Источник

Глава 2

Вторая и третья главы – семь посланий семи Церквам. Все эти семь посланий имеют одинаковую структуру, построены по одинаковой схеме. Схема такова.

– Обращение к пастырю Церкви.

– Представление Христом Себя, каковым Он обращается к этой Церкви, кем для нее является.

– Основная часть послания, как правило, состоит сначала из похвалы общине, а потом из обличения и увещевания ее.

– Призыв внять сказанному («имеющий ухо слышать, да слышит, что Дух говорит Церквам»).

– Обетование побеждающим пороки этой Церкви.

Все эти пять пунктов в каждом Послании глубоко связаны. В зависимости от состояния Церкви, ее особенностей и нужд и является ей Христос в разных образах. И побеждающим пороки и искушения, сущие в каждой Церкви, дается обетование награды за то, что они победили.

Первое послание

Откр.2:1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников.

Ангелу Ефесской церкви напиши. Мы уже видели, что ангелу – это значит пастырю Церкви, ее епископу. Важно заметить, что послание пишется каждый раз как бы не самой Церкви, а ее пастырю. В грехе Церкви винится сам пастырь, с него взыскивается грех Церкви, и он призывается к покаянию в этом грехе. Пастырю же идет и похвала за благочестие и добродетель его паствы. Пастырь олицетворяет собой как бы всю Церковь. Обетования же и воздаяния даются не пастырю, а лишь тем, кто побеждает! Так мы видим высоту пастырского служения, но и великую ответственность пастырей, «как обязанных дать отчет» о душах паствы (Евр. 13:17).

Ефес – один из четырех крупнейших городов тогдашней Римской империи (Рим, Александрия, Ефес и Антиохия). Огромный, шумный, великий языческий город. В нем было одно из семи чудес света Древнего мира – храм богине Диане. В этом шумном городе протекала бурная языческая жизнь. И вот в этом городе была образована христианская Церковь. В ее основании и становлении большая роль принадлежит апостолу Павлу, который три года в ней денно и нощно проповедовал. Какова была эта Церковь, таковым и представляется ей Господь. Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (1,12–13; 20) – Христос в Церкви, держащий пастырей в Своей деснице.

Откр.2:2 Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы.

Знаю дела твои. Эти слова Господь говорит в каждом из семи посланий, то есть Он знает все дела каждого, от Него ничто не сокрыто, нет для Него ничего тайного, Он знает все. Если дела наши добрые, то это великое для нас утешение. Если же дела наши злы, то это грозное обличение. Каково нам будет, когда на Страшном Суде сами узрим Око, видевшее все!.. И труд твой. Ефесяне были деятельными христианами. Без всякой устали и лени много трудились Господу. И Господь призрел на труд их, принял его, ибо был он истинен и во славу Божию. Часто наш труд знает наше начальство, от которого мы зависим, наши родные, наше чрево, ради которого много трудится человек. Но знает ли наш труд Царь Небесный?! Знает ли Он наш труд или скажет: Я никогда не видел вас трудящимися! И терпение твое. Труд их был не по настроению, а по терпению. Человек часто трудится по настроению, когда ему хочется. Господь же хочет видеть терпение, труд кропотливый, долгий, непрерывный и неустанный. И вообще, во всяком деле надо проявлять терпение. И то, что ты не можешь сносить развратных. Как легко мы сейчас сносим развратных! Они же не могли сносить. Их община была безупречная. В ней не было места развратным. Как и о первохристианской Церкви в Иерусалиме читаем, что «из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5:13), так было и в ефесской Церкви. Не сносили те христиане развратных в среде своей (обличали, увещевали, если не раскаивались – отлучали), и поэтому «народ прославлял их» (Деян. 5:13). Ныне же нет той церковной дисциплины, сносят разврат иных, а потому зачастую народ не прославляет, но одни – смеются, другие – соблазняются, а иные – пристраиваются.

И испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ефесским пресвитерам (священникам) апостол Павел сказал некогда: «по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29–30). Так оно и было. Составлялись ложные апокрифические евангелия. Появилось много еретиков. Это и гностики, и люди, тоже называвшие себя апостолами. А ведь в то время действительно было много видевших Христа. И вот среди этих потоков надо было уметь отличить истинных апостолов от тех, которые тоже так назывались, но были не таковы. Отошел из Эфеса святой Павел. И вот более чем через 30 лет Сам Христос дает им похвалу. Они с честью выдержали испытание. Не только духовно развращенных, но и ложно учивших, они испытывали, а значит, были в состоянии испытать их учения, и не сносили в своей среде.

Каково теперь положение? Давно прошли великие Вселенские соборы, навсегда определившие истинную православную веру, осудившие ереси. Но вот приходят все новые и новые «апостолы», сотнями и сотнями рождаются новые секты, новые исповедания. И ныне эти исповедания подверглись испытанию и найдены ложными. Посему пастыри призваны учить народ, наставлять в истинах православной веры. Ибо и ныне многие гибнут в пагубных ересях. А чтобы испытать веру иную, вскрыть заблуждения, разоблачать лжеапостолов, надо глубоко знать свою веру. О если бы и ныне чудный свет православия просветил умы и осветил сердца многих заблудших в ересях!

Откр.2:3 Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Ты много переносил, ибо скорби постигали христиан этой церкви. И скорби-то не малые, а они все переносили. И имеешь терпение – не только в трудах, но и в скорбях хранишь терпение. И для имени Моего трудился. Человек готов трудиться для имени своего, своей семьи, своей страны, ефесяне же трудились много для имени Господнего. И трудясь, не изнемогали. От трудов же для имени Господнего человек не изнемогает, наоборот, благодатью Духа Святого только еще более укрепляется.

Откр.2:4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Можем себе представить, как епископ ефесской Церкви медленно разворачивает свиток с посланием, говорит, что это от возлюбленного ими всеми апостола Иоанна, начинает читать дивные похвалы от Господа – и все радуются, веселие духовное! И вдруг епископ приостанавливается – маленькая частичка но останавливает этот поток похвалы от Господа. Но имею против тебя. ...Имеешь против меня? Что же имеешь ты, святой апостол, против меня? Но послание от Самого Христа – что же имеешь Ты, Господи, против меня? Много тружусь. Все терплю. Грешников, еретиков обличаю и извергаю из среды паствы моей... Трудимся много – не из тщеславия или корысти (Фил. 1:15), как некоторые, но для имени Твоего, Господи! Что же можешь иметь Ты против меня? То, что ты оставил первую любовь твою. Оставил первую любовь. Что это означает? Апостол Павел в 13-й главе первого послания к коринфянам воспевает гимн любви. И звучат слова этого гимна, напоминая: если мы не имеем любви, то хотя бы и имели веру – такую, что могли бы горы переставлять, хотя бы имели дар пророчества и знали все тайны, хотя бы все имение раздали и отдали тело свое на сожжение, хотя бы говорили языками ангельскими духов бесплотных, то все равно это ничто. Все это не больше, чем медь звенящая. И для Бога все это не имеет значения, если совершено без любви. Так, можно много трудиться, терпеть, исторгать грех и обличать ереси, переносить страдания, но если в сердце нет любви – то все это ничто. И ты, говорит Христос, не имеешь любви. Какой любви? Первой любви! Во всем Писании это единственное место, где говорится о «первой любви». Словами о любви наполнено все Писание, но о первой любви – единственный раз говорится здесь.

Первая любовь. Христос берет здесь образ того первого, неповторимого, единственного, трепетного чувства, которое бывает между женихом и невестой, которая ждет своего возлюбленного. Ждет. Она еще не наслаждается, не утешается им, а только ждет его всем своим существом, делает все, чтобы только воссоединиться с ним, только о нем мыслит. Мы еще не соединились со Христом полностью. Это будет в вечности. Сейчас Церковь-Невеста ждет своего Жениха. И каждая верующая душа устремляется к Нему. Это и есть первая любовь – чистая, нежная, ожидающая.

Он – первый. Мы часто любим Господа второй любовью, третьей, четвертой, седьмой, десятой. Первой любовью мы любим себя, второй – свою семью, третьей – свою работу, четвертой – каких-нибудь людей, и только где-то там, вдалеке, на последних местах у нас Христос. Таковы часто христиане. А Христос требует к Себе первой любви. «Кто отца или мать любит больше Меня, тот Меня не достоин». Первая любовь должна быть посвящена Христу.

Существует такое примитивное понимание, что христиане любят Христа из корыстных побуждений. Он, мол, помогает им и обещает награды. Это совершенно неверно. Да и Христос не примет такой любви, если кто так любит. Должна быть первая любовь, любовь ко Христу ради Христа Самого.

Откр.2:5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Итак вспомни, откуда ты ниспал. Вспомни, где, когда потерял первую любовь (а значит, имел ее). Глубокое и страшное падение. Свет твоей первой любви, ангел Церкви ефесской, озарял некогда твой город, ныне же – ты ангел падший. Ты много делаешь, ты терпелив, ты строг и знаешь много, у тебя огромный опыт. Но вспомни, откуда ты ниспал, вспомни свою первую любовь ко Христу, высоты ее, когда ты еще не имел опыта и больших заслуг, но имел в сердце эту жемчужину первой любви. Из долины своего сегодняшнего состояния воззри на гору первой любви, воззри и вспомни, откуда ты ниспал.

Вспомни и покайся. Мы часто не знаем, в чем каяться. Никого не убив и не ограбив, мы иной раз не понимаем, в чем же каяться. А Господь говорит: покайся, что потерял первую любовь. Кто из нас исповедал уже на исповеди, что потерял первую любовь? Нет таковых. Но неужели никто не потерял ее? Неужели только ефесяне были такими худыми, а мы все лучше их? Так вспомним и покаемся. Ибо если потеряна первая любовь, то потеряно все, все добродетели ничего не значат.

Покайся и твори прежние дела, то есть дела первой любви. Сейчас ты приобрел опыт и... потерял любовь. Так вот, покайся и твори прежние дела любви, и покаяние твое без прежних дел будет пусто. Если мы куда-нибудь идем и вдруг вспоминаем, что что-то важное забыли, то как не неприятно, но все-таки возвращаемся за забытым, ибо иначе и идти бессмысленно. Если ты вдруг вспомнишь, что оставил первую любовь, то хоть и неприятно возвращаться назад, а может, и снова, с самого начала начинать, но все равно не спеши творить новые дела, сначала вернись назад через покаяние и тогда твори прежние дела.

А если не так, говорит Господь, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. То есть это очень серьезно. Не что-то второстепенное. А с другой стороны, не что-то доступное и ведомое только пророкам и подвижникам-монахам. Нет, это совершенно необходимо всем для спасения! Господь говорит: если не покаешься в оставлении первой любви, то скоро приду к тебе, как гневный судья, и сдвину светильник твой с места его. Светильник – это пастырство ефесского епископа, это и сама ефесская Церковь, это и каждая душа этой Церкви, это и ты, христианин, ибо Христос сказал: вы свет мира. И сдвину светильник твой с места его. Тебе некогда вспоминать о первой любви, ты весь занят служением – но скоро сдвину тебя, если не покаешься. Так оно совершилось даже и буквально. Первосвятительский престол в Малой Азии был сдвинут позднее из Ефеса в Константинополь, и великая первоапостольская ефесская Церковь утеряла свое значение. Светильник был сдвинут. Так и каждая христианская душа, если не покается в утере первой любви, то скоро придет Христос, сдвинет ее светильник, и она не будет уже светить.

Господь, строго обличив ефесян, не забывает и доброе в них, дабы уныние в них не было чрезмерным. И тем самым еще более подвигает их к покаянию, показывая, что не утеряна окончательно возможность вернуться в прежнее состояние.

Откр.2:6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Что это за дела николаитов? Николай, один из первых семи дьяконов, был потом в Самарии епископом. Но вместе с Симоном уклонился от правой веры. Его обвинили в ревности, ибо он имел весьма красивую жену. Дабы отвлечь от себя такое подозрение, он отдает свою жену другим в удовлетворение их похоти. Рождается страшная ересь, учившая, что для победы над похотями плоти надо их удовлетворять. Можно себе представить, к каким мерзким делам плотской жизни вело это учение. Исполняй требования похоти – и победишь их! Об этих делах Сам Господь сказал, что ненавидит их. Как это страшно, попасть под ненависть Христа. Есть ли в наше время учение николаитов? Есть и широко распространено. Это учение, преподносимое народу атеистами. Они учат угождать плоти, всем ее потребностям. Угождай плоти, ибо ты безнаказан и живешь один раз. Да здравствует свободная любовь! Не сошелся характером – разводись, живи со следующей – свободная любовь! Сегодняшние николаиты учат, что через разводы (угождение плоти) побеждаются определенные семейные проблемы. Разводы растут, как снежный ком, а нам по-прежнему говорят, что только через угождение плоти победим плоть. Нам говорят, что когда достигнем благосостояния народа, то есть, удовлетворим все запросы плоти, тогда исчезнет грех – не будет воров, убийц, завистников и т. д. Это ересь николаитов сегодняшняя. Дела николаитов ненавидит Христос. Через эти дела похоть плоти не побеждается, а только более разжигается, а в результате падает нравственность, разваливается семья, процветает преступность.

Откр.2:7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Вот что Господь имел сказать ефесской Церкви, такую похвалу и такой укор. Мы же должны испытывать себя, в чем мы «ефесяне», а в чем нет, и что должно делать. Потому Христос и призывает: имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Семикратно в этих посланиях прозвучит этот призыв. Мы все имеем ухо, чтобы слышать. Но что слышат наши уши? Они слышат безбожную пропаганду, они слышат скверные анекдоты и хульные слова, они слышат поэмы, спектакли, симфонии, они слышат близких, друзей, учителей и начальников, они слышат ложные еретические толкования, неустанно звучащие с сектантских кафедр, но слышат ли они, что Дух говорит церквам?! Слышат ли они, что говорят истинные пастыри Святой Церкви, что говорят богомудрые учителя, святые отцы, бывшие трубами Духа Святого?! Слышат ли наши уши, что говорит Дух Церквам через события нашего века: падение нравов, проповедь Евангелия во всем мире. Слышат ли наши уши, что непосредственно нашим сердцам говорит Дух Святой? Слышат ли, что Дух говорит нам: «А ведь вы оставили первую любовь...».

Далее следует обетование: побеждающему – тому, кто трудился, терпел, не сносил развратных, обличал ереси, ненавидел дела николаитов, а главное, победил в себе потерю первой любви. Это душа, горящая пламенем первой любви ко Христу. Какое же ей обетование? Дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Что за вкушение? Посреди рая было насаждено некогда два дерева. Дерево познания добра и зла и дерево жизни. От дерева познания человек не должен был вкушать. Но он вкусил и познал бездну греха. После этого ему уже нельзя было вкушать от дерева жизни, ибо тогда он увековечен был бы в своем греховном состоянии, и никакого спасения ему уже не было бы. Так смерть стала не только возмездием за грех, но и выходом из греха. Поэтому Бог изгнал человека из рая, поставил херувима с пламенным обращающимся мечом, чтобы никто не мог уже войти в рай. Ныне же, вернувшись к Богу, вновь усыновленные Им в крещении, имеющие в своем сердце первую любовь ко Христу-Спасителю, обретают право и возможность вкушать от древа жизни. Древо жизни – это Крест. На Голгофе, на месте упокоения Адама, «проросло» древо крестное, несущее миру Жизнь. Плод этого дерева – Плоть Сына Человеческого, вознесенного на Крест, она на Кресте, как плод древа крестного. От этого плода обетовано вкушать ныне победившим христианам. Древо это – посреди рая Божия – Церкви Христовой. Не на окраине рая, а посредине, в самом сердце Церкви, великое и страшное таинство святой евхаристии, где от святой чаши верные приобщаются Тела Христова, вкушают от Древа Жизни. Особое вкушение от Древа Жизни уготовано в вечности. В 22-й главе Апокалипсиса мы увидим, что в небесном Иерусалиме будет Древо Жизни, от которого будут вкушать победившие. Вводимые в рай от вкушения плодов Древа Жизни обретают жизнь вечную.

Второе послание

Откр.2:8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив.

И Ангелу Смирнской церкви напиши. Смирнская Церковь показывает нам иную сторону Церкви. Если в ефесской Церкви – бурная, активная деятельность и отсутствие любви, то смирнская Церковь – это гонимая Церковь, это приятие страданий за имя Христово. Само название города Смирна говорит о страданиях, ибо смирна – это благовонная масть, которой умащали покойников. Символ страданий и смерти. Все остальные Церкви были в лучших условиях, и казалось, что именно этот светильник вот-вот угаснет. Но вот что примечательно: ныне, через 19 веков, из всех тех семи городов не осталось ни одного, кроме Смирны. Называется он теперь Измир (в Турции).

Смирнская – одна из двух Церквей (еще филадельфийская), не получивших никакого укора от Господа. Это говорит об очищающей силе страданий (Дан. 11:35). Ангел Смирнской Церкви. По указанию древнехристианского историка Евсевия («История Церкви», 4,14) здесь должно, по-видимому, разуметь святого Поликарпа, епископа Смирнского, ученика апостола Иоанна. Как страдающей, гонимой Церкви Христос представляется ей как Первый и Последний и этим утешает ее. Все твои страдания временны, все это скоро пройдет, а Первый и Последний – это Я, Христос, ваш Искупитель. А если Я Начало и Конец всему, то не стоит ли всем пожертвовать ради Меня? Вы страдаете, но ведь и Я страдал, ибо Я Тот, Который был мертв, Я претерпел все страдания, Я принял терновый венец, Крест. Да, Я был мертв, а теперь смотри: се, жив. Оказавшись верным свидетелем (1,5), возлюбив до конца (Ин. 13:1), Я не был оставлен Богом во Гробе. И теперь говорю вам, страдальцам в Смирне: «Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19).

Будьте верными свидетелями Мне, и замучившие вас так же не найдут вас среди мучающихся, как не нашли Меня среди мертвых умертвившие Меня.

Далее идет само послание смирнцам.

Откр.2:9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

Знаю твои дела. Значит, смирнцы и в стесненных обстоятельствах, в гонениях находили возможность творить дела, которые принял Сам Господь. Сколь часто мы, оказавшись даже далеко не в столь стесненных обстоятельствах, как те, не отваживаемся на христианские дела. Свое бездействие мы часто оправдываем условиями времени. Сколь редко приводим детей и молодежь ко Христу, как незначительно их христианское воспитание и обучение. Как мало неприкровенного обличения и исправления наших сегодняшних грехов. Не должны ли и мы в наше богоотступническое время все равно творить дела, о которых Христос сказал, что Он их знает? Помоги нам Бог!

И, с другой стороны, Христос как бы говорит смирнцам: вы гонимы, и никто не видит тайных дел вашего милосердия, но знаю их Я. И скорбь вижу. Смирнцы терпели многие скорби. А у нас порою бывает такое, что мы сами знаем нашу скорбь, все наши мысли заняты нашими скорбями, нам нравится ходить в ореоле наших скорбей, но знает ли нашу скорбь Христос? Ведь важно не то, что мы страдаем, а то, чему мы в страданиях научаемся. Мы нередко озабочены, чтобы о наших скорбях знали иные, знали многие. А не достаточно ли скорбящему, если знает его скорбь Сам Великий Страдалец – Христос!

И нищету, ибо в гонениях христиане часто лишаются своего имущества. Так было в древние времена при гонении первых христиан, так было и в гонения во времена последующие. Но эту нищету видит глаз человеческий, Божие же Око видит иное: впрочем ты богат. Где человек видит нищету, там Бог часто видит богатство. Претерпевая нищету в земных богатствах, ты богат духовно. И как зачастую духовно жалки и бедны сильные мира сего!

И злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Великие скорби претерпевали первые христиане от иудеев. Распяв Христа, иудеи не могли слышать ни имени Его, ни учений Его. Не имея особых возможностей преследовать христиан (ибо сами были подчинены кесарю) и вообще не имея права гнать христиан из язычников, они в бессильной ненависти злословили христиан. А злословия людьми искренними переносятся не менее тяжко, чем физические страдания. Своих же христиан из иудеев они преследовали (Деян. 7:9). Господь здесь говорит о них, что они только говорят о себе, что они иудеи, а на самом деле не таковы. Это они сказали некогда Христу: «Отец наш Авраам». Иисус сказал им: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы... Вы делаете дела отца вашего... Ваш отец диавол» (Ин. 8:39,41,44). Вы творите дела не Авраамовы, а дьявола (здесь упоминается убийство и ложь, гонения и злословия), а потому вы сборище сатанинское. Так бывает и в наше время с нами, православными христианами. Мы – новозаветный Израиль, и по праву говорим, что «от Авраама» – от Христа, Начальника нашей веры, от апостолов, ибо Церковь наша ими основана, их учение содержит, апостольским священством окормляется. Однако в действительности мы часто бываем не таковы, ибо нет духа Христова и дел апостольских. Когда Христос вошел в иудейский храм, то назвал его вертепом разбойников. А что скажет Он нам? Не образуем ли мы вертеп разбойников и сборище сатанинское, когда, будучи верующими, продолжаем творить дела тьмы? И еще: когда апостол Иоанн говорил о сборище сатанинском, не о тайном ли масонском обществе пророчествовал, подготавливающем престол антихристу и противоборствующем христианам?

Откр.2:10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

Видя великие страдания смирнцев, Господь утешительно обращается к каждому из них: Не бойся ничего! И ты, пастырь этой многострадальной Церкви, часто в печали и тревоге о своих чадах – не бойся! О, дивный возглас Христа! Этими словами Он, воскресший, приветствовал святых жен-мироносиц, посылая их возвестить ученикам о Своем воскресении (Мф. 28:10). Не бойся ничего, малое стадо, что тебе надо будет претерпеть! Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас. Говорю «не бойся» не потому, что путь ваш будет легкий. Нет, легкий путь вам не обещается, вам надобно будет претерпеть. Вас злословили, а теперь будут бросать вас в темницы. Сейчас часто приносят в храм крестить детей. Спрашиваешь: зачем принесли крестить? Отвечают: а чтобы в жизни у него все хорошо было, не болел бы, чтобы удача сопутствовала ему. Получается, что некоторым святое крещение нужно для того, чтобы удобнее устроиться в миру. Но ведь это не так! Не случайно слово «крещение» имеет один корень со словом «крест». Путь христианина – это путь крестный: тернистый и скорбный, но ведущий в жизнь вечную. Такова воля Божия, Его произволение, чтобы искусить вас, вашу веру. Так с первых времен стала темница одним из первых «домов» христиан. Особенно много ввергали туда христиан во времена гонений в Римской империи (до 312 г.). Совершалось это и в наш атеистический век и в еще большей мере совершится во время великой скорби антихристовой. Человеку же всегда это ко благу, ибо через искушение и испытание вера очищается и закаляется.

Далее утешает Господь: будете иметь скорбь дней десять, то есть быстро, как десять дней, пролетят дни вашей скорби. И как быстро пролетели гонения, так быстро пролетят и три с половиной года великой скорби. Как бы в дней десять пролетают страдания в жизни каждого христианина, хотя на деле это могут быть и десятки лет в заточениях. В страданиях же, призывает Христос: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. До какого предела идет наша верность? Увы, бывает, что наша верность Христу остается лишь до первой насмешки над нами, до вопроса: ты что, верующий, богомолец? До первого лишения нас любимой работы. До первого обличения в среде священства. До тех пор, пока нам дозволяют нести определенное служение в Церкви. Такая верность не венчает; а развенчивает нас при первом же испытании. Истинная верность должна быть до смерти. Ничто не должно отвратить христианина от Христа, даже страх смерти. Если христианин оказывается перед выбором: совершить самый «малый» и «невинный» грех или умереть, то он выбирает смерть. Лучше умереть, чем согрешить – так должен мыслить христианин.

Будь верен до смерти – так говорит Христос – и дам тебе венец жизни, то есть жизнь вечную, жизнь, увенчанную славою и благодатию. Смерть христианина увенчается жизнью (в мире же жизнь венчается смертью). И венец этот не может быть дан раньше смерти, поэтому и верность требуется до смерти. Яркий пример такой верности мы находим в житиях святых о сорока севастийских мучениках (память их 22 марта по новому стилю). Они умирали, замерзая на льду. И вот солдат на берегу видит, как сорок венцов нисходит с небес на них. И вдруг один из мучеников теряет верность, страшась смерти, он устремляется на берег. Венец уже сходил на него, но не достался. Достается же он тому солдату, который, видя это бегство, бросает все и идет умирать со всеми остальными на лед. Он получил с ними венец жизни, он прославлен в святых.

Такой предстает перед нами гонимая страдающая смирнская Церковь и ее многострадальный ангел-пастырь.

Откр.2:11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Слышать голос Духа, который говорит, что надо ходить в храм Божий, молиться, читать Евангелие – к этому многие еще готовы. Но слышать, что надо претерпевать скорби, нищету, злословия, темницы, смерть – нет, этого не хотят, это уже слишком! Имеющий же ухо да слышит, что Дух говорит Церквам: иначе, как через страдания, через верность до смерти, венца жизни не обретете!

Чудным обетованием заключает Господь Свои слова страдальцам, через смерть готовым принять умащения Божественною смирною. Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. Побеждающий, то есть претерпевший все виды страданий, посланных ему в жизни, и сохранивший верность Христу до самой долины смертной, он, будучи побежден временной земной первой смертью, не потерпит никакого вреда от второй смерти, смерти вечной. Не принявшие же на себя крест Христов, неверностью избегавшие первую смерть (и все равно ее не избежавшие!), осуждены на вторую смерть. Вторая смерть – это всем смертям смерть, сугубая смерть, это – геенна, озеро огненное, вечные мучения (20,14). После первой смерти грешник идет в ад. Во второй же смерти сам ад с грешниками ввергается в озеро огненное, в геенну. Муки геенны – это и есть ужас второй смерти.

Третье послание

Откр.2:12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч.

И Ангелу Пергамской церкви напиши. Пергам был древний богатый город, столица Мидии, где процветало язычество. Процветало идолопоклонство с пышными служениями богам и обильными жертвоприношениями. В апостольские времена здесь также была основана христианская Церковь. К ней теперь обращается Христос: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч. Если предыдущей Церкви Господь явился утешающим, то здесь Он – воинствующий. С этой Церковью Христос готов вступить в борьбу, готов с нею сражаться. Он приготовил для нее острый с обеих сторон меч, потому что в ней надо многое отсекать. В Писании под обоюдоострым мечом понимается Слово Божие. Меч – это евангельское учение, обрезающее сердце и отделяющее верных от нечестивых.

Откр.2:13 Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны. В Пергаме был престол сатаны – это идольское капище целителя Эскулапа, олицетворением его была живая змея, которой приносились жертвы. Христос открывает пергамцам, что принимает эти жертвы древний змий – сатана. Там ты живешь. Легко назвать себя христианином, живя среди христиан. Но трудно там, где престол сатаны. Сегодня наши церкви живут тоже там, где престол сатаны, ибо сегодня вокруг безбожие, а безбожие, атеизм – это престол сатаны. Ныне открыто восстали на Бога и борются с Ним, в каждом городе воздвигаются престолы сатане – различные учреждения богоборцев, дома, где воскуряется фимиам греха земным наслаждениям и увеселениям. Повсюду воздвигают престолы науке, обращая и ее на служение сатане. И что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Пергамцы содержали имя Христово. Высшее звание, которое знали древние христиане, – это христианин. В наше время сказать: я христианин – это часто означает почти ничего не сказать. Увы, зачастую этим именем называются многие совершенно далекие от христианства люди. Тогда же «я христианин» означало все. Это означало человека, верующего во единого Живого Бога, Творца всех, в Богочеловека Иисуса Христа, это означало человека, поклонявшегося только единому невидимому Богу и Сыну Его, человека, живущего единственно именем Христа и Его верой, человека, которому нельзя грешить. Пергамцы не отреклись от веры Христовой даже в дни гонений, когда умерщвлен был один их служитель – Антипа. Как же легко отрекаемся сегодня от веры Христовой мы. Нет ни угрозы умерщвления, ни угрозы темницы, иногда вообще никакой угрозы, а уже люди отрекаются от Христа. Поснимали в домах иконы, сняли с себя крестики, и боятся наложить на себя крестное знамение. Поотдавали детей своих в безбожные пионерскую и комсомольскую организации. И идут на демонстрациях в рядах безбожников. Какое тут свидетельство о Христе! И воскуряются идольские капища от рук христианских. Тепло сатане...

Нет, во всем этом неповинны были пергамцы! Они не отреклись от имени и веры Христа даже перед лицом смерти. Ведь умерщвлен был Антипа, а значит, и остальные могли подвергнуться тому же там, где живет сатана. Антипа отказался принести жертву идолам. И тогда он сам был брошен им в жертву разъяренными язычниками. Но эта жертва не идолами, а Самим Божественным Христом была принята. На все века прославленно имя Антипы как верного свидетеля Христова. Помоги, Христос, и нам быть Твоими верными свидетелями!

Откр.2:14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

До сих пор была похвала пергамцам. И вот она тоже прерывается маленькой частичкой но. Но имею немного против тебя. И у пергамцев есть отрицательное. Немного, т. к. виновны были не все и даже не большинство, а немногие ( есть у тебя там, – говорит Господь ангелу Церкви). В чем же их вина? Почему Господь ополчается на пастыря Церкви за то, что он их терпит в среде своей? Потому что были ложные учения, вкравшиеся в пергамскую Церковь. Есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Что это за учение Валаама? Написано об этом в Чис. 22:24; 25:1–2; 31:16; Нав. 13:22; 2Пет. 2:14–16; Втор. 23:5. Из этих мест Писания предстает такая история времен Моисея: Валаам родом был из языческих народов, но был пророком истинного Живого Бога. Когда израильский народ под водительством Моисея вошел во священную землю, то ему противостоял моавитянский царь Валак. Для успешной борьбы с Израилем Валак и пригласил пророка Валаама, чтобы тот проклял народ израильский и пообещал ему за это великие почести и подарки. Валаам любит мзду (2Пет. 2:15) и готов уже проклясть Израиля (Чис. 22:19; Втор. 23:5), но Бог не велит ему этого делать. И когда Валаам увидел множество народа израильского, то Дух Божий через него не проклял, а благословил его. И именно Валаам увидел своим пророческим оком ту восходящую от Иакова звезду – Христа, которую воочию увидят позднее, через полторы тысячи лет, волхвы восточные и придут поклониться Давшему свет сей звезде – Христу. Но неправедна душа Валаама, и вот он дает Валаку коварный и страшный совет. Он знает, за что Бог может прогневаться на Израиля, за что навести проклятие. И сделать это несложно. Пошли к ним дочерей своих моавитянских, советует пророк, пусть любодействуют с сынами Израиля и пусть склоняют их есть идоложертвенное – и будет гнев Божий на них. И вот – говорит Господь – есть у тебя в Пергаме некоторые христиане, держащиеся этого лукавого Валаамова учения. В этом и грех Валаама, чтобы вводить других во грех, быть искусителем и тем уподобляться самому сатане. «Валаам мысленный» – это есть сам сатана.

Здесь о введении в двойной грех. Один – это есть идоложертвенное. Искушения к этому греху особенно были среди первых христиан, в эпоху, когда идолопоклонство вступило в яростную схватку с верой в Живого Бога, чувствуя свой близкий конец. Не случайно первые христиане даже крестное знамение совершали одноперстно, исповедуя единого Бога. Теперь кажется, что ушли в далекое прошлое времена идолопоклонства, когда человек поклонялся дереву или камням, думая, что они боги. Но ушли ли? Трудно найти сейчас такой предмет, которому человек не догадался бы служить, как идолу. Это и деньги, и машины, и гарнитуры, и собаки, и прочее. А не великого ли истукана воздвигло человечество в лице атеистической науки, поклоняясь ей всем существом и верно ей служа. Но не распадется ли и этот истукан, как некогда распался медный дракон в Вавилоне от комка из смолы, жира и волос? (Дан. 14:23–27). Вот что пишет Павел: «Их бог – чрево» (Фил. 3:19). Так не миллионы ли ныне едят идоложертвенное?! Вкушают не необходимое для плоти, а чреву служат.

Второй грех – они любодействовали. Неоднократно Писание называет этот грех среди самых тяжелых. Иносказательно же любодеяние – это неверность Христу, которому душа сочеталась в крещении. В крещении душа стала невестой Христовой, она Его, одному Ему принадлежит. И вот, согрешая, заключая дружбу с миром, душа изменяет своему возлюбленному Небесному Жениху, и становится любодейкой. Наше общество ныне гибнет и тонет в блуде, прелюбодействе и разводах, с неумолимой жестокостью говорят об этом цифры статистики. Так не является ли это море любодеяний следствием любодеяния духовного?! От того и неверность в семьях, что изменили Небесному Жениху.

Откр.2:15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Нашло себе также место в пергамской Церкви учение Николаитов. И их немного, но у тебя есть. Или же можно разуметь так: «как тех Валаам научил, так и у тебя есть держащиеся учения николаитов», так что собственно речь идет об одном учении, и учение николаитов здесь сравнивается с учением Валаама. Что не терпели у себя ефесяне, то привилось здесь. И вновь говорит Господь, что ненавидит это учение. Поэтому Церковь и предписывает нам посты, воздержание, целомудрие.

Христос только немного имел против пергамского пастыря. А если посмотреть сегодня – то сколько будет иметь Христос против наших грехов?

Откр.2:16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

Поэтому призывает Господь: покайся; а если не так, если не оставишь свое соблазнительное поведение, служение идолам, любодеяние и плотоугодие, то скоро приду к тебе, не замедлю в суде Своем и сражусь с ними. Как страшно бывает, когда на нас нападает противник сильнее нас. Еще страшнее, когда нашим противником станет Сам Христос. Когда не на прощение и укрепление прострет Он десницу Свою, но вступит с нами в сражение. И кто устоит, когда повергает Христос? Чем же Он сразится с нераскаянными? – Мечом уст Моих. С этим мечом Христос предстал этой Церкви, с ним Он и пойдет в сражение. Своим Словом идет войной на грешников. Так призывает нас апостол: читайте Евангелие и живите по нему. Ибо взявший этот духовный меч в свои руки по совету апостола Павла (Еф. 6:17) не будет им поражен через Христа. В этом наше спасение. А если все-таки представим себе сражение? С одной стороны – ничтожные грешные люди, не читавшие Евангелия и не жившие по нему, с другой – Сам Христос с мечом уст Своих! Это будет даже не сражение, а просто поражение нечестивых!

Откр.2:17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Поэтому Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. Не маловажно все это. Не человек, даже не апостол, а Сам Дух Божий говорит это.

И обетование побеждающему. Смотрите: и в Пергаме есть побеждающие! Великий Господь – наш Помощник. Он не оставляет Своих. И тем, кто не вкушал идоложертвенное, победил этот грех, Господь говорит: дам вкушать сокровенную манну. В Ветхом Завете в Святом Святых, сокровеннейшем месте храма, в ковчеге Завета находился золотой сосуд с манною – сокровенная манна Израиля. Ныне манна, Хлеб, сходящий с небес, – это Плоть Иисуса Христа (Ин. 6:31–33; 48–51), которая была сокрыта в Ковчеге Нового Завета – Богородице. Как ковчег содержал в себе манну, так Богородица носила в Себе Самого Христа. И эта манна, Плоть Христова, дается ныне побеждающим грехи в страшном таинстве причастия. Не раз в Откровении побеждающим обещается участие в этой Божественной трапезе. Но манна – сокровенная, и дается только побеждающим. Так и причастие – это сокровеннейшее в Церкви. Выходят оглашенные («оглашенные изыдите»), еще раз смотрит привратник, хорошо ли и прочно закрыты двери («двери, двери, премудростию вонмем») и тогда верные, побеждающие грех слезами покаяния и Кровью Христовой, приступают к этой небесной манне.

Но какую печальную картину видим часто сегодня: не победившие, нет – полностью потерпевшие поражение, не раскаивающиеся, далекие от верности Христу, приступают к этому сокровенному таинству. Небесная манна обращается в испепеляющий огонь. Господи Боже наш, как взираешь на сие?! Но будет и Небесная вечеря Агнца. Сам Господь преподаст тогда победившим лукавого сокровенную пищу, небесные блага, к тому столу уже не приступит ни один в небрачной одежде. Блаженны имеющие вкусить сокровенную манну с того «стола»!

Не вкусившие идоложертвенного вкусят манну сокровенную, не запятнавшемуся любодеянием дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. В крещении, в слезах покаяния убеляется человек, ему дается как бы белый камень и на нем начертано его новое имя. В крещении человек получает новое имя, которое записывается в Книгу Жизни на небесах. Некогда был древний обычай. При состязаниях царь брал белую плиточку, писал на ней имя победителя, разламывал ее, так что одна часть была у него, а другая – у победителя. И когда потом многие претенденты приходили к царю, то их плиточки не подходили к царской – излом был не такой и никакого имени не получалось. Но один был, чья половинка плиточки точно подходила к царевой, это и был победитель. Так и в христианстве. Многие поищут, как войти, но не войдут (Лк. 13:24). Не подойдет их плиточка к царской, не подходит их земная жизнь к небесной, не получается нового имени. Сей камень белый и имя новое получает только победивший, облекшийся в белую ризу праведности, носящий имя Христа, не отрекающийся от Него и не порочащий Его.

Четвёртое послание

Откр.2:18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану.

И в Фиатирах при апостолах была основана Церковь. Господь представляет Себя им как Сын Божий, ибо знает, что у них есть лжепророчица, и многие последовали ее учению. Ей, лжепророчице, Он противопоставляет Себя, Сына Божия, Истинного Бога, второе Лицо Пресвятой Троицы. У Которого очи, как пламень огненный, видящие и готовые испепелить всякое беззаконие в этой Церкви. Ноги подобны халколивану, чтобы судить нераскаянных. Ибо, как у медного жертвенника во дворе скинии древние иудеи своими жертвами удовлетворяли правде и суду Божию, сами же раскаивались, так в суде над нераскаянными удовлетворится правда Божия, о чем говорят ноги Судии, подобные меди.

Откр.2:19 Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

Как всегда, сначала идет похвала этой Церкви. Знаю твои дела, а значит, они имели добрые дела. И не только дела у тебя, но и любовь. Вера фиатирцев была движима любовью (Гал. 5:6), они имели дела любви, далекие от тщеславия и корысти. В этом фиатирцы превосходят ефесян, тоже много трудившихся, но утерявших любовь. Фиатирцы облеклись «в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). И приятно было Богу служение их. Но всегда ли приятно служение Богу пастырей, как приятно было Ему служение пастыря фиатирского? Пример фиатирцев показывает также, что каждый христианин призван на служение Богу. Часто думают: служить – это удел батюшки. А служение христианина знает ли Бог? Страшно, если, подходя к сердцу, Христос подходит к холодному жертвеннику, не имеющему своего служителя, воскуряющего фимиам добрых дел. Нет любви – и в сердце холод, поэтому и служения никакого...

Но есть и другая крайность. Начинаем служить Богу, полагаем к тому немало трудов, но разжигаем жертву своего служения не любовью, а завистью, тщеславием. И не Христос, а «иной» греет руки у нашего жертвенника!

Знаю... и веру. Но какова вера наша? Христова ли? Порою сами ее измышляем. Не от того ли так множатся секты. Лютер, Кальвин, Менно, Елена Уайт, Руссель – все они вероучители. Но знает ли такую веру Христос? Знает ли Он веру пророков, которых Сам не посылал? А знает ли веру православных, когда она бывает без любви, дел и служения? Знаю... и терпение твое – дела, любовь, служение, вера, терпение – все, что нужно христианину для спасения, было у фиатирцев. И особенно важно еще и то, что последние дела твои больше первых. Это очень важно! Последние дела фиатирцев были больше, чем первые, потому, что они духовно росли. Жизнь человека – дуновение (Иов. 7:7). А может ли дуновение быть на одном месте? Может ли ветер быть на одном месте? Нет, только в движении. Так и Псалмопевец говорит, что «мы летим» (Пс. 89:10). Как ветер, так и мы не можем быть на одном месте. Но куда двигаться? В духовной жизни есть только два направления движения – рост или падение. Помоги, Господи, каждому из нас расти в духовной жизни. Но расти не в своих глазах, а в очах Божиих. «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). У фиатирцев было так. Их духовный рост признавал Сам Христос. И вот даже у таких христиан, в любви трудящихся Богу, духовно растущих, нашлось это печальное но.

Откр.2:20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Но имею немного против тебя. И здесь немного не потому, что грех малый, а потому, что еще не сильно укоренился, и немногие впали в него. Имею же против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих. В Фиатирах была некая пророчица Иезавель, женщина грешная, приставшая к христианам и вводившая их в заблуждение. Имя ее напоминает царицу Иезавель, жену израильского царя Ахава, преследовавшую пророка Илию. Так и в Фиатирах и во все времена в христианстве это ложное учение Иезавели преследует истинных пророков Христовых. Царица Иезавель так и не смогла умертвить Илию пророка. Но это все же совершится при «Иезавели» и «Ахаве» последнего времени – при лжепророке и антихристе, когда умерщвлены будут пророки Илия и Енох (гл. 11). Святой Андрей Кесарийский считает, что Иезавелью образно названа ересь николаитов, привившаяся среди фиатирцев. Так, собственно, два греха – любодеяние и вкушение идоложертвенного, бывшие сильным соблазном для первых христиан, называются то ересью николаитов, то учением Валаама, то блудными делами пророчицы Иезавели. Христос имеет против пастыря фиатирской Церкви, что допустил он лжепророчице расхищать стадо. Но и ныне, как и прежде, многих расхищает эта «Иезавель».

Откр.2:21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

Милостив и долготерпелив Господь. Он всем, даже столь великим грешникам, как лжепророчица Иезавель, дает время для покаяния. Никто не обвинит Христа не только в несправедливости, но и в отсутствии терпения и милосердия. Но надо заметить и то, что на покаяние дается время – не вечно терпит Господь. Христос призывает к покаянию, но и в этом есть предел. «Все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести его душу от могилы и просветить его светом живых» (Иов. 33:29–30). Поэтому надо спешить использовать дни покаяния, ибо настанет ночь, когда будет поздно! Но она не покаялась. О ужас! Призывает Сам Господь, но человек отвращается. Иезавель была лжепророчицей, а такие люди, сносящиеся с духами преисподней, каются очень редко, почти никогда. Хотя мы имеем такой пример священномученика Киприана, занимавшегося чарами колдовства. Он не смог заворожить девушку-христианку. Потрясенный силой ее веры, Киприан обращается ко Христу и становится великим угодником Божиим. Но такое бывает редко. А сколько и ныне этих «пророчиц», «исцелительниц» и прочих чародеев! Тянется к ним народ в своей простоте и духовном невежестве. Лечат как будто молитвами, а сами в Церкви не бывают. Калечат души. Дано и им время на покаяние – не каются.

Откр.2:22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею. Не использовано время, данное на покаяние, – последует наказание. Пророчица и все, участвующие с ней в грехе и не раскаявшиеся, поражаются страшной болезнью. А сколько уже людей откладывало свое покаяние на «потом». Но вот кончилось время, отмеренное им на покаяние, и они повергаются на одр. Кажется, ну здесь, на одре, и покаялись бы, как разбойник на кресте. Для меня все кончено – говорят они. Но не легче ли сказать вместо этого: Господи, помилуй. Нет, действительно, все кончено. Иные и на одре хулят имя Божие. Не спешат с покаянием. Наказана была фиатирская лжепророчица Иезавель с прельщенными ею. На одр повергается она в великую скорбь тяжкой болезни. Так Христос часто посылает великие скорби, болезнь в наказание за грех. И здесь был грех любодействия. А уж так устроено, что сами грехи любодействия влекут за собой тяжкие мучительные болезни. И страдают от этого и соучастники греха, и даже дети их. И это возмездие – прообраз того, что произойдет во время кончины мира сего. Ибо тогда все ложные пророки века сего, учащие людей любодействовать с миром, изменять Христу и служить вместо живого Бога мертвым идолам этого века, и все, пошедшие за этим учением и впавшие в эти грехи, повержены будут в великую скорбь при антихристе. Сам Господь говорил, что такой великой скорби не было от сотворения мира и не будет.

Откр.2:23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

И детей ее поражу смертью. Дети греха, дети Иезавели и любодействующих с ней никогда не имеют будущего, поражаются смертью, в них нет жизни. На плакатах их «дела живут и побеждают!». Но не успевает родиться новая идея, новое дело их, как устаревает, проваливается, умирает. Произведенное от страшного греха жизни в себе не имеет. Не случайно и сам антихрист, сын погибели, которого поразит смерть от уст Господних (2Сол. 2:3,8), будет, по мнению святого Ипполита Римского, от скверной девы, от блуда. Так и буквально, и образно все это сбывается. И уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Наказывая эту пророчицу и грешивших с нею, Христос вразумляет все Церкви (поместные христианские общины), ибо всем становится явно, что Он смотрит не на внешность, величие, знания, а видит самые внутренности нашей души, испытует самое сердце и все, что в нем. Сейчас люди скрывают свое любодействие, а что ели идоложертвенное – кто их проверит? Но перед Ним вскроется все. Это будет на Страшном суде. И как бы отголоском этого грядущего Суда является сейчас беспристрастный суд совести, столь часто тревожащий возлежащего на одре. На Страшном суде воздаст Господь каждому по делам его, каковы они есть. Напрасно говорят протестанты, что спасает только вера. Спасает только Христос. От нас же требуется вера, живущая делами, иначе и вера наша – труп (Иак. 2:26). Воздаяние же на суде будет каждому по делам его. И чтобы мы спешили, Господь и при жизни часто на глазах у всех поражает «иезавелей» и согрешающих с нею великими скорбями.

Откр.2:24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени.

Вам же – Господь обращается к не последовавшим Иезавели, но твердо устоявшим в истинном апостольском учении – и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения, и не только учения ложного избегающие, но и которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских. Эта бездна греховных мерзостей называется глубинами сатанинскими. Есть грехи малые (тоже гибельные), а есть грехи страшные, о которых и говорить открыто нельзя. Это глубины сатанинские, в которые ввергает человека лукавый, ввергает и через ложных пророков. Здесь можно вспомнить и сатанинские глубины некоторых мерзких языческих культов; ужасы войн, лагерей и тюрем; разгул разврата, публичные дома; некоторые изуверские секты, как, например, люциферианские; это и тьма заблуждений и неверия.

Блажен не знающий всех этих сатанинских глубин. И христианам, вынужденным жить в таких условиях, практически не могущих пресечь эти грехи, Христос говорит: сказываю, что не наложу на вас иного бремени, то есть иного наказания и иных тяжестей. С вас и того достаточно, что живете среди таких мерзостей Иезавелиевых и несете такое бремя. Больше понести вы уже не сможете...

Но, не возлагая на вас иного бремени, говорю вам:

Откр.2:25 Только то, что имеете, держите, пока приду.

То, что имеете, – это или то бремя, которое вы уже несете (мерзости Иезавели), или же это та дивная благодать прощения грехов, дара Духа Святого, Самого Христа в сердце, данная верующим. Все, что имеете от Меня, Христа, держите, пока приду. Ибо ходит сатана, как рыкающий лев, и ищет, кого поглотить, у кого похитить венец, уже ему приготовленный. Поэтому смотрите, держите до конца, пока Я приду за вами в смерти ли вашей, или уже в славном втором пришествии.

Откр.2:26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

Обетование побеждающим. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, то есть кто остается чистым от всех мерзостей Иезавели и причем до конца, а не до полпути. Не до угрозы страдания, а до конца, до самой смерти соблюдающий все. Иначе еще: не часть заповедей, а все должны последовательно, до конца быть воплощены в жизни. Так вот, тому дам власть над язычниками. Церкви и ее пастырям дал Христос власть вязать и разрешать (Мф. 16:19; 18:18; Ин. 20:21–23). Что будет связано на земле, то будет связано на небе, и что разрешено на земле – то и на небе. А также великая власть дана над демонами: приказывает служитель – и бежит демон. Вспомним Иоанна, святителя Новгородского, сначала запретившего бесу, а потом заставившего беса доставить его в Иерусалим на поклонение и обратно. Великая дана власть всякому христианину на победу над грехом и на попрание всяких сил лукавых. Так христиане облекаются силою и властью свыше... И эта духовная власть обращается теперь на темный и безжизненный мир язычества. Догорают последние идольские капища, повсюду водружается крест. Сила и власть Христа побеждает язычников. «Сим (крестом) побеждай», говорит Бог императору Константину.

Откр.2:27 И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего.

И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся. Сила и свет христианства побеждает мрак язычества и пасет народы. Языческая Римская империя, бывшая некогда «железною», становится «глиняной». Так это и видел Навуходоносор во сне: ноги истукана были частью из железа, а частью из глины горшечной (Дан. 2:40–43). Как глиняный сосуд, рассыпается язычество пред властью Христа, явленной в Его Церкви. Жезл царей земных царствует над телами, но выше власть жезла архиерейского, властвующего над грехом, демонами и душами. Что глина перед железом, то власть земная пред властью духовною.

Как и Я получил власть от Отца Моего. Христос сказал ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Как Бог Христос всегда имел всякую власть. В свое первое пришествие, победив сатану, как Сын Человеческий Он получает от Отца Своего всякую власть на небе и на земле. Так прославляется Божественною властью человек Иисус Христос, человечество Его прославляется славою Божественною. Совершив все, Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). «Преславным Твоим вознесением плотское обоживый восприятие, и сие десным Отца сидением почтый» (молитва Симеона Метафраста, 3-я ко Св. Причащению). Он получил власть от Отца и передал ее ученикам Своим, говоря: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21–23). О Христе же сказано теперь: «Престол Твой в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты» и «сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Евр. 1:8,13). Слуг же Своих поставил Христос «князьями по всей земле» (Пс. 44:17). Так основал Христос царство духовное и жезлом власти духовной окружил верных чад Своих, побеждающих язычество, как глиняные сосуды, и дал им власть духовную рассеять тьму языческую. Не о земной власти должно здесь думать, а о духовной. Хотя часто Господь буквально сокрушал народы любодействующих идолослужителей и повергал их на одр и в великую скорбь, христианам же давал времена мирные и славные. Обетование в стихе 26–27 указывает также на Страшный суд, когда прельщенные будут осуждены верующими и сокрушатся, как глиняные сосуды (1Кор. 6:2). Отец передал суд Сыну, а Сын передает суд святым Своим. Так Отец через Сына, а Сын через святых Своих осудят и сокрушат мир грешников.

Откр.2:28 И дам ему звезду утреннюю.

Еще одно обетование побеждающим фиатирские грехи. Им обещает Господь дать звезду утреннюю. Что это? Сам Господь и объясняет: «Я есмь... звезда светлая и утренняя» (22,16) – это Христос. Победитель примет Самого Христа, Звезду светлую. Вечер мировой истории, сгущается мрак. Тьма окутала землю. Но чем ночь темней, тем ярче звезды. Густ мрак греха, светел свет святых, звезд церковных просиявших. Перед утром же бывает особенно темно. Потом наступает заря, и мы видим утреннюю звезду. Так и здесь. На склоне истории, после гущи предутреннего мрака антихристова, является заря и звезда утренняя – Христос. Это Его второе славное пришествие. Но и сейчас в жизни побеждающий обретает звезду утреннюю. Рассеивается мрак земли, исчезает греховная темень, рассветает, и рождается в сердце утренняя звезда – Сам Господь Иисус Христос.

И иное содержание имеет это обетование. Читаем. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12). И слова Христа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:18–19). Так сокрушает Христос под ноги верных Своих сатану и всю силу вражью. Побеждающему Христос дает власть над падшею звездою и всей ее силой. Тот, кто грехом сокрушал людей, сокрушается теперь людьми, победившими грех.

Так бывает в Священном Писании, что столь разное и противоположное сравнивается с одним и тем же. Так, например, Христос – лев от колена Иудина (5,5); антихрист – молодой лев, который выбегает от Васана (Втор. 33:22); дьявол ходит, как рыкающий лев (1Пет. 5:8).

Откр.2:29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.


Источник: Толкование на Апокалипсис / протоиерей Геннадий Фаст – Красноярск : Енисейский благовест, 2004. - 496 с., ил.

Комментарии для сайта Cackle