О ПОВИНОВЕНИИ ВЛАСТЯМ
Сочинитель объясняет истину, что власть предержащие постановляются от самого Бога, а потому мы должны им повиноваться и проч.
– Итак, мы верим, что дающий жизнь и бытие дает средства к продолжению их. Соединяющий различные способности, различные наклонности и умы воедино, объединяющий многих в одно семейство, избирает единого попечителя, отца, которому вручает судьбу семейства: «Bсякая душа да будет покорна властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1), – слова Апостола Павла. Еще: «Hадобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:5). Устремление различного рода людей к единой цели есть не что иное, как согласование многоразличных звуков в одну приятную гармонию. Согласовать звук струн может только рука, одушевленная искусством художника, располагающая их по мере, числу и тону... Лица, составляющие многочисленное общество, это струны: какая же рука может располагать ими, ударять, для общественного согласия, если не рука, одушевленная искусством того, который должен быть весь око, весь ухо. Не это ли самое есть, по свидетельству Писания, «перст Божий» (Исх. 8:19)?
Перст Божий! Как, подлинно, не удивляться! Один человек столькими умами людей, различных по возрасту, состоянию, наклонностям, по месту и времени, управляет к единой цели! Как не удивляться, что ему, который еще не прошел общих границ человечества, который есть также, как слабое растение, чья жизнь, как полевой цвет, зеленеющий утром и увядающий к вечеру, – этому одному человеку миллионы людей подчиняются? Какая это сила, какое очарование! Это не очарование, но сила Божия. «Бог стал в сонме богов, – говорит царь и пророк, – посреди богов произнес суд» (Пс. 81:1). Бог в сонме богов, в сонме тех, кого Сам учинил богами над жребием прочих людей, как некогда Моисея над фараоном: «Я поставил тебя Богом фараону» (Исх. 7:1), изрекает Свой суд, освещает волю Свою, просвещает разум их, освещает истиною, увенчивает правдою. Бог в сонме богов: чего же опасаться им? Если стопы их, не спотыкаясь, воздвизаются по пути, Богом предписанному, то довольное имеют уверение в Навине, которому рек Всесильный: «Hикто не устоит перед тобою во все дни жизни твоей; и Я буду с тобою и не оставлю тебя» (Нав. 1:5). С ними Бог присутствует, управляет их советами, дарует счастливое оных окончание и защищает против злобы, восстающей на них. Бог в сонме богов сих. Всесильный доселе царствует во вселенной над всеми людьми и над нами, слушатели, но поскольку слабость человеческая не может выдержать вида Божия, для того и употребляет средством человека, через которого управляет царством, утверждает права и законы, казнит виноватых и защищает невинных. Как назовем мы этого исполнителя Божиих повелений гнева и защищений? Как, говорю, назовем, если не избранным Божиим? Он, по словам Апостола, «носит меч» (Рим. 13:4) – меч, ограждающий благих и вращающийся на погибель злых – меч мщения. Трепещите, злодеи! Избранный Божий меч носит. Мщение есть дело Божие: «У Меня отмщение, Я воздам» (Втор. 32:35). Кто же может вручить этот меч, кроме Обладающего им? Вышняя власть перепоручает низшей, но откуда получает первая? Кем устраиваются престолы царей, кем рука сильного пишет правду? Самый простой рассудок может как бы по степеням дойти до этого. Обнимающий вселенную рукой Своей, как гнездо, конечно, обнимает и народ каждый. Если ни один волос главы нашей не упадет без воли Вседержителя, то неужели судящий земли – те, от мановения которых зависит многих спокойствие или теснота, счастие или бедствие, слезы или радость, казнь или оправдание, жизнь или смерть, – принимают такую власть и силу по слепому случаю? Но довольно: «Бог стал в сонме богов» (Пс. 81:1). Не удивительно, что здесь легкомысленные сердца, исполнившись ярости, воскликнут: «Кровь праведная, кровь мучеников вопиет против Тебя. Как и тираны, все бешенство и злобу излившие на невинность, на благочестие христиан – эти львы, терзавшие агнцев, – так же, как прочие, от Бога учинены были?» Я не против ярости отвечаю; но по свидетельству блаженного учителя Церкви, который говорит, что Один и Тот же, Который дал власть Марию, дал и Цезарю; Который дал Августу, Тот же Самый дал и Нерону; который дал Веспассиану отцу и сыну – кротким императорам, Тот же Самый дал и жесточайшему Домициану; и после, Давший власть Константину Великому, Сей же Самый дал и Юлиану-богоотступнику. Но на что более: Христос перед лицом Пилата ответствует: «Tы не имел бы надо Мною никакой власти, если не было бы дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Всякий, получивший власть законно, каков бы он ни был, благочестивый или нечестивый, злой или добрый, получил ее от Бога. Всевышний вручает царство нечестивому или для собственного исправления его, как Елифазу Феманитину (Иов. 42:9) и обоим друзьям его, или им наказывает беззакония народа. Когда заблудший в путях своих Израиль простирал руки ко Господу с прошением дать ему царя и князя, то сказал Господь устами Осии: «Дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем. Связано в узел беззаконие Ефрема; муки родительницы постигнут его» (Ос. 13:11–13). Не казнь ли Божию объявляет Исайя народу нечестивому: «Oтыму, – говорит Господь, – воина, и прозорливца, и старца, и пятидесятника, и мудрого советника; и дам им отроков в начальники их, и дети будут господствовать ими, и тогда, – присоединяет пророк, – и один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею» (Ис. 3:2–3, 5). Следовательно, если суровая рука вращает меч Божий по внушению внутреннего своего советника нечестия – это есть казнь Божия, казнь народу за его нечестие. Потому коварное упорство не оправдывает своего сопротивления власти бесчестным употреблением оной. Злоупотребление всегда бесчестно. Но этим еще не исторгается меч из рук судящего. Давид не смел сопротивляться сыну Киссову даже и тогда, когда злодейским образом был от него преследуем. Сопротивление власти тогда только позволительно, когда должно повиноваться Богу, а не человеку, когда вынуждается исполнение закона, противного Евангелию. Справедлив Ахиким, защитивший Иеремию от меча Иоакимова, Иезекия, прежде подданный царя Ассирийского, испытавший все средства склонить его к пощаде религии Иудейской, по праву отстал от него и упорно защищал от ужаснейших нападений себя и народ свой. Во всех прочих случаях сопротивляющийся власти Божьему велению противится. Заслуги недостойно награждены, дарования не отмечены; лишают имения, дома, детей исторгают из объятия, часто несправедливо для отечества – это есть власть Божия; Бог, посредством людей, Сам карает нас. Бог в сердцах владык царствует над нами. Какой страх, какой ужас для нечестия! Пусть тонкая ложь, часто подкупленная, пусть низкая лесть иногда пользуются человеческою слабостью в высших, но Cердцеведец рано или поздно вскроет их личину, обнаружит сердца адские, посрамит их блеск и величие. Да ведают они: им Бог отмщение, Бог сильный, крепкий, ревнивый, огонь поедающий. Бог отмщение!
Бог в сердцах предержащих присутствует! Какая же должна быть покорность наша? Воздать должный урок, заплатить дань, – есть только покорность наружная. Но если мы даже мыслим против власти, то уже мы тайные изменники, предатели, тайные возмутители. В нас нет ни мира, ни спокойствия, ни тишины, ни согласия; отечество от нас ничего доброго ожидать не может. Нам ежели не мстит человек, – Бог отмщение. Истинная покорность должна быть, по словам Апостола, «не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:5), не из боязни наказания, но из собственного расположения, такая же, как сыновей к родителям. Иначе все наше повиновение есть лишь притворство, которым, обманывая человека, думаем обмануть, – какая несмысленность – обмануть Бога... Отче Небесный! Мы, дети Твои, простираем к Тебе руки наши: да царствуют еще над нами сыны царствия Твоего, которых Ты избрал в наследие Тебе. Боже Отче Небесный! Будь с нами, не оставляй нас. Аминь.
Из слова, произнесенного 13 января 1818 года