Источник

III. Правильное учение Церкви и заблуждения иеговистов

1. Священное Писание и Священное Предание

Мы, православные, веруем, что воля Божия на то, во что должен верить христианин (догматы) и как ему следует жить (нравственность), была передана народу Божию в Ветхом Завете и после Вочеловечения Христа – Церкви в устной и письменной форме святыми богодухновенными мужами. Собственно, во времена Нового Завета Господь учил устно, апостолы же приняли учение Господа и передали его первым верующим устно и письменно. Переданное от Господа учение есть Священное Предание. Часть этого Предания была записана и составила Новый Завет (27 книг). Однако не все Священное Предание было целиком записано и содержится в Новом Завете. Не записанное в Новом Завете Предание сохранилось в Церкви и передается от поколения к поколению устно, оставаясь в сознании и памяти верующих людей через благодать Святого Духа. Впоследствии и это устное Предание было записано в Символе веры, творениях святых отцов, вероопределениях Вселенских Соборов, церковных памятниках и т.п. и возгревается (см. 2Тим.1:6) даже до сегодняшнего дня на Божественной Литургии, в богослужении и жизни Церкви, в которой Святой Дух хранит Предание учения Христова. Христиане им живут, передают его своим детям и тем, кто с ним не знаком. Иеговисты же отвергают Священное Предание святых апостолов и святых отцов и говорят, что источник веры есть только Священное Писание, которое они, по их утверждению, толкуют безошибочно. Данное заблуждение заимствовано иеговистами у протестантов. Однако они забывают, что:

1. Священное Предание древнее и шире Священного Писания.

2. Тот, кто отвергает Священное Предание святых апостолов и святых отцов, с помощью которого мы можем толковать Священное Писание правильно, аутентично и единообразно, нуждается в ином предании для толкования Священного Писания. Таким образом, отвергающие древнее Предание создают новое, свое собственное предание. И это делают все еретики. Это не просто против предания, но против Священного Предания Церкви. И свидетели Иеговы сегодня имеют свое собственное предание. Это предание Рассела и его последователей. И здесь мы видим человекоцентризм, о котором говорили вначале. А поскольку еретики отвергают Священное Предание, они доходят в своих индивидуалистических интерпретациях Священного Писания до бесчисленного количества толкований и, как следствие, до ересей.

3. Еретики, отвергая Священное Предание и оставляя Священное Писание, непоследовательны по отношению к самим себе, потому что Священное Предание гарантирует подлинность, защищает от искажений и передает Священное Писание.

Именно Священное Предание определяет то, что никакие другие, а известные 27 книг Нового Завета являются богодухновенными. Известно, что в послеапостольскую эпоху многие поддельные книги представлялись как подлинные сочинения апостолов. Церковь, имея в своем распоряжении подлинное Священное Предание, могла отличать по критериям Предания, какие книги подлинные и какие подложные.

На своих Святых Соборах Церковь определила подлинные книги Ветхого и Нового Заветов. И если бы не существовали Церковь и Священное Предание, то не было бы и Священного Писания.

Почему же еретики оставляют Священное Писание и в то же время отвергают Церковь и Предание, которое является стражем и охранителем Священного Писания?

4. Даже если бы не было вышеприведенных причин, еретикам опять-таки не следовало бы отвергать Священное Предание потому, что само Священное Писание рекомендует уважать Священное Предание.

А. Евангелист Иоанн нам говорит: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей (Ин.20:30) и: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин.21:25).

Б. Апостол Павел пишет: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1Кор.11:2).

В. Коринфяне сначала уверовали в устную проповедь апостолов: Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали (1Кор.15:11).

Г. Фессалоникийцам он также советует: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фес.2:15), и далее: Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2Фес.3:6). Возвещает также и Тимофею, епископу Ефесскому: Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим.2:1–2).

2. Церковь и Таинства

Мы, православные, веруем, что Господь основал Церковь Свою, чтобы она продолжила Его дело.

В Церковь призваны все люди, чтобы стать причастными ей и спастись. Церковь есть Тело Христово. Через Святые Таинства верующий становится членом Тела Христова, соединяется с Богом через Иисуса Христа, и насколько соблюдает заповеди Божии и приобретает евангельские добродетели, настолько соединяется с Богом и становится богом по благодати.

Верующий, соединенный со Христом, принимает внутрь себя Божественную вечную жизнь Христову и Святого Духа. Но если человек не соединится со Христом через Таинства, то останется неискупленным, потому что вечная жизнь Христова не становится его собственной жизнью, и, следовательно, он пребывает наследником вечной смерти, то есть вечно отделенным от Бога. Мы также веруем, что Церковь, как Тело Христово, не есть, как говорят еретики, только невидимая и небесная, но видимая и описуемая, так как Богочеловек Иисус Христос не был лишь духом, но видимым и описуемым телом.

Как тело, организм и общность искупленных людей, Церковь имеет организацию, пастырей (епископов, пресвитеров, диаконов) и паству, Богослужение, Таинства, каноны, иконы, священные обряды. Все это свидетельствует о действительности Вочеловечения Слова Божия. Христос стал совершенным человеком, и, следовательно, все человеческие и материальные начала могут быть освящены в Церкви.

Иеговисты отрицают эту истину и впадают в следующие заблуждения:

А. Истинная Церковь, говорят они, есть только невидимая. Такое учение есть продолжение теории идей Платона, в соответствии с которой подлинный мир есть мир не явлений, но мир идей.

Напротив, в Священном Писании мы видим, что Господь основал видимую Церковь для людей этого мира. Он призвал апостолов, чтобы они составили видимую Церковь, и дал им власть вязать и решить грехи людские8. Им Он затем послал Святого Духа в день Пятидесятницы.

Затем, как мы видим, апостолы рукополагают и поставляют епископов, пресвитеров и диаконов, чтобы они продолжили их дело и возглавили Церкви9.

Б. По мнению иеговистов, члены Церкви привилегированно избираются Богом.

Это древняя ересь, известная как «абсолютное предопределение». Горе нам, если Всеблагой Бог таков, каким Его представляют нам свидетели Иеговы.

К счастью, Священное Писание опровергает их и в этом отношении во многих местах, из которых мы приведем только два: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф.16:24) и что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4).

В. Спасаемых только 144 000, по мнению иеговистов. «Сегодня остаются пока еще на земле некоторые, которым предстоит соединиться с Иисусом Христом в небесной церкви... Окончательное число небесной церкви будет 144 000, в соответствии с Божественным повелением»10.

Это свое заблуждение они основывают на ошибочном толковании книги Откровения (14:1–3). Однако если доходим до 4-го стиха, то узнаем, кто такие 144 000: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники (Откр.14:4).

Конечно, весьма опасно основывать догматы на книге Откровения – книге пророческой и символической. Очень правильно профессор Димитропулос характеризует это их заблуждение как наивное: «Потому что есть многие сотни тысяч мучеников, которые умерли мученической смертью за имя Христово и которые несомненно, по самому утверждению Христа (см. Мф.10:39; 16:25), есть избраннейшие члены Церкви Его, даже если не принимать в расчет сотни тысяч других христиан, которые благоугодили Господу своей чистой и святой жизнью и справедливо были избраны Им, чтобы стать членами Церкви первородных, написанных на небесах (Евр.12:23). С другой стороны, 144 000, упоминаемые в Откровении,– это те, которые не осквернились с женами (Откр.14:4). Однако, как известно, некоторые из двенадцати апостолов были женаты, как, например, Петр и Филипп, и, несмотря на это, были избраны Христом, чтобы стать среди главных членов Его Церкви, и называются в Священном Писании столпами Церкви (см. Гал.2:9). Затем, если количество членов Церкви столь ограничено, тогда проповедь о покаянии грешников не имеет никакого смысла, поскольку в Церковь приемлются лишь те, которые не осквернились с женами. Итак, напрасно трудятся свидетели Иеговы, чтобы сделать прозелитами в вере людей, которые не могут войти в число 144 000 членов их небесной церкви – либо потому, что они находятся в браке, либо потому, что не сохранили девственности... Так же бесцельным и бессмысленным является пребывание женщин в их рядах, поскольку члены небесной церкви их только мужчины, как это явствует из текста соответствующего места Апокалипсиса»11.

Г. Также иеговисты отвергают церковные Таинства. И в этом отношении проявляется их протестантское происхождение. Спасение человека зависит, по их мнению, не от единения верующего со Христом, но от решения посвятить себя Христу, которое принимает человек, и от его нравственного улучшения. Те, кто знаком с историей религий, и в особенности с историей европейской мысли, обнаружат здесь философский гуманизм = человекоцентризм (кантианство и т.п.), который полагает, что достаточно нравственного усовершенствования человека для его оправдания, без спасающей Божией благодати, которая [на самом деле] пребывает только во Христе и в Теле Христовом – Церкви.

Иеговисты отвергают все Таинства, даже те основные Таинства, которые в некотором смысле в той или иной степени принимают их духовные предки – протестанты.

Крещение иеговисты не признают необходимым. Они говорят, что крещение – символическое. Тот, кто посвятил себя Христу, не нуждается в Крещении. Они отличают водное крещение от действительного «погружения и крещения во Христа»12. Такое различение «иеговисты делают потому, что говорят, что нам следует сначала умереть для греха и уж затем – креститься»13. Вот опять человекоцентризм. Человек не нуждается в Крещении для того, чтобы получить Божественную благодать и чтобы она помогала ему бороться для умерщвления его грехов. Сначала человек умерщвляется [для грехов] своими собственными силами, а затем принимает крещение, чтобы дать «свидетельство перед свидетелями», «но грехи не омываются в крещении»14. Но чему, однако, учит Священное Писание? Апостол Петр отвечает тем, кто спрашивал в день Пятидесятницы, что следует им делать, чтобы спастись: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян.2:37–38).

Сам же Господь заповедует Своим ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Причастие относится к образу действия. То есть: «Делайте учениками (= христианами) тем, что вы крестите их». Другими словами, Крещение есть условие, предпосылка, врата ученичества, то есть вход в христианство. Господь также заверил их, что кто будет веровать и креститься – спасен будет (Мк.16:16). Никодиму же Он сказал: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5)15.

Отвергают иеговисты также Божественную Евхаристию, говоря богохульство на главное Таинство Церкви, и говорят, что «оно унаследовано от отступников-христиан», что «приобрело всемирный характер в двенадцатом веке» и что Божественная Литургия есть «общение с бесами» и есть «мерзость пред Богом»16.

Однако Таинство Божественной Евхаристии установил Сам Господь Своими известными словами: приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (Мф. 26:26–28). Для того, чтобы не допустить никакого сомнения в том, что хлеб и вино Божественной Евхаристии есть Его Тело и Кровь, Господь ясно изрек: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин.6:53–54). Читателю достаточно прочесть внимательно 6-ю главу Евангелия от Иоанна, особенно стихи 48–60. Подобным же образом научает и апостол Павел коринфян: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1Кор.10:16) и добавляет, что тот, кто причащается недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней и тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1Кор.11:27–30).

Иеговисты также отвергают все остальные Таинства Церкви, для которых существуют библейские подтверждения17.

А то, что они отвергают Таинства, нас не должно удивлять. Поскольку они отвергают Богочеловечество Иисуса Христа, то как же они примут Таинства, посредством которых человек соединяется с Богочеловеком?

Д. Наконец, они не только отвергают, но и оскорбляют Церковь. Вот что они пишут: «Церковные системы пребывают под надзором и властью диавола и составляют часть видимой его организации, и, следовательно, из них составляется антихрист»18.

«Состояние Церкви,– говорят они,– низменнее даже проститутки»19.

Однако иеговисты забывают, что:

А. Если они и имеют сегодня Священное Писание, то обязаны этим Церкви, которая его сохранила.

Б. Церковь дала множество святых, мучеников, исповедников, чудотворцев, мироточцев, святые мощи и нетленные даже до сего дня тела которых творят чудеса. Есть ли у иеговистов хоть один святой чудотворец?

В. Господь решительно обещал, что создаст Церковь и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Также послушаем, как характеризует Церковь апостол Павел, – как Тело Христово (Еф.5:23, 32) и как столп и утверждение истины (1Тим.3:15).

Г. Двадцать веков видимые и невидимые враги воевали против Церкви, но она торжествует победу.

Впрочем, дадим лучше слово святому Иоанну Златоусту: «Таково величие Церкви: когда нападают на нее, она побеждает; когда злоумышляют против нее, она преодолевает; притесняемая, она прославляется; получает раны – не изнемогает, среди ярости волн не утопает, в порывах бури не терпит кораблекрушения, в борьбе неодолима, в сражении непобедима», «Пусть бушует море,– разрушить камень оно не может. Пусть поднимаются волны,– потопить корабль Иисусов они не в силах... Нет ничего, человек, сильнее Церкви; прекрати войну, чтобы тебе не разрушить своей силы»20.

3. Как познается Бог

В предыдущих параграфах я объяснил, как иеговисты под влиянием человекоцентризма отвергают Священное Предание, Богочеловеческий характер Церкви и Святые Таинства, через которые верующие соединяются с Богом в Церкви в единое Тело, Тело Христово, и спасаются.

Теперь мы яснее увидим, что сущностью ереси или, лучше сказать, все ереси иеговистов является человекоцентризм, то есть стремление ко спасению человека через человека, замена Богочеловека человеком, отрицание послушания человека слову Божию, потому что оно кажется ему непонятным, и затем умаление и ограничение слова Божия пределами человеческого разума (рассудка).

Божие же слово, которое не могут принять иеговисты со смирением и покаянием, состоит в том, что Бог есть Троица, что Иисус Христос и Святой Дух имеют Божественную природу и суть Лица, единосущные Отцу. Поскольку же они не принимают этого откровения слова Божия, то низводят Бога до уровня своей собственной логики, своего собственного разума и учат тому, что человеческий разум может постичь, то есть что Бог не есть Троица и, следовательно, Иисус Христос и Святой Дух не есть Бог.

Таким образом, они перестают быть христианами, потому что христианином человека делает принятие Троичного Бога и божества Иисуса Христа и Святого Духа.

Ни иудеи, ни магометане, ни большинство рационалистов не отрицают, что существует всепремудрый, всемогущий, всеблагой Бог, и даже что Иисус Христос есть избранник, посланный от Бога.

Но то, что все они отрицают, в силу чего они и не христиане, то, что является соблазном для человеческой логики, есть троичность Бога, вера в то, что конкретный исторический человек, Иисус, может в то же время быть также Богом. И только тот, кто со смирением принимает это великое таинство веры, есть христианин. Характерно, что Господь начал проповедь Свою словами: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1:15), то есть измените ум, измените логику, оставьте человеческую логику, которая недостаточна, и примите с верой проповедь Евангелия.

Иудеи же, магометане, рационалисты, иеговисты не каются, то есть не признают, что человеческая логика недостаточна для постижения тайны Божией, и потому не веруют в Евангелие Троичного Бога и Богочеловека Иисуса Христа. А иудеи даже распяли Господа, потому что считали абсурдом и богохульством веру и проповедь Господа о Своем божестве: И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин.5:18). И именно за это слово хотели Его побить камнями (см. Ин.10:30–39).

На суде над Иисусом Его судьи ответили: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его (Лк.22:71). Они услышали именно то, что Он есть Сын Божий.

Иеговисты, следуя рационалистам-иудеям, признают, что отвергают тайну Святой Троицы, потому что она непостижима. Они говорят: «Честные люди, желающие познать истинного Бога и служить Ему, находят затруднительным возлюбить и служить сложному, странному на вид трехглавому Богу»21.

Итак, поскольку они считают трудной веру во Святую Троицу, то они ее отвергают. То, что сверхразумно,– то для них и неразумно. Только тот Бог, который вмещается в человеческую логику, есть Бог. Вот триумф человекоцентризма. Верую в Бога, потому что понимаю Его своей логикой, что означает: верую в свою логику, как в Бога, потому что она может понять даже Бога. Следовательно, критерием для иеговистов выступает не разум Божий, но разум человеческий.

4. Божество Иисуса Христа

Прежде чем мы опровергнем заблуждения иеговистов по поводу этой особой темы о божестве Господа нашего Иисуса Христа, обозрим вкратце и исповедуем нашу веру в Бога.

Мы, православные христиане, – и, как правило, все остальные христиане – исповедуем, что существует Единый Бог – отец, вседержитель, творец. Этот Единый Бог есть три Единосущных Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Отец предвечно рождает Сына. Сын рождается предвечно от Отца. И Святой Дух исходит от Отца. Сын воплощается по любви к человеку. Он принимает на Себя всю человеческую природу. Таким образом, Он имеет две совершенные природы – Божественную и человеческую, соединенные в одном Лице – Лице Господа Иисуса Христа. И как в Боге три Лица, но одна сущность, следовательно, – один Бог, так и во Христе Иисусе – две природы, но одно Лицо – один Христос. Иисус Христос есть Богочеловек. И это «из всего нового – самое новое и единственно новое под солнцем»22. Если Он не Богочеловек, то не может нас спасти.

Человеческая природа после грехопадения Адама наследует вечную смерть, отделяется от Бога. Христос как Бог воплощается от Пресвятой Девы и принимает на Себя падшую, отделенную от Бога человеческую природу и воссоздает ее, оживотворяет, соединяет с Богом и так спасает.

Мы спасаемся не потому, что просто следуем нравственным принципам, которым учил Христос, но потому, что соединяемся с Ним, и таким образом наша смертная, падшая и отделенная от Бога человеческая природа оживотворяется, вновь сочетается с Богом, обретает бессмертие и обоживается.

И в этих немногих словах выражается таинство нашего спасения, которое отвергается иеговистами.

Они же учат следующему: Иисус Христос не есть Бог, единосущный Отцу. Он Сын, но не по природе, а по благодати, как и мы. Он не рожден предвечно от Отца, Он не собезначален Ему, но есть первое творение (создание Отца), как учил Арий. Он был «могущественным духовным созданием, которое Он [Отец] сотворил задолго то того, как начал создавать землю»23.

«Он сотворен прежде бесчисленных тысячелетий как первое и единственное непосредственное творение Своим Отцом – Иеговой»24. Он был сотворен в «одно время с творением Денницы, так что Слово и Денница суть два Сына Божия»25. «Бог был один, прежде чем был сотворен Сын»26. Иисус Христос есть «Великий Главный Раб», «известный как Архангел Михаил», Который впоследствии «должен был стать Иисусом Христом»27.

Согласно другому пониманию, «Иисус Христос – это величайший Моисей, который есть глава небесной церкви»28.

Он не был изначально Сыном Божиим, но когда возродился крещением, то «стал духовным Сыном Божиим посредством возрождения»29.

Следовательно, Иисус возродился [в крещении], как возрождается каждый человек. А Деву Марию [по их словам] «неуместно и богохульно называть Матерью Божией»30. Мария не была Приснодевой. У Нее были и другие дети31.

Иеговисты дошли даже до познания психологии Отца: «Небесный Отец не проявил никакой зависти к величию Великого Главного Раба Своего»32.

Также Иисус Христос воскрес не телесно, но духовно и стал «славным духовным творением»33. Телесное Воскресение Христа также представляет соблазн для логики и потому отвергается иеговистами, как было отвергнуто древними афинянами, когда Павел проповедовал в Ареопаге.

Единомысленного с ними Ария они называют «ангелом или вестником Пергамской церкви, братом, великим и благородным мужем, принесшим Церкви важнейшее свидетельство. . .»34. И напротив, проповедника Православной веры в божество Господа Иисуса Христа, Великого Афанасия, называют «устами заблуждения и служителем антихриста»35.

Отрицая божество Иисуса Христа, иеговисты не желают и называться христианами (поскольку между рабами и главным рабом нет разницы в качестве, а есть лишь в именовании) или, по крайней мере, свидетелями Христовыми, как назывались апостолы (см. Деян.2:32), и, таким образом, преступают ясно выраженную заповедь Христа, Который повелел Своим ученикам, чтобы они стали Его свидетелями даже до края земли (Деян.1:8). Но они хотят именоваться свидетелями Иеговы, как будто живут все еще в эпоху Ветхого Завета, чтобы еще раз подчеркнуть, что даже своим названием не признают Иисуса Христа Богом и что принимают Его только как свидетеля Иеговы.36

В последнее время в Греции иеговисты стали называть себя «христиане – свидетели Иеговы», очевидно, для того, чтобы ввести нас в заблуждение, что они якобы христиане.

Слово «Иегова» – еврейское и означает «Сущий», то есть единственный существующий. Так наименовал Себя Бог в Ветхом Завете. Однако так же называет Себя и Христос в Новом Завете: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть (так в Синодальном переводе; в греч. и церковнослав.– Сущий, Сый.– Пер.) и был и грядет, Вседержитель (Откр.1:7–8). Поскольку же и Сын есть Бог, то в той же книге Апокалипсис мы видим, что вся тварь воздает Закланному Агнцу, то есть Христу, такое же поклонение, какое воздает Богу (см. Откр.5:13–14)37.

Три фрагмента выставляют иеговисты, чтобы подтвердить истинность своих заблуждений:

А. Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр.3:14).

Из этого фрагмента они заключают, что Христос есть создание Отца. Но «Аминь» (здесь ὁ Ἀμήν) по-еврейски означает «истинный» (Ἀμήν – «воистину», а ὁ Ἀμήν [с артиклем] – «единственный истинный») – свойство, усваиваемое одному лишь Богу.

Начало создания (ἀρχἠ τῆς κτίσεως) = созидательное начало-причина, от которого произошло творение Божие. Иеговисты, не зная или, лучше сказать, не желая знать греческого языка, толкуют начало создания как «первое создание». То есть они дают «началу» (ἀρχἠ) временно́е значение, в то время как в греческом языке это слово имеет также и значение причины, орудия, средства, основного закона и основания, первопричины, власти, господства и т.п.

Правильное же толкование таково: «Так говорит Тот, Который Аминь – единственный истинный и достоверный свидетель, творческое начало38, от Которого были созданы все творения Божии»39.

Б. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари (πρωτότοκος πάσης κτίσεως; слав, перворожден всея твари) (Кол.1:15).

Но и здесь говорится не о преждесотворенном, но о перворожденном (πρωτότοκος), то есть о рожденном из сущности Отца прежде всякой твари, то есть прежде всех творений, что подтверждают последующие строки: Им было создано все, все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол.1:16–17). Ясно, что эти строки наделяют Христа Божественными свойствами.

Перворожденный означает Единородный40. Слово «первый» не означает, что впоследствии были рождены и другие сыны, но что Иисус Христос есть первый как причина всяческих. Слово «первый» Бог использует по отношению к Самому Себе: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога (Ис.44:6). Это слово также применяет к Себе и Иисус Христос: Я есмь Первый и Последний, и живый (Откр.1:17–18; ср. Откр.2:8). Оба – Отец и Сын – используют слово «первый» не в том смысле, что после них будет существовать другой Отец или другой Сын, но что Они суть первопричина творения.

В. Господь создал Меня началом путей Своих для дел Своих... Прежде же всех холмов рождает Меня (Притч.8:22,25).

Этот фрагмент не только не доказывает правоту иеговистов, но, напротив, пророчествует о двух природах во Христе – Божественной и человеческой. Для этого здесь характерным образом используются два глагола:

«рождать» – о Божественной природе;

«создавать» – о человеческой природе.

Значит, правильный смысл заключается в следующем: «Господь создал Меня как человека, чтобы положить начало (ἀρχἠ) путей Своих, то есть учения, в Своих творениях (делах Своих), то есть в людях. Прежде же всего творения Он рождает Меня».

Кроме того, характерно, что глагол «создал» стоит в прошедшем времени совершенного вида, потому что Христос воплотился один раз. В то время как глагол «рождает» употреблен в настоящем времени, потому что рождение Сына – предвечное.

Рассмотрим также и те фрагменты, которые явно не терпят неверного толкования и о которых иеговисты умалчивают, в чем я убеждаюсь каждый раз, когда говорю с людьми, которых они обращают в свою веру и которым они даже не упоминают об этих местах.

А. Господь с возраста 12 лет знает о том, что отец Его – не Иосиф, но Отец Небесный41.

Б. Господь беседует как власть имеющий (Мф.7:29) и учит со властью: Я говорю вам (Мф.5:22,28,32,34,39,44).

В. Он относит к Себе неоднократно Божественные свойства: прощает грехи, властвует и повелевает природой, диаволом, смертью. Он возвещает: Я есмь свет миру (Ин.8:12); Я есмь Истина (Ин.14:6); Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (Ин.13:13).

Но ведь только Бог есть Свет, Истина, Господь.

Г. Он воскресает из мертвых как Всемогущий Бог и подает Святого Духа: приимите Духа Святого (Ин.20:22–24).

Д. Он принимает обращения Своих учеников, которые называют Его Богом. Когда Фома говорит Ему после осязания: Господь мой и Бог мой, Иисус подтверждает это: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:28–29). А однажды, когда Филипп попросил у Господа показать ему Отца, Господь ответил: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? (Ин.14:9–10).

Е. Как в Бога в Него уверовали и святые апостолы. Вот их некоторые характерные свидетельства:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:1–3,14). Одного только этого фрагмента (см. Ин.1:1–18)42 было бы достаточно для доказательства божества Господа нашего. Разве возможно, чтобы Отец был бессловесным, то есть без Слова, Сына, Который предвечно рождается от Него?43

Сам же евангелист говорит:

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1Ин.5:20).

Но давайте послушаем и апостола Павла: Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки (Рим.9:5); ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит.2:13); в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9), то есть в Теле Христа обитает не часть, но весь Бог Слово.

В первой главе Послания к Евреям мы имеем другое важное свидетельство: Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? (Евр.1:5).

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр.1:6).

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты (Евр.1:8).

Мы видим здесь, что Первородным называется Бог, престол Которого вечен и Которому поклонятся Ангелы. Но как бы Ему поклонились Ангелы, если бы Он не был Богом, когда Сам Господь запрещает служительное44 поклонение тварям: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф.9:10)?

Тогда можно спросить иеговистов: они поклоняются Христу? Если они веруют в Него как в тварь, то как они Ему поклоняются, преступая Божию заповедь, в соответствии с которой служительное поклонение подобает только одному лишь Богу? Так они становятся идолослужителями, потому что поклоняются твари вместо Творца (Рим.1:25).

Они не поклоняются Христу? Как же тогда они опять преступают заповедь Божию для всех тварей, Ангелов и людей, чтобы поклоняться Ему?

Вот тупик, в который приводит неверное толкование Священного Писания45. Но приведем еще одно свидетельство Священного Писания. Сам апостол Павел учит филиппийцев: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:6–10).

То есть то, что Христос есть Бог и что Он равен Богу Отцу, не помешало Ему смирить Себя, уничижить Себя и принять образ раба ради нашего спасения.

Не следует, конечно, забывать и о том, что Господь Иисус есть не только совершенный Бог, но также и совершенный человек, и поэтому многие Его высказывания и слова относятся к Его человеческой природе, полноту которой отрицают другие еретики – монофизиты.

Господь как человек ест, пьет, устает, испытывает томление перед смертью в Гефсимании, молится, страдает, говорит, что не ведает дня Второго Пришествия, плачет над гробом Лазаря, хотя и немного времени спустя воскресит его, говорит также, что Отец Мой больше Меня (Ин.14:28). Как Бог, однако, возвещает: Я и Отец – одно (Ин.10:30) и прощает разбойника на кресте в то время, пока Сам страдает как человек.

Как возможно, что Иисус одновременно Бог и человек, – это великая тайна благочестия, перед которой подобает преклониться с верой: И беспрекословно – великая благочестия тайна; Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим.3:16).

О божестве Господа нашего Иисуса к тому же говорит пророчески и Ветхий Завет: Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века (Ис.9:6).

5. Лицо и божество Святого Духа

Иеговисты являются не только арианами, но и македонианами-духоборцами. Они отрицают, что Святой Дух есть Лицо Святой Троицы, и понижают Его до уровня безличной силы Отца. Богохульствуя так против Святого Духа, иеговисты повинны вечному осуждению, потому что, по грозным словам Господа: Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк.3:28–29).

Господь говорит о Святом Духе как об особом Лице: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин.14:16–17). Дух Святой есть Другой Утешитель и, следовательно, Бог. И Господь прибавляет: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26) и Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Ин.16:13). Господь называет Святого Духа Он (мужского рода, а не Оно – среднего рода)46, чтобы не возникало никакого сомнения, что речь идет об особом Лице, а не о безличной силе.

Во всем Новом Завете Святому Духу придаются личные свойства. Так, Дух проницает глубины Божии (1Кор.2:10), учит всему (Ин.14:26), наставляет на всякую истину, говорит, возвещает, свидетельствует об Иисусе (Ин.16:13–15; 15:26), действует, желает, разделяет (то есть раздает) дарования (1Кор.12:11). Он также именуется Господом: от Господня Духа47 (2Кор.3:17–18). Святой Дух явился в виде голубя (Мф.3:16; Ин.1:32). Но, согласно иеговистам, Он не являлся в действительности, Иоанн лишь думал, что видел Его.

6. Святая Троица

Поскольку иеговисты отрицают божество Господа Иисуса Христа и Святого Духа, то естественно, что они отрицают и тайну Святой Троицы, – тайну тайн, средоточие нашей веры, которою издревле жила Церковь, которою живет и которою будет жить вовеки.

Тремя пальцами православные христиане совершают крестное знамение в обозначение своей веры во Святую Троицу. Во имя Святой Троицы они начинают свою молитву и все свои дела. Славословием Святой Троице заканчивается каждое моление и каждое песнопение нашей Церкви.

Увы, страшный грех, что иеговисты не только отрицают Святую Троицу, но и говорят богохульства против Нее: таинство Святой Троицы, говорят они, есть «одна из мрачных тайн, которыми сатана, через посредство папизма, затемнил слово, описание и замысел Бога, наложил на несчастный мир совершенную слепоту, догматическое покрывало, помрачив волю, коварно измыслив ложные таинства, чтобы помешать тем, которые обрели Господа, достичь ясного познания истины»48.

И продолжают: «Никогда не было проповедано учения более лживого, нежели учение о Троице... от одного лишь ума могло произойти оно, и этот ум – ум сатаны, диавола»49.

Когда же они говорят, что диавол есть вдохновитель этого учения, то богохульствуют великим и непростительным образом против Сына Божия, Который открыл миру Святую Троицу. В тот же грех впали и фарисеи, которые называли Сына Божия начальником бесов. Вот почему святые отцы считают ересь величайшим грехом. Господь явил миру Святую Троицу не только потому, что явил Самого Себя как Бога и Святого Духа как Бога, но и потому, что ясно и категорично заповедал Своим ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19).

Стал бы Господь заповедовать, чтобы люди крестились во имя Сына и Святого Духа, ставя Их в один ряд с Отцом, если бы Они не были Божественными Лицами (ибо перечисление по порядку показывает равенство трех Лиц)? Почему Он не повелел, чтобы апостолы крестили во имя Иеговы? Почему, называя три Лица, Он в то же время говорит об одном имени?

Еще Архангел Гавриил возвестил существование Святой Троицы в Благовещении Богородице: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). Тайна Святой Троицы также была открыта при Крещении Господа (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22; Ин.1:32–34)50.

В прощальной беседе с учениками Иисус ясно различает три Лица: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14:16–17). Но и святые апостолы благословляют троически: Благодать

Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь (2Кор.13:13)51. Учение о Святой Троице в Новом Завете подытоживается фрагментом из Первого Соборного Послания Иоанна: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин.5:7).

Иеговисты рассматривают этот фрагмент текста как подложный. Но даже если принять, что это подлог, уже сам факт того, что эти слова были включены в Новый Завет, свидетельствует, что христиане издревле веровали во Святую Троицу и потому приняли это значимое триадологическое место.

Но удивительно то, что тайна Святой Троицы предвозвещается и прикровенно просвечивает уже в Ветхом Завете. У евреев, хотя и строгих монотеистов, слово «Элохим» = Бог имело окончание множественного числа, что, по мысли святых отцов, было указанием на троичность Бога.

Так, Господь, обращаясь к Самому Себе, говорит: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26) или сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт.11:7). Также характерно повествование о явлении Бога Аврааму в виде трех Ангелов в книге Бытия (Быт.18), где Бог в одном повествовании является то как один, то как трое. Как известно, в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, в православной византийской иконографии изображается Святая Троица. Изображение же, которое представляет Отца старцем, а Святого Духа голубем, имеет западное происхождение.

Выслушаем также Псалмопевца, который говорит: Сказал Господь Господу моему. .. из чрева прежде денницы Я родил Тебя (Пс.109:1,3). Число же «три» встречается весьма часто в Ветхом Завете, вероятно, для указания на Троичность Бога52.

Это и есть великая тайна Святой Троицы, возвещаемая в Писаниях, но непостижимая с помощью логического анализа. И насколько она непостижимее, настолько более подлежит вере. И то, что недоступно для понимания в математике (1=3 и 3=1), доступно для понимания через веру. Поскольку верующий, соединяющийся с тремя Лицами Всесвятой Троицы, Их знает лично, Их переживает, Их ощущает, беседует с Ними как Их близкий. И тогда он постигает тайну некоторым иным способом, высшим и таинственным, как двое людей, любящих друг друга, понимают друг друга, даже если говорят на разных языках. И когда мы веруем в троичность Бога, это означает, что мы веруем в Бога, как Он нам открывает Сам Себя троично, а не как мы Его себе представляем. Каждая нетроичная мысль о Боге – это мысль, которую постигает человеческий разум, но не открывает Сам Бог. Именно так понимали Святую Троицу святые апостолы, святые отцы, все святые и все верные христиане, которые исповедуют «Отца, Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную»53.

И мы сегодня, исповедуя этого Всесвятого Бога-Троицу, помолимся Ему, да вознесет рог (= силу) православных христиан, да утвердит Святую Православную веру, да ограничит и уничтожит ереси, да возвратит заблудших к истине и нас удостоит того, чтобы мы всегда прославляли Его троически.

7. Человек

Теперь рассмотрим, что иеговисты думают о человеке. Человек, по их мнению, превосходит животных не бессмертием по благодати Божией, но более совершенным устроением и более высоким разумом. Человек имеет такую же душу, как и животное. «Человек, когда умер, так же мертв, как и мертвая собака»54. «Писания показывают, что мертвые не имеют никакого сознания»55. Учение о бессмертии ввел сатана через посредство клира56. Бессмертие дается как дар тем, кто принадлежит к избранникам Божиим, а не всем людям57.

Также и душа Христа умерла, согласно иеговистам. Из вышеприведенного ясно, что иеговисты соединяют заблуждение древней ереси «тнетопсихитов» (III в.н.э.) и современных материалистов.

Чтобы подтвердить свое заблуждение, они ссылаются на пророка Иезекииля: Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет (Иез.18:4). Однако если кто-нибудь изучит всю эту 18-ю главу, то удостоверится, каков смысл стиха 4. Он удостоверится в том, что душа (= человек, который согрешил,– здесь целое именуется по своей части) умрет. Смысл данной главы в том, что не умрет (= не осудится на смерть) ни сын за грехи отца, ни отец за грехи сына, но каждый умрет за свои собственные грехи58.

Следовательно, речь идет о пересмотре ветхозаветного установления, которое за нарушение закона отцами предавало смертной казни их детей и детей их детей вплоть до третьего и четвертого поколения (Исх.34:7)59.

Насколько заблуждаются иеговисты и в этом отношении, становится ясно с первых же страниц Священного Писания. Только в лицо человека Бог вдыхает дыхание жизни (Быт.2:7). Только человека Он творит по образу и подобию Своему (Быт.1:26–27). Бог есть дух (Ин.4:24), и, следовательно, образ Божий относится не к материальной сущности, которой нет у Бога, но к Его духовному и бессмертному бытию.

Еще Ветхий Завет говорит нам, что, когда умерли Авраам, Исмаил, Исаак, Аарон и Моисей, души их приложились к отцам их60.

Пророк Илия молится о возвращении души умершего ребенка вдовы в Сарепте: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И стало так... (3Цар.17:21–22). Существуют и другие соответствующие свидетельства из Ветхого Завета, которые мы пропускаем ради краткости61. Наконец, в одном месте у Екклесиаста: Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл.3:21) – так же, как в предыдущем (Еккл.3:18–20), имеется в виду взгляд материалистов той эпохи. Ответ же на такие взгляды дает сам Екклесиаст: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

Бессмертие души подтверждается и в Новом Завете. Моисей и Илия, хотя и покинули этот мир многие столетия назад, являются при Преображении Спасителя и собеседуют с Ним (см. Мф.17:3). Также Господь обличает саддукеев, которые, как иеговисты, отрицают бессмертие души: не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22:31–32). И добавляет: Итак, вы весьма заблуждаетесь (Мк.12:26–27). Ту же самую истину подтверждает и повествование о богаче и Лазаре, воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря (о котором притом Господь сказал, что он спит). Также слова Иисуса на кресте: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). В своем же издании Священного Писания иеговисты переставили знак препинания после слова «сегодня», так что получилось следующее: «истинно говорю тебе сегодня, будешь со Мною когда-нибудь в раю» вместо правильного: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). Но если Господь хотел сказать: «тебе говорю сегодня», то Он бы использовал слово «ныне», как Он это сделал в других случаях (см. Ин.9:41; 14:29).

Во время распятия Господа многие тела усопших святых воскресли (Мф.27:52). Стефан, когда был побиваем камнями, почил (Деян.7:60). И в других случаях Священное Писание называет смерть сном (Ин.11:11–13; 1Кор.7:39; 15:51–52)62. Вспомните апостольское чтение на погребение: мы же предупредим (т.е. «не опередим».– Пер.) усопших63 (1Фес.4:15). Господь, умирая на кресте, возопил: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк.23:46). Также и первомученик Стефан64. К тому же душа Господа сходила в ад: [И там Господь ею, т. е. душой] находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1Пет.3:19) и мертвым было благовествуемо (1Пет.4:6), но не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления, как пророчествовал Давид (Деян.2:31).

Также Слово Божие нас удостоверяет, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор.5:1). Поэтому Павел желает отойти ко Господу (Флп.1:21–23). К тому же известно, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:14). Души живы, и в особенности души святых – убиенных за слово Божие (Откр.6:9), которые Иоанн видел под небесным жертвенником вопиющими к Богу (см. Откр.6:9–10).

8. Конец мира, Второе Пришествие и вечность

Фантазия иеговистов оказывается весьма богатой, когда они учат об эсхатологии, то есть о вечности, конце мира и Втором Пришествии. Их заблуждения можно свести к следующим положениям:

А. Не существует вечного мучения. Грешники будут уничтожены вечным уничтоением. Учение о вечном мучении создал сатана, чтобы «отвратить мысли людей далеко от Бога и заставить их питать отвращение к Нему».65

Б. Второе Пришествие Христово уже произошло. «Библейское доказательство, – говорят они, – заключается в том, что период Его пришествия и день приготовления Божия есть период с 1874 г. от Р.Х. и далее. Следовательно, Второе Пришествие Господа началось в 1874 г. Эти даты, так же как и годы 1914-й и 1918-й, есть хронология, о которой специально сообщается в связи с Его Пришествием»66. Свои вычисления они основывают на 7–12-й главах книги пророка Даниила и определяют 1799 год от Р. X. как начало «последних времен»67.

С помощью новых вычислений они определили 1914 год как год конца «времен язычников» и Пришествия Христова68. Поскольку, однако, Господь не пришел в 1914 году, то они определили 1918-й и затем 1921, 1925, 1931 годы. «Непременно,– проповедовали они,– 1 апреля 1925 года воскреснут патриархи и пророки Ветхого Завета, чтобы лично составить правительство в Иерусалиме, и 1 октября того же года на земле установится Царство Христа»69. Доказательствами Пришествия Господа на основе данной хронологии являются разнообразные изобретения. Среди 46 изобретений, которые приводят иеговисты, перечисляются искусственные краски, технологии приготовления пищи без огня, снятия сливок, пошива обуви, пылесосы для чистки ковров70. Наконец, вечером 6 февраля 1925 года, чтобы более зрелищно представить Воскресение мертвых, которое произойдет через несколько недель, иеговисты надели белые саваны и прошли по улицам Нью-Йорка. Люди сначала испугались, но затем, узнав, о чем идет речь, рассмеялись. А Анна Дарби в австралийском Сиднее заплатила 3000 фунтов стерлингов руководителю хилиастов Лидмитеру, чтобы забронировать для себя хорошее место поближе ко Христу71.

В конце концов они заявили, что Господь уже пришел невидимо для большинства. Пришествие Его будет становиться заметным постепенно72 или, по другой информации, произойдет в 1975 году.

В. «В 1914 году Бог Иегова посадил Своего Царя на его святом престоле. Первым деянием его праведного правления стало изгнание сатаны с неба, что и произошло посредством Христа»73.

Диавол, по иеговистам, будучи изгнан с неба, оказывается на земле. Он не потеряет своей силы, прежде чем даст великое сражение – битву при Армагеддоне. В этой битве диавол потерпит поражение, и земля будет очищена от него, чтобы и на земле началось тысячелетнее Царство Христово74.

Г. Тысячелетнее Царство будет материальным. Мужи Ветхого Завета воскреснут, чтобы получить правление со столицей на Сионе. Характерно, что править будут мужи только Ветхого, а не Нового Завета.

Д. Кто же примет участие в тысячелетнем Царстве? Многие из живущих сейчас. «Это те самые кроткие люди доброй воли, которые названы Иисусом другие овцы (Ин.10:16) Его (иеговисты). Они проповедуют с ревностью близость Армагеддона и благословения Царства, которые настанут»75. К счастливым живущим присоединятся и счастливые умершие. Воскреснут не все умершие, но только праведники Ветхого Завета, чтобы стать «правителями над всей землей », а также грешники по неведению. Все они будут удостоены чести составить население тысячелетнего Царства Христова. Среди тех, кто не воскреснет, будет Адам и все религиозные люди76, а также «те, кто согрешил против Святого Духа»77.

Е. Тысячелетнее царство будет периодом благоденствия, но также и испытания. В этот период будет «некое продолжительное воспитательное дело в Божественном законе»78. Христос и «древние выдающиеся люди» будут учить народ. После того как истина будет сообщена всем, от всех потребуется «соответствовать истине».

Те, кто не прислушается к истине, «расплатятся за последствия»79. Те, кого признают недостойными, будут уничтожены. В конце тысячелетнего Судного дня наступит окончательное испытание для всех жителей земли, которые будут жить тогда, для того, чтобы определить тех, кто будет внесен в книгу «получивших право на вечную жизнь на земле»80.

В конце тысячи лет «сатана будет освобожден на небольшое время, чтобы вновь применить свою силу, чтобы обольстить людей и отдалить их от Бога». Те, кто последует за диаволом, будут уничтожены и погибнут, так же, как будет уничтожен и диавол. Прочие же примут «дар в виде права на вечную жизнь в человеческом совершенстве в райской земле»81. Не будет нищих, попрошаек на улицах, больных, стариков. Все будут жить в изобилии82.

К сожалению для иеговистов, Новый Завет опровергает их и в этом. А именно, слово Божие нас заверяет в том, что:

А. Время Второго Пришествия известно только Богу. Выслушаем об этом Самого Господа: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф.24:36). Поэтому Он наставлял: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф.24:42).

Когда ученики спрашивали, когда будет восстановлено царство в Израиле, Господь отвечал: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.1:6–7). Апостолы же Петр и Павел учат, что Второе Пришествие придет, как тать ночью (1Фес.5:2; 2Пет.3:10).

Священное Писание нам говорит, конечно, о некоторых знамениях, предшествующих Второму Пришествию, как, например, природные катастрофы, войны между народами, распространение беззакония и неверия. Это, впрочем, будет началом болезней. Ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец (Мф.24:6–8).

Б. Не будет первого и второго телесного Воскресения (поэтапного) части людей, но одновременное общее Воскресение и общий Суд над всеми людьми.

Выслушаем Господа: наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин.5:28–29). Так же научает и апостол Павел: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:10). А в Послании к Евреям читаем: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9:27).

В. Люди будут судимы на основании своих деяний (а не на основании тысячелетнего их испытания). Наказанием грешников будет не их уничтожение, но вечное мучение.

Если же людям предстоит быть судимыми на основании их поведения во время тысячелетнего царства, то какой смысл может иметь призыв, обращенный Господом и святыми апостолами к их слушателям, о том, чтобы те покаялись ради спасения (см. Деян.2:38; 17:30–3183)? Какой тогда смысл может иметь повествование Господа о будущем Суде (см. Мф.25:31–46) и повествование о богаче и нищем Лазаре (см. Лк.16:19–31)? И евангелист Иоанн ясно говорит: и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими (Откр.20:12). Снова выслушаем Господа: и пойдут сии (грешники) в муку вечную (Мф.25:46; Мф.13:42; Мк.9:43–47)84. Человеколюбие Божие проявляется в нынешней жизни, что известно каждому благочестивому христианину. А вечное наказание в аду есть вечное отлучение от Бога, которое ужасно и мучительно.

Г. Царство Христово будет иметь духовную природу. Свои же взгляды на тысячелетнее Царство иеговисты заимствовали из апокрифических раввинистических текстов, в которых прослеживается напряженная тоска по иудейскому освобождению и господству со столицей на Сионе, по причине их многолетнего рабства. Ведь известно, что Мессию они ожидали как мирского и земного освободителя.

Господь же характеризовал Царство Свое как Царство Небесное. Люди в воскресении будут как Ангелы Божий на небесах (Мф.22:30), не вступающие в брачное общение. Ибо Царствие Божие не пища и питие (Рим.14:17). Чрево и пища будут упразднены (см. 1Кор.6:13). Господь нигде не обещал мирских должностей, правительств, министерств, высоких рангов или Своего временного правительства. Он обещал новую жизнь на новой земле и новом небе (Откр.21:1–5). Двадцатую главу Откровения, которую используют в качестве довода свидетели Иеговы, следует как пророческую трактовать аллегорически и на основе всех других мест [Священного Писания].

События, о которых здесь говорится, пока еще не произошли, и, следовательно, мы не можем основывать догматы на пророческом тексте. Тысячелетнее Царство означает не «тысячу лет», а промежуток времени, так же как и шесть дней творения подразумевают не шесть двадцатичетырехчасовых дней, но шесть временных периодов. По Священному Писанию, пред очами Твоими тысяча лет – как день вчерашний (Пс.89:4). Тысячелетнее царство соотносится, вероятно, с периодом проповеди Евангелия и основания Церкви, в течение которого власть диавола ограничена.

Также, когда говорится о первой и второй смерти, то подразумевается смерть духовная – отлучение от Бога, что влечет за собой смерть телесную. Вспомните, как описывается возвращение блудного сына: брат твой сей был мертв и ожил (Лк.15:32) или: предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф.8:22)85.

Но если 20-ю главу Апокалипсиса толковать так, как это хочется свидетелям Иеговы, то как объяснить то, что Священное Писание учит прямо противоположному? Если не толковать аллегорически эту главу, то тогда следует понимать буквально все, что там говорится, и признать, что диавол имеет материальное тело, а Бог имеет темницу с засовами и ключами, чтобы его запереть86. Но даже и в этой главе Апокалипсиса «ни Иерусалим не упоминается как столица тысячелетнего Царства, ни другое место на земле, ни воскресение мертвых тел, которое восприимут души святых, которые сядут на престолах»87, как учат иеговисты.

9. Другие лжеучения иеговистов

За одним возникшим злом следуют десятки тысяч, как говорили наши древние предки. Поскольку иеговисты отрицают основные и сущностные вещи, то они отрицают и то, что от этих вещей зависит. Поскольку они отрицают божество Иисуса Христа, то они отрицают, что Всесвятая Матерь Господа есть Богородица и Приснодева. Таким образом, они презирают Священное Писание, которое уже со времен Ветхого Завета пророчески говорит о Ней88.

Иеговисты, чтобы подтвердить, что Все-святая не есть Приснодева, утверждают, что Мария вышла замуж за Иосифа и имела от него других детей, известных как «братья Ииуса».

То, что слова «муж» и «жена», на которые ссылаются иеговисты (см. Мф.1:19–20), не означают супругов, но «жениха» и «невесту», доказывается стихом из Мф.1:16, где не говорится, что Иосиф родил Иисуса, как говорится применительно ко всем другим праотцам Иисуса, но говорится так: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф.1:16).

О Марии возвещается как о Деве, о Которой было предсказано89. Ясно сказано, что Иосиф был обручен, но не женился на Марии90.

Наконец, слова: и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца (Мф.1:25) – означают, что он «не вступал в супружескую связь с Ней никогда, а значит, и до тех пор, пока Она не родила первого и единственного Своего Сына»91.

Слова «до тех пор» (слав, дóндеже) многократно используются в Священном Писании для указания неопределенного промежутка времени92, как, например, в Быт. 8:6–7: И послал Ной ворона, чтобы видеть... который, выйдя, не возвратился, до тех пор пока не высохла вода на земле, хотя когда вода высохла, и тогда не возвратился (ср. Мф.28:20; Пс.71:7; 89:2; 2Цар.6:23)93.

Кроме того, «Первенец» означает единородного [т.е. единственного сына]: «Первенец есть рожденный первым, хотя он может быть и единственным [сыном]»94.

Далее, братья Иисуса, о которых говорят евангелисты (см. Мф.13:55–56; Лк.8:19–21; Ин.7:3–5)95, не есть дети Марии и Иосифа после рождения Иисуса, но либо сводные братья (дети Иосифа от другой жены, прежде его обручения с Марией), либо родственники другой степени родства. Слово «брат» используется в Священном Писании для указания также и на сводного брата (см. 2Цар.13:12), зятя (см. Тов.10:12–14), племянника (см. Быт.13:8 греч. и слав.) и т.п.

Невозможно, по мысли святых отцов, чтобы носило другое чадо чрево Святой Богородицы, осененное Всесвятым Духом и носившее Самого Создателя человека и Творца всего мира. Если бы иеговисты веровали, что Иисус есть Бог и Мария есть Богородица, то не отрицали бы тогда приснодевство Богородицы, потому что чтили бы божество Искупителя.

Далее, поскольку они отрицают жизнь души после смерти, то естественно, что они отрицают и существование и почитание святых. Как можно почитать святых, веря, что они после смерти перестали существовать? Иеговисты презрительно отзываются о мощах святых и выбрасывают иконы. В данном случае они вооружаются заповедью декалога: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх.20:4–5).

Заповедь эта относится к почитанию и служению другим богам и их изображению, как явствует из предыдущего стиха: да не будет у тебя других богов кроме Меня (Исх.20:3). Следовательно, эта заповедь относится не к почитанию святых, но к почитанию ложных богов, которым служили соседи израильтян, а иногда, увлекаясь, и сами израильтяне (например, солнцу, луне, тельцу и т.д.). Поэтому Бог и говорит, что Я – ревнитель, то есть Бог, не терпящий, чтобы вы служили другим богам.

Святые, как известно, почитаются не как боги, но как друзья Божии, и почитание относится не к дереву иконы, но к изображаемому лицу, как о том учили святые отцы VII Вселенского Собора против иконоборцев. Сам Бог повелел израильтянам изготовить золотые изображения двух Херувимов и поместить их по обеим сторонам крышки Ковчега Завета (см. Исх.25:17–21). Священное Писание научает нас, что Бог делает дивными святых Своих (см. Пс.15:3) и что святые говорят в Духе Святом (см. 2Пет.1:21).

Не будем забывать, что святые будут судить мир96. Затем – примем во внимание, что мы живем в эпоху Нового Завета, в которой Бог Слово воплотился, во что иеговисты не веруют. Мы же, поскольку веруем в Воплощение Бога, можем поклоняться не какому-то подобию невидимого Бога, но подобию Воплотившегося Бога, обоженной человеческой природы Христа. Мы можем поклоняться также Богородице, Которая дала от Себя плоть Свою Искупителю, и святым, потому что святые были не только друзьями Богу, но суть Тело Христово; и таким образом, когда мы поклоняемся святым (их иконам, честным мощам), то опосредованно поклоняемся Христу, с Которым святые соединились и так стали «охристовленными».

О чудотворной силе мощей святых свидетельствует и Священное Писание. В 4-й книге Царств мы читаем, как один умерший воскрес, когда его бросили в гроб пророка Елисея и он коснулся освященных костей пророка (см. 4Цар.13:20–21).

В Новом Завете мы опять видим, что благодать Божия чудодействует через тень апостолов или через прикосновение к одеждам Господа или апостолов (см. Мф.9:20–22; Деян.19:11–12)97.

Иконоборцы отрицали иконы, потому что были [по сути] монофизитами, и естественно отвергать изображение Христа тому, кто отрицает полноту Его человеческой природы.

Первые христиане очень рано окружили почестью и почитанием мощи святых, например первомученика Стефана, святых Игнатия Антиохийского и Поликарпа Смирнского.

Отвергают иеговисты также Честной Крест – древнейший и славнейший символ христианства98. Они говорят даже, что «нет никаких свидетельств, которые бы указывали на то, что Христос был пригвожден на кресте»99. В Новом Завете, напротив, часто говорится о Кресте Христовом100.

В Ветхом Завете мы имеем также много прообразов Честного Креста, как нам напоминает слово нашего Господа: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:14–15). Но также и печать, о которой говорит Апокалипсис (см. Откр.7:4; 9:4), есть Честной Крест.

Стоит упомянуть также и о том, что израильский ученый Нику Хаас после изучения найденного скелета человека, который был распят немного лет спустя после Иисуса, реконструировал способ казни на кресте, сколоченном из двух брусьев в форме буквы Т («таф»), приближающейся к форме креста, а вовсе не столба, как говорят иеговисты101. Но если Богу неугодно почитание икон, мощей и Честного Креста, тогда почему Он через них совершает чудеса? Возможно, иеговисты нам скажут, что это чудотворение – не от Бога, но от сатаны, чтобы ввести в заблуждение людей. Но мы их тогда спросим вновь: как возможно, чтобы сатанинские действия служили разрушению сатанинской силы? Как возможно, чтобы бес изгонял беса? Подобное обвинение выдвигали книжники против Иисуса: Он изгоняет бесов не иначе, как силой веельзевула, князя бесовского, – на что Господь ответил: И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: устоит царство его? (Мф.12:24–29).

Существуют и многие другие лжеучения и заблуждения иеговистов, которые ради краткости и в силу их меньшей значимости по сравнению с тем, что было упомянуто, мы пропустим.

Наконец, «неопровержимый» аргумент иеговистов состоит в том, что они имеют любовь, в то время как православные не имеют, и что клир находится в плохом состоянии. Подобным горделивым языком говорили, как известно, и фарисеи. Многое можно сказать на эти их обвинения. Мы согласны с тем, что и в нашем клире есть несовершенства. Однако есть и многие святые клирики и миряне. Мы согласны с тем, что некоторые миряне не имеют совершенной любви. Однако ни один православный христианин, сколько бы он ни был греховен, не делал двух страшных грехов иеговистов:

А. не оставлял веру в Богочеловека Христа, особенно прежде, чем узнать ее сознательно, и не отрицал Святое Крещение в Триединого Бога;

Б. не пытался хитрыми и нечестными способами привлекать в свои ряды людей бедных, страждущих; людей, находящихся в нужде, невежественных и наивных.

* * *

8

См.: Мф.16:19; Мф.18:18; Ин.20:23. См. также Приложение № 2

10

Пусть Бог будет истинным. С. 125–126 // Анастопулос В. Хилиасты, или свидетели Иеговы. Афины, 1970. С. 44.

11

Димитропулос П. Заблуждения свидетелей Иеговы. Фессалоники, 1963. С. 21–22.

12

Кифара Божия. С. 224; Сторожевая Башня. 15.08.1960. С. 372 //Анастопулос В. Хилиасты... С. 52.

13

Кифара Божия. С. 224; Сторожевая Башня. 15.08.1960. С. 372 //Анастопулос В.. Хилиасты... С. 57.

14

Все испытывайте. С. 70, 73 // Там же. С. 52.

15

См. также: Тит.3:5; Еф.5:25–27. См. Приложение № 4

16

См.: Все испытывайте. С. 252 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 53–54.

17

См. в Приложении № 4, что говорит нам Священное Писание по поводу остальных Таинств. Святая Исповедь: Мк.1:5; Лк.7:48; Ин.20:23; Деян.19:18; 2Цар.12:13; Мф.18:18; 16:19. Елеосвящение: Мк.6:13; Иак.5:14–15. Брак: Ин.2:1–2; Еф.9:31–32. Миропомазание (Миропомазание сегодня заменяет собой возложение рук апостолов на крещеных): 2Кор.1:21–22; 1Ин.2:27; Деян.2:38; 7:14–17; 19:1–7.

18

Искупление. С. 224 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 43.

19

7-й том изучения Писания. С. 554 // Там же. С. 43.

20

Свт. Иоанн Златоуст. Когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: Стала царица одесную Тебя (Пс.44:10) (PG. Т. 52. Col. 397–398) и Беседа перед отправлением в ссылку (PG. Т. 52. Col. 427,429).

21

Пусть Бог будет истинным. С. 102–103// Димитропулос П. Заблуждения... С. 40.

22

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. III, 45 (PG. Т. 94. Col. В).

23

Из потерянного рая. С. 19 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 18.

24

Все испытывайте. С. 220 // Анастопулос В. Хилиасты...

25

Изменение. С. 22 // Там же. С. 18.

26

Наброски бесед. С. 40 // Там же.

27

Из потерянного рая. С. 19 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 19.

28

Пусть Бог будет истинным. С. 129 // Димитропулос П. Заблуждения... С. 25.

29

Все испытывайте. С. 244 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 19.

30

Пусть Бог будет истинным. С. 34; Все испытывайте. С. 242–244 // Анастопулос В. Хилиасты...

31

См.: Наброски бесед. С. 31 // Анастопулос В. Хилиасты...

32

9-й том исследований Писания. С. 62–69 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 19.

33

Пусть Бог будет истинным. С. 39 // Димитропулос П. Заблуждения... Анастопулос В. Хилиасты... С. 21.

34

8-й том исследований Писания. С. 34–36; Совершившееся Таинство. С. 36 // Анастопулос В. Хилиасты...

35

Анастопулос В. Хилиасты...

36

Пусть Бог будет истинным. С 222 // Димитропулос П. Заблуждения... С. 24.

37

См.: Приложение № 5

38

Равно удачными будут также: Начальник, Властитель над всем творением Божиим.

39

Димитропулос П. Заблуждения... С. 26.

40

См. Ин.1:14,18; 3:16,18; 1Ин.4:9. См. Приложение № 6

41

Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк.2:48–49).

42

См. Приложение № 7

43

Свт. Афанасий Великий. Слово I против ариан, 25 (PG. Т. 26. Col. 64AB); Слово IV против ариан (PG. Т. 26. Col. 469D).

44

В соответствии со святоотеческой лексикой, служение и, соответственно, служительное поклонение подобают только одному лишь Богу. А сфера почитания гораздо шире: Божия Матерь, Ангелы, святые, Крест, святые иконы, Евангелие, святые места и т.д.– Примеч. пер.

45

Димитропулос П. Заблуждения... С. 34.

46

В греческом языке слово «дух» (πνεῦμα) и также «Святой Дух» (то τὸ Ἅγιον Πνεῦμα) – среднего рода. – Примеч. пер.

47

Греч. ἀπὸ Κυρίου Πνεύματος. Греческий текст допускает два понимания и, соответственно, два варианта перевода на русский язык:

1) от Господня (Κυρίου, т.е. Христова) Духа;

2) от Господственного (Κυρίου – прилагательное Κυρίου в Родительном падеже) Духа = от Господа Духа (именно так Κυρίου переведено на церковнославянский язык в Символе веры).

Автор понимает это выражение во втором значении. Также понимали и толковали это выражение святые отцы: прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский, блж. Феофилакт Болгарский (см. их толкования на 2Кор.3:18). – Примеч. пер.

48

5-й том исследований Св. Писания. С. 73 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 10–11.

49

Изменение. С. 107–108 // Там же. С. 11.

50

См. Приложение № 8

51

См. также: Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1Пет.1:1–2).

52

Каллиникос К. Основания веры. Афины, 1958. С. 44.

53

Божественная Литургия.

54

Освобождение. С. 324 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 70.

55

Кифара Божия. С. 49 // Там же. С. 70.

56

См.: Примирение. С. 80; Освобождение. С. 105,203; Кифара Божия. С. 74 // Там же. С. 71.

57

См.: Пусть Бог будет истинным. С. 70 // Там же. С. 71.

58

Ср.: Да не умрут отцы за сыновей, и сыны не умрут за отцов, но каждый за свой грех да умрет (Втор.24:16).

59

См.: Димитропулос В. С. 45–46.

60

См. Быт.25:8,17; 35:29,49:33; Чис.20:24,27:13,31:2. См. Приложение № 9

61

См. Пс.15:10; Пс.21:27; 55:16; Прем.3:1–4; 4Мак.18:23. См. Приложение № 10

62

См.: Приложение № 11.

63

Так в греческом подлиннике; в славянском и руссом переводах–умерших. – Примеч. пер.

64

...И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян.7:59–60).

65

Примирение. С. 87; Пусть Бог будет истинным. С. 96 // Анастопупос В. Хилиасты... С. 82.

66

Творение. С. 331 // Там же. С. 87–88.

67

См.: Там же. С. 88.

68

См.: Там же. С. 89.

69

Миллион живущих уже никогда не умрут. С. 77 // Там же. С. 90.

70

См.: Кифара Божия. С. 266 // Там же. С. 91.

71

См.: Кифара Божия. С. 266 С. 91–92.

72

Кифара Божия. С. 252, 247 // Там же. С. 92.

73

Правление. С. 300 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 100.

74

Описание сражения см.: Там же. С. 100–102.

75

Пусть Бог будет истинным. С. 258–259 // Там же. С. 108.

76

Разумеется, кроме иеговистов.– Примеч. пер.

77

Пусть Бог будет истинным. С. 272–281II Анастопупос В. Хилиасты... С. 108–111.

78

Пусть Бог будет истинным. С. 272 // Анастопулос В. Хилиасты... С. 109.

79

Примирение. С. 331–332 // Там же. С. 109–110.

80

Пусть Бог будет истинным. С. 284 // Там же. С. 11

81

Пусть Бог будет истинным. С. 284–285 // Там же. С. 11.

82

См.: Освобождение. С. 343–344 // Там же. С. 112.

83

См. Приложение № 12

84

См.: Приложение № 13

85

См. также: И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим... (Еф.2:1).

86

Анастопулос В. Хилиасты... С. 106.

87

Там же.

88

См., например: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14); И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк.1:43); но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего(Единородного), Который родился от жены, подчинился закону (Гал.4:4).

89

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф.1:23).

90

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго (Мф.1:18); Пошел также и Иосиф... записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна (Лк.2:5).

91

Трембелас П. Толкование на Евангелие от Матфея. Афины, 1958. С. 39–40.

92

«Для Писания является обыкновенным делать так часто и это выражение применять не к ограниченному времени» {Сет. Иоанн Златоуст. Беседа 5 на Евангелие от Матфея (PG. Т. 57. Col. 58)).

93

См. Приложение № 14.

94

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. IV (PG. Т. 94. Col. 1161B).

95

См. Приложение № 15.

96

Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1Кор.6:2); также ср.: Мк.6:20; Лк.1:70; Еф.2:19; Иак.5:16; Откр.11:5–6. См. Приложение № 16.

97

См. Приложение № 17.

98

Обычай крестного знамения у христиан «дошел до нас уже с середины второго столетия» (Сиотос М. Крест как печать христиан. Фессалоники, 1951. С. 3).

99

Пробудитесь! 1952. Январь // Анастопулос В. Хилиасты... С. 125; см. также «Наброски бесед», где написано: «Иисус был повешен на столбе или на дереве» (с. 39) и «Выставление креста есть позор».

100

См. Мф.10:38; 1Кор.1:17–18; Гал.5:11; 6:14; Еф.2:16; Флп.2:8; 3:18; Кол.1:20; 2:14; см. также Приложение № 18.

101

См.: Почтальон. 1961. № 877. С. 36–37.


Источник: Наша Православная вера и заблуждения иеговистов / архимандрит Георгий (Капсанис), игумен монастыря Григориат на Святойй Гое Афон. Св. Гора Афон : Монастырь Григориат, 2018. – 112 с.

Комментарии для сайта Cackle