Источник

Глава X

Мы считаем эту главу особым пророчеством, произнесенным позже предыдущего, которое обращено исключительно к Израилю (гл. VIII и IX). В главе X пророк по-видимому обращается исключительно к Иуде, так как, в ст. 24 Господь говорит: „народ Мой живущий на Сионе“. Об Израиле упоминается однако как об остатке: „остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова“ (ст. 20), и ниже ст. 21 и 22: „только остаток обратится“, что указывает на то, что перед Господом нет уже различия между царствами, а спасутся все верующие из всех колен588.

Но главная сущность пророчества заключается в том откровении, что народы действуют не самопроизвольно. Великие и сильные и воинственные и грозные народы, нападающие на народ Божий, сильны не своею силою, идут не по своей человеческой воле: они суть только орудия гнева Божия: Покоряя и разоряя земли и народы и уводя их в плен и разрушая царства, они сами не понимают в слепой гордости своей, что не их мудрость и сила творит то, что совершается ими, но что все действия их предначертаны высшею мудростью, а гордость их в свое время будет наказана. (См. еще ниже главу XIV).

1. Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,

2. чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.

Обращаясь к народу Иудейскому и жителям Иерусалима, среди которых пророк живет, он повторяет,-по-видимому во времена Ахаза,-те обвинения, которые он произносил против них во времена Озии589 и за которыми должен последовать гнев Господень. Грехи высшего слоя общества Иудейского и влиятельных лид заключались в том, что они заготовляли и подносили к утверждению царя законы, начертанные в ущерб малоимущих и составленные так, что они отдавали всю власть в руки князей и судий народа. В самом же суде по-видимому существовала безмолвная стачка сильных решать все дела в пользу своих сторонников, так что народ не только не имел праведного суда, но еще отучался от попытки прибегать к суду. Легче всего было конечно этому развратному высшему служебному сословию обижать и грабить сирот и вдов, прикрываясь частию законными формами, частию проволочками в решении дел. Эти грехи навлекают на царство гнев Божий и конечно удары, наносимые царству иноземцами, более всего чувствительны высшим классам, так как бедным почти нечего было терять590. Как оружие казни Божией является Ассур „жезл гнева Божия“591, который поступает в отношении богатых так, как они поступали в отношении бедных. Правда, при Езекии Иерусалим был спасен за его благочестие; но пришло время, когда толпы знатнейших и богатейших были ведомы в узах в страну далекую, а беднейшие остались в стране обетования (4Цар. 25:12).

3. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете зa помощью? и где оставите богатство свое?

4. Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

„День посещения“: это выражение имеет весьма важное значение. Мы встречаем его весьма часто у пророка Иеремии592, и всегда с значением горя, наказания, гибели. В ветхом завете оно означает всегда, что правосудие Божие не может оставлять далее без наказания известные деяния. Так мы видели593 в Быт. 11:5, что Господь глаголет, видя столпотворение Вавилонское: „Сойдем и смешаем язык их....“ Подобное же выражение мы встречаем в сказании о казни Содома594. Значение слова посещение в ветхом завете надо отличать от значения этого слова в новом завете, так как в последнем установлены Богом особые милосердые отношения Его к людям. И действительно „благодать и истина произошли через Иисуса Христа“595. Поэтому в новом завете Господь упрекает Иерусалим в том, что он „не узнал день посещения своего“ (Лк. 19: 44)- посещения не гневом, а милостию и бесконечною любовию, – которой спасен мир. На это же указывает и Апостол (1Пет. 11:12), говоря о язычниках, что они прославят Бога „в день посещения“, очевидно разумея под этим ту минуту, когда язычники припадут к стопам посетившего мир и принесшего в мир благодать и истину.

В книге Исаии, как у последующих ветхозаветных пророков, „день посещения“ имеет еще грозный смысл: пророк видит и грядущего в будущем Князя мира, Еммануила, он видит, что Он принесет душевное счастие, – но он не называет еще этого пришествия „посещением“.

Остальные мысли стихов 3 и 4 не нуждаются в пояснении, в виду сказанного нами выше, что тяжесть ударов дня посещения именно обрушилась на знатных и богатых, которые все будут ведомы в плен узниками.

Угроза, что „рука Господня еще простерта“, по-видимому указывает народу, что не одно, а несколько бедствий посетят народ.

5. О Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование.

Чтобы более разъяснить этот величественный сжатый стих, мы несколько расширим его. О Ассур, ты не сам силен, ты ведь только жезл Моего гнева. Не твоя ярость обнаруживается в непроизвольных действиях твоих; Я негодую на народ обетования, и ты только бичь Моего негодования.

Ассур как народ и Ассур как царь представитель этого народа и сильного царства и вместе с тем как совокупность всех разнузданных страстей этого жестокого и жадного народа называется жезлом и бичем Господа, наказующего свой народ. Но кроме того Ассур имеет и другое более обширное значение. Он, как и Вавилон596 есть символическое название мира и житейского зла, всегда воюющего против правды Божией и царства Божия на земле. Но зло это будет сокрушено с пришествием Еммануила, когда „люди увидят свет великий“ и „ярмо притеснителя.... будет сокрушено“. (Выше Ис. 9:2–4).

Пророчество, обращенное к Ассуру обнимает всю деятельность Ассирийского царства, в отношении к обоим царствам народа обетования. Ассур был орудием гнева Божия и в лице Салманассара и в лице Саргонидов, из которых второй,-сын Саргона, Сеннахерим, сначала как военачальник отца, а потом как царь, совсем разрушил царство Израильское и, продолжая план действия Салманассара, переселил массы народа из Палестины в Месопотамию и из Месопотамии в Палестину597. Но когда, в царствование благочестивого Езекии он хотел коснутся Иерусалима, то Господу угодно было внезапно сломить этот жезл гнева Своего.

6. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах.

7. Но он не так подумает, и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце – разорить и истребить немало народов.

Надо памятовать, что пророчество произносится во времена Ахаза, когда еще Самария цела, когда против Иудеи замышляют злое Израиль совокупно с Сирией Дамасской. Приговор Господень теперь произносится только над Израилем; Иерусалиму не грозит еще никакая опасность, как Исаии поручено было (гл. VII) объявить царю и народу. Очевидно, что 6-й стих имеет в виду Израиля, и многие полагают даже, что он именно обозначен названием „народа нечестивого“, а что выражение „народ гнева Моего“ относится к царству Дамасскому. Мы знаем из 4 книги Царств, как буквально исполнилось пророчество о повелении Господнем: „ограбить грабежем и попирать народ“, и как опустела северная часть Палестины до того, что в ней умножились дикие звери и даже львы598.

В 6 стихе Господь глаголет, что Ассур совершил все это по Его повелению. В стихе же 7 рисуются дальнейшие планы Ассура, измышляемые его гордостью: „разорить и истребить не мало народов“. По-видимому совершенно правильно предполагают, что в этом указании надо видеть намерение Ассирийских царей покорить или уничтожить царство Иуды и овладеть Египтом599. Таковы и были действия Сеннахерима, остановленные по воле Божией гибелью его армии на границах Дельты. Не воля Ассура, а воля Божия управляет событиями. Но Ассур мыслил иначе.

8. Ибо он окажет: не все ли цари князья мои?

9. Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск?

10. Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, –

11. то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самарией и идолами ее?

Самария еще не разрушена, но пророк, произнося эти слова, живет мыслию в будущем; он уже видит Самарию в развалинах, и провидит мысли Сеннахерима, начертанные в письме, которое Езекия в скорби приносит пред Господа600. Все это открыто пророку заранее, дабы он мог, объявив это народу, укрепить его веру, сославшись на слова свои в грядущие испытания при Езекии.

Надменность и самонадеянность царя Ассирийского601 рисуются в ярких красках. Он спрашивает, какая разница между Халне (будущий Ктезифон на Тигре, ср. Быт. 10:10) и Кархемисом (переправа на Евфрате); какая разница между Емафом на р. Оронте, и Арпадом (ср. Иер. 49:23) или между Дамаском и Самарией? Смысл этих вопросов тот, что во всем известном Ассуру мире нет города, который бы не был его достоянием, когда он того захочет: это только вопрос времени для него. Но он касается в своем невежественном самомнении страшного для него вопроса, важности которого он не подозревает, как не понимал его Венадад Сирийский во время войны против Самарии602. Эти язычники осмелились сравнить Бога с своими идолами, и потому Ассуру кажется, что его боги, оказавшиеся сильнее других богов, должны быть сильнее и божества Иерусалимского. Очевидно, что он не имеет ясного понятия о религии Евреев, тем более, что он говорит об изваяниях в Иерусалиме: хотя быть может до него доходили слухи об идолопоклонстве, которое проявлялось иногда среди народа603. Об Самарии мы знаем из 4Цар. 17:9–17, что она полна была идолов. По понятию Ассириян кумиры были хранителями города, в котором они находились, и город мог быть побежден и взят только, если боги осаждающих были сильнее богов осажденного. Именно с этой точки зрения и говорит царь Ассирийский. Надо еще присовокупить и следующее: Ассирияне имели в своем пантеоне высшее божество, Ассура (вероятно как память родоначальника), которому они приписывали некоторые свойства, которые откровенная религия приписывает Единому истинному Богу, что доказывает, что откровенные предания не исчезли среди этого народа бесследно. В Вавилонском Пантеоне Илу, как в Ассирийском Ассур, суть далекие неясные воспоминания об Едином Боге Творце мира, вынесенные из единой колыбели человечества604.

Пророчество о будущих бедствиях Самарии и о замыслах Ассура против Иерусалима кончается на последнем стихе настоящей X главы. Далее в XI и XII главах мы видим Мессианские пророчества, а в последующих главах пророчества о судьбе разных народов и между прочим об Ассирии и Вавилоне. Окончание X главы мы считаем концом известного отдела пророчества, произнесенного (ср. гл. VII) в то время, когда Ахаз ждет нападения союзников, т. е. царей Израиля и Сирии Дамасской. Следующие пророчества должны относиться к несколько позднейшему времени. Возвращаясь к пророчеству читаемой нами X главы, мы напоминаем, что Исаия явно восстает против союза Иудеи с Ассирией, который задуман Ахазом, и разъясняет народу опасность этого союза и истинные цели и намерения Ассирии. Ахазу впрочем вскоре выяснилась та грубая ошибка, которую он сделал, призвав в помощь царя Ассирии, перед которым он унижался. Это очень ярко обрисовано в 2Пар. 28:16–24 и 4Цар. 16:7–10. Ахаз послал к Феглаффелассару в Дамаск все, что нашлось из драгоценных металлов в Иерусалиме, но царь Ассирийский по-видимому пришел с охранным войском и приближенными в самый Иерусалим к Ахазу, как указано в 2Пар. 28:20, „но был в тягость ему“.

12. И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

Нет сомнения, что настоящее пророчество в ближайшем будущем говорит об обложении Иерусалима при Езекии и о поражении Ангелом Божиим армии Сеннахерима на границе Египта. При обзоре исторических событий царствования Езекии мы видели, что главной причиной наказания Сеннахерима была его гордость и хула, произнесенная им в письме и посланным им Рабсаком словесно, против Иеговы, которого он сравнивал с богами языческими605. Но в далеком будущем стих 12-й пред ставляет и Мессианское пророчество. Дух мира и самомнения человеческого и гордости и хулы и отрицания Бога Всемогущего и Сына Его, пришедшего в мир спасти человечество и принесшего благодать и истину, – символизируется в Ассуре (и позже в Вавилоне). Мир, как и Ассур, не знает бессилия своего, поэтому, когда „пришел свет истинный.... мир его не познал“606. Но „когда Господь совершил все свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме“ и воскрес и послал Апостолов Своих на всемирную проповедь, тогда мир пал перед смирением и величием Креста. Очевидно, что в 12 стихе есть и таинственный смысл Мессианского пророчества. В этом смысле, разумея под именем Ассура и языческий Рим и все другия языческие культуры, можно рассматривать и следующие стихи, говорящие от имени Ассура так, как говорит и ныне неверие, не умеющее, к сожалению, весьма часто „отдавать Божие Богу“.

13. Он говорит: „силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;

14. и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул“.

Эта кичливая и самонадеянная речь Ассура воплощает в себе сущность всех человеческих самовозвеличений в минуты успеха. Всякий знает, как склонен человек приписывать своей мудрости всякую удачу, начиная от полководца, выигравшего сомнительную битву до счастливого игрока. Ассур,-повторяем мы, – есть постоянно повторяющийся тип мира и его деятелей, которые не знают Бога, а потому не понимают, что они и орудия воли Божией и вместе с тем свободные души, могущие избирать зло или добро по произволению. Потому то они, приписывая все себе и единому духу человеческому, находятся в темноте и становятся совершенно беспомощны, когда (по человеческому выражению) счастие изменяет им.

И в читаемых нами стихах Ассур не воздает хвалу Богу, не воздымает духовные очи к небу607, и потому не понимает, что и судьбу и местопребывание народов определяет Творец мира, а не человек. Во Втор. 32:8 высказан основной закон: „Всевышний дает удел народам“608. Эту мысль высказывает и Апостол Павел перед Ареопагом, указывая, что и пределы владения народов и самое время их существования предопределены Богом. (Деян. 17:26). В речах Ассура же мы видим не только гордость, но и детское неведение, соединенное с упоением успеха многолетних завоеваний этого воинственного народа609.

15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!

16. За то Господь, Господь Саваоф пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

Прежде всего надо оговорить, что последняя фраза стиха 15-го не совершенно согласна с переводом Вульгаты и других переводных текстов. Вульгата передает эту фразу так: „Si.... exaltetur baculus, qui utique lignum est“. Такой смысл дает и фр. перевод Maistre de Sacy, и Английский узаконенный, и Остервальда, и Франц. Библия 1731 года (в La Haye). В этом смысле последняя фраза стиха 15-го гласила бы: „как будто бы величается палка, которая не что иное как дерево“. Но надо сказать, что в тексте немецкой библии, изданной Отто Герлахом и Шмидером610 перевод, как и наш, дает: „как будто палка подымается на того, кто не дерево“. В объяснении комментатор говорит: „Палка есть дерево; человек держащий ее в руке не дерево. Царь Ассирии есть тварь созданная, Святый Израилев, который управляет им как орудием не есть творение, а Творец“.

Обращаясь к значению текста, мы видим, что он говорит о безумии гордости твари, забывающей своего Создателя и потому прописывающей себе ту силу, которая однако вне ее, и тот разум, которого она только исполнительница. Давид глубоко понимал положение человека на земле, когда он, как рассказано в 2Цар. 16запретил Авессе мстить Семею, за то что этот последний оскорблял царя, во время его несчастья; „оставьте его.... говорил Давид – пусть он злословит, ибо Господь повелел ему“.... „может быть Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне Господь благостию зa теперешнее его злословие“611. Только смиренные и смирившиеся пред Господом светлеют мыслию и становятся способными прозревать пути Его,-а потому и мыслить и действовать разумно. По тем же причинам гордые своим разумом и не хотящие ничего знать выше духа человеческого весьма часто не способны видеть значение и даже ближайшие последствия своих деяний и совершающихся событий, а тем более предвидеть будущее, а потому также быстро падают, как быстро возвеличились они. Что с благочестием соединена и мудрость, в то веровали и все народы древности. Ассур как имя народа и как представитель царей этой монархии был лишь „бичем Божиим“, но возомнил себя быть распорядителем земли: тогда справедливость Божия останавливает его замыслу и деяния и вскоре стирает самое царство Ассура с лица земли.

В 16 стихе, как мы думаем, заключается пророчество: 1) об истреблении армии Сеннахерима и 2) об убиении Сеннахерима его сыновьями. Таково по нашему мнению значение слов: „пошлет чахлость на тучных его“, и „между знаменитыми его возжет пламя“. Может быть даже это пророчество указывает и на конечную гибель Ниневии, вследствие того пламени, которое возжгли „знаменитые“ Сиаксар Индийский в союзе с Навуходоносором Вавилонским.

17. Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;

18. И славный лес его и сад его, от души до тела, потребит: и он будет, как чахлый умирающий.

19. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

В этом пророчестве, обращенном к Израилю, есть однако указание, что пламя, возженное в Ниневии (предыдущий стих), есть действие того света, который сияет во Израиле. Это Тот, который был Светом Израиля в пустыне, спасая его от Египтян612, и Он же есть „огнь поядающий“613. Он-Бог вечный, вечный Судия, огнем правды Своей сожигает могущественное (в человеческом смысле) царство Ассирийское; и Он не пощадит терны и волчцы, которыми поросло царство, дарованное народу обетования, – хотя это Его любимое насаждение614. Многие погибнут в этом пожаре (ср. Ис. 9:18–19) и на народ нападет та „чахлость“, которая предсказана народу зa отступление от Бога завета615. Все это начало свершаться в конце царствования Ахаза и в начале царствования Езекии. Большая часть Иудеи была разграблена еще дружественным Ахазу Феглаффелассаром. Она пострадала и при Салманассаре, хотя главное внимание его было обращено на царство Самарийское; при Сеннахериме же мы имеем прямое свидетельство, что он „взял все укрепленные города Иуды“ (4Цар. 18:13). Оставался не взятым только один Иерусалим. Поэтому-то Исаия и пророчествует об уничтожении „славного леса Господня и сада его“ и об „истреблении от души и до тела“ народа Господня. В последнем выражении комментаторы видят уничтожение душевной и жизненной силы Израиля, вследствие грехов его, – а как естественное последствие – и истребление самого народа, которое совершилось вполне в царстве северном, Израильском, а в южном народ был уже как чахлый и умирающий человек.

Таким образом от „насаждения“, долженствовавшего быть славным лесом, оставалось уже не много дерев, которые были спасены благочестием Езекии. В этот исторический момент это был „остаток“, от которого мог снова возродиться сад Господень; в будущем этот остаток прообразовал „малое стадо, которому Господь даровал царство“. (Лк. 12:32). См. след. стихи.

20. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно.

Очевидно, что этот стих есть укоризна Ахазу и его советникам, которые возложили свое упование на царя Ассирии и призвали его на помощь не смотря на предупреждения Исаии616. По-видимому, пророчество настоящего 20 стиха произносится в то время уже, когда неразумных Иерусалимских политиков начинает охватывать ужас и они начинают понимать все последствия призвания ими Феглаффелассара. (2Пар. 28:16–21).

21. Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному.

22. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою;

23. ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.

Царство Самарийское занято уже Ассириянами; толпы пленных уведены в Месопотамию; северная часть Палестины обезлюдела; не много осталось в ней жителей, и их старается привлечь в храм Иерусалимский на поклонение Единому Богу, Иегове и чтобы совершить Пасху, благочестивый царь Езекия (2Пар. 30:1,5–6). Таким образом исполняется пророчество 20 и 21 стиха в ближайшем будущем. По следующие два стиха, не отменяют приговора Господня об истреблении, только он исполняется в дальнейшем будущем.

При Езекии, говоря словами стиха 20, Иудеи перестали полагаться на того, кто поразил их, т. е. на Ассирию, и в минуту великой опасности возложили упование свое на Господа, и армия Сеннахерима исчезла от руки Ангела Господня. Но, как говорил неоднократно выше пророк: „рука Господня еще простерта“. Или говоря словами Иоанна Крестителя о Сыне Божием: „Лопата в руке Его и он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым“ (Мф. 3:12). Чтобы создать Царство Божие на земле необходимо отделить плевелы от пшеницы. Таково и было неоднократно в истории и человечества и народа обетования действие, „изобилующею правдою“ (ст. 22). Из народа многочисленного отсеевается „остаток“: тому только принадлежат обетования. Так истреблены в пустыне и поклонники золотого тельца и возмущенные с Кореем во главе; так умерли в пустыне старые ропотники, и земля обетования отдана молодому, лучшему поколению. В особенности отсеивание плевелов усиливается со дня отделения десяти колен, а когда это царство задумывает поколебать с троном Давидовым и самые обетования, и прямо возмущается против Бога, тогда оно погибает окончательно, хотя как везде „остаток спасется “, тот остаток, который не преклонял колен пред Ваалом, и мог примкнуть к народу Божию и во времена пасхи Езекии, и во времена Иосии (4Цар. 23:21–23) и во времена плена (ср. Иез. 37:16–22). И Иуде было указано неоднократно, что „определенное истребление совершит Господь“, но остаток спасется617. Часть этого остатка привел Господь из плена Вавилонского на землю, данную в удел Израилю, под главенством Зоровавеля – потомка Давида, который был один из предков Господа нашего Иисуса Христа и в линии Его Пречистой Матери и в линии Его названного отца Иосифа древодела. Читаемое нами пророчество стихов 21–23 этой X главы можно сопоставить с пророчеством Осии I, 9–10618, которое произнесено ранее пророчества Исаии.

Пророк Осия глаголет именем Иеговы: „....вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом. Но будет число сынов Израилевых как песок морской.... и там, где говорили им: вы не Мой народ, будут говорить им: вы сыны Бога живого“. Если вникнуть в это (по первому взгляду, заключающее в себе противоречие) пророчество, то нельзя не быть пораженным глубиною его. Рассматривая его в совокупности с читаемыми нами стихами X главы Исаии, мы не можем не перенестись мыслию к тому великому событию, которое было созданием нового человека в новом обществе.

Иудеи, как царство и независимый народ, стираются с лица земли, остаются лишь личности известного происхождения: Израиль отсеян лопатой, которая есть правда Божия. „Вы не Мой народ“, говорит Израилю Господь. Но из сынов этого же народа создается проповедью новый народ, которому теже пророки говорят: „вы сыны Бога живого!“ „Некогда не народ, а ныне народ Божий“, как говорил уверовавшим Апостол Петр (1Пет. 2:10), повторяя пророчество Осии II, 23.

Следующие стихи до конца главы пророчествуют в частности об гибели Ассура и освобождении Израиля и всей земли от его ига619, но и с особым далеким значением освобождения земли от рабства мира и греха.

24. Посему, так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура, Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет.

25. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их.

Как мы видели выше в ст. 20 пророк явно говорил об Ахазе, призвавшем Ассириян, и о том моменте, когда он и советники поймут, как гибельна для Иудеи эта политика, которая притом в явном противоречии с волей Божией, и с той верой, которую требовал Господь от Своего народа. Пророк предвидит и характер царствования Езекии, который спасется верою. В ст. 21–23 Дух Божий устами пророка говорит об общем действии правды Божией и милующей благодати, отделяющей „остаток“, т. е. оставшихся верными Богу, от массы народа, которому грозит истребление. С стиха 24-го пророк возвращается к ближайшему будущему и предрекает народу, что Ассур поразит его жезлом и тростию, как поражал Иудею по временам и будет поражать Египет. В стихе этом мы читаем прямое указание на нашествие Сеннахерима и события, и которых говорится ниже в 36–37 главах Исаии. (4Цар. 18:17–37, 19:1–37). Что же касается Египта, то начиная с Шишанка (Сусакима), ограбившего Иерусалим при Ровоаме, Египет всегда вмешивался в дела Израиля и во время войн своих с Ассирией проходил по земле Израиля, при чем в последний раз во время Навуходоносора поразил войско Иосии, противуставшего Нехао. (4Цар. 23:29). Но в стихе 24 первое, что говорит именем Господа пророк: народ Мой живущий на Сионе, не бойся Ассура! Мы видим в этих словах прямое пророчество о том, что Иерусалим не будет взят Ассириянами, а ст. 25 указывает на скорую гибель самого Ассура. Это должно, по на шему мнению, относится не только к истреблению армии Сеннахерима, но и вообще к грядущей скоро гибели Ассирийской монархии. Кроме пророчеств об этом мировом событии у Исаии, которые мы увидим ниже, вскоре затем раздаются голоса о гибели Ниневии Наума, Аввакума и Софонии. Ассирия еще на высоте своего величия, но приговор об ней произнесен.

26. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет.

27. И будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.

Пророчествуя о скором падении Ассура, Исаия вспоминает о поражении Мадианитян Гедеоном620, потому что нигде так ясно не обозначился закон, что победу дарует Господь, а не человеческая сила. Унижение Ассура началось с гибели армии Сеннахерима. Ассирия оставалась однако и сильна и страшна почти до самой минуты своей гибели. Но опять первыми толчком, нанесенным Ассирии было нашествие (около 625 г. до Р. Хр.) не одного из соседних грозных царств, а нашествие нестройной толпы Скифов, вполне подобных нынешним кочевым племенам великой Азии. Ими была потрясена до основания Ассирийская монархие, и когда Скифы, пораженные прежде всего Мидийцами, были прогнаны, тогда настали последние дни Ассирии, которую после полного разрушения Ниневии делят между собою Сиаксар Мидийский и бывший вассал Ассирии Набополассар Вавилонский. С этой минуты единственной грозой Иудеи становится уже Вавилон. Заметим, что, хотя Манассия был заключен в оковы по приказанию царя Ассирии и отведен в Вавилон621, как о том повествуется во 2Пар. 33:11, но Иудея не была занята Ассирийскими войсками, и в сущности с „рамен ее было снято ярмо“. За вассальным же Манассией царь Ассирии послал небольшой отряд взять его.

Действия всемогущества Божия в отношении к Ассуру уподобляются и владычеству Его над морем и приравниваются к наказанию, постигшему Египет. На какое именно событие указывает пророк, мы не знаем; нам известно, что позже этого пророчества город Фивы (Но-Аммон) был разграблен Ассурбанипалом.

Последнее выражение стиха 27, „распадается ярмо от тука“, напоминает похвальбу Ассура в стихе 14 этой главы, что он ограбил и ограбит все народы. Утучнел Ассур, и этот тук, грабежем и насилием нажитый, и будет причиною распадения ярма, которое он возложил на выю многих народов. Оно фактически и спадает с Иудеи со времен благочестивого Езекии; и замечательно, что, когда позже Сеннахерима Ассурбанипал идет на Египет, он вовсе не трогает Иудею622, которая живет спокойно, платя лишь дань Ассирии. Но Исаия говорит о ближайшем будущем, о походе Сеннахерима еще грозящего Сиону, но с гибелью армии которого кончается тот гнет, под которым находилась вся Палестина от войск Ассирии, наполнявших ее со времен Феглаффелассара, призванного Ахазом. Следующие стихи указывают на некоторые местности, которые были заняты и разграблены войсками Сеннахерима во времена Езекии.

28. Он идет на Аиаф, проходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы.

29. Проходит теснины, в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась.

30. Вой голосом твоим дочь Галима; пусть услышит тебя Лаис; бедный Анафоф!

31. Мадмена разбежалась, жители Гевима спешат уходить.

32. Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею Сиону, холму Иерусалимскому.

Аиаф тоже Гай (Нав. 7:1–2), недалеко от Вефиля.

Мигрон и недалеко от него Михмас близь Гивы Сауловой; ср. 1Цар. 14:2,5.

В этой же главе кн. Царств в стихе 4, указана теснина, упоминаемая в ст. 29.

Гева и Гива (значит „высота“) суть по-видимому одно имя, которое нам лучше известно из 1Цар. 8(и др.) под именем Гивы Сауловой. Она находилась близь Рамы; очень быть может, что эта высота есть не что иное, как тот холм, на котором стоял некогда (1Цар. 13: 3) отряд Филистимлян и близь которого находилось селение Гива, из которого родом был Саул623.

Галлим см. 1Цар. 25:44.

Лаис или Лаиш упомянут там же и см. Суд. 18:7.

Анафоф см. Нав. 21:18.

Мадмена. Это имя не встречается в других книгах Св. Писания; но по-видимому принадлежало одному из селений удела Вениамина.

Гевим тоже неизвестен, но очевидно, что он находился на пути к Анафофу и Нове. Гров (Bibl. dict.) думает, что Гевим лежал к северу от Иерусалима, на том месте, которое теперь занимает селение Ель-Исавие. Он обращает внимание на то, что евр. слово гебим (или гевим) означает рвы и в этом смысле употреблено в 4Цар. 3:16: „копайте рвы“.

Нова есть таже Номва 624 , поселение на склоне масличной горы, из которого ясно виден Иерусалим. Проходя по Иудее, но торопясь к Египту и не осаждая Иерусалима, к которому он позже посылает Рабсака, – Сеннахерим останавливается в Номве и издали угрожает святой горе Сиону и Иерусалиму. Мы увидим ниже (Ис. 14), что грех Ассура уподобляется греху сатанинскому. И действительно и угроза рукой святой горе и хульное письмо его уподобляли его сатане, возмутившемуся против Создателя своего. Наказание его, как мы знаем, двояко: За гордость как царь он посрамлен уничтожением своей армии, как человек он посрамлен в самой смерти своей, убитый сыновьями своими, вероятно вследствие своей невыносимой жестокости.

33. Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены; высокие – повержены на землю.

34. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего.

Господь Иегова Саваоф, т. е. „Владыко Иегова всех сил“, так переводят Гебраисты это священное имя, в котором два раза повторенное слово „Господь“ не передает вполне значение этого имени, ибо первое слово есть Адонаи (Владыко, Господин) второе же Иегова, есть откровеннное имя Вечно живущего; Вечно живущий Владыка всех сил мира, есть величественное изображение всемогущества Творца, который Единый властвует над всеми силами, как сознательно разумными,-как Ангелы, так и несознательными,-как материальные силы мира, которые повинуются велениям Творца и суть Его законы, – но не сознают своего действия, ибо им не дано индивидуального существования.

Священное имя Господа, Иеговы всех сил произносится пророком, чтобы напечатлеть в уме человека ничтожность его и безумие гордости человеческой, подобной гордости павшего Ангела, которая получила свое выражение в типе Ассура. Здесь царь и монархие Ассирийские изображаются в форме дерева, которое величественно разрослось и распространило ветви свои. Но Господь прикажет, и оно будет посечено625.

* * *

588

См. Иез. 37:16–22 о слияния Иудеи с Ефремом.

590

Ср. Ис. 7и наши замечания.

591

См. ниже стих 5-й.

593

Ср. в I т. Св. Лет. прим. на Быт. 11и вступление в эту главу.

594

Быт. 18и прим. в I т. Св. Летописи.

595

Ин. 1и наши замечания в Опыте Изучения св. Иоанна Богослова, ч. I, стр. 77–78.

596

См. наше вступление в этот том.

597

Эти переселения продолжались настойчиво в течение многих лет и при Есархадоне и вероятно при Ассурбанипале.

599

По поводу Египта мы напоминаем, что Дельта была полу-Ассирийская со времен Бубастидов, что давало важные преимущества вторжению Ассириян. См. Бругша стр. 624 и сл.

600

4Цар. 18:34, 19:13–14 и параллельное место в кн. Ис. 36:18–19, 37:12–14.

601

Мы прибавим: и всех завоевателей, которым Господь временно дарует власть и силы. И действительно, начиная с Навуходоносора, впавшего в безумие, до завоевателей нашего времени, кто из них не подобен Ассуру? См. в особ. ниже ст. 13.

602

Ср. 3Цар. 20:23,28 и сравни наши мысли в IV т. Св. Летописи ч. II, стр. 53 и 56.

603

Ср. не только о царствовании Гофолии в 4Цар. 9, но и во времена Ахаза и Исаии 4Цар. 17:19. Ср. об идолопоклонстве самого Ахаза 4Цар. 17и 4Цар. 16:7–16. Заметим, что в 2Пар. 28сам царь народа обетования думал, что боги Сирийские поражали его.

604

Ср. в нашем IV т. Св. Летописи о причинах успеха проповеди Ионы в Ниневии. Часть II, стр. 220, 228–229, 230–232, 239. Ср. еще речь Рабсака в 4Цар. 18в которой он как бы признает Единого Бога. О религии Вавилона и Ассирии см. Роулинсона Anc. Monarchies, vol. I p. 114 and Vol. II, p. 3–6 (ed of 1871). Он указывает настойчиво (как Гладстон в Juventus Mundi о Греции), что в сердце язычников смутно, но жило верование о Едином Боге. Ср. в нашем Гезиоде ч. I, стр. 35 и в нашем Prométhée, р. 9, note.

605

См. наказание, постигшее Сириян за подобную же хулу 3Цар. 20:22,28–29 и наши мысли в IV т. Св. Лет. часть II, 53–55.

606

Ин. 1:9–10 и см. Опыт изучения его Евангелия ч. I стр. 67–70.

607

Совершенно другое мы видим в надписях первых Ахаменидов, напр. в Бисутунской надписи Дария. См. в Хр. Чт. 1886 г. Зендавеста и Гаты. Потому то Господь и вывел Персов и Мидян на первый план. См. ниже гл. XIII; XXI, 9 и XLV, 1.

608

Ср. замечания в III т. Св. Летописи на это место Второзакония.

609

Историю завоеваний Ассирии по подлинным документам лучше всего можно проследить в Annales des rois d’Assyrie, par Menant (Paris 1874).

610

Также в Sacra Biblia 1722 года, изданной в Лейпциге.

611

2Цар. 16:10–12 и наши заметки в 4 т. Св. Летописи, ч. I, стр. 140 и ср. стр. 146.

616

Выше гл. VII.

617

Ср. Ис. 6и замечания.

619

Ср. с этим пророчество Наума о гибели Ниневии, произнесенное вероятно в 648 году во времена Ассурбанипала, разорившего Но-Амон (Фивы) и во времена плена Манассии, т. е. во время полного величия Ассирии.

620

Суд. 7:7–25. Пс. 82:10–12. О том сильном впечатлении, которое произведено на всю историю Израиля поражение Мадиама, см. in loco в Кн. Судий в нашем IV томе Священной Летописи часть I, стр. 52.

621

Манассия царствовал еще в то время, когда Ассирия была сильна. Плен его был или при Есархадоне, или при Ассурбанипале, царях Ассирийских; отводится же он не в Ниневию, а в Вавилон, потому что, как нам из документов Ассирийских известно, начиная с Есархадона, цари Ассирии жили в Вавилоне. (См. Масперо, Ленормана и др.).

622

Rawlinson’s Ancient Monarchies (ed. of 1871) vol. II, chapt. IX; wars of Assurbanipal, pp. 200 sq.

623

См. о Геве еще Нав. 21:17; Еписк. Петр в толк. на Исаию думает, что Гива Саулова есть селение, упомянутое в 1Цар. 11:4; а Гева 29-го стиха наст. главы Исаии есть „Холм Божий“ и „высота“, упомянутые в 1Цар. 10:5,13.

624

1Цар. 21. Сюда приходит Давид, здесь первосвященник дает ему хлебы предложения и здесь выслеживает его Доик, шпион Саула.

625

„Чужеземцами“, прибавляет Иезекииль в Иез. 31:3–17. Воспоминание об Ассуре Иезекииля напоминает весьма близко величественную картину Исаии. Посечение древа чужеземцами, (ст. 12) конечно указывает на Ариев-Мидян.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle