Глава XIII
1. Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов.
Главы ХIII и ХIV, до 27 стиха посл. главы, пророчествующие о Вавилоне, составляют одно целое. Мы говорили выше, что кроме исторического своего значения, Вавилон есть типическое имя возмущения против Бога, гордости и противодействия Богу. Это вечный враг Сиона.
Пророчество произносится во времена Ахаза, когда Ассирия в полном могуществе и силе, сначала при Феглаффелассаре и Салманассаре (IV), а потом при Саргонидах, владычествовала из Ниневии и над Вавилоном. Но Исаия ясно видит и погибель Ассура „на земле Моей“ (Ис. 14:25) с ясным указанием на Сеннахерима; видит и позднейшее событие: гибель Вавилона от Мидян (Ис. 13:17). Вместе с сим он видит того, который руководит безумством людей, видит падшего ангела Люцифера675, который зa гордость свержен в ад, причем эта таинственная личность сливается с Ассуром (и с Вавилоном): чем указывается, кому уподобляются завоеватели и народы, обуреваемые гордынею и топчущие другие народы. Мировое и вечное значение этих указаний мы разумеем из слов стиха 11 этой ХIII главы: „Я накажу мир зa зло.... и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей“676.
Не надо забывать, что народы,-как мы не раз говорили,– исполняют веления Божии, но грех, караемый Богом, есть гордость: с той минуты, когда завоеватель и народ, забывая Всевышнего, начинает приписывать себе свои успехи,-они уже готовы к падению. (Ср. Ис. 10:5–15).
Мы должны еще сказать несколько слов о значении надписания этой главы. Слово еврейское Масса, переведенное у нас словом пророчество, означает в сущности тяжесть, подавляющее бремя, pondus, или onus Вульгаты, the burden Англ. перевода; die Last Немецкого перевода. Притом, как переводит Вульгата (и другие указанные нами переводы), Исаия не изрекает пророчества, а „видит тяжесть на Вавилоне“: „Onus Babylonis, quod vidit Isaias“. В этом смысле переводит с греческого и наша Славянская Библия: „Видение (ὅρασις) на Вавилона, еже виде Исаия“. То же слово масса (в смысле приговора) употреблено в словах Ииуя о решении, произнесенном Господом об Ахаве устами пророка Илии: 4Цар. 9:25677.
2. Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.
3. Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
Как ближайшее исполнение пророчества, стихи эти очевидно говорят о племенах, имеющих разрушить Семито-Кушитское владычество. Господни сильные и торжествующие, которым Он повелевает войти в врата властелинов, суть Арийские племена: Мидяне и Персы, которые входят во первых во врата Ниневии и позже во врата Вавилона. Но первыми являются Мидяне, которые и упомянуты в ст. 17 этой главы678.
Но мы настаиваем на том, что первые стихи этой главы суть общие законы суда Божия, примененные в данном историческом периоде к Мидянам, которым дается повеление от Бога наказать гордыню сперва Ассура, потом Вавилона. Другими словами, Господь повелевает более чистым и нравственно развитым народам,-Ариям, названным „избранными Божиими“, уничтожить Хамито-Семитические царства Месопотамии.
Но к кому же обращен глас Вседержителя: „поднимите знамя, возвысьте голос, махните рукою, чтобы шли?“ Епископ Петр (объясн. на Исаию стр. 182) косвенно указывает что эти слова Божии должны быть обращены к служителям Божиим,– к Ангелам. Мы совершенно разделяем такой взгляд, памятуя Дан. 10:13, и думаем, что Господь поручает Ангелам Своим вести народ туда, куда Ему угодно, и что в особенности ясно в те чрезвычайные времена, когда Господу угодно совершить особые Свои предначертания, изменяющие весь ход исторических событий679. Об Ангелах народов мы имели случай говорить во II томе Св. Летописи, в примечаниях на Исх. 33:1–5 и 16. Из этого места видно, что Израиль шел ведомый Самим Господом, но что, когда Господь прогневался на него, то Он хотел предоставить вести его Своему Ангелу,-причем подразумевается,-как все остальные народы.
Народы, как указано в Деян. 14:16,-ходят путями своими, доколе Господь попускает это. Но в известные времена,-Богу известные,-разростающееся зло приговаривается в уничтожению, чтобы не исчезла правда Божия на земле: тогда совершаются события, которым человек старается подыскать причины, потому что они не могут быть объяснены естественным течением обстоятельств.
Мы здесь должны признаться, что у нас рождается полный страха вопрос: почему то, что называется высшей культурой в исторические моменты, как в Египте, в Ассирии, в Вавилоне, в Греции, в Риме, почему всегда заканчивалось полным растлением нравов и ослаблением народа – представителя высшей культуры? Мысль, выраженная в 2 и 3 стихе этой главы Исаии, выражает как бы общий закон, что чистейшие по нравам племена хотя бы низшей культуры, чем те, на которых они нападают,-всегда являются победителями высоко развитых по человечеству обществ, которые растленны в похотях своих, и все свое внимание обратили на материальную жизнь и преимущественно на наслаждения, и в гордости своей забыли Бога. Мы повторяем вопрос: неужели высшая культура человеческая неизменно несет зa собой бедствие? Знания передаются в тот народ, который становится властелином, а уничтожается тот строй и взгляд общества, который ничего, кроме зла не представляет. Господь как бы отсеивает умственную работу человечества и, сохраняя в нем полезное, уничтожает вместе с погибающими народами накопившуюся нечистоту. Так Германия и Галлия были позже продолжателями Римской культуры, знаний и умственного движения, но с более чистыми нравами, чем Римляне времен Императоров.
4. Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
5. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
Исаия пророк видит и слышит то, что он говорит. В ст. 4 и 5 заключается и верное описание имеющихся совершиться событий и, как мы говорили выше, – общий закон замены растленных народов новыми племенами.
В то время, когда Исаия глаголал о будущем, в горах Курдистана и далее около Раги и гор Демавенда и Ельбурца уже появляются с дальнего востока Мидяне680: но сила их еще ничтожна; они составляют разъединенные кланы, которые начинают соединяться лишь при Деиоке681; но сильны они стали лишь во времена Ассурбанипала. При сыне его они уже осаждают Ниневию в 636 г. до Р. Хр., но принуждены отступить вследствие нашествия с севера Скифов,-которые были по всей вероятности тоже Арии682. По изгнании их около 625 года, Мидийцы в 606 году до Р. Хр. берут и разрушают Ниневию.
Таково исполнение слов: „мятежный шум царств и народов.... идущих из далекой страны“. Позже при гибели Вавилона также идет с востока призванный Господом царь Кир с Персами (см. ниже гл. 44 в конце и 45). И в последующие времена двигались,-„идущие от края неба из отдаленных стран“ совершать повеления Божии,-разные народы.
6. Рыдайте, ибо день Господень близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
7. Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.
8. Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.
Слова эти обращены к типическому Вавилону, осужденному на погибель. Но они относятся и к Ассуру, погибшему прежде; они точно также относятся и к другим народам. Они применяются и к Фивам (Но-Аммону Наум. 3:8), к Иерусалиму, осажденному Титом и к Риму осажденному Алариком (409 г.) и которому в 452 году угрожал Аттила и в 455 г. Гензерик, и к осажденной в ХV веке Византии. Слова эти относятся ко всем народам и городам, которым угрожает бедствие, которое может быть отвращено лишь покаянием и молитвою праведных683.
В более широком смысле, слова читаемого нами пророчества относятся и к великому последнему судному дню, что особенно ярко выступает в следующих стихах 9 и 10, о которых ниже. Но мы здесь все таки напомним, что Господни слова об осаде Иерусалима в Евангелиях, сбываясь, как прошедшее ныне историческое событие,-суть вместе с тем откровение грядущего дня, которого гибель Иерусалима с его скорбями и ужасами,-была прообразованием. Всякое ожидание Божьего наказания за сознаваемые в эти тяжкие минуты грехи свои есть приуготовление к тем великим страданиям ожидания суда Господня, о которых говорил Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 24:21).
„День Господень“ есть выражение пророка Иоиля (которого считают предшественником Исаии), который говорит: „День Господень...идет как разрушительная сила от Всемогущего“ (Иоил. 1:15, как у Исаии ст. 6). Ту же мысль мы читали уже в Ис. 2с добавлением, что день Господень идет „на все гордое и высокомерное и превознесенное“.
Вспомним, что „сердца сокрушенного и смиренного не презрит Господь“ (Пс. 50:19), а Сам Спаситель наш сказал „приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим“. (Мф. 11:28–29).
9. Вот приходит день Господень лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
10. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
11. Я накажу мир за зло и нечестивых – зa беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;
Хотя эти стихи произносятся в пророчестве на Вавилон, но они очевидно имеют более далекое и обширное значение и говорят о великом последнем дне Господнем, когда не только Вавилон и Иерусалим, – но и все грады и веси земли с их обитателями исчезнут с обреченной к обновлению земли и явятся на суд Господа, после чего праведники увидят „новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали“684. Об этом говорит и Господь наш Иисус Христос (Мф. 24), предрекая во первых уничтожение Иерусалима и ветхозаветного храма, а потом указывая вдали и на последний судный великий день Господень, когда „солнце померкнет и луна не даст света своего“. Как при уничтожении городов, прообразующее день судный событие, есть прежде всего уничтожение зла, гнездящагося в городе; так в великом последнем событии, Дне Господнем полное уничтожение зла и неправды будет началом новой жизни. Предшествующие дню судному прообразовательные бедствия и наказания должны напоминать людям, что „грядет великий день Господень, как разрушительная сила от Всемогущего“685.
Мы присовокупим здесь заметку о слове светила в 10 стихе этого пророчества, потому что в самом названии светил в Еврейском, Греческом и Славянском текстах есть указание на гордыню. В Евр. тексте употреблено слово Кесиль, что значит самоуверенный. В греческом тексте LXX и Лейпцигского издания 1730 Рейнека, а также в Славянском переводе стоит имя Орион686. Значение слова „самоуверенный“, связуется с именем Ориона, имя которого есть имя ловца, охотника и с этим значением был чтим в астрономической Кушито-семитской мифологии Вавилона герой, имя которого читают Издубар. Очевидно, что Кесиль и Орион суть воспоминания о Немвроде, имя которого переводится Арабами словом исполин, а у Персов то же созвездие носит имя Немврода. Основание греческого астрономического сказания об великом охотнике, преследующем Плеяд (см. в нашем Гезиоде, Работы и Дни, примеч. на стих 383), есть то же Вавилонское сказание, происходящее от основного сказания, записанного в кн. Бытия X, 8–10, о великом ловце, первом гордом властелине и тиране Месопотамии, от коего начинается из южной Месопотамии выселение Семитов, не желающих подчиняться сему тирану687. О мифе Ориона-Немврода см. Делича перевод с его замечаниями: „Georg Smith’s, Chald. Genesis; Leipzig 1876; capitel 12; Izdubar Legenden“. См. еще у многих писателей, занимавшихся изучением Вавилонских легенд, как то у Ленормана, Дж. Смитта, Раулинсона, Фаукса и др. У всех признается тожество астрономического мифа Издубара, Орiона или Кесиля с библейским Немвродом, являющимся типом гордости; точно также как позже Вавилон сделался типическим именем гордости человеческой, возмущающейся против Бога, потому что человек забывает свое ничтожество688. (См. выше Ис. 10:5,13 с прим.).
12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского.
В ближайшем значении стих этот относится к обезлюдению Палестины, после погрома царства Израильского и разорения царства Иудейского при Сеннахериме, а еще более ко временам Навуходоносора. Но, как мы не раз говорили, пророчества имеют и более далекое значение. Независимо от обезлюдения страны после погрома Иерусалима Римлянами, когда все почти население выведено было на продажу на базары Сирии и Египта689, мы в стихе 12 читаем еще более таинственное указание: может быть в нем надобно видеть тот спасаемый остаток, который очищен страданиями как в горниле (Ис. 1:25–26), ибо вера их испытана была как золото огнем (1Пет. 1:7). „Вот говорит Господь.... Я расплавил тебя.... испытал тебя в горниле страдания, ради Себя Самого делаю это.... (Ис. 48:10–11).
Следующие стихи 13 –14 конечно опять говорят о дне судном, и при этом понимании, стих 12 конечно есть предвестник слов: „приидите благословенные Отца Моего“ (Мф. 25:34)690.
13. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.
14. Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю.
По величию образов 13 стиха он очевидно должен быть понимаем как день судный: и в этом смысле стих 14-й соответствует словам Мф. 24:30–31: „Тогда.... восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных.... и пошлет Ангелов Своих.... и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их“.... и Мф. 25и след.: „и соберутся пред Ним все народы“,-Вникая ближе в описание дня судного, мы замечаем, что самое выражение 13-го стиха „земля сдвинется с места своего“, как бы предвидит чудеса в видимом мире, совершаемые Всемогущим в день великий, а именно земля столкнута с своего места, с орбиты, на которой начертан был ее путь, что предвидят некоторые ученые, и что предсказано и в Пс. 101:26–28 „В начале Ты Господи основал землю и небеса- дело рук Твоих. Они погибнут, а ты пребываешь, и все обветшают как риза“- Можно бы было еще прибавить к пониманию стиха 14-го, что как в настоящем пророчестве, так и в вышеприведенных словах Господа в Евангелии от Матфея, суду Господа предшествует собрание людей по народам и народностям. Судится душа человеческая каждая отдельно, согласно делам своим, но принимается во внимание та среда и та народность, в которой воспитывалась и действовала душа эта – ибо суд Господень великий и милостивый и справедливый. Притом изречение Господне о городах Хоразине и Вифсаиде и Капернауме691 и сравнение их с Тиром и Сидоном и Содомом, при чем Господу угодно было указать, что последним будет отраднее в день суда, нежели первым,-раскрывает для нас, что суд Господень произносится не только над отдельными душами, но и над целыми народами и городами и цивилизациями, а потому при оценке души человеческой приемлется во внимание, что она сделала доброго в создании строя того общества, среди которого жила, и что внесла злого: ибо „горе миру от соблазнов“692. Народ не есть случайное сочетание единиц; это – древо от одного корня, – говорящий одним языком, который тоже не искусственное создание, а долговечное растение, развивающееся сообразно способностям и уму и нравственным качествам того народа, который им говорит693. И земля, которую занимает народ, не есть случайность занятия, это есть удел, назначенный народу Всевышним694.
В исторических деяниях и в языке забытых народов и в памятниках, от них оставшихся, мы читаем жизнь народа и разумеем и его развитие и его нравственные качества и то зло или добро, которое он вносил в жизнь, наследованную им от предыдущих поколений. На земле, Богом народу данной, народ начертывает свою историю и каменными памятниками и культурою земли, а в письменах и языке оставляет неизгладимые следы своего нравственного и умственного развития. Поэтому пред Господом предстают целые народы („ каждый побежит в свою землю к своему народу“) и среди своего народа судится душа человеческая, насколько она осталась верною Создателю своему и старалась внести Его правду в ту среду, в которой она жила.
Таково главное значение стихов 13 и 14 в совокупности. Но стих 14-й может быть рассматриваем и в более узком значении, в совокупности с стихами 15 и 16, которые говорят о взятии городов, со всеми ужасами приступа.
15. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча.
16. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; дома их будут разграблены и жены их обесчещены.
Стих 15-й указывает, что в дни те (выражение относящееся в Евангелии к Иерусалиму, обреченному на погибель): „услышите о войнах и военных слухах.... но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ и царство на царство....“ (Мф. 24:6–8,16–24,29). Народ в смятении бежит к себе в укрепленные города, но не всем удается спастись; многие гибнут на пути; а во взятом городе происходят все ужасы, сопровождавшие и осаду и взятие города не только в древнейшие времена, но даже и во времена, не много от нас отдаленные.
Пророчество Исаии относится к целому ряду событий (взятие Самарии, взятие Ниневии, взятие Иерусалима Навуходоносором), но ближе всего применяется к гибели Вавилона, на который в настоящем пророчестве произносит пророк бремя. (См. 1-й стих). Не забудем, что с Вавилоном и падением его связаны судьбы народа обетования, и притом все следующие стихи с 17–22 несомненно обращены к Вавилону.
17. Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту.
18. Луки их сразят юношей и не пощадят плода чрева: глаз их не сжалится над детьми.
О появлении Мидян на историческом горизонте см. Геродота I, 95695. Как бы ни смотреть на Киропедию Ксенофонта, но он во многих местах696 настаивает на презрении Персов к драгоценным металлам, что совершенно согласуется с читаемым нами пророчеством. И храбрость их и искусство владеть луком упомянуто у многих писателей; репутация их держалась и до времен второй Сассанидской монархии, на что указывает во времена Иулиана Аммиан Марцелин (XXIII, 6), писатель половины IV века нашей эры. Мы не имеем прямого свидетельства о жестокости их, на которую указывает пророк,-но надо памятовать, что все войны того времени были беспощадны и побежденный народ истреблялся из занятой страны: дети убивались, а все годные к работе переселялись в другия страны, как рабочий скот, который гонят гуртом.
Надо теперь обратить внимание на имя Мадай, как его употребляет Исаия, и на имя Елам, которое он соединяет с Мадаем, в XXI главе, говоря: „восходи Елам, осаждай Мид!“
Мы потому касаемся этого вопроса, что, проверяя эти имена по родословной X гл. кн. Бытия, мы наталкиваемся на затруднение, так как хотя Мадай несомненно сын Яфета, но Елам назван сыном Сима; между тем очевидно, что в XXI главе Исаия говорит о Персах и Мидянах, т. е. об Ариях, выдвигаемых Господом на мировую деятельность. Затруднение это устраняется тем соображением, что Еламитяне Семиты владели страной Еламом на восток от Тигра697, которая позже от столицы Сузы, называлась Сузианой. Когда же стала надвигаться Арийская толпа, то после взятия Ниневии вся Сузиана (Елам) была занята Персами и Суза сделалась их первопрестольной столицей. Новых же властелинов страны продолжали по обычаю называть Еламом, от имени страны, ими занятой: но это были уже Арии Персы, а не древнее население страны.
Об Мидянах в книгах Царств мы читаем впервые в 4Цар. ХVIII, 11, а именно: Салманассар поселяет Израильских пленных в городах Мидийских. Весьма вероятно, что с Салманассара только Ассирия начала проникать в Мидию, и притом только в некоторые ближайшие области Мидии, так как даже при следующем царе Саргоне Мадай являются в его надписях народом не вполне покоренным698. Впрочем при последних царях Ассирии Мидяне составляют отдельное царство, и именно они осаждают и разрушают Ниневию, не оставя от ней следа около 606 года. Возвращаясь к тому, что мы сказали выше, мы видим в имени Мида совокупность двух Арийских племен, вызываемых Господом на разрушение Семито-Кушитских монархий.
Да позволено нам будет прибавить, что в пророчестве Исаии, которое произносится ранее падения и Ниневии, – а тем более позднейшего взятия Яфетидами Вавилона,-мы видим один общий приговор, который окончательно свершается в торжестве Яфетидов и в падении от руки их Вавилона. Это падение увлекает с собою в забвение и всю Семитокушитскую культуру, с ее многообразным астрономически-натуралистическим культом, с которым соединено было и шаманство туранских (Аккадских и прото-Мидийских) племен, принесенное из степей великой Азии.
Из Ассирии и Вавилона и Сирии и Финикии, как мы пытались указать в других трудах699, берут свое начало многие верования и мифы, разработанные в мифологии Греков; но здесь же в остатках памятников этой культуры мы нашли драгоценные остатки древнейших преданий, унесенных народами из общей их родины, и между прочим, хотя облеченное в языческую форму, но тем не менее драгоценное предание о потопе700.
Но ныне с выдвижением Яфетических племен этому древнему центру языческой культуры суждено исчезнуть навсегда.
19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,
20. не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах.
Раньше Вавилона погибла Ниневия, и об ней произнес пророк Софония701 пророчество, которое напоминает пророчество о Вавилоне пророка Исаии. Мы его выписываем потому, что пророчества о Ниневии и Вавилоне суть приговор над центрами общей Ассирии и Вавилону цивилизации, и поразительно схожи, указывая на окончательное погребение этой культуры. Вот пророчество Софонии, II, 13–15: „И прострет руку Свою Господь... и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое как пустыня, и покоиться будут среди ее стада, и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах; разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки.... Как он (город) стал развалиною, логовищем для зверей?“
Мы выше говорили702, что пророчества о Вавилоне и Ассуре сливаются у пророка Исаии в одно пророчество о царстве лжи и зла, царстве мира сего, борющагося против царствия Божия, царства любви и добра. И народ обетования пал, потому что он изменил Богу, но ему Господь изволил открыть: „что святое семя“ будет корнем новой жизни. (Ис. 6:13, 7:14, 9:6–7). Не так Ассур и Вавилон, погибшие навсегда. Развалины Ниневии, найденные в холме Нимруда на левом берегу Тигра, против Моссула в сороковых годах Лейярдом, описаны им в его сочинении Nineveh and its remains. Он сам, стоя посреди этих развалин с глубоким чувством читает приведенные выше слова пророка Софонии и указывает на точное исполнение произнесенного пророчества. То же самое мы скажем о Вавилоне. Из многих описаний разных путешественников, посетивших местность, на которой когда-то стоял Вавилон703, видно, что эта местность ныне совершенно пустынна и необитаема. Она находится в пяти английских милях от селения Гилла, на левой стороне Евфрата и представляет собою ряд холмов разной вышины и величины, которые суть единственные остатки великолепия Вавилона. Вавилон впрочем не исчез мгновенно, приговор над ним совершался постепенно. Началось его падение в знаменитую ночь взятия его Киром, который прежде всего разрушил стены его704. Он существовал еще при Александре Македонском, который хотел восстановить храм Бела, но не мог исполнить этого начинания по громадности работ, прекратившихся с его смертью705. Но Селевк Никатор совершенно бросил Вавилон и в 300 стадиях (52 версты) основал новый город – Селевкию, после чего Вавилон совершенно опустел по указанию Страбона и Плиния706. После этого Вавилон становится „грудою развалин, жилищем шакалов“, как пророчествовал о Вавилоне и Иеремия (Иер. 51:37), когда еще в нем жили пленные Иудеи. Таков он ныне, и поразительно точно исполнилось на нем пророчество Исаии. И Кер Портер и Лейярд утверждают, что местность бывшего Вавилона считается как бы проклятою. Арабы до сих пор не разбивают на ней шатров своих, удерживаемые страхом, который передается из поколения в поколение. Поэтому многие мелкие звери и ночные птицы и теперь обитают в трещинах холмов, которые прикрывают развалины башен и строений, сложенных из сырого кирпича и облицованных часто кусками алебастра или емальированным кирпичем. Мы остановимся здесь на одном выражении ст. 21: „косматые будут скакать там“. Некоторые переводы передают это выражение словом сатиры; Вульгата переводит как мы „pilosi“ (волосатые). Хотя некоторые, как указывает блаж. Иероним707-признают в этом выражении образ получеловека, полудемона, т. е. тех существ, которых народные верования называли сатирами, или лесными (лешими), но кажется правильнее разуметь здесь Макаку, Аравийскую обязьяну, которая и до сих пор водится в южной Месопотамии708. Мы однако выпишем здесь слова Шмидера (Die Propheten. Iesaya, in loco). Может быть, говорит он, эти образы полу-людей, суть дети фантазии сынов степей, и из фантазии возникли и фавны и сатиры, но прибавляет он: „Doch, is est nicht zu leugnen, dass auch diesen Missgeschtalten ....etwas Wirkliches, eine böse dämonishe Macht zum Gronde liegen mag“709. Итак, и Исаия и Иеремия в пророческом видении видели пустыню на том месте, где в их время стоял Вавилон „краса царств“ и видели грядущее царствие Божие, имеющее стереть с земли царство лжи и обмана, царство злобы и жадности, и рабства злату и страстям, типом которого были Ассур и Вавилон.
* * *
Денница, сын зари; буквально „свет несущий“. Впоследствии это было у греков имя звезды (или, как думают, планеты Венеры).
Мы увидим ниже, что стихи 10–13 этой главы видят вдали неясные еще образы и гибели Иерусалима, и великого судного дня.
Кей в Speaker''s Comment указывает на значение выражения масса, в образном языке пр. Захарии ХII, 3: „сделаю Иерусалим тяжелым камнем“. Ср. Иер. 23(бремя-масса).
Ниневия разрушена Сиаксаром Мидийским в 606 году. Но Мидийская монархия сплавилась с Персидской, и в походе на Вавилон главные деятели суть Персы и Кир, который назначает вассальным своим царем в Вавилоне „Дария Мидянина“ (Дан. 5:31), которого считают Сиаксаром II, сыном Астиага – (тестя Кира). Киропедия I, § 5, 2.
Пусть оглянутся назад и вспомнят великие передвижения народов, появление в известные времена всемирных завоевателей; войны с их последствиями, революции, изменения целого строя жизни народов; открытия новых материков, также со всеми экономическими и социальными последствиями и с миссионерскою деятельностью.
Движение Ариев с Востока очень хорошо выяснено Ленорманом в 3-me lettre Assyriologique. lа Medie. Он указывает путь движения по I-му фаргарду Вендидад-Заде.
См. Герод. I, 95–103 и заметки в Раулинсоновом Геродоте; в Ancient Monarchies: Media. Деиок должен быт отнесен к 850 году до Р. Хр.
Их считают частью Туранцами, но частью и родными братьями Пелазгов и Греков, оставшихся в степях южной России. См. моего Promethée, рр. 42, 62 и др.
Начиная с Ионы, и в продолжении трех известных нам тысячелетий мы следим зa исполнением слов Божиих, сказанных через пр. Иеремию ХVIII, 7–10. (Ср. Иез. 18:21–24). Напомним времена Гензерика и Льва великого, папы римского, и множество спасений городов, вследствие молитв и покаяния в России при татарах.
См. выше ст. 6. О слиянии погибели Иерусалима, как прообразования с великим последним днем см. Мф. XXIV-XXV; Марка ХIII, Луки ХIII, и XXI. Ср. в нашем толков. Еванг. Иоанна Богослова ч. I, стр. 161 подстр. примечание.
В Слав. ст. 10 гов.: „Звезды бо небесныя и Орион и все украшение небесное света своего не дадят“.
См. в I т. Св. Лет. прим. на гл. X кн. Бытия.
Фл. Иосиф. война Иуд. кн. VI, гл. 44, распоряжения Тита о пленных.
Это освященные, Деян. 20:32; призванные святые 1Кор. 1и друг.
Max Müller: Lectures on the Science of language.
Втор. 32и примеч, к Св. Лет.
См. превосходные примечания в изданном Раулинсоном Геродоте и Essay III в I томе. См. Appendix р. 388 sq. Ed. of 1875.
См. напр. Киропед. V, 3 и друг. Ср. еще Герод. I, 95, Диодора Сиц. XI, 6 и др.
См. Страбона ХV, III, § 12. Эта страна Елам называлась также Сиссия; ср. у Геродота III, 91 и примечания у Роулинсона.
Menant Annales des rois d’Assyrie (ed. de 1874). v. Sarkin: pp. 167, 181. Ассирия никогда не покоряла, впрочем, всей Мидии. Хотя часть ее была занята Capгoном, но в надписях сына его Сеннахерима и внука Ессархадона говорится о депутациях от дальних частей Мидии, о которых прежние цари не слыхали. См. Роулинсона Media, v. II of the Ancient Monarchies p. 381. См. также в Annales, изданных Menant p. 244. Assur-Akhi-Addin.
См. нашего Гезиода, и нашего Promethée, и Теогонию Гезиода, изданную в 1897 году.
О легендах Издубара см. хороший отчет Делича в Chaldâishe Genesis; ср. Ленормана в les premières Civilisations; у Дж. Смитта, у Фаукса и у мн. др. Мы в скульптурах Ассирии несомненно имеем воспоминания и о древе жизни, которому молятся цари. (См. Роулинсона рисунки и отделы, под рубрикой: Religion в Assyria, Babylonia и Chaldea).
Софония пророчествовал позже Исаии около 640 года, лет за 30 до гибели Ниневии (606 до Р. Хр.).
И см. ниже гл. XIV.
См. Ker Porter’s (1817–20) Travels vol. II; см. Роулинсона Геродота v. II, Essay IV, § 4 in the Appendix to Herod. III. Cм. Layard’s Nineveh and Babylon, chapt. XXII, etc.
Это нам известно из фрагмента Бероза под № 14, который приводится Дж. Роулинсоном в Библ. Слов. Смитта (sub. v. Babylon) и в его Ancient Monarchies. Самый отрывок см. в Cory’s Fragmenta р. 68 ed. of. 1876, со ссылками на Фл. Иосифа прот. Аппиона (I, 20) и Евсефия (Praep. X).
Strabo XVI, 1, р. Causab. 738.
Strabo l. cit et Plin. Hist. Natur. VI, 30.
Comment, ad Isaiah XIII.
Так Тристрам, Ест. Ист. Бабии; см. Macacus arabicus.
„Нельзя, однако, отрицать и того, чтобы в основании этих чудовищных фигур не лежало нечто истинное, злая демонская сила“. Шмидер прибавляет ссылку на Лк. 11:24.