Источник

Глава XIV

В этой главе особенно ясно выступает мысль, что Ассур и Вавилон, – хотя отдельные царства, павшие разновременно,-но представляют собою одно сатанинское царство гордости и насилия, а потому имена их тожественны в пророчестве, говорящем о падении царства зла710. Люцифер, денница, сын зари (Ис. 14:12) есть прототип их временного владычества. Как отец лжи и гордости, он свержен в ад: но также как он будут свержены Ассур и Вавилон711, сделавшиеся его царствами. Так падет и царство мира его, когда окончательно воцарится правда Божия, против которой и доныне мир и плоть борются.

Господь сказал приидя на землю: „ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон“ (Ин. 20:31). Причина и источник зла лишается власти, изгоняется из мира: от того часа притекающий к Господу с мольбою о защите свободен от насилия сатаны: воле человеческой возвращена ее свобода.

1. Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся в ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова.

Близко время Вавилона, дни его сочтены, говорит пророк, живущий духом в будущем, еще относительно далеком. Пророчество произносится, как мы видели, во времена Ахаза712; но в это время Вавилон еще даже не царство, а область Ассирии; сама Ассирия еще могущественна, и пророк видит события, имеющие совершиться лишь через полтора века. Но пророк видит уже и плен Иуды, и возврат из него. Но более того, пророк, в особенности в совокупности стихов 1 и 2-го, говорит о событиях более общих и более таинственных, которые можно отнести лишь к распространению и утверждению на земле Христианства. Другими словами в речении: „помилует Господь Иакова и возлюбит Израиля“.... „и присоединятся к ним иноземцы“.... надо разуметь всех чад Авраама, т. е. всех верующих всех племен, которые, по словам Апостола: „благословляются с верным Авраамом“ (Гал. 3:7–9).

2. И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими.

В этих словах раскрывается будущая картина христианского мира, мало по малу завоевывавшего мир языческий. Верный Израиль, порабощающий угнетателей своих и берущий в плен пленивших его, есть проповедь Апостолов, несущих знамя любви. Христа Спасителя и приводящих к присяге в верности Ему суровых властителей побежденного Израиля. Победа побежденного Израиля есть победа духовная, а потому вечная: торжество вечной правды над изменяющимся миром; оружие этого завоевания – любовь. Иноземцы делаются рабами Того, который, по выражению Пс. 67:19, „возшел на высоту и пленил плен“. (Ср. Еф. 4:8,11–13). Не разум человеческий в соединении с насилием мог одолеть весь мир: только рожденный от Бога побеждает мир: „и сия победа, победившая мир, есть вера наша“713. Мы сделались „рабами праведности“, говорит Апостол Павел714.

3. И будет в тот день: когда Господь успокоит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,

4. ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского, и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!

Стихи эти, по нашему мнению, относятся не к возврату из плена, а к победе жизни над смертию воскресением Господа нашего Иисуса Христа, как и предыдущие два стиха. Торжественная песнь пленных Иудеев над павшим Вавилоном и самый возврат их из плена можно рассматривать лишь как преобразования важнейшего грядущего мирового события, падения сатаны и освобождения всего мира от рабства ему. – Сатана, не ведая, кто Господь, когда искушал Его, говорил: „Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне и я кому хочу даю ее“715. Подобно прототипу своему хвалились властию и разумом и силою Ассур и Вавилон и также как он свержены с власти и низвержены во ад, при чем разумеется то общество человеческое с его враждебной правде культурой и с развратом, овладевшим им, которое во всех членах своих несет наказание зa общие всем преступления716. Тот великий день, когда Господь успокоил Израиля от скорби и страха и рабства, есть тот день, когда человек радостно воскликнул: „Христос Воскресе!“ ибо тогда только вполне совершилось слово пророка: „не стало мучителя, пресеклось грабительство!“

5. Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык,

6. поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.

Стихи 5-й и 6-й имеют и ближайшеее и дальнейшее значение. Во-первых, они вполне относятся к падению Месопотамских царств. Жезл нечестивых есть скипетр владык Ниневии и Вавилона. Нечестивыми они стали потому, что в уме своем они поставили себя вместо Бога. Не силою ли и мудростию моею, говорил Ассур, я переставляю пределы народов? (Ис. 10:13). Не я ли построил величественный Вавилон.... силою моего могущества? спрашивал себя Навуходоносор (Дан. 4:27). Эти цари, применяя к ним слова Апостола Павла: „не прославили Бога и не возблагодарили Его, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце, и они называя себя мудрыми-обезумели“717. К этому безумию относится и жестокость, проявленная Месопотамскими владыками в отношении всех народов, о которой говорит пророк Исаия в читаемых нами стихах, и которая документально подтверждена собственными надписями и барельефами Ассирии, открытыми в последние пятьдесят лет. Гордость этих владык тогдашнего мира очень понятна: кругом Ассирии, как позже кругом Вавилона, не было народа, могущего с успехом им сопротивляться718. Единственная грозившая Ассирии опасность, казалось, могла возникнуть от собственных областей ее Сузианы и Вавилона, а Вавилон, по-видимому, не имел ни одного опасного врага. Но вот (Ис. 13:2,17) Господь подает знак Мидянам народу Арийскому, доселе не значительному, и он сначала с Вавилоном уничтожает Ниневию, а потом с единоплеменными с ним Персами уничтожает Вавилон.

И сокрушена навсегда власть Семито-Кушитов и владыками мира, Господь поставил сынов Иафета.

Но царство сатаны еще не сокрушено; чтобы сокрушить его надо было явиться более сильному: жезл отца лжи хуже и сильнее жезла даже Месопотамских монархий. Это царство сокрушено вечною любовию, Тем Крепким, о котором, провещая Исаия, говорил: „Трости надломленной не переломит и льна курящагося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы“719.

Когда мы рассматриваем все эти 6 стихов в совокупности (см. в особ. изумление освожденных от рабства в ст. 3–4), то мы невольно переносимся мыслию в первые века христианства, и видим в словах Исаии картину тех чувствований, которые должны были возникать в душе Христиан и при первом обращении их, когда они узнали счастие бороться против плоти и почувствовали силу сбросить иго страстей и греха помощью благодати Духа Святого и почувствовали себя свободными720. С недоумением спрашивали они себя: как не стало мучителя? Сокрушил Господь жезл нечестивых! И обращаясь назад в тому, что они видели и делали до познания Христианства, они со страхом и изумлением спрашивали себя: возможно ли, что такие дела и жестокости творились на земле? В этом и была победа победившая мир, что не одни монархии языческие пали, не одно социальное устройство изменилось, – пал сатана, а человек переродился. Величайшее чудо совершено было не вне его, а в душе его.

7. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости;

8. и кипарисы радуются о тебе и кедры ливанские, говоря: „с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас“.

Первое последствие падения сначала Ассура, потом Вавилона, было – всеобщая радость. Гнет Семито-Кушитов с примесью Аккадов стал невыносимым721. Их культ, их нравственный упадок, их жестокость заражали весь тогдашний культурный мир, и он вздохнул свободнее, когда на сцене мировой истории выступили сыны Иафета, которые, по крайней мере в западной своей ветви, не были идолопоклонниками и которых нравственные идеалы стояли неизмеримо выше Кушито-Семитских племен. Они кланялись, по крайней мере в первое время, несомненно одному Богу722. Они никогда не наслаждались истязаниями и жестокостями. Они любили правду, как указывает Геродот I, 136; они ненавидели ложь, как записано у Страбона ХV, 3, § 18, и как упоминает о том в своем романе Киропедия, Ксенофонт I, 6, § 33. Самые документы, оставленные Ахаменидами, как напр. надпись Бисутуна, и древнейшие песнопения (Гаты) доказывают и то, что они были монотеисты и то, что они считали ложь принадлежащею злому началу. Надпись Бисутуна переведена вполне в прилож. ко II тому Роулинсоновского Геродота, и из нее ясно, что всякая ложь представляется возмущением против единого Бога.

Стих 8 о кипарисах и кедрах разумеется двояко. В ближайшем значении мы читаем исторически подтвержденное указание, что весь лес для своих дворцев Ниневия и другие города Ассирии и Вавилон привозили с Ливана, ибо везде (Лейард и др.) найдено, что балки потолков сделаны из того леса, которого ближе Ливана нельзя было достать. Но с другой стороны радость высоких деревьев, что их некому рубить, может, быть принята и иносказательно. Заметим, что у пророка в гл. II, 12 – 13 „грядет день Господень на все превознесенное.... на кедры Ливанские“.... или в Ис. 6или в Ис. 9:18–19 или в Ис. 10:33–34, кедры и другия высокие деревья символизируют царства и царей, которых рубила власть царей Месопотамии, и которые радуются тому спокойствию, которое настает с гибелью Кушито-Семитских монархий.

9. Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.

Очевидно, что это таинственное обращение к сходящему в „преисподний ад“723, говоря словами пророка, не может относиться ни к одному в особенности царю Ассирии или Вавилона. Слово тебя, обращено к какой-то собирательной злой воле и силе, которую можно бы, кажется, назвать „легион“ (как Мк. 5и Лк. 8:13), но которой вождем сатана или Люцифер, в которому и обращается пророк ниже в ст. 12–15. Он владел Месопотамскими царствами и был настоящим царем их, доколе Господу угодно было попустить их царствование. Поэтому в преисподний ад сводится в лице его власть и культура и разврат и гордыня отца лжи, который считался дотоле неодолимым. Это предварительная частная над ним победа и предварительное его наказание, – доколе не пришел на землю Сам Господь: „да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе“. (Евр. 2:14–15)724. „Преисподний ад“ есть понятие перешедшее и к Грекам под именем Тартара (см. нашего Гезиода). Шеол представляется в Св. Писании местом бездеятельности и покоя; преисподний ад местом скорби и мучений. Типический царь Вавилона, как бы один общий образ всего ряда царей Месопотамии, является в ад представителем системы зла и насилия, начатой Кушитом Немвродом725. И Рефаимы или допотопные исполины VI главы Бытия суть представители насилия; и Рефаимы, которых Израиль находит еще в Палестине при занятии ее726, суть исполинские племена, державшие в страхе окружавшие их племена, перекочевавшие в Палестину позже этих первых по-видимому выходцев с Памира727. Но в картине ада, рисуемой пророком, все эти представители насилия и беззакония и зла на земле восстают с ужасом, видя, что высший тип зла, превосшедший их всех в злодеяниях и казавшийся вечным, также, как они, повержен в ничтожество ада.

10. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным как мы! и ты стал подобен нам!

11.В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой.

Бессильные тени, образы728 когда-то полных силы и злобы людей, встречают сверженного представителя насилия восклицаниями ужаса и удивления. Мы говорили, что под этой таинственной личностью мы разумеем и злобную силу и совокупность произведенного ею зла в продолжение многих поколений и веков. Следующее восклицание теней о гордыне, сверженной во ад, еще яснее рисует сатану, отца гордости и лжи, хотя оно может относиться и к каждому из царей, властвовавших в Ассирии и Вавилоне.

„В преисподнюю свержена гордыня твоя, со всем шумом твоим“, восклицают тени, очерчивая этим словом всю историю и деятельность Месопотамских царств. Черви, служащие подстилкой и покровом, суть символы, наглядно указующие на ничтожество могилы, из которой заимствованы эти образы. Самое слабое и презренное животное сильнее того, который наводил ужас на человечество.

12.Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

13. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов на краю севера;

14. взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“.

Можно заметить, как во всем этом пророчестве, начиная с 4-го стиха, пророк переходит от царя Вавилонского к типическому царю гордыни-сатане, и наконец кратко касается того таинственного момента, когда он пал, сверженный с неба. Первое восклицание пророка: „как упал ты с неба?“ не может относиться ни к кому, кроме сатаны, который здесь назван „денницей“, „сыном зари“729, в воспоминание той славы, которой он пользовался и которую утратил. С неба свергнут и упал только возмутившийся ангел, о котором Господь Иисус Христос сказал: „Я видел сатану, спадшего с неба как молнию“ (Лк. 10:18).

Но пророк Исаия видит только мгновенно этот таинственный момент; видение об падшем ангеле во времена, недоступные уму человеческому, исчезает: вслед за сим пророк говорит о земных человеческих событиях и явлениях, но с явным указанием, что тайным двигателем преступлений и гордыни царей Месопотамских был тот, „который упал с неба“. „Разбился о землю, попиравший народ“, может относиться и к сатане, но ближе всего относится к ряду царей, представлявших собою жестокую Кушито-Семитскую культуру с ее развращающим культом. Об землю разбиваются идолы Ариями, идущими с востока, по повелению Божию. Гордость, изображенная в ст.13–14, есть гордость человеческая, начало которой проявляется в Месопотамии со времени постройки столба Вавилонского и создания Кушитского царства насилия Немвродом. В этой человеческой гордости, подсказываемой отцем лжи, есть много невежества, незнания окружающего Кушито-Семитские царства мира. Ленорман в Origines de l'histoire d’après la Bible (1882); tome deuxième, pp. 121 sq, – указывал, что среди народов Азии, – как средней и южной, так и западной всегда существовало верование, что где-то на севере есть великая гора, которая достигает неба и есть жилище богов730. Вот на эту мифическую гору указывают стихи 13–14, которые приписывают желание войдти на эту гору сонму горделивых царей Месопотамии, или одному типическому царю, олицетворению их всех, который в забвении своего человечества, наущаемый сатаною, обоготворяет себя и свой разум. Это помрачение мы встречаем у всех языческих народов, которые всегда чтили своих царей как богов, и кланялись им как богам после их смерти. Таково было обоготворение фараонов в Египте, и царей в Ассирии и Вавилонии, и даже в высоко развитом императорском Риме, хотя последнее было обоготворение условное, политическое, явный, лишь допущенный и всем понятный обман. Но тем не менее везде народы „называя себя мудрыми, обезумели“, как говорит св. Апостол Павел (См. Рим. 1:20–22).

15. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

16. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: „тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства,

17. вселенную сделал пустынею и разрушал города ее; пленников своих не отпускал домой? “.

Как в предыдущих трех стихах первый относится к сатане, а следующие к земным событиям, так и в этих трех стихах первый относится к свержению во ад падшего ангела, но распространяется и на типического земного царя представителя гордости и насилий царей Месопотамских. К последнему только может относиться и удивление мыслителя, не видящего даже следов того, который „колебал землю, вселенную сделал пустынею“. И действительно чрезвычайно замечательна точность исполнения читаемого и следующего (18–20) пророчества. Остались развалины от Мемфиса и Фив и Пальмиры и Сузы и Персеполиса и Екватаны и от многих городов в передней и малой Азии, и в Лидии и на о<стро>ве Кипре: но Ниневия и Вавилон исчезли бесследно. Уже Ксенофонт на месте Ниневии не видел ничего, кроме больших курганов; это место он называет Меспила, и ни одним словом не вспоминает об городе кровей,-Ниневии. Мы говорили выше об таковом же бесследном исчезновении Вавилона. (См. выше, на Ис. 13:20–21).

В числе укоров Вавилону (и Ассирии) весьма замечателен укор, что он „не отпускал пленников своих домой“. И действительно никогда мы не встречаем в истории такого систематического обезлюдения завоеванных стран, как то, которое практиковалось монархами Месопотамии, с насильственным переселением целого народонаселения зa тысячи верст с женами и детьми, что представляет такую массу страданий, которую трудно себе представить. Прибавим, что такие переселения целых народов,-как например из Палестины в города Мидийские и с Евфрата в Палестину (4Цар. 17:6,24) продолжались настойчиво десятки лет при разных монархах, и для нас станет ясно, какая безжалостная, не человеческая, демоническая система управления существовала в этих царствах, столицы которых стерты по повелению Господа Бога с лица земли.

Далее именно указывается, что другим народам дарованы усыпальницы; слава их памятуется на земле в самых великолепных развалинах тех памятников, которые они возводили на земле, данной Творцем в удел им. Царства же Месопотамии оставляют по себе только как бы ветошь, обагренную кровью (ст. 19).

18. Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице;

19. а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечем, которых опускают в каменные рвы, – ты, как попираемый труп,

20. не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю свою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.

Над умершими фараонами воздвигнуты пирамиды; дворцы их создания и кладбища не только царей, но и частных лиц найдены в Египте вполне сохраненными в сотнях местностей731. Даже в относительно мелких Азиатских государствах, как Лидия, до нашего времени сохранилась гробница Алиатта732. После древних Иранцев сохранились многие памятники (в Персеполисе, Сузе и проч. и проч.) и гробницы царей: Кира близь Пасаргады, Дария и некоторые, неизвестно кому принадлежащие подле Накхи- Рустама733. После Финикиян до сих пор существуют остатки гробницы Хирама ц. Тирского, ц. Сидонского Есмунацара (гробница открыта в 1855 г.) и ряд гробниц на о-ве Кипре (1875 г. полк. Чесней)734. Даже едва известные цари Хита, (предполагаемые Хеттеи Библии) оставили свои монументальные следы735. Мы уже не говорим об остатках гробниц, найденных Шлиманом в Микене и Аргосе, которые принадлежат к остаткам Европейского населения. Везде, где Господу угодно было даровать народу удел на земле для организации отдельного государства736, народы на территории, им принадлежащей, писали каменными сооружениями и другими работами и записывали таким образом историю своей деятельности на земле. В Месопотамии ни от Ассирии, ни от древней Халдеи и позднейшего царства Вавилонского ничего не осталось на поверхности земли, кроме курганов, да остатков разрушенных и размытых каналов. Найденные остатки дворцов открыты под землею, и явились свидетелями, как точно исполнилось пророчество Исаии над „племенем злодеев“. Усыпальниц же царей вовсе не найдено в Месопотамии.

В IV томе Св. Летописи, говоря о книге пророка Ионы и о проповеди его в Ниневии737, мы говорили о том, что масса народа, порабощенная царем и высшими классами, мало чем отличалась от животных. В древнем мире только один народ- Израиль, имел права, из которых главное было знать вполне свою религию, в которой не было тайных учений, и которая была открыта всем738. Не так было в языческом мире: и в относительно мудром Египте, как в Финикии, Сирии и Месопотамии. Между царями (и жрецами) и массой народа-рабов лежала бездна; первые мнили себя быть богами и в Египте имели тайное и чистое учение; вторые жили в совершенной темноте мысли и идолопоклонстве, были безответны и зависели вполне от сильной руки царей своих. Вот почему надо с особым вниманием остановиться на укоре, обращенном к типическому царю Вавилона,-общему представителю многих поколений неограниченного деспотизма,-„ты разорил землю свою! ты убил народ твой“739! Здесь говорится не о чужеземцах, покоренных царем, здесь указывается, что он уничтожил свой собственный народ и разорил свою землю, наполнив ее злодеяниями и приучив народ свой к злодеяниям. Поэтому и властитель, и народ вычеркиваются из числа народов, как недостойные власти. Мы говорили выше, что и гробницы царей Месопотамских нам неизвестны; они повержены в прах и забвение, как презираемые остатки ветоши, обагренной кровью (ст. 19), как гниющий труп неизвестного человека или животного. Ст. 19, 20 указывают, что если для убитых в сражении простых воинов копают рвы и обкладывают их камнем, то даже и этого не удостоятся цари Месопотамии, которые и в могиле „не соединятся с ними“ (убитыми на войне ст. 19-го).

21. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями.

Мы напоминаем, что читаемая глава XIV есть продолжение ХIII, которая надписана: „пророчество о Вавилоне“. Мы еще напомним, что Ис. 13:2–3,17 указывают, что призываются Господом к исполнению приговора над типическим Вавилоном Мидяне. Поэтому и здесь Ис. 14воззвание обращено к Мидянам, и к родственным им Арийским расам, имеющим получить власть над растленною землею. Издавна Месопотамия была землею возмущения против Всевышнего; здесь собрались после потопа буйные толпы говорившие: построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всея земли“740. Но именно у этих создателей первого царства в Месопотамии нет наследников их имени на земле. И Индусы и Персы и Славяне и Германцы и Латинские и Греческие племена знают и чтут своих предков доисторических сынов Иафета, обозначаемых именем Ариев. И Копты знают и чтут память своих отцов Египтян, и Абиссинцы памятуют об древнем Ефиопском царстве Куш, жители которого считаются их предками. И Арабы чтут в числе предков своих Измаила и Иова и других упомянутых в Библии лиц. Одни только цари и царства Месопотамии как будто не имеют потомства на земле: никто из народов не признает себя их наследниками. Месопотамию населяют теперь Арабы, Персы и племена Тюркские, из которых ни одно не признает себя потомками Ассириян и Вавилонян. И те и другие исчезли бесследно, стертые с земли волею Всевышнего: имя их произносится с суеверным страхом и от Геродота до ныне связано с понятиями о постыдном культе и о необычайной жестокости741. Везде в Библии насилия ведут зa собою гибель царств, стран и народов. „Землю наследуют кроткие“. Укажем между прочим приведенные в Быт. 6причины потопа; также и о Содоме в IX кн. Бытия особенно указано, что жители были злы742. Так исчезают и в Палестине племена исполинские, о которых говорится во II и III главах Второзакония743, племена конечно насилия и хищничества, как исполинские племена, воевавшие с Греками в Халкидиде744.

Последнее выражение 21-го стиха также не должно быть оставлено без внимания. Взывается к народу, несущему кару, чтобы они истребили сынов Вавилона, „дабы они не наполнили вселенной неприятелями“. Здесь, во-первых, указывается закон наследственности известных кровожадных инстинктов. Во-вторых надо указать, что в Греческом тексте переведено: „дабы они не наполнили землю войнами“, а в Славянском „дабы они не наполнили землю ратми“ (т. е. военными полчищами)745.

22. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и потреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь.

23. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф.

Эти два стиха с двумя следующими объемлют судьбу обоих царств Месопотамии: стихи 22–23 говорят о гибели и запустении Вавилона, следующие 24–25 о запустении и гибели Ассура, а 26-й стих говорит: „таково определение, постановленное о всей земле“, из чего ясно, что пророчество глав ХIII и XIV относится ко всей Месопотамии, к тем царствам и династиям, которые сменялись на этой земле в продолжение более 20 веков746. Сначала возникло несколько отдельных царств в южной Месопотамии, потом усилилось влияние Аккадо-Купштов, и было причиной выселения более чистых Семитов на север и запад, потом последовало нашествие из страны, называвшейся позже Сузианой, которое вытолкнуло толпы сынов Ханаана с берегов Персидского залива в Палестину и Финикию. В это время ростет сила Семитического царства Ассура, которое вскоре делается по культуре совершенно Аккадо-Кушитским. Потом идет борьба между объединенною Вавилониею и Ассуром, которая кончается покорением Ассирией южной Месопотамии, но с беспрерывными восстаниями Вавилона. Потом, когда сила Ассура достигает своего апогея, это царство внезапно разрушается, ибо Господь Бог произнес приговор Свой; потом возвышается Вавилон и достигает величайшего могущества, но как Ассур внезапно падает под ударами Ариев, потому что Господь повелел, чтобы лучшие и более чистые расы заменили культуру, которая не могла дать ничего человечеству, кроме падения и унижения человека, и забвения лучших и высших человеческих стремлений. Что не служит к совершенствованию человека, то должно быть уничтожено.

Пророчество о Вавилоне к угрозе об истреблении народа присовокупляет еще, что страна сделается пустыней и болотом: и эта часть пророчества, как и первая, исполнилась буквально. Мы знаем, по свидетельству и Геродота (I, 193) и Бероза (фрагм. I, § 2) и Теофраста (VIII, 7) и Страбона (ХVI, 1, § 14), а также и по остаткам каналов, прорезывавших южную Месопотамию, что Вавилония славилась необычайным плодородием. Теперь это вполне пустынное болото; уже Диодор Сиц. (II, 7) говорит об этом запустении страны; об нем говорят и все новейшие путешественники и исследователи. А эта картина запустения издавна начертана пророками, как напр. Исаией здесь и в поразительной картине гибели враждебных царству Божию человеческих царств, в главе XXXIV; и ср. об Ассуре Соф. 2:14.

24. С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,

25. чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

Пророчество об Ассуре поставлено здесь последним, хотя с него должно было начаться исполнение всего приговора. По всей вероятности, на нем намеренно останавливает мысль слушателей своих Исаия, потому что во-первых Ассирия в это время призывается Ахазом на помощь, во-вторых потому что жившее в это время поколение должно было своими глазами видеть начало исполнения приговора над Ассирией в поражении Сеннахерима, того Сеннахерима, который грозил рукою Иерусалиму, оставляя его временно в стороне, двигаясь на границу Египта747. Проявление силы Божией над Ассуром во дни Езекии должно было служить верным доказательством, что все предыдущее пророчество исполнится в точности во времена Господом Богом предназначенные и что после спадения ярма Ассура, спадет со временем и бремя Вавилона, которое не скрыто пророком от царя Иуды748. Но исполнение этих пророчеств доказывает, что исполнятся и великие обетования VI главы о святом семени и VII об Еммануиле и IX о Младенце и о великом свете, имеющем осиять людей, сидящих во тьме и в стране тени смертной.

Заметим еще, что пророчество об царях Месопотамии заканчивается двумя следующими стихами, которые обнимают „всю землю“, всю Месопотамию, над которой произносится приговор, а в 24–25 стихе, говоря об Ассуре, пророк как бы дает знамение, что все его пророчество сбудется, ибо он несомненно говорит о близком событии, когда Ассур будет сокрушен „на горах Господних“ „в земле Господней“, с очевидным указанием на Палестину, что конечно неотразимо приводит нас к гибели армии Сеннахерима, в то самое время, когда посланник его хулил силу Господню перед Иерусалимом, а сам царь произносил те же хулы в письме своем к Езекии.

Очертив будущее великих Месопотамских монархий и указав близкое действие силы Божией, имеющее проявиться над надменным Ассуром, пророк обобщает приговор над всей Месопотамией.

26. Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,

27. ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, – и кто отвратит ее?

Рука Господня простерта на все народы.

Мы уже говорили, что для всемирной истории это – великая минута, когда Господу угодно предать власть над землею сынам Иафета, взяв ее у сынов Симовых749, смешавшихся с Хамитами. Но сыны Иафета получили откровение о великой тайне Божией, совершившейся в Господе нашем Иисусе Христе от Иудеев, и от сего времени создается народ Божий, которому сказано: „все вы едино во Христе Иисусе“750.

28. В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:

29. не радуйся земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя; ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.

30. Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

С 27 стихом кончается пророчество против Месопотамских царств, властелинов всей восточной Азии. Со стиха 28 главы XIV до конца главы XXIII идет ряд пророчеств о народах соседних с Палестиной751 и о Иерусалиме (XXII), которые (пророчества) в совокупности рисуют всю картину взаимных отношений группы народов, окружавших во время царства Езекии царство Иудейское. Пророк видит это видение народов с высоты священной горы Сиона. Первое видение-на Филистимлян, относится к тому времени, когда произносится пророчество. Филистимляне, давнишние враги и соперники Иуды, занимавшие южную часть Палестинского побережья, покоренные при Давиде и Соломоне и после их восстания снова покоренные Озией (2Пар. 26:6–7), снова восставшие и грабившие страну при Ахазе, который решается призвать против них (и Идумеян) в помощь Ассирию (2Пар. 28:16–18),-намереваются по-видимому в год смерти Ахаза, или немедленно после его смерти, нанести сильное поражение царству Иудейскому, на престол которого только что вступает молодой царь Езекия752. Пророк, после высказанного им пророчества о гибели самого Ассура, возвышает голос против врагов Иуды, предупреждая их не ликовать по случаю сокрушения жезла, который поражал их при Ахазе. Некоторые из западных комментаторов применяют образы змеи, аспида и летучого дракона стиха 29 к царям Иуды, грозя ими Филистимлянам. Но этого, по нашему мнению, допустить нельзя. У Иеремии VIII, 16–17 эти образы применяются к врагам Иуды; и мы думаем, что здесь пророк Исаия развивает свою предыдущую мысль о гибели Ассура. И жезл, который поражал Филистимлян, и корень змеиный суть по нашему мнению Ассур; аспид есть Вавилон, а летучий дракон может служить символом Мидийцам и Персам с их летучей конницей753. Пусть не радуются Филистимляне о гибели корня змеиного Ассура; это есть радость для Израиля, но не для Филистимлян; исторически это объясняется последующими событиями. Когда Сеннахерим идет на Египет и обходит Иерусалим, то на пути к Пелузиуму он через Филистимские города по береговой полосе идет на Лахис и Ливну и берет Филистимские города, разоряя их страну. Иерусалим спасен Господом, но страна Филистимская ограблена Ассириянами754. Они так ослаблены, что об них ничего не говорится в царствование Езекии и после него; и может быть стих 30-й, говорящий о том, что беднейшие будут накормлены, указывает на спокойствие, восстановленное в Палестине после поражения Сеннахерима полным бессилием пограничных с Иудеей Филистимлян. И после Езекии мы не находим указаний ни Библии, ни истории на усиление Филистимлян; мы видим только, что по пути в Египту Газа и др. города Филистимские подвергались осаде и взятию и Александра Македонского и Антиоха великого (198) и во время Маккавеев многие из городов были взяты Ионафаном, одним из вождей Иудейских, (1Мак. 10:84,86; 11:60–62). В 97 году до Р. Хр. Александр Ианний берет Газу, а в 63 году, с присоединением всей страны Филистимской к Римской Империи Помпеем, страна на всегда теряет свою независимость.

31. Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.

32. Что же скажут вестники народа? – То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

Под словом город надо разуметь народ, жителей города; под словом ворота разумеются старейшины и судьи, решавшие дела по древнему обычаю у входных врат града755. Земле Филистимской предрекается полное распадение, с потерей национальности, что и совершилось при Римлянах. Пыль или дым, идущий с севера, означает вооруженные массы народа идущие на разгром страны; под этими словами можно разуметь многие нашествия, начиная с Сеннахерима, и движения Скифов (перед гибелью Ниневии) до войск Помпея756.

Стих 32-й разумеется в том смысле, что глашатые, извещавшие народ о миновании опасности или после смерти Ахаза, или после гибели армии Сеннахерима, должны были разглашать другия более горькие вести народу городов Филистимских, ожидавших падения и Иерусалима, вечного врага своего. Вести эти заключались в том, что Иудея и Иерусалим не погибли под ударами Ассирии: „Господь утвердил Сион“. Не только Иерусалим спасен Господом, но еще в нем „нашли убежище бедные из народа Его“, когда Сеннахерим взял некоторые из городов царств. (4Цар. 18:13).

* * *

710

Ср. Ис. 14:4,22 с Ис. 14и с Ис. 10:5,12 и др.

711

Ср. стихи о Люцифере ХIV, 12–16 с след. стихами, 16–20 и 25 о Вавилоне и Ассуре, (также 4 ст. и 7–10 той же главы).

712

Ниже в ст. 28 говорится, что следующее пророчество о Филистимлянах произносится в год смерти Ахаза.

715

Лк. 4:6. См. объяснение этого места в нашем Опыте изучения Евангелия от Иоанна; ч. I, стр. 94 и см. примеч. 2-е. О сомнении диавола в Личности искушаемого см. св. Иоанна Златоуста толков. на Матфея, бес. XIII, § 2 (в русск. изд. 1864, ч. I, стр. 235).

716

Так Господь произносит укоризну и слово горе! городам (Мф. 11:20–24) и Иерусалиму (Мф. 23:37–38), указывая тем, что целые общества ответственны зa установившийся среди них строй жизни и нравственности.

717

Рим. 1и сл. Он говорит вообще о язычниках и о причинах, почему они так низко пали. Все это совершенно применяется к древним их царствам.

718

Так сокрушены были Ассирией Елам (Сузиана) и возмутившийся Вавилон, и даже дикие и сильные народы около озера Вана. Даже Египет был неоднократно разграблен и Ассириею (см. Наума и Истор. Фар. Бругша) и Вавилоном, который наследовал власть Ассирии.

720

„Где Дух Господень, там свобода“. (2Кор. 3:17).

721

Влияние трех рас, составивших смешанное население Месопотамии можно определить так. Семиты внесли по-видимому знание преданий до и послепоточных, но легенды, в которые превратились предания, получили астрономическую окраску влиянием Кушитов (Хамитов). Аккады суть представители кочевых племен, которые внесли в Месопотамию шаманство с культом духов элементарных и местных и душ предков, а также знахарство, и цифру с гвоздеобразными знаками и грамоту. См. о древнейшей культуре земли нашего Promethée etc.

722

В статьях наших 1886 года в Христ. Чтении под назв. Риг Веда, Зендавеста и Гаты, в особ. в последней, ясно доказано (Куком), что в древнейших Гатах Ормузд – единый Бог; только позже прежде подчиненный ему Ариман делается равносильным ему. Точно также лишь гораздо позже (как и в вост. ветви) аттрибуты Божества превращаются в отдельные божества.

723

„Преисподний ад“ представляет другую мысль, чем понятие о шеоле, месте покоя, о котором говорятся в Быт. 37:35; см. пр. в I т. Св. Лет., а также на Быт. 25и на Втор. 32:50.

724

Ср. еще Ин. 12и зам. на этот стих в нашем Ев. Св. Иоанна, ч. I, стр. 448–449, со ссылками на Еф. 2:2, 6и 2Кор. 4:4.

725

См. наши заметки в кн. Бытия на X, 8–12 и вступление в эту главу.

726

Ср. 2Цар. 5с нашими заметками на Втор. 2:20–23, 3:1–8; Чис. 21:35. И см. еще IV т. Св. Лет. ч. I, стр. 150–152.

727

В нашем Гезиоде и в Promethée мы рисуем картину миграции народных потоков сначала Кушитов и Семитов, потом Ариев. Но ранее Кушитов выходят по-видимому из общей колыбели человечества, во-первых, исполинские охотничьи семьи, по большой части на запад, а после них кочевые племена с недоразвитым языком так наз. Туранцы, двигавшиеся на восток, но часть которых были и в Месопотамии и др. местах.

728

είδωλον; см. в Одиссее X. 495.

729

В греческом „еосфорос“, „свет несущий“, в Вульгате Люцифер, с тем же значением.

730

Индусы так рассказывали об одном из пиков Гиндукуша (Мору); Месопотамия указывала сначала на Тавр, потом на Кавказ. Иран указывал на Ельбурц; греки на Олимп.

731

См. нашего Бругша стр. 48–46 перечисление документальных памятников Египта и между прочим см. в особ. частные кладбища Гизе, Абидоса, Бени Гассава, и царские усыпальницы Баб-ель Молука и проч. и проч.

732

О нем см. Геродота I, 93 и см. Hamilton’s Asia Minor; vol. I, р. 145 sq.

733

Rawlinson’s Persia, in the Anc. Monarchies; Vol. III pp. 231, 318, 322.

734

Cm. Phoenicia в издании „Story of the Nations“ (1889). В этом томе см. страницы 104–105; 209–210; 250–274; 322–326.

735

См. Wright’s Empire of the Hittites 1884.

736

О назначении уделов народам Самим Богом см. Втор. 32с нашими прим. в Св. Летописи. Ср. Быт. 10, с прим.

737

См. IV т. Св. Летописи изд. 1893 ч. II, стр. 212, 230–231, 247–248.

738

См. IV т. Св. Летоп. ч. I, гл. II, Моисей, стр. 11–12, стр. 15 со ссылкой на Чис. 11:24–26.

739

См. Одиссею VII, 59–60 об Евримедоне, царе буйных гигантов, погубившем народ свой и себя самого. Ср. нашего Promethée. р. 129 note 2.

740

Быт. 11:4. И см. вступление и примечания этой главы в I т. Священной Летописи.

741

Замечательно, что и древние Греки подметили высший закон, что города и народы, среди которых царствуют неправда и насилие погибают бесследно. См. в нашем Гезиоде, в тексте Раб. и Дни предание о 2 и 3 покол. стихи 127–156 и стихи 240–247 о городах насилия.

742

См. пр. 2-е на эту главу в нашей Священной Летописи, т. I.

743

См. в 3 т. Св. Летописи примечания на Втор. II, 10–12 и 20–23 и III, 1–4 и 11.

744

Ср. в нашем Гезиоде примечание на стих 185 Теогонии, и в Promethée р. 219. В Гезиоде в приложении напечатаны письма ко мне нескольких ученых по этому предмету. Особенно сочувственно отнесся к моим взглядам пок. Катрфаж.

745

Ныне это бедствие называют „вооруженными народами“.

746

Мы имеем некоторые документальные сведения об первом Халдейском царстве, восходящие зa 3000 лет до Р. Хр. Первый царь Вавилонский нам известный по имени, Лик-Богас, – (после мифического периода) которого считают древнее Авраама, вышедшего из Ура около 2000 лет до Р. Хр. Первый царь Ура, Урук. В Карраке найдено изображение царя Гудеа. (См. подробно в изданной Сейсом: „History of Babylonia, by George Smith“ p. 11. См. еще Менана: „Babylone et la Chaldée“; p. 60 sq. 116 sq. другие имена.)

747

Ср. Ис. 10и наши замечания с Исаия главами XXXVI и XXXVII (и параллельное сказание 4Цар. 18:13–37 и 4Цар. 19).

748

Ниже гл. XXXIX.

749

Ср. Быт. 9и прим. в Св. Летописи т. I.

750

Гал. 3:28. Ср. Рим. 11(и всю главу).

751

Исключение составляют стихи 1–10 глава XXI „о пустыне приморской“, которые относят к Вавилону, близкому к гибели.

752

Эта события относятся в 729–8 году до Р. Хр. В 4Цар. 18:13–14 видно, что Ассирияне (которыми тяготелся и Ахаз по 2Пар. 28:20) при Езекии уже не были ему союзниками.

753

Ср. ниже о них видение стража в XXI, 7 и 9 о всадниках, идущих к Вавилону.

754

См. надписи, собранные Менаном, в Annales des Rois d’Assyrie, царей Саркина, или Саргона и Сеннахерима.

755

Ср. Втор. 21:19, 25(Ср. Руф. 4:1–10), Нав. 20:4; Иов. 29:7; Притч. 22и мн. др. Ср. название даваемое Оттоманскому Правительству, происшедшее от древнего обычая: порта Оттоманская.

756

Сюда ходили и Ессархадон, и Ассурбанипал Ассирийские и Нехао Египетский и Навуходоносор и Камбиз Персидский, и Греки Александра, и Дмитрий Полиоркет и Антиох и Птоломей Епифан и Александр Балас.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle