Часть I. Общие понятия, или начала божественного правоведения
Разделение понятий
Главнейшие понятия божественного правоведения: понятие о том, что направляет деятельность человека, или Закон Божий; понятие о силе, направляющей человеческую волю, или обязательство; понятие об образе направления, или вменение; понятие о том, что должно быть направляемо, или о нравственном деянии.
Закон Божий
Божественный закон называется в Священном Писании истиной569, путем Господним570, словом Господним571, светом572, правдой573 и волей Божией574. Закон этот весьма обширен575, свят576, духовен577, он судит весь мир578, а потому не может быть отменен или заменен другим, а следовательно, непреложно необходим, и, таким образом, обращает и веселит сердца всех и каждого579.
Закон Божий возвещен:
а) через сотворение человека, ибо человек, получив душу, сотворенную по образу Божию, не мог не знать, что вся сущность Божественного закона состоит в том, чтобы любить Бога более всего (Мф. 22:37–38), ибо образ Божий был в праведности и святости (Еф. 4:24), которая была подтверждена заповедью в раю580. С того времени закон возвещается через сотворение каждой души, каждого сердца, и потому говорится, что он написан в сердце (Рим. 2:15).
б) через Моисеево Десятословие, которое есть повторение первого возвещения закона581 израильскому народу, а через него и прочим народам582. Сюда относятся пророки и их писания.
в) через Евангелие, которым проповедан закон живой и дышащий, Иисус Христос, во всех отдаленных местах земли583. Закон Божий обыкновенно разделяется на всеобщий, обязательный для всех людей всех веков, т.е. предписывающий все то, к чему люди обязываются, ибо вся сущность его заключается в одном слове или одной мысли584; и частный, данный Богом еврейскому народу с известной целью, до известного времени, с исполнением которого обязательство сего закона перестает быть обязательством. Всеобщий закон в свою очередь подразделяется на безусловный и условный.
Предметом Божественных законов является человек, рассматриваемый в трех состояниях – невинности, падения и восстановления. В состоянии невинности требовалось, чтобы человек постоянно пребывал в том единении с Богом и в той любви к Нему, которые он имел, и даже, если возможно, более и более в них преуспевал, и с величайшим тщанием соблюдал следующие заповеди: о субботе585, о супружестве586, о сыновнем послушании (См. Быт. 2:16–17), о возделывании и хранении рая587.
В состоянии падения, как следует из законов Божественных и из бедствий, постигших человека после падения, ему должно всеми силами стремиться к восстановлению единения с Богом. В состоянии восстановления должно возобновлять образ Божий и особенно заботиться о том, чтобы преуспевать в возращении этого образа, а потому заповедуется любить Бога всею душою (См. Мф. 22:37), подражать Божественной святости588; также должно преуспевать и в любви к другим людям589. Итак, начало всех Божественных законов, определяющее обязанности человека, таково: все, что требуется от человека для совершенствования в единении с Богом, должно делать; а все, противоположное этому, должно отвергать.
Сила, направляющая человеческую волю, или обязательство
Та сила, посредством которой Божественные законы могут воздействовать на человеческую волю, приклоняя ее к чему-либо или удерживая от чего-либо, называется обязательством. Обязательство может быть наложено со стороны Бога и со стороны человека.
а) Со стороны Бога. Бог имеет справедливые причины требовать от людей послушания Себе по праву верховной власти над всеми и всем, по праву Творца человека и всего того, чем человек пользуется590, по праву сохранения или продолжаемого творения вещей591, по праву управления всеми592, даже малейшими творениями593. Поэтому-то Псалмопевец называет исполняющих закон Божий блаженными.
б) Со стороны человека. Так как в этом случае обязательство может быть только страдательным, основание его в том, что весь человек, каков он есть, зависит от Бога594, все силы – как душевные, так и телесные, – и все прочее он получает от Бога595, и по закону своей природы, хотя она у него и повреждена, он должен сознавать, что все это получено от Бога; должен Его благодарить за это как Творца и таким образом повиноваться Его закону. Отсюда происходит всеобщность обязательства, поскольку оно простирается на всех тех, кому возвещен закон, т.е. на людей и непорочной, и поврежденной, и возрожденной, или восстановленной, природы596, ибо возрожденные созданы во Иисусе Христе для добрых дел (Еф. 2:10).
Вменение
Вменять – значит приписывать кому-либо действие, которого хотя он сам и не сделал, но в котором каким-нибудь образом участвовал. В Священном Писании говорится о вменении действия в грех и вменении в правду. Вменение действия в грех, или в нарушение закона, бывает тогда, когда мы хотя и не совершаем известного преступления, но или понуждаем других к совершению его, как это сделал Ирод597, или советуем, как Ахитофел, советник Давидов598; или подаем соблазн599, как Ахав подал жене своей случай к убиению Навуфея600. К этому надо добавить и то, если мы подаем повод ко греху знаками или телодвижениями, словами601, действиями602, или если не препятствуем греху, когда это возможно, или не препятствуем, когда должны воспрепятствовать603.
Поэтому грехи детей вменяются родителям, а грехи рабов – господам. Зараза греха до того простирается, что наказываются даже вещи, которыми владеет и пользуется грешник, а потому грех, как бы некоторым образом, вменяется даже и вещам604. Основанием этому вменению служит сила, или власть нашей воли, которой, если употребляем ее во зло, оскорбляем Бога как Духа вездесущего и противимся Ему, и, допуская грех в душе, мы уже в действительности соделываем его605. Поэтому ненависть к человеку есть уже внутреннее человекоубийство606. Кроме того, не препятствуя греху тайно или явно, мы уже соглашаемся с ним и, совершив мысленно один грех, ввергаем в бесчисленные грехи себя самих607 и бесчисленное множество людей608. Наконец, не употребляя ни сил, ни средств для того, чтобы воспрепятствовать греху или противиться ему609, бесчестим Подателя сил и средств610. Вменение в правду, или отпущение, невменение греха611 бывает, когда заслуги Христа вменяются всем людям под условием их веры612, когда вера одних людей вменяется другим, как, например, вера Давида вменена его потомкам613, вера Финееса вменена его потомству614, молитвы Моисея615 вменены его воинам. Вера людей живых, соединенная с молитвой, вменяется тем, о чьем спасении и благоденствии они молятся, как, например, вера и молитва Авраама вменены Авимелеху, за которого Авраам молился616. Вера праведных вменяется целым городам617. Поэтому заповедано, чтобы живые молились за живых618. Вера живых вменяется мертвым, как, например, вера Марфы и Марии вменилась их брату, вера Иаира вменилась его дочери, которая была при смерти619. Вера отца вменилась его сыну, одержимому бесом620. Посему иудейская церковь и первенствующая Христианская Церковь оставили нам правило приносить моления за умерших621, как об этом многократно свидетельствуют мч. Иустин, сщмч. Киприан, свтт. Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст. А молитвы мертвых вменяются живым622. Так, например, Азария испрашивал милосердия Божия ради Авраама623, апостол Петр обещал иметь попечение по смерти своей о том, чтобы оставшиеся в живых помнили, чему он их учил624. Поэтому Христианская Церковь действиями своими научила нас обращаться в молитвах к умершим святым. Единственное основание вменения в правду – заслуги Христа625, через которые дается власть, или сила вере626 и молитвам627.
Нравственное деяние
Действия человеческие бывают или сообразными, или не сообразными с законом Божиим. Первые называются добрыми, а вторые злыми. Чтобы действие было добрым, от него требуется полная, точная сообразность с истинным смыслом закона, а потому оно должно быть согласно с законом всеми своими свойствами и обстоятельствами, т.е. этому закону должны соответствовать:
а) цель христианской деятельности, а целью всегда должна быть слава Божия628;
б) предмет ее, который должно избирать по Слову Божию629 или по воле Божией630;
в) действующее лицо, причем необходимо различать, что и кому законом Божиим позволено, в зависимости от положений, ибо не все одинаково прилично господам и слугам, родителям и их детям631;
г) обстоятельства времени и места, причем надобно различать, что должно нам делать публично и что – частным образом, что – в праздничные и что в другие дни632, ибо бывает так, что доброе действие, будучи хорошо приспособлено к обстоятельствам, становится гораздо лучше и превосходнее;
д) в отношении к нам самим причиной добрых деяний, или источником, из которого они могут проистекать, является вера, которой помогает любовь633. А посредством веры, с которою мы приняли и постоянно должны принимать слово Иисуса Христа и действия Духа Божия, действует Сам Христос634. Возрожденный человек сравнивается с деревом635. Корень есть Христос636, а сила, оживляющая свыше, есть Дух Святой637, Насадитель же – Отец Небесный638. Посредством веры действует также и Дух Божий; ибо «все водимые Духом Божиим суть сыны Божии» (Рим. 8:14), и поэтому дела веры называются плодами Духа Святаго639, а сам Дух иначе называется благодатью640. Потому-то, хотя у самих возрожденных и нет ни одного деяния, не имеющего примеси несовершенства, но через веру от них отнимается осуждение641, и действия их, несмотря на свои несовершенства, Богу приятны642 и потому почитаются добрыми. Навык хорошо поступать, приобретенный многими действиями, есть добродетель643. Добродетель эта, рассматриваемая в отношении к Тому, Кто имеет власть ее от нас требовать, называется правдой644. Если же она рассматривается в отношении к сообразности своей с законом Божиим или в отношении к своей чистоте, не имеющей ни малейшего пятна и порока, то называется святостью645. Напротив же, злое деяние есть преступление закона, а потому грех646. Деяние это происходит:
от дьявола647, который держит в осаде всю испорченную природу648, все члены и способности человеческие и употребляет их на служение неправде649, на вражду против Бога650;
от испорченности человеческого сердца651, плоти, ибо грехи называются плодами плоти652; и от мира653. Совершение злого деяния влечет за собой всякого рода зло: зло для души, которая производит деяние, так как предает ее вечной смерти; зло для тела, которое оно подвергает болезням, печалям и смерти; зло для других людей, поскольку отсюда происходят упущения обязанностей по отношению к другим, споры, распри, войны и прочие бедствия, которыми наполнен весь мир654. Успех злого деяния более и более возрастает по мере того, как мы перестаем покорять нашу волю закону Божию; отсюда возникают все роды зол. Между добрым и злым деянием нет среднего, или такого, которое, как говорят некоторые, было бы ни добрым, ни худым, ибо дух и цель всякого деяния человека – или Божеские, или дьявольские. Даже естественные действия, или действия природы, как по обстоятельствам, которые могут быть для них избраны, так и по той цели, с которой они производятся, уже не средние, разве только, если рассматривать их вне человека, в отвлеченном смысле.
* * *
«Все заповеди Твои – истина» (Пс.118, 86).
«По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое» (Пс.118, 32). Поставь для меня законом, Господи, путь уставов Твоих, и я всегда буду хранить его» (Пс.118, 33).
«Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною никакое беззаконие» (Пс.118,133).
«Светильник ногам моим закон Твой и свет путям моим» (Пс.118, 105).
«Откровения Твои – правда вовек, вразуми меня, и жив буду» (Пс.118,144).
«Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть святость ваша, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать сосуд свой в святости и чести» (1Фес. 4, 24).
«Весьма широка заповедь Твоя» (Пс.118, 96).
«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7, 14).
«Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11,32). «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3,19). И сказал Иисус: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы"» (Ин. 9, 39).
«Закон Господень непорочен: обращает души; откровение Господне верно: умудряет младенцев; оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи» (Пс.18, 8–9).
«И заповедал Господь Бог Адаму: «От всякого дерева в раю ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь"" (Быт. 2, 16–17).
«И возвестил вам завет Свой, который заповедал вам исполнять, десять заповедей, и написал их на двух каменных скрижалях» (Втор. 4,13).
«Поставит тебя Господь Бог твой народом святым Своим, как Он клялся тебе и отцам твоим, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа Бога твоего нарицается на тебе, и убоятся тебя» (Втор. 28, 9 10).
«Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10,18).
«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2,1–2). Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх.20,8).
«И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в раю сладости, в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить» (Быт. 2, 15).
«По примеру позвавшего вас Святого и сами будьте святы во всей жизни вашей, ибо написано: «Будьте святы, потому что Я Свят"" (1Пет. 1,15–16).
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». И сказалI Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу"" (Быт. 1, 27–29).
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр.1, 1–3).
«Все ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благовременно: когда Ты дашь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом. А когда ты отвернешь лице, смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся. Пошлешь Духа твоего, и созиждутся (новые твари), и обновишь лице земли» (Пс.103, 28–30).
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10, 29–30).
«Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17, 28).
«Бог, сотворивший мир и все, что в нем. Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь, и дыхание, и все» (Деян.17, 24–25).
«Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?» (Рим. 3, 3).
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2,16).
«И сказал Ахитофел Авессалому: «Войди к наложницам отца твоего. И услышат все израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего"" (2Цар. 16, 21).
«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18, 6).
«И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Израелитянин, говоря: «Не отдам тебе наследства отцов моих». И в смущенном духе лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел. И сказала ему Иезавель, жена его: «Что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Израелитянина"" (3Цар.21,4 и 7).
«Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14,13).
«Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен,– то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «Беззаконник! Ты смертью умрешь, если ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его,– то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей"" (Иез.33, 6–8).
«Меч на Халдеев,– говорит Господь,– и на жителей Вавилона, и на князей его, и на мудрых его; меч на обаятелей, и они обезумеют; меч на воинов его, и они оробеют; меч на коней его и на колесницы его и на все разноплеменные народы среди него, и они будут как женщины; меч на сокровища его, и они будут расхищены; засуха на воды его, и они иссякнут; ибо это земля истуканов, и они обезумеют от идольских страшилищ"» (Иер.50, 35–38).
«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5, 28).
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2,10).
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5, 12 и 19).
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18,15–17). «Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,19–20).
«Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2, 23–24).
«Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел. Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим. 4,48).
«Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3, 21–25).
«Ради Давида, раба Твоего, не отвергни лица помазанника Твоего. Каялся Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем"" (Пс.131,10–11).
«И восстал Финеес и произвел суд, остановилась язва, и вменено ему в праведность, в роды и роды во веки» (Пс.105; 30–31).
«И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх. 17,11).
«И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его» (Быт. 20,17)
«И подошел Авраам и сказал: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?... может быть, найдется там десять?» Он сказал: «Не истреблю ради десяти"" (Быт.18,24 и 32)
«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5,16).
«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти» (Лк.8, 41–42)
«Один из народа сказал в ответ: «Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым... и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его: но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Иисус сказал ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию"" (Мк.9,17 и 22–24)
«Сделав же cбop no числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда,– какая святая и благочестивая мысль! – Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2Мак. 12, 43–45).
«И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки... Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего"" (Дан. 3, 25–26 и 35).
«Скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Пет.1; 14–15).
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1, 3–7).
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14, 12).
«Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Флп.1, 9–11).
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3,16–17).
«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет. 4, 1–2).
«Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13, 7).
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» (Кол. 4; 5). «Вот Я посылаю вас, как овей, среди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф.10; 16).
«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5,6). «Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2,14–17).
«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 4–5).
«И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1,3).
«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3, 11). «И один из старцев сказал мне: «Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее"" (Откр. 5, 5).
«Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор. 3, 67).
«Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф.15, 13). «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15; 12).
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.
«Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15,10).
«Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8, 1).
«Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом Духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет. 2, 4–5). «Не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1,9–10).
«Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5, 13–14)». Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет. 1, 5).
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес 4, 3–4 и 7).
«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» НИн.3,8).
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим. 2, 24–26).
«Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6,12–13).
«Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8,7–8).
«Помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8, 21).
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5,1921).
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2,15–16).
«Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Рим. 3,10–18). «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4,1–4)?