ИСПОВЕДЬ II. СТАРЕЦ МОИСЕЙ, АРХИМАНДРИТ БРЯНСКОЙ БЕЛОБЕРЕЖНОЙ ПУСТЫНИ (1772–1848). ОБРЕТЕНИЕ ПОКОЯ НЕВЕРИЕМ СВОЕМУ ПОМЫСЛУ
Этот путь связан с обретением в себе совершенного покоя, обусловленного неверием своему помыслу. «Всякий помысл, – говорил старец, – не имеющий тишины смирения, не от Бога, а от бесов. Господь наш с тихостью приходит. Все же то, что от соперника – со смущением и мятежом. А от бесов воля есть, чтобы себя оправдывать, и себе верить, и тогда они нас улавливают».
Это поучения старца Моисея весьма полезно и нам, часто, ох, как часто следующих своему помыслу. Мы, по отсутствию духовной мудрости, не склонны бываем считать, что всякий помысл, не имеющий тишины смирения приходит не от Бога. Мы упускаем из вида, что такой помысл приходит от бесов, ибо Господь наш с тихостью приходит, а соперник – со смущением и мятежом. Прости нас, Господи, что, живя бурной жизнью, мы не умеем замечать в себе помыслов, имеющих тишину смирения и приходящих от Твоей, Боже, благодати. Прости, Господи, и за то, что хотим творить волю бесов, побуждающих нас оправдывать себя и верить себе. Последуя ей, мы непременно будем уловлены бесами и потеряем путь ко спасению. Прости нас, Господи, и избави от сетей лукавого врага.
Путь ко спасению связан с приобретением высокотворного и Христоподражательного смирения, приносящего множество благотворных дарований. И прежде всего от нас требуется смиренномудрие, без которого ни вера, ни страх Божий, ни милостыня, ни воздержание, ни иная добродетель не может быть нами совершена. Без смирения человек становится злее всякой твари, даже если думает, что равноангельское житие проводит. Смирением только растлеваются все стрелы врага и противника нашего спасения.
Господи, мы мало стараемся над приобретением высокотворного и Христоподражательного смирения. Прости нас.
Нам необходимо всеми мерами стараться хранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других. Если же не можем не смутиться, то по крайней мере, надобно постараться удерживать язык по псалмопевцу: смятохся и не глаголах.
Мы же, Господи, не стараемся хранить мир душевный, возмущаемся, когда нас оскорбляют другие, и не удерживаем своего языка, чтобы в ответ не оскорбить обидчика. Прости нас, Господи.
Мы призваны иметь мир и любовь душевную, никогда не разрываемую, так, чтобы и вида какого-нибудь не подать к нарушению любви. Нам следует помнить, что, хотя после и может человек восстановить любовь с братом, то мало в том преуспевает, чтобы любовь стала такой же, как и прежде. Это можно сравнивать с отрезанным хлебом: если и прилепишь его и соединишь одну часть с другой, но уже таков не будет, каков был прежде. На хлебе все еще остается знак там, где был отрезан. Так и нам должно стараться, чтобы не подать и виду к нарушению любви. Это Христос Спаситель нам заповедал: «Сия заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 17) и еще: «Чадца, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), и еще: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13, 35).
Господи, как же часто мы нарушаем это условие нашего спасения! Мы не боимся нарушить мир и душевную любовь. У нас нет умения и осторожности, чтобы не подать вида к нарушению любви. Прости нас, Господи, что Твою заповедь о любви мы и забываем, и нарушаем и поэтому теряем достоинство Твоих учеников.
Всем нам надо искать помощи Божией, а не надеяться на себя, и во всем прибегать к Богу. Во всем возлагать себя на волю Божию во всяких приключающихся обстоятельствах и говорить: на то воля Божия будет.
Господи, прости нас, что мы не всегда так говорим и так делаем. Поэтому и не всегда бываем в душевном покое и часто смущаемся. Помоги, Господи, всегда полагаться на Твою волю и пребывать в мире и покое душевном. И не о чем находящем на нас не смущаться, все случающееся предоставляя воле Божией.
При следовании по пути спасения, – говорил отец Моисей, – «не полезно нам скорбеть, ибо от этого бывает уныние, а от уныния многие скорбят, сами не зная о чем, понапрасну» Но если мы будем повиноваться воле Божией, то не станем о чем-либо мимоходящем много скорбеть и будет у нас всегда вид веселый.
Прости нас, Господи, за то, что скорби одолевают нас, и мы не бываем веселы. Ведь печаль по Бозе человека не сокрушает, а внешняя печаль истощает человека и у него вид всегда насупленный. Многие этим страдают и понапрасну себя изнуряют. Премудрый Соломон, предостерегая нас от этой понурости, говорит: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сокрушает кости» (Притч. 17, 22). Господи, прости нас, что мы часто унываем из-за неумения предавать себя Твоей воле.
Шествующие по пути спасения должны научиться читать книгу, именуемую Совесть. Совесть – это естественная книга для деятельного ее прочтения. Кто читает ее, тот искусом познает Божественное заступление. Законом совести жили наши праотцы Авраам, Исаак и Иаков. Им они так угодили Богу, что и покаяние им не положено. «Не положил еси покаяние праведным Аврааму, Исааку и Иакову, не согрешившим пред Тобою». И чем они так угодили Богу, что и покаяние им не положено? Имели они жен, и рабов, и большое богатство; постов тогда еще не было, храмов Божиих тогда еще не строили. Чем же они так угодили Богу? Тем, что они ни у кого ничего не взяли, никого не обидели, никому не солгали, ни словом, ни делом. И не было тогда иного закона, кроме естественного: что хочешь себе, то и другому желай, как говорит Евангелие: «Вся убо елика хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им: се бо есть закон и пророцы» (Мф. 7, 12). Здесь скорый путь, возводящий добродетель к цели, говорит нам: если хочешь, чтобы любили тебя враги твои, и ты люби врагов твоих; если хочешь, чтобы никто тебе не досаждал, никому и ты не досаждай; если хочешь быть любимым всеми, и ты люби всех.
Господи, и для нас, по слову старца Моисея, открыта естественная книга совести для деятельного ее прочтения. Читая ее, мы искусом познаем Божественное ее заступление и научаемся подражать нашим праотцам Аврааму, Исааку и Иакову, следуя естественному закону: что хочешь себе, то и другому желай. Учиться-то мы учимся, но это не всегда у нас получается. Например, ни у кого ничего не брать без разрешения, никого не обижать, никому не говорить неправды ни словом, ни делом. Господи, прости нас за то, что того, что желаем себе, другим не делаем и тем попираем закон совести, пытаясь переписать эту естественную книгу на свой лад.
Господи, помоги нам приложить старание хранить нашу совесть чистой и незазорной и в словах, и в делах, чтобы верно и полезно было сказанное или сделанное. И еще помоги, Господи, во всем соблюдать опасство, чтобы ни в чем не повредить своей совести и не подать людям право сомневаться в нас.
Желающие идти по пути спасения должны употреблять все силы и не оставлять церкви Божией, но всегда приходить на молитву и славословие Божие. Утреннее славословие является благодарением Господу за прошедшую ночь, в начатие будущего дня и провождение его в Боге. Вечернее же славословие в церкви Божией является воздаянием Господу богу за прошедший день, в начатие же будущей ночи, дабы Господь даровал нам ее прожить мирно и безмятежно и избавил нас от всех коварств вражиих. Если же оставим утреннее церковное богослужение, не принеся благодарения Господу Богу за прошедшую ночь, то лишимся испрошения Благодати Божией на настоящий день. Также и вечерние молитвы, в заключение прошедшего дня, и потому должно неотложно исполнять всякий день утренние и вечерние молитвы.
Господи, мы часто оставляем посещение храма Божия и не приходим туда на молитву и славословие Божие. И поэтому остаемся неблагодарными Господу Богу за прошедшую ночь или же за прошедший день. Мы не испрашиваем у Господа благодатных сил провести ночь и предлежащий день мирно и безмятежно, и избавить нас от всех коварств вражиих. И еще мы довольно часто оставляем исполнение утренних и вечерних молитв.
Прости нас, Господи, за невнимательное и пренебрежительное отношение к посещению богослужений и за оставление или сокращение утренних и вечерних молитв.
Когда мы не стремимся к душевному спасению, тогда пребываем в мирном устроении, ибо враг много не наветует на нас. Когда же человек начинает внимать себе, тогда враг все силы обращает на него и не дает ему мирно жить не только дня, но даже и часа. Однако же после скорбных беспокойств Бог посылает ему Свою помощь, в утешение его, на несколько часов, и от этой душевной радости забывает человек свои скорбные обстоятельства и желает терпеть их и далее ради будущего утешения.
Господи, и у нас бывает много случаев, когда мы не стремимся к душевному спасению и не пребываем в мирном устроении, ибо враг много на нас не наветует. Мы должны это вражие послабление замечать и делать соответствующие выводы. Мы же это снижение вражеской активности против нас не рассматриваем как снижение ревности о нашем спасении и в этом не каемся. Прости нас, Господи.
Когда же мы начнем внимать себе, тогда враг все свои силы обращает против нас и не дает нам мирно жить не только одного дня, но и часа. Мы же, замечая это нападение, довольно легко забываем о цели подвига и перестаем внимать себе. Господи, прости нас за испуг скорбных беспокойств и неготовность стерпеть их.
Господи, мы не умеем понимать Твою помощь и утешение после скорбных обстоятельств. Мы не умеем воспринимать эту радость, как от Тебя приходящую нам в утешение. Прости нас, Господи, что не очень готовы терпеть скорбные обстоятельства и впредь ради будущего утешения.
Всякому внимающему себе необходимо иметь духовного отца и, вопрошая его, все творить, что он скажет. Самому же себе ни како же что начинати, чтобы вместо доброго не принять злое, ибо многие от неразумия своего пострадали, последовав своей воле, ибо нет иного падения монаху, как последовать своей воле (св. Исаак Сирин). Не всякое желание добра попадает в сердце от Бога, но оно бывает и от диавола, и этим диавол наносит человеку вред и понуждает человека взыскать его Любит диавол, когда найдет человека, не вопрошающего другого, не советующегося с могущим наставить на добро; и тогда удобно прельщает враг самочинника и уловляет.
Господи, мы хотим внимать себе, но духовного отца о пути спасения вопрошать не умеем, стесняясь спрашивать, и услышанное к своей жизни приспосабливать не спешим. Прости нас, Господи, что много в нас самочинных начинаний, и мы вместо доброго вкушаем злое. Отцы церкви говорят, что многие из нас страдают, следуя своей воле. По слову Исаака Сирина многие наши падения происходят от того, что следуем своей воле. Прости нас, Господи, за самоволие, часто приводящее нас к скорбным обстоятельствам.
И еще мы должны знать, что не всякое желание добра попадает в наше сердце от Бога. Оно бывает и от диавола. Нанося человеку вред, диавол понуждает его искать самочинного добра, ибо любит тех, кто не вопрошает других, не советуется с могущими наставить на истинное добро. Прости нас, Господи, за нежелание советоваться со знающими добро непонаслышке, и сохрани от прельщения врага нашего спасения и уловления в его сети. Господи, не оставляй нас, предлагая нам Свое человеколюбивое руководство!