Источник

Глава пятая

Господь наш Иисус Христос многими чудесами, совершенными в Иерусалиме и Иудее и Галилее, и многими Божественными словами, произнесенными в разных местностях, освященных Его благодатным присутствием, и в самой Самарии – благоволил посеять Слово Божие на ниве, имеющей быть орошенной честною кровию Его.

Даже учители народа, вообще озлобленные против Господа, не все остались бесчувственными пред Господом: и среди их были люди, которые восприяли в сердце свое благодатное семя Слова и дали плод, как Никодим, Иосиф, и вероятно многие другие478.

Но между тем мрак и злоба, воздвигаемы «отцем лжи и отцем озлобленных, т. е. диаволом»479, ратуют против света и милосердия и любви. Св. Евангелист Иоанн с пятой главы начертывает картину и повесть этой борьбы мрака против света, Иудеев против Господа, борьбы, которая с точки зрения земной кончается временным торжеством мрака и злобы в убиении Господа Иисуса, но которое есть в сущности торжество света, и выполнение Божиих предначертаний в страдании и смерти и славном воскресении Богочеловека.

Начертывая борьбу Иудеев против Господа, Иоанн Богослов естественно и повествует преимущественно о событиях, имевших место в Иерусалиме, ибо в нем было то гнездо книжников и фарисеев, которое не хотело допустить мысли, что Иисус есть Христос. Здесь и происходят те ожесточенные нападки скрежещущих зубами Иудеев на Господа которые кончаются прямым заговором против жизни Господа, с решимостью достигнуть убиения Его всеми законными и незаконными путями. Если шестая глава Иоанна переносит нас мыслию в Галилею, на берег озера Тивериадского, то это потому, что с чудом насыщения народа соединено учение Господа о хлебе жизни, сходящем с небеси; притом в ст. 41 есть указание, что и в Галилее по поводу слов Господа восстают и спорят против Него озлобленные Иудеи, вероятно следовавшие, или даже посланные из Иерусалима, как соглядатаи, дабы найти предлог к обвинению Господа.

Все же другие события в Евангелии от Иоанна происходят в Иерусалиме и его окрестностях, и только 21 заключительная глава Иоанна Богослова опять переносит читателя в Галилею, ибо здесь, на озере Тивериадском, произошли события, долженствовавшие быть открытыми христианам, так как они не были упомянуты предыдущими Евангелистами.

Первый из рассказанных взрыв злобы фарисеев происходит в Иерусалиме, – (по поводу исцеления больного, лежавшего тридцать восемь лет в купальне Вифезды), – принимая прямо форму заговора об убиении Господа Иисуса.

Праздник, в который совершено это исцеление расслабленного подавал повод к сомнениям. Св. Ириней и Евсевий Кесарийский думали, что это была Пасха; св. Иоанн Златоуст считает этот праздник Пятидесятницей; многие из новейших ученых богословов думают, что это праздник Пурим480. Весьма трудно произнести свое мнение в таком вопросе, в котором расходились древнейшие и величайшие из отцов церкви. Мы однако же позволим себе сказать следующее: событие происходит после первой Пасхи и ранее упоминания о второй (Ин. 6:4), и кажется, естественнее всего предположить, что это был праздник Пятидесятницы; что же касается праздника кущей, то он назван по имени в главе 7:1, 2481. Праздник же Пурим праздновался в марте, и если относить событие в этому празднику, то оно должно было совершиться за несколько дней до второй Пасхи.

Ин.5:1. По сих же бе праздник Иудейский, и взыде Иисус в Иерусалим.

Ин.5:2. Есть же Иерусалимех овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи.

Ин.5:3. В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды.

Ин.5:4. Ангел бо Господень на всяко лето сходаше в купель и возмущаше воду: и иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше.

Купель Вифезду новейшие исследователи искали в долине потока Кедронского, полагая, что это тот перемежающийся источник, который ныне известен под именем «источника Девы»482. Другие указывают, что по весьма древнему преданию, основанному на Неемии 3'овечьи ворота» надо искать в северо-восточной стороне древнего города, близ нынешних врат Св. первомученика Стефана483. Имя Вифесда или Бет-саида толкуется: «дом милосердия». Притворы Вифесды были по всей вероятности открытые галереи, сооруженные благочестивыми людьми, в которых лежали больные, хоть несколько прикрытые от зноя солнца и от дождя. Подобную Евангельской сцену лежащих под навесами больных близ горячих серных ключей древней Тивериады видел путешественник Тристрам484.

По поводу славянского выражения «на всяко лето» необходимо заметить, что здесь нельзя разуметь единожды в год, ибо в греческом κατά καιρόν имеет значение: «в определенное время'или «в удобное для сего время»485, т. е. "по временам», как и передает то наш русский синодальный перевод. Другими словами в предназначенные Богом времена Ангел возмущал воду486. Есть много перемежающихся источников, которых целебное действие испытывается только в первые минуты появления источника из земли. По поводу стиха 5 этой главы Шмидер (das neue Testament) хорошо замечает, что действие Ангела, на которое указывает Евангелие, объясняет многия явления природы и дает нам указание, что мир не земной, высший, часто живительно вторгается в обычное течение жизни природы487; и что Псалом 103прямо указывает на это, говоря: «ты творишь ангелами Своими духов, служителями Своими огонь пылающий»488. То есть по мысли Шмидера все необычайные явления природы совершаются по особым повелениям Божиим, действием разумных ангельских сил на неразумные силы природы.

Таковой взгляд Шмидера конечно находит свое оправдание и в сказании о казнях египетских и в прохождении Ангела последней казни мимо врат, отмеченных кровию пасхального агнца и в наказании Давида моровою язвою, которая начинается, когда Ангел, находившийся у гумна Орны простирает руку на Иерусалим (см. 2Цар. 24:16). Присовокупим, что мы верим, что Господь Бог не безучастный зритель жизни человеческой, и что действительно изучающие ход событий жизни человечества не могут не видеть руки Божией и в великих физических потрясениях природы, как и в великих нравственных потрясениях обществ.

Ин.5:5. Бе же ту некий человек, тридесять и осмь лет имый в недузе (своем).

Ин.5:6. Сего видев Иисус лежаща, и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти;

Ин.5:7. Отвеща ему недужный: ей, Господи, человека не имам, да, eгда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит.

Господь, прежде чем оказать свое милосердие страждущему, вопрошает его, хочет ли он здрав быти, дабы сам страждущий, имеющий быть исцеленным, сознал ясно свое настоящее положение и при исцелении почувствовал величие им полученного дара. В душе болящего Господь будит сначала надежду, потом веру и любовь к Целителю душ и телес. Опустившийся, давно потерявший всякую надежду человек быстро оживает нравственно при первом звуке Божественных слов сострадания и милосердия. Почему из числа болящих и чающих движения воды был избран сей именно расслабленный, лежавший 38 лет, а не другой, известно только Богу Сердцеведцу489. Не знаем мы также, не осчастливлены ли были и другие из болящих исцелением Сына Божия, яко Богочеловека ходившего между ними. Но знаем то, что «многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики своими, яже не суть писана в книгах сих: сия же писана Быша да веруете яко Иисус есть Христос Сын Божий и да верующе, живот имате во имя Его» (Ин. 20:30, 31).

Чудо исцеления сего больного вероятно записано Евангелистом из числа многих других чудес, потому что оно имело особое высшее нравственное значение по своим последствиям, служа к прославлению Богочеловека, к утверждению веры в сердцах учеников, к обличению коварства и намеренного неверия в Иудеях и к утверждению закона, высказанного Господом неоднократно, что суббота для человека, и что Господь есть Господин и субботы490.

Нельзя умолчать еще об одном весьма древнем аллегорическом толковании, даваемом чуду, совершенному Господом. Тридцать восемь лет болезни соответствуют тридцати восьми годам странствования Израиля в пустыне, а потому некоторые признают в совершенном Господом чуде типическое напоминание Израилю о его странствованиях в пустыне, причем сам исцеленный представляет собою Израиль, приговоренный за неверие к странствованию, доколе Господь не привел его к границе земли обетования. За сим от его дальнейшей веры зависело войти в сию землю обетования, открытую всем верующим в Господа Иисуса, страдавшего и воскресшего .

Ин.5:8. Глагола ему Иисус: востани, возми одр твой и ходи.

Ин.5:9. И абие здрав бысть человек: и взем одр свой и хождаше. Бе же суббота в той день.

Встань! Возьми одр! Ходи! повелевает Господь творческою силою. Те же три повеления дает Господь расслабленному, спущенному сквозь крышу дома в Капернауме491. В них заключается исцеление – встань; возврат сил – возьми одр; полное восстановление здоровья – ходи.

Не без основания указывают, что исцеление болящего 38 лет было явлено Господом в субботу не случайно, а намеренно, точно так, как произошло в субботу исцеление сухорукого492 и женщины, «которую связал сатана тому восемнадцать лет»493, и исцеление слепорожденного494. Господь восстановляет вместо буквы закона дух его, давно забытый Иудеями, ибо только этот закон, исполняемый в духе, мог приготовить Израиль к воспринятию высших христианских истин. В субботу можно и должно творить добро (Лк. 6:9). Но именно против этого духовного закона возмущались Иудеи, т. е. книжники и фарисеи купно с полуатеистами саддукеями, членами синедриона, ибо этот духовный закон освобождал народ от влияния их, ибо сила их была в постоянном наблюдении за мелочною обрядностью, установленною ими же495.

Ин.5:10. Глаголаху же жидове исцелевшему: суббота есть, и не достоит ти взяти одра твоего.

Ин.5:11. Он жe отвеща им: иже мя сотвори цела, той мне рече: возми одр твой и ходи.

Здесь ясно выступает вперед то подавляющее влияние властного сословия на каждого отдельного члена Иудейской общины, которое управляло всеми его действиями, – даже самыми мелочными, – его частной жизни. С этой ужасающей для нас системой соединялось по необходимости постоянное соглядатайство за всеми поступками «презренных амхарец», как называли ученые народ, – т. е. не бывших в разлагающих школах Иудеев. Установленное ими толкование закона давало им право вмешаться во всякую минуту в жизнь человека. Но исцеленный Господом вместе со здравием приобрел уже и некоторую твердость противостоять учителям: с замечательным здравым смыслом он отвечает им, что имеющий власть и силу исцелить его, – болевшего 38 лет, – конечно имел власть повелеть ему взять свою постель, и что не ему, исцеленному, подобало ослушаться исцелившего его. В словах его слышится ирония, он как бы говорит фарисеям: не вы меня исцелили, не вы могли бы меня исцелить, это для вас недоступно; что же вы теперь мешаетесь в это дело, стоящее превыше вас?

Ин.5:12. Воспросиша же его: кто есть человек рекий ти: возми одр твой и ходи?

Кажется нельзя сомневаться в том, что фарисеи и книжники, зорко следившие за каждым действием Господа Иисуса и видевшие сами, или через своих соглядатаев, что исцеленный взял одр свой, – очень хорошо знали, что исцелил болящего Господь Иисус. Но вероятно они в исцеленном хотели приобрести законного свидетеля перед синедрионом. Для них факт исцеления был ничто, а соблюдение буквы закона – все. Но выше всего была для них злоба на Господа.

Ин.5:13. Изцелевый же не ведяше, кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте.

Ин.5:14. Потом же обрете его Иисус в церкви, и рече ему: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет.

Господь, восстановив телесного человека, уклоняется от выражения его благодарности и радости, в присутствии многочисленного народа. Но исцеление его неполно: Господу угодно дать ему и душевное исцеление, и Господь «обретает» его в храме не случайно, а, как мы смеем думать, «ищет и обретает». Как в исцелении расслабленного в Капернауме496, Господь исцеляет его тело и душу. Найдя его в храме, Господь предупреждает исцеленного, что недостаточно здравия тела, что ему необходимо самому позаботиться о здравии души своей, и что последнее зависит от воли, дарованной Богом человеку. Помощь Господа в борьбе против зла приходит лишь к тому, кто сам ищет и просит ее. В словах Господа находим и здесь указание, что Он простил прежние грехи бывшему больному, под условием, чтобы он помнил благодеяние ему оказанное и позаботился о душе своей. Много в этих священных словах указаний нам, как Господь земными страданиями лечит нашу бедную, столь часто заблуждающуюся душу, и это суть те притчи, о которых Господь сказал: «како вся притчи уразумеете?»497 Сии притчи наполняют всю жизнь нашу, оне суть те скорби, которые предупреждают нас, что мы идем по греховному пути, и что скорби и болезни посланы нам Богом, чтобы заставить нас оглянуться на свою жизнь и проверить ее с повелениями, Господом нам данными.

Но с другой стороны надо помнить, что не всякая немощь и болезнь суть наказания Божии, и иногда оне посланы (как в Ин. 9или 11:4), «да явятся дела Божия». Если мы будем памятовать всегда о кратковременности жизни нашей, о мимолетности страданий и скорбей, то мы сердцем поймем судьбы Божии, готовящие человека к жизни вечной. Велики и непостижимы судьбы Божии для разума, и могут быть восприняты только верою и любовью.

«Да не горше ти что будет», глаголет Господь ко всякому человеку

Ин.5:15. Иде же человек, и поведа Иудеом, яко Иисус есть, иже мя сотвори цела.

Весьма трудно и больно было бы предположить, что облагодетельствованный Господом человек и сам рассказывающий о своем исцелении, пошел к Иудеям с целью выдать им своего благодетеля. Можно предположить, что Иудеи, притворяясь, будто они не верят его исцелению, угрожали ему наказанием и даже смертью за нарушение закона о субботе498, и исцеленный в простоте своей подтверждает правдивость своего рассказа указанием на Целителя, которого он вначале не знал. Очень может быть даже, как указывает Иоанн Златоуст499, что, объявляя имя Господа Иисуса, исцеленный хотел прославить имя своего благодетеля. При том он ничего не говорит о нарушении субботы, а говорит только об исцелении: «Иисус есть иже мя сотвори цела», ему вероятно кажется, что такого заявления достаточно, чтобы привлечь к Господу Иисусу все сердца. Но диавол думал иначе:

Ин.5:16. И сего ради гоняху Иисуса Иудее, и искаху его убити зане сия творяше в субботу.

Во второй главе в стихе 24-м мы видели, что Господь не доверял Иудеям, хотя и уверовавшим, ибо знал их. Здесь мы читаем впервые о вспышке открытой вражды и злобы, после которой настает пора явного преследования Господа и учения Его. Здесь также впервые упоминается о мысли, возникшей среди Иудеев, – о необходимости совершения убийства, дабы избавиться от Учителя, уничтожавшего влияния книжников и начальников народа. Опираясь на нарушение обрядного покоя субботы, Иудеи «гоняху Иисуса», потому что учение Его о духовном развитии внутреннего человека упраздняло их и их исключительно обрядовое толкование закона. О Господе сказано «зане сия творяше»: Господь созидал, сотворял внутренняго «человека» из той бессмысленной обрядовой машины, которую соделали фарисеи. «Творение Господа» обнимало собою все Им содеянное – и учение и чудеса, – коими, как говорит Господь: «всего человека здрава сотворих в субботу»500.

Ин.5:17. Иисус же отвещаваше им: Отец Мой доселе делает, и аз делаю.

По-видимому некоторые из более озлобленных книжников и фарисеев приступили к Господу Иисусу, найдя Его в храме, или одном из притворов, «вынуждая у Него ответы на многое, подыскивались под Него и стараясь уловить что-нибудь из «уст Его, чтобы обвинить Его»501. Что это были именно фарисеи, которые обступили Господа в 5 главе Иоанна и которые называются Иудеями, то ясно видно из стиха 33 этой же главы, ибо Господь говорит им: «вы посылали к Иоанну»; а в 1 гл. ст. 19 и 24 прямо указано, «что посланные были из фарисеев».

Этим-то озлобленным фанатикам, обступившим Господа, кроткий и незлобивый Сын Человеческий излагает, хотя и в прикровенных еще словах, и тайну воплощения Бога на земле и учение о «делании» Отца и Сына.

Седьмой день был день покоя и отрешения от материальных забот, установленный502 в память окончания творения, но не делания, на что указывал и Митрополит Филарет503. Бог, установив законы природы, не изменяет их, но творческая сила и делание проявляются и в жизни природы, и в появлении новых индивидуумов, и в чудесах, и в благодатных действиях в тайниках души человеческой, или, как выражается Митр. Филарет со ссылкою на 2Кор. 5:17, «ново творит в царстве благодати»504.

Таково отношение Творца мира к миру материальному и к миру духовному. «Делание» Бога воплощенного на земле объемлет все сии действия, и человеку он указует, что в субботу можно делать всякое добро, можно делать все, что клонится к совершенствованию души человеческой и к прославлению Бога. Абсолютный покой невозможен, как указывает (в вышеприведенном месте). Митр. Филарет, и если Бог по окончании творения не прекращает делания, то и от человека в законе покоя в субботу требовалось не бездействие истукана, а временное отрешение от земных забот505, чтобы дать себе необходимое время подумать о Творце и благодетеле и своих обязанностях к Нему и к брату своему. Это именно и раскрывает Господь, указывая человеку, что «в субботу должно делать добро» (Лука 6:9.).

Делание Свое Господь соединяет с деланием Отца, давая понять Свое единое Существо с Богом Отцом, указывая на «делание» обеих Ипостасей Святыя Троицы, ибо дела любви и милосердия Господа Иисуса суть дела Бога Отца нераздельного и единосущного с Сыном и Святым Духом.

И Григорий Богослов506 говорит: «Яже Отец творит сия и Сын подобне творит, не по подобию творимых, но по единочестию власти»... «И не точию сие, но и еже касается до смотрения и сохранения сотворенных».

Ин.5:18. И сего ради паче искаху его Иудее убити, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца своего глаголаше Бога, равен ся творя Богу.

Иудеи, т. е. книжники и фарисеи, немедленно и ясно понимают слова Господа: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю»; точно также, как они немедленно поняли, когда Господь сказал им притчу о злых виноградарях и присовокупил, что Господин виноградника отдаст виноградник другим, и воскликнули: да не будет (Лк. 20:16). Иудеев нельзя упрекнуть в непонятливости, тем более, когда Господь, – как в настоящем случае, – говорит к людям, превосходно изучившим писание. Но в них не было добра, а потому не могло быть и веры. Если бы в сердце их была искра любви и правды, как у Никодима, то Господь спас бы их и отверз им очи души. Но в ней не было места высшим духовным способностям: они понимали величие учения Господа и отвергли его. И в настоящем случае они возмущаются, что Господь по замечательному выражению Евангелия разоряше ἒλυε субботу507, т. е. разорял, или развязывал ту субботу, которую завязали фарисеи и книжники. Еще более возмущались они указанием Господа, что дела Его суть дела Божии, и что Он творит их как Сын, посланный Отцом к злым виноградарям. Что они не могли немедленно уразуметь великой тайны воплощения, это понятно, ибо Господь не был еще прославлен508, и Господь сам на это указывает, прощая оскорбления, наносимые Сыну человеческому, принявшему на Себя рабий зрак509, – но они не могли восприять учение правды и осмелились произнести на него хулу, что не могло быть прощено им, ни в сем веке, ни в будущем510.

Ин.5:19. Отвеща же Иисус и рече им: аминь, аминь глаголю вам, не может Сын творити о себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща: иже бо Он творит, сия и Сын такожде творит.

Ин.5:20. Отец бо любит Сына, и вся показует ему, яже сам творит: и больша сих покажет ему дела, да вы чудитеся.

Ин.5:21. Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит.

Напоминая о том, что святые Отцы учили о Сыне человеческом, да памятуем, что Господь глаголет о Себе во образе рабьего зрака, и возводит слушателей от земного к небесному, давая им уразуметь, что под рабьим зраком скрыт Бог, во второй Ипостаси Своей являющийся человекам. Посему с одной стороны Он как бы разделяет деяния Свои от деяний Отца, поучая, что Он творит дела, указанные Отцом, – с другой стороны соединяет, говоря: «Сын такожде творит». В первом значении дела Господа нашего Иисуса Христа, как дела Богочеловека на земле совершенные, называются делами, подобными делам Отца; а во втором значении они называются тожественными с делами Отца. Другими словами, Бог во плоти, являющий на земле Бога невидимого, творит дела Отца и едино с Ним есть по существу и по мысли и по деянию, с тою разницею, что Бога Отца и деяний Его мы видеть и умосозерцать не можем, а «Бог Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1:14).

«Домостроительствуя спасение людей, которое показал, явившись нам во плоти, говорит Он тебе относительно к телесному устроению, называя Себя посланным (Ин. 5:36), не могущим о Себе творити ничесоже... но сие да не подаст тебе повода к умалению власти Единородного, ибо снисхождение к твоей немощи не должно быть умалением достоинства Сильного»511.

«Не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща». По поводу сего места Григорий Богослов, отвечая на возражения еретиков говорит512: «На сие ответствуем: что слова мощи и не мощи не единообразно глаголются, но многоразличное имеют знаменование…

..."Вся елика имать Отец Сыновняя суть, якоже паки Сыновняя Отчая. Ничтоже убо собственно им, зане вся общая, понеже и самое их бытие общее и единочестное есть, хотя Сыну и от Отца сообщается бытность513. Посему-то и глаголется: «Аз во Отце и Отец во Мне есть; глаголы, яже Аз глаголю, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, той творит дела» (Ин. 14:10).

И св. Кирилл Иерусалимский по поводу изучаемого нами 19-го стиха сей главы говорит514: «И еще глаголет: Отец Мой доселе делает и Аз делаю» (ст. 17 сей главы см. выше)...

...При сем нет противоречия в делаемом, ибо «Моя вся Твоя суть и Твоя Моя» (Ин. 17:10), говорит Господь. Сие ясно можно дознать и из Ветхого и из Нового Завета515... и далее: «Царь Иисус, приступая к врачеванию, препоясавшись лентием человечества, уврачевал недужное. Совершенный Учитель младенцев Сам младенчествовал с младенцами, чтобы упремудрить несмысленных»516.

И св. Иоанн Златоуст517 говорит: «Слова о Себе не может творити ничесоже означают то, что Он не делает ничего чуждого Отцу... эти слова выражают, что Ему невозможно и не свойственно делать что-нибудь противное Отцу… ибо «яже бо Отец творит, сия и Сын такожде творит»... ..."Ибо, говорит св. Григорий Богослов518, обща воля Отца и Сына, якоже едино Божество, так и хотение едино».

Господь глаголет все слова пятой главы к тем Иудеям фанатикам, кои обступили Господа (см. на ст. 17). Зная, что именно дела, которые Он творит, распаляют их злобу, Господь обличает их, указуя, что «Отец любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит». Другими словами Господь раскрывает им злобу сердец их, ибо если народ прославлял Господа за чудеса, им виденные, в простоте души своей519, то эти закоренелые фарисеи не могли рассмотреть Бога в чудесах Его. Тогда Господь, скорбя об ожесточении сердец их, раскрывает им ясно то, что они должны были сами уразуметь, – что Бог творит чудеса «да прославится Отец в Сыне»520. И затем Господь прибавляет: «и больша сих покажет Ему дела да вы чудитеся. Якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын ихже хощет живит».

И здесь да разумеем, как учат святые отцы, что Господь глаголет по человечеству, облеченный во плоть человеческую, сквозь которую глаголет (по выражению Григория Богослова) Бог, якоже через завесу521. Отец показывает чудные дела Сыну не по Божеству Сына, а по человечеству, восприятому Им. Сии дела столь чудные уже, когда Господь глаголал к Иудеям, явятся им еще чуднее и величественнее. В числе их будет воскрешение мертвых522. Никто, даже из среды озлобленных Иудеев, не мог отрицать, что оживлять мертвых мог один Бог: и сие знамение обещает Господь явить, да веруют Ему, и имут жизнь вечную. И исцеления Господа были актом творчества и правильно выразился расслабленный, сказав Иудеям: «иже мя сотвори цела»; но тем паче акт творчества есть возрождение к жизни от совершившейся смерти; повеление природе возвратиться вспять и восстановить пришедшее в разложение: и «оживут кости» по слову Господню, «и обложутся жилами и вырастает на них плоть и покрывается кожею и вводится в них дух и оживают и исповедуют яко Господь есть»523.

Но в приведенном нами пророчестве Иезекииля есть и другое обещание, исполненное в воскресении Господа нашего Иисуса Христа, воскресившего и совознесшего с Собою всего человека, ибо сказано у Иезекииля: «кости сии весь дом Израилев... так говорит Господь: вот Я открою гробы ваши и выведу вас народ Мой из гробов ваших... и вложу в вас дух Мой и оживете» (ст. 12–14).

Выводит из гробов народ Свой, т. е. верующих, Господь наш славным Своим воскресением, и влагает в народ Дух Святой Свой и оживаем.

Но сие открыто было лишь позже ученикам и всем христианам; Иудеи же «толико знамения сотворшу Ему пред ними, не вероваху в Него» (Ин. 12:97).

Ин.5:22. Отец бо не судит ни комуже, но суд весь даде Сынови.

Ин.5:23. Да вси чтут Сына якоже чтут Отца. А иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшего его.

Отец отдал суд Сыну: великое таинство милосердия! Бог, облекшийся в бренную плоть человеческую, понесший во плоти все тягости и страдания человека, есть Судия Своих братьев по плоти. «Господь все измеряет Своими страданиями, аки наукою человеколюбия, дабы мог ведати из Своих и наше, и елико можем истязаны быти и елико проститися, с рассуждаемой со страданием купно и немощи нашей»524.

Или иначе выразим сие таинство. Бог есть абсолютная истина, но судит человека, принимая в расчет все немощи и слабости и плоти и духа человека, но так как и после сего суда милосердного еще много долга остается на грешнике, то и этот долг Он искупает и смывает честною кровию Своею, на кресте пролитою. Вот почему Отец, являющий Себя человеку в Сыне, и тем являющий милосердие Свое к человеку, отдал весь суд Сыну, возвещая сим торжество милосердия на суде. Посему-то требует Господь и от человека оставлять прегрешения брату своему, ибо «суд без милости не сотворшему милости: и хвалится милость на суде»525.

Итак человеку возвещен суд милосердия; но чего же за это требует Бог? Господу угодно: «да чтут Сына, якоже чтут Отца», да веру имут Сыну, «веруяй бо в Него не будет осужден»526. Вера в Сына, коею человек чтит Отца, заключает в себе и зародыш всех добродетелей; веруяй в Сына не может не простить брату своему прегрешений его, ибо что значить этот ничтожный акт человеческого милосердия по сравнению с непостижимым и необъемлемым нашим слабым разумом величием милосердия Божия!

Еще необходимо указать на разницу явления Бога человеку в Ветхом и Новом Заветах. В Ветхом Завете Израиль должен был быть отчужден от всех других народов, дабы быть хранителем обетований; посему Завет сей для всего мира был Заветом будущего, а для избранного народа был Заветом страха. С воплощением на земле Господа Иисуса Христа, пришедшего спасти весь мир и «разрушить преграду» (Ефес. 2:14), наступил тот момент, о котором предсказывали все пророки, что милосердие Господа восстановит народ Божий, который будет управляем милосердием и который будет любить Бога, «страха же несть в любви» (1Ин. 4:18). Но время милости только для тех, кто чтит Сына: тот же, который отвергается Сына, не чтит Бога, являющегося человеку, дабы помиловать его. Ниже в ст. 27 мы еще увидим более полное разъяснение, что суд отдан Сыну, потому что Он «Сын человечь».

Великая тайна милосердия, повторяем мы.

Ин.5:24. Аминь аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе моего и веруяй пославшему мя, имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот.

В величественной речи Господа, рисующей суд Его Господа нашего Иисуса Христа, – верующие, являющиеся перед вечным Судиею, оправдываются Его милосердием за милость, оказанную ими братьям своим во имя Сына Божия527. Вера в Сына Божия не только возрождает к новой высшей жизни, но есть самая новая жизнь: эта жизнь есть любовь, переносящая бессмертную часть человека в иной неземной мир, в котором верующая и любящая душа чувствует себя в отчизне своей. Посему она прямо и переходит «от смерти в живот».

Благая весть, принесенная Господом Богом Словом на землю, после отшествия его поручена была для распространения по миру Апостолам, дабы все люди спаслись, ибо словеса Господа дают жизнь, а «веруяй пославшему Мя имать живот вечный и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот». Сие именно предрекал и пророк Иоиль528, говоря: «Всяк бо, иже аще призовет имя Господа, спасется».

Вера в Сына Божия и воспринятие душою благодатных слов спасения зависит от внутреннего человека, который, обладая волею разумного существа повинен пред вечною справедливостью, если его гордость, злоба, самонадеянность и другие пороки не допускают его до веры и до перерождения в духовное существо, готовое к вечной жизни. Все грехи прощает Милосердый припадающему к ногам Его, ибо вера и любовь, овладев душою грешника заставят его забыть обо всем, кроме жизни вечной, даруемой Им. Безверие и вера суть не чувствования, не порождения разума, а два состояния, в которых может находиться душа человека. Первое из них ведет к смерти и даже называется смерть. Из него может выйти человек волею своею, идя ко Христу, и Господь далеко на пути встретит его. Вера есть жизнь, есть свет; безверие есть тьма. Но и в сей темноте тот, кто призовет Господа, спасется, ибо Сам Пастырь пойдет за ним, и обрящет его и выведет к свету и жизни.

Ин.5:25. Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут.

Здесь Господь глаголет не только о воскресении мертвых, но и о переходе от смерти к жизни верою. «Грядет час и ныне есть», сказал Господь. Язычники Галилейские и пророком (Ис. 9:1–2) и Евангелистом (Мф. 4:16) названы «седящими в стране и сени смертной». Им воссиял свет с рождением Господа нашего Иисуса Христа. Мертвыми называются потому все те, которые как язычники жили в совершенной темноте нравственной и религиозной, или как Иудеи, жившие буквой закона, без всякого проблеска духовной жизни. Проповедь Господа была тем великим моментом, когда «мертвии услышали глас Сына Божия и услышав оживали». Благодатный глас сей возжег на земле тот огнь веры, который Господь пришел «воврещи на землю», желая, чтобы, «он уже возгорелся (Лк. 12:49). И огнь сей начал гореть во время земной жизни Господа, но вспыхнул он великим пламенем и светом в мире земном, как в мире загробном, когда Господь, совершив великую жертву искупления, «сущим в темнице духовом сошед проповеда» (1Пет. 3:19).

Воскресение Господа, осветив весь мир радостью, зажгло в душах учеников такое пламя веры и любви, что, сподобившись получить Духа Святого529, они удостоились слышать от Господа повеление: «шедше научите вся языки»530, «шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари»531.

Вот сие и изображено в ст. 25; «грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавши оживут». Ожил человек с пришествием на землю Сына Божия, и глас Его, переданный во уста Апостолов и Евангелистов доселе, как во веки, звал, зовет и будет звать к мертвым, да оживут и восстанут.

Ин.5:26. Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в себе.

Ин.5:27. И область даде ему и суд творити, яко Сын человечь есть.

Единый источник жизни есть Бог; один Бог есть абсолютная жизнь, единая и нераздельная во Отце, и в Сыне, являющем Отца, и в Духе Святом, исходящем от Отца и животворящем все создание, искупленное Сыном. Отец и Сын едино, ибо веруем в Сына Божия, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного. А посему и жизнь всех таинственных Ипостасей Святыя Троицы есть жизнь единая, столько же Отца, сколько и Сына. Посему Сын глаголется имеющим ту же жизнь, которая абсолютно принадлежит Богу во Святой Троице покланяемому; посему то (выше ст. 21): «якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын ихже хощет живит».

Живит же Сын и физически и нравственно: и воскрешает мертвых на земле, и совершает воскресение нравственно умерших на земле, и воскрешает мертвых после смерти земной, и вводит их в жизнь вечную, и в будущем обещает общее воскресение в телесах всех людей. «Зане уставил есть Господь день в он же хощет судити вселенней в правде, о муже его же предустави, веру подая всем, воскресив Его от мертвых»532.

Суд отдан Сыну, «яко Сын человечь есть»533. О величие благости и милосердия, которое назначает Судиею «понесшего наши немощи!» Сей есть муж, предуставленный, воскресший из мертвых, иже будет судить вселенную потому, что Он Бог, но Он и Сын человеческий.

Ин.5:28. Не дивитеся сему: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия.

Ин.5:29. И изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая в воскрешение суда.

Мы видели в предыдущем 25 стихе, что Господь глаголал о воскресении мертвых, причем указывал, что час сей не только грядет, но и ныне есть, указывая, что «Он есть воскресение и жизнь» (Ин. 11:25), и что «слова, которые Он говорит, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Самое появление Его среди народа будило мертвых, вдыхало в них дыхание жизни. В стихах 28–29 раскрывается дальнейшее будущее: Господь глаголет уже о всеобщем воскресении мертвых, и о суде над сотворшими злая и сотворшими благая.

Сопоставляя стих 25 и стихи 28–29, говорящие о воскресении из мертвых, мы разумеваем, что это есть действие единое живительной силы Божией, но в ней различаются разные моменты пробуждения мертвых. Первый из сих моментов есть появление на земле Бога воплощенного и проповедь Его, воскрешающая людей к новой жизни; далее, – воскрешение в земной жизни телес многих усопших святых в великую минуту искупления534; духовное воскрешение находящихся «в темнице духов»535, возрождение к духовной жизни членов христианской церкви, жизнь души за гробом после смерти тела, и наконец и восстание от мертвых людей всех веков и стран в телесах, чтобы предстать на великое и страшное судилище Христово536.

Но все сии разные виды воскресения объемлются в словах Господа 25–29 сей главы537 и суть исполнение того, что Господь древле повелевал глаголать пророку Исайи: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою!... и народы приидут (из мрака) к свету твоему»538.

Сие же величественно выражено Апостолом восклицающим: «встань, спящий и воскресни из мертвых и осветит тебя Христос!»539.

Вникая еще в слова Господа: «изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда», мы видим, что суд лишь для злых сердец и неверующих. Сопоставляя сие место со словами: «слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (выше ст. 24), и еще (Ин. 3:18–20): «веруяй в Он не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть ... всяк бо делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть», – мы видим, что единая вера в Сына Божия спасает, ибо человек переродившийся только сею верою может творить дела, угодные Богу, дела не лицемерия, а дела истинной любви. Готовый к вечной жизни, он идет «в воскрешение живота», и «на суд не приидет».

В «воскрешение суда» восстают «сотворшии злая» а «злая творят», потому что они ненавистники света, и не идут к свету, ибо свет этот изобличит лукавство сердец их. Итак суд для злых, для «не сотворших милости» (Иак. 2:13) для отринувших милости Бога, а для истинно верующих и исполняющих волю Отца небесного540 вечная жизнь, царство небесное.

Ин.5:30. Не могу аз о себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду: и суд мой праведен есть: яко не ищу воли моея, но воли пославшего мя Отца.

«Смиренно и по-человечески глаголет Господь», замечает св. Иоанн Златоуст541. Выше мы видели учение Отцов церкви вселенской, напоминавших, что Господь иногда глаголал о Себе по Божеству, иногда же по человечеству. И здесь, предстоя пред толпою Иудеев в образе человеческом, Он хочет привлечь к Себе, Богочеловеку, эти заблудшие души, а посему настойчиво указует им, что человек с ними говорящий, глаголет словеса, принадлежащие Богу, и что суд, Им предсказываемый и творимый, есть Суд Божий, и что воля Его человеческая подчиняется воле Божией, которая есть воля Отца и Сына совокупно.

Как человек глаголет Он, говоря: «не могу Аз о Себе творити ничесоже», разъясняя, что «якоже слышу сужду… и творю волю пославшего Мя Отца». Но как Бог «Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли»542 и «Отец суд весь даде Сынови»543. «Поймите, говорит Господь словами сими к Иудеям, что если бы Я был человек, то Я бы не мог творить того что Я творю, и судить людей. Суд Мой есть суд Отца Моего».

«Итак, (говорит на это место св. Иоанн Златоуст: стр. 469) Он говорит только вот что: «нет у Меня хотения иного, отдельного от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне, ибо суд тем и другим произносится с одною и тою же мыслию». «Не удивляйся (прибавляет Златоуст), что Он беседует об этом человекообразно, ведь Иудеи считали его простым человеком».

Ин.5:31. Аще аз свидетельствую о мне, свидетельство мое несть истинно:

Ин.5:32. Ин есть свидетельствуяй о мне: и вем, яко истинно есть свидетельство, еже свидетельствует о мне:

Памятуя то, что сказал Златоуст в только что приведенном месте, мы опять усматриваем, что Господь опять намеренно отделяет в Себе Богочеловеке, человека от Бога. Он указывает Иудеям, что Он не требует, чтобы Иудеи поверили, что Он послан от Бога только на основании Его свидетельства: но «дела яже аз творю» и свидетельства Бога Отца должны были бы убедить Иудеев, что перед ними Бог, а не человек. Переходя к ст. 32-му, мы должны указать, что хотя некоторые считали, что слово Ин и Он544 относится к Иоанну Крестителю, но русский Синодальный перевод наш545, начертывая слово Он (32-го стиха) прописной буквой, указывает, что свидетельство, о котором говорит Господь, есть свидетельство Отца. «Трех свидетелей приводит Господь истинности Своих слов: дела, Им совершенные, свидетельство Отца и проповедь Иоанна»546.

В подтверждение мысли, что ст. 32 относится к высшему свидетельству Божию, надо указать, что Господь в ст. 34-м говорит о свидетельстве Иоаннове: «Аз же не от человека свидетельства приемлю», здесь же, в ст. 32 Господь глаголет: «Есть другой свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует о Мне». А принимая это свидетельство, Господь сим указует, что это свидетельство Отца, о котором Он глаголет. Знаю, еще говорит Господь ὀιδα, scio, вем как Бог, и это знание выше вашего человеческого разумения547.

Ин.5:33. Вы посласте ко Иоанну, и свидетельствова о истине.

Ин.5:34. Аз же не от человека свидетельства приемлю, но сия глаголю да вы спасени будете.

Ин.5:35. Он бе светильник горя и светя: вы же восхотесте возрадоватися в час светения его.

Господь в словах сих ставит на вид Иудеям, что не будучи, (по состоянию душ своих), довольно чистыми и нравственно развитыми, чтобы понять высшее свидетельство, они не хотят понимать даже то свидетельство, которое по узкому воззрению их самих есть свидетельство неопровержимое даже для их упорных умов. «Вы посылали к Иоанну», говорит Господь; не Я ссылаюсь на него, ибо Я не принимаю человеческого свидетельства, даже такого великого пророка как Иоанн, а вы сами посылали в нему (Ин. 1:19–28), и он засвидетельствовал истину, говоря: «и аз не ведех его, но пославый мя крестити водою, той мне рече: над негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз видех свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33, 34.). «Имея это свидетельство от лица столь святого как Иоанн и к которому вы сами посылали, – глаголет Господь, – как же вы остаетесь в неверии? Говорю это, прибавляет Милосердый, – чтобы вы спаслись».

О Иоанне, который в это время, как надобно думать, был уже заключен в темницу и готовился предстать пред Всевышняго548, – Господь глаголет уже в прошедшем: «Он бе светильник горя и светя»! Называется он светильником, ибо как все люди он был возжен от Света вечного: «не бе той свет, но да свидетельствует о свете» (Ин. 1:8) Горел он, сей Богом возженный светильник, доколе бренный материал тела его не истощился, исполнив предназначенное ему Господом на земле. Он был временно свет для окружавших его людей (Мф. 5:14), ибо по слову Господа (Лк. 12:35) чресла его всегда были препоясаны и светильник (врученный ему Богом) был всегда горящ.

Но так-ли поняли его Иудеи? Радовались они появлению Иоанна, – в этом сомневаться нельзя в виду слов Господа, но чему радовались они, если они не верили ему549 и ходили в пустыню скорее смотреть нечто любопытное, чем учиться от Иоанна добру и правде550. По-видимому радость Иудеев основывалась на том, что в народе со времен Малахии (470 л. до Р. X.) более четырех веков не восставало пророка и появление его знаменовало, что Бог посетил народ свой. Преследуя свою излюбленную мысль о величии земном, имеющем достаться в удел Израилю, Иудеи ждали, что вслед за пришествием Иоанна явится Мессия, – не тот, который действительно явился, а Мессия их фантазии, царь и завоеватель.

Господь и отвечает на эти мысли их, говоря: «вы восхотесте возрадоватися в час светения его». Это было совершенно бесплодное радование, которое изображено у пророка Иезекииля в стихах 30–33 33 главы, когда он рисует Иудеев: «и они приходят к тебе, как на народное сходбище... и слушают слова твои, но не исполняют их, ибо они в устах своих делают из этого забаву... И вот ты для них как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их».

Напоминая все это Иудеям словами Своими, Господь хощет, чтобы они спаслись, но как говорит Апостол, «не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2).

36. Аз же имам свидетельство более Иоаннова: дела бо, яже даде мне Отец, да совершу я, та дела, яже аз творю, свидетельствуют о мне, яко Отец мя посла.

«Дела» суть не только чудеса, но и все Божественные словеса благодати, исходившие из уст Богочеловека и вообще совокупность всех Его деяний, которые озарили мир светом Божиим. В стихах 36 и 37 Господь; оставляя свидетельство человека (Иоанна), о котором Он упоминал для спасения Иудеев, переходит к высшим свидетельствам. Они суть: дела, непреложно свидетельствующие о том, что Господь есть посланный Божий; и свидетельство Бога Отца с небеси. Дела суть свидетельство второй Ипостаси Святыя Троицы; глас с небеси свидетельство первой Ипостаси Святыя Троицы, а Дух – третья Ипостась в виде голубине, являл единство Бога и троичность Его и в деяниях Его, и во время Богоявления, и как Утешитель в огненных языках после отшествия Господа с земли.

37. И пославый мя Отец сам свидетельствова о мне. Ни гласа его нигдеже слышасте, ни видения его видесте,

38. И словесе его не имате пребывающа в вас: зане, егоже той посла, сему вы веры не емлете.

Первая часть 37-го стиха заключает в себе указание на прямое свидетельство Бога Отца. Вторая часть 37-го стиха и ст. 38-й указывают на тот мрак, в котором находятся безверные Иудеи.

Прямое свидетельство о том, что Господь Иисус есть Сын Божий Иудеи имели в том гласе с небеси, который свидетельствовал о Нем во время крещения Господа и в явлении Духа, о которых проповедовал явно Иоанн Креститель551. Фарисеи и Саддукеи не присутствовали при сем великом Богоявлении и конечно недостойны были присутствовать, – посему они «гласа Отца не слышали» и «видения Его не видели», но они же посылали к Иоанну, и «сей свидетельствова о истине» (Ниже ст.39 Господь указывает Иудеям и на писания). Но для того, чтобы воспринять истину, надо прежде всего иметь душу чистую и незлобную: сила веры зависит главнейше от того внутреннего духовного свидетельства души, которая узнает, что Божие, потому что она сама есть образ и подобие Божие. Простые, честные, добрые души узнавали Господа в Иисусе: простой народ слушал Господа неотступно552 и с услаждением553, и радовался о всех славных делах Его554 и восклицал: «Осанна Сыну Давидову»555. Но сего стремления к добру, к свету, к Богу не было в душе ученых Иудеев: они (как это часто бывает с нашими современниками) возвеличивали свою собственную мысль, так что словесам Божиим не было уже места в душе их, величавшейся своими целями, – стремлениями и мечтами, не согласными с волею Божиею. Поэтому они не могли поверить посланному воплощенному Слову Божию. Когда «Отрок Божий, избранный, на котором Дух Господень»556, восстал пред ними, то они сердцем не уразумели гласа Его и Он стал для них не спасением, которое они отринули, а камнем преткновения и соблазна557. Посему-то очи их были закрыты558 и на уме и сердце их лежало покрывало, которое снимается лишь Христом559. Посему, как говорит св. Иоанн Златоуст, «от них (Иудеев) сокрыты были не только благодать, но и самый закон»560.

39. Испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о мне.

40. И не хощете приити ко мне, да живот имате.

41. Славы от человек не приемлю,

42. Но разумех вы, яко любве Божия ни имате в себе.

«Исследуйте», говорит Господь: исследовать Писания, или испытывать их, не значит толковать их произвольно, и притом держась буквы написанного, как делали то Иудеи постоянно561. Испытывать Писания значит со смирением стараться понять, что Господь повелел и что Он обещает. Мы несколько раз указывали на то, что Иудеи в книги Завета вносили свои собственные мысли, цели и желания. К этому надо присовокупить, что по весьма серьезным исследованиям новейших писателей562 Иудеи вынесли из плена синкретическую ложную философию, в которой можно ясно различить следы влияния и Вавилонян и Персов563. С другой стороны и греческо-римское влияние внесло в среду особенно саддукеев взгляды философских школ совершенно не согласные с духом книг Ветхого Завета. Высшее сословие, особо покровительствуемое Римлянами, принадлежало к этим приверженцам чуждых Израилю учений соблюдая однако строго обряды Иудейства, дабы не лишиться влияния на толпу, которую с другой стороны посредством строгой обрядовой жизни они держали в повиновении. Таким образом среди ученых Иудеев, или зараженных отчасти идолопоклонническими и суеверными религиозными учениями, или же зараженных индифферентизмом и даже атеизмом греческих философов, не было людей, которые бы изучали Божие слово в простоте честной души, ищущей истины и правды. Не мудрено, что они не поняли и не уразумели истинного смысла Мессианских пророчеств и искали в Библии того, чего им хотелось а не того, что в ней было. Если бы они могли изучить священные книги свои с чистым сердцем, доброю волею и неповрежденным умом, то они не отверглись бы Того, который пришел в мир, дабы спасти его, не в славе и величии, а в уничижении, в страдании и скорбях, «дабы взять на себя наши немощи и понести болезни»564.

«Не хощете, говорить Господь, приити ко Мне». «Разумех вы яко любве Божия не имате в себе». Господь прямо обвиняет Иудеев в злой воле и в отсутствии любви в Богу. Он видит эти сердца, ищущие только земных благ и в которых не было ни любви в Богу, ни любви к ближнему; эти искаженные умы, которые вместо Божией премудрости ставили свои мысли и мечты и думали получить спасение мелочным обрядовым исполнением закона, – и Он прямо говорит им, что именно те писания, на основании которых они думают получит жизнь вечную, – те самые писания суть обвинители их, ибо они глаголали о Нем, Сыне Божием, пришедшем в мир грешников спасти. Если бы они сознали себя грешниками и неразумевающими, то Господь спас бы их и просветил их; но они считали себя праведными и знающими, не имея ни желания добра, ни любви Божией, и Господь оставил их: «се оставляется вам дом ваш пуст»! (Мф. 23:38). «Аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает» (Ин. 9:41).

В стихе 41-м есть еще иное указание: «Славы от человек не приемлю», говорит Господь. В словах сих по-видимому есть еще намек на то, что книжники и фарисеи особенно были озлоблены на Господа, что он не искал их благоволения и не только не опирался на них, чтобы влиять на народ, но еще изобличал черноту сердца их и испорченность ума их. Это сословие, как видно, совершенно забыло о Боге и о нравственном значении человека: для него человеческая слава стояла превыше всего.

43. Аз приидох во имя Отца моего и не приемлете мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете.

44. Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете;

«Аз приидох во имя Отца моего», глаголет вечно-раждаемое Слово; «Аз глаголю, якоже научи Мя Отец Мой» (Ин. 8:28), глаголет Бог по человечеству в бренной плоти изрекающий небесные истины Бога Вседержителя. «Яко от Тебе изыдох», глаголал Господь в последней молитве Своей к Богу Отцу (Ин. 17:8). Но глаголы Бога воплощенного, от Бога посланного и исшедшего , не воспринимаются Иудеями. Господа «свои» не приемлют (Ин. 1:11), потому что Он глаголет истину, а не лесть. «Говорите нам лестное, предсказывайте приятное», говорили Иудеи пророкам еще во времена пророка Исайи565. Потому-то пророк, приходящий во имя свое, говорящий речи, приятные народу, льстящий ему, обещающий народу величие земное, от времен Исайи и Иеремии и даже до времен пришествия Господня принимался с радостью, и к числу таких ложных пророков следует причислить и тех учителей Израиля, которые противустояли Господу. Это и указывает Господь Иудеям, воспоминая в словах Своих все прошлое народа сего, даже до дня Его пришествия. Иудеи как народ всегда склонны были преклоняться перед молвою, перед славою земною, пред мнением большинства. На это указывал и от этого останавливал их еще Моисей, говоря им по повелению Божию: «не следуй за большинством на зло»566. Но эта сторона народной слабости никогда не достигала такого значительного развития как после плена, когда учители народа выставляли себя абсолютно непогрешимыми пред толпой и поддерживали друг друга, чтобы упрочить за сословием своим власть над народом. При этих условиях развития могли ли они веровать? «Како вы можете веровати славу друг от друга приемлюще, и славы яже от единого Бога не ищете»?

Слава от Бога есть счастие внутренее, слава эта не дает радостей земных; слава апостолов и мучеников и исповедников могла ли привлечь эти закоренелые души, для которых самая религия была только орудием для земных целей. Но надо вникнуть глубже в это состояние души Иудеев, которых Сам Господь назвал «лицемерами»567 в самом обширном смысле этого слова. Лицемерие Иудеев доходило до того, что многие из них перед самими собой скрывали свой атеизм и совершенное равнодушие к религиозной внутренней жизни. Фарисей, который благодарил Бога, что он не таков, как прочие люди568, учителя Израилевы, которые учили, что можно не чтить своих родителей, сделав вклад в храм569, саддукеи, которые с иронической улыбкой искушали Господа об женитьбе в загробной жизни570, – могли ли понимать жизнь души в вечности? Они знали закон и с мелочной казуистикой вели счет с Богом, уча и веря сами, что если их нельзя уличить в буквальном неисполнении обрядного закона, то они праведны пред Богом и главнейше пред людьми: но они забыли важнейшее в законе: «суд и милость и веру»571.

45. Не мните, яко аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете.

46. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и мне: о мне бо той писа.

47. Аще ли того писанием не веруете, како моим глаголам веру имете?

Господь сердцеведец видит, что противники Его потрясены: они по-видимому начинают бояться Его мщения как чудотворца; но Господь не хочет этого страха, Господь хочет веры и любви. Посему Он прежде всего успокаивает их тем, что Он не поразит их, испросив чудо Отца небесного: «не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу». Но засим Господь указывает им, что Моисей, на которого они уповают, не послужит им оправданием пред Богом, потому что, если они только внимательно испытают сердца свои, то убедятся, что они и Моисею не верят. Господь глаголет им прямо, что в душе их он видит совершенное безверие и знает, что они прикрывают лицемерным уважением к закону свои мысли, свои желания, свои пороки и преступления. «Горе вам, книжницы и фарисеи лицемери, (говорил им Господь), яко есте яко гроби поваплени»572...

Если бы учители Израилевы изучали Моисея, на которого они по словам их уповали, с чувством веры, то могли ли они не узнать в Господе «чаяния языков?»573. Не Он ли был по указанию Моисеевых книг «семя жены»574 и радостный день, ожидаемый Авраамом575, и Примиритель, имевший восстать от семени Иуды, которому народы были обязаны покорностию576. И наконец не на Него ли прямо указывал Моисей577, предрекая народу о пророке, которого воздвигнет Бог и который будет говорить слова Божии? «О мне бо той писа», глаголет Господь ко Иудеям.

Начиная с древнейших обетований, Моисей и пророки глаголали о спасении человечества вообще; частное положение народа в данную минуту исторической жизни его составляло лишь второстепенный предмет увещаний и пророчеств: главная цель священных книг Ветхого Завета было религиозное развитие Израиля и подготовление его к принятию Того, Который, когда пришел к своим, не был принят ими578. Но народ жестоковыйный был веден по ложному пути своими начальниками, которые не поняли, да и не хотели понять нравственной стороны и цели закона. Последние слова Господа в этом поучении как громом поражают их и оставляют их безответными: «если не верите писаниям Моисеевым, то как же вы поверите Моим словам? Они не могли не сознать, что Господь прочитал в сердцах их полное безверие, утрату способности верить, и они не отвечали ничего; но с этой минуты у них все более и более зреет мысль убить Господа. Мысль эта уже является у них немедленно после исцеления больного в субботу (Ин. 5:16); затем они вступают с Господом в спор, и слова Господа им записаны в сей пятой главе; но мысль убийства так созрела, что в гл. 7сказано, что Господь ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его, а «не у бе пришел час Его»579. Но как глаголал Господь580: «се изгоню бесы и исцеления творю днесь и утре и в третий скончаюся». «Обаче подобает ми днесь и утре и в ближний ити: яко невозможно есть пророку погибнути, кроме Иерусалима». «Иерусалиме, избивый пророки и камением побивая посланные к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош гнездо свое под криле, и не восхостесте». «Сe оставляется вам дом ваш пуст; глаголю же вам, яко не имате мене видети, Дóндеже приидет егда речете: благословен грядый во имя Господне».

* * *

478

Ср. Ин. 11:45; 10:42. Cp. еще 12об уверовавших начальниках, но не исповедавших ради фарисеев, Смеем думать, что эти «князи» впоследствии примкнули душой к общине Христовой.

480

Праздник избавления от опасности в Персии см. Эсфирь и в ос. Эсф. 9:26.

481

Между второй и третьей Пасхой.

482

Dr. Robinson 1p. 342–343

483

Указание Норова (втор. пут. стр. 26) не совсем ясно, но по-видимому он говорит, что именно около этого места помещает древнее предание овечью купель – подле Храма.

484

Land of Israel, p. 416.

485

"Praestituto tempore«, переводит Biblia Sacra.

486

Мы не можем пройти молчанием того, что в некоторых весьма древних списках Евангелия от Иоанна стих 3-й от слова »чающих« и весь 4-й стих пропущены, вследствие чего четвертый стих с концом 3-го считают объяснительной глоссой хотя тоже весьма высокой древности. В числе списков, где не достает 4-го стиха называют Синаитский кодекс (алеф), Ватиканский (В) Парижский (L) и некоторые другие.

487

«Da die Geisterwolt lebendig eingreift in die Natur» (Anm. zu Ioh. cap. 5).

488

В буквальном переводе раввина Пумпянского (Варшава 1871): «Ты делаешь ветры Своими посланцами, своею прислугой пылающий огнь» (Ср. еще перевод 1822 года Библ. Общ.).

489

См ниже ст. 8–9.

490

Мф. 12:11–13; Мк. 3:2–5; Лк. 14и мн. др.; ср. еще ниже Ин. 9и сл. о слепом.

495

Не можем не указат, что именно тот же строй жизни остался у нынешних евреев и таково же влияние на народ раввинов и цадиков у Талмудистов.

498

Что такое постановление существовало, см. трактат Шаббат fol. 95 в тракт: Санхедрин fol. 58 col. 2 в ссылке англ. издания «Genesis with a Talmudic Commentary by Hershon» Lond. 1883 pp. 84, 91, Ссылки на Талмуд указывают на Вавилонкий Талмуд по Амстердамскому изд. 1744 года.

499

In loco. См. в изд. 1862 Беседы на Иоанна Богослова ч. 1, стр. 439–440

501

Лк. 11:53–54. Русск. синод. перев.

503

Зам. на кн. Бытия ч. 1 стр. 48–46.

504

«2Кор. 5:17. Темже аще кто во Христе нова тварь». Ср. по этому месту Иоанна Златоуста Толк. на второе послание к Кор. в изд. 1851 года (Москва) стр. 157.

505

Ср. Исх. 16:27–30 слова Моисея о нарушителях субботы: но они не были наказаны; но в кн. Числ. 15:36 нарушитель субботы был наказан смертью, потому по-видимому (как замечают некоторые комментаторы), что он намеренно осквернил субботу. Этот случай, посое которого Моисей приказывает верным Господу Израильтянам возложить на себя особый знак (Чис. 15:38) и после чего немедленно вспыхивает возмущение Корея, доказывает, что наказание относилось к возмутителю.

506

Слово о Сыне второе (36-е слово) в изд. 1843 ч. 2, л. 149 на обороте с привед. и Ин. 5:17.

507

Буквально развязывал ослаблял (узы) субботы. Vulg. et Biblia Sacrä «quia non solum solvisset sabbathum, sed» etc. «который не только разрушал субботу, но» и пр.

510

Id. ib.

511

Васиолий Beликий беседа 15 о вере; в изд. Москва 1858 т. 4, стр. 261.

512

Григорий Богослов Слово 36-е о Сыне второе и о Богословии четвертое; в изд. 1843 ч. 2, лист 148 и на обор., 149 и на об.

513

Мысль та, что бытие, сообщаемое Отцом Сыну, не может быть отделено от бытия Отца, ибо Сын являет Отца от вечности.

514

Слово 11 к просвещаемым в изд. 1855 стр. 166 и сл.

515

Ссылки Кирилла Иерусaлимского на Быт. 1:26; Пс. 32: 9. Иов. 9:8. Ср. еще Кирилла Иерус. оглас. сл. 10, стр. 139 того же изд.

516

Кирил. Иер. оглас. сл. 12 стр. 169.

517

In loco бес. на Иоанна 38 в изд. 1862 ч. 1 стр. 446, 447 и сл.

518

Слово 36-е (см. выше) л. 150. части второй.

521

Сл. 39 на Св. св. Богоявлений ч. 2, л. 184 изд. 1843.

522

Речь Господа по всей вероятности ранее воскрешения дочери Иаира и юноши в Наине, тем более воскрешения Лазаря. См. перечень в конце вступления.

523

Иезекииля видение 37:3–14.

524

Григорий Богослов Сл. о Сыне второе в изд. 1843 г. ч. 2, л. 146 на обор.

525

Иак. 2:13. Cp. Мф. 18и сл. притчу о царе, который захотел сосчитаться с рабами своими.

527

Мф. 25и след.; и см. совокупно Мф. 10:40–42; Мк. 9:41.

528

Иоил. 2и см. Рим. 10:13–15.

532

«Ибо Он, (Господь) назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:31; русск. Синод. перев.)

533

См. выше на ст. 22.

536

Мф. 25:31. Деян. 17:31; Рим. 2и мн. др.

537

Ср. св. Иоанна Злат. на Иоан. Богосл. бес. 39 в конце § 3 (изд. 1863 г. ч. 1, стр. 466 строки 26–29).

541

На Иоан. Бог. бес. 39 ч. 1 стр. 468 (1862).

544

Русск. пер. 32 Стиха: Есть другой свидетельствующий о Мне; и Я знаю что истинно то свидетельство, которым ОН свидетельствует о Мне!

545

Так и Speaker’s Bible in loco в примечании.

546

Иоанн. Злат. бес. 39. ч. 1 стр. 479 в конце. Впрочем ст. 32 Иоанн Злат. считает относящимся к Иоанну Крестителю.

547

На это особенно указует Уэсткотт, замечая, что это абсолютное ведение Божие (Sp. Bible in loco).

548

Весьма трудно определить время мученической кончины Иоанна; может быть она в это время совершалась, или уже совершилась. Но несомненно, что он был уже в темнице.

550

Лк. 7:24–26. Сначала некоторые из фарисеев и саддукеев крестились у Иоанна (Мф. 3:7), но по-видимому скоро ученые стали относиться к нему небрежно.

555

Мф. 26и параллельные места в других Евангелиях.

556

Ис. 42ср. Ис. 11:1–2.

558

Мф. 13"очи их быхи смежены»; т. е. по своей воле, нарочно закрываемы.

560

Бес. 7 на 2Кор.; в изд. 1851 стр. 106.

561

Ср. Мф. 5:20–48; 12и cл. 15и мн. др.

562

См. в особ. Franck la Kabbale (Paris 1843) p. 353 et suiv. Есть и очень хор, нем. пер.: Gelinek. (Leipzig 1844).

563

См. Каббалу. Для того, чтобы провести известные мысли в текст Библии, Иудеи Каббалисты даже читали слова Писания как анаграммы, не говоря уже об аллегорическом толковании в самых широких размерах (См. Frank. la Kabbale р. 70).


Источник: Опыт изучения Евангелия св. Иоанна Богослова : в двух томах / Георгия Властова. - Санкт-Петербург : И. Л. Тузов, 1887. / Т. 1. - 460 с.

Комментарии для сайта Cackle