Источник

Глава XXIX

1. Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год в году; пусть заколают жертвы.

Арииль есть символическое имя Иерусалима. Иуда родоначальник царственного племени назван в пророчестве Иакова (Быт. 49:9) молодым львом: в этом же пророчестве говорится о „Примирителе, которому покорность народов“, т. е. об Ожидаемом, имеющем поразить змия (Быт. 3:15). Весьма знаменательно в этом пророчестве Исаии упоминание о Давиде, в роде которого должен был восстать Мессия1042. Ариилу предстояла великая будущность, но ему теперь предсказывается горе и стеснение. Весьма трудно объяснима вторая часть стиха; но большая часть комментаторов согласна в том, что слова: „приложите год к году“ означают: ждите! а „пусть заколают жертвы“ равносильно слову: молитесь!

2. Но Я стесню Ариил, и будет плач и сетование; и он останется у Меня, как Ариил.

3. Я расположусь станом вокруг тебя, и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления.

Ассирийское нашествие грозит уже Иерусалиму; Господь приказывает предупредить народ, что Иерусалим будет обложен неприятелем и что это совершается по Его воле: „Я стесню Ариил“; „Я расположусь станом вокруг тебя“; говорит Господь, ибо как Он прежде говорил устами Исаии: „Ассур жезл гнева Моего, и бич в руке его – Мое негодование“. (Ис. 10:5). Но в произносимом теперь пророчестве, раскрывается, хотя в прикрытых выражениях, что Иерусалим не будет взят: „он (город) останется у Меня как Ариил“ (ст. 2). И пророк в стихах 2–3, указывая на стеснение города, не предсказывает его гибели; совершенно иначе говорит пророк Иеремия о Иерусалиме, который будет взят Навуходоносором: „Разорю Я дочь Сиона“. (Иер. 6и след.). Иначе глаголал о Иерусалиме и Господь, предсказывая его полное разрушение: „не оставят в тебе камня на камне“ (Лк. 19:43–44). Обратим притом внимание на следующие ст. 4–8, предрекающие гибель Сеннахеримовой армии и рисующие, как надежды царя Ассирийского разлетаются в прах, как сновидение.

Речь пророка обращена к городу, именуемому Ариилом:

4. И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя.

5. Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение.

В стихе 4-м жители Иерусалима представляются униженными, поверженными в прах; голос их подобен голосу, выходящему из-под земли; ужас, овладевший ими в ожидании гибели города, заставляет их говорить шепотом1043: всякая надежда спасения исчезла. Но голос пророка вещает не гибель, а спасение: полчище врагов исчезнет, как мелкая пыль, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение. Так и совершается это чудо, когда Ангел Господень поражает армию Ассирийскую1044. Заметим вместе с Шмидером, что как только горе смирило народ, и царь вместе с народом „воззвали из глубины“ (Пс. 129), так Господь и спас их.

6. Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня.

7. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его.

8. И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона.

В этих стихах повторяется мысль, высказанная в стихах 4–5, хотя в других образах. Сначала можно думать, что Ариил погиб, что Господь во гневе Своем приговорил его к разрушению; тоже думают и враги его; но все это проходит как сон.-Как ночное сновидение, как разлетающаяся пыль исчезают из земли Иудиной враги Израиля. Мы увидим ниже при изучении главы XXXVII, 30–31 Исаии, что народ осажденного города даже не терпит нужды во время осады; народ царства Иуды, не смотря на ужасное нашествие, во время которого были взяты все укрепленные города, кроме Иерусалима (4Цар. 18:13), не подвергается голоду после удаления неприятеля1045. Наказание, или лучше сказать поучение, Израилю, данное ему, заключалось в ужасе, который обратился в радость при виде милосердия Бога.

Между тем Сеннахерим, мечтавший разбить Тиргака и потом легко овладеть Иерусалимом, уподобляется спящему, который утоляет во сне голод и жажду, но проснувшись чувствует, что желания его не исполнены и страдает от неудовлетворения своих желаний. Но этим не исчерпывается значение стиха 8-го. Это неудовлетворенное властолюбие, мечтающее все покорить себе и остановленное велением Вышнего, когда Ему угодно поставить ему предел, относится ко всем завоевателям мира1046. Кей1047 указывает еще, что это место относится и к самым Иудеям, мечтавшим о всемирном владычестве, когда приидет Мессия. Когда же Он, пришедши сказал: „Царство Мое не от мира сего“, то они не поверили Ему, не поверили словам Его; и когда увидели, что не только царство их пало, но и самый святый град, самый священный храм их разрушены, тогда они проснулись жаждущими и алчущими, которые пили и ели только в сновидении. Насытились же хлебом жизни (Ин. 6:27,35) и пили вечную всеутоляющую воду (Ин. 4:14, 7:37–38) те, которые отреклись от сновидений преходящего мира сего и пошли ко Христу и Спасителю нашему, неся крест свой (Мф. 10:38).

Следующие стихи 9–12 обращены преимущественно к книжникам Израиля, которые и тогда, – как и позже, – утратили способность понимать Божии законы и повеления.

9. Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, – шатаются, но не от сикеры;

10. Ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы.

11. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: прочитай ее; и тот отвечает: не могу, потому что она запечатана.

12. И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: прочитай ее; и тот отвечает: я не умею читать.

Изумляйтесь и дивитесь! говорит пророк всему народу своему, указывая на утрату пророческого духа и понимания среди народа, и в особенности среди тех, которые должны бы были руководить народом.

„Над пророками зашло солнце и потемнел день“, по выражению пророка Михея (Мих. 3:6). Как в гл. XXVIII, 7 Исаия изображает последствия пьянства, так здесь он указывает на последствия духовного опьянения: безверия, гордости, самонадеянности. Благодать Божия отступает от Израиля. На всех народах, живущих вне откровения, лежит покрывало (Ис. 25:7), но вот, вследствие неверия, оно легло и на пророков и прозорливцев народа обетования1048. Во времена, в которые пророчествовал Исаия, ум человеческий мог озаряться зарею пророчества, предшествующего Солнцу правды; но и эта заря потухала, потому что высшие духовные деятели Израиля соделались неспособными ко всякой духовной деятельности, и не только не жаждали добра и правды, но сознательно нарушали всякую правду1049, преследуя своею злобою того, кто напоминал им о нравственном законе. Вот почему в ст. 11–12 пророк уподобляет их не желающим разуметь, а народ не могущим разуметь. Они ослепили народ,-и он ослеп. Издавна таков был строй жизни народа, что высшие классы брали ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали1050. Запечатанная книга духовного закона, соединенная с книгою обрядового закона, могла бы быть прочитана и понята книжниками, если бы они хотели снять печати; но они не хотели снять их, так как им прежде всего надо было бы изменить всю грешную жизнь свою. Безграмотный же народ не мог сам подняться до понимания истины.

Пророк Исаия в видении главы VI слышал слова Господа Саваофа о намеренной слепоте и глухоте Израиля; теперь (приблизительно через тридцать лет после видения) перед очами его совершается то, что он слышал, и он повторяет слышанное от Господа.

13. И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;

14. то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

Первое обвинение, произносимое в ст. 13-есть обвинение в лицемерии; второе в отсутствии всякой любви к Богу, благодетелю своему и третье обвинение в замене духа закона суетными измышлениями и толкованиями человеческими.

В стихе этом (как в видении главы VI ст. 10) Господь глаголет не о каком-либо определенном периоде жизни народа Израильского, а глаголет обо всем будущем народа, который становится все более и более неспособным исполнить свое призвание как целый народ обетования, и потому должен будет распасться. И действительно все двенадцать колен, начиная с царства Израильского, отводятся частями в плен и исчезают среди чуждых им племен передней Азии. Спасается „остаток“: сначала из двух-миллионного населения Евреев, живших в Палестине при Давиде и Соломоне, возвращаются при Ездре (1Ездр. 2:64) лишь 42360 человек, которые представляют собою всю нацию; но когда приговор Божий окончательно совершился над народом обетования, то он исчезает совершенно как самостоятельный народ,-и остается „остаток“ духовный. В особенности о нем и сказано в ст. 14 „чудно и дивно“ поступит Господь с народом, так что: „мудрость мудрецов его погибнет и разума у разумных его не станет“.

Слова эти заключают в себе тайну Божией премудрости, ведущей все человечество ко спасению. Стихи 13 и 14 вполне исполняются и содержание их становится ясным только тогда, когда мы перенесемся мыслию во времена Господа нашего Иисуса Христа1051.

15. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: кто увидит нас? и кто узнает нас?

16. Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: не он сделал меня? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет?

Стихи 15–16 отчасти выясняют нам возможность возникновения талмуда, этого сборника мыслей и замечаний учителей Израиля во время плена и после него. Этот сборник, в котором, рядом с некоторыми практическими указаниями и хорошими мыслями, встречаются самые нелепые, детские и часто кощунственные замечания, мог возникнуть только среди именно такого народа, как рисуют его Исаия и другие пророки. Идолопоклоннические народы, окружавшие Израиля, оставили на нем неизгладимый отпечаток; он совершенно почти утратил способность подыматься душею и мыслию до понимания Всемогущего Единого Бога, Творца и Вседержителя. В Талмуде ясно обрисовывается книжник, почти совершенно неверующий в высшем значении слова вера. Он больше всего верит в своих собственных мудрецов, о разумности и силе которых Талмуд рассказывает чудеса1052.

Читая Талмуд, мы понимаем ту среду, против которой боролись пророки; ту среду, в которой выше всего было развито поклонение своему собственному уму, уму исключительно Еврейскому: вот почему мы и видим у Исаии обвинение, что высшие классы положительно были уверены, что они могут скрыть свои замыслы от Бога и что они считали своим неотъемлемым правом критиковать действия Всемогущего. Только такие люди и могли говорить с насмешкой о Боге: „пусть поспешит, чтобы мы увидели... (Ис. 5:19) или сказать, слыша пророчество о бедствии: „мы заключили договор с смертию и преисподнею“. (Ис. 28:15).

Ложь, обман, обожание своего ума не могли служить основой будущности Израиля. Глубокое горе не раз испытывал Исаия1053, но ему даны были великие утешительные видения будущего. В следующих стихах,-до конца главы,-Исаия видит тот великий переворот, который совершится в мире: „чудно и дивно“ будет это. Пророк в предыдущих главах видел Еммануила; теперь он видит царство света, любви и правды.

17. Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?

Этот стих есть вступление в пророчество о царстве Мессии. Определение времени: „немного, очень немного“ представляет собою неопределенное время, миг в земной жизни, но подготовление к этому великому событию начинается почти непосредственно зa произнесением пророчества. К этому подготовлению надо впрочем отнести и проповедь Ионы к Ниневии, до пророка Исаии. После же пророчества – и гибель армии Сеннахерима, и падение Ниневии, и взятие Иерусалима Навуходоносором, и вызов с востока Арийских рас для замены их властию власти Кушито-Семитов,-все эти события подготовляли царство Мессии.

В стихе 17 многие комментаторы видят указание, что Израиль т. е. сад (насаждение Божие, см. гл. V, 2) заростет зарослью запустения, а дебри непроходимого леса язычества превратятся в плодоносный сад Господа Бога. Ниже в XXXII главе, стих 15, эта мысль представляется еще яснее и есть повторение откровения, данного пророку Иоилю (Иоил. 2:28), на которое указывает в Деян. 2Апостол Петр в речи к народу в великий день Сошествия Духа Святого. Напомним, что пророк Исаия сказал: „на земле народа Моего будут расти терны.... -доколе не излиется на них Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом“ (Ис. 32:13,15). А пророк Иоиль, предшествовавший Исаии, пророчествовал: „И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть.... и будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется“ (Иоил. 2:28–32). В читаемом нами стихе главы 29-й, по сравнению с главой 32, Ливан соответствует понятию о пустыне, о месте не заселенном и не приносящем пользы1054. Он соделывается садом (как и степи), когда „излиется свыше Дух Божий“.

18. И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.

19. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,

„Святой Израиля“ есть Тот, о котором послан благовествовать Исаия, во все дни жизни своей1055. Он есть грядущий Еммануил Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 7:14, 9:6–7, 11:1–16). Он Тот, который повелел сказать о себе Иоанну Крестителю: пойдите и скажите, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют”. (Мф. 11:4–5) Слова Господа, (как и пророка, удостоившегося предсказать это время), обнимают весь мир. Не одни огорченные и больные физически исцелялись, не одни Иудеи удостоились быть соучастниками счастья; весь мир освещается и освящается светом святыни, явленной миру. Прозревают и слышат ослепшие и оглохшие в тупой фарисейской и саддукейской среде, потерявшие зрение и слух разума среди язычества; добровольно закрывшие уши и глаза обожатели своего собственного ума и разных философских учений. Воскресают из мрака заживо погребенные, (как гадаринские бесноватые), вызываемые к новой жизни Святым Израилевым идолопоклонники, и из них изгоняются легионы бесов, мучащие их. Исцеляются прокаженные, те, о которых Исаия говорил (Ис. 1:6): „Язвы, пятна, гноящияся раны, неочищенные, необвязанные и несмягченные елеем, покрывают их“. Все они делаются людьми; в них восстановляется образ Божий; и благодать дарует им давно утраченные среди язычества, как и среди гордости и самомнения Иудейского,-„трезвенную мысль и бодрствующее сердце”, и тот покой души, который есть единственное на земле счастье1056.

Те же мысли мы слышим высказанными Св. Симеоном, который удостоился взять на руки Младенца Иисуса, и сказал: „Свет во откровение языком, и слава людей твоих Израиля”. (Лк. 2:32).

20. потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,

21. которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.

Пророку открывается еще одна будущая сторона нравственного развития, принадлежащая исключительно Христианскому обществу; это равнодушие к наживе и богатству, любовь к которым составляла язву и Иудейского общества (ср. I, главу), как и всех языческих культурных стран; он видит еще презрение к той науке,-которая так ценилась в Риме,-это делать белое черным и на оборот, к той язве софизма, которая способствовала извращению правильного мышления в древних обществах. Очевидно, что очам его открывается мир, которого он в свои времена видеть не мог, мир любви, презрения к богатству, отвращения от лжи и тяжеб. (Ср. Иак. 3:6,8–12, 4:1–3; 1Кор. 6:6; и см. заповедь Господа о любостяжании Лк. 12:13–15 и притчу Лк. 12:16–21).

22. Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.

23. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

24. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию.

Три последние стиха этой главы дополняют и заканчивают главную мысль, высказанную в стихе 17, о превращении пустыни в сад Божий, или другими словами об устроении на земле церкви Божией, в которую открыт доступ всем народам, не только избранному остатку Израиля1057, но и тем народам и племенам, которые обозначались названиями пустыни и Ливана. Упоминание в стихе 22 Авраама несомненно должно было напоминать о том обетовании, в котором „все верующие благословляются с верным Авраамом“, как говорил Апостол (Гал. 3:9), ибо ему было сказано от Господа: „благословятся в семени твоем все народы земли“. (Быт. 22:18). Посреди всего этого, наполняющего весь мир, разноплеменного потомства Авраама по вере, выделяются верующие из народа обетования под именем детей Иакова. Долго они были уверены в том, что они одни суть наследники обетования; некоторые пророческие указания Моисея, как напр. Втор. 32:43 были забыты ими; забыты или непоняты ими многие из Псалмов1058; непоняты ими были: чудо очищения от проказы Неемана Сириянина Елисеем и проповедь Ионы в Ниневии, которая покаялась1059. Наконец пророк Исаия ясно высказывает Израилю, что только „остаток“ спасется и „к Сиону притекут все народы“ (Ис. 2:2). В его пророчествах неизменно указывается, что „когда Иаков даст отпрыск и расцветет Израиль“.... то „наполнится плодами вселенная“ (Ис. 27:6). И здесь: „Господь искупил Авраама“, означает, что не один Иаков искуплен Господом, а все народы, о которых Господь сказал Аврааму: „благословятся в семени твоем все народы земли“. Иаков не побледнеет, потому что он восполняется всеми верующими. „Спасение от Иудеев“, сказал Господь (Ин. 4:22), ибо Он родился среди них, но „всякий, кто призовет имя Господне, спасется“. (Деян. 2:21; Иоил. 2:32).

Стих 23 говорит (по связи с ст. 22) о Иакове, что он увидит у себя детей, которые „дело рук Господних“1060. Для поколений, просвещенных уже светом великим, ясно, что под этим именем здесь надо разуметь обращенных рукою Господнею из язычников, которые будут „чтить имя Господне и свято чтить Святого Иаковлева и благоговеть перед Богом Израилевым“. Неверный Израиль поступками своими „бесславил имя Господне“ (Исаии 52:5), а народ, возрожденный из язычников, „творение Божие, созданные во Христе Иисусе на добрые дела“,-как говорит Ап. Павел (Еф. 2:10), прославят „Святого Израилева“, который очевидно есть Еммануил, Сам Господь Иисус Христос.

„Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию“. В этом стихе вкратце представляется сущность переворота, произведенного Христианством, который видит пророк в последствиях его. Всякое блуждание духом, происходило ли оно от идолопоклонства, от обожания себя и ума своего, от философских теорий, исчезало как призрак при появлении великого света. Всякое возмущение-последствие гордости,– уступало место послушанию, – ибо там, где искренняя вера в Бога, там нет места ропоту или возмущению. Тогда люди впервые познали опытом, что возможное на земле счастье достигается не властью и гордостью, а кротостью и смирением, и что высшая мудрость есть глубокое сознание своего бессилия и единой мудрости в Боге. Мы видели многие примеры в истории, что „считавшие себя мудрыми обезумели“. (Рим. 1:22). Мы знаем также из опыта истории, что народы, павшие нравственно, приближались к гибели, а отказывающиеся от мудрости Божией и Христовой теряли под собою почву, так как никакие позитивистские и агностические теории не дают опоры нравственному чувству и долгу.

Поэтому-то, и в священной молитве, Господом Иисусом нам дарованной, первым прошением нашим стоит молитва: „Да святится имя Твое“, Господи! нет ни счастья, ни будущего у того народа, среди которого не святится имя Святого Израилева.

* * *

1042

Мы держимся этого взгляда о значении имени Ариила, который высказан Гезениусом и Евальдом. Но есть другие толкования этого символического имени Иерусалима. Так Таргумы толкуют имя Ариил или „лев Божий“ или „алтарь для всесожжений“. Проф. Якимов (стр. 452–453) указывает на значение: „очаг Божий“. Так в Speaker''s Comm. и у Епископа Петра. (Ч. I, стр. 327). У Шмидера ко значению „очаг Божий“ присоединена ссылка на Ис. 31:9: „огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме“.

1043

Ср. 4Цар. 18и Ис. 36:21. Рабсак произносит хулы, а народ, убитый горем, молчит.

1044

Ис. 36:2, 37:36–37. Поражение армии Сеннахерима происходит на границе Египта; хотя главная квартира по-видимому находится в Лахисе.

1045

См. ниже на Исаию XXXVII, 30–31. Это было великое знамение, дарованное Езекии, оно связуется с обетованием о Мессии в ст. 32 той же главы. (Подробнее ниже).

1046

Ср. толк. Еп. Петра in loco; стр. 331.

1047

Speaker''s Comm. in loco.

1048

Мы знаем, что покрывало это снято лишь Христом (2Кор. 3:14–16).

1049

См. всю I главу; всю V главу и мн. др. и наконец Ис. 28:9–10,14–15. Ср. Иер. 5:1.

1050

Лк. 11:52. Особый подъем общей духовной жизни Израиля, в котором участвовали царь, пророки и народ, падает на дни Давида и первые годы Соломона. Возвраты к Богу при Езекии и при Иосии были кратковременны.

1051

Ср. 1Кор. 1:22–24 и след.

1052

Талмуд преисполнен рассказами о танаимах и аморраимах и раввинах, которые, зная произношение таинственного имени Иахве, могли творить предметы и животных по своему усмотрению. Вообще же аберрация ума человеческого в Талмуде превосходить всякое вероятие: нет кажется ни одной языческой религии, в которой бы проявлялось такое непонимание Бога. Существует напр. в Талмуде рассказ о величии мудрецов Иудейских, которых собрание решило один из спорных вопросов, не согласившись с ясным Божиим повелением, и Бог согласился, что постановление раввинов лучше Его повеления!!

1053

Особенно это горе о бессилии проповеди охватывало Иеремию. Ср. напр. Иер. 5:1–9, 9и сл. Иер. 11:8,14, 12:1–3, 18:23, 26и мн. др.

1054

Заметим, что в официальной фразеологии полукультурных государств Азии глухие леса называются пустыней до сего времени, как не приносящие дохода.

1055

См. общее вступление. Об этом священном имени Господа мы говорили, что оно есть особенность речи Исаии.

1056

Утренние молитвы; молитва 5-я Св. Вас. Великого, и ср. Мф. 11:29. (28–30).

1057

„Остававшемуся как шатер в запущенном винограднике“. Ср. Ис. 1:8; см. об „остатке“ Ис. 10и наши замечания.

1058

Как напр. Пс. 44:10,13 о дочерях царей и Тира; или Пс. 46„восплещите все народы“ и мн. др.

1059

См. о значении этих событий в 4 т. Св. Летописи ч. II, стр. 131–142 и всю главу XI о пророке Ионе и народе Ниневии; в особ. же стр. 222–224; 233, 239, 242–248.

1060

Ср. в нашем изучении Ев. от Иоанна мысли по поводу стихов 11–13 главы первой о верующих, рожденных от Бога, которым даровано право именоваться чадами Божиими. Op. cit; ч. I, стр. 70–71.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle