Источник

Глава XXXI

Глава эта представляет особое пророчество, произнесенное отдельно от предыдущей речи, в нем повторяются увещания, ранее высказанные. Оно в кратком виде заключает в себе сущности того, что говорил уже пророк, а именно: горе тем, которые надеются на Египет: только Господь может спасти Иерусалим; Ассур падет, но не от человеческого меча.

1. Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают.

Мы имели неоднократно случай говорить1087 о том, что у Израиля была превосходная стойкая пехота; но коней и колесниц у них сначала не было вовсе во времена Судий и в первые времена Давида.-Лишь при Соломоне, а особенно при Озии (Ис. 2:6–10) умножились кони, но притом более с торговыми целями1088. Иудеи времен Езекии, потому именно и домогались союза с Египтом, что, имея превосходную пехоту с ее знаменитыми лучниками и пращниками, они надеялись сделаться непобедимыми, присоединив к своему войску Египетские колесницы, которые ни в чем не уступали Ассирийским1089. Но именно против этого взгляда восстает пророк, который настаивает на том, что Иудеи не должны заключать союзов, а надеяться только на Господа, вести только оборонительную войну, (к которой и страна горная и пешие войны особенно способны) и зa тем возложить свое упование на Бога. Этот взгляд был не только трезвый взгляд мудрого человека, – это был путь, указанный Израилю Самим Господом и изложенный во всем Второзаконии. Израиль должен был стоять одиноко посреди народов (ср. Чис. 22:9), храня святыню обетования, доколе обетование об Еммануиле не отверзло двери благодати всем языкам.

2. Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие.

3. И Египтяне люди, а не Бог; и кони их плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут.

Мысль стиха 3-го заключается в том, что в сердце Иудеев закралась мысль, что только мудрость и сила Египтян может спасти их, но Исаия начинает речь свою в ст. 2-м указанием на Единого премудрого, и потом указывает в стихе 3-м, что Египтяне и их колесницы также слабы, как все земное.

Неверие, по-видимому, сделало огромные успехи среди общества Израильского, как мы не раз говорили. Последующее событие,– обретение книги закона в царствование Иосии, (4 Царств XXII) вполне удостоверяет нас в том, что священные книги Евреев, по всей вероятности хранимые втайне в пророческих школах и может быть в тайниках храма,-совершенно не читались и почти были совершенно забыты среди высшего класса населения, не принадлежавшего к благочестивым священническим родам, или к тем религиозным обществам, которые называются пророческими школами. Поэтому-то, они совершенно, подобно нынешним рационалистическим школам, отрицали всякое чудо, всякое вмешательство Божие в дела человеческие. Они надеялись на коней Египетских, забывая, что их летописцы записали об огненных колесницах, виденных Елисеем около Дофаима (Дофана) составлявших настоящую защиту Израиля1090. Только ради веры Езекии и части народа обетования, не зараженного ни неверием, ни идолопоклонством, спасен был Иерусалим от Ассура.

4. Ибо так сказал мне Господь: как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит, так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его.

5. Как птицы – птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет.

6. Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля!

Профессор Якимов и Кей оба указывают на другой перевод последней фразы стиха 4-го, а именно Господь сразится не за гору Сион, а против нее1091. В защиту этого мнения и перевода приводят, что и в Ис. 29:1–7 Господь глаголет: „Я стесню Ариил, Я расположусь станом против него...“ и вслед зa сим указывают, что враги его разлетятся, как прах. Господь сражается против народа и града, чтобы поразить неверие и грех; спасает же Израиля чтобы исполнить обетование.

4-й стих восполняется 5-м и сущность их,-какой бы перевод мы ни приняли,-одинакова: Господь спасет и пощадит. Ассур же погибает (ср. главы X и ХIV и ниже историческое сказание XXXVI-VII), потому что он грозил рукой Сиону, потому что он хулил Бога Израилева, потому что он тип сатаны, борющагося против Бога и Его повелений.

Господь наказует Свой народ, но и милует. В стихах 5 и 6 трогательно изображено действие милосердия Божия и призыв пророка к Всемилосердному. Господь даже не ожидает, пока проявится покаяние народа и даст вожделенные плоды:- нет, Господь прежде обещает спасти Иерусалим, и затем требует покаяния1092.

Обличение пророком Исаией, в 6 стихе, Израиля в отпадении от Господа, конечно, указывает на неверие, проявленное в настойчивом искании союза с Египтом, с намеком на XXIX, 15, 18 и XXX, 7.

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех.

8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча и юноши его будут податью.

9. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени, говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме.

8-й стих исполняется в прямом своем значении над армиею Сеннахерима; Ассур поражается рожденным не от Адама1093, т. е. Ангелом Иеговы. Шмидер вместо слов: „избежит от меча“,-читает: побежит от меча, подразумевая Сеннахерима, а жертвою будут его юноши, т. е. воины.-Вульгата дает чтение: „fugiet non а facie gladii“, т. е. побежит не от меча, а от высшей силы. Подобный же перевод мы читаем и в Славянском: „погибнет не от лица меча“.

В стихе 9-м изображается бегство царя и остатков армии. Мы читаем и в книге Царств и у пророка, что поражено в стане 185000 человек,-но не сказано, что поражена была без остатка вся армия. Поэтому мы думаем, что остатки войска paссыпались, пораженные страхом в разные стороны, но преимущественно должны были бежать по пути, по которому они шли по Палестине. Проф. Якимов (стр. 489–490) по поводу выражения: „побежит мимо крепости своей“, указывает, что точнее переводить „мимо скалы своей“. Он поясняет, что Ассирияне, вместо того, чтобы спасаться на скалах, как делали то побежденные1094, побегут мимо, ибо на скалах они увидят знамена вооруженных туземцев.

Шмидер и Кей, указывая также на значение „скала“, думают, что под именем скалы, надо разуметь царя Сеннахерима. Может быть можно проще объяснить это место, разумея под именем крепости те укрепленные города Филистимские, которые были взяты Ассириянами, как Лахис, Ливна, Азот (XX, I) и др., которые могли служить им временною защитою от нападения, впредь до прибытия подкреплений из Ассирии. Но ужас их был так велик, особенно в ожидании преследования от шедшего из верхнего Египта фараона Тиргака (XXXVII, 9), что царь и остатки армии пробежали мимо своих крепостей, чтобы скорее выдти на Евфрат и возвратиться на родину. Знамя, которого пугаются Ассирияне, есть конечно знамя Господне1095. Это – сила Божия, одушевляющая Израильтян, это – знамя их войска, занявшего горы, чтобы не пустить неприятеля. На Сионе горит огонь Господень; это пламень веры, горнило которого в Иерусалиме. Когда горит этот священный огонь,-тогда Израиль безопасен.

* * *

1087

См. все четыре тома Св. Лет. passim, а в 4 т. см. в особ. период Судей (Девора) и о войсках Давида.

1088

См. 4 т. Св. Лет.; ч. I, гл. XI, стр. 279.

1089

См. в истории фараонов Бругша описание подвига Рамзеса II в поэме Пентаура. См. описание колесниц и рисунки их у Вилькинсона и Дюмихена, снятые с Египетских памятников. Из Исхода мы знаем, что в то время у Египтян были уже колесницы (Исх. 14:6,17, 15:1).

1090

Мы просим обратиться к 4 т. Св. Лет. для выяснения значения огненных колесниц. См. об Илии и Елисее, ч. II, стр. 96–97; стр. 145, 196–197.

1091

См. толк. на Исаию при Хр. Чтении in loco, стр. 487 и у Кея в Sр. Comm. in loco, с ссылкой на Делича, и на подобную же конструкцию фразы в Чис. 31и у прор. Захарии Зах. 14:12. В Англ. уз. тексте перевод согласен с нашим.

1092

Эта мысль высказана Кеем в Speaker’s Commentary in loco.

1093

Таково объяснение, даваемое Кеем на Ис. 37:36, по сближению этого места с Ос. 11(см. на XXXI, 8).

1094

Суд. 20и Иер. 48:28; ссылки проф. Якимова.

1095

Ср. Исх. 17и наши замечания в 2 т. Св. Летописи: на выражение „Иегова Нисси“, т. е. „Господь знамя мое“, после победы над Амаликитянами.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle