Источник

§ 53. Учение православной и римско-католической

церкви о лице Богоматери

С учением о лице И. Христа тесно связано учете о лице пре- благословенной Матери Его Православная церковь исповедует, что Она есть Приснодева и Богородица. Первое наименование приличествует Ей потому, что Она и после рождения Сына Божия осталась Девою так же, как была Девою до зачатия и рождения Его.О

О девстве Матери Господа И. Христа прежде рождества, равно и в зачатии и рождении Его прямое свидетельство находится в пророческих словах Исаии – «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис.7:14). Но Матерь – дева пребыла чистою Девою и по рождению Спасителя, – всю жизнь. Предание апостольское свидетельствует!», что Ею дан был обет на всю жизнь Свою хранить девство, и, конечно, невозможно допустить, чтобы, удостоившись чудесно быть Материю Господа, Она нарушила обет девства. Невозможно, чтобы и Иосиф, муж «праведен сый» (Мф.1:19), знавший, как чудно Мария осталась Девою, перестал быть только хранителем и чтителем Ея девства. Потому – то Спаситель, умирая на кресте, поручил Свою Матерь одному из учеников Своих, сказавъ ему «се Маши твоя», а Ей: «се сын Твой» (Ин.19: 26–27), чего, конечно, не могло бы быть, если бы Она имела у Себя мужа или других родных детей. Особенно же невозможно, чтобы Сын Божий избрал для Себя материю Ту Которая, девственно родив Сына Вышнего, восхотела потом нарушить девство. Поэтому – то и церковь с древних времен именует Её: «Невеста неневестна» (не вступившая в брак)!

Преблагословенную Деву Марию церковь именует и исповедует Богородицею. Такое наименование усвояется Ей потому, что Сын Божий воспринял от Неё человеческую природу, не переставая быть Богом. Праведная Елизавета, при встрече пресв. Девы, назвала Ее «Матерью Господа»: «Откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43). А это название равносильно наименованию Богородицы.

Православная церковь почитает Пресв. Деву выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов. Как Матерь Сына Божия по человечеству, Она превосходить, благодатию и близостью к Богу, а следовательно и достоинством все прочие существа. И потому церковь почитает Ее выше херувимов и серафимов.

Римско-католическая церковь «для усиленияя славы и возвеличивания» Девы Марш создала догмат о непорочном зачатии Её. Но этот догмат не имеет основания в Св. пис., где говорится о всеобщности первородного греха – «Единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешига» (Рим.5:12), и только Христу усвояется безгрешность. В Свящ. предании также нет указаний на этот догмат, и в самой католической церкви он принять и утвержден лишь в 19 в. папою Пием 9.§


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle