Источник

Глава XXXIX

Личность временного владыки Вавилона,-Меродах Валадана (или Баладана),-очень интересна. Он очень хорошо изображен Роулинсоном в его „Истории восточных монархий“, Assyria, ch. IX; еще полнее очерчена его деятельность Ленорманом в особой статье под назв. „Un patriote Babylonien du VIII Siecle av. J. Chr. (dans les Premières Civilisations). Настоящая форма имени Меродах Баладана есть: „Мардук-бел-иддина“, т. е. Мардук даровал сына“1295. Отец его носил имя Улулаи, которое занесено в так называемый Птоломеев канон, под именем Ilulaeus; он был владетельным князем маленького царства, лежавшего на юго-востоке от Вавилона близь Персидского залива. Сын его Меродах Баладан восстает против власти Ассирии в то время, говорит Ленорман1296, когда после смерти Салманассара, до восшествия первого царя новой династии Саргона, в Ниневии и царстве было несколько месяцев смут и междуусобий. И надписи Саргона и канон Птоломея, – как говорит Ленорман, – сходятся в том, что (между 721 и 709 год. до Р. Хр.) – в течение двенадцати лет Вавилон был подчинен Меродах Баладану и Ассирия по бессилию ничего не могла предпринять против этого царька, овладевшего Вавилоном и перенесшего туда свою столицу. К этому времени и относят Ассириологи посольство его к царю Езекии1297. Очевидно, что он ищет союзников посреди царств передней Азии. Это – время начала царствования в Ассирии Саргона; но мы имеем указания, что изгнанный из Вавилона при Саргоне, Меродах Баладан, царствовал второй раз в Вавилоне, уже во время царствования в Ассирии Сеннахериба, сына Саргона1298. Он был, впрочем, опять скоро изгнан, и, судя по Ассирийским надписям, второе его царствование не продолжалось более шести месяцев. Очевидно, что это время было слишком кратко, чтобы к нему отнести посольство к Езекии и надо отнести его к двенадцати годам его власти. Если мы сравним с указаниями Ассириологов хронологию, принятую Отцом Михаилом Богословским, то получаются следующие указания. Царствование Меродах Баладана, первое, должно было иметь место между 721 и 709 года до Р. Хр. Первый указанный год соответствует восьмому году царствования Езекии, и к этому приблизительно времени, или годом позже, послы должны были быть в Иерусалиме. Заметим здесь, что стих 2Пар. 32нисколько не противоречит этому взгляду. В нем говорится, что после гибели армии Сеннахерима „Многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогия вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах народов“. Это величие Езекии, после спасения Иерусалима, очень понятно, но оно не имеет ничего общего с посольством Меродаха Баладана зa много лет тому назад, и о нем и не говорится ни слова. А говорится о послах вавилонских в 31 стихе не в связи с нашествием Сеннахерима, а только с указанием на грех, совершенный Езекией.

1. В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь Вавилонский, прислал к Езекии письмо и дары, ибо слышал, что он был болен и выздоровел.

Из разъяснений, даваемых комментаторами Спб. Дух. Академии (стр. 634–635), видно, что они признают правильность указания первого стиха, что отец Меродаха Валадана был Валадан, а что упоминаемое в Ассирийских надписях название „сын Якина“ указывает на происхождение его из этого рода, что несомненно1299.

В сказании 2Пар. 32о приезде послов сказано, что они были присланы к Езекии: „спросить о знамении, что очевидно относится к тому, „знамению“, которое даровано Езекии перед выздоровлением (выше XXXVIII, 7). Мы не сомневаемся в том, что известие о явленном чуде быстро разнесено тысячеустной молвой Азии, и Меродах Баладану было необычайно важно заключить союз с монархом, не только потомком знаменитого на всем востоке Соломона1300, но который и сам удостоился особенной милости Божией. Это посольство несказанно польстило и притом обрадовало сверх меры Езекию.

2. И обрадовался посланным Езекия, и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом и все, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем.

Мы ставим вопрос: в какое время могли быть в сокровищницах Езекии большие богатства? Если бы допустить, как некоторые комментаторы, что болезнь и посольство Вавилона имели место после или во время похода Сеннахерима, то перед нами восстает другой вопрос: когда же можно было накопить драгоценные металлы и ароматы, когда нам известно по 4Цар. 18:15–16, что для уплаты дани Сеннахериму Езекия отдал не только все царское серебро и злато, но должен был отдать все драгоценные вещи из храма Господня, сняв даже золото с дверных столбов храма. Об этой дани упоминается и в Ассирийских надписях1301. Поэтому и по всем другим причинам, выше изложенным, мы повторяем, что посольство могло иметь место лишь ранее похода Сеннахерима. Вспомним, что Езекия вступает на престол во время смут в Ассирии, после Салманассара: слабость Ассирии делает его полновластным господином не только Иудеи, но и всей Палестины, чем он и пользуется, чтобы пригласить на пасху в Иерусалим все колена Израильские. Дамаск и Самария разгромлены Ассирией, и он является наследником последней, по крайней мере в Палестине, – если не во всем раионе, подвергшемся нападению Ассириян. По нашему мнению, это время есть время накопления сокровищ Езекии. В это время в сердце его зарождается тщеславие; а главнейший грех его заключается в том, что он забывает основной закон, проповедуемый Исаиею и отцу его и ему-не искать союзов, возлагая всю надежду свою на Единого Бога Израилева. Грех этот наказуется нашествием Сеннахерима, но Господь не предает Езекию Ассирии и спасает Иерусалим. В будущем же, Исаия объявляет ему, что град будет предан тому Вавилону, с которым он искал союза. В ряду событий мы видим, что Ахаз искал союза с Ассирией1302 и навлек тем ее поход на Палестину, и стала Ассирия распорядительницею судеб Палестины. Езекия надеялся на Господа, и настали для Ассирии смутные времена, а Езекия богател и распространил влияние свое на разрушенное царство Израильское. Он заболел, и Господь послал ему исцеление; но вот пришло на Езекию духовное испытание; приехали послы из Вавилона. Говоря словами 2Пар. 32:31,-когда приехали они: „Бог оставил его, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце“. Езекия не устоял при этом испытании и (как почти все люди) принял настоящий момент своего благоденствия зa нечто вполне устойчивое и навсегда обеспеченное и тщеславно гордился перед послами своими богатствами, имея в виду обеспечить себя навсегда от нападения Ассирии, – надеясь не на Бога, подателя благ, а на Вавилон. Тогда Господь посылает к нему своего пророка.

По поводу предметов, накопленных в сокровищнице Езекии, мы отвечаем отсутствие слоновой кости, драгоценных дерев и коней. Это, по нашему мнению, указывает на дары и дани, полученные из одной только Азии. Египет ни в чем не способствовал к увеличению этих богатств.

3. И пришел пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона.

4. И сказал Исаия: что видели они в доме твоем? Езекия сказал: видели всё, что есть в доме моем; ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им.

Замечательно, что Езекия не отвечает на первый и главный вопрос пророка: „что говорили эти люди?“ Нам кажется, что Кей прав в его комментарие на Исаию in loco, предполагая, что Езекия намеренно не отвечал на этот вопрос. Вероятно, что они предложили Езекии заключить союз с Вавилоном против Ассирии, но Езекия не решился сказать о том Исаии, чувствуя сам, как рискованна была бы такая политика. Даже может быть Езекия дал свое слово послам и перед пророком не смеет сказать этого, памятуя, что Исаия именем Господа заклинал царей народа обетования не заключать ни с кем союзов. Умалчивая о цели послов, он с самодовольством объясняет пророку то, что лучше его было известно Исаии, что это люди из далекой страны, из Вавилона, и с самодовольством говорит ему, что он показал им все свои великие богатства.

Величественно отвечает ему на это посланный Божий:

5. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа:

6. вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.

7. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, – и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского.

Мы особенно настаиваем на том, что для царства Иуды всегда было пагубно вступать в какие бы то ни было союзы с языческими государствами. Езекия не раз был о том предупреждаем и при отце своем и после вступления своего на престол словами Исаии. Но он поддался влечению и своего тщеславия и главнейше желанием – поставить свою собственную мысль вместо теплой веры: он, очевидно, склоняется заключить оборонительный и наступательный союз с Вавилоном. Он-в периоде величия и славы; по всей вероятности в это время уже он имеет ребенка наследника; будущность царства своего он считает обеспеченною, и мыслит союзом с злейшим врагом Ассирии еще более усилить средства обороны. Вероятно, к этому времени надо отнести и отложение от Ассирии, упомянутое в 4Цар. 18:71303, которое мы относим к смутам начала царствования Саргонидов, т. е. Саргона и сына его Сеннахерима, который еще при жизни отца предводительствовал войсками. Отложение от Ассирии никогда не ставилось в вину Езекии, Исаия только предупреждал не вступать в союз с Египтом, и если бы Езекия не вздумал вступать в союз с Вавилоном, то весьма вероятно он не только бы покойно царствовал до конца жизни, но даже не испытал горя-слышать произносимое теперь пророчество. И действительно поход Сеннахерима, имевший в виду Египет, мог оставить в стороне горную Иудею, если бы она не вызвала его на вражду, заключив союз с врагом его Меродах Баладаном, изгнанным им из Вавилона, но еще сильным в Сузиане; причем Ассирии представлялась и другая опасность от союза Иудеи с жреческою династиею верхнего Египта и Ефиопии. Так пагубны были все союзы Иудее. Езекии поэтому посланы были два наказания; одно нравственное и одно материальное. Последнее мы видели выше: оно заключалось в нашествии на Иудею и обложении Иерусалима Сеннахеримом. От гибели Езекия за веру свою был спасен Господом. Но ранее этого нашествия Исаия предсказывает ему другое, дальнейшее по времени исполнения, бедствие: тот самый Вавилон, которого союза желал Езекия, будет орудием гнева Божия на Иудею и на род Езекии.

Весьма хорошо указывают комментаторы Спб. Дух. Ак. на читаемый нами 6 стих этой главы Исаии, что пророчество о плене народа Еврейского и рассеянии его начинаются с Моисея (Лев. 26:14–391304 и уясняются при Иеровоаме пр. Ахией (3Цар. 14:15); при Иеровоаме II пророком Амосом (Ам. 5:27) и кроме Исаии повторяются и современником его пр. Михеем (Мих. 4:10).

Пророчество Исаии исполняется, как мы знаем, буквально. Толпы Иудеев, и притом самых знатных и богатых родов, отводятся в плен Навуходоносором (4Цар. 24:14–16, 25:12) и служат при царях Вавилонских рабами, или, как их называли, „евнухами“1305. В этом смысле и Манассия, сын Езекии,-временно отведенный в Вавилон, по приказанию царя Ассирийского Есархадона, жившего в Вавилоне, видел уже на себе начало исполнения пророчества (см. 2Пар. 33:11–13). Но полное исполнение пророчества-при Навуходоносоре, и о нем говорит Исаия. Наказание Езекии в этом пророчестве заключается в том, что ему открывается будущее, а для спокойствия души его было бы великое счастье-не знать его. Но оно открыто ему, чтобы показать ему, как безумны человеческие рассчеты.

Езекия утешает себя только тем, что глаза его не увидят этого бедствия.

8. И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благостояние пребудут во дни мои 1306 .

Слова: „присовокупил он“ (Езекия) доказывают, что в этом стихе записаны не все слова, сказанные Езекией; поэтому мы не имеем права возбуждать против Езекии какое бы то не было обвинение в эгоизме, как делают это некоторые комментаторы. Очевидно для нас, что он поражен,-но опомнившись, говорит, что всякое слово, изреченное Господом благо, как бы ни казалось оно тяжелым для человека. За тем уже он „присовокупляет“, что он радуется тому, что его царствование пройдет в мире и спокойствии. – Он, очевидно, ошибался, когда произносил это ранее нашествия Ассирии, но тем не менее он после горя нашествия испытал великую радость и спокойно отдал душу свою Господу.

По поводу слова благостояние т. е. крепость царства, мы заметим, что оно переводится в Славянском и во всех западных переводах словом правда, как в Вульгате: veritas, а в греческом, словом справедливость. Мы нашли только в переводе латинской Лейпцигской библии 1822 года перевод сходный с нашим, словом stabilitas. Франц. Библия 1722 года (impr. à la Haye) и Остервальд дают перевод: sûreté.

* * *

1295

Мардук было имя одной из планет, которую Ассириологи отождествляют с Юпитером.

1296

Op. cit. рр. 227–228. См. его ссылки на надписи быков Кхорсабада, строки 10–12, и на боченках (barils), найденных Ботта. См. его Inscriptions pl. 40. Это надписи Саргона.

1297

Ленормана Prem. Civ. рр. 229–231 du Second Vol. и cp. Роулинсона и под рубр. Сенвахериба в его Ассирии, и в его коммент. на 2 (4) Цар. XX, 12.

1298

В 703 или 702 году до Р. Хр. как полагает Ленорман.

1299

Беть-Иакин также составленное слово, как Бет-Омри, о котором мы говорили в 4 т. Св. Лет. ч. II, стр. 81. Дом Амврия (или Омри) т. е. город Самария назывался так по имени царя, перенесшего туда столицу свою; так назывался и Бет-Иакин Ассириянами, по имени родоначальника этого рода или основателя города. Может быть однако Иакин было имя всего рода, а Баладан – имя отца временного владетеля Вавилона.

1300

Ср. о Соломоне в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 292–293. См. о значении храма и молитве Соломона id. ibid. стр. 290.

1301

См. во вступлении в этот том сказание в гл. III.

1302

„И был Феглаффелассар в тягость Ахазу“, (2Пар. 28:20).

1303

Некоторое недоумение могло бы возбудить упоминание в той же главе о Салманассаре в ст. 9. Но мы просим обратить внимание, что в книге Царств говорится попеременно о царствах Иуды и Израиля без соблюдения строго хронологического порядка. Так в этой ХVIII главе с 1-го по 8-й стих гов. о ц. Иуды. Затем с 9 стиха по 12 говорится о ц. Израильском; а история Иуды продолжается с 13 стиха, причем перескакивает на Сеннахерима.

1305

См. первую гл. Даниила. Заметим, что название евнух не всегда значит оскопленного. На востоке этим именем означают всякого раба, может быть не без намека на существо, лишенное собственной воли.

1306

Мы останавливаем внимание читателя на том, что в последней фразе надо читать: благостояние, (а не благосостояние). Благостояние на церковном языке означает „твердое, непоколебимое пребывание“. (Так Акад. Слов.).


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle