Источник

Послание 122(181). К Феодору-странноприимцу

Вот тебе, господин, письмо, которого ты требовал, и избавь меня от обвинения. Ты спросишь: «Почему не раньше?» Потому, что нам стыдно было предложить вашему почтенству поучительное слово. Если же ты желаешь этого, то прими, достолюбезнейший.

Истинный христианин есть не что иное, как подобие и отображение Христа, и должен быть в таких близких отношениях с Ним, в каких каждый член находится с головой и ветвь – с виноградной лозой. Ибо Сам Господь сказал: «Я есмь Лоза, а вы ветви» (Ин.15:5); так же и апостол: «вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:27).

Поэтому, господин, будем приносить в качестве плодов грозди добродетелей и не останемся бесплодными. Ибо Господь говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь», т.е. гееннский (Мф.7:19). Будем бояться этой страшной угрозы, будем прославлять Бога в теле нашем и в духе нашем. Также заповедует и апостол.

Он же говорит и следующее: «отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет» (1Кор.6:15). Будем соблюдать это. Должно любить своих жен, как свои тела, и не предаваться любви к развратному телу. "Жена, – говорит он, – да боится своего мужа» (Еф.5:33). Ибо, соединяя с любовью страх, она может вести прекрасную жизнь.

«Дети, повинуйтесь своим родителям», – снова говорит он (Еф.6:1). Справедливость требует, чтобы родители были почитаемы и в старости питаемы детьми, ибо после Бога они были виновниками того, что дети появились на свет. И еще: «благословение отца утверждает дома детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир.3:9).

И еще говорит апостол: «отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).

Таким образом, дело родителей – приучать детей к миру, направлять и содействовать развитию у них благочестивого характера. Что же остается?

Рабы должны повиноваться господам со страхом и трепетом, без коварства и благодушно, но и господа – смягчать угрозы и с равной заботливостью смотреть на всех, зная, что у всех один Господь – Бог. Здесь, на земле, существует рабство, как и брак, а в будущем веке упразднится и то, и другое, и все будут, как Ангелы.

Поэтому всякому, желающему спастись, нужно бодрствовать, чтобы жить по заповеди: не божиться, не превозноситься, не насмехаться, не роскошествовать, не предаваться забавам, не гневаться, не блудодействовать, не пьянствовать, не собирать золота, но – молиться, плакать, славословить Бога, исполнять заповеди по силам своим, довольствоваться малым, смиренномудрствовать, любить ближнего, не клеветать на брата, не завидовать, не гневаться, быть всегда готовым подвергнуться опасности за добро, не бояться никого на земле, кроме Благого Бога, повиноваться царю в том, чем не нарушается заповедь Божья, почитать начальников, как блюстителей порядка, всегда радоваться о Господе и, если случится что-нибудь прискорбное, благодарить Господа, как бы Он ни устроил дела его.

Об этом в немногих словах я напомнил благословенной душе твоей, чтобы показать, что я люблю одноименного мне благочестивого мужа и пламенного друга. Если же поживем еще, то еще побеседуем, еще будем увещевать, еще будем советовать все ставить ниже любви Божьей. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.16:26)? Да избежим мы этого, да обретем милость в день Суда и сподобимся вечной жизни с Богом в неизреченной радости вовеки.


Источник: Послания / Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, [6] с.; Кн. 2. - 503 с.

Комментарии для сайта Cackle