Источник

Глава XXIV

1. Вот, Господь опустошает землю и делает ее безплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней.

2. И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что с служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим рост.

Земля опустошается: не одна земля Палестины, но и вся земля. Одна за другой падают могущественные монархии. Вслед зa падением небольших царств Дамаска и Самарии, падают Ассур и царство Иуды, и Вавилон и Египет.

Особенность читаемого нами пророчества заключается в том, что оно объемлет общим взором верховные законы, кои Господь установил для управления миром. Пророчество это не останавливается на частных исторических событиях, имеющих совершиться над каким-либо из народов в особенности: Господь Вседержитель зрит на весь мир; ближе к Нему народ обетования, но рядом с ним стоят все другия народы земли. Спасен будет избранный остаток Израиля, но спасутся и все те из всех других народов, которые примкнут к этому остатку. Израиль является представителем всех других народов, и его судьбы связуются навсегда с судьбами всего человечества, ибо из него изыдет вождь931, который спасет весь мир.

Стих второй указывает на радикальный переворот в обществе всех народов и всех государств того времени, на сравнение всех людей всех сословий пред общим бедствием, на уничтожение всех каст и степеней общественной лестницы государственного и социального устройства; переворот этот и совершился, когда вдвинулся в переднюю Азию новый элемент, новая раса людей, прошедшее и предания которых были совсем иные, чем великого Кушито-Семитского племени, владевшего дотоле Азией и Египтом. И действительно весь строй жизни в VI столетии до Р. Хр. уничтожен, все классы общества нивеллированы не в одном только царстве Израильском при Ассирийских монархах, не в одном только царстве Иудейском при Вавилонянах; нет, этот громадный социально-государственный переворот совершился и в Ассирии при разрушительных ударах, нанесенных сначала Скифами в 625 г. до Р. Хр., потом окончательно Мидянами в 606 году; он совершился в Вавилонии при Кире, он совершился отчасти и в Египте при Камбизе. Но в первых двух монархиях он стер с земли государства и нации; остались только личности, совершенно подчиненные новым господам, не удержавшие и тени прежнего общественного устройства.

3. Земля опустошена в конец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие.

4. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная, поникли возвышавшиеся над народом земли.

5. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет.

6. За то проклятие поедает землю и несут наказание живущие на ней; зa то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей.

Прежде всего эта картина относится к Палестине, даже до сего дня. Но она относится и ко всем странам, посещенным гневом Господнем. В особенности относится она к землям, обагренным кровию человеческою.

Когда первый человек согрешил, Господь глаголал павшему Адаму: „проклята земля за тебя.... терние и волчцы произрастит она тебе“. (Быт. 3:17–18). И Моисей угрожал народу в кн. Левит (Лев. 26:14–22) и во Второзаконии (Втор. 28:23–24), что земля, Богом данная Израилю, за грехи его обратится в пустыню932. Осквернение идолослужением и бесовскими страстями и кровию невинно-убитых, ведет за собою запустение страны и проклятие на народ, среди которого нет даже той малой доли праведных, о которых молил Авраам и присутствие которых могло бы спасти даже Содом и Гоморру от гибели (Быт. ХVIII, 23 след.), или нет того порыва покаяния, которым спаслась Ниневия. (Ионы и см. Иер. 18:7–10). Проклятие падает на народ, но по закону, изреченному Адаму, оно переходит и на землю, данную в удел народу.

Мы спрашиваем себя, не потому ли в местностях, когда-то принадлежавших жестоким властителям, „немного осталось людей“, говоря словами пророка? Не потому ли вся Месопотамия и передняя Азия почти пустынны? Не потому ли земли, занятые когда-то Мусульманскими завоевателями и доселе управляемые Турками933 и Персами, представляют собою безрадостную пустыню? Это общий закон для всех народов.

7. Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем.

8. Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей;

9. уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее.

10. Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти.

11. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселье земли.

12. В городе осталось запустение, и ворота развалились.

Эти шесть стихов дают понять, что если разгул и постоянное пьянство суть тяжкий грех934, в особенности когда пьянство соединено с идолопоклонством (как то было в царствах Палестинских),-то с другой стороны среди народа верного Богу, а потому нравственно чистого, пользование дарами Божиими в веселии сердца не есть преступление, лишь бы человек воспринимал дары Божии с благодарением Богу, дарующему их.

В настоящем пророчестве слова ст. 10: „разрушен опустевший город, все домы заперты“, – указывают на будущее состояние городов Иудеи и самого Иерусалима. То же почти выражение употребляет Иеремия (Иер. 13:19), говоря: „южные города заперты и некому отворить их; Иуда весь отводится в плен“.

Слова Иеремии, как мы думаем, объясняют пророчество Исаии, который говорит в стихе 11: „помрачилась всякая радость“.

По поводу слова сикера (ст. 9) мы отсылаем к нашему примечанию на Числа VI, 3–4 в 3 Томе Св. Летописи. По-видимому, под этим словом разумелся опьяняющий слегка напиток, сделанный не из винограда. Многие думают, что это пиво, издавна известное в Египте, другие считают это фруктовым вином935.

Возвращаясь к основному значению произносимого пророчества, мы видим, что и следующие стихи рисуют страну обезлюденную.

13. А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка.

14. Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря.

15. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева.

Образы стиха 13-го этой XXIV главы повторяют образы, употребленные в гл. XVIII, 6: о Дамаске и царстве Израильском. И там, как здесь сад или виноградник, с которого обиты плоды, знаменует обезлюденную страну, а в частности страну, подвергшуюся тем губительным жестоким переселениям целых народов, которые были в обычае у Ассириян и Вавилонян. Это-общее пророчество, видящее далекие горизонты, и как мы думаем, видящее не только Вавилонское переселение, но и рассеяние Иудеев при Римлянах. Но вот (ст. 14) они возвышают голос свой и величают Господа „с моря“, славят Господа и на востоке и на островах моря. Кто они? Мы думаем, что это есть тот верный „остаток“, та „дочь Сиона“, из которого созидается будущая великая церковь Христианская. Восклицает она не из Иерусалима, который уже разрушен: голос ее воздымается из стран восточных и с островов моря, под именем которых разумеют весь греко-латинский мир, просвещенный проповедью Христианства. Заметим, что по-Еврейски вместо востока употреблено слово урим, в смысле света или страны света936. Англ. узак. перевод дает потому перевод стиха 15-го так: „Славьте Господа в огнях“937; другие переводят: „славьте Господа в свете“, с ссылкой на слова Ис. 9:1–2 „люди сидящие во тьме увидят свет великий“.

По-видимому в том нельзя сомневаться, что читаемые нами стихи суть пророчество о тех временах, когда вспыхнули светильники Господни на островах моря, и возжегся тот огонь, о котором глаголал Господь. (Мф. 5:14; Лк. 12:49). Потому-то и раздается глас славословия с островов моря.

16. От края земли мы слышим песнь: „Слава Праведному!“ И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.

От края земли несется (к Иерусалиму, как средоточию ветхозаветного мира) хвалебная песнь Единому Богу, Царю мира. В этой песни участвуют далекие страны, но не народ обетования, и горе охватывает сердце пророка. Горе это не за себя лично; это есть горе Иудеянина и жителя Иерусалима, предназначенного к разрушению, горе народа, к которому он принадлежит. Вникая в слова 16-го стиха, мы не можем отказаться от убеждения, что это есть откровение о священных событиях страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пророк видит „злодействующих злодеев“938, задумавших убить Того, Которому вся вселенная кроме Иерусалима воспоет песнь: „Слава Праведному!“ А этот Праведный, по-человечески говоря, умирает в страшных мучениях на кресте, преданный братьями своими на распятие, окруженный ругающимися Ему злодеями (ср. Пс. 21). Исаия в ужасе, а между тем знает и чувствует, что он плотию и кровию принадлежит сам к этому роду злодеев. Он знает, что правда Божия взыщет с этого племени все его преступления (ср. Лк. 11:46–51) и он глубоко скорбит о народе своем, возмущаясь его злодействами.

17. Ужас и яма и петля для тебя, житель земли.

По указанию Шмидера (Iesaya in loco) три слова 17-го стиха: ужас, яма, петля939, на Еврейском языке выражаются тремя созвучными словами, что придает особую силу угрозе. Слова эти пахад, пахат и пах.

18. Тогда побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся.

19. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена;

20. шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет.

И эти стихи рисуют то состояние сердец и умов в Палестине и в особенности в Иерусалиме, когда приближался, – вместе с войсками римскими, – день возмездия зa беззаконное убийство Праведного. Но мы выше (и в нашем Опыте изучения Евангелия Св. Иоанна Богослова) не раз говорили, что день гибели Иерусалима прообразует время ужаса и скорби, которое будет предшествовать великому последнему судному дню. Заметим, что самые образы и сравнения, употребляемые пророком, напоминают слова Господа нашего Иисуса Христа, предрекавшие гибель Иерусалима, за то, что „Он не узнал день посещения своего“ (Лк. 19:44). Господь, говоря о гибели Иерусалима и перехода зa тем ко дню страшного суда, также указывал на беспечность людей „как во дни перед потопом“ (Мф. 24:38–39). И пророк Исаия в 18 стихе напоминает о днях потопа („окна с небесной высоты растворятся“ Быт. 7:11). Пророк сравнивает также чувствования людей того времени, когда наступят предрекаемые им страшные события,-с тем ужасом, который охватывает людей при землетрясениях. Прибавим еще, что при разрушении последнего храма через 70 лет после Р. Хр. все религиозные и нравственные опоры Иудеянина рушатся; он как во время колебания земли не видит точки опоры: храм Господень был ему залогом, что Господь ему помощник, но теперь Господь отнял храм940. Но как мы сказали выше: и это событие было предвозвестником последнего дня земли; и это указывается образами и выражениями стихов 19 и 20 и последующими стихами, заканчивающими это пророчество.

21. И будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле.

22. И будут собраны вместе, как узники в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны.

23. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава.

Слово посетит (ст. 21) вообще признают однозначущим с словом накажет941. Не все согласны в том, что разуметь под именем „воинство выспреннее на высоте“. Некоторые разумеют под этим именем Ангелов, слуг Божиих, руководителей царств, подвергающихся гневу Божию за царства им вверенные (мнение проф. Якимова). Другие под именем горнего воинства (как Еп. Петр) разумеют недостойных священников942. Но Кей (Kay in the Speaker’s Comment.) высказывает мысль, что здесь надо разуметь наказание, имеющее постигнуть: „князя мира“ (Ин. 14:30) и „мироправителей тьмы века сего и духов злобы поднебесных“ (Еф. 6:12). Они приравниваются в общем наказании к жестоким царям и властителям, что мы и видели выше в главе ХIV, 9 Исаии, где представитель царей древнего жестокого мира Ассур уподобляется сатане и низводится в ад. Здесь в пророчестве изображена картина общего возмездия языческому, нераскаянному, оскверненному кровию и плотию и служению бесам-миру, за то растление, которое он внес на землю. Заметим, что эти узники по указанию Исаии лишь „после многих дней будут наказаны“, „соблюдаемые в вечных узах под мраком, на суд великого дня“. (Иуд. 1:6)943.

Последний стих всецело переносит нас в апокалипсическое видение и отвечает словам Господа: „солнце померкнет, и луна не даст света своего“, а также видению св. Иоанна в Апокалипсисе944.

Господь воцаряется на горе Сионе и в Иерусалиме, говорит пророк (ст. 23). Здесь это священные имена престола Божия среди людей. Они находятся не в земной Палестине, они там, где угодно Богу: это „град Бога живого, Иерусалим небесный“; „Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба“945.

Старейшины горнего Иерусалима конечно суть святые Божии, облеченные в одежду нетления и имеющие удостоиться видеть славу Всевышнего.

* * *

931

Мф. 2со ссылкой на Мих. 5:2. Быт. 49:10.

932

Ср. позже Исаии, Иезекииля V, 14, который живет уже в то время, когда Иудея обращена в пустыню.

933

Известна пословица на востоке, что там трава не растет, где ступит копыто коня Осмаили.

934

Ср. ниже Ис. 28:1.

935

См. статью Бевана в Библ. Сл, Смитта.

936

Толк. in loco проф. Якимова в Хр. Чт. стр. 399.

937

Комментаторы Англ. Библии в примечании дают перевод: „в огненных искушениях“, сближая с 1Пет. 4:12.

938

Постоянно злодействующих: ср. слова Господа, Лк. 11:47–51. Убийство Господа Иисуса довершило прошедшую цепь злодеяний, Лк. 13:33–35.

939

Или как в примечаниях in loco проф. Якимова „страх, пропасть и сеть“.

940

Замечательно, что после разрушения храма Навуходоносором не было такого отчаяния. Голос Божия пророка Иезекииля еще поддерживал надежды. Иудеи еще ждали Мессии в роде Давида.

941

Так в толк. Исаии, в прил. к Христ. чтению проф. Якимова in loco стр. 403, так Keй in loco в Speaker''s Comm. Так и Еп. Петр ч. I, стр. 279–280.

942

Он ссылается на Дан. 8:10,11,13, 12(а также на псалмы 96 и 97), говоря, что священники называются воинством небесным.

944

Мф. 24и Откр. 6:12. Ср. еще Ис. 13:10 и Иоил. 2:10.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle