Глава XXXII
„Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду“,– так глаголет премудрость Божия в книге Притч. 8:15–16. Подобными же словами, напоминающими, что правда есть основание царствия Божия, начинается глава 32-ая прор. Исаии, с той особенностью, что пророк вместо многих царей и царствований человеческих видит осуществление идеального царства правды, в котором Властелин Сам Бог, предвозвещенный под именем Еммануила1096. Как весьма часто у пророка Исаии, пророчество имеет и ближайшее частное значение и далекое мировое исполнение: поэтому пророчество может относиться и к последним годам Езекии, но главнейшее его значение относится к Мессии. Как в X главе идет пророчество об Ассуре, а в XI гл. о Мессии1097, так и здесь после пророчества о поражении Ассура в XXX и XXXI главах, в XXXII главе начинается пророчество о Царе правды.
Глава XXXII, как и многие другия места ветхозаветных книг, предлагает идеал государственного устройства, основанного на правде. Идеал этот не мог быть достигнут людьми, но одно существование его развивало душу человеческую, предъявляя ей требования, к которым она стремилась. Нашла она осуществление идеала правды в Евангельском учении, указавшем, что правда достигается любовью.
1. Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону;
Прекрасное замечание на это место делает проф. Якимов (стр. 491) что „нельзя не придавать особенного значения тому обстоятельству, что пророк не указывает места и народа, где будет царствовать Царь по правде. Это может значить, что Его царство не будет ограничено пределами какого-либо одного царства,-что Он будет Царем всего мира“.
Напомним, что говорит пророк в Ис. 9о Младенце, имеющем родиться: „умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою от ныне и до века“. Великий Царь правды может быть окружен лишь такими исполнителями, которые не нарушают закона Божия. В первой главе (ст. 10, 17, 23) мы видели, в каких выражениях отзывался пророк о начальниках и судьях народа своего. Не подобные им могли исполнить закон правды Божией. Для этого надобны были другие деятели, воспитанные Самим Господом (Мф. 6:24, 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23, 16и мн. др.) и благодатию Духа Святого, управляющего Церковию Божиею. (Ин. 14:26, 16:13). Таким образом пророчество о Князьях Божиих относится, во-первых, к Апостолам, во-вторых ко всем Святым и в-третьих к тем, „которых Дух Святый поставил блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею“. (Деян. 20:28).
2. и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей.
Таково значение князей Божиих. К числу их, по влиянию их на других, надо причислить и тех скромных и честных христиан, которые в смирении и тишине творят дело Божие, никем часто неведомые. Это-соль земли, это-светильники Божии (Мф. 5:13,14,16), примером и советом утверждающие ближних в исполнении закона Божия, закона любви. Все эти Божии люди, начиная с поставленных Богом править Его Церковию и преподавать верующим Святые Таинства, суть, „как источники вод в степи“, как защита от зноя и ветра и непогоды для изнемогающих под бременем грехов и страстей или скорбей и несчастьй.
Мы должны оговорить, что по некоторым переводам и толкованиям1098 слова стиха второго относятся к Царю, царствующему по правде, Который Сам есть защита и покров и источник вечной воды1099. Если бы мы приняли и этот перевод, то он не изменяет существенно мысли нашей. Князья Божии, исполнители закона Божия почерпают свою силу из одного источника; и к ним или к Царю относятся слова стиха 2-го,-безразлично, ибо Он единый источник всякой правды и мудрости и любви и силы.
Но мы остановимся здесь на одном необходимом условии, без которого нельзя быть помощью и покровом и источником, напояющим жаждущего,-для других людей. Надо быть „князем Божиим“, а не самозванцем. Нельзя быть воспитанным миром, а не Господом, и идти на служение людям. Нельзя проповедывать любовь и правду, отрицая „Начальника жизни“, как то делают новейшие философы, не внесшие ничего нового в этику жизни, не могущие найти ничего нового, доброго, чего бы не высказал Господь Иисус, и отрицающиеся Его. Кто принес на землю „благодать и истину?“ Не Римско-Греческий и Финикийский мир создал Христианский кодекс любви и правды. Все учения Конта и Спенсера (и мн. других, которых мы не хотим называть), как учения Унитариев и других сект очевидно Арианского происхождения, признавая в Господе нашем Иисусе Христе лишь человека,-не могут однако обойтись без Его наследия, ибо к нам из вечности в круг времени глаголало Слово Божие воплощенное.
3. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать.
4. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно.
5. Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный.
6. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего.
7. У коварного и действия гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав.
8. А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно.
Пророк в стихах 3–5 рисует перерождение общества, в стихах 6–7 напоминает о грехах худшей части его и в ст. 8 начертывает образ такого человека, который соответствует идеалу членов народа Божия: „будьте святы, ибо Я Иегова Бог ваш свят“. (Лев. 20:7).
Конечно, пророчество это применимо и к концу царствования Езекии, когда даже и неверующие убедились, что спас Иерусалим Сам Господь, и что град не мог быть спасен их планами и умствованиями. Но мы придаем пророчеству более важное значение.
В видении главы VI Исаии Сам Господь глаголал о слепоте и глухоте народа обетования. В стихе 3-м настоящей главы говорится о времени, когда Господь Своею силою и Своим милосердием разрешит человека от этой глухоты и слепоты; тогда же (ст. 4) сердце легкомысленных будет уметь рассуждать и косноязычные заговорят ясно. Но когда же настал этот момент? Не продолжались ли слепота и глухота и легкомыслие и косноязычие во Израиле даже во дни хождения по земле воплощенного Сына Божия? Когда открылись всем (кроме злобствующих) духовные очи и разумение? Не после ли воскресения Господа Иисуса Христа1100?
Все пророчество, с 3 по 8 стих включительно, отвечает на обличения, произнесенные пророком в предыдущих речах. Так в I главе указываются грехи неверия и неправосудия; во II бичуется идолопоклонство; в III невежды, юноши и женщины становятся выше старых и мудрых, вследствие падения общества; в главе V говорится об извращении понятия о добре и зле, и хуле, дерзко говорящей о Господе: „пусть совершит, чтобы мы видели“ (ст. 19 и замеч.); в IX главе о заблуждениях, ведущих народ по ложному пути, (ст. 13–16); в гл. X, 1–2 и 3 о несправедливых и жестоких решениях; в XXIV гл., об осквернении земли осквернившими ее и нарушившими вечный завет с Господом (ст. 5); в XXVIII, 9–15 о кощунственном смехе над пророчеством; в XXIX, 9–13 опять повторяется укоризна в непонимании, глухоте и слепоте, которая напали на народ.
Стих 8 настоящей XXXII главы, говорящий о человеке честном, соответствует пророчеству стиха 7 гл. XXVI, который говорит: „путь праведника прям....“ а стихи 20–21 главы XXX соответствуют мысли стиха 3-го настоящей главы,-„и глава твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя...“.
Весьма вероятно, как думают многие, что стих 8-й о человеке честном,-исторически говоря,-относится к царю Eзекии;-но, как говорит в своем комментарии Епископ Петр (стр. 362): „Езекия в некотором отношении был прообразом Христа“. Мы с своей стороны скажем, что Езекию кажется лучше считать прообразом верующих во Христа и возложивших на Него все свое упование. Езекия, по своей вере и дарованной ему за то славе, напоминает нам жизнь Св. равноапостольного царя Константина великого, которому дарована была победа за веру его, не только над врагами своими, но и над язычеством.
Пророк, осветивши светом дарованного ему откровения будущее, возвращается с 9-го стиха к современному ему положению дел, и старается жгучим словом возвратить к Господу заснувший в беспечности Израиль.
9. Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего; дочери беззаботные! приклоните слух к моим словам.
Возглас: „женщины беспечные“, – относится ко всем Иудеям, как к народу царства Иудейского; „дочери беззаботные“ относится, по мнению авторитетных ученых к городам царства Иудейского, которые взяты были Сеннахеримом1101. В Таргумах даже этот возглас: „дочери....“ переведен так: „вы города, живущие беззаботно1102.
Все пророчество с 9 по 15 стих объемлет весь период бедствий от нашествия Сеннахерима до разрушения храма и плена при Навуходоносоре, и даже до разрушения храма и города Титом. Это общая картина бедствий, имеющих постичь народ зa косность сердца и неверие.
В стихе 10 слова: „несколько дней сверх года“ должны считаться не определяющими вовсе времени, а намеренно оставляющими это время неопределенным.
10. Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, безпечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет.
11. Содрогнитесь, беззаботные! Ужаснитесь, беспечные! сбросьте одежды, обнажитесь и препояште чресла.
12. Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе плодовитой.
13. На земле народа моего будут рости терны и волчцы, равно и на всех домах веселья в ликующем городе;
14. ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить, вместо пещер, убежищем диких ослов и пасущихся стад,
Мы усматриваем в пророчестве, как бы, ряд событий. Очевидно, что стих 10 напоминает то время, когда Иудея разорена, хотя Иерусалим не взят; но стране грозит голод. Заметим, что в этом стихе говорится, что не будет жатвы и виноград обобран, но нет повода думать, что сады и виноградники вырублены. Вспомним, что в 4Цар. 18Рабсак советует народу „есть плоды своих насаждений“, доколе его не уведут в плен. Мы полагаем, что Сеннахерим, надеясь склонить Иерусалим к сдаче, запретил разорять страну, имея в виду заселить ее пришельцами, как сделано было то в Самарии. Поэтому стих 10 относят к нашествию Сеннахерима при Езекии1103. Но следующие стихи с 11 по 14 представляют картину большего бедствия, и, по мнению Епископа Петра, (стр. 364) относятся к нашествию Халдеев. Стих 11 рисует картину обнаженных пленных, ведомых из родины на поселение в далекие страны, и эти картины пленных мы видим в выкопанных из земли Ассирийских барельефах; ибо обычаи Ассирии и Вавилона были тожественны. Если с этим сопоставить полное запустение земли и разрушение и даже запустение города (ст. 14), то конечно это не может относиться ко времени Сеннахерима, а должно относиться к позднейшим событиям. Из них конечно отвечает пророчеству взятие Иерусалима, а потом и разрушение храма при Навуходоносоре, и нельзя сомневаться в том, что плен и разрушение Иерусалима и царства предсказаны в этих стихах. Офелом, или Холмом, называлась юго-восточная покатость горы Мориа1104, сильно укрепленная при Иоафаме. Вчитываясь и вдумываясь в пророчество ст. 14, мы видим, что, пророчествуя о взятии града при Навуходоносоре, оно однако имеет и обширнейшее значение. – Пророк видит Иерусалим совершенно покинутым; запустение его таково, что его укрепления служат убежищем диким животным; этого не было при Навуходоносоре и после его; в Иерусалиме оставались беднейшие жители1105. Полное запустение Иерусалима начинается после разрушения всего города Титом, с запретом селиться на этом месте кому-то ни было, так что город заростает лесом, и возобновляется только при Адриане, под именем Елия Капитолина. Мы думаем, что пророчество вполне осуществляется только при последнем разрушении; это подтверждается и следующим стихом, где возрождение града связуется с таинственным событием, принадлежащим уже к Христианской жизни.
15. доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом.
В 14 стихе сказано, что „навсегда“ Офел и башня будут служить убежищем стад и пугливых диких ослов. Это однако отменяется стихом 15, словом доколе. Стало быть милосердие Божие указывает момент, когда с прощением, дарованным человечеству, и святой град восстанет из развалин своих. Восстановление града связуется с излиянием Духа свыше, и далее в ст. 15 указаны последствия низшедшей на человечество благодати Святого Духа. Ранее Исаии Иоиль пророчествовал (Иоил. 2:28–29; ср. ссылку на него Деян. 2:18)1106: „И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть“. Послание Утешителя Духа Святого на Апостолов и учеников Господа нашего в день Пятидесятницы через десять дней после Его Вознесения, рассказано в первых двух главах Деяний Апостольских1107. С этой минуты начинается новая жизнь всего человечества, ибо только после сошествия Св. Духа начинается всемирная проповедь, а именно величественной речью, произнесенной Апостолом Петром, после которой в тот же день „крестятся во имя Иисуса Христа для прощения грехов и, восприятия дара Св. Духа“..., „около трех тысяч душ“. (Деян. 2:14–36,38,41). Это и было началом „превращения пустыни в сад“, о котором пророчествовал Исаия в изучаемом нами 15 стихе. Древний же сад Божий, народ обетования, начинает приходить в запустение, и сад становится глухим лесом. (Ср. выше XXIX, 17 и зам.).
16. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле.
17. И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность во веки.
18. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных.
19. И град будет падать на лес, и город спустится в долину.
20. Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла.
С 15 по 20 ст. включительно можно считать пророчеством о началах жизни христианской. Когда Дух Святый освятил Собою человечество, возрожденное и обновленное всеочищающею кровию, пролитою на кресте зa грех мира Богочеловеком, тогда только могла настать эра правды, тогда только могли воцариться суд и мир; тогда только духовные требования прощенной и освященной души человеческой могли говорить громче плоти и похотей мира. В ветхом завете Иудеи были уверены в том, что человек своею обрядовою праведностию имеет право требовать милостей себе у Бога. Просветленная душа человеческая впервые поняла, что она так слаба, что ничего доброго соделать не может без помощи милующей благодати Божией. Не праведность была причиною сошествия Духа Святого, а излияние Духа Святого соделало для человека возможным, ради любви Божией, подняться выше мира и плоти к небесному и духовному1108. Эту благую весть повелел Господь разнести по миру Апостолам. Проповедь Христианства вносила в пустыню язычества и в заглохший лес (когда-то сад Божий) иудейства, -прежде всего правду. Давно мир и языческий и иудейский погрязли во лжи: не только все идолопоклонства было ложью по существу своему, но самая обрядовая праведность, которою хвалились Иудеи, была ложью в лицемерном проявлении своем1109. „Мы знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем, в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная“. (1Ин. 5:20).
Когда же мир просветился правдою Божиею, тогда даровал Господь человеку и мир (Ин. 14:27). Мир, дарованный Господом, есть то высшее счастье бессмертного духа, которое одно и тоже и для Ангелов, и для человека, удостоившагося спасения. Вот почему в числе имен Еммануила Ему исключительно присвоено название Князя Мира1110. Только при этом новом человечестве, алчущем правды и мира, могло установиться правосудие в высшем его значении, и тогда только мог установиться тот строй жизни на земле, который рисуется в стихе 18 Исаиею пророком, говорящим о народе своем: „народ мой1111 будет жить в обители мира и в селениях безопасных и в покоищах блаженных“.
Вникая в эти слова, мы разумеем, что этот строй жизни, открытый Исаии пророку в видении, не только не осуществился для народа его,-но не осуществился еще даже в Христианском обществе и есть идеал будущего, когда „Бог будет все во всем“. (1Кор. 15:28; ср. Откр. 21:6–7). Но верим, что придет время, когда идеал этот осуществится, и Израиль также познает свои заблуждения и признает Христа и снимет Он с него покрывало, лежащее на сердце его (2Кор. 3:14–16) и „будет Бог все во всем“. Тогда суд и мир и спокойствие и безопасность в покоищах блаженных будут на обновленной земле. (Откр. XXI). Истребление лжи знаменует победу правды, после сего воцарится Царь мира; тогда типический град лжи Ассур или Вавилон, спустится в долину или, как переводит профессор Якимов; „унизится в низменность“1112.
Стих 20-й о „блаженных сеющих при всех водах“ есть конечно пророчество о проповеди Апостолов по всему миру по повелению Господа: „идите научите все народы“. (Мф. 28:19). Последняя часть стиха 20-го, по указанию Епископа Петра (комм. ч.I, стр. 369), уподобляет работников на ниве Господней трудовым животным, посланным для вспахивания этой нивы, которая и засевается словом Евангельским, растущим и дающим плод благодатию Божиею (ср. 1Кор. 3:6–9).
* * *
См. выше замечания наши; и ср. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 177 и 212 наши мысли по поводу псалма 71-го.
Вместо слов 2-го ст. „каждый из них“ читают „Муж будет и проч.“. Так Вульгата и комментарии Епископа Петра (ч. I стр. 360) и Speaker’s Commentary in loco.
Cp. Зах. 6:12: „Вот Муж, имя Ему Отрасль“ с Ис. 25:4: „Господь есть защита от бури, тень от зноя“.
Так Кей в Sр. Comm. in loco.
Мы увидим ниже, что, не смотря на уничтожение плодов неприятелем, Господь пропитал народ Свой; см. Ис. 37:30. (Ср. пр. на XXX, 20–21).
Указание и разъяснение профессора Якимова с ссылкой на 2Пар. 27и Неем. 3:26–27. Здесь проходили две стены около Холма, одна внутренняя, другая внешняя. (См. Коммент. стр. 497).
Так можно заключить из 4Цар. 25:19; в 2Пар. 36:19, сказано, „что сожгли в Иерусалиме „храм Божий“ и „чертоги“ и разрушили стены Иерусалима“ (но не весь город). То же следует заключить из первых трех глав Ездры, и из книги Неемии. Цари Персидские позволяют строить храм и обнести город стеной. Но город не переставал существовать.
Ср. еще Ис. 44:3; Иез. 36:25–26; Ин. 7:38–39; Рим. 8:15; Гал. 4:6. Ср. в нашем изуч. Ев. от Иоанна замеч. на Ин. 3:5, см. ч. I, стр. 149–151 о рождении водою и Духом.
Господь вознесся на небо с плотию, обожив плоть; так видел Его Первомученик Стефан, и так указывает Св. Григорий Богосл. в письме к Квидонию. См. наше Ев. от Иоанна ч. I, стр. 115, 118, 123.
„Без Меня не можете делать ничего“. (Ин. 15:5,26).
См. в особ. первую главу Исаии. Таковы были и обличения Господа фарисеям;, „сердце же ваше далеко отстоит от Меня“. (Мф. 15:8).
Ис. 9и см. примечания наши. См. Ин. 14:27, слово Господа „Мир оставляю вам, мир Мой даю вам“, и см. наше изуч. Еван. от Иоанна ч. II, стр. 61–62.
Во всех переводах с малой буквой.
Толк. на Исаию стр. 500. Ср. Комментарий Шмидера in loco. Мы не раз указывали, что Ассур в Вавилон суть типы мира и зла (см. выше гл. X и ХIV).