Глава XXXVIII
Что события, описанные в этой и следующей главе, предшествуют гибели армии Сеннахерима, очень ясно из стиха 6-го наст. главы, в котором Господь глаголет: (ст. 5) .... „прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, (ст. 6) и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей“. Некоторые, как напр. Шмидер (Proph. Isaiah), делают предположение, что Ассирийское нашествие могло совпасть с болезнию Езекии, но мы выше в общем вступлении и во вступлении в гл. XXXVI указывали, что Сеннахерим начал свой поход лишь после подавления восстания Меродах Баладана в Вавилоне, когда этот последний был в изгнании и не мог посылать свои поздравления с выздоровлением Езекии1269.
1. В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел в нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
Из всего последующего сказания очевидно, что слова 1-го стиха суть испытание веры Езекии и что сам пророк Исаия, объявляя ему волю Господню, не знает еще последствий этого пророчества. Езекия принимает приговор Господень со смирением и покорностью, но это не мешает ему с теплой детскою верою в милосердие и всемогущество Божие излить пред Господом и скорбь души своей и мольбу свою о продолжении жизни1270. Некоторые комментаторы (напр. в Speak. Com.) видят в смертной болезни Езекии приуготовление души его к восприятию другого чуда, а именно: спасения Иерусалима, погибавшего по всем человеческим рассчетам, который могла спасти лишь сила Божия. Еще важнейшее указание делают комментаторы Исаии (в прил. к Хр. Чт. стр. 616). По еврейскому преданию, основанному на словах 4Цар. 20:5: „в третий день пойдешь в дом Господень“, – Езекия болел три дня. При этом комментарий Спб. Дух. Ак. принимает во внимание и мнение немецких экзегетов, которые полагают, что болезнь Езекии совпадает с временем нашествия. На этом основании комментарий говорит: „При типологическом понимании истории болезни и исцеления Езекии, еврейское предание получает глубокий смысл, так как три дня болезни его прообразуют три дня пребывания в гробе Господа Иисуса Христа, а день исцеления, совпадающий со днем поражения Сеннахерима,– день воскресения Господа и поражения сатаны, образ которого Св. Кирилл Александрийский видит в Сеннахериме“.
Взгляд этот совершенно верен, независимо от того – примем ли мы или нет совпадение болезни Езекии с нашествием Сеннахерима. Мы высказали выше, что думаем, что эти события разделены довольно продолжительным периодом времени; но болезнь Езекии и его, можно сказать, воскресение, как последующее так сказать воскресение из мертвых Иерусалима, конечно суть прообразовательные события приуготовления души к восприятию тайны воскресения Господа нашего Иисуса Христа, совоскресившего с Собою всего человека и Церковь Свою. Точно также гибель Сеннахерима, как мы неоднократно повторяли, есть событие предвещающее гибель сатаны и всех дел его, что ясно указано в главах: X, ХIV и др. пророка Исаии.
2. Тогда Езекия отворотился лицем к стене, и молился Господу, говоря:
3. „о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих“. И заплакал Езекия сильно.
Несомненно, что в это время Езекия был бездетен и во всяком случае не имел наследника, так как Езекии дарует Господь пятнадцать лет жизни, а после смерти наследник его Манассия, по 4Цар. 21восходит на престол лишь двенадцати лет от роду. Езекия вспоминает пред Господом, что он „ходил в путях Господних“,-восстановил не только в Иудее, но и во всем Израиле, богопочитание и исполнение заповедей Господних, о чем мы говорили в историческом обзоре, в общем вступлении, по поводу приглашения Езекией людей всех колен Израилевых изо всей разоренной Салманассаром северной части Палестины на совершение пасхи Господней в Иерусалиме. Когда человек с верою откровенно излагает пред Господом скорби свои, как дитя, простым сердцем, вопия к любящему Отцу своему, тогда Господь всегда милосердно слышит его.
4. И было слово Господне к Исаии, и сказано:
5. пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавляю ко дням твоим пятнадцать лет,
6. и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.
Пророк только что перед этим (в ст. 1) объявляет Езекии, что он умрет, и вслед зa этим выходит от царя. В 4Цар. 20разъясняется, что „Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне“. Мы думаем, что под словом „город“ должно разуметь ту часть Иерусалима, которая особенно сильно была укреплена и служила цитаделью и в которой был и дворец царя1271, независимо от других дворцов, как напр. тот, в который выводит Соломон (в 3Цар. 9:24) жену свою, и тот, который был у него в Фирце1272.
Исаия жил, по всей вероятности, в Иерусалиме вне стен „города“, т. е. вне цитадели и уже направлялся к воротам ее, когда вдруг его осеняет Божественное откровение1273. Он возвращается к царю и объявляет ему, что услышана молитва его и Господь видел слезы его. Господь приказывает прежде всего напомнить Езекии о Давиде, предке его, которому дарованы обетования о рождении Мессии в роде его. Это весьма важное напоминание, ибо царственный род Давида сохраняется в прямой нисходящей линии ради этих обетований, о которых повелено пророку Исаии непрестанно проповедывать Израилю.
Мы выше упоминали уже о Мессианском прообразовании в трехдневной болезни Езекии, (о которой указывает текст 4Цар. 20:5–6): „в третий день пойдешь в дом Господень“; здесь мы укажем еще на пророчество Осии VI, 1–2, пророчествовавшего ранее Исаии: „Он (Господь) уязвил нас и Он исцелит нас... оживит нас чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его“.
Господь дарует Езекии пятнадцать лет жизни и обещает спасти его и город от царя Ассирийского. Заметим весьма важное прибавление в 4Цар. 20:6: „Мене ради и Давида ради раба Моего“. Из сопоставления всех этих указаний, мы уразумеваем, что болезнь Езекии была испытанием веры его, и так как он оказался достойным милости Господней, то Господом ему даруется и продолжение жизни, и счастье быть одним из предков Спасителя1274.
Упоминание в 6 стихе о том, что Господь спасет его и город от царя Ассирийского, указывает, что Иерусалим был в опасности после болезни Езекии, а не прежде ее.
Почти нет сомнения в том, что после стиха 6-го надо читать ст. 21 и 22. „И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв, и он выздоровеет. А Езекия сказал: какое знамение, что я буду ходить в дом Господень?“
7. И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек.
8. Вот я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.
Как мы выше видели, Езекия выздоравливает лишь на третий день после объявления ему пророчества (и после приложения пласта смокв). Сейчас после того, что Исаия объявляет ему волю Господню о продолжении ему жизни на пятнадцать лет, Езекия вопрошает о знамении (ст. 22) и, лежа еще больной, произносит ту молитву, которая записана в стихах 9–20, и в которой мы читаем еще некоторый страх, хотя соединенный с верою. Знамение же дастся в день объявления радостного пророчества.
Возвращаясь к ст. 7–8, мы должны напомнить, что Ахаз отказался от знамения, предлагаемого ему Исаией, в удостоверение что Иерусалим не должен страшиться соединенных сил Дамаска и Самарии. Ахаз „не хотел быть удостоверенным“, как мы говорили в примечаниях наших на гл. VII, и призвал на помощь Ассирию, подчинившись Феглаффелассару. Езекия сам просит знамения, и знамение даруется ему, причем оно служит удостоверением не только того, что он выздоровеет, (ст. 5) но еще (ст. 6) – что Господь спасет его и город от руки царя Ассирийского, предшественника которого привлек в Палестину неверный Ахаз, отец верующего Езекии. Сравнивая с настоящим местом книги пророка 4Цар. 20:8–11, мы видим, что Езекия сам просит знамения и что пророк предлагал ему посредством знамения удостовериться в том, что он, пророк, говорит от имени Господа. Вот почему в 8 стихе наст. главы Исаии, в словах „я возвращу назад... “ местоимение я пишется малой буквой, ибо Господь дарует силу и власть пророку произвести это чудо, и Исаия говорит: „и я возвращу“.
По книге Царств Езекии было предложено пророком или ускорить движение тени вперед или возвратить ее назад. Езекия выбирает то чудо, которое он считает труднейшим. В IV главе вступления мы изложили мнения некоторых богословов и астрономов об этом явлении; здесь мы сошлемся только на превосходное объяснение, данное профессорами Спб. Дух. Академии1275, в конце которого указано, что мы человеческим умом своим можем предполагать, что на лестницу какой-то Ахазовой постройки бросал тень высокий предмет, игравший в этом случае роль гномона, и что возврат тени был последствием атмосферического явления рефракции. Чудо совершается во укрепление веры Езекии волею Владыки мира, в известный момент, но общие законы природы, установленные Творцом, не нарушаются этим чудом1276. Мы присовокупим здесь, что нет причины настаивать на том, что явление кажущагося возврата солнца было или должно было быть видимым во всей передней Азии. Что весть о нем дошла до Вавилона, мы видим из посылки сановников Меродах Баладана, которые по словам 2Пар. 32были посланы между прочим: „спросить о знамении бывшем на земле“.
Пророк Исаия вносит в свою книгу и ту молитву, которую произносит Езекия, лежа еще на одре болезни, еще томимый ею, но с душею уже обрадованною: „Ты исцелишь меня Господи“, (ст. 16) восклицает он.
Молитва (первая часть).
9. Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни:
10. „Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.
11. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире;
12. жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.
13. Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.
14. Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня.
В первой части молитвы Езекия изображает то состояние души своей, в котором он находился, не получив еще милосердного послания Божия о выздоровлении.
В стихе 10-м Езекия, по-видимому уподобляет жизнь дневному течению солнца и сравнивает рановременную кончину, грозящую ему, с потуханием солнца, совершившего лишь полпути и не достигшего запада. В таком смысле понимают слова „преполовение“ комментаторы Исаии (в прилож. на Хр. Чт. стр. 624), профессоры Спб. Дух. Акад. также и Английские богословы. (Sp. Comm.). В это время Езекии могло быть около 35–39 лет от роду.
Стих 11-й представляет некоторые трудности. Славянский перевод дает: „не узрю спасения Израилева“. На чем основан этот перевод изложено в комментории Спб. Дух. Акад. (стр. 626). Между тем русский перевод говорит: „Не увижу Господа в земле живых“; а в греч. переводе LXX: „не увижу спасения Божия на земле живых, не увижу более спасения Израиля на земле1277.
Заключающаяся в этом стихе мысль всех известных нам комментаторов объяснена в толк. на Исаию проф. Спб. Дух. Академии (стр. 625). Сославшись на Пс. 26:13, комментарий говорит: „Веру, которую имел Давид – видети благая Господня на земле живых“,-имел и Езекия. Ею жили все ветхозаветные праведники (ср. Евр. 11), пока последний из них, праведный Симеон не узрел предмета ее в лице Господа Иисуса. (Лк. 2:30) исповедав от лица всех ветхозаветных праведников отпущение их ожиданий. Сойдя в шеол1278 и находясь за вратами его, Езекия не увидит Господа Спасителя на земле живых, т. е. среди людей, как он не увидит еще и живого человека („земного“), находясь среди обитателей царства покоя“ (Op. cit. р. 625).
Мы прибавим к этому объяснению, что никто из ветхозаветных праведников не мог знать времени пришествия Мессии, и каждый из них ожидал Его с любовию так, – как мы ждем второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Каждый из них мог ожидать его в течении своей жизни, и Езекия вопиет о том, что ему не дано полной человеческой жизни для этого ожидания. Все эти праведные „стояли на страже“1279 в ожидании.
И Господь наш Иисус Христос заповедал нам стоять на страже, быть бдительным: „Смотрите, бодрствуйте, молитесь“, глаголал Он (Мк. 13:33,37), ибо в этом постоянном бодрствовании и устремлении взора своего вдаль, в вечную жизнь, к Источнику Света-настоящая мудрость, не позволяющая прилепляться сердцем к преходящему. Только в этом состоянии души и возможна вполне трезвенная мысль, при бодрствующем сердце1280. В стихе 12-м кончина человека рисуется образно и чрезвычайно глубоко – выражением: „жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский“. Мы видим, что Езекия сознает существование мыслящего Я, независимого от преходящего тела. Я (Ego) осталось, а от меня отходит тело, уподобляемое шалашу1281.
Ветхозаветные откровения указывали место жизни разумного Я, отдельного от тела, в шеоле. Лишь в Новом Завете место бездействия и мрака, временное пребывание душ, хотя находящихся в покое, но лишенных радостей, осветилось великим светом сошествия во ад Господа нашего Иисуса Христа, которого впервые тогда увидели ожидавшие Его ветхозаветные праведники1282. Для новозаветных же людей, спасенных Господом, указано Им Самим, что свет, покой, вечная радость ожидает их1283. В том же 12 стихе и второе уподобление жизни земной ткани, состоящей из утка и основы, также заключает в себе символизм двойственности человека. Основа жизни есть не умирающее я; от него отрезается ткань жизни тела.
Стихи 13 и 14 суть стон умирающего. Он жестоко страдает (ст. 13). Мы придаем особое значение тому, что уподобления ст. 14-го взяты из мира пернатых. Мы думаем, что мысль о вспархивании, о полете, присуща каждому человеку и что она отразилась в сравнениях Езекии; ему бы хотелось вырваться и полететь, как предку его Давиду (Пс. 54:7).
Последний стон стиха 14-го „Господи тесно мне! Спаси, спаси меня!“ есть такой общечеловеческий стон, который каждому известен.
С 15-го стиха начинается вторая половина молитвы Езекии, в которой, -если мы не ошибаемся, -уже больной освещен надеждой выздоровления. Ему уже объявлено, что жизнь его продолжена.
15. Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей.
Езекия чувствует облегчение от употребленного по слову Исаии средства (ст. 21). Первая мысль выздоравливающего та, что Господу Богу должен он посвятить все силы души своей, в продолжение прибавленных к жизни его годов. Он желает провести в тишине будущую жизнь свою, не желая и не ища славы мирской1284. Путь жизни, освещенной посетившим его испытанием, в эти минуты ясен для него1285. Но как часто человек, умудренный горем по прошествии горя забывает эти минуты света и мудрости!
16. Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь.
17. Вот во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой.
Углубляясь мыслию в жизнь души своей, Езекия начинает ясно понимать, что настоящая жизнь человека заключается в жизни духа его, а не тела. Последние слова его в ст. 15-м о тихом житии, соединенном с памятию о претерпенной горести, связуются с словами стиха 16-го: „Так живут“ и „во всем этом жизнь моего духа“. „Ты Господи даруешь мне жизнь“, прибавляет он, очевидно сознавая, что от ныне он принадлежит не себе, а исключительно Богу. Из стиха 17-го мы видим, что выздоровление Езекии идет быстро; он говорит уже о проходящей и даже прошедшей горести, о совершившемся избавлении, о том, что Господь забыл, т. е. простил грехи его1286. Мысль о прощении грехов связуется с продолжением жизни и избавлением от грозившей смерти.
18. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.
19. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.
Стихи 18–19 напоминают и может быть даже повторяют Пс. 113:25–261287. Подобные же мысли о том, что только живые на земле могут славословить Господа, высказываются и в других псалмах, напр. в Псалме Давида Пс. 6:6. „ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?“, или в Псалме 87 надписанном: „Сынов Кореевых;.... Учение Емана Езрахита“- Пс. 87:11–13 „разве мертвые встанут и будут славить Тебя?... разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения правду Твою?“ По этому поводу мы в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 200 говорили, что во времена ветхозаветные душа человеческая колебалась между страхом и надеждою по вопросу о вечной жизни и иногда предавалась тоске, размышляя о вечном мраке, в который она будет погружена, или даже иногда предавалась мысли о совершенном уничтожении“1288. „Но рядом с порывами тоски.... восстают светлые надежды, связанные с ожиданием Избавителя“ (там же стр. 201). Отсылая к 4 т. нашей Св. Летописи, в котором несколько подробнее рассмотрен этот вопрос, мы здесь только скажем, что не раз ветхозаветные святые, вопия к Господу, умоляли Его оставить их в живых для прославления имени Его, так как шеол представлялся местом вечного заточения; а радость, внесенная в него Господом, победившим смерть, не могла еще быть ими предвиденною. – Так и Езекия, служивший всею душею своею Господу, приносит пред Господа ту же мысль, что ранняя кончина его была бы в ущерб славословию Господа на земле1289.
В стихе 19-м Езекия, обрадованный надеждою жизни и возможностию иметь сына, обещает воспитать детей своих в правде Божией и научить их исполнению заповедей Божиих, как то повелел отцам Моисей, увещевая их передавать детям своим память о милостях Божиих к Израилю и о чудесах Его, и об обетованиях Его и заповедях Его1290.
Вот в особенности эта цель – прославить имя Господне в устах детей своих не могла быть исполнена умершим бездетно, что и составляло одну из мучительнейших дум Езекии, когда он восклицал: „живой, только живой прославит Тебя.... отец возвестит детям истину Твою“. Обрадованный возвратом здоровья и сил, он заключает свою молитву в следующем стихе возгласом радости:
20. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем“.
Местоимение мы указывает, что Езекия мысленно переносится в то время, когда он будет окружен своими детьми, которые вместе с ним будут восхвалять Господа1291.
21. И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв, и обложат им нарыв; и он выздоровеет.
22. А Езекия сказал: какое знамение, что я буду ходить в дом Господень?
Мы видели выше, что на этот вопрос в 4Цар. 20:8, в ст. 9 Исаия отвечает: „вот тебе знамение от Господа“.... и дает знамение тени, возвращающейся назад, после чего Езекия выздоравливает; и конечные слова его молитвы суть уже радость выздоровевшего, который идет уже с благодарением на устах в храм Господень. По поводу болезни Езекии многие думают, что он заболел чумою, с нарывом в паху или под мышкой. Другие полагают, что это был вид проказы, или первое местное поражение ею, о котором говорится в Лев. 13:18–201292. Кей в Speaker’s Commentary указывает что слово „шешин“ одинаково употреблено и здесь и в Исх. 9и в Кн. Левит ХIII, и во Втор. 28и в кн. Иов. 2:7. Кей, делая предположение, что Езекия заболел проказою, останавливается на мысли, что настойчивое вопрошение о том, когда он пойдет в дом Господень, указывает, что Езекия испугался не смерти, а заключения и отделения от людей, как прокаженный прадед его Озия или Азария1293. Развивая эту мысль, Кей вспоминает деятельность Езекии по восстановлению храма и совершению пасхи и думает, что тоска его, выраженная в молитве, относится именно к невозможности предстать пред лице Господне, как нечистому. Тогда и 18 и 19 стих получают другое освещение и под именем мертвых надо разуметь заживо погребенных в доме проказы, а последнее радостное восклицание относится к уверенности, что он опять будет служить Богу в святом храме его. Но на это предположение мы ответим словами Ис. 38и 4Цар. 20:1: „умрешь“. Слово это относится не к проказе, а к скоротечной болезни1294.
* * *
Сравнение гл. XX, четвертой Книги Царств с сказаниями Исаии гл. 38 и 39.
4Цар. гл.XX ст. | 1–6 | Исаии 38 гл. | ст. 1–6 |
7–8 | 21–22 | ||
9–11 | 7–8 | ||
9–20 | молитва Езекии по выздоровлении; ее нет в Кн. Цар. | ||
12 | 39 гл. | ст. 1 | |
13 | 2 | ||
14 | 3 | ||
15–16 | 4–5 | ||
17 | 6 | ||
18 | 7 | ||
19 | 8 |
В редакции есть некоторая разница, которую мы заметим в своем месте.
Ср. 2Кор. 1:8–10 слова Апостола Павла о своей болезни и выздоровлении.
См. 2Цар. 5:9: „и поселился Давид в крепости и назвал ее городом Давидовым“. Ср. 3Цар. 3:1, с 3Цар. 9и 2Пар. 8:11. (См. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 118, 283 и пр. 48).
Ср. предыд. примечание; а об Фирце см. Песн. 6и в 4 т. Св. Лет. ч. I, 316–317 и часть II, стр. 7.
Комм. Спб. Дух. Ак. указывают стр. 617 на Слав. перевод: „бяше Исаия еще посреди двора“. Если принять этот перевод, то надо прибавить „крепости“.
Вспомним, что в VII главе Исаии, он обращается к „дому Давидову“. Весьма вероятно, что были кроме Ахаза и другие потомки Давида по мужской линии.
Толк. на Исаию при Хр. Чтении in loco, стр. 618–623. См. ссылки на многих ученых.
Таковы и казни Египетские; см. в 2 т. Св. Лет. вступление в VII главу Кн. Исход (стр. 45). Таково же было чудо, явленное при Иисусе Навине (Нав. 10:12–13), причем мы заметим, что оно может быть уяснено теми же законами рефракции, как и чудо при Езекии. Все чудеса, явленные на земле Господом, имеют нравственную цель: главнейшие чудеса совершались и совершаются в душе человеческой. См. наше изуч. Ев. Иоанна, ч. I, стр. 392.
См. заметку Кея in loco в Sp. Comm. Англ. узак. текст дает: „Я не увижу Господа, самого Господа в земле живых“; таков точно перевод и Лютера, и Шмидера в его комментарии на Исаию.
О шеоле см. в 1 т. Св. Лет. см. прим. на кн. Бытия XXV, 8 и XXXVII, 35.
Ср. наши замечания на Исаии XXI, 6–8, ср. еще Авв. 2и четвертый Пасхальный Ирмос.
Утренние молитвы: молитва Василия Великого.
Мы просим прочесть наши заметки на Ев. Иоанна I, 14 (Oп. Изуч. ч. I, стр 74 на текст: „вселися в ны). Пастушеский шалаш – скиния.
Ин. 14:1–2; и бесчисленные указания Апостолов.
В этом особенно и лежал грех Езекии, когда он хвастливо показывал свои богатства послам Вавилонским. В это время он забыл свои обещания. (Ис. 39, см. в особ. 2Пар. 32:25).
См. в кн. Иова гл. XXXIII, слова Елиуя: „человек вразумляется болезнию“ (Иов. 33:19) и см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 260.
См. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 200 (и прим.) и 202 об Пс. 113. (Это Псалом 115 ст. 17–18 текста Евр. и западных. Наш 112 Псалом соответствует их Псалму 113; наш 113–114, ст. 1–8 и 115, ст. 1–18).
См. в 4 т. Св. Лет. в особенности главу XIV первой части: Екклезиаст. О вере однако в жизнь загробную см. там же стр. 201–203.
Когда кающийся Давид в Пс. 50, моля о прощении, говорит, ст. 15–16: „научу беззаконных путям Твоим.... избави меня от кровей.... и язык мой восхвалит правду Твою“, он высказывает ту же мысль.
См. Исх. 12:26–27, 13:8,14. Втор. 32:7. Ср. еще позже Моисея, Нав. 4:6; см. еще в учении Асафа Пс. 77:3–8, обязанность поучать детей.
Мы видим, как искренно и глубоко было покаяние Езекии, и как прекрасны были его намерения. Но мы знаем из последующего сказания, что и он поддался тщеславию, а сын его отступил от Господа.
Ср. заметки in loco в 2 т. Св. Летописи.
О тождественности этих имен ср. 4Цар. 14:21 с 2Пар. 26:1.
Так, думают и комментаторы Спб. Дух. Акад. стр. 616. Они указывают на болезнь в роде сибирской язвы, и цитируют еще Бартолина, предполагающего горловую жабу.