Источник

Глава XXX

Многие комментаторы,-и в числе их Епископ Петр, Шмидер, Кей и др., -указывают, согласно с знаменитым раввином, жившим в начале XII ст. Соломоном Исааки, более известным под именем Раши (или неправ. Ярхи),-что первые семь стихов XXX гл. Исаии относятся к погибающему уже царству Израильскому. Мы знаем из 4Цар. 17:4, что Осия Израильский сам подал повод к погрому своего царства, завязав тайные переговоры с Египетским фараоном Сигором1061, изменяя Ассирии, к которой он находился в вассальных отношениях. Пророчество это впрочем начертано не для Израиля, обреченного уже на гибель, а для Иуды и Иерусалима. В нем пророк настойчиво указывает опасность возлагать надежды свои на Египет; цель его убедить народ свой, что единственное его спасение есть твердое упование на помощь Святого Израилева. Он просит их „оставаться на месте и в покое“, так как,-прибавляет он именем Господа, – „в тишине и уповании крепость ваша“ (ст. 15). Выше в гл. XXII мы видели, что один из важнейших сановников Езекии был приверженцем союза с Египтом и сменен с высокой должности по настоянию пророка. И в последующих главах мы видели, что в Иерусалиме существовала сильная партия желавших этого союза.

С 19 стиха пророк произносит слова утешения Иерусалиму и видит (ст. 31–33) гибель Ассура.

1. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху:

2. не вопросивши уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.

3. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта бесчестием;

Мы видели выше мнение Раши, принятое многими комментаторами; но другия комментаторы полагают, что сам Езекия склонился к союзу с Египтом, вопреки вещаний Исаии, и что обличение относится к нему. Но едва ли это так. Что Езекия (по 4Цар. 18:7) „отложился от царя Ассирийского и не стал служить ему“, едва ли может служить доказательством договора с Египтом: мы по крайней мере не видим никаких признаков соглашения между Тиргаком и Езекией, который был предоставлен вполне самому себе в то время, как Сеннахерим двигался к Египту. Ассирия враждовала с жреческими династиями Египта и Ефиопии, потому что они выгнали их родственников Рамессидов в в. Оазис, и потому что нижний Египет управлялся династиями Ассирийского происхождения1062. Египет и был целью Ассирийского нашествия. Царство Израильское лежало на пути движения войск, и должно было быть смято и раздавлено, как только оно безрассудно завязало сношения с Египтом, соделавшись первою жертвою столкновения великих монархий. Но Иуде не было ни малейшей надобности вмешиваться в эту распрю, так как горная Иудея лежала в стороне от пути армий. Поэтому мы убеждены в том, что Езекия послушался пророка и не заключал союза с Египтом, хотя быть может некоторые из его приближенных имели тайные сношения с фараоном. Совершенно иначе представляется другой вопрос: почему он отложился от Ассирии, и не было ли это политической ошибкой? На это весьма трудно ответить. Но мы думаем,– как говорили во II главе вступления (в конце ее) в этот том,-что Езекия отложился по совету пророка, и в этом действии выразилось его упование на Бога, „сильного спасать“1063.

Возвращаясь к трем первым стихам XXX главы кн. прор. Исаии, мы повторяем, что согласны с взглядом, что первые семь стихов этой главы относятся к царству Израильскому. И к этому царству совершенно применимы слова пророчества о безумии тех, которые бросились в объятия Египта, не рассчитав даже того, что сила фараонов не в состоянии защитить их. К Израилю только и могли относиться слова: „будет для вас убежище под тению Египта бесчестием“ (ст. 3). Езекия же, спасенный Господом в Иерусалиме, не подвергся бесчестию, а напротив, ему подвергся Сеннахерим.

4. потоку что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса.

5. Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но – стыд и срам.

„Послы Израильского царя Осии с дарами пришедши в Египет.... не нашли помощи.... и увидели, что они от союза с Фараоном не получат никакой пользы, и остались в стыде“. Такое толкование на эти стихи дает Епископ Петр (стр. 343), с которым мы совершенно согласны. О Цоане Танисе, переименованном при Рамзесе II в „Пи-Рамзес“ (город Рамзеса) мы отсылаем к истории фараонов Бругша1064. Что же касается города Ханеса, то некоторые комментаторы (напр. Кей) считают, что это древний Ехнес (греч. Гераклеополис) в среднем Египте. Мы же решаемся высказать свое предположение, что здесь идет речь о городе Тафне (Daphno_e Pelusii), упоминаемом у Иеремии II, 16, который упомянут и в главе ХLIII, 7–9 того же пророка, где имя города начертано Тафнис1065. По всей вероятности здесь издавна была колония Израильтян, и во всяком случае город этот лежал на большем пути движения из Палестины в Египет1066.

6. Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы.

Земля угнетения и тесноты,-или как переводит профессор Якимов, – земля скорби и тесноты, есть очевидно та пустыня, которая простирается между Газой и Пелузийским рукавом Нила от самого берега в глубь Аравии и именовалась пустыней Сур. Страна эта обрисована теми же чертами, как во Втор. 8:15, описана пустыня странствования; только в картине Второзакония нет львов, о которых говорит Исаия1067. Пророк выставляет на вид неразумным, как труден путь и как велики жертвы, которые они несут без всякой пользы.

7. Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их сидеть спокойно.

„Господь твердыня“, говорил Моисей народу во Втор. 32:4. Сила всего народа Израильского была в вере; твердая вера в Господа Бога должна была иметь последствием тот покой душевный, при котором и возможно только разумное отношение к делу во время опасности. Полагаясь на Бога, народ обетования мог с твердостью ожидать всякую опасность, не теряя мужества, и мог быть уверен, что Господь поможет ему. Северное царство давно пошло ложным путем и даже заключало союзы с язычниками с преступною целью воспрепятствовать исполнению Божиих обетований1068. При Осии оно заключило союз с Египтом и погибло. Другое царство Иуды, по вере царя Езекии и повинуясь воле Божией, высказываемой устами пророка, не поддалось искушению связать судьбу свою с Египтом, и, ради веры царя, спаслось чудом, когда все человеческие расчеты ука зывали на гибель. Таково значение текста по русскому переводу с Еврейского. Но мы встречаем и другой перевод второй половины 7-го стиха в Вульгате и у Шмидера. Вульгата читает: вместо: „сила их сидеть спокойно“, „Superbia tantum est, quiesce“, а у Шмидера переведено: „Rahab sitzet stille“. Профессор Якимов указывает на перевод: „чудовище, которое сидит“,-потому что движение для него трудно. Шмидер и Кей (Sp. Comm.) указывают, что Раав по Ис. 51:9, есть символическое имя Египта1069. Имя это означает надменность, гордость: Superbia. Пророк, говорит Кей, стыдит тех, которые ищут помощи той державы, которая презирала их предков и теперь с презрением относится к ним, не смотря на то, что они дарами стараются приобрести ее милость. Она, Раав, воплощенная гордыня, не двинется для них с места. Там, где все дело заключается в понимании Еврейского текста, там мы не имеем права высказывать какое бы то ни было мнение; но по глубокому доверию к нашим переводчикам Еврейской библии, мы держимся русского текста и выше высказанного нами взгляда1070.

С 8-го стиха пророка речь обращена к народу Иудейскому. Повидимому первые семь стихов суть предсказание о царстве Самарийском, которое в недалеком будущем сбудется и послужит примером для Иудеев, чтобы предостеречь их идти по тому пагубному пути, по которому шло в гибели родственное царство.

8. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.

9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,

10.которые провидящим говорят: „перестаньте провидеть“, и пророкам: „не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное,

11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева“.

Пророк Исаия послан исключительно пророчествовать в царство Иуды, среди которого должен был родиться в роде Давидовом Еммануил. Для Иуды и Иерусалима приведен был пример царства Израильского, имеющего рушиться на глазах живущих в то время,-потому что оно отступило совершенно от завета Иеговы и не хотело слушать гласа пророков. Этот то пример Господь приказывает „начертать на доске и вписать в книге“. Профессор Якимов (стр. 471) замечает по этому поводу, что, по всей вероятности, – пророчество должно было быть написано на доске, выставляемой где-либо, или на площади или на воротах дома пророка, независимо от внесения этого пророчества в книжный сверток.

Следующие три стиха с яркою жизненною правдою рисуют состояние тех легкомысленных умов, которые не могут мириться с действительностью, боятся взглянуть трезво на будущее и питают ненависть к тем, которые раскрывают перед ними и их собственные недостатки и грехи, и грядущее, несогласное с их розовыми надеждами; к тем, которые требуют от них твердой воли в исполнении их обязанностей. Все мы более или менее знаем эту болезнь ума и воли; но в царстве Иуды она была осложнена неверием к обетованиям Божиим и заразою идолопоклонства, суеверия, самомнения и безрассудной гордости. Мало того что во всех коленах Израиля не верили пророкам, если они предсказывали что-либо не согласное с желанием вопрошающего, – там искали и находили пророков, лгущих намеренно, чтобы быть приятными1071. И Ахаз с злобою слушал изобличение Исаии в его неверии, когда пророк предупреждал его, что задуманный царем союз с Ассирией ничего не принесет кроме несчастья1072. И позже Исаия всегда встречался с противодействием, когда он, умудряемый Господом, указывал на естественную политику Израиля, не входить ни с кем в общение, не заключать никаких союзов, держаться оборонительного образа действия, и паче всего оставаться спокойным и выжидать, надеясь крепко на помощь Господа сил1073.

12. Посему так говорит Святой Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:

13. то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.

14. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага, или зачерпнуть воды из водоема;

Подобие, употребленное в 14 стихе о черепках сосуда разбитого в дребезги, несомненно указывает на царство Израильское, не оставившее по себе не только никаких остатков, но даже остатков колен, входивших в его состав, которые рассеялись бесследно по Азии. Остались отдельные личности, которые все под именем Ефрема присоединились к восстановленному временно царству Иуды1074. Разбито в дребезги царство Израиля за то, что оно постоянно обманывало себя ложными надеждами, а вышло оно на этот гибельный путь, потому что забыло служение единому истинному Богу1075. В то время, когда Исаия произносил настоящее пророчество и боролся против заключения союза с Египтом, Езекия был (как и отец его Ахаз) данником Ассирии. Если бы он вступил в союз с Египтом, то оказался бы изменником Ассирии, как сделался им Осия Израильский. Но Езекия, как мы думаем, не сделал этой ошибки, которая повлекла бы зa собою немедленную осаду Иерусалима. Он только „отложился от царя Ассирийского и не стал служить ему“ (4Цар. 18:7) т. е. как мы понимаем это место, не послал ему обычной дани и не дал своих воинов. Царь Ассирии, как мы говорили, имел главною целию завоевание Египта, и если бы царство Иуды было союзником Египта, то конечно оно должно бы было быть уничтожено прежде, чем войска Сеннахерима направятся в Египет; но так как этого не было, то оно могло быть оставлено пока в стороне, и Иерусалим осажден после погрома Египта. Езекия отложился от Ассирии, вероятно, в начале царствования Сеннахерима, которое сопровождалось смутами, обычными в Ассирии; это отложение не ставится ему в вину1076, так как, заявляя о своей независимости, он не искал и не ожидал ничьей помощи, кроме Божией. Таким образом Езекия остается в выжидательном покое, о котором проповедывал Исаия (ст. 7) и хотя Сеннахерим „затопляет войсками своими Иудею по шею“ (Ис. 8:8), т. е. „взял все укрепленные города Иуды“ (4Цар. 18:13), кроме Иерусалима, но доколе престольный град с храмом Господним был цел, дотоле царство Иудейское существовало в достаточной силе, чтобы снова сделаться также сильным, как прежде. Царство же Самарийское рухнуло и разбилось в дребезги.

15. ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

16. и говорили: „нет, мы на конях убежим“, зa то и побежите; „мы на быстрых ускачем“, – за то и преследующие вас будут быстры.

17. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме.

18. И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!

18-й стих дает ясное указание к кому относятся эти слова. Сжалился Господь над Иерусалимом, помиловал царя с народом Иуды. И предыдущие три стиха, 15–17 обращены в Иуде, но не ко всему народу, а к неверующим, к тем именно, которые говорили Ис. 28:15: „ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя“. На это и отвечает 18-й стих настоящей главы говоря: „Господь медлит помиловать вас.... ибо Господь есть Бог правды.

Сущность этого отдела, который мы рассматриваем, заключается в том, что сначала пророк повторяет то, что он выше говорил Израилю, что для него, народа обетования, есть только один образ действия, это- оставаться в выжидательном покое, с полным упованием на Господа. Но Израиль (в обоих царствах) не хотел этого; он мнил собственным умом управлять своею судьбою, как Ахаз (VII гл.) среди Иуды и все цари во Израиле. Во всех этих действиях самообольщение играло главную роль: то народ мнил силою своею отравить врагов, то дипломатическими сношениями и союзами отвратить бедствие;-то приходил к заключению, что имея в запасе достаточное количество лошадей, он мог и убежать при приближении сильнейшего неприятеля. Впрочем, обсуждая последний план действия, указанный пророком в ст. 16 мы видим, на кого именно указывает Исаия. Коней для всего народа, скученного в Иерусалиме после взятия городов Иудейских, и может быть (XVI, 4 и пр.) части Моавитян, конечно достать не могло; стало быть говорила о бегстве на конях та часть зажиточных и высших классов, которая интриговала с Египтом, высказала полное свое неверие в обетованиям и злобную насмешку над пророком. Исаия здесь осуждает не жителей царства Иуды и Иерусалима, а известную партию, впрочем очень сильную. Предсказывая этим неверующим, что рассчеты их окажутся неверными и приведут их к гибели, пророк в 18 стихе укоряет их, что они причиною того, что Господь медлит помиловать народ и удерживается, чтобы сжалиться над ними, ибо они в душе своей лжецы и укрываются неправдою, а Господь есть Бог правды.

Последнее восклицание Исаии возвращает его к главной теме его проповеди: надейтесь на Господа! „блаженны все уповающие на Него!“

19.Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.

Здесь пророчество о том, что Иерусалим будет спасен1077. В святом граде Иерусалиме, на горе Сионе, спасение и жизнь посреди смерти и разорения, царствующих в Иудее. Мы знаем, что это пророчество исполнилось буквально. Не смотря на то, что жители Иерусалима не могли ни бежать от неприятеля, ни противустоять ему с надеждою успеха, горе и страх жителей были относительно кратковременны. Страх взятия приступом продолжался лишь несколько дней от посылки Рабсака,-(которого отряд не мог ничего предпринять), – до получения известия о гибели армии Сеннахерима, происшедшей где то в стане между Лахисом и пелузийским рукавом Нила. „Не много будешь плакать“, говорит пророк царю и народу, ибо „Господь помилует тебя по голосу вопля твоего“, – весьма важное указание всем народам и отдельным личностям, при чем еще прибавлено: „ответит,-когда услышит Господь“. Господь не хочет слышать и не отвечает на моления гордых и самонадеянных, не слышит Он и моления фарисейские и лицемерные,-каковые произносили те, которых обличает Исаия во лжи: но „сердце сокрушенное и смиренное“ может надеяться, что вопль его будет услышан. „По голосу вопля“ слышит Господь человека. Мы думаем, что та самонадеянная партия неверующих, которая хотела непременно заключить союз с Египтом, убедилась наконец и в безрассудстве своих соображений и в полной беспомощности Иерусалима и, смирившись искренно и со слезами, присоединилась к молитве верующих, вопиявших вместе с Царем о спасении. (2Пар. 32:20,26; 4Цар. 19:1–3; Ис. 37:1–3,14). И Иерусалим был спасен. Но более того: и после спасения Иерусалима Господь проявляет милость Свою новым чудом, о котором см. в историческом сказании Исаии Ис. 37:30–31. В разоренной совершенно стране нет голода, после отшествия неприятеля.

В следующих стихах Исаия пророчествует об этой милости Божией за несколько лет до осады.

20. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих;

21. И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: вот путь, идите по нему, если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево.

Во вступлении мы уже имели случай говорит, что после разорения Иудеи, земля по милости Божией принесла однако обильный плод1078. Это даровано Господом потому, что народ смирился и Господь услышал вопль его. С этим связано другое обетование, что Иудеи „увидят и услышат учителей своих, которые не будут уже скрываться“. Очевидно, что между самим пророком и народом установится душевное общение после чудес, явленных Господом, которые здесь предсказаны пророком, и Исаии открыто Господом, что в эти великие минуты радости и избавления все без исключения прославят Господа. В ст. 21 пророк представляется как бы стоящим на перепутье трех дорог, из которых он указывает на среднюю, ту, которая есть путь правый, ведущий к Господу и счастью. Он говорит об этом пути, что он должен служить для каждого проверкой себя самого, если бы кто уклонился направо или налево, то пусть спешит исправить путь свой пред Господом. Давно указан Израилю этот путь, но они уклонились, теперь „уши его будут слышать слово говорящее: вот путь....“

Стих 22 ближе и частнее указывает на главнейшее уклонение народа от правого пути и возврат к нему.

22. Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: прочь отсюда.

Это должно было быть естественным последствием возврата сердца к Богу и на правый путь. Так было при Езекии во время совершения пасхи, так должно было быть в тот день, когда получено известие о гибели армии Сеннахерима. Так позже вероятно было и при Иосии (4Цар. 23:4–8, и 2Пар. 31:1).

„Оклады“ идолов и истуканов объясняются посланием Иеремии1079 ст. 38, 50, в котором он говорит о „богах деревянных, оправленных в золото и серебро“. Из этого места и некоторых других указаний (ср. Прем. 13:13) можно заключить, что большая часть идолов делалась из дерева и только обкладывалась листами драгоценных металлов.

В стихе 22 Исаия повидимому говорит, что с возвратом сердца в Богу не только самый идол будет считаться скверною, но даже драгоценные металлы, из которых сделана его оболочка или оклад, будут считаться скверною и будут выброшены. Вслед зa возвратом к Богу Израиль увидит и благословение Его на земле своей.

23. И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах.

24. И волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм соленый, очищенный лопатою и веялом.

Как мы видели выше, стих 20-й относится к первому году, следующему за гибелью Ассирийской армии Сеннахерима. Незасеянная земля произрастила однако от упавшего зерна (падалицы) пищу в этот год нужды, и народ не голодал по милости Божией. Стихи 23 и 24 рисуют благословение Божие, осенившее землю в последующие года покойного и мирного царствования Езекии, когда по словам кн. Паралипоменон: „после того что смирился Езекия,-сам и жители Иерусалима,-то не пришел на них гнев Господень, и было у Езекии богатства и славы много... и кладовые для хлеба, вина и масла, и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад.... И стад и мелкого и крупного скота было у него множество“... (2Пар. 32:26–29).

Богатство царя очевидно означало благословение Божие над всей страною и плодородие, а потому богатство всей страны и всего народа. Пророчества Исаии совершенно соответствуют вышеприведенному свидетельству кн. Паралипоменон. Мы еще заметим, что сочное зерно (ст. 23) указывает, что Господь даровал стране: „дождь в свое время, ранний и поздний“, который был обещан Израилю, „если он останется верным Богу“1080. Соленая пища, которую будут давать скоту, также указывает на времена мира и благоденствия, впродолжении которых можно только прилагать особые попечения к хозяйству. Кристаллическая соль, по указанию археологов, добывалась в Палестине в кряже горы, вдающемся с западной стороны Мертвого Моря в самое море. Здесь лежала „долина соленая“1081. Но соль привозилась также из Финикии и городов приморских, так что обилие соли указывает также на возобновление деятельных торговых сношений.

И следующий 25-й стих рисует благоденствие страны, помилованной Богом.

25. И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни.

Последнее выражение довольно темно, но Епископ Петр, по сравнению с Ис. 2указывает, что башни повергнутые как бурею, судом Божиим, суть символы царей и царств, униженных и уничтоженных Господом. Мы присовокупим, что изображение страны, благословляемой Богом, переходит в пророчество о царствии Божием. Мы напоминаем Ис. 12:3: „в радости народ будет почерпать воду из источников спасения“, и Иоил. 3„из дома Господня выйдет источник и будет напоить долину Ситтим“1082 и Ис. 40:4: „всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизится“.

26. И свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы.

„Эта эмблема изображает обильное излияние духовного света“, говорит Епископ Петр (ч. I, стр. 351). Этот свет исцеляет те язвы и Израиля и всего человечества, которые делали из Иудеев как бы гнойный струп, как указывал пр. Исаия (Ис. 1:6). С 27-го по 33 стих пророчество произносится о гибели Ассура и о радости верных Господу сердец. Надо памятовать, что (как мы говорили и во вступлении и в главах X и XIV) Ассур не только известный народ, или символ исторической его силы, – но Ассур в пророчестве Исаии есть еще (как и Вавилон) типическое имя сатаны, представителя злобной силы, борющейся против правды и грядущего царствия Божия.

27. Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий,

28. и дыхание Его, как разлившийся поток, который подымается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению.

Выше мы видели, что гнев Господень угрожал Израилю зa непослушание, потому что суд начинается с дома Божия, как говорит Апостол Петр (1Пет. 4:17), но потом обращается на все народы. Для тех, которые „уповали на Господа“, приближение суда Господня несло радость и надежду на лучшее будущее, ибо „блаженны уповающие на Господа“. (Ср. Ис. 26с Ис. 30:18). Но страшен гнев Господень. Пророчество, произносимое перед нашествием Сеннахерима, должно было глубоко поражать умы и сердца Израиля. Много лет тому назад Исаия говорил от имени Господа народу: „что вы будете делать в день посещения, когда приидет гибель издалека?“ (Ис. 10:3). Но вот настало время, когда Израиль видит, как орудие гнева Божия (ср. Ис. 10:5–6) приближается. Заметим, что в читаемом нами 28 стихе повторяется тот же образ, которым говорилось о будущем нашествии Ассириян в главе VIII, 8, а именно – это нашествие уподоблялось бурной реке, потопившей Иудею по шею. Но в настоящей главе, в стихе 28, указывается, что „дыхание Господа, как разлившийся поток, который подымается даже до шеи“.... „развеет народы до истощания“. К этому присовокупляется, что „узда вложена в челюстях народов, направляющая их к заблуждению“. Проф. Якимов указывает, что эти слова относятся к Ассириянам и подвластным им народам, которые ведутся к цели Богом определенной, независимо от их воли. Это в особенности применяется к Сеннахериму.

29. А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой.

Под именем священного праздника все комментаторы, в том числе и раввины объяснявшие это место, разумеют пасху, (ср. Исх. 12:14). Пасхальными псалмами у Иудеев были псалмы с 112 по 117 включительно. Первый из них начинается словами: „Хвалите рабы Господни, хвалите имя Господне“. Псалом 117-й начинается словами: „славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его“ и оканчивается теми же словами. Раввины объясняют по преданию, что жители Иерусалима во время Езекии праздновали день избавления Иерусалима этими именно псалмами, как бы в день пасхальный, и что на это чудное избавление указывал и Исаия, предвозвещая в предыдущих стихах и в 29 радость избавления. В последнем стихе об идущих со свирелию на гору Господню просим сравнить в 3 т. Св. Летописи наши замечания на Втор. 26:1–4 об обязанностях посещать храм Господень в известные дни года и об обычаях этого паломничества.

С более возвышенной и духовной точки зрения выражение: „входить на гору Господню к твердыне Израилевой“ переносит нас в эпоху спасения человечества воплощенным Сыном Божиим. В Ис. 2:2–3 мы видели пророчество о том, что „в последние дни гора дома Господня будет поставлена во главу гор.... и пойдут многие народы и скажут: „приидите и взойдем на гору Господню“. „Твердыня Израилева“ есть Сам Господь1083.

И Моисей, стоявший в безопасном месте на скале (Исх. 33:21–23), и Илия, стоявший в пещере (3Цар. 19:13), когда Господу угодно было открыться им в священном таинственном произнесении Имени и в таинственных образах бури и огня и тихого ветра1084, суть прообразы тех народов и лиц, которые укрываются в тихом убежище Господа, когда мимо их проходит гнев Божий. Это суть верные Господа, которым пророк говорил: „пойди: народ мой....,– укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев.... Ибо вот Господь выходит.... наказать обитателей земли, зa их беззаконие“. (Ис. 26:20–21).

Не глаголал ли Господь своим ученикам, предсказывая им разрушение Иерусалима: „тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы“. (Мф. 24:16). Господь закрывает рукою Своею, как Моисея на горе, своих избранных, да не коснется их губительная буря и пожирающий пламень, посланный в наказание нечестивых. Гнев Господень проходит, но милость Его вечна.

30. И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и наводнении и в каменном граде.

Град и огонь были одной из казней Египетских (Исх. 9:23–24). Мы очень склонны думать, что подобная же казнь постигла Сеннахерима и его войско, стоявшее где-то на границе Египта. Прямых указаний на это нет, но пророчество 30-го стиха заставляет думать, что может быть пророку Исаии было открыто, как будет поражен Сеннахерим. В Аравийской степи нередки и песчаные ураганы; каменный град упомянут у Иисуса Навина X, 11. Возможно также думать, что произошло и разлитие пелузийского рукава Нила. Мы знаем только, что Ангелу Господню приказано было поразить войско, и может быть все бедствия, упомянутые в 30 стихе обрушились на войско, из которого спаслись весьма немногие с царем.

31. Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый.

32. И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною.

33. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его.

Профессор Якимов (стр. 483) указывает, что в ст. 31 выражение: „содрогнется Ассур“ – слабо для выражения мысли Еврейского текста. Следовало бы сказать: Ассур распадется, разложится, потеряет способность действовать в качестве грозной армии. Господь направляет действия жезла, определенного Ассуру. В настоящем случае жезл этот находился в руках Ангела: „Ангел Господень поразил“ (4Цар. 19:35).

Идет войною опустошительною против Ассура Сам Господь и исполняют Его веления служебные духи1085. Пророчество говорит, что всякое движение жезла Господня против Ассура будет с тимпанами и цитрами. В этом пророчестве видят не только радость избавления от опасности, но и молитвы и песнопения впродолжение опасности, и связь между молитвою верных и поражением врагов Господних.

Под именем Тофета1086 разумеется раскаленная печь, притом оскверненная человеческими жертвоприношениями. Здесь, вероятно, это и эмблема язычества, и пророчество о вечном огне для нераскаянных грешников в особенности же для сатаны, которого типом были Ассур и Вавилон.

* * *

1061

Сигор нашего перевода, называется в Вульгате Суа, в запад. переводах Со. Это разные произношения или искажения имени Шабака, предшественника Тиргака. Мы просим позволения отослать за подробными сведениями об этих фараонах к нашему изданию Бругша.

1062

Просим обратиться к „истории фараонов Бругша“, в нашем переводе и издании. См. династии с XX по XXVI.

1063

См. заметки ниже на Исаию XXX, 12–14.

1064

В русском переводе нашем см. стр. 220, 233, 235, 265, 513, 517 и др. Ср. также о Цоане во II т. Св. Лет. в книге Исход прим. на II, 11.

1065

Имя это по начертанию своему совершенно тождественно с женским именем Тахпенес, упомянутым в 3Цар. 11:19.

1066

См. нашу карту, изданную нами при истории фараонов, Тахпенес лежал близ Цоана, на юг от него. И в XI мемуаре изд. общества исследования Египта (Kegan and Paul; Lond. 1896). Навил указывает, что Ханес Исаии должен был лежать в Дельте, а не в среднем Египте.

1067

Мы знаем из 4Цар. 17:25, что львы появляются там, где страна обезлюдела. Ср. еще нашу заметку на Исаию ХV, 9 о Моаве.

1068

См. наши заметки на гл. VII Исаии.

1070

Прибавимь, что ни Славянский, ни Греческий тексты не дают здесь никакой помощи. См. стр. 470 комментария проф. Якимова.

1071

См. 3Цар. 22 и в 4 т. Св. Лет. ч. II глава V, стр. 68–76.

1072

См. выше главу VII с нашими заметками.

1073

См. выше Ис. 28:9–15, 29с заметками.

1075

Просим в 4 т. Св. Лет. просмотреть о деятельности пророков Илии и Елисея в царстве Израильском.

1076

Как поставлено было в вину Седекии отложение от царя Вавилонского. См. Иер. 28, по сравн. с Иер. 27:1–17, и ср. 2Пар. 36:11–13.

1077

Ср. 4Цар. 18 и ср. наши прим. на Исаию, на главы X, 32 (угроза Ассура) и XVI о Моаве.

1078

Мы возвратимся еще к этому предмету в своем месте; здесь же просим просмотреть наши замечания во 2 т. Св. Лет. на XXV гл. Левита, о Субботнем годе и общем пользовании урожаем от случайно упавших зерен.

1079

Кем бы ни было написано это послание, оно составляет весьма важный документ.

1080

См. Втор. 11:14; Лев. 26и наши примечания во 2 и 3 т. Свящ. Летописи in loco.

1081

2Цар. 8:13; ср. у Соф. 2„соленая рытвина“ и 1Пар. 18:12.

1082

Долина акаций; ср. Чис. 25:1. Ср. еще Иез. 47об источнике живой воды, струящемся из-под храма; Зах. 14об струе воды, выходящей из Иерусалима и текущей на восток и на запад. Все эти образы предвещали спасение человечества. Ср. весь отдел Иоил. 2:23–32.

1083

См. Втор. 32и наши объяснения в 3 т. Св. Летописи. Ср. 2Цар. 22:2, и Пс. 17:3, 30:3. Заметим во поводу главы XXXII Втор. что это та глава, в ст. 43, которой Моисей говорит: „возвеселятся язычники с народом Божиим“.

1084

Ср. в 4 томе Св. Лет. ч. II, стр. 41–42 об откровениях пророку Илии, и Моисею.

1085

Ср. 2Цар. 24:16, и 2Пар. 21:16. Ангел держит меч.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle