священной Летописи. См. также во вступлении в этом V томе главу III.
В указанных выше примечаниях на Исход, Левит и Второзаконие, мы указывали, что и теперь в степных пространствах России, сжатые поля, остающиеся не вспаханными, дают на следующий год очень изрядный урожай, от упавшего зерна, который называется „падалицею“.
Ис. 10:20–22 ср. Рим. 9:27. Ср. еще Ис. 7и замеч.
Ис. 4:2, 7:14, 9:2, 11:1–16 и мн. др.
См. в 4 т. Св. Лет. ч. I, Песнь Песен, зам. на Песн. 8:6–7; стр. 329–333. Связь Песни Песен с Псалмом 44-м назыв. Песнь Любви см. стр. 233.
В том же 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313, в пр. 23 выписан целый ряд указаний из Св. Писания, где говорится о ревности Господа к неверной невесте Его.
См. наши пр. на Быт. III, 14–19 в 1 т. Св. Летописи.
См. рисунки преимущественно в английских изданиях Ассириологов. Полнее всего изданные Лейардом картоны Nineveh and Babylon; но весьма великолепно и издание сороковых годов французских раскопок Ботта.
См. эту надпись в Annales etc de Menant, p. 218–219. Взята она Менаном из англ. изд. West-Asia inscriptions: prisme of Taylor, Col. III, 2, 29. Это основной документ для указания того, как летописи Ассирии обходили молчанием неудачи. Призма Тейлора (по имени ее обладателя, но переданная им в Брит. Музеум), есть глиняная шестигранная призма, найденная в Моссуле. Сравни еще войны Сеннахерима в Роулинсона Assyria , vol. II of the anc. Monarchies.
Из самого текста 4Цар. 18:13–14 можно заключить, что поход в Иудею был лишь временная экскурсия части армии, шедшей на Египет.
См. ниже Ис. 55:3; Пс. 88:21–38 и ср. в нашем изуч. Ев. от Иоанна ч. I, стр. 33–34 о разрушения храма и Иерусалима.