Источник

Глава XXXIII

В пяти главах, произнесенных в царствование Езекии, а именно Ис. 28:1, 29:1,15, 30:1, 31мы видели, что пророк произносил возглас Горе! против Ефремлян, против Ариила, против тех, „которые думают замысел свой утаить от Господа“; „которые делают совещания без Господа“; и „которые идут в Египет зa помощью“1113. Об этих пророчествах мы высказали в своем месте свое суждение. Все они относились к народу обетования, призывая его к покаянию и указывая на грядущего опустошителя.

Но вот пророк возвышает свой голос против бича Божия, посланного для наказания непокорного Израиля: (ср. X, 5).

„Горе тебе опустошитель!“

Он послан Богом, но, как человек, он тем не менее ответствен перед вечною правдою за свою злую волю человеческую, направляемую только Богом для достижения благих целей. „У Меня отмщение и воздаяние“, глаголет Господь (Втор. 32:35).

В пророчествах Исаии развитие того же Моисеева пророчества, причем Моисеем же в песни его предсказано и то, что и язычники возвеселятся с народом Господним (Втор. 32:43).

Опустошитель у Исаии не назван по имени; это-всякий завоеватель, на которого Господу угодно возложить обязанность наказать известный народ или известное общество, забывающее Бога и Его волю. Орудием наказания Господь Бог избирает или народы сильные и свирепые, которые сами исчезают бесследно по мановению Божию, или же народы сильные и честные, которым Он передает власть на долго. В настоящей главе XXXIII пророчество, по-видимому, говорит об Ассуре и частнее о Сеннахериме, но несомненно, что глава эта имеет общее мировое значение: это-откровение общих судеб управления миром.

Господь посылает бедствие народу Своему: но да не смущается сердце молящагося: „Господь спасет нас“ (ст. 22).

1. Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.

В этом стихе пророк видит окончательное падение царства Ассирийского, подвергшегося около 640 г. до Р. Хр. вторжению Скифов, наводнивших Азию и доходивших до Египта1114, и вслед зa сим совершенно разрушенного Мидянами в 606 г. до Р. Хр. Позднейший пророк Наум I, 14 говорит об Ассирии: „А о тебе Ассур Господь определил: не будет более семени с твоим именем“. И мы знаем, как бесследно исчезла эта грозная монархие древнего мира. И пророк Софония говорил об Ассириянах и о столице этого народа: „И прострет Господь руку Свою на север и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины“ (Соф. 2:13–14). Возвращаясь к пророчеству Исаии, произнесенному около 120 лет до падения Ассура, когда он был в апогее своей славы и силы,-мы заметим необычайную точность пророчества, сравнивая его с известными нам историческими данными. Из памятников, дошедших до нас, мы знаем, что со времени Феглаффелласара или Тиглат-Пилезера I, относимого к 12-му столетию1115,-Ассирия не подвергалась нашествию и разграблению, сама беспрерывно ведя войны, грабя и опустошая кругом все страны, доходя с одной стороны до Египта, с другой до нынешней Грузии, называемой в надписях Ассирии, Урарди1116. Пророчество 1-го стиха этой главы особенно поэтому приложимо к Ассирии, так как Вавилон подвергался разграблению до своего возвышения несколько раз,-Ниневия же, павшая при Ассур-емид-илине (чтение Английских Ассириологов) или (по чтению Менана и Ленормана) при Ассур-едил-или,-никогда более не восставала. Опустошитель был опустошен, грабитель, которого никогда не грабили,-был разграблен.

2. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное.

Пророку открыто, что опустошитель погибнет, но ему не известно, когда это совершится, и будет ли его гибель после наказания Иерусалима, или же его гибель спасет Иерусалим1117. Мы все знаем, что человек своим разумом не в состоянии предвидеть хода событий, и что единственная мудрость человеческая заключается в том, чтобы стараться исполнить волю Божию, все остальное предоставив милосердной воле Божией. Поэтому то пророк воссылает молитву: Господи! помилуй нас: Ты сила наша! и упование и спасение в это тесное время!

3. От грозного голоса Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена,

4. и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча.

Слово 4-го стиха вашу относится к слову народы 3-го стиха. Племена и народы бегут и рассееваются от грозного голоса Вседержителя: „враждуйте народы, но трепещите“! (Ис. 7ср. Пс. 67). К ним же относится пророчество, что накопленная ими добыча будет разграблена. Это относится не только к войску Сеннахерима, стан которого, после поражения его воинов Ангелом, был конечно до чиста разграблен Арабами1118; полнее всего относится это к разграблению Ассирии, как гусеницей, Скифами, и к беспощадному истреблению Ниневии Мидянами, как саранчи, после прохода которой ничего не остается.

5. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою.

6. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим.

С одной стороны представляется действие Божией справедливости над опустошителем; с другой стороны представляется действие Божией благодати, наполняющей Сион т. е. Церковь Свою, – судом и правдою (см. выше на XXXII, 15 – 17). В Притч. 18имя Господне уподобляется крепкой башне, „убегает в нее праведник и безопасен“. То же самое представляет Сион, место, „которое Господь Бог избрал, чтобы пребывало там имя Его“ (Втор. 26:2 и ср. молитву Соломона 3Цар. 8). То же самое, но в Новом Завете с мировым значением, представляет Церковь Христова, убежище для всех верующих. К ней преимущественно и относятся все пророчества о Сионе и о суде и правде, как мы говорили в предыдущей главе, ибо время правды наступит, „когда изольется на нас Дух свыше“1119.

Стих 6-й говорит, что настанут безопасные времена. Это может относиться и к концу царствования Езекии, после поражения Господом Сеннахерима. Но кроме частного применения этого пророчества, мы,-на основании следующих слов об изобилии спасения, о мудрости и ведении, о страхе Господнем, который есть сокровище верующего,-читаем конечно пророчество о жизни Христианского общества на основании начал, положенных Господом и Его Апостолами1120.

7. Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут.

8. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, – ни во что ставит людей.

Стих 7-й и 8-й объясняют нам не совсем ясное место 4 Царств ХVIII, 13–16, и 17 стих. Стих 8 наст. главы Исаии дополняет это сказание известием, что „он (Ассур) нарушил договор“. Мы знаем из книги Царств, что в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахерим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды. Царь Езекия покупает мир дорогой ценой, отдавши все золото и серебро, которое имел в своем распоряжении, и по-видимому этою жертвою он покупал безопасность Иерусалима. Но, как мы видим из читаемого нами места Исаии, – царь Ассирии „нарушил договор“ и, взяв золото и серебро, двинулся к Египту, но послал (4Цар. 18:17) Рабсака требовать сдачи Иерусалима. Вот почему: (ст. 7) послы, подписывавшие условия, горько плачут, и сильные Израиля, называемые в подлиннике собирательным именем Ариил1121, в бешенстве зa такую бессовестную измену данному слову, – кричат на улицах. Дороги же опустели и нет путешествующих (ст. 8) потому что вся Иудея,-кроме Иерусалима,-разграблена и опустошена.

Следующий стих дополняет описание разоренной страны.

9. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.

Стих 9 рисует разорение не одной только Иудеи и не одной даже Палестины. Раззорение объемлет и прилегающие страны, как Ливан, входящий в пределы Целе-Сирии, и Саронскую долину, составляющую часть так наз. Шепхела, то есть низменной полосы, тянущейся по берегу Средиземного моря от Кармила к югу, между горами Ефремовыми и морем1122, и Васан, лежавший за Иорданом, славный своими дубами (Иез. 27и Ис. 2:13)1123. Упоминание об истреблении лесов Ливана, Васана и Кармила (ср. 4 Т. Св. Лет. ч. II, стр. 25–26) очевидно относится к употреблению огромного количества деревьев на нужды осады городов Филистимских и Иудейских, взятых Ассириянами. Мы и на Ассирийских памятниках видим изображение рубки лесов на надобности осады.

10. Ныне Я восстану, говорить Господь, ныне подымусь, ныне вознесусь.

11. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас.

12. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне.

13. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.

Восстает Господь, говоря языком человеческим, когда проявляет Свою волю и Свое могущество, не предоставляя одному человеку или народу исполнить свою злую волю1124. Это великие минуты в жизни человечества: мы напоминаем, что произносимое пророчество было так сказать накануне замены семито-кушитских цивилизаций новым более чистым влиянием на весь тогдашний мир Яфетидов. Пророчество ст. 10 – 13 обращено „к ближним и к дальним“, т. е. и к народу обетования, и к Египту, и Ассирии, и Вавилонии, и к тем племенам на дальнем востоке, которые скоро имели быть призваны к владычеству над культурным миром. Имя Господне должно быть прославлено по всей земле, чтобы все человечество могло участвовать в призыве Божией любви к высшему духовному развитию. Слова стиха 11-го могут быть применены в частности и в ближайшем будущем к Ассуру, который чреват сеном, родит солому: но они относятся ко всякой человеческой личности (собирательной как к народу, или единой, как к царю),-которая наполнена самоуверенными планами, которым никогда не осуществиться, потому что человек забыл, что он „человек, а не Бог“ (Ис. 31:3; ср. Ис. 10:13–19). Подобное выражение как в ст. 11 мы встречаем в Пс. 7:15–16, о всяком нечестивце, „который чреват был злобою, родил ложь, рыл яму и сам упал в нее“. Стихи 11 и 12 заключают в себе очень глубокую мысль: „дыхание ваше огонь, который пожрет вас...“ и будут народы, как горящая известь... как терновник....“ Это пророчество напоминает слова Ис. 1:31: „сильный будет отрепьем и дело его искрою, и будут гореть...“ И в том и в другом случае пророчества указывают, что сам человек или народ собирает около себя или сам превращается в горючий материал, который воспламеняется от пламени своего дыхания или от искры, произведенной его же преступным деянием. Другими словами, в самом строе жизни народов насилия и разврата и лжи, лежит начало их уничтожения: они сами-горючий материал, сгорающий, когда пламень, ими же возженный, охватит их. В отношении Ассириян момент этот пришел, как только новая сильная раса тронула это царство, наполнившее землю злодеяниями (ср. X, 17; ХIV, 20, 25). Но заметим, что пророк говорит, что будут гореть „народы“. Очевидно, пророчество объемлет все царства и народы входившие в сферу влияния и Ассура и Вавилона и жившие единой с ними жизнью, как Сирийцы, Хеттеи, отчасти Аравитяне правого берега Евфрата и другие, перечисляемые в надписях Ассирии и Вавилона. Горел и Египет, занятый Персами, а позже Греками и Римлянами. Приговор Господа совершается постепенно над народами Месопотамии, и первый удар грядущего переворота есть гибель армии Сеннахерима, грозившего рукою Сиону и хулившего имя Бога Израилева1125. Ст. 13 предупреждает и дальних и ближних познать всемогущество Бога единого, Бога Израилева. По нашему убеждению слова пророчества Исаии должны быть изучаемы не только как ветхозаветные пророчества, применимые к государствам его только времени, – но и все народы ближние и дальние (по времени) могут и должны поучаться у великого пророка1126. Да не накопляют народы горючого материала, который вспыхнет и сожжет их при первом несчастьи, если нет у них религиозных и нравственных оснований.

14. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: „кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени? “ –

Стих этот рисует ужас, овладевающий самым спасенным от гибели Иерусалимом при известии о чудесном истреблении войска Сеннахерима. Не смотря на радость избавления,-чувство страха овладевает жителями и преимущественно грешниками, думающими, что Бог далеко: как к сожалению думают многие и в наше время1127. Жителей Иерусалима ужасает близость Бога, в существовании Которого они сомневались, говоря: „пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!“ И вот они „увидели и угнали“, и по милосердию Божию увидели близость Божию не в наказании за свое богохульство, а в Его милосердии в ним и спасении. Тогда овладевает ими ужас: „Бог есть огнь поядающий“, восклицает Моисей во Втор. 4:24, и сознание греховности приводит их в трепет и они восклицают: „кто же может жить при огне вечном и пламени?“ Ответ на это в следующем стихе1128.

15. Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

16. тот будет обитать на высотах; убежище его- неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

„Тот может надеяться жить покойно пред лицом Божиим,-говоря словами Давида,-кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину“ (Пс. ХIV и XXIII).

Стих 15-й настоящей главы напоминает все те обвинения, которые Пророк произносил против высших классов Израиля, еще в начале своего служения, в главах I, III, V. В стихе 15 надо объяснить выражение, могущее подать повод к недоразумению, словами проф. Якимова (стр. 511): „затыкать уши свои и закрывать глаза свои, чтобы не слышать и не видеть зла, означает не принимать никакого участия в злых делах, не соизволять беззаконию“. Епископ Петр in loco (также и Кей в Sp. Comm.) разумеют это место так: бояться осквернить себя даже дурным помыслом. И пророк Исаия в ст. 16, как пророк Давид в указанных выше псалмах, указывает, что человек, стремящийся сохранить чистоту и исполнить правду Божию „восходит на высоту“. Низко по земле ползет человек, отдающий все помыслы свои земле, употребляющий все духовные силы свои на достижение земных благ и притом для себя одного. Только поборая в себе мирские заботы и желания и стараясь ходить непорочно и делать правду, начинает человек „подниматься на гору Господню“, а только с этой горы и видна относительная ничтожность земной жизни. Покоен тот, кто от сердца говорит: „Ты Господи упование мое!“ (Пс. 90:9). Господь пошлет ему все необходимое (ср. Пс. 33:11–21, 36:25). Но не нам Христианам забыть о высшем значении пророчества-ст. 16 этой главы Исаии. Мы знаем, Кто истинный хлеб с небес (Ин. 6:32,35) и Кто дарует вечное питие духовное, напояющее в жизнь вечную (Ин. 4:10–14, 7:37–39; 1Кор. 10:4).

17. Глава твои увидят Царя в красоте Его; узрят землю отдаленную;

Это прежде всего ясное Мессианское пророчество.

Мы не отрицаем и того взгляда, который признает, что слова эти относятся к Езекии, которого осажденные увидят в скорби и вретище и потом, после поражения Господом Сеннахерима, увидят во всем блеске царских одежд, ликующим на престоле своем. Но Езекия во многих случаях является преобразованием Мессии. Обратимся к тексту стиха 17-го и сравним его с Псалмом 44 (ст. 4-й).

„Глаза твои увидят Царя в красоте Его“. Большая буква местоимения, принятая в русском Синодальном переводе, указывает – Кто разумеется под именем Царя. Впрочем и все почти комментарии видят в этом стихе Мессианское пророчество.

В 4 т. Св. Летописи, ч. I, стр. 227–228, мы изучая псалом 44-й, останавливались особенно на этом гимне, озаглавленном по Еврейски „песнь любви“. В псалме этом слова: „Сильный славою и красотою Твоею“ (ст. 4) относятся к „Господу и Царю нашему“ стиха 22-го. Если стих 4-й Псалма 44-го есть Мессианское пророчество,-что несомненно,-то очевидно, что в ст. 17 настоящей главы Исаии очи верующего видят Мессию: земля же отдаленная, которую увидят глаза человека, сподобившагося видеть Царя и Бога своего, есть царство Христово на земле и на небесах,-„новое небо и новая земля“, которые видел в видении св. Иоанн Богослов (Откр. XXI, 1).

Следующие 18–19 стихи возвращаются к современным Исаии событиям. Мы неоднократно обращали внимание на те таинственные иногда внезапные1129 проблески Мессианских пророчеств, посреди пророчеств, относящихся к современным пророку событиям,-которые как молнией освещают далекие горизонты, в которых виднеется священный образ Мессии.

18. сердце твое будет только вспоминать об ужасах: „где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?“

19. Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным.

Стих 18-й рисует спокойствие, которое водворится в Иерусалиме и в Палестине, когда Господь повелит и (ст. 3) „побегут народы“. Сердце вспомнит о прошедших ужасах и будет радоваться и благодарить Господа. Переписывавший народ в Палестине и весивший дань, принятую от Езекии, и осматривавший Иерусалимские башни, несомненно Сеннахерим. Но где же он? Сила его сокрушена и он бежал в страну свою.

Стих 19-й, по нашему мнению, не может представлять, под именем „народа с языком странным и непонятным“, Ассириян. Ассириян можно было назвать свирепыми, но язык их,-столь близкий по корням к Еврейскому1130,-никак нельзя было Иудею назвать языком странным и непонятным. Мы позволяем себе сделать следующее предположение.

Мы знаем, что собственно Ассирия была страна небольшая, конечно, она не могла выставлять то количество воинов, которое составляло армию царей Ассирии, с которою они ходили походами по всей передней Азии, ведя войны и с Сузианой, и с Вавилоном, и с Сирией Дамасской, и с Хетами, и с Арабами, и с Израилем и даже с Египтом, не говоря уже о походах в страну Индийскую, и к oзepy Вану, и в долины Тавра и за Аракс к Урарди в продолжение многих столетий.-Самое количество умерших в армии Сеннахерима (ниже гл. 37 Исаии) доказывает, что войско его, – не уничтоженное однако вполне,– должно было достигать нескольких сотен тысяч. Очевидно, что при сильном строе государственной жизни Ассирии, державшей железною рукою в повиновении многочисленные ей подвластные царства и племена, господствующее Семитическое племя могло доставить лишь начальников для армии и управляющих областями лиц со штатом им подведомственных секретарей, казначеев, сборщиков податей, писарей и других доверенных лиц из господствующего племени. Войско же необходимо должно было состоять из подвластных Ассирии племен кроме разве отряда телохранителей царя, как это было впоследствии и у Персов (Геродот, кн. VII, о телохр. § 83). Мы знаем также, что во всех древних монархиях подвластные царству племена отбывали две главные повинности: дань и доставление известного количества воинов. Но большая часть подвластных Ассирии, и впоследствии Персии, племен были племена не семитического происхождения, которые говорили приклеивающими наречиями, что ясно доказано третьим столбцом Бисутунской надписи, начертанной Дарием Истаспом1131. Существование этого третьего столбца доказывает, как значительно было народонаселение, для понимания которого он был начертан. В числе этих племен были и Прото-Мидяне1132, и Аккады Вавилонии, и вероятно большая часть народонаселения Сузианы, и Алароды, и Мосхи, и Тибарены, и горцы Тавра, и, как мы сильно подозреваем, Хеты Египетских надписей. Везде народы с недоразвитыми грамматическими формами языка предшествовали на земле движению масс, говоривших языком с полными грамматическими окончаниями, и везде назывались аборигенами, змиями, из земли рожденными, туземцами. Сверх этого первобытного населения наслаивались уже более культурные племена Семитов, Кушитов и позже Яфетидов. Из сказанного видно, что по всей вероятности, не Ассирияне названы народом с непонятною глухою речью, а пророк говорил о массе воинов Ассирийских, которые говорили приклеивающими языками и разными наречиями, странными для уха Семита1133. Вслед за сим перед пророком снова раздвигается завеса далекого будущего, и он произносит Мессианское пророчество.

20. Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидять Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.

21. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль.

22. Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь-царь наш; Он спасет нас.

Горний Сион (и Иерусалим) уподобляется первообразу храму- скинии, воздвигнутой в пустыне по образу „ показанному Моисею на горе“1134.

Слово „взгляни“ по указанию профессора Якимова указывает более на духовное созерцание1135. Скиния, которую видит пророк, непоколебима. Ни столбы ее не пошатнутся, ни веревки этого шатра Божия не порвутся, потому что это церковь Божия. Столбы, как указывает Епископ Петр1136, поддерживающие здание – суть обетования; веревки, соединяющие столбы с шатром-суть надежда и вера в непреложность обетований Божиих.

Основание церкви Божией-Сам Христос; верующие в Него безопасны от бурь и напастей, ибо церковь Его непоколебима, и врата адовы не одолеют ее. Стих 20 может быть применен и к событиям, непосредственно следовавшим за гибелью Сеннахерима, когда народ снова мог собраться в Иерусалим, ко дню праздничного собрания и встретить его в великой радости, мире и спокойствии. Но главное значение этого 20 стиха и двух следующих зa ним есть, конечно, утверждение вечного царствия Божия Мессией. Это подтверждается и сравнением начала главы второй Исаии, – (когда он говорит о том, что в последние дни пойдут многие народы к горе Господней – „ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима.... „и Господь будет судить народы “)1137 – с стихом 22 настоящей главы, в которой он указывает, что Сам Господь-наш судья, законодатель и царь. Стих 21-й всеми комментаторами объясняется в том смысле, что скиния Господня – Сион, представляется сильною крепостию, окруженною великими реками и каналами, по которым, однако, не может подойти ни одно вражеское судно. „Великий Господь“1138, защитник Иерусалима, будет для града Своего вместо рек и каналов, которые составляли силу Вавилона, и крепостей Египта. Но земные грады защищены реками от нападения с сухого пути, не от нападения судов; град же Божий безопасен от всякого вторжения, огражденный благодатию, которой эмблемою служит вода, освежающая и оплодотворяющая засохшие земли.

В некоторых комментариях (напр. в Sp. Comm.) проводится еще интересный взгляд, что новый Сион, окруженный реками и каналами, представляется как бы восстановлением первобытного рая, орошаемого четырьмя великими реками. (Быт. 2:10–14). Реки и каналы нового Сиона не посещаются судами, ибо это не торговый центр, куда стекались бы богатства земные, это-центр религиозный, сокровищница богатств духовных, столица Царя и Господа, престол правды. Стих 22-й и говорит о Царе нового Сиона, Который наш Судия и Законодатель и Повелитель, – и Он спасет нас. Профессор Якимов (комм. стр. 515) прекрасно говорит: „рабам Господним невозможно стать рабами человеческими“.

Следующий стих обыкновенно относят к Ассуру, или ко всякому врагу церкви Божией.

23. Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж.

К крепости Божией, огражденной реками, символирующими защиту благодати Божией, подходит большой военный корабль, но он не может подойти к святому граду, так как в нем самом начала разрушения; он не может двигаться, так как снасти его ослабли; тем менее может он нападать. Таково было положение Ассура, когда Господь поразил войско его, и лагерь Сеннахерима сделался легкой добычей Арабов и Египтян; а мелкие Ассирийские гарнизоны Иудейских городов, с награбленной ими добычей, стали в свою очередь добычей Израильтян. Но (переносясь мыслию в мир христианский) не так ли ослабли силы языческого мира, нападавшего на новый Сион? Не так ли ослабли снасти Иулиана богоотступника и всех других властителей мира, пытавшихся нападать на новый строй жизни, на беззащитных по-видимому христиан, которые пребывали в духовном Сионе, окруженном силою благодати Божией? Не христиане нанесли материальное поражение властителям, а силы этих властителей ослабли и оказались ничтожными, как ослабевали снасти символического корабля Ассура, подходившего к святой горе Сиону.

24. И ни один из жителей не скажет: „я болен“; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.

Народ, живущий на Сионе, исцеляется от язв и болезней своих, и ему отпускаются согрешения, потому что Сам Господь Царь его, спасает его (ст. 20–22). Воды, окружающие град Божий, как символ милующей благодати, с одной стороны делают врагов Сиона бессильными, с другой исцеляют душу и тело живущих под защитою благодати. Нельзя не обратить внимания на то, что пророчество об отпущении грехов может относиться к одному только Господу и составляет исключительно Мессианское пророчество, не применимое ни в каком случае ни к одному царю Израильскому. Поэтому то и выражение стиха 22: „Он спасет нас“ должно понимать в смысле спасения человека Господом нашим Иисусом Христом1139.

* * *

1113

Ряд возгласов горе! произнесенных во время царствования Озии в Ис. 5:8–23 и во время царствования Ахаза в Ис. 10относятся ко внутреннему строю общества. С главы же XXVIII возгласы горе относятся в внешней полнтике царства.

1114

См. Геродота I, 106 и всю IV кн. Геродота. Скифополис, древний Бефсан в Палестине свидетель этого нашествия. Ср. еще Полибия V, 70, § 4.

1115

Тиглат Пилезер I, сын Ассур-риз-Илима, царствовал приблиз. от 1130 до 1110 г. до Р. Хр. Надпись его на древней скрижали в Брит. Mуз. См. Rowlinson’s Assyria, V, II, р. 49. (Second ed. of 1871, Great Monarchies; G. Smith’s Assyria, p. 28 sq. Ed. of the Soc. for prom. Christ. Knowl.).

1116

См. у Ленормана, в его Lettres Assyriologiques, edit. lithographiée de 1871, Lettre deuxième, vol. I. p. 132, sur l' Armenie; см. еще его Atlas de l’hist. ancienne de l’Orient; planche XVII, надпись: „Alarodiens“ за Араксом. Урарди и Алароды суть названия одного и того же народа, который начертал Ванские надписи на языке несомненно родственном Грузинскому.

1117

Только последующие события выясняли это пророчество, что гибель армии Сеннахерима была лишь частным его исполнением, но что полное его исполнение было в гибели Ниневии и всего царства Ассура.

1118

Под этим именем мы для краткости разумеем все кочующие племена Аравии; Семитические и Хамитические различного происхождения. Ср. Ис. 21:16–17 и Ис. 42:11, с замеч.

1119

См. примечание на XXXII, 15–17 и ср. о Царе Правды наши мысли в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 225–230, разбор Псалма 44-го озаглавл.: „песнь любви“.

1121

Так проф. Якимов, Делич, Кей и др.

1122

Саронская долина или Шарон (1Пар. 27:29) славилась плодородием и иногда принадлежала царям Израиля, иногда Филистимлянам.

1123

И ныне Кармил и Васан богаты растительностью см. Porter''s Damascus, v. II, р. 57. (Это не Кер Портер знаменитый путешественник 1817–20 годов, а Англ. свящ. Портер, бывший в Сирии в 50-х годах).

1124

Ср. в I т. Свящ. Лет. Кн. Бытия, заметка на Быт. 11:5, пр. 6. „Господь снисходит на землю, когда, не предоставляя уже последующих событий воле людей, Он готовится чудесным образом расстроить их планы“.

1125

Ис. 10:32; (ср. стихи 12–14) и ниже Ис. 36 речь Рабсака.

1126

В 1892 году вышел в Париже сборник статей (ныне умершего) ученого Дармештетера, под заглавием les Prophètes d’ Israel . Вообще эта книга не может быть рекомендована: она полу-атеистическая, и притом резко еврейская, мечтающая о возврате к религии Иудейской: „il faut remonter du Golgotha au Sion“, (p. ХII, préface) советует он францусскому обществу. Но некоторые места о благодетельном влияния пророков и об изучении их нашим обществом превосходны.

1127

Ср. Ис. 5и Ис. 29о безверии Израиля, с нашими замечаниями.

1128

И всем Господь долго терпит, и Ниневитянам, как нам: ждет покаяния, осыпая благодеяниями.

1129

Напр. Ис. 7и наши замечания.

1130

См. „Alphabet“ Тейлора, V, I, р. 158–160. (The Alphabet, by Isaac. Taylor in two vol. Lond. 1883. Chapt. III). Cp. в 4 т. Св. Лет., ч. II, стр. 231, ответ на вопрос, на каком языке проповедывал Иона в Ниневии?

1131

См. Роулинсона (Persia); Масперо и др. историков. В Бисутунской надписи первый столбец начертан по-Персидски; второй Семитическим языком, третий Аккадским (Скифским).

1132

Прото-Мидийцами называются (по Ленорману) туземные племена Мидии, которых нашли на месте Арийцы Мидяне, занявшие эту страну. Их Ленорман и Роулинсон считают родственными Аккадам Вавилонии. Они занимались между прочим магией (шаманством) и привили магизм к учению Зороастра.

1133

Ср. еще ниже заметки на Ис. 36:2.

1134

Исх. 25ср. Евр. 8:5.

1135

Толк. на Исаию, стр. 513.

1136

Толк. на Исаию ч. I, стр. 383–384.

1137

См. Ис. 2:2–4 и наши замечания.

1138

Проф. Якимов в комм. на Исаию (стр. 514) говорит: „Великим Господь называется здесь в таком же смысле, в каком Ему усвоено в X, 34 название Всемогущий“. Мы заметим, что Ассур уподобляется лесу, поверженному в прах Всемогущим.

1139

Мы потому говорим здесь это, что некоторые рациональные критики, хотели ограничить смысл ст. 22-го спасением Иерусалима от Ассириян.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle