Глава 1
Откр.1:1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.
Откровение, или Апокалипсис, – это есть откровение сокрытых тайн Божиих о Церкви Христовой. В нем – вся жизнь Церкви от ее создания Христом до кончины века, а также жизнь будущего века. Откровение – это то, что раньше было тайной, было сокрыто от людей, а теперь открыто как Откровение Иисуса Христа. Как все Писание христоцентрично, так и здесь в центре – Иисус Христос. Но открывается Он нам здесь в несколько ином плане, чем в Евангелии и в Деянии апостолов. Если там Христос прежде всего Сын Божий и Сын Человеческий, Спаситель, Глава Церкви, то здесь Иисус Христос Грядущий, Иисус Вседержитель, Иисус Судия.
Это Откровение, которое дал Ему Бог-Отец. Отец открыл это Сыну, и Сын открывает людям, чтобы показать рабам Своим – не всему миру, а только рабам Своим, только Своей святой Церкви Христос открывает грядущие судьбы – чему надлежит быть вскоре. Книга повествует о надлежащем быть в будущем, а поскольку многое, о чем здесь говорится, случилось довольно быстро, то здесь сказано и о том, чему надлежит быть вскоре после того, как апостолу Иоанну дано было Откровение. Кроме того, пророческому взору и отдалённое предстает как близкое, скоро совершающееся. Да и что такое «далекое по времени» в сравнении с вечностью! Если здесь сказано, что будет повествоваться о том, чему «надлежит быть», то это не значит, что будут описываться события только будущего. Так в 19-м стихе первой главы Сам Господь и поясняет, что здесь описано, «что ты видел, и что есть, и что будет после сего».
Это Откровение посылается через Ангела, то есть откровения тайн в Апокалипсисе в основном даются все через ангелов. И мы увидим, как Иоанна будут водить ангелы, с ним беседовать, как они будут показывать видения и сами же будут ему их истолковывать.
Откр.1:2 И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
Апостол Иоанн до успения Пресвятой Девы Марии находился с нею в Иерусалиме. К этому времени другими апостолами была оглашена уже большая часть Римской империи. После успения Богородицы апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. К тому времени уже были гонения на христиан. Апостола Иоанна схватили и судили в Риме. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа он был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителей. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос в Эгейском море близ Малой Азии. По пути следования к месту ссылки Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол просветил светом Евангелия. Как-то он удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. Так был написан Апокалипсис. Свои дивные откровения Господь дает Своим верным свидетелям. Кто не свидетельствует о Боге, тому и Бог не свидетельствует о тайнах будущего. Иоанн пишет, что свидетельствовал о том, что он видел. Не вымыслы, но что сам действительно видел, о том и свидетельствует.
Как бы в предисловии к Откровению Иоанн пишет:
Откр.1:3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Блажен читающий и слушающие – один читает, многие слушают. Особенно часто будет в Откровении, как в других книгах Священного Писания, о слушании. Священные книги хранились в церквах при кафедрах, где они и читались. Народ же в основном получал Божественное ведение через слушание. Поэтому и сказано: блажен читающий и слушающие. И в наше время блажен читающий и слушающие слова пророчества сего – Апокалипсиса. Многие говорят: а мы там ничего не понимаем. Но Господь говорит: блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем. Что прочитано, должно быть и исполнено, а то у многих есть стремление к постижению таинственного, но нет исполнения в жизни заповедей Божиих.
Ибо время близко. Если так пишет апостол Иоанн уже тогда, в конце I века, то насколько это время близко теперь, по окончании второго тысячелетия! И оно действительно близко, ибо мы видим, что многие знамения пришествия Господня уже совершились и совершаются. Близко время великого и страшного Суда. Поэтому в наше время особенно сильно звучат эти слова пророка: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Скоро, может быть, и нам всем надлежит пройти через великую скорбь и встретить славное пришествие Христово!
Откр.1:4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его.
Это приветствие. Иоанн в начале представляет себя, автора этой книги.
Семи церквам, находящимся в Асии. То были семь Церквей – общин, находящихся в Малой Азии. Далее они будут перечислены. Им и был адресован Апокалипсис Иоанна Богослова. Однако мы увидим, что этими семью Церквами обозначается и вся полнота Вселенской Церкви. Семь – это число Божественной Полноты. Так что послание семи Церквам является посланием всей Христовой Церкви.
Благодать вам и мир – ниспосылает он этим Церквам свое апостольское благословение. Но благодать и мир не от него, апостола, исходят, а от Того, Который есть и был и грядет. Это Бог-Отец Вечно Сущий, Безначальный и Грядущий. И от семи духов, находящихся перед престолом Его – Бога Отца. Семь Духов – это Полнота Духа Святого (7 – число полноты). Пророк Исайя (11,1–3) перечисляет 7 даров Духа Святого. Церковь содержит 7 таинств, в которых действует благодать Духа Святого (Притч. 9:1). Семь духов – Полнота Духа, а не часть, не немного. Дух Святой вообще в Апокалипсисе часто будет изображаться в виде семи духов, семи огненных горящих факелов. О семи духах сказано, что они находятся перед престолом Отца. Это то, что в Символе веры мы исповедуем: «И в Духа Святаго... Иже от Отца исходящаго» (Ин. 15:26).
Откр.1:5 И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею.
И от Иисуса Христа, Сына Божия, то есть апостол Иоанн преподает семи Церквам благословение от всей Пресвятой Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.
Далее – о Христе. Который есть свидетель верный – проповедуя, Он верно свидетельствовал перед людьми.
Верным свидетелем Христос оказался и перед Понтием Пилатом, и перед распинающей Его толпой иудеев. Первенец из мертвых – бывши распят, Он воскрес. Его воскресение было первым. Возникает вопрос: разве не воскрешали людей пророки Илия и Елисей, да и Сам Господь еще при жизни воскрешал мертвых. То были, строго говоря, не воскрешения, а оживления. Отроки, возвращенные пророками к жизни, сын Наинской вдовы, Лазарь – все они, оживая, возвращались в прежнее тленное естество, оживали, чтобы через некоторое время снова умереть, как и все остальные, они еще ждут дня своего воскресения (Евр. 11:39–40). Воскресение человека – это не возвращение души умершего в свое тленное смертное тело, а превращение самого умершего тела в новое – нетленное и бессмертное и соединение этого воскресшего тела с душой умершего, то есть переход от ветхого тела к новому. Христос же, приняв истинное человеческое тело (хотя и безгрешное), претерпел истинную смерть и истинное воскресение. Его Пречистое Тело умерло и было положено во гроб. Душа Его сошла в ад, место душ умерших. На третий день Душа Его соединилась с Телом, и Он боголепно воскрес. Этот догмат ясно выражен в словах диакона при совершении им каждения престола по окончании проскомидии: «Во гробе плотски, во аде же душею яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».
И владыка царей земных. Цари земные часто думают, что они сами господствуют над землей, совершенно забывая, что есть и над ними Владыка, Который ими управляет. Он есть Господь Вседержитель, Владыка царей земных.
Ему, то есть Христу, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею. Господь возлюбил нас вечной любовью. Нас, преданных проклятью, заслуживших только геенну огненную, Он возлюбил и от грехов омыл нас Кровью Своею. Это – Голгофа. Здесь закалается в кровавую жертву за наши грехи Небесный Агнец. Здесь баня, омывающая весь мир. Апокалипсис вообще часто представляет Христа в виде Агнца, закланного за грехи мира, и указывает на великую и страшную жертву Христа.
Откр.1:6 И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему. Это дивное чудо совершил Господь, умерев за нас на Кресте, омыв нас в бане крещения Кровью Своею, Он же соделал нас, христиан, царями и священниками Богу и Отцу Своему. Об этом же пишет и апостол Петр, называя нас родом избранным, царственным священством (1Пет. 2:9). Что же это за царство, и что за священство? Еще ветхозаветному народу израильскому было сказано: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Но это было еще только тенью того, что есть теперь на деле. Над чем царствуем?
Христос на Кресте сковал сатану, князя века сего, и основал Свое духовное царство – Церковь. Святой Иоанн Предтеча и Господь, начиная проповедовать, говорили: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Приблизилось, ибо осталось всего 3,5 года. И вот Голгофа, Крест. Царство это пришло. Теперь все, омывающиеся от грехов Кровью Христовой, помазываются Духом Святым в таинстве миропомазания на царство. На царство духовное, которое внутри нас есть. (Лк. 17:21). Христос сковал сатану, и христиане царствуют над грехом, демонами и сатаной. Крестом, как страшным орудием, поражают нечистую силу.
И священниками – через святое миропомазание каждый христианин становится теперь священником Богу Всевышнему, получает благодать Всесвятого Духа и способен священнодействовать Богу. В чем священнодействие христиан? «Жертва Богу – дух сокрушен» (Пс. 50:19); «приносите жертвы правды» (Пс. 4:6). Как жертву возносит христианин Богу молитву за себя и за всех людей. Как приятный Богу фимиам возносятся молитвы святых перед небесным жертвенником (8,3–4). «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:15–16). Как священник каждый христианин призван также и на служение Богу, как пишет апостол Павел к фессалоникийцам: «вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1Сол. 1:9). Каждый христианин призван служить Богу теми дарами, которые ему даны в рождении его и в святом миропомазании. Это служение благовестия, наставления, утешения, взаимопомощи, обличения или даже пророческое служение, больных исцеление, чудотворение (1Кор. 1:2). Это всеобщее священство и в Ветхом Завете и в Новом Завете, не надо путать с тем особым священнослужением, которое Бог учреждал и в Ветхом Завете (Аароново священство), и в Новом Завете (апостольское священство). Это, как говорит Павел, «служители Христовы, и домостроители тайн Божиих» (1Кор. 4:1). Их особое служение состоит в управлении домом Божиим (Церковью) через наставничество и тайнодействия (совершение святых таинств). На это служение подается особая благодать через таинство рукоположения, идущее непрерывно от апостолов. Тайнодействовать может только рукоположенный священник (1Тим. 4:14), служить же Богу, как царь и священник, призван каждый христианин, помазанный Духом Святым (1Сол. 1:9). Как наряду со всеобщим священством есть священство особое, иерархическое, так и наряду со всеобщей царственностью христиан есть царство особое. В христианских государствах цари помазывались епископами на царство через вторичное помазание святым миром. И Богу, Который через Сына Своего вырвал нас из царства сатаны, омыл от грехов, возвел в дивное состояние царей и священников – слава и держава во веки веков, аминь. Славословие, которое каждодневно возносит святая Церковь к престолу Божию. Во веки веков означает вечно. Аминь – по-еврейски «истинно, да будет так», произошло от слова «аман» – утверждать.
Откр.1:7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Это о Христе, о Его втором славном, великом и страшном пришествии в мир на Суд. Как в облаках Он вознесся, так в облаках и вернется, как о том говорили на Елеонской горе апостолам ангелы (Деян. 1:9–11). Возвращаясь на землю, Христос будет также окружен облаком своих свидетелей и святых ангелов (Евр. 12:1; Иуд. 1:14). Сегодня многие люди говорят: «Покажите глазам нашим Христа, пусть Он сойдет с небес и явится нам!» О, страшная молитва, страшный зов к небу! Увидит Его Пилат, увидит Его воин, воткнувший в Его Пречистое Ребро свое копие, увидит Его народ, увидим Его и мы, люди XX века, распявшие Христа своими грехами и богоотступничеством. Евангелие говорит, что чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Здесь же узрит Его не сердце, а всякое око. Сегодня можно увидеть Бога сердцем и возликовать в Духе Святом, тогда же, увидев, возрыдают пред Ним. Но то уже не будут слезы покаяния, очищающие сердце, но слезы отчаяния, безутешный отчаянный вопль сердца грешного, чувствующего геенну. Ибо будет поздно. Узрят Его все племена земные, ибо Евангелие будет к этому времени проповедовано во свидетельство всем народам (Мф. 24:14). И вот Того, Который им засвидетельствован и Которого многие отвергали, узрит всякое око. Как может увидеть Его око? Бога в Его Божестве видеть невозможно (Ин. 1:18; Исх. 33:20; 1Тим. 6:16). Око человеческое не может видеть Божества, живущего в свете недоступном. Не только Бог Сам, но и жилище Его недоступно нашему видению. Узрит же всякое око Сына Человеческого, Бога воплощенного. Христос придет видимо для всех в Своей прославленной Плоти. Так через Боговоплощение видимо является всякой твари Божество. Первый раз Он приходил во Плоти для нашего спасения. Второй раз придет зримо во Плоти на Суд. Ей, аминь, истинно, да будет все так!
Откр.1:8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Доселе святой Иоанн говорил о Боге и о Христе. Теперь говорит Сам Христос, представляя Себя: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Альфа – первая буква греческого алфавита (Откровение написано Иоанном Богословом на греческом языке). Омега – последняя. Он есть Начало и Конец. В Нем начало всякого бытия, в Нем и конец всякого бытия. Всего Начало и всему Конец. Он же Сам без начала и конца, Вечно Сущий – это выражается Его словами: Который есть и был и грядет. Есть – то есть везде и вечно единственно Самосущий. Он единственный есть вечно Сущий Сам в Себе – почему и на иконах Спасителя над Челом Его всегда начертывается: «Сущий». И Он грядет, Вседержитель. Вся вселенная в Его руках и Он ее держит.
Откр.1:9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Представив нам сначала Христа, Иоанн теперь пишет и немного о себе: Я, Иоанн, брат ваш – видим его смиренное о себе суждение, не возвышает себя никак, называет себя братом всех христиан. И соучастник в скорби. Отсюда видим, что Церковь в это время находилась уже в великом гонении и претерпевала многие скорби. В этих скорбях и Иоанн, ранее особо хранимый Господом, был соучастником. И тут по смиренномудрию своему называет себя только соучастником в скорбях. И в царствии. Как чудно, что христиане становятся соучастниками не только в скорбях Христовых, но и в царствии Его. Велика скорбь, но велика и радость! Однако путь только такой: соучастником в царствии можно стать через соучастие в скорбях. Утро после ночи, царство после скорби. И в терпении Иисуса Христа. Господь терпел, в терпении пребывает и Его ученик. Иоанну дарована была долгая жизнь (100 лет) и через то особо стал он соучастником в терпении. Во всем этом: скорбях, царствии и терпении – стал он соучастником Господу своему и братьям своим христианам.
За Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа оказывается Иоанн в ссылке на острове Патмос. Так истинное свидетельство о Христе подвергается гонению. И хотя Господь давал и другие времена, когда Церковь Христова торжествовала над язычеством, и свидетели Господни не были внешне гонимы, все равно были великие гонения от близких изнутри. Каким, например, гонениям подвергались во времена торжества христианства такие великие свидетели Христовы, защитники правой веры от различных ересей, как святые Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник!
Откр.1:10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний.
Я был в духе в день воскресный. Телом святой Иоанн находился на пустынном Патмосе, дух же его – далек от острова, в сферах иных, небесных. И было это в день воскресный, в первый день недели. С самых первых времен христиане чтили этот день как день воскресения своего Господа. В этот день они собирались вместе для духовного назидания, для чтения Священного Писания, для совершения таинства причащения (хлебопреломления). Именно в этот день апостолу Иоанну дано было откровение о будущих судьбах Христовой Церкви.
И слышал позади себя. Иоанн уже забывает внешнее окружение свое, уже не видит острова, на котором находится, но, находясь в Духе, в состоянии пророческого прозрения, он слышит позади себя громкий голос, как бы трубный. Как бы – эта приставка часто повторяется в Откровении и вообще она характерна для библейских пророчеств. Пророки видят и слышат нечто, что даже нельзя точно описать человеческими словами, ибо они видят невидимое и слышат неизреченное. Они стараются среди земных вещей подыскать хотя бы что-нибудь подобное этому. И здесь Иоанн тоже говорит: слышал я голос громкий и описать-то его не могу, но он был как бы трубный, то есть похожий на глас трубы. Голос этот говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. Из слов этих сразу узнаем, что апостолу Иоанну явился Сам воскресший Спаситель Иисус Христос, ибо только о Нем говорится в Писании, что Он Альфа и Омега, Первый и Последний.
Откр.1:11 То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
Говорит Иоанну Христос: то, что видишь, напиши в книгу. В основном все откровения здесь сообщаются Иоанну ангелами через видения. Он записал то, что видел, что было ему явлено. И пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Здесь перечисляются все семь Церквей (семь общин), бывшие в семи городах Малой Азии. Основаны христианские общины в этих городах были самими апостолами. Каждой из этих Церквей будет дано Господом в Откровении особое послание. Эти семь Церквей являют собой семь состояний Церкви и всю полноту Вселенской Церкви.
Откр.1:12–13 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.
Иоанн оборачивается, чтобы увидеть, чей же голос говорит с ним? И видит семь золотых светильников и посреди светильников подобного Сыну Человеческому.
Семь золотых светильников. Уже в ветхозаветной скинии и в храме Соломоновом стоял во Святая Святых семисвечник. Так и новозаветная Церковь прообразуется семисвечником. И в наших православных храмах за престолом в алтаре стоит семисвечник. Здесь семь золотых светильников – это образ семи Церквей, которые являют полноту Христианской Церкви. Каждая из семи обозначается светильником. Это как бы семь граней, семь сторон, семь состояний Христовой Церкви, которые в дальнейшем будут показаны в семи посланиях (гл. 2–3). Светильники золотые. Этим показывается, что Церковь куплена дорогою ценою (1Кор. 6:20), она омытая, чистая, прославленная Богу (Еф. 5:26–27), как золотом украшенная Невеста Христу (Песн. 1:10). Она вся золотая. Она же и светильник миру, как о том говорил Господь в Нагорной проповеди: «Вы – свет мира» (Мф. 5:14–15), и сравнивал христиан с зажженной свечой на подсвечнике. Светильник этот семисвечный, так как Церковь содержит семь таинств. Семь таинств – это те угли, на которых возгорается этот светильник, горит и светит всему миру.
Посреди семи светильников – можно представить себе: стоят семь светильников, и в самой середине их, посреди них видит Иоанн подобного Сыну Человеческому. Ему даже трудно определить вид Того, Кого видит, потому и говорит, что Он подобен Сыну Человеческому. Подобного Сыну Человеческому видел некогда в таинственном видении и пророк Даниил (Дан. 7:13). Даниил говорит, что видел «как бы Сына Человеческого». И Даниил, и Иоанн видели воплощенного Бога. Господь пришел в мир как Сын Человеческий, воплотившись от Пречистой Девы Марии. Особенно показывает Христа как Сына Человеческого евангелист Матфей. В его Евангелии Сам Господь особенно часто называется Сыном Человеческим. Христа Иоанн видит посреди светильников, то есть посреди Церкви, в Церкви. Христос и Церковь неразделимы, Христос находится в Церкви и в ней обитает. Чтобы обрести Христа, надо придти в Церковь, ибо Он в ней.
Каким видит Иоанн Христа? Он видит не Страдальца в терновом венце, но облеченного в подир – длинную одежду иудейских царей и первосвященников. Он видит Христа Царя и Первосвященника; Сына Человеческого, облаченного в подир, то есть причастного Божественной славе. И по персям, то есть по груди, опоясанного золотым поясом. Важно, что опоясан Христос не в поясе, как обычно люди, а по груди. Люди опоясываются в поясе для укрепления своей немощи, для приведения себя в готовность к труду, для подтянутости, для укрощения похоти. Во всем этом не нуждается Божественная Плоть Христа. Он опоясан по груди, во-первых, чтобы этим показать, что Божественный гнев на грешников удерживается Его Человеколюбием; во-вторых, левая и правая грудь в Писании часто обозначают Ветхий и Новый Заветы. И вот золотым поясом, Истиною, которою является Сам Христос (Ин. 14:6), эти заветы опоясываются воедино, в единый завет Божий с людьми через Иисуса Христа. Христос, облеченный в подир, является здесь и как Первосвященник вечный по чину Мелхиседека (Пс. 109:4; Евр. 7). Описав одеяние явившегося ему Христа, Иоанн описывает далее вид Самого Господа:
Откр.1:14 Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный.
Интересно сравнить с Песнью Песней, где Господь Иисус Христос изображается с черным волосом «и кудри его волнистые, черные, как ворон» (Песн. 5:11). Там показывается Его вечная юность. Здесь же Он является как старец с белым волосом. Там – начало, там – цветущая любовь Христа и Церкви – Возлюбленной Его. Здесь кончина века, Господь ветхий днями, с убеленным волосом, готовый совершить жертву, ибо и нивы уже побелели. Здесь Он показан и как Древний, как Предвечный. Белая волна – не волна морская, а во́лна, то есть как белая овечья шерсть. Белизна агнца. Этим показывается невинность, непорочность, чистота и святость Его, глубина Его мыслей. Глубина Божественного Промысла и Провидения. Белая, как снег, – бесконечно чистая.
И очи Его, как пламень огненный. Ничто не может укрыться от всевидящих очей Божиих. Пламень огненный, просвещающий святых и опаляющий нечестивых.
Откр.1:15 И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
Под ногами святой Григорий Богослов разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Христовы – это суть плоть, которой сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги – это же и суть апостолы, которые как благовестники Господни проповедовали по всей земле и огласили ее Христовым учением. Ноги Господни подобны халколивану. Халк означает медь, ливан – ладан, то есть два естества во Христе, человеческое – медь и Божественное – ладан. А вместе это дивное благоухание домостроительства нашего спасения во Христе, это неслиянное единство естеств в Господе: человеческого и божественного. Ноги Его здесь – как раскаленные в печи. Раскаленная красная медь. Это указывает на праведность и суд Божий. Это же указывает и на апостолов, разожженных в горниле искушений, в раскаленной печи страданий.
И голос Его, как шум вод многих. Иоанн слышит дивный и величественный голос, оборачивается, чтобы посмотреть, кто это говорит с ним, и видит своего возлюбленного Учителя и Спасителя.
Голосу, запретившему ветрам и морю и соделавшему великую тишину (Мф. 8:26), действительно самому подобает быть, как шуму вод многих.
Откр.1:16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
Христос стоял пред ним и держал в деснице, то есть в правой руке Своей, семь звезд. Далее будет объяснено, что это значит. И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Это Слово Божие, которое живо и действенно, как обоюдоострый меч (Евр. 4:12). Это тот «меч духовный», который взять велит нам апостол Павел (Еф. 6:17). Слово, исходящее из уст Господних, призывает до сего дня к покаянию, отсекает всякий грех и нечистоту. В последний день оно будет нас судить (Евр. 4:12–13).
И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Лучезарный Христос! В этом свете померкнет всякое светило земное. Останется единый свет – Свет Христов! Этот Божественный Свет Христов созерцали Его ученики на Фаворе – горе́ Преображения. И вот на острове Патмос Иоанн снова видит лице Его, как солнце, сияющее ввек.
Откр.1:17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся.
Этого явления, этого Божественного света, исходящего от лика Христа, Иоанн не вынес. Он пал, как мертвый. И Он – Христос – положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся. Господь утешает Иоанна, падшего к Его ногам: не бойся! О, дивные слова Господни! Как часто говорит Он: не бойся, Я – Господь. Я не тот, который пришел убить, уничтожить тебя. Нет. Я пришел утешить тебя. И свет, исходящий от Меня, огненный пламень очей – все это не попалит тебя, а просветит. Не бойся! Дальше Христос говорит о Себе:
Откр.1:18 Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
Был мертв. Господь напоминает Голгофу, напоминает Крест, напоминает Свой Гроб. Он был мертв. И се, жив – Светлое Воскресение Христово, Пасха! И не только ожил Он на время, но – жив во веки веков – вечно. Аминь – истинно сие.
И имею ключи ада и смерти. До Голгофы все люди, и праведные и неправедные, уходили в преисподнюю, в ад. Но вот сошел в преисподнюю Сам Христос. Пленил плен. Связал сатану. Распявшись, Крестом побеждает Он лукавого, лишает его всякой силы, забирает у него ключи ада и смерти и держит их в Своих руках. Смерть пронзила Его Пречистые Руки, теперь Руки Его держат ключи смерти, теперь никто не может умереть и попасть в ад, если не ввергнет его туда Христос, праведный Судия. Это страшно для нечестивых, не принимающих Христа. Они не захотели войти ко Христу через врата узкие, и Он некогда широко распахнет для них врата иные, ужасные, ведущие в ад. Но в этом и великое утешение для христиан. Мы должны бояться делать грех, но не должны бояться дьявола. Он не ввергнет верующих в ад, ибо ключи ада и смерти в руках Спасителя. Хотя сама смерть и от лукавого – «Он был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44), но никто не умрет, не будучи предназначен на то Христом, и для верующего смерть – приобретение (Фил. 1:21). Поэтому Христос и говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (это слуги дьявола – Г. Ф.); а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (то есть Христа – Г. Ф.)» (Мф. 10:28). Ключи от врат райских и от врат ада в руках Христа, Победителя смерти, живущего во век. Он и Спаситель, Он и Судия.
Откр.1:19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Итак напиши, что ты видел, то есть все видения, которые были ему показаны. И что есть, и что будет после сего. Откровение вскрывает нам тайны грядущего, как в веке сем, так и в мире ином. Но корни грядущего уходят в прошлое, и поэтому Иоанну повелевается записать не только грядущее, но и то, что есть, то есть что было при его жизни.
Господь сам дает толкование о звездах и светильниках.
Откр.1:20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
Кто такие ангелы Церквей? «Ангел» – греческое слово, означающее «вестник», здесь это благовестники Христовы, охраняющие и ограждающие стадо Христово от волков и всякого зла. Это пастыри Церквей, их епископы, Христово священство. В лице епископа каждая Церковь имеет своего ангела, возвещающего ей Слово Господне и ходатайствующего за нее пред Богом. Сказанное ангелу Церкви относится непосредственно к ее епископу. Отчасти же относится и к пресвитерам, поскольку они на приходах исполняют волю епископа и совершают свое пастырское служение. Господь открывает здесь также, что пастыри Церкви – в деснице Его. Какое это чудное утешение! Ибо сколь немощен человек, и кто может дерзать на столь высокое служение, как священнодействие Христово! Облеченный в плоть священник властью, данною ему Христом, отверзает небо (Мф. 16:19), низводит Духа Святого (Деян. 19:6), изумляет бесплотных (1Пет. 1:12). Велико служение, но велико и искушение, велики гонения и страшен суд. Кто бы дерзнул на это, если бы Господь Сам не держал пастырей в деснице Своей?! Они – в руках Его, и Он обещал пребывать с ними во все дни до скончания века (Мф. 28:20). И священнодействовать они будут, доколе Он придет (1Кор. 11:26). Поскольку пастыри в деснице Господней, то всякий, посягающий на пастыря, отвергающийся от него, противоборствует деснице Господней. А посему тщетны все усилия гонителей Церкви, а также всяких еретиков. Сколько великие гонения не учинялись, ничто не смогло победить хранимых в деснице Всевышнего. Так в древности от Римского императора исходил даже такой приказ: всех епископов казнить! Кажется, кто пойдет на это служение? Но никогда Христова Церковь не оставалась без епископов. Шли. Они знали, когда шли на рукоположение, что этим подписывают себе смертный приговор, но шли. И это были золотые священники Древней Церкви! И в наше время безбожия, масонства, великого поругания Церкви, необыкновенного распространения и умножения ересей хранит Христос и твердо держит в Своей деснице досточтимое апостольское священство.