Глава XXV
В предыдущей главе пророк Исаия находится духом среди народа, живущего в Палестине и в Иерусалиме; он переживает с ним ужасы дней страдания и отмщения; но потом он восхищается духом в далекое будущее; перед ним восстает грядущий великий судный день Господень.
В главе XXV пророк видит ближайшие события, он видит плен Вавилонский, он видит и разрушение самого Вавилона и восстановление града Давидова. Он видит затем Иерусалим горний, духовный, прибежище всех народов; под именем Моава попирается мир с его обманчивыми прелестями и князь мира. Все народы скажут: „Вот он Бог наш... Он спас нас! Сей есть Господь!“ (ст. 7–9).
1. Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.
2. Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; во век не будет он восстановлен.
Первый стих напоминает радостную песнь избавления, которую воспели Моисей и сыны Израилевы после перехода через Чермное море: „Господь крепость моя и слава моя. Он был мне спасением.... превознесу Его“ (Исх. 15:2). Он напоминает также весь 117 Псалом, и в особенности стих 28-й: „Ты Бог мой: буду славить Тебя... ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением“. Мы увидим ниже в стихе 8 этой главы, что пророк видит: что „поглощена смерть навеки“, а потому очевидно, что второй стих имеет и ближайшее и дальнейшее значение.
Город, о котором говорит пророк, есть крепость князя мира сего; с ее разрушением пленные отпускаются на свободу. Во-первых это исторический Вавилон, взятый Персами, после чего пленные Иудеи отпускаются и возвращаются в город Давидов на гору Сион возводить новый храм Господу, Богу завета. Во втором смысле это типическое царство мира, с его исключительно животными и греховными стремлениями, не могущими покориться духовным стремлениям и закону Божию946, и Его правде и любви. Эта крепость гордыни плоти и злобы,-в которой чертог иноплеменников, не хотящих знать Бога, – разрушается пришествием Господа нашего Иисуса Христа и „пленные (измученные грехом) отпускаются Им на свободу“. См. Лк. 4:18–19 со ссылкою на Ис. 51:1–2.
3. Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя,
4. ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя, ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
5. Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.
Прославил Господа тот сильный народ, властитель которого разрешил Иудеям возвратиться из плена и начать строить храм Господу. Ниже в гл. XLV, 1 Исаия называет его по имени (ср. 1Ездр. 1:1–4). Прославил Господа и Дарий Истасп, подтвердивший повеление Кира (1Ездр. 6:1–12)947. Таково исполнение в истории третьего стиха; в дальнейшем исполнении это есть пророчество о царствовании Константина и позже Феодосия, которые, будучи владыками почти всего культурного мира того времени признают единою господствующею в царстве их религиею-Христианскую, а затем закрывают навсегда языческие капища.
Стихи 4 и 5 изображают безжалостные меры Вавилонских тиранов, действия которых были подобны палящему зною, обращающему всякую страну в пустыню, или бурям и ураганам, вырывающим с корнем всякую растительность. От этих бурь и зноя спасает народ свой Господь, застилая облаком раскаленное небо, и посылая из него благодатный дождь. Но эти образы вполне применимы к высшему пониманию пророчества, провидящего действие благодати на душу, пребывавшую в сухой бесплодной степи животной жизни и потрясаемую бурями страстей948. Это благодатное облако (ст. 5) „подавляет ликование притеснителей“.
6. И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин;
7. и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.
Мы видели, что пророчество главы XXIV заканчивается видением о воцарении Господа на Сионе. Мы видели еще в главе II, 2–3, что к горе Господней потекут все народы. В 6 стихе настоящей главы, в иных образах, но повторяется та же мысль: все народы приглашены участвовать в трапезе, уготованной от Господа всем949. Это трапеза Премудрости, как назвал ее и Соломон в книге Притчей IX, и к которой Премудрость приглашала воззванием: „кто неразумен, обратись сюда!“ (ст. 4).
Стих 6-й в совокупности с двумя следующими стихами очевидно раскрывает тайну грядущего милосердия Божия, когда любовь Божия покроет множество грехов человеческих и „всех привлечет к Себе“ (Ин. 12:32); и всех успокоит в обилии даров Всемилосердого. Но дары сии благодати предлагаются в виде „хлеба жизни“ (Ин. 7:53–58) тела и крови Воплощенного Сына Божия, тела Его „ломимого“ и крови Его „проливаемой“ во оставление грехов.
В числе благодеяний Божиих указано еще (ст. 7), что снимется покрывало, покрывающее все народы и лежащее на всех племенах. Но мы знаем (2Кор. 3:14–16), что покрывало, лежащее на уме и сердце человека, снимается только Христом. Это покрывало знаменует тот мрак, которым окружен человек вне Откровения. Это мрак страстей плотских и гордыни и злобы. Много философских школ пытались человеческим мышлением, ранее воплощения Вечного Разума, прорваться сквозь этот мрак, тяжело тяготевший над лучшими людьми Греции и Рима, но тщетно; лишь Он, принесший на землю „благодать и истину“,– открыл духовные очи человека и указал на путь любви и кротости и смирения, которым человек выходит на путь успокоения. (Мф. 11:28–30; Ин. 14:26–27, 15:12). В следующем стихе Исаия провидит уничтожение самой смерти.
8. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
Проф. Якимов в своем толковании на Исаию (in loco стр. 409) говорит, что „представляется более правильным то чтение, которому в настоящем случае следует Апостол Павел в I Кор. XV, 54, а именно „поглощена смерть победою“950. Свет великий, осиявший все человечество в воскресении Господа нашего Иисуса Христа поглощает мрак и смерть; им нет места в Царствии Господа, как нет там места скорби и слезам и стыду и поношению951. Все прошло, все прощено; прошли тени, Единый Свет вечный-„свет тихий святые славы“-освещает всех.
9. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
С этим ликованием надо сопоставить Пасхальный Псалом 117-й952: „Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его“.... „Господь сила моя и песнь; Он соделался моим спасением“.... „Славлю тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением“.... „Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это от Господа и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!“ (Пс. 117:1,14,21,22–24). „Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его“ (Пс. 117:29).
С шестого по девятый стих включительно, – как мы видим,-произносится пророчество о времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Пред нами духовная трапеза, для алчущих и жаждущих, к которой призываются все народы земли. С тех, которые идут к Господу, снимается покрывало мрака умственного, который не допускал их узреть бесконечную любовь Божию. При воссиянии этого великого света исчезает поглощенная светом и жизнию-смерть и ее спутники болезнь и скорбь и безумие гордыни и плоти и поношение. С радостною душею подымается человек по лестнице духовного развития, преобразуясь по слову Апостола953 из душевного в духовного человека, с полным сознанием своего счастья восклицая: „возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!“.
10. Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе.
11. И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его.
12. И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
Все эти три стиха пророчески пред-изображают борьбу христианства с язычеством, которое типически изображено под именем Моава. О гордости Моава мы отсылаем к нашим замечаниям на ХVI главу. Моав может также изображать здесь вообще развращенный и преданный животным страстям, мир, борющийся против духовных стремлений и желания души подняться выше мира и плоти. Англ. богослов Кей представляет еще такую символистику Моава, противополагаемого царству Иуды.
Моав лежал на пути Израиля к обетованной земле и хотел воспрепятствовать ему войти в удел, Богом ему предназначенный, во-первых, заклинаниями Валаама, а потом соблазном посредством языческих женщин, преданных служению Ваала-Фегора: это был символ мира, отклоняющего от пути правды. Иначе еще: Моав сын Лота, порождение кровосмешения, представляет собою темную сторону человечества, в котором половые инстинкты выше духовных потребностей.
Наконец: с одной стороны Мертвого Моря возвышаются горы Моава, с другой-горы земли Иудиной и посреди их гора святая Сион. Между этими двумя грядами гор „утвердися великая пропасть“. С одной стороны – мир, похоть, грех и нераскаяние, с другой стороны – покаяние и вечная любовь, воспринимающая всякого грешника кающагося, которому даруется прощение, спокойствие и свет и радость954.
Стих 11 довольно темен: в стихе 10 Моав уподобляется соломе, втоптанной в навоз, в стихе 11 он (Моав) распростирает руки свои как бы для плавания, но Бог унизит гордость его. Кажется нам, что это подобие может быть истолковано следующим образом: Моав в гнилой воде, в которой ему суждено затонуть, старается спастись, распростирая руки свои, как бы для плавания955. Но пророк прибавляет: „Бог унизит гордость его“. Нам кажется, что эти выражения могли бы быть перенесены на языческий мир, который старался спастись от (многими понятого) безумия идолопоклонства различными философскими теориями, которые были как бы распростирание рук утопающего, среди той среды, в которой однако он не мог ожить. Это была гордость ума человеческого; и об этом состоянии умов Апостол Павел сказал: „Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого.... для Еллинов безумие.... для самих же призванных (Еллинов) Христа, Божию силу и Божию премудрость“ (1Кор. 1:22–24). Теории и философские воззрения появляются и исчезают, но „слово Божие пребывает во век“956.
В стихе 12 разрушение града относят то к Есевону, то к Вавилону, но мы вполне согласны с Епископом Петром, который по поводу этого стиха замечает в своем толковании на Исаию (ч. I, стр. 286), что правильнее всего разуметь здесь царство сатаны. И действительно, мы выше не раз говорили, что и Ассур и Вавилон являются как представители царства сатаны, борющагося против царства благодати. Это типы, как и „твердыня Моава“, гордости и самомнения и удовлетворения страстей и похотей; но твердыня эта низвергнется в прах, когда воскреснет Господь и дарует крест Свой и благодать Духа Своего Святого искупленному человеку на борьбу с миром, который побежден Им957.
* * *
Нельзя пройти молчанием прославления Бога Навуходоносором: Даниила II, 47, III, 95 (в Евр. ст. 28) 98–100 (IV, 1–3); IV, 31–34.
Таково значение ураганов в Песни Песней. Ср. в нашем IV т. Св. Летописи ч. I, гл. ХII, стр. 321–327.
Мф. 22, притча о брачном пире. Что и ветхозаветные книги признавали под видом пира дары благодати, на это доказательством служит Притч. 9:2, где Премудрость изображается заколовшей жертву, растворившей вино и приготовившей трапезу. Только позднейшее грубое воззрение талмудистов, отразившееся и в не канонической книге 3 Ездры VI 49 и 52 материализировало представление о трапезе народов. (Доктор Салман в вступлении в Apocrypha, изданных под ред. Вейса в формате известного комментария Speaker’s Commentary,-как продолжение его).
Ср. Ос. 13ссылка в том же месте 1Кор. 15:55.
Ср. Откр. 21„И отрет Бог всякую слезу с очей их и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло“.
Он поется и у Иудеев во время их богослужения в день ветхозаветной пасхи.
Англ. Комм. Библия in loco. Вступление в стихи 10–12 этой главы.
Это толкование на пророка Исаии XXV, 1 в комментарии профессора Якимова (стр. 411).