Глава XI
Вся глава XI посвящена видению о Мессии. XII глава есть окончание этого Мессианского пророчества. Великое древо мира сего, Ассур, посечено и повержено в прах. Виноградник, насажденный Господом (гл. VIII), опустошен, но он возродится и от корня посеченного зa грехи древа снова взойдет святое семя (Ис. 6:13)626.
Хотя некоторые еврейские учители627 относили эту главу к царствованию Езекии, но большинство раввинов и все христианские комментаторы видят в пророчестве XI гл. Исаии ясное указание на царствование Мессии. Христиане же могут отнести это пророчество лишь к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу, в Котором исполнились все обетования (2Кор. 1:20). Мы увидим ниже в главе XL, которая начинается словами: „утешайте, утешайте народ Мой!“-как откровение о пришествии Господа нашего и о царстве Его благодати все яснее и яснее раскрывается в священном прозрении Исаии пророка628.
В читаемой нами главе XI мы видим:
1) Стихи 1–5 появление в роде Давидовом Чада, на Котором почиет Дух Господень. Это Еммануил, Сын Божий, в руках Которого владычество мира629 и суд по правде630.
2) Стихи 6–10 говорят об устроении царства, в котором будут любовь и мир, и к которому привлечены будут и язычники.
3) С 11 по 16 стих говорится о возвращении к Господу Богу и к правде Божией и к царству Мессии всех рассеянных по лицу земли Израильтян, без различия между потомками Иуды и потомками отделившихся колен Израилевых631.
1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2. и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
Иессей, родом из Вифлеема, был отцом Давида, как мы знаем из 1Цар. 16:1, 17:12.
В главе IV, в стихе 2, Пророк говорит об „Отрасли 632 , имеющей появиться в красоте и чести“. Он прибавляет в ст. 3–4, что тогда: „оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми.... когда Господь.... очистит кровь Иерусалима“. Это именование „Отрасль“ указывает связь между всеми видениями о Мессии, как самого Исаии, так и других пророков633 и всех псалмов, упоминающих о происхождении Мессии из рода Давидова. Долженствует Он произойти (Ис. 6:13) от уцелевшего корня, как бы скрытого от взоров народа. Род Давидов имел после плена краткий блеск в лице наместника царского в Палестине Зоровавеля, но потом он снова исчезает в безвестности и пребывает по всей вероятности в бедности. Но вот-является в Вифлееме,– родине Иессеевой,-Св. Младенец от Девы из рода Давидова, обрученный мужу из того же рода. В неизвестности, в Галилее, где подобало воссиять свету великому, возрастает Отрок634, на Котором Дух Господень635. В отличие от всех людей и величайших из пророков, которые временами чувствовали себя бессильными, Дух Божий постоянно соприсущ Ему, ибо Он Сам сказал: „Аз и Отец едино есма“636. Страдания земные Он испытывает в человеческом теле Своем, потому что Он так восхотел, это-Его добровольная жертва зa нас637; страданиями этими Он освящает храм тела человеческого, в котором должен обитать Дух святый638.
3. и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела.
Этот стих указывает отсутствие в ожидаемом Судии слабостей человеческих. Господь Судия видит сердца, а не внешние признаки.
4. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина.
Выше в стихе 2-м действие Духа Господня, почивающего на Ожидаемом, изображается тремя выражениями, из которых каждое заключает в себе два понятия.
1. Дух премудрости и разума.
2. Дух совета и крепости.
3. Дух ведения и благочестия.
В стихе 3-м присовокупляется, что Он (как человек) „страхом Господним исполнится“.
Все эти действия Духа Господня воспринимаются Богочеловеком, чтобы передать их „братиям своим“639, и таким образом создается „новый человек“. Мессия передает человеку и страх Господень, как драгоценный дар, ибо он есть начало премудрости640.
Главным действием Мессии изображается в пророчестве 4 и 5 стихов настоящей главы восстановление на земле правды, восстановление прав слабейших братий, попранных сильнейшими. Оружие Мессии есть „Дух уст Его, Слово Его; это тот меч, исходящий из уст Сына Человеческого, который видел начертатель Откровения (Откр. 1:18). В IV т. Св. Летописи, говоря о Мессианских псалмах, мы останавливались на Псалме 44641. И в этом Мессианском псалме Мессия изображается препоясанным мечем и восходящим на колесницу ради истины и кротости и правды. В читаемом нами месте Исаии пророка в ст. 5 повторяется та же мысль: „и будет препоясанием чресл Его правда.... и истина“.
Бог нисходит на землю и воспринимает на себя плоть человеческую – этот прах, – для того, чтобы уничтожить ложь и лишить силы отца лжи, пригвоздив плоть ко кресту и очистив ее, осветить ее великим светом вечной правды. Струя крови Его омыла человечество от греха,-то человечество только, которое сознало свой грех и возопияло в Нему о спасении.
Но предстоит впереди еще великое событие, которое открыто пророку Исаии: „Господь духом уст Своих убьет нечестивого“, который есть не кто иной, как порождение отца лжи диавола,– антихрист, о поражении которого говорит теми же словами и Апостол Павел в 2Сол. 2:8642.
6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
В стихах этих изображается воцарившийся на земле общий мир, когда настанет царство Мессии. Это „новая земля“ книги Откровения. Мы думаем, что стихи 6–8 надо понимать не только в переносном, но и в прямом смысле. Как символическое изображение, конечно можно думать, что эти слова рисуют умиротворенное любовию человеческое общество, при чем животные изображают разные характеры. Но не забудем, что в книге Бытия643 в начале жизни земли Бог: „всем зверям.... дал зелень травную в пищу“. Все изменилось с грехопадением человека, поставленного во главе творения. Но что это все изменится на земле с наступлением эры мира и спокойствия и для животных, на то указывает и Апостол Павел, связуя таинственною нитью судьбы и развитие животных с судьбою и счастием человечества. Он говорит (Рим. 8:18–22) о „славе, которая откроется в нас“, и прибавляет: „Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих“.... (и далее) „сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне“.
Необычайно замечательно, что древний языческий мир удержал предание, что было время, когда ни одно из животных не имело кровожадных инстинктов, и, с другой стороны, этот мир веровал, что наступит время, когда хищные звери перестанут пожирать других животных. Великий знаток языческих преданий Виргилий, в 1 Кн. Георгик (ст. 129–130) записал первое предание в форме сказания о воцарении после Сатурна, сына его Зевса или Юпитера, который первый вложил в волка кровожадные инстикты. Сказание о будущем состоянии мира и радости он изобразил в Буколиках, в знаменитой IV Еклоге, в которой он приводит пророчество Сивиллы о рождении на земле чудного младенца. В 22 стихе этой Еклоги он говорит, что в это время: „стада не будут более бояться страшных львов“. Нам кажется, что в греко-латинском языческом мире было более библейских воспоминаний, чем мы думаем, – встречая их очень редко в поэтах, которые говорят о собственных своих богах и богинях. Но они попадаются изредка и заставляют задумываться над этим фактом644. Но мы пойдем несколько далее: сказание о рождении чудного младенца, в связи с наступлением эры общего мира на земле, почерпнутое из пророчества одной из Сивилл, особенно замечательно тем, что оно передает сущность пророчества Исаии. Кто были эти Сивиллы, разносившие по миру сказания и пророчества, заключавшиеся в книгах еврейского канона, – мы не знаем, – но очевидно, что существовала какая-то связь между известными языческими прорицательницами и книжниками еврейских обществ. Мы более всего склонны думать, что много таких сказаний перешло в Рим из Александрии, где уже за три века до Р. Хр. священные книги Евреев были переведены на греческий язык, но нельзя отрицать и того, что Фересид и Аполлодор почерпали свои сведения из стран Сирийского побережий, и многие еврейские сказания стали известны в Греции прямым путем через Финикиян и Сириян.
9. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
Мы говорили выше, что ст. 6–8 имеют и прямое и переносное значение. Животные могут служить изображением людей и их характера, потому что люди, не знающие, или не хотящие знать правды Божией похожи на зверей. „Ведение Господа“, ведение воли Его-требуют от человека, чтобы он отказался от чисто животных влечений, подчиняя их разумной цели. Животное, не имея духовного начала, не может побороть своих желаний,– но это возможно человеку „ведающему“ волю Господа.
„Святая гора Господня“ есть царство Божие. В нем не будут учиться воевать, как говорил Исаия (Ис. 2:2–4). Царства языческие были царства звериные. (Дан. 7:4–7). Но и Христианские царства много наследовали от звериных царств. У зверей будет отнята власть лишь после второго пришествия Сына Божия, в образе Сына Человеческого, как указано у Даниила VII, 12–14645. С устроением царства Божия во времена одному Господу известные646, „не будут (говорит Исаия) делать зла и вреда“,-потому что „земля будет наполнена ведением Господа“. Та же мысль, хотя в других словах, но с тем же сравнением повторяется пророком Аввакумом: „земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море“ (Авв. 2:14).
10. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой Его будет слава.
„Аз есмь корень и потомок Давида“. Так говорит Господь наш Иисус Христос в Откр. 22:16. „Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, первый и последний“ (Откр. 22:13).
В стихе 1 наст. главы пр. Исаии говорится, что: „произойдет отрасль от корня Иессеева“, а в читаемом нами стихе 10, Мессия, царство которого изображается выше, – „станет знаменем для народов“.
Мессия, корень Иессеев, корень и потомок, начаток и конец, первый и последний есть знамя спасения народов,-вот сущность пророчества, простирающагося от Исаии до Откровения. Он Тот, о котором сказано: „воззрят на Того, Которого пронзили“647, и Который Сам о Себе сказал: „как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную“648.
Он есть корень той маслины, к которой привиты язычники (Рим. 11:16–18). Он и виноградная лоза, ветви которой суть верующие. (Ин. 15:5–6). Он есть знамя, на которое устремлены взоры ищущих исцеления и спасения, взоры тех, которые измучены миром и ищут покоя бессмертной душе своей649. Этот покой верующего есть слава Господня, ибо этим покоем,-который есть отрешение от мира и плоти,-человек преобразуется из душевного в духовного человека650 и готовится к жизни Ангельской.
11. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе и на островах моря.
В предыдущем стихе пророк говорит об обращении язычников и после того в настоящем стихе о возврате „остатка народа Своего“. Слова эти освещаются светом позднейших событий во время основания христианской церкви, к которой во множестве примкнули сначала язычники, между тем как большая часть Иудеев не поверили Апостолам и все почти синагоги их по пути проповеди Апостола Павла отнеслись к ней крайне враждебно.
Мы еще обратим внимание, что подобное перечисление у Исаии местностей, в которых, по его словам, будут жить рассеянные Израильтяне, мы находим во II главе Деяний Апостольских, как бы отвечающее фактом на произнесенное Исаией пророчество. Когда Исаия пророк говорил слова о рассеянии, то народ обетования жил еще в Палестине и царство Израильское не было еще разрушено: между тем Исаия видит народ 12 колен в отдаленных странах, и притом видит только остаток его651. Этот остаток и есть весь спасенный Израиль, о котором говорил Апостол Павел652.
Географические имена достаточно известны: Хус есть Куш или Ефиопия; Патрос означает верхний Египет с Фивами; Елам – Сузиана; Сеннаар или „междуречие“ есть Месопотамия между Тигром и Евфратом; хотя может быть это есть указание на местность между белым и голубым Нилом в Судане653. Емаф город на Оронте означает Сирию. Что же касается до „островов моря“, то под этим выражением разумеют все страны, отделенные от Палестины Средиземным морем. По этому вопросу см. наши заметки в III т. Св. Летописи на Чис. 24о кораблях Киттим. Таким образом под островами разумеется весь Греко-Латинский мир, Испания и дальние берега Африки, где жили многие Израильтяне.
12. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.
Первее всего нужно это пророчество сблизить с пророчеством Ис. 13„поднимите знамя на открытой горе“, которое относится к Мидянам и Персам, призываемым Господом на разрушение Вавилонского царства. (Ср. еще Ис. 21:2,9). Таково и есть значение стиха в ближайшем его смысле, совокупно с пророчеством о Кире (Ис. 45,1–6) и с возвратом изгнанников из плена Вавилонского. С этим пониманием стиха совершенно согласуется и следующий стих: „прекратится зависть Ефрема.... и Иуда не будет притеснять Ефрема“, объяснение которого мы читаем в XXXVII, 16–22 главе Иезекииля, что Иуда и Ефрем сливаются во время плена во едино.
Но это не исчерпывает значения этого 12 стиха и следующих четырех стихов XI главы. Это величественное пророчество относится и к весьма далекому будущему, может быть доселе вполне не исполненному. Кроме того, оно указывает на тот порядок, в котором совершатся предопределенные Господом события. В этом обширном смысле знамя, язычникам поднятое, есть Крест Христов,-„для спасаемых сила Божия“654; тот Крест, который видел на небе Константин Великий перед победой над Максентием655, и который стал знаменем для всего мира. Но, заметим мы, победа Креста совершилась прежде всего среди мира Ариев, вызванных Господом Богом быть господами земли, с устранением от всемирной власти племен Семитических и Хамитических, которым до появления Мидян и Персов принадлежала верховная власть. Сынам Иафета отдана была земля и среди их образовалось сильное христианское общество, которое продолжало проповедь Апостольскую. К ним уже начали примыкать и примкнут в будущности остатки рассеянного Израиля и Иуды656. В объяснении на пророка Исаию657, Епископ Петр говорит, что подобно тому, как при Кире, посредством указа его объявлена была воля Божия язычникам, чтобы они способствовали возвращению Иудеев в отечество, так.... „может быть откроется и другое какое-нибудь знамение, в конце времен, которое даст случай к обращению Иудеев и язычников“. Мы думаем, что многоуважаемый Преосвященный, следовавший во многом Витринге, не договорил мысли этого последнего, и мысли многих других немецких и английских богословов, которая заключается в том, что обетования Божии о самом возврате Израиля в удел им Богом дарованный, должны совершиться. Когда это будет, Господу Богу одному известно, но несомненно, что Израиль должен прежде признать Мессиею и Еммануилом Господа нашего Иисуса Христа, и тогда может быт Господу угодно будет восстановить этому народу имя на земле и снять с него поношение и уничтожить среди его существующее поклонение золотому тельцу, и позволить ему опять создать в Палестине Израильское, но Христианское Царство, на началах любви и истины, внесенных в мир Иисусом Христом.
13. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.
14. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.
15. И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.
16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как его было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской.
Все эти стихи по указанию св. Василия великого658 знаменуют победу Христианства над язычеством. Стих 13 указывает в этом смысле уничтожение розни, существовавшей и существующей между непримиренными Христовым учешем коленами избранного народа. Стих 14 перечисляет представителей не царств, а культов ложных богов; в стихе 15 рисуется ослабление языческого влияния Египта, которое, как мы знаем, начало быстро падать при Птоломеях659, замененное сначала многообразными греческими философскими воззрениями, к которым мы склоняемся применить символизм реки, иссушаемой по повелению Господню. При Римлянах не смотря на то, что они сами строили Египетские храмы, как в Дендера и Есне и на о<стро>ве Филе, языческое влияние Египта стало ничтожно и отозвалось только в весьма мало уважаемых мистериях Изиды. Почва была, так сказать, иссушена и Апостолы, как св. Марк и святые отцы, начавшие свои подвиги в Египте гораздо ранее формального уничтожения в Египте идолопоклонства в 381 г. указом Феодосия великого660, нигде не встречали серьёзного противодействия от туземного культа. Единственные жестокие противники их всегда были Иудеи, имевшие в Египте многочисленные колонии.
Стих 16 говорит о большой дороге для духовного Израиля по всей Азии („от Ассура“). Здесь под именем Ассура, надо разуметь все страны, лежащие на восток от Палестины. Дело Римлян, как всякое дело,-бессознательно для людей творящих его,-было дело Божие и входило в план Божественного провидения. Власть их сделала безопасными путешествие на восток даже до Индии и Бактрии, чем и объясняется проповедь Апостолов и в горах Курдистана661, и Христианские общины в Индии (около Бомбея), основанные по преданию Апост. Фомою, и учреждение христианских церквей в Вавилоне, в Едессе662, и в других странах Азии (ср. 1Пет. 1:1, 5: 13). С уничтожением жестокого ига Кушито-Семитских монархий Ассирии и Вавилона, и с наступлением власти детей Иафета, даже со времени владычества Персов, великий путь через Азию был облегчен, но он стал еще безопаснее при Римлянах. По этому пути и пришли „мудрецы востока“ поклониться младенцу Иисусу. Этот путь был открыт „Парфянам и Мидянам и Еламитянам и жителям Месопотамии и Каппадокии и Понта и Асии и Фригии, и Памфилии и Египта и стран Ливийских“663, которые сподобились в великий день Пятидесятницы присутствовать при чуде огненных языков, сшедших на Апостолов и учеников Христовых, и удостоились впервые услышать слова благодати о Христе Спасителе и Духе Святом. По этому же пути идет святая Нина в Грузию и святая Рипсимия в Армению664.
Точно тоже должно сказать об Египте и Ливии и Киринее, куда доступ стал относительно легок, с тех пор как Римляне утвердились в Египте и на северных берегах Африки.
* * *
Как Абен-Езра (Speaker’s Comment.).
См. глава XLII, LIII, LVI, LXI.
Ср. Ис. 7:14, 9:6–7. Мф. 28:18.
Ср. Иез. 37и след.
Евр. Кетсер имеет значение и цветка (Speak. Bible).
Ин. 10:30. См. Учение о Сыне Человеческом и свод указаний св. Отцов в наш. исследов. Ев. св. Иоанна на I, 51. (Ч. I, стр. 106–123).
Ис. 53и вся глава.
См. Опыт Изуч. Ев. от Иоанна наши заметки на I, 32–34 (ч. I, стр. 90–95) и см. 1Кор. 6:19.
Евр. 2:11–13 и ссылки.
См. Св. Лет. т. IV, ч. I, стр. 228–229.
Быт. 1и см. наше примечание in loco в I томе Священной Летописи.
В Азии у Семито-Кушитов, как у Ариев мы находим много библейских преданий, здесь же мы говорим только о Греко-Латинском мире. К числу библейских воспоминаний относится между прочим рассказ Аполлодора о потопе, с указанием, что человек спасался в ящике, что очевидно взято из еврейского сказания (См. наш. Promethée, р. 27–28). И Гладстон (Juventus Mundi) указывал не раз, что Аполлон есть одно из лучезарных воспоминаний предания об Избавителе от зол. В этом смысле он разумеет и Прометея страдальца.
Ср. Откр. 19:20.
„Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас“. (Мф. 11:28–30).
1Кор. 15:44–46. Ср. Кол. 3:1.
См. Рим. 9и ссылку на пророка Исаию: „только остаток спасется“
См. Ессин-Арти стр. 694–695 в нашем Бругше.
См. 1Кop. 1:18,23–24. См. еще Гал. 6и см. у Василия великого объяснение пр. Исаии в изд. св. Отцев, Москва 1872, часть вторая, стр. 350–351.
28 Окт. 312 года.
Ср. Рим. 11:26.
Объясн. Еписк. Петра т. I, стр. 171. Москва 1887.
См. выше Op. cit. стр. 352–354. (T. II, изд. 1872 г.).
Ослабление влияния жрецов Египта началось с основанием так наз. Музея в Александрии при Птоломее Сотере. См. сухое, но очень точное исследование Маттера: Histoire de l’Ecole d’Alexandrie. Paris 1840 v. I, p. 65, 116, Вероятно это ослабление связуется и с переводом Библии на греч. язык v. I р. 143 sq. См. вообще все сочинение.
Храм Сераписа в Александрии уничтожен в 389 году. Второй указ об уничтожения идолопоклонства был в 390 году.
Несторианцы (называющие себя Халдеями) в верхних истоках Б. и М. Заба в Курдистане составляют одну из древнейших общин. Они говорят, что церковь их основана Апостолом Фаддеем. (Присоединены ныне к Православию).
Ср. Евсевия Ц. Хр. I, 13 об Едессе. Вавилон в то время был только поселение. Центр области был в Ктезифоне.
Житие св. Нивы и у Моисея Хоренского книга II, гл. 31 – 32. См. его же житие св. Рипсимии.