Глава ХII
1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.
ГЛАВА XII есть продолжение и окончание пророчества о Мессии, которое начинается с первого стиха главы XI. Славословие, заключающееся в главе XII, напоминает все славословия о которых упоминает Библия и которые произносились после избавления от опасности, или после победы над врагами. Таково были славословия Моисея и Мариам, после перехода через Чермное море; таково было славословие Деворы, после победы над Ханаанитянами, таково и множество псалмов, славословящих Господа за милости Его. Во все времена молитва и славословие, выраженные в словах 1-го стиха, неизменно приходят в сердце человека, когда, после сердечного покаяния во грехах своих, он чувствует, что Господь дарует ему спокойствие и дарует ему милости Свои. Это чувство успокоения, после страха пред гневом Господним, и чувство умиления при виде милостей Господних, посещающих грешника, потому только что он сознал грех свой, – суть великая благодать Господня, приготовляющая душу к переходу в вечную жизнь любви. Таковы были чувствования учеников Господа и христиан, примкнувших к Церкви Божией. Чувство радости, охватившее душу при виде воскресшего и победившего смерть и мир и князя тьмы Господа, Богочеловека, не могло не перенести их внезапно к миру вечной любви и наполнить сердца их славословием, для которого недостает слов человеческих: ибо приговоренные к смерти ожили, сидящие во тьме увидели свет, скованные узами греха и плоти увидели себя свободными, и конечная земная жизнь-продолжена до бесконечности, с обещанием покоя и радости. „И скажешь в тот день: славлю Тебя Господи; Ты гневался на нас, но отвратил гнев Твой и утешил нас“!
2. Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение.
„Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением“, так пел Моисей с спасенным народом (Исх. 15:2).665 Это типическая на все времена песня славословия, которой отголоски мы находим и во многих псалмах, напр.: 3-й, 17-й, 90-й, 117-й и мн. других666. Пророк Исаия,-как мы думаем,-должен был знать книгу Исход667 и намеренно повторяет слова песни Моисея, отвечающей чувствам благодарной души, понимающей величие благодеяний Божиих. И много раз Господь спасал народ свой; но только христианин мог вполне отдаться бесконечному чувству радости, ибо самая награда ему обещанная-бесконечна. „Господь сила моя и песнь: Он соделался моим спасением“- восклицает псалмопевец в 14-м стихе псалма 117-го.
3. И в радости будете почерпать воду из источников спасения,
Если мы вспомним угрозы пророка Ис. 3:1: „У Израиля отнято будет.... всякое подкрепление водою“; и Ис. 8обличение: „что народ пренебрегал водами Силоама“, т. е. вечно живым источником слова Божия, – то для нас яснее раскрывается смысл настоящего пророчества. Когда народ воскликнет: Господь Бог спасение мое и упование мое,-тогда для него откроется тот животворный источник, который утолит жажду души его и обратить печаль в радость. Это исцеление сердца, о котором позже говорит Иеремия XXXI, 33–34; это крещение Духом Святым, о котором говорил и Иоиль (Иоил. 2:26–32) и Креститель Иоанн (Мф. 3:11) и рождение от Духа, о котором говорил Сам Господь (Ин. 3:5) и вечный источник, напояющий живущих, на что указал опять Сам Господь, „говоря о Духе, которого имели принять верующие в Него“668.
Воды Силоама, тихие воды, воды Господни, – противополагались бурным водам языческим669. Они были символом ветхого завета, дарующего человеку тихое спокойствие, но не дарующие еще ему вечного счастья. Только источник воды живой, текущий в жизнь вечную, напояет вполне душу человеческую; а источник этот дарован лишь Иисусом Христом, принесшим в мир истину и благодать (Ин. 1:18) и прощение, и освящающий человека и человечество Духом Святым и творящий нового человека. См. Ин. 2:14, 6:35, 15:26; 2Кор. 5:17; Гал. 6и мн. др.
4. и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его.
5. Пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле.
В главе XI, как мы видели, говорилось о собрании вкупе Израиля и язычников, т. е. всех народов, для участия в царстве Божием, под главенством „Отрасли от корня Иессеева, на Котором Дух Господень“. Глава XII есть пророческий возглас хваления совершившагося; радостный гимн, раздающийся уже не в одной Палестине, а по всей земле. Заметим, что призывание к славословию Иеговы всех народов земли встречается не только во Второзаконии670, но еще в книгах Паралипоменон, где записан Псалом „данный Давидом чрез Асафа и братьев его“ по случаю перенесения ковчега во град Давидов671. „Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела его“.
Книги Паралипоменон начертаны поздно, после погрома Иерусалима, и в это время менее всего можно было ожидать среди Иудеев и колена Левиина дружественных чувств к иноземцам. Но Дух Господень повелел, и в Священных Книгах должны были сохраниться слова, которые пророчески указывали будущее, не смотря ни на какие личные чувствования летописцев.
6. Веселися и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.
Этим знаменательным стихом кончается это Мессианское пророчество и славословие двух глав XI и XII. Но если мы свяжем его с предыдущими пророчествами, то надо взять его начало с видения Исаии, с главы VÏ „святое семя“ будет корнем новой жизни; остаток спасется. В главе VII, 14 великое будущее знамение, рождение Еммануила от пречистой Девы. В IX главе пророчество о свете, имеющем воссиять из Галилеи, и величественный перечень имен Младенца; в XI главе указание о земном роде, из которого произойдет по плоти Еммануил, который устроит на земле царство Божие, и в ХII главе славословие совершившагося, хотя это только пророчество будущего.
Последний стих XII главы есть возглас пророка, несущийся через века, чтобы приветствовать горний Сион – церковь Христианскую672.
Отрасль корня Иессеева-есть Сам Святый Израилев, живущий посреди народа Своего, и Он Сам сказал: „Аз с вами есмь во вся дни до скончания века! Аминь“.
Главы XIII-XXIII
Пред нами ряд пророчеств, произнесенных в последние года Ахаза (Ис. 14:28) и в первые года Езекии. Все эти пророчества обращены к народам, окружающим Палестину, и грозят им гневом Господним, но из них одно, главы XXII, надписанное „долине видения“, по-видимому обращено к Иерусалиму и царству Иуды673 и другое, обращенное к Израилю, связано с пророчеством о Дамаске. Весь этот отдел пророчества Исаии очень хорошо выделен епископом Петром. (Объясн. на Исаию, изд. 1887; ч. I, стр. 177–179) под именем восьми проповедей, произнесенных 1) о Вавилоне (XIII-ХIV), 2) о Филистимлянах (XIV), 3) о Моавитянах (XV-XVI), 4) о Дамаске, с которым в союзе Ефремляне (ХVII-ХVIII), 5) об Египте, Ефиопии и Аравитянах (XIX-XX), 6) о погибели Вавилона и о бедствиях Идумеи и пустынной Аравии (XXI), 7) о бедствиях Иерусалима и Иудеи (XXII) и 8) о разрушении Тира (XXIII).
Епископ Петр указывает, что пророчество это имело целию предупредить царство Иуды, чтобы народ обетования не падал духом, а памятовал, что страшные им народы сильны не своею собственною силою, что они суть только орудия гнева Божия, что они падут в то мгновение, когда Иегове угодно будет остановить их. Мы с своей стороны прибавим, что от Иуды не скрыто, что и ему грозит бедствие: но пророчество против него произносимое связуется с выше произнесенными Мессианскими пророчествами. Если и Иуде грозит бедствие, то да помнит он, что царство будет отдано тому „остатку“, который спасется, под главенством Еммануила, – Отрасли корня Иессеева, – Чудного, Советника, Царя правды. Все – преходяще в мире сем, кроме слов и обетований Божиих. „Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут“. (Мф. 24:35). „Когда же начнет то сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше“.... „Знайте, что близко царствие Божие“. (Лк. 21:28,31).
Мир временно торжествует; он воплощен типически в Ассуре и Вавилоне у пророка Исаии. К Вавилону и обращено первое пророчество Исаии, потому вероятно, что с Вавилоном и Немвродом соединено библейское сказание о возмущении против Творца (Быт. 11). Как в доисторические времена Немврод задумал создать мировое царство, так и Ассур-Вавилон (Семито-Кушиты) представители единого типа мировой власти, хотели, (то из Ниневии, то из Вавилона), овладеть и властвовать всеми тогда известными народами, являясь противниками царствия Иеговы, царствия идеальной правды и добра и любви. Имя этого царства Божия есть Сион, в высшем духовном своем значении (см. главу XII). И торжество над павшим Вавилоном,-с раскрытием притом его значения, как царства демона и вражды против царствия Божия, – есть объяснение и торжественного славословия ХII главы.
Борьба демона и зла против добра и правды есть история попыток отца лжи бороться против воли Божией. Эта борьба представляется нам и в противодействии фараона исходу Израиля из Египта, и в возмущениях самого Израиля в пустыне против повелений Господних, и в попытках других народов помешать Израилю занять землю обетования. Господь ведет народ обетования и доколе он верен Царю своему, дотоле все препятствия с пути его устраняются. Но вот в Палестине он падает все ниже и ниже; часть его отделяется от дома Давидова, и предназначена потому к уничтожению. И дом Давидов с народом колена Иуды становится неверным; тогда Господь воздвигает „реки бурные“ других народов, которые готовы затопить маленькое царство Иуды. Но все эти народы в руке Божией: „рука Господня простерта на все народы“. Если Иуда и подвергнется наказанию и плену, то однако впереди есть утешение. Впереди, верен Господь, что приидет царствие Божие (Ис. 11:1–16); и возвратятся затерянные и изгнанные поклониться Господу в Иерусалиме (Ис. 27:13).
Мы увидим ниже в своем месте (ХIII и XXI, обе главы о Вавилоне), что конец владычеству Семито-Кушитов настает с VI в. до Р. Хр. с появлением Яфетидов, которым Господь передает власть над землею, которою они пользуются даже и доныне674. Это великий этнический переворот, после которого ни одна из рас, кроме Ариев, не была властелином культурного мира. Замечательно также, что к этому VI веку до Р. Хр. относится появление великих мудрецов среди Греков, как Пифагор, Фалес, Солон и др.
* * *
См. во 2 томе Св. Лет. примечание.
Первые три Псалма Давида (90-й по надп. LXX), а 117-й надписан Аллилуиа и начинается: „Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его“.
Мы неоднократно отмечали знакомство пророка с Пятокнижием.
Ин. 4:13,14, 7:37–39, со ссылкой на читаемое нами место Исаии ХII, 3 и на Иоил. 3:18. (Ср. еще Иоил. 2:28–32).
См. Втор. 32и заметки в 3 т. Св. Лет.
См. 1Пар. 16:7–8 и сл. и ср. Пс. 104:1–15 и Пс. 95, из которых составлен Псалом, внессенный в Паралипоменон.
См. тождество Сиона с Церковью Христовою Рим. 11:26; Евр. 12:22.
Мы увидим в своем месте, что есть писатели, которые относят имя „долины видения“ к Самарии, еще не разрушенной. Но кажется более правильно относить пророчество к Иерусалиму: ср. XXII, вступление.
См. Быт. 9пророчество Ноя, и наши зам. в I т. Св. Летописи.