ИСПОВЕДЬ I. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (1722–1784). ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
Чтобы найти путь ко спасению, нам необходимо прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных отцов наших. Им дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царства Божия. Они открывают нам смысл Священного Писания. В их духопросвещенном учении мы найдем всё, что нам нужно для спасения.
Мы же к такому прилежному чтению Писания и учения отцов себя не приучаем и потому далеки от знания Тайн Царства Божия. Прости нас, Господи.
Премилосердый Бог соделывает наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Православная вера есть та, которую содержит Святая Соборная и Апостольская Церковь Восточная. Без этой веры Православной никому никак невозможно спастись. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера Православная без добрых дел мертва, и добрые дела без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь то и другое вместе: и веру Православную с добрыми делами, и добрые дела с верой Православной. И тогда при помощи Божий Благодати, споспешествующей нашим добрым делам, мы спасемся по слову Христа, сказавшего: «Без Мене не можете творити ничесоже».
Господи, мы постоянно забываем, что Ты соделываешь наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Мы же и веру Православную не исповедуем со всем вниманием, как заповедует Святая Соборная и Апостольская Церковь, и добрые дела в своей жизни отъединяем от Евангельских заповедей, отчего они становятся мертвыми. И к помощи Благодати Божией мы прибегаем с огромной долей забывчивости, оставляя без внимания слова Христа, говорящего нам: «Без Меня не можете делать ничего». Прости нас, Господи, за эту забывчивость и оплошность в делах спасения.
Христос Спаситель, Истинный Бог наш, желая всем человекам спасения, поставил нам в закон добрые дела, именуя их Своими спасительными Евангельскими заповедями. От всех православных христиан, и от монахов, и от мирян, живущих с женами и детьми, Он требует самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших телесных трудов, а одного доброго произволения души. Ибо иго святых его заповедей благо и бремя делания их легко есть.
Как же часто, Господи, закон добрых дел, именуемый Евангельскими заповедями, не попадает в фокус нашего внимания! В результате не являя доброго произволения души, мы не можем прилежно исполнять Твои святые заповеди. Господи, прости, что иго святых Твоих заповедей не стало еще для нас благом, и бремя делания их не стало для нашей души легким.
Святые заповеди Христовы, при помощи Благодати Божией, легко может исполнять каждый православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: старый и юный, и здоровый и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души. Поэтому те, кто преступает их и не кается, в страшное Второе пришествие Христово будут осуждены вместе с бесами на муку вечную.
Господи, и мы можем исполнять Твои святые заповеди при любой обстановке и в различных состояниях здравия, но мы с огорчением замечаем отсутствие в себе и такого расположения души, и доброго покаяния в этом. Прости нас, Господи, и сохрани от осуждения вместе с бесами на муку вечную.
Святые Евангельские заповеди особенно главнейшие, столь необходимы для спасения, что если какой-либо одной недостает у человека, то и спасения души не бывает. Таковы заповеди о любви к Богу и ближним, о кротости и смирении, о мире со всеми и о терпении, о том, чтобы от сердца прощать ближнему обиды, никого не осуждать, не иметь ненависти, любить врагов, творить по силе милостыню и душевную, и телесную и понуждать себя со всем усердием исполнять все прочие заповеди Христовы, во Святом Евангелии написанные. А больше всего любить Бога всем сердцем своим, всею душою своею, и всею крепостию своею, и всем помышлением своим, и ближнего своего как самого себя; и, подражая кротости Христовой, до крови подвизаться против страсти гнева.
Господи, до нас все еще не доходит, что без исполнения всех Евангельских заповедей спасения души не произойдет. Прости нас, Господи, что главнейшие заповеди о любви к Тебе, Богу нашему, и ближним, о кротости и смирении, о мире со всеми и о терпении, о прощении от сердца обид ближнему, о неосуждении, о преодолении ненависти, о любви к врагам, о творении по силе милостыни и душевной, и телесной, о понуждении себя со всем усердием выполнять и все прочие заповеди, – мы себя не понуждаем и до крови не подвизаемся против страсти гнева.
А жить в мире со всеми столь необходимо, что Господь счел нужным не раз повторить Своим святым ученикам и апостолам: «Мир вам; мир оставляю вам; мир Мой даю вам». А где мир Христов, там и Сам Христос; а если в душе нет мира, то нет там и Христа. И терпение необходимо для спасения; Христос говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши». Терпеть надо не до известного только времени, а до самой смерти: «Претерпевый до конца, той спасен будет». Кто от всего сердца прощает ближнему согрешения его, тому и Бог прощает согрешения его. Кто не осуждает ближнего, тот и сам не будет осужден от Бога. И все прочие Евангельские заповеди желающий спасения должен блюсти как зеницу ока.
Господи, мы каемся за отсутствие у нас подвига в стяжании Евангельских добродетелей: мира со всеми, терпения, умения от всего сердца прощать согрешения ближних и самому не осуждать ближнего. Прости нас, Господи.
Православному христианину необходимо соблюдать еще и заповеди церковные, изложенные в книге «Православное Исповедание». Они также необходимы для спасения.
Прости нас, Господи, за нарушения этих заповедей.
Таинство Покаяния состоит в том, чтобы раскаяться пред Богом в своих грехах, бросить их и положить твердое намерение при помощи Божией к ним не возвращаться. Потом перед отцом духовным как перед Самим Богом исповедать свои согрешения и получить от него прощение в них.
Господи, мы же, хоть и раскаиваемся в своих согрешениях, но не бросаем их и не полагаем твердого намерения при помощи Божией к ним не возвращаться. И еще мы не умеем, Господи, каяться перед своим духовным отцом как перед Самим Тобою, Господом и Богом нашим, чтобы через него, через духовника, получить прощение в этих согрешениях. Прости нас, Господи,
Приготовлять себя к причащению Божественных Тайн должно постом, умилением, чистосердечным исповеданием грехов, совершенным примирением со всеми, выслушиванием в назначенное время всего церковного правила, а приступать ко Святому Причащению со страхом и трепетом, с верой и любовью, с поклонением, единому Богу подобающим.
Господи, мы не готовим себя к причащению подобным образом. Прости нас, Господи, недостойно причащающихся.