Глава XXVIII
1. Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином!
В главе этой предсказывается Самарии разрушение; а Иерусалиму только наказание: „зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его“ (ст. 28). Таково вкратце содержание этой главы.
Венком гордости Ефремлян называется престольный град их Самария, который лежал на холме, имеющем овальную форму и окруженном прелестными плодоносными долинами, обиловавшими виноградниками и масличными насаждениями1009. С гордостью богачей говаривали Ефремляне о своей столице: „что-ж?– Кирпичи пали, построим из тесаного камня“.-„Сикоморы вырублены, заменим их кедрами“1010. Мы имели уже случай упоминать (V, 11–13) о том, что в обоих царствах народа Израильского преобладающим грехом было пьянство, с неизменными его спутниками потемнением рассудка и развратом. Но в I-м стихе этой главы есть еще оттенок мысли, сохраненной в греческом (и славянском) тексте. В русском с еврейского переводе говорится о пьяных Ефремлянах, „сраженных вином“. В греческом же тексте говорится о пьяных без вина: άνευ οἴνου, что следует сблизить с словами главы XXIX Исаии, стихи 9–10, в которых говорится о жителях Иерусалима, что они „пьяны но не от вина; Господь навел на них дух усыпления. (Такое же выражение употреблено в XIX, 14 об Египте).
Вследствие этого казалось бы следовало разуметь и в читаемом нами месте, что пророк указывает не на одно пьянство, а на общее постоянное опьянение Ефремлян не только вином, но и гордостью. Вспомним, что Ефремляне, издавна соперничавшие с Иудой и домогавшиеся главенства над всем народом, происшедшим от Иакова, пренебрегали обетованиями, которые указывали на Иуду, как на то колено, из которого выйдет вождь, который упасет народ Божий Израиля1011. В ответ на эту безумную гордость, соединенную с неверием, пророк указывает, что дни столицы его и самого народа уже сочтены; Ассур уже двигается на него.
2. Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.
Слова о „крепком и сильном“ напоминают выражение Быт. 10:8–10 о Немвроде, „властителе насилия“. (См. наши зам. в I т. Св. Лет.). Сильный пред Господом или у Господа не значит, что одаренный силою угоден Господу, но что ему дарована Господом сила для исполнения Божиих предначертаний1012. По поводу поражающего красотою и верностию образа, которым рисует пророк нашествие Ассура, напомним, что в гл. VIII Исаия сопоставляет „тихие воды Силоама“ – „с бурными и большими водами царя Ассирийского“, которые затопят всю страну, отданную народу Божию, „по шею“1013. Самария повержена в прах; царство Израильское затоплено и перестает существовать навсегда, как отдельное государство. В царстве Иуды Сеннахерим тоже берет все укрепленные города, но глава государства, Иерусалим, вне этого общего потопления, и спасается чудом милосердия Божия. Напомним Ис. 8:9 „Враждуйте народы, но трепещите!“ и Ис. 14„Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык“.
3. Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян.
4. И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершине тучной долины, делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее.
Ефрем, т. е. весь народ этого царственного племени, представляется в образе опьяненного человека, увенчанного венком. Опьянен он развратом и гордостью и идолослужением; венец, надетый, как во время пиршества, – есть излюбленная столица его. И вот венец этот сорван с его головы Ассирийскою бурею и растоптан ногами этих свирепых воинов. Гордость Ефрема попрана, и он, – и народ всех подвластных ему колен Израилевых,-достается победителю, как стадо рабов; и как стая животных гонится в далекие страны. Но в будущем и Ассирии готовится та же участь. Как Самария уподобляется созревшей смокве пророком Исаией, так пророк Наум III, 12 говорит об Ассирии: „все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть“.
5. В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего,
„В тот день!“ В какой? В предыдущих стихах говорится о затоплении страны и о гибели царства Израильского. Очевидно, что в это же время проявится и слава Господня для остатка народа Его. Поражение армии Сеннахерима и спасение остатков народа в Иерусалиме1014 суть события, отвечающие произносимому в 5 ст. пророчеству. Слава Господня явлена была всему тогдашнему культурному миру. Но не следует упускать из виду и обширнейшего значения пророчеств. „Остаток“ во всех пророчествах имеет еще значение той первоначальной малой церкви Христовой, которая разрослась в великое древо осенившее мир. (Ср. Рим. 9:27, 11:5). Стих 5-й должен читаться с стихом 6-м, который служит ему продолжением: Господь Саваоф будет венцем.... и диадемою для остатка народа Своего;
6. и духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот.
Если 5-й и 6-й стихи, как мы думаем, относятся к чудному избавлению Иерусалима при Езекии, то несомненно, что значение 6-го стиха таково, что Господь, явивший славу Свою в милосердном спасении Иерусалима и соделавшийся венцем славы для Своего народа среди других народов, соделался вместе с сим и источником мудрости и правосудия для царя их, и источником мужества для защитников города. Некоторые комментаторы связуют мысль стиха 6-го с пророчеством Амоса (Ам. 5:15): „восстановите у ворот правосудие, – может быть Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов“. В этом сближении заключается несколько иная мысль, чем высказанная выше; а именно, что Езекия, восстановив среди народа чувство правды и благочестия, удостоился помощи Божией, который и даровал воинам его мужество, как последствие возвышения религиозного чувства и нравственной правды.1015.
7. Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются.
8. Ибо все столы наполнены отвратительной блевотиною, нет чистого места. –
Под именем остатка, как мы видели выше, разумеется: народонаселение Иерусалима и те Иудеи, кои успели бежать в горы от неприятеля. Им обещана помощь Божия. Но и среди этого „остатка“ находятся люди, зараженные теми же пороками, как гибнущая Самария. На тот же факт указывает 4Цар. 17:18–19, в словах: (после сказания о грехах царства Израильского): „и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего и поступал по обычаю Израильтян“. Но в 7-м стихе произносится еще весьма важное обвинение против священников и пророков. Под именем последних надо разуметь вероятно пророков, произвольно нарицавших себя таковыми, потому что они принадлежали к пророческим школам (ср. Ам. 7:12–14) и питавшихся прорицаниями, не имея Божественного призвания. На таких пророков указывал с укоризною несколько позже пророк Михей (Мих. 2:11, 3:5) упоминая также о вине и сикере. Нам известно постановление кн. Левит (Лев. 10:9), что священники и левиты не должны осмеливаться приближаться к святыне, вкусив вина. Но в настоящем пророчестве Исаия обвиняет священников в полном неуважении к своему званию, и в том, что они бесстыдно предаются преобладающему среди народа пороку, – пьянству. Вследствие этого они и называющие себя пророками1016, утратили ясность мысли и помощь духа Божия: „в видении ошибаются, в суждении спотыкаются“. О таковых, вероятно говорил и Иезекииль: „горе безумным пророкам“ (Иез. 13:3). Стих 8-й дает нам понять, до какого низкого состояния опустились многие, принадлежавшие к образованнейшим и высшим слоям народа. Вместе с пьянством и потемнением рассудка они естественно утратили способность понимать и пророчества и, „будучи слепы, говорили, что видят“1017, укоряя пророка, что он вздумал учить их.
9. А говорят: „кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцев матери?
10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного“.
Это слова укоряемых, которые с обиженной гордостью возстают против пророка. Разве мы младенцы? говорят они; не ему нас учить. Стих 10-й не всеми признается продолжением речи укоряемых, но мы с полным убеждением держимся текста русского перевода, признающего стихи 9 и 10 зa одну речь, и точно также смотрят на эти стихи авторы комментария Спб. Дух. Академии, Витринга, Епископ Петр и др. Но объяснение этого места не везде одинаково: Витринга, которому следует Епископ Петр, думает что стих 10-й (заповедь на зaповедь....) изображает людей, „которые как дети, читая склады азбуки, слог зa слогом, неспособны понимать высший смысл духовного учения Мессии“1018. Мы неразделяем этого взгляда на значение стиха 10-го. По нашему мнению речь укоряемых заключает в себе иронию, – едва ли не насмешку над пророком. Стихи 9 и 10 в одной связи означают, как мы думаем, следующее: „разве мы младенцы, что он вздумал учить нас; мы закон лучше его знаем и яснее его понимаем. Он на каждую заповедь закона дает особое толкование: каждому, всем известному, правилу придает особое неизвестное нам значение; там немного прибавит, и в другом месте прибавит“.
Такими именно мыслями и словами должны были отвечать те, кто чтили обряд, утратив совершенно духовное его значение; те, которые слышали и не понимали, что значит что Исаия громит народ словами; „к чему Мне, глаголет Господь, множество жертв ваших?... новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя“. (Ис. 1и сл.); или когда он произносит угрозы в III главе, или притчу V главы (о винограднике) или восклицает: „горе тем, которые постановляют несправедливые решения! “ (Ис. 10:1). Изучающий жизнь народа Израильского неизменно приходит к убеждению, что в характере этого народа было привязываться к обряду, утрачивая его внутреннее значение, и чувствовать ненависть ко всякому, кто напоминал ему, что от Еврея закон требовал и высшего духовного развития и понимания. Ожесточенная злоба встречала всякого проповедника и пророка, говорившего в этом смысле, „начиная с Захарии, убитого между жертвенником и храмом1019, до Иоанна Крестителя, проповедовавшего: „сотворите плод достойный покаяния“1020,– всех, которые требовали изменения нравственной жизни Израиля. Мы здесь не касаемся того озлобленного противодействия, которое оказали Иудеи воплощенному Слову Божию. Но основание было одно: желание уверить себя, что Бог не требует от человека никакой духовной и нравственной работы, и что соблюдение обрядов делает человека правым перед Богом. „Мы не хотим изменять своей жизни“, так говорили Иудеи Исаии; достаточно, что мы приносим жертвы по закону. А Исаия указывал им, что Господь хочет правды, а не жертвы. Ср. Ис. 1:16–17: „научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову“.
11. За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу.
Комментарий на Исаию Спб. Дух. Академии (проф. Якимов) прямо указывает на чужую непонятную Ассирийскую речь, которую придется выслушивать Иудеям за насмешливое отношение к пророку. (Op. cit. р. 439)1021.
12. Им говорили: „вот – покой, дайте покой утружденному, и вот – успокоение“. Но они не хотели слушать.
Пророк Исаия напоминает, что и ранее его неоднократно говорили пророки: Осия (Ос. 6:1–6 и др.), Иоиль (Иоил. 1:14, 3:16), Амос (Ам. 9:11,14 и др.) и сам он неизменно повторял, что единственное спасение Израиля в Господе Боге, в послушании Ему и в исполнения святой воли Его. „Вот покой!“ Вот единственный путь, которым Израиль мог достигнуть мира душевного и покойной жизни под милостивою рукою Владыки мира1022.
Многие комментаторы видят в читаемом стихе и Мессианское пророчество. Они указывают, что ни счастливое время Соломона, ни время Езекии, и ни какое другое время жизни народа Израильского не могли совершенно ответствовать произносимому в 12 стихе пророческому слову. Все ветхозаветные святые, говоря словами Апостола, чувствовали себя странниками и пришельцами на земле.... и искали вечного отечества и вечного покоя1023. В этом смысле Исаии пророку конечно открывается тайна единого вечного покоя. (Мф. 11:28–30). В историческом же значении о грядущих вскоре событиях, ст. 12 представляет и поучение об уповании на Бога и пророчество о том, что уповающие на Господа не будут постыждены, что и исполнилось освобождением Иерусалима от гибели чудом, явленным над армией Сеннахерима.
Но пророк возвращается затем с поучением своим к неверующим.
13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены.
См. выше объяснение на ст. 9–10.
„Эти насмешливые слова в устах неверующих стали как бы непреложным ответом пророку, как бы словом Господа“. (Ср. ниже XXIX, 13–14). Угроза падением объяснена ниже пророчеством о краеугольном камне (ст. 16) с напоминанием Псалма 117-го, (см. Мф. 21:42–44).
14. Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.
15. Так как вы говорите: „мы заключили союз 1024 со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя“.
Что слова стихов 9, 10 и 13 были насмешкою, доказывается возгласом пророка в ст. 14, который называет хульниками правителей народа. Это нам раскрывает состояние умов высших слоев общества при Езекии и указывает на те трудности, с которыми приходилось бороться пророку и благочестивому царю, даже после замены Севны Елиакимом (ср. гл. XXII)1025. Стих 15-й указывает на необычайную самонадеянность и насмешливую гордость правящих классов, как бы считавших себя застрахованными от несчастья, потому только что исполняли все законные обряды. Независимо от этого они, как видно из главы XXII (ср. и Ис. 30:2), надеялись на помощь Египта, ведя с ним тайно переговоры1026; поэтому они не высказывают явно своих надежд, а облекают свой ответ в насмешливо кощунственную форму, в которой заметно явное неверие не только пророчествам, но и обетованиям, и даже богохульство. Пророк сам говорит зa них, что они ищут убежища во лжи и прикрывают себя обманом. Это относится и до обрядового исполнения закона, при отсутствии всякой правды в сердцах их, и к тайным интригам их (по-видимому помимо царя) с Египтом.
16. Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
17. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.
Глаголет Адонаи Иегова: „Я полагаю в основание Сиона камень“. (Ср. Пс. 117:22). Сион в настоящем стихе очевидно – духовное царство, избранные народа, могущие принять с верою обетования; в будущем – та очищенная и просветленная семья верующих, которой Пастырь-сам Мессия. Он есть основание великого священного здания, которое есть Церковь Христова; если бы основной камень был вынут, то здание должно рушиться1027. Драгоценен этот камень потому, что он есть любовь Божия; драгоценен он и потому, что для человека нет ничего драгоценнее души своей и ее вечного спасения „ибо какой выкуп даст человек за душу свою?“ (Мф. 20:28)-драгоценен главней же потому, что „мы видели славу Его, славу как единородного от Отца“ (Ин. 1:14). Камень этот – „крепко утвержденный“: он положен Господом навеки, ибо на нем зиждется тот „дом нерукотворенный, вечный“ (2Кор. 5:1), который будет нашим обиталищем, по слову Самого Господа. (Ин. 14:3). „Верующий в Него, – (Того, который символизируется под образом камня), -не постыдится“. Последнее слово по указанию Ебраистов должно быть понимаемо в смысле не стыда, а смущения, также торопливости1028. Не будет смущаться или торопиться в страхе тот, кто уповает на Бога. Поэтому с этим местом надо сблизить слова кощунства и неверия, которые осмеливались произносить неверующие по свидетельству Исаии. (Ис. 5:19). Напомним, что князья Израилевы дерзко говорили о Господе Боге: „пусть поспешит.... чтобы мы видели“.
Утверждая священный Камень в основании Сиона, Господь вместе с сим утверждает суд и правду. Обращаясь к Мессианским псалмам, в Псалму 44 или к Псалму 71, мы увидим, что везде первым действием Мессии есть утверждение истины и правды1029.
Слова Исаии читаемого нами ст. 17-го о суде и правде суть не только утешение верующим, но и угроза хульникам. Епископ Петр дает такой перевод 17-го стиха. „Суд по правилу или мерилу и правосудие по ответу“, и объясняет эти слова, что Господь совершит суд Свой по всей строгости (Op. cit. стр. 320). Таким образом значение стихов 16 и 17 ясно указывает на воцарение Мессии, при котором наступит желаемое время правды, и истребится „убежище лжи и место укрывательства“. Град и великие воды, потопляющие место укрывательства, могут быть объяснены двояко. Ложь и укрывательство, как мы видели выше, относятся к тому неправильному развитию ума и сердца, которое извратило всю жизнь народа и соделало его, („кроме остатка“), неспособным воспринять истину высшего учения. Град и воды относятся и к нашествию Навуходоносора, и к разрушению Иерусалима при Веспасиане1030. Господь уничтожает ту растленную среду, в которой не может поднять душу свою к небу человек; для развития ее нужна община святая, созданная Христом. Пророк продолжает свои укоризны князьям народа:
18. И союз ваш с смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.
19. Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.
20. Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.
Выше в ст. 15 пророк указывал хульникам, что он знает их кощунственные мысли, а в стихе 18-м отвечает пророчеством на их безумные надежды. Опираясь на свою обрядовую праведность и тайно надеясь на Египет, они были уверены, что если и пойдет „всепоражающий бич“1031, то он не дойдет до них. В этом отделе пророчество возвращается к ближайшим грядущим событиям, и, очевидно, предвидит нашествие Ассирии. Заметим, что по-видимому политики Иерусалима твердо надеялись, что войска Ассирийские будут задержаны войсками фараона или на переправе черев Евфрат, или на Оронте, или по крайней мере в долине Ездрелонской. Но времена Тутмесов (XVIII дин.) и Рамзесов (XIX дин.) прошли; Египет и Ефиопия не составляли одного сильного государства. В нижнем Египте царствовали пришлые династии, враждебные династии жреческой или Ефиопской. И хотя представитель этой последней, Тагарака, и готовился выступить против Египта, но опоздал, как мы видим из Ис. 37и конечно никакой помощи Иерусалиму подать не мог1032. То, чего не могли предвидеть близорукие политиканы, было ясно уму пророка, озаренного Духом Божественным. Замечательно, что Исаия, предсказывая о страхе и трепете, имеющем напасть на жителей Иерусалима, рисует верно ту картину трепетного ожидания, в котором находился Иерусалим, когда под стенами его стоял отряд Рабсака при Сеннахериме. Но особенно замечательно, что пророчество, обращаясь к высшим классам общества и говоря, что всеразрушающий бич „схватит их“, вместе с сим предсказывает другую картину неотвращенного бедствия, нашествия Навуходоносора, когда именно были схвачены и отведены в плен знатнейшие и богатейшие жители Иерусалима и Иудеи. (4Цар. 24:14, 25:12). В 2Пар. 36:14–16 ясно указано о начальствующих, что они много грешили, издевались над посланными от Бога и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его.
По поводу стиха 19-го мы укажем, что профессор Якимов, в комм. Спб. Дух. Ак. (стр. 444) указывает, что вместо слова „слух“ правильнее перевести: „проповедь“1033. Тогда можно так разуметь часть стиха 19-го: „и будет одним ужасом уразуметь эту проповедь“. Сближая слова эти с стихом 9-м (где хульники насмехаются над „проповедью“ Исаии), мы видим, что князья зa свою насмешку над его проповедью услышат (ст. 11) речи непонятные, на чужем языке. Здесь же в стихе 19-м пророк указывает, что, когда эта проповедь станет сбываться, тогда они с ужасом поймут ее; или: „понять ее будет ужасом“.
Стих 20-й, говорящий образным языком притчи, указывает, что ложе, которое по мысли их доставит им покой, и одеяло, в которое они мыслили завернуться, не могут успокоить их, ибо человеческие рассчеты их ложны1034.
Мы прибавим, что все сказанное Исаией применяется ко всем моментам жизни Иудеев.
21. Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.
Указание местностей, где Господу угодно было проявить помощь Свою Израилю против врагов его, переносит нас во времена верующего Давида, который поражает Филистимлян в Ваал-Перациме, в долине Рефаимов (на юго-запад от Иерусалима) и близь Гаваона, как то записано в 1Пар. 14:11,16 и 2Цар. 5:20,25. Филистимляне шли на Давида, услышав, что он помазан на царство, и являлись таким образом как бы противоборствующими велениям Бога Израилева1035. Но ныне князья народа обетования, и за ними часть народа, насмехаются над словами пророка Господня и кощунственно заявляют, что они не боятся пророчеств, так как они заключили договор с смертью и преисподней.
Тогда Господь, устами пророками Своего, объявляет, что как в древние времена Он восстал против врагов и хулителей святого имени Своего, так теперь Он восстанет против хульников среди народа Своего, и поразит самый народ Свой. Это веление Господне и названо делом необычайным и чудным1036. Обратим особенное внимание на то, что приговор произнесен, но исполнение его отсрочено верою Езекии.
22. Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.
Это воззвание к тем, которые тяготятся легкими узами, возложенными на народ обетования. Берегитесь, на вас наложены будут тягчайшие оковы, говорит им пророк. Не хотите уз Иеговы, испробуете тяжесть ига человеческого. Но и тогда народ увидит благость Господню; придет момент, когда Господь сжалится над пленными Своими в Вавилоне и скажет им: „сними цепи с шеи твоей пленная дочь Сиона“. (Ис. 52:2). Но стих 22-й обнимает и обширнейшее поле видения. Истребление, определенное для всей земли, обнимает не только целый ряд войн и кровополитий от Кира до Римлян, но по-видимому предсказывает и о том моменте, когда по слову Господню „восстанет народ на народ и царство на царство“1037, и от Иерусалима и храма „не останется камня на камне“1038. Нельзя утратить взгляда, что все бедствия, кончая и последним разрушением столицы и храма народа Израильского, наведены на него кощунством и неверием. В последних словах стиха 22-го произносится угроза именно Иерусалиму. Пророк, говоря, что „истребление определено для всей земли“, по нашему мнению именно указывает, что для Иерусалима нет изъятия, что он подвергнется тем же бедствиям, которые угрожают всем другим государствам.
23. Приклоните ухо и послушайте моего голоса; будьте внимательны и выслушайте речь мою.
24. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою?
24. Нет; когда уравняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним.
25. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его.
26. Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин – палкою.
27. Зерновый хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его.
28. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!
Лучшее, по нашему мнению, объяснение этого места дано покойным профессором Якимовых (толков. Спб. Дух. Ак. на пр. Исаию, стр. 448–451) и к нему мы отсылаем желающих подробно ознакомиться с этим объяснением, основанным на изучении и сличении текстов Еврейского и Греческого с их переводами. Мы здесь даем только вкратце сущность его, с прибавлением некоторых мыслей, почерпнутых в толковании Епископа Петра, в комментарии Англ. духовенства, (Kеу in the Speaker’s Comm.) и в объяснениях Шмидера, (die Propheten).
Мы видели, что высшие классы Иудеи высказали полное неверие в помощь Иеговы и, видя, что Самария и царство Израильское погибают, решили оставить всякую надежду на помощь свыше и попытаться спасти государство, и в особенности Иерусалим, заключив союз с Египтом. На эти мысли пророк отвечает притчею, в которой он перечисляет разнообразные приемы, употребляемые в земледелии, особенные для разнообразных растений. Одни из этих приемов грубее, другие нежнее,-смотря по свойству растения, – но все они ведут к одной цели: выделить полезные части растения от частей, предназначенных в отброски. По разуму, Господом человеку данному, этот последний научился этим приемам из опыта, обсуждая причины и последствия каждого действия: и это от Господа. Но таковы суть и меры, применяемые Господом Богом к различным народам в разные времена и при различных обстоятельствах. „Господь Бог есть вразумляющий народы“ (Пс. 93:10). Народы как нива Божия; Он их вразумляет и горе тому, кто не хочет понимать Его вразумлений.
Разбирая смысл притчи по стихам, мы заметим, что в ст. 23 слова „приклоните ухо и послушайте“, сходны с словами Спасителя: „имеющий уши слышати, да слышит“; но напоминают также и тот грустный факт, что Иудеи не хотели слышать того, что слышали, и видеть того, что видели1039.
Стих 24-й спрашивает, разве на каждой земле и при всех посевах совершаются неизменно одни и те же действия? На это стих 25-й отвечает: нет! и перечисляет разные роды посевов; ст. 26 указывает, что ведение это дано человеку Богом, так как без разума он не мог бы вывести для себя из ряда явлений полезные указания. Перечисляемые в стихах 27 и 28 разные способы вымолачивания поясняют примерами мысль пророка о „наказаниях“ (в смысле исправления) народов. Даже в растениях более других нежных, как чернуха (nigella) и тмин, которых семена слабо сидят в капсюлях, есть различие, так как в тексте Еврейском трости или палки, которыми их выколачивают, названы разными именами1040. Для других же растений употребляют „катки зубчатые“, „колеса молотильные“. Очень замечательно упоминание пророка о том, что зерновой хлеб не растирают, не разбивают, а „вымолачивают!“1041, очевидно высказывается мысль, что Господу угодно сохранить годное зерно в целости.
Смысл этой притчи, говорит профессор Якимов, таков: „зерновой хлеб есть народ Божий,-Израиль. Испытания переносимые народом Божиим, предназначены приготовить его к восприятию семян Божественного учения и откровения. Для этой цели испытания даже необходимы, иначе сердце человеческое останется глухо к Божественным вразумлениям. Таким образом истины, раскрываемые, или вернее скрытые в настоящей притче, подобны тем тайнам царствия Божия, которые так часто составляли предмет притчей Спасителя“. (Толк. на Исаию, стр. 451).
Велика премудрость Божия! Восклицает пророк, перед которым раскрываются милосердные пути Божьего провидения.
* * *
Ссылки Г. Якимова, Англ. Комментаторов и Библейск. Словаря Смитта преимущественно на известное сочинение Робинсона о Палестине.
См. выше Ис. 9и замечания. Несомненно, что Ефремляне знали о пророчествах, произносимых о Самарии Осией, Амосом и Исаией (см. Ис. 7:8) и слова их были ответом на эти пророчества.
О гордости Ефремлян и стремления их к главенству см. еще в книге Суд. 7:24–8:35, и далее историю их колена во времена царей Давида и конца царствовании Соломона. Мы отсылаем по этому вопросу к нашему 4 т. Св. Летописи ч. I, стр. 49– 50, ч. II, стр. 3–4, 7–8. См. еще наши мысли, высказанные по поводу Исаии VII, 4–9 о цели их союза с Дамаском.
См. в 4 т. Св. Лет. ч. II, стр. 45–46; 155–156 об помазании на царство Азаила Дамасского.
Т. е. всю страну, кроме Иерусалима; см. наше объяснение на VIII, 6–8.
Ср. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 36–39 о временах Деворы.
Мы сильно подозреваем, что разгул проник в столь высокочтимые прежде прор. школы. Вероятнее всего здесь разумеются ложные самозванные пророки. Ср. Иер. 29и Иез. 13:6.
Ср. Ин. 9:40–41. Заметим по поводу стихов 7–10 глава XXVIII Исаии, что Витринга и Епископ Петр видят в этих стихах пророчество о борьбе фарисеев и книжников против Господа нашего Иисуса Христа. Мы несогласны с этим взглядом, но думаем, что вообще ст. 9–10 представляют общее явление борьбы тупости и косности против проповеди правды.
Толков. Eп. Петра на Исаию пророка ч. I, стр. 309 со ссылкой на Мф. 11:25. Но сравни стр. 312, у него же, другое мнение.
2Пар. 24:19–21; Лк. 11:51. Ср. о Захарии в 4 т. Св. Лет. в части II, стр. 192–194.
Мы совершенно согласны с взглядом покойного проф. Якимова. С этим же взглядом согласен и Шмидер in loco с прекрасной ссылкой на Втор. 28:49, как пророчество о грядущем пленении. Ни Витринга, ни Кей (в Sp. Comm.) по нашему мнению не дают удовлетворительного объяснения.
Ср. 2Цар. 22:1–7 и Пс.17 начинающийся: „Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя…“.
Евр. 11:13–14,16,40; см. исполнение Евр. 12:22–24.
Или договор.
Ср. о насилии князей над Иеремией книгу его Иер. 36и след. и Иер. 37:15–21. Царь Иудейский очень часто находился в руках своих князей. Это подтверждается в словах Господа у Мф. 23:29–35.
По-видимому переговоры велись с жреческой династией и с царем Тагарака, не с мелкими царствами Дельты, где были семитические династии. (См. Бругша).
Ср. 1Кор. 3:11. Ср. Толк. на Исаию in loco Eп. Петра, ч. I, стр. 318.
„Не смутится“ в другом значении: „не будет торопиться“. В спокойной уверенности будет ждать спасения. Так Витринга, и Еп. Петр, так и Speaker’s Commentary.
Ср. в 4 т. Св. Летоп, ч. I, стр. 225–237 о „песни любви“ (Пс. 44). Другие псалмы, указывающие на ту же мысль, суть Пс. 21:25,27; Пс. 39:10–11; Пс. 88:3; Пс. 93:15; Пс. 95и мн. др.
О великом значении для Христовой церкви разрушения храма Титом см. в нашем Изучении Еванг. от Иоанна, ч. I, стр. 33–34. Об образах града и вод ср. Ис. 8:8, 30:28.
В коммент. Спб. Дух. Акад. покойный проф. Якимов указывал, что правильнее переводить разливающийся бич, что более соответствует и образам, употребленным пророком. Евр. текст соединяет понятие о бурной реке (ср. Ис. 8:7) с ударами бича. См. в комм. Спб. Дух. Акад. стр. 442–444.
См. в нашем издании Бругша, „история фараонов“, сказание о XXV династии.
Как в стихе 9-м.
Епископ Петр in loco указывает еще, что можно разуметь под этой притчей фарисейское разумение праведности, не могущее успокоить душу и прикрыть ее от гнева Божия.
Ср. наказание, постигшее Венадада за хулу. Ср. в 4 т. Св. Летоп. ч. II, стр. 50 –56. Точно также Сеннахерим наказуется за хулу.
„Дело чудное, дело странное, что милосердому Богу приходятся поступать с народом Своим, как с народом чуждым и враждебным“ (Кей, в Speaker’s Comm.). Таков взгляд и Епископа Петра in loco.
Мф. 24и ср. плач Господень над Иерусалимом Лк. 19:41–44.
Замечание это Кея в Speaker’s Comm. Он указывает что тмин выколачивается тонкой тростью, (slender rod) а чернуха требует толстой палки (а stout staff), со ссылкой на Tristram’s Bibl. natural history, р. 445 sq. (Isaiah in loco).