Глава XXVI
Эта глава, – как бы победный гимн избавленных Господом,-славит Господа за его милости к тем, которые были в порабощении и в скорби. Этот псалом выражает чувства тех, которые никогда не усумнились в грядущей помощи Господней и которые понимали, что только Господь мог их спасти от рабства и угнетения. Мучился народ, как беременная женщина при наступлении родов, но вот наступила минута спасения, и пророк видит, что: „оживут мертвецы... ибо роса Господня оживит их и земля извергнет мертвецов“958.
Город крепкий I-го стиха есть Иерусалим, который как указано в Ис. 60:1–3, осветит сиянием своим все народы. Как и в других пророчествах, Исаия говорит и о ближайших событиях, но видит в далеком таинственном будущем духовный Иерусалим, новую землю, на которой живет правда.
В словах его есть и утешение и указание живущим в его время (стихи 3–4, 11–12, 16, 20) и в них можно читать и смирение Езекии, несущего перед Господа письмо Сеннахерима и которого Господь спасает в граде его, окруженном врагами;– но в главе XXVI больше этого; в ней содержится навеки утешение церкви Божией на земле во многих скорбях, которые посещали и посещают ее. Слова этой главы вполне применяются к скорбям имеющей быть основанною Христианской церкви, и применяются к последним временам земли, на что указывает стих 19 словами: „оживут мертвецы Твои!“.
Эта глава есть хвалебный псалом, рисующий всю духовную жизнь собрания верующих от времен Езекии до наших времен.
1. В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала.
2. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину.
„Бог нам прибежище и сила“, восклицает псалмопевец (Пс. 45) и в том же смысле говорит о крепости святого града Исаия. Не стены, сооруженные человеческою рукою, могут составить силу града, а силу горнего Иерусалима составляет даруемое жителям его спасение. Очевидно, что выражение это, – могущее иметь при жизни Исаии лишь узкий смысл сохранения города чудом Господним от армии Сеннахерима,– приобретает свое настоящее значение лишь для Христианина. Мысль эта, высказанная в 1 стихе, связуется в этом значении с восклицанием ст. 8–9 предыдущей главы: „возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!“.
Стих второй напоминает псалом Пс. 23:3: „кто взойдет на гору Господню?“ Тот у кого сердце чисто, говорит Псалмопевец, „народ праведный, хранящий истину“, отвечает Исаия.
„Поднимите врата верхи ваши и поднимитесь двери вечные, и внидет Царь славы“ (Пс. 23:7–10). Этот Царь славы есть Тот же ожидаемый, Которого ждали и Давид и Иов и Соломон959 и Которого проповедует ветхозаветный Евангелист под именем Еммануила, Отрасли корня Иессеева, Чудного, Советника, Бога крепкого, Отца вечности, Князя мира960. Но Кто же это, как не Господь наш Иисус Христос, открывший человечеству врата в горний Иерусалим, в вечное духовное царство? Не Он ли сказал нам: „идущего ко Мне не изгоню вон“ и „Я возьму вас к Себе“ (Ин. 6:37, 14:3).
Обозревая ряд пророчеств, начинающихся с главы XXIV, мы видим, как в XXV главе подготовляется победа над язычеством, а в XXVI жизнь церкви Христианской.
3. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он.
4. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная:
5. Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах.
6. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих.
В стихе 3 изображается то развитие духа, до которого должен достигнуть человек, ищущий вечного счастья. Твердость духа есть то состояние нравственного и духовного развития, которое изображено Давидом в Пс. 15в словах: „всегда видел я пред собою Господа; ибо Он одесную меня, не поколеблюсь“. В этом уповании961 чистого и простого сердца человек находит высшее счастье, которое он может вкусить на земле: „совершенный мир“. Мир этот обусловливается близостью к Богу; в мире этом все – потребное на счастье человека и исцеление духа и тела962. Поэтому пророк повторяет в стихе 4, что единственное средство достигнуть этого вожделенного мира, есть:-уповать на Бога, Который есть „Твердыня вечная“ (Срав. Втор. 32:4,15). Эта надежда на Бога переносит человека как бы на непоколебимую скалу, посреди бушующих волн океана жизни.
Какой именно город разумеется в пророчестве стиха 5-го? Самария ли, Ниневия, Иерусалим или Вавилон? По этому поводу высказано было много мнений, но, как мы говорили во вступлении в XXV главу и в замечаниях на 12 стих этой главы, это типический город, столица греха; или как прекрасно говорит профессор Якимов на Исаию XXVI, 5963: „Высокостоящий город есть метафорическое выражение идеи, подобно апокалиптическому выражению грехов людских в образе Вавилона, вавилонской блудницы в Апокалипсисе ХVIII, 2“. Разрушение этого города, твердыни греха, нужно для преуспеяния души и разума человеческого. Попирается город стопами бедных и нищих, говорит пророк, во-первых, потому, что „тесный путь“, которым они идут в сей жизни, легче выводит их к царствию Божию, им легче победить мир, удовольствия которого удерживают богатых во тьме964; и во-вторых еще потому, что первая Христианская церковь состояла в начале преимущественно из не знатных и не богатых965, которые попрали, отказавшись от мира, эту твердыню греха и одолели ее, потому что презирали все, что в мире966.
7. Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника.
8. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша.
9. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.
В этом отделе пророчества раскрываются некоторые из законов судеб Божиих. „Не полагайся на разум твой“,-говорит Соломон в Притч. 3:5–6. „Надейся на Господа, познавай пути Его и Он направит стези твои“. Таково в сущности значение ст. 7 наст. главы. Не сам праведник может соделать прямым путь свой, только Господь „уравнивает стезю праведника“. Если хоть на мгновение праведник, в минуту гордости и самовосхваления, забудет, что истина только в Едином Господе и что только Он дарует ее человеку, то праведник потеряет руководящую нить своей жизни, и пути его сделаются кривыми967. Поэтому-то пророк, продолжая мысль эту в ст. 8, говорит: на Тебя уповали мы на пути судеб Твоих, Господи! Твое имя, воспоминание о Тебе поддерживало нас на трудном пути. „Душою моею стремился я к Тебе ночью!“ Ночь здесь означает не только дни скорби, как бы мрака, но мы можем разуметь под именем ночи и всю жизнь земную, как то прекрасно изобразил Св. Василий Великий в одной из утренних молитв, испрашивая у Господа: „прейти всю настоящего жития нощь бодренным сердцем и трезвенною мыслию“. В стихе 9 настоящей главы мы остановим внимание на указании пророка, что, когда суды Господни совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Не нужно далеко искать примеров тому, как несчастья народов, городов или местностей заставляют человека оглянуться на свои деяния, вспомнить об нарушенных идеалах правды и добра, и обратиться к Всемогущему с покаянным сердцем. А самое покаяние, не есть ли оно наука правды? Но не всякому дано счастье покаяния: „самое произволение добра требует от Бога помощи“, говорит cв. Григорий Богослов. Есть нечестивые, преданные всецело миру, которые не знают покаяния; об них то и говорит пророк в следующем стихе.
10.Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.
Стих 10 указывает на известное нам явление, что беззаконник и злодей, остающиеся безнаказанными, все более и более падают нравственно и наполняют злодеяниями то общество, среди которого живут. Мы знаем также, как заразителен пример зла. Для нечестивого помилование не есть милость, он гибнет и теряет образ Божий и веру и всякую возможность возврата. Многие мыслители968 нашего времени указывали, как благодетельно действовало наказание на падшего, и как в нашем по крайней мере народе, преступник сам чувствует необходимость возмездия зa совершенное преступление, как единственное средство успокоения своей встревоженной и несчастной души. Впрочем, это чувство необходимости понести кару зa грех, лежащий бременем на душе, указано лучшими мыслителями и психологами всех народов. Отсутствие этого чувства доказывает, что злодей уже перестал быть человеком.
11.Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ твой; огонь пожрет врагов Твоих.
12. Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13. Господи Божe наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое.
Стих 11 говорит о нечестивых, которые не видели, что над ними распростерта карающая десница Божия. Таковы Ассур и Вавилон (ср. гл. X и ХIV)969. Народ Господень есть тот избранный „остаток“, который остался Ему верным среди народа обетования: для него произносятся пророком слова: (ст. 12) „Господи! Ты даруешь нам мир, ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас“. Стих этот указывает, на чем зиждется мир души нашей; он есть полное детское упование на Бога, полная покорность Ему, полное отречение от кичливости ума человеческого: „Ты Господи устрояешь для нас все дела наши“. Дело человека „творить дела Божии“ (т. е. верить Господу: Ин. 6:28–29); дело Божие устроять дела человеческие, на счастье и мир душе человеческой970. Поэтому кротость, смирение и молитва о вразумлении, как исполнить волю Божию, есть путь к покою и счастью и в этой, и в загробной жизни. Когда народ обетования забыл этот закон и Единого Всемогущего, тогда он подпал рабству чуждых и иноземных владык. Под именем владык стиха 13 надо разуметь не только царей и народы, державшие Израиля в фактическом порабощении; надо разуметь и идолопоклоннические религии, культуру и строй жизни язычников, которые наложили свою печать на Израиля и господствовали над ним. В переносном смысле владыки эти появляются и ныне, в виде страстей, в виде самообожания своего разума, в виде отречения от Господа, чтобы вместо Его Разума и Закона, поставить свой маленький позитивистический разум, или агностицизм, напоминающий философию „новой Академии“ времен Цицерона. Да! многие владыки стремятся во все времена царствовать над людьми: но „блажен, кто не соблазнится о Мне“ сказал Господь971; „через Тебя только мы славим имя Твое“, говорил пророк Исаия. Нет силы у животного по телу человека подняться душею выше праха, пока он не соделается благодатию Духа Святого сыном Божиим по усыновлению972. И до тех пор он остается рабом многих тиранов, пока не стряхнет с себя иго, обратившись к Целителю душ и телес наших, к Единому Живущему, – тогда только „истина делает его свободным “973, а только свободный может славить имя Господне.
14. Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них.
Мы видели в гл. X и XIV таинственное сопоставление жестоких Месопотамских монархий с царством сатаны; мы видели также, что в ст. 11-м этой главы нечестивые, враги Господа, суть (независимо от более общего значения) Ассур и Вавилон. И в ст. 14 очевидно, что об них именно, об их культуре и власти говорит пророк, называя их мертвыми. Здесь вовсе нет отрицания догмата воскресения мертвых, так как в стихе 19 этой же главы, пророк восклицает: оживут мертвецы! 14 стих указывает на уничтожение и смерть языческих цивилизаций передней Азии. Рефаимы (ср. Исаии XIV, 9 и след. и наши прим.) суть представители всех тех культур и царств, которые с Немврода жили насилием и грабежем в долине Месопотамии. Заметим, что это совершенно особый вид культуры и религий, отличавшийся жестокостью, сладострастием, и бесчеловечностью, наполнивший мир ужасами и не имевший ничего общего с Египтом – с одной стороны974, и решительно ничего общего с надвигающимся, с другой стороны, народом, избранным орудием Божиим, с Арийским племенем – Мидо-Персов. Рефаимы умирают бесследно; никогда они не могли возродиться, „мертвые не оживут, рефаимы не встанут“. Всякая память об них истребится, говорит пророк, и мы указывали неоднократно на исполнение этого пророчества, останавливая внимание на том, что на поверхности земли не осталось ничего от великих городов Месопотамии.
Таков был приговор Господень об них; но не таков был приговор Господень об Израиле. Культуры рефаимов убиты навсегда, а для Израиля было еще будущее: „так ли Господь поражал Израиля, как поражал поражавших его? говорит ниже Исаия в главе XXVII, 7.... „Иаков даст отпрыск и расцветет Израиль и наполнится плодами вселенная“ (Ис. 27:6). И к этому великому пророчеству об „Отрасли“ непрестанно приходит пророк, названный ветхозаветным Евангелистом.
15. Ты умножил народ, Господи, умножил народ, – прославил Себя, распространил все пределы земли.
Очевидно, что мы в сфере пророчества, видящего вдали церковь новую, занимающую всю землю. Это уже не относительно малый народ, хранитель закона; это – народ, умноженный во исполнение обетования, данного Аврааму,-„как звезды небесные, как песок на берегу моря“ (Быт. 22:17) это-народ верных; это-чада по духу верного Авраама, которые и благословляются с ним (Гал. 3:9). В них, говорит пророк, „Ты прославил Себя“975.
После сего конечного видения, пророк как бы возвращается ко времени, предшествующему этой грядущей славе:
16. Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его.
17. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи.
18. Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали.
В этих стихах можно разуметь и ближайшее и дальнейшее пророчество. Во время постигших Иудеев бедствий они, возвратившись душею к Господу, изливали тихие моления: и во время плена Вавилонского976, и во времена Антиоха Епифана, и во времена Римлян многие святые души перед пришествием Господа нашего Иисуса Христа возносили тихие моления об избавлении от бедствий. Но ранее пришествия на землю Сына Божия мучения народа обетования были бесплодны, с точки зрения Иудейской. Преобладающая мысль народа Израильского была слава земная, -а между тем и возврат из плена и создание довольно сильного царства при Маккавеях не отвечали тем земным надеждам, которые они лелеяли в сердце своем: они „рождали как бы ветер“, и ожидания их, что все остальные жители вселенной падут перед славой Израиля, не оправдались.
Но если мы в пророчестве этом будем видеть приуготовление к царствованию Мессии, то многое становится для нас понятным. Так скорбь и мучения, уподобляемые мучениям беременной женщины, переносят нас к словам Спасителя (Ин. 16:21–22) и заставляют нас вспомнить еще Его слова, что „царствие Божие внутри вас“977. Мы отрешаемся от сферы несбывшихся надежд земного Израиля и переносимся в мир духовный, к скорби души учеников перед Его страданием, к той высокой скорби, которая горюет об отходящем (временно) Господе, с отсутствием Которого меркнет свет и наступает тьма для любящих душ. Израиль, народ обетования, и во дни эти, не признавая во Иисусе Христе ожидаемого Мессии, – рождал ветер; но он не знал, что все его надежды сбылись, что из него действительно изшел вождь, „доставивший спасение земле“ и перед Которым „прочие жители вселенной пали“ (ст. 18).
В следующем стихе Исаия видит воскресение мертвых.
19. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов.
Перед духовными очами пророка раскрывается будущее воскресение мертвых с телами их. Это откровение следует непосредственно за пророчеством, изрекающим, что Израиль мучился как беременная, но рождал ветер: стало быть к исполнению судеб Всевышнего предназначен не этот народ (как отдельное племя и государство). „Остаток спасется“ (Ис. 10:22–23; Рим. 9:27), – но пророчество о славе Господней, о которой говорится в стихе 15 этой главы, и о воскресении мертвых в настоящем 19 стихе, – относится не к Израилю, а ко всей земле с ее обитателями. Мы увидим далее, как в книге Исаии (начиная в особенности с главы XL) все яснее раскрывается грядущее таинство воплощения Бога Слова и искупления человечества.
Мы видели в кн. Иова XIX, 25–27, как он, очищенный великими страданиями, предвидел уже воскресение мертвых с телами978. И пророк и псалмопевец Давид, освещаемые Духом Божиим знали, что земная жизнь не кончается гробом и прахом979. И современник Исаии, пророк Осия ранее Исаии предрекал: „Господь оживит нас через два дня и в третий день восстановит нас и мы будем жить пред лицем Его“980. „Оживут мертвецы Твои“, восклицает Исаия; не погибшие навсегда рефаимы воскреснут, воскреснут мертвецы, принадлежащие Господу981, -те, которые предназначены к вечной жизни982.
Исаия называет умерших принадлежащими Богу, что для нас пояснено Господом Иисусом, сказавшим: „перед Богом все живы“ (Лк. 20:38). И Апостол (Рим. 14:9) говорил: „живем ли, или умираем, всегда Господни“. Это-великое таинство, ибо от вечности священная тайна воплощения Сына Божия, и Его смерти и воскресения, заключала в прошедшем, как и в будущем, всех людей в объятиях всеобъемлющей любви Божией.
Владыки Месопотамские и рефаимы, как мы говорили по поводу 14-го стиха,-представители не отдельных личностей, а целых культур и обществ, не имевших будущего и потому уничтоженных; отдельные же личности, у которых, говоря словами Апостола Павла, „дело закона было написано в сердцах“ (Рим. 2:14–16)-подлежали, как и все язычники, милосердию Божию, Единому сердцеведцу. – Мы не знаем ничего из таинственного мира усопших, кроме того, что говорит нам Св. Писание: но мы знаем, что Господь осветил великим светом Слова своего и темницы духов983, мы знаем, что перед Ним все живы.
„Воспряните и торжествуйте“, говорит Исаия поверженным во прах. Сознайте, что любовь Всемогущего восстановит и вас из праха. Любовь Божия, -как благодатная роса, оживляющая растения; эта любовь посылает Сына на грешную эенлю, чтобы снасти человечество. В Пс. 109так рисуется предвечное рождение Сына Божия от Отца: „Сказал Господь Господу моему“.... (ст. 3) „прежде денницы подобно росе рождение Твое“984. Таким образом, самое предвечное рождение Сына Божия есть акт всеобъемлющей любви Божией и уподобляется той благодатной росе, которая живит землю, как воплощение Сына Божия оживило умершего человека. Пророчество о нисшествии этой благодатной росы, оживляющей мертвых, должно быть соединено с словами Апостола Иакова (Иак. 1:17): всякое даяние.... нисходит свыше от Отца светов и с торжественными словами, которыми св. Иоанн Богослов раскрывает таинство воплощения Бога-Слова, в начале своего Евангелия I, 4985: „В Нем (в Слове) была жизнь, и жизнь была свет человеков“.
Но когда на земле появился вечный свет и Отец жизни, убивший тьму и смерть, то могла ли земля удержать мертвецов? Сам Создатель воссоздает нового человека!
20. Пойди, народ Мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев;
21. ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли зa их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.
Многие видят в этих двух стихах последний великий день суда986, но мы относим эти два стиха к Христианам, которым повелено было Господом: „бежать в горы во дни отмщения“ (Лк. 21:21–22), и которые во время осады Иерусалима укрывались в Пелле. „Народ Мой“, называет Господь не Израиля, а верующих в Него (ср. Ин. 1:12–13)987. Значение стиха 20 таково: оставайтесь в полном уповании на милость Божию, доколе гнев Его падает на Иерусалим и Иудею; „в день бедствия Господь укроет вас“988 как укрывался Израиль в день исхода в домах, отмеченных кровию пасхального Агнца989. Исхождение Господа из жилища Своего может знаменовать, говоря словами пророка Михея (Мих. 1:3) „наступление Его на высоты земли“. Вообще, Господь Сам „исходит из жилища Своего“, говоря языком человеческим, когда Ему не угодно, чтобы злая воля человеческая продолжала свои беззакония990. Он Сам изменяет строй жизни человеческой, чтобы человек мог продолжать духовное свое развитие. Такова была для Иудеев минута осады и разрушения Иерусалима: это была минута возмездия Иерусалиму „избивавшему пророков“ (Мф. 23:35–37; Лк. 11:50–51). Может быть слова: „вот Господь выходит из жилища Своего“-имеют еще значение подобно? видению Иезекииля, который видел, как слава Господня оставляла храм Иерусалимский перед разрушением его Навуходоносором. (Иез. 10:18–19, 11:23). Но разрушение храма при Тите имело важнейшее значение; оно упраздняло навсегда обряд Моисеева закона и самый храм ветхозаветный и оно положило основание полного отделения Христианской церкви от церкви Иудейской. Ср. в нашем Опыте изучения Ев. от Иоанна, вступление.
* * *
Ис. 26:19; ср. Иов. 19:25–27 (Ср. в 4 томе Св. Лет. ч. I, стр. 265–267).
См. в нашем 4 т. Св. Летописи ч. I, гл. IX, псалмы Мессианские и гл. X, (стр. 257: „Искупитель мой жив“) и гл. XII, толк. на Песнь Песней, стр. 303–336.
Исаии главы VII, 14; IX, 6; XI, 1–2 с нашими замечаниями.
Ты Господи упование мое! Ср. Пс. 90и cл.
Стр. 414.
Иак. 2:5: „не бедных ли мира избрал Бог“. Ср. 1Кор. 1:26,27,28.
Мф. 16и парал. Ин. 16:33: „Я победил мир“. 1Ин. 2:15, 5:4. Иак. 4:4.
Ср. Пс. 118:30, 124:4,5. Ср. Ин. 8:32: „истина сделает вас свободными“.
И между ними Достоевский.
Ср. младш. современника Исаии, пророка Михея (Мих. 7:15–16).
Рим. 8:14–15. Ср. Гал. 4„А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего Авва, Отче!“
Сиро-Финикийские-Вавилонские религии были религии внешнего обряда; Египет имел всегда тайное разумное учение, недопустившее Египтян пасть низко.
Ср. Мф. 5:16. Ин. 13:31–32. Деян. 2и след. речь Петра и мн. др.
Псалом 136, „на реках Вавилонских“. О надписании его см. ИV т. Св. Лет. ч. I, стр. 171.
См. в наш. 4 томе Св. Лет. ч. I, гл. X, стр. 257.
Так же ч. I, гл. VIII, стр. 200–203; ссылки на псалмы.
Ос. 6:2. Не забудем, что Господь Иисус в лице Своем воскрешает все человечество: потому Он и назвал Себя Сыном человеческим. (Ср. наше Еванг. Иоанна на I, 51).
Мысль в особенности подчеркнутая в объяснениях на это место Исаии Якимова в изд. Христ. Чтения. Ср. выше наши заметки по поводу ст. 14-го этой главы о значении Рефаимов.
Ср. Рим. 8:29–30 и см. еще Дан. 12:2–3.
По другим переводам и комментариям это место читается: из чрева прежде десницы родих тя; или: „роса Твоя роса света“; так и Вульгата.
См. на это место Ев. от Иоанна наши заметки в Опыте изучения Ев. Св. Иоанна Богослова.
Так в объяснении Якимова; в пр. к Хр. Чт. in loco, стр. 422.
См. Гал. 4:26–27 со ссылкой на Ис. 54:1.
Ср. в I т. Свящ. Летоп. наши замечания на Быт. 6:12, 11:6, взятые преимущественно из Записки на Кн. Бытия Митрополита Филарета. Ср. в изд. 1835 ч. I, стр. 180–183 и ч. II, стр. 58–60; 62–63.