Источник

Глава XXIII

Мы видели, что, с первой до шестой главы включительно, пророк говорит о грехах Израиля и о той будущности, которая его ожидает. Эта часть пророчеств Исаии заканчивается величественным видением славы Господа сил.

Вслед зa сим пророчества раскрывают и преступления Израиля и преступления окружающих его народов, – и пути управления миром волею Всемогущего, и наконец ничтожность перед Богом тех страшных для Израиля народов, которые в сущности ему страшны лишь потому, что они орудия гнева Божия.

Пророку еще даруется видеть происхождение Отрасли дома Давидова, которой имя Еммануил, „с нами Бог!“ В Нем полное совершение обетований, дарованных и Адаму и Аврааму и Иакову и Моисею и Давиду; в Нем счастье и покой человечества.

С 15 по 22 главу идут видения и пророчества о ближайших к Израилю народах и о самом Иерусалиме. Наконец этот отдел заключается пророчеством о Тире, который имел и пагубное влияние на Израиля, но который при Давиде и Соломоне способствовал и своими материалами и своими художниками и рабочими к построению храма во славу Единого Всемогущего Бога.

И два раза послужил таким образом Тир к построению Храма Господу. Не только при Соломоне, но и при Зоровавеле и Ездре: „стали выдавать серебро каменотесам и плотникам и пищу и питье и масло Сидонянам и Тирянам, чтобы они доставляли кедровый лес с Ливана по морю в Яффу, с дозволения им Кира царя Персидского“ (1Ездр. 3:7).

Замечательно еще, что со времен Хирама, друга Соломонова, начинается цветущий период развития Финикии, которая в это время высылает многочисленные земледельческие колонии в Африку и Сицилию. И точно также с Кира начинается новый период благоденствия Финикии, которая признает власть Персии.

Другими словами, зa служение Израилю, строящему храм Богу, Финикияне вознаграждаются периодом спокойствия и богатства.

Но мы еще расширим значение этого замечания. Счастье или несчастье Израиля отражалось и на соседних ему народах, – разорение Палестины было связано с разорением и Дамаска и Моава и Финикии и Едома, ослабление царства Иуды отражалось и на Египте. На это именно указывают все пророки, постоянно предупреждая соседние народы не радоваться несчастью Израиля, а Едому (Иезекииль гл. XXXV) прямо указано, что веселие по случаю падения Иерусалима поставлено ему в вину и навлечет на него тягчайшее бедствие.

1. Пророчество о Тире. – Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской.

Тир, по Еврейски Цор915, – колония Сидона, был уже во времена Иисуса Навина сильною морскою крепостью. Но Тир времен пророка Исаии не был тем древним городом, о котором говорит книга Иисуса Навина. Вместо Палео-Тира, стоявшего на материке, на мысе, вдающемся в море, Тиряне выстроили новый Тир на скалистом острове, лежавшем к северо-западу от старого Тира, и отстоящем от него на 350 сажен или четыре стадия. Этот новый Тир отразил осаду и нападение Салманассара Ассирийского, а позже и Навуходоносора Вавилонского и мог считаться неодолимою крепостью, пока неприятели его не имели достаточного флота, чтобы строго блокировать его со стороны моря. Только Александр Македонский мог взять его, потому что у него был греческий флот, усиленный флотом всех остальных Финикийских городов, подчинившихся Грекам. При действительной блокаде Тира, дамба, насыпанная Греческими инженерами в семь месяцев, дала возможность взять Тир приступом. Под именем Киттима разумеют здесь обыкновенно город Киттиум на о-ве Кипре, и весь этот остров, принадлежавший Финикиянам, который не был в блокаде во время осады Тира Греками. Отсюда по-видимому известили „корабли Фарсиса“, т. е. Тирские корабли дального плавания, об осаде и блокаде Тира, чтобы они не попались в руки неприятельского флота. Пророк, говоря о гибели Тира, не указывает еще, когда исполнится это пророчество, а только видит вдали, что и Тиру не миновать бедствия. Весьма вероятно, что постройка нового Тира, и может быть уже совершившаяся неудачная осада Салманассара, в это время, наполнила гордостью сердца Тирян, которые думали, что никто никогда не одолеет их916.

2. Умолкните обитатели острова, который наполняли купцы Сидонские, плавающие по морю.

3. По великим водам привозились в него семена Сихора, жатва большой реки, и был он торжищем народов.

Остров, как мы говорили выше, – есть уже новый Тир917. Главными агентами торговли, как мы видим,-были купцы Сидонские, т. е. древнейшие торговые фирмы Финикии, имевшие отчасти военное устройство, так как они издавна с ремеслом купца соединяли и пиратские набеги (Герод. I, 1). Тир по-видимому сделался главной конторой Финикии, вследствие сильного своего положения, представляя полную безопаность для хранения приобретенных сокровищ, а также как общий пункт рассчетов между торговыми конторами, и сделался фактически столицей союза финикийских городов. Моверс и Кенрик указывают на это значение Тира, которое сделалось еще важнее вследствие религиозного влияния на всю Финикию построенного здесь храма Тирскому Мелькарту (Солнцу-Геркулесу)918.

Под именем Сихора и „жатвы большой реки“ разумеют Нил и жатвы по берегам его в Египте. Слово „торжище“ многие объясняют не только тем, что Тир был складом всевозможных товаров со всего света, но дают этому слову особое значение склада Египетской пшеницы, которой питалось все побережье Средиземного моря, – так что Тир играл ту же роль, которую позже играла Александрия.

По поводу имени Сихор (мутный, темный) мы заметим, что имя это упомянуто в Нав. 13как граница Египта,– до пределов к северу.... В Вульгате место это переведено так: „a fluvio turbido, qui irrigat Aegyptum“.

И в 1Пар. 13мы читаем, что Давид собрал Израильтян „от Шихора Египетского“. (В Евр. Шихор-Мицраим). В книге пророка Иеремии II, 18 это же слово Сихор переведено у нас с Еврейского именем Нил.

4. Устыдись, Сидон; ибо вот что говорит море, крепость морская: „как бы ни мучилась я родами и ни рождала и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц“.

Пророк обращается к Сидону от имени Тира, который как бы укоряет Сидон, что он в минуту бедствия оставил его, так что Тир видит себя бездетным, покинутым, у которого все труды на общую пользу Финикии пропадают. Почти несомненно, что пророку открывается в видении тот отдаленный еще момент жизни Тира, когда ему готовится конечная гибель. Этот момент настает лишь во времена Александра Македонского919. Тогда в особенности приличествует выражение, обращенное к Сидону: устыдись! так как нам известно, что флот Сидона участвовал вместе с греческим флотом в блокаде Тира.

5. Когда весть дойдет до Египтян, содрогнутся они, услышавши о Тире.

6. Переселяйтесь в Фарсис, рыдайте, обитатели острова!

Гезениус, Винер, Гитциг и много новейших комментаторов относят все это пророчество к взятию Тира Александром (Арриан IV, 24; Диод. Сиц. ХVII, 46). Но другие комментаторы видят в этом пророчестве указание осады Тира Навуходоносором который, по свидетельству Флавия Иосифа (против Аппиона I, 21), осаждал его 13 лет. Но по-видимому несомненно, что осада Тира была безуспешна, что ясно из слов пророка Иезекииля XXIX, 18. Между тем в 1 стихе настоящей XXIII главы Исаии прямо указано разрушение и опустение Тира: „нет домов и некому входить в домы“. Поэтому мы должны перенестись к взятию Тира при Македонянах, и прибавим, что взятие нового Тира в 332 году до Р. Хр. и в том же году Газы, очень облегчило Александру овладение Египтом в 331 году до Р. Хр. К этому событию по-видимому и относится выражение ст. 5: „содрогнутся в Египте“.

Слова: „переселяйтесь в Фарсис!“ суть пророческое предвидение, что единственное спасение Тирянам будет бегство, в одну из колоний. Мы знаем, что в XIII веке нашей эры (1291) Тиряне, сидевшие на историческом месте своих предков, так и сделали перед осадой Султаном Египта и Дамаска, в то время, когда он осаждал Акру, и оставили свой город пустым. Очень вероятно, что в начале осады Александра Македонского все женщины и дети с неспособными носить оружие были отправлены в колонии, и что в Тире для защиты его остались одни воины. Заметим, что главное неудобство Тира заключалось в совершенном отсутствии воды для питья, которую в ограниченном количестве доставляли лишь обширные и искусно построенные цистерны. Очевидно, что, оставляя в Тире для защиты его гарнизон, нельзя было оставить при нем семейства Тирян и ненужные рты. Вот почему Исаия предупреждает Тирян о необходимости бегства в Фарсис (в Иверию, т. е. Испанию). Мы думаем, что такие же распоряжения имели место и во время продолжительной осады Навуходоносора.

7. Это ли ваш ликующий город, которого начало от дней древних? Ноги его несут его скитаться в стране далекой.

8. Кто определил это Тиру, который раздавал венцы; которого купцы были князья, торговцы – знаменитости земли?

Что Сидон и Тир суть города высокой древности, на это указывает нам упоминание об них в кн. Иисуса Навина. Но и классические писатели также говорят об их древности напр. Геродот (II, 44) сообщает, что у жрецов Тира сохранялось предание, что храм их был построен за 23 века до времени посещения Тира Геродотом, т. е. постройку его надо отнести за 28 веком до Р. Хр. Но это указание совпадает со временем переселения с берегов Персидского моря толпы сынов Ханаана и сына его Сидона, – к берегам Средиземного моря920 так что по всей вероятности первое из значительнейших зданий Хананитян было древнее капище, позже расширенное и украшенное. Мы даже делаем предположение, что это древнее капище было издревле воздвигнуто не на материке, в Палеотире, а на скалистом острове, еще пустынном, куда позже был перенесен Тир, и что именно потому храм этот пользовался таким уважением.

Между тем пророк предрекает „ликующему древнему городу“, что жителям его суждено скитаться в стране далекой. Кто определил это, спрашивает пророк? Ответ в след. стихе: Определил то Господь Саваоф! За надменность прибавляет тот же стих.

Нельзя не остановиться в читаемом пророчестве еще на двух предметах. Кому раздавал Тир венцы? Очевидно, что здесь указываются созданные его выходцами колонии, как напр. Карфаген, Утика и другия колонии Африки, Сицилии и вероятно многие другия на берегах Средиземного моря, Атлантического океана и может быть даже Немецкого моря.

Второе, на что мы обратим внимание, это ярко обрисованное устройство государства, в котором золото-все, там „купцы- князья; торговцы-знаменитости“. Это единственный в древнем мире пример государства, где не доблесть и род возвышают человека, а успех в торговле.

9. Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли.

Мы настойчиво обращаем внимание на то, что пророчество, произносимое во времена царя Езекии, на языке вполне понятном в Финикии921, не могло не сделаться известным в Тире и во всей Финикии. Мы уверены, что народы прислушивались к голосу пророков, слава которых разносилась по всем соседним странах. Мы думаем даже, что весьма темный вопрос о древних Сивиллах, изречения которых, по указанию многих писателей, повторялись в языческом мире, может быть разрешен предположением, что многие пророчества, доходившие до языческих жрецов, записывались ими и передавались пифиям храмов, которые и изрекали их всенародно. Такими путями распространялись и пророчества о Грядущем Избавителе от всех зол. При отсутствии почт и всяких других средств сообщения, до сих пор в Азии всякое событие, всякое даже слово сильного разносится с непостижимою быстротою на громадные пространства. Очевидно, что там, где эта передача известий из уст в уста составляет издавна обычное явление и особенность характера всего народонаселения, там мы в праве предположить, что многие из пророческих речений облетали весь ближайший языческий мир в самое короткое время. Мы еще напоминаем, как весь этот мир прислушивался к изречениям Соломона.

10. Ходи по земле твоей, дочь Фарсиса, как река: нет более препоны.

11. Он простер руку Свою на море, потряс царства; Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его

12. и сказал: ты не будешь более ликовать, посрамленная девица, дочь Сидона! Вставай, иди в Киттим; но и там не будет тебе покоя.

Стих 10-й рисует переполнение беглецами финикийской колонии Тартеса (Фарсиса) в Бэтии, в Испании, вследствие чего народонаселение этой колонии разливается, как полноводная река по всей Иберии или Испании. (Так Герлах). Между тем другие думают, что смысл 10-го стиха, что „дочь Фарсиса“, т. е. Тирские беглецы исчезают в волнах океана народов, как воды Нила исчезают в море после полноводья (Так Кей). Епископ Петр говорит, что этот стих означает рассеяние Тирян по всей земле.

Стихи 11 и 12, по нашему мнению, предрекают уничтожение во всем мире власти потомков Ханаана. От них также отъемлется власть, как от царств Месопотамских, и также передается Яфетидам-Римлянам. Сначала теряют свою независимость все Финикийские города, кроме Тира; он один твердыня моря и владыка кораблей Финикийских; но он падает под ударами Македонян в 332 году до Р. Хр. Сила сынов Ханаана переносится на запад, в Утику и Карфаген и в Бэтис на Гвадалквивир, и к этому по-видимому относятся слова пророка: „вставай иди в Киттим!“ Мы напомним, что слово Киттим, не только означает город Кипра Китиум, но имеет еще гораздо более обширное значение. В пророчестве Валаама в Чис. 24Киттим означает мир, лежащий на запад, тогда еще не известный, откуда приидут народы, которые смирят Евера. Они сами померкнут только перед звездой Иакова922. Но сказав сынам Ханаана: „иди в Киттим“, Исаия прибавляет: „но и там не будет тебе покоя“. Эти слова очевидно относятся к падению царств, основанных на западе в Киттиме. И действительно, избранные Богом новые властелины вселенной, Иафетиды, с 260 года начинают теснить „дочь Сидона“, „ушедшую в Киттим“, начинают по повелению Божию (ст. 12) „разрушать крепости Ханаана“. В первую пуническую войну Карфаген теряет Сицилию; во вторую преобладание в Средиземном море и часть владений в Испании, в третью Карфаген падает и царство и город окончательно и навсегда разрушены (150–146 до Р. Хр.).

13. Вот земля Халдеев. Этого народа прежде не было; Ассур положил ему начало из обитателей пустынь. Они ставят башни свои, разрушают чертоги его, превращают его в развалины.

Это весьма трудное место, никем удовлетворительно не объясненное. Мы не понимаем также прямой связи этого стиха с пророчеством о Тире. Некоторые считают этот стих вставленным, хотя быть может он относится к ударам нанесенным Финикии Навуходоносором.

Напомним, что рядом с областью царства Вавилонского, лежал родовой удел знаменитого по борьбе своей против Ассириян, Вавилонского патриота Меродах Баладана923. Он не достиг при жизни своей цели, независимости Вавилона, но он был родоначальником тех царей и князей, которые были во главе партии, свергнувшей иго Ассирии и разрушившей самую Ниневию при помощи Сиаксара Мидийского. Набополассар, воцарившийся в Вавилоне был его потомок. Но, является вопрос: почему сказано, что Ассур положил начало этому народу Халдеев? На это можно отвечать только предположениями. Из истории Вавилонии и Ассирии мы знаем, что Вавилон был независим до времен Салманассара I (начертателя черного обелиска). Когда Ассирия начала ожесточенную борьбу против Вавилона, в которой часто Вавилон имел успех, тогда, думаем мы, Ассирия, стараясь создать Вавилону врагов, начала поддерживать своими силами маленькое государство Бет-иакин, лежащее на Персидском заливе, и которое хотело оставаться независимым от Кушито-Аккадов Вавилона. Населено было это маленькое государство народом из племени Куш, носившим имя Халдеев, Калди, которых Евреи называли позже Касдим924. Полагают (Роулинсон), что племя Калди в древнейшие времена владело многими городами южной Месопотамии и, между прочим, Уром Халдейским (ныне Муггейр), но давши в древния времена свои династии, оно было выгнано из страны нашествием Кушитов Сузианы, и смято в маленькую область, где оно сохранило свои особенности и свой диалект, подчиняясь влиянию Вавилона, доколе Ассирия не поддержала царей Калди, стараясь сделать их своими союзниками против Вавилона. Но когда Ассирия, овладев Вавилоном, стала жестоко тяготеть над ним и над Калди, тогда это маленькое племя (в Бет-Иакине), имея во главе своей замечательных по способностям своих царей, возмутилось против Ассирии и возымело целью воссоздать силу царства Вавилонского с линией своих царей.

Вот единственное объяснение, которое мы можем дать стиху 13-му этой главы.

14. Рыдайте, корабли Фарсисские! Ибо твердыня ваша разорена.

15. И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице:

16. „возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе“.

По приведенным выше соображениям, стихи 14 и 15 относятся к разрушению Тира Александром Македонским. Мы имели случае выше напомнить, что во времена Кира и Дария, Тир помогал Ездре и Зоровавелю в постройке храма, и пользовался полным спокойствием при Персах, находясь в их подчинении. И ранее во времена Навуходоносора Иезекииль в главах 27 и 28 упоминает о Тире, как городе славном и сильном, который не мог быть взятым Навуходоносором. Но если взять год разрушения Тира при Александре, и вычесть из него 70 лет забвения, на которые указывает пророк, то мы приходим к 260 году, в который царствовал Селевкид Антиох II, который ведет ожесточенную войну против Египетского царя из фамилии Лагидов,-Птоломея Филадельфа. Несомненно, что Антиох II, нуждавшийся в помощи Финикийского флота, позволяет Тирянам в это время снова возобновить свою столицу и свою морскую твердыню925. Слова: „семьдесят лет, в мере дней одного царя“ непонятны.

Слова стиха 16-го о блуднице объясняются следующим стихом.

17. И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной.

Когда Тир снова возрождается при Селевкидах, то он становится опять мировой торговой конторой для всех царств. Но Тир потерял свою независимость навсегда, никогда он не будет более царственным независимым городом; это уже не царица морей,-она забыта;-Тир как блудница старается теперь предлагать свои услуги, чтобы возобновить прерванные торговые связи и сношения, из которых многие перешли уже к Александрии926. Но тем не менее Тир благоденствует в первое столетие после его возобновления или как выражается пророк: „блудо действует со всеми царствами“. Блудодейством здесь называется та нажива, сопряженная с обманом и ложью, которая практиковалась Финикиянами „по всей вселенной“. Но вот наступает новая эпоха в нравственной жизни Тира:

18. Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицом Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную.

Нельзя не вспомнить здесь Псалом XLIV, о котором мы говорили в IV томе Св. Летописи927. „Невеста Царя“ есть Церковь Христианская; к ней обращено в этом псалме моление дочери Тира, приходящей с дарами. Совокупность пророчеств предсказывает Христианскую проповедь в Тире и Финикии, в той стране, которая освящена была временным пребыванием в ней Господа нашего Иисуса Христа и которая как бы прообразована была верующей Сиро-Финикиянкой928. Пророчество Исаии предвидит, что самый нравственный уровень Тирян поднимается, что богатства не прячутся в кладовые, но что на них питают и одевают бедных.

Исторически известно (как на то указывает Реланд, Palestine), что Тир был город Христианский уже во II веке, так как хроника называет Тирского Епископа Кассия в числе духовенства, присутствующего в конце второго века на поместном соборе в Кесарии Палестинской. Прибавим к этому, что в VII веке, при калифе Омаре, Мусульмане, овладев Тиром, нашли его городом совершенно Христианским и наложили зa то на жителей разные унизительные условия, в числе которых было запрещение строить новые церкви. Во время Крестовых походов, в 1124 году Тир сдался Крестоносцам. В это врем он был цветущим городом.

Главы с XXIV по XXVII включительно

Вообще все комментаторы согласны в том, что главы 24–27 включительно составляют особенное пророчество. Г. Якимов в объяснении книги пророка Исаии929 указывает, что как 11 и 12 главы, содержащие обетования и славословия, следуют зa 7–10 главами, заключающими в себе обличения и угрозы врагам Божиим, так и здесь главы 24–27 содержат, рядом с угрозами, и обетование о победе правды и царствия Божия, следуя непосредственно за рядом приговоров и угроз как иноплеменникам, так и народу обетования (XIII-XXIII).

В пророчестве, о котором мы говорим, пророк видит не одну землю обетования; взор его объемлет весь мир; не один только Израиль, но и все другие народы наказаны и унижены. Но в это время от окраин земли (XXIV, 16) начинает раздаваться глас славословия Всевышнему. „Господь воцарится на горе Сионе и поглощена будет смерть навеки“. (Ис. 24:23, 25:8). „Оживут мертвецы“. (Ис. 26:19). „Укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная“ (Ис. 27:6).

Очевидно перед нами Мессианское пророчество; перед нами пророчество, указывающее конец бедствиям и горю человеческому, который настанет, когда приидет Некто, – называемый Отраслью корня Иессеева (или Давидова, или Иаковлева). Пророчество говорит о греховности Израиля, о неизбежности наказания Божия, об уничтожении земного царства потомков Израиля; но вместе с тем оно говорит, что не все погибнут, что остаток спасется, что этот „остаток“ и будет наследником всех обетований Божиих, имеющих исполниться через Еммануила,– отрасль дома Иакова, и что спасение распространено будет на все народы земли.

Таков план Божественного милосердия, заключающийся в упомянутых нами четырех главах.

Исполнение начинается с XXVIII главы, говорящей о близкой гибели Самарии. Но то, что мы сказали о содержании этих четырех глав, не исчерпывает всего их таинственного содержания. Мы в своем месте (как напр. XXIV, 21–23) укажем, что кругозор Исаии по временам расширяется до того, что он видит великий судный день,-последний день старой или „прежней земли“ (ср. Откр. 21:1)930.

* * *

915

У Нав. 19:29; значение этого слова скала, твердыня.

916

О Финикии и городах ее, см. Моверса, а также позднейших Kenrik’s Phoenicia и еще позже Rowlinson’s Phoenicia. Последнее сочинение в Story of the Nations,– отдельный том.

917

См. Страбона XVI. Causab. 750, 756 etc. У Кенрика (изд. 1855) стр. 342–346.

918

Солнце – Геркулес, символизировал между прочим путешествия самих Финикиян, и многие из легенд Солнца суть эпопеи финикийских открытий и захватов.

919

См. Арриана. Заметим, что Александр Македонский представитель греческих идей и интересов задался упорною мыслию разрушить силу оплота торговли Финикии,– Тира. Александрия должна была заменить его как мировой Эмпориум или всемирный склад товаров и торжище.

920

См. Manuel Ленормана; Smith’s Babylonia; Rawlinson’s Chaldea (Ancient Mon.) и всех новейших историков. Сыны Ханаана вытеснены с берегов Персидского залива вторжением в южн. Месопотамию Сузианцев около 2800 г. до Р. Хр., так выше ук. авторитеты.

921

См. об тождестве языка Евреев и Финикиян Taylor’s Alphabet, и у всех историков.

922

См. наше примечание на пророчество Валаама. Числ. XXIV в 3 томе Св. Летописи.

923

См. в Premières Civilisations Ленормана его замечательную статью: „un patriote Babylonien“. Ср. Роулинсона Assyria.

924

См. Библ. Слов. Смитта, sub voс. Chaldea, Chaldéans.

925

Существуют монеты Тирские с надписями финикийскою и греческою времен Селевкидов. Ссылка на Еккеля „Doctrina nummorum vetera“-в Библ. Слов. Смитта sub vос. Туr.

926

Величие Александрии, в особенности как центра учености, начинается со времен Птоломея II Филадельфа, но торговля по-видимому развивается вполне лишь позже.

927

Св. Лет. т. IV, часть I, стр. 225–237.

929

Изд. Спб. Дух. Акад. 1885 стр. 389.

930

Ср. вступление в главы XXIV-XXVII в толковании пр. Исаии проф. Якимова стр. 391.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle