Азбука веры Православная библиотека протоиерей Геннадий Фаст Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи

Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи

Источник

Содержание

О новой книге протоиерея Геннадия Фаста

От автора

Толкование на книгу пророка Аввакума или Опыт библейской теодицеи

Глава 1 Первый вопрос Аввакума: в мире зло и неправда – где Ты, Господи? Первый ответ Божий: халдеи – орудие Его наказания Второй вопрос Аввакума: но ведь халдеи грешнее Израиля! Глава 2 Второй ответ Божий Повеление записать ответ Божий ответ Аввакуму Образ надменного человека Насмешливая песнь Первое горе Второе горе Третье горе Четвёртое горе Пятое горе Господь во святом храме Своем Глава 3 Песнь Аввакума Пролог песни Аввакума. Пророк взывает о милости к Богу во гневе Его Песнь Аввакума. Шествие Божие Эпилог песни Аввакума Приложение 1. Пророк Аввакум в книге пророка Даниила Приложение 2. Кумранское толкование на книгу пророка Аввакума Кумранская община и Кумранские рукописи Кумранское толкование на книгу пророка Аввакума Первый вопрос Аввакума Первый ответ Божий Второй вопрос Аввакума Второй ответ Божий Аввакуму Насмешливая песнь, или пятикратное горе надменному человеку Приложение 3. Иудейско-раввинистическое толкование на книгу пророка Аввакума Глава 1 Глава 2 Насмешливая песнь, или пятикратное горе надменному человеку Первое горе Второе горе Третье горе Четвертое горе Пятое горе Глава 3. Песнь пророка Аввакума Эпилог Приложение 4. Пророчество Аввакума в трактовке исламских богословов Приложение 5. Протоиерей Александр Классен. Историческое введение в книгу пророка Аввакума Пророк Иудейское предание Христианское предание Авторство и время написания книги История текста История экзегезы Святоотеческие толкования на книгу пророка Аввакума Приложение 6. Протоиерей Виталий Шумилов, Христина Шумилова. Развитие иконографии пророка Аввакума в церковном искусстве IV-XVII веков Древнейшие образцы иконографии пророка Аввакума Иконография пророка Аввакума в памятниках искусства XI-XVII веков Приложение 7. Теодицея богословов и философов Теодицея Тертуллиана Теодицея св. Иоанна Златоуста Апокатастасис Теодицея Божественного огня любви Теодицея дара свободной воли человека Теодицея Блаженного Августина Теодицея Лейбница Теодицея Гёте – Булгакова Теодицея Солженицына Приложение 8. Гомилетическое приложение: Святые богоборцы Праотец Иаков Иов Многострадальный Моисей Боговидец Пролом в стене Иерусалимской Апостол Павел Праведная Моника Преподобный Паисий Великий Святой Илья Муромец Преподобный Серафим Саровский Иисус Христос Вместо эпилога Протоиерей Геннадий Фаст  

 

Вопрошали православные в безбожное лихолетье:

– Господи! Где же Ты, большевики разоряют Твои храмы?...

Недоумевали прикованные к одру:

– Господи, где был Ты, когда меня разбил паралич?

Тяжким бесовским нападениям много лет подвергался в пустыне великий Антоний.

И вот явился ему Господь. Недоумевает пустынник:

– Где был Ты? Почему не явился в начале – прекратить мои мучения?

Причитает у гробика юная мать:

– Господи, где же Ты был, когда угасал скорбный, ожидающий помощи, взгляд моего малыша?

Стонет из века в век земля:

– Господи, так где же Ты?!...

На стражу свою встал Божий пророк Аввакум

и, стоя на башне, наблюдал,

чтобы узнать, что скажет в нем Всевышний

и что ответить ему по жалобам людским.

 

 

По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Рекомендовано к печати рецензионной комиссией Украинской Православной Церкви ВВ 01–14–04–24

Почему Бог использует тоталитарную Вавилонскую империю для истребления собствен­ного народа, почему злодеи держат верх над праведниками, почему праведный Бог позволяет торжествовать в этом мире злу? Эти вопросы мучили когда-то Аввакума, свидетеля иудейской катастрофы VI века до P. X. Этими вопросами мучились праведники всех поколений. Поиски ответа на самый мучительный для верующих в Бога вопрос – «Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?»1 – нашли свое продолжение в новой книге известного богослова протоиерея Геннадия Фаста, которую мы сегодня держим в руках.

В ней автор в присущем ему замечательном стиле размышляет над «проклятыми вопроса­ми» бытия и открывает читателю опыт теодицеи («оправдания» Бога) библейских праведни­ков, толкователей книги пророка Аввакума, философов и писателей.

Предложенная книга будет полезной для преподавателей и студентов духовных семина­рий и академий, богословских факультетов в вузах и самого широкого круга читателей. Наде­емся, что книга может оказаться интересной для размышляющих, а то и мучающихся острыми и жгучими вопросами теодицеи, вопросами о месте зла и страданий в нашей жизни.

 

 
О новой книге протоиерея Геннадия Фаста

Церковному читателю имя православного библеиста, богослова и пастыря протоиерея Геннадия Фаста известно давно. Еще в годы гонений на Русскую Церковь, в далеком 1980-м отец Геннадий на­писал «Толкование на Апокалипсис» – обширный труд, подроб­но истолковывающий самую загадочную книгу Нового Завета. Широкому читателю эта работа стала доступна уже в наше время. Книга выдержала не одно издание и пользуется большой популяр­ностью как у православных читателей, так и у всех, кто интересу­ется Священным Писанием и ищет ответов на загадки, содержа­щиеся в нем.

В 90-е годы прошлого века и в начале текущего увидели свет многие дру­гие книги отца Геннадия. Из книг, посвященных экзегезе священных текстов, следует назвать «Толкование на Песнь Песней» (700-страничная диссерта­ция, успешно защищенная в 1995 году в Московской духовной академии); двухтомные «Экзегетические этюды по Ветхому Завету» – прекрасное учеб­ное пособие для изучающих Писание; «Толкование на книгу Экклезиаст»; «Кто Она для нас? Православное учение о Богородице»; «Кто же Сей? Кни­га об Иисусе Христе». Все эти книги характеризует глубокая укорененность в церковной экзегетической традиции. Автор не только собирает и анали­зирует святоотеческие цитаты, истолковывающие те или иные священные тексты, он синтезирует саму святоотеческую мысль, глубоко и творчески ее осваивает и актуализирует для современного читателя. Сквозь призму свя­тоотеческих толковательных творений протоиерей Геннадий сам прочиты­вает библейские книги, с помощью святоотеческого инструментария сам ос­мысливает их. Написанные на стыке библеистики и патрологии работы отца Геннадия помогают нам, современным читателям, прочесть священные тек­сты глазами святых отцов, помогают понять содержащееся в Писании сло­во Божие именно так, как понимали его они, а значит – так, как понимала и понимает его древняя и вечно юная Христова Церковь. Новая работа про­тоиерея Геннадия продолжает эту традицию.

Начиная с «Толкования на Песнь Песней», во всех книгах отца Геннадия доминирует единый экзегетический принцип: Священное Писание Ветхого Завета рассматривается в контексте Предания во всей полноте последнего. Автор широко привлекает не только толкования отцов и учителей Церк­ви, литургические православные тексты, но также и иудейские источники, древние и средневековые. Так, в новой книге проанализированы и включены в толкование комментарии на книгу пророка Аввакума Кумранской общины (II век до Р.Х.) и РАШИ (XI век по Р.Х.), а также некоторые мидраши. Дан­ный подход, когда наряду с христианскими источниками в толкование вклю­чаются источники иудейские, а также достижения современной мировой библеистики, можно по праву назвать новым направлением в отечественной библейской экзегетике.

Книга пророка Аввакума – текст, не менее трудный для понимания, чем Песнь Песней или Апокалипсис. Как «оправдать» Бога, пославшего идоло­поклонника Навуходоносора сжечь Его святой Храм, разрушить Его свя­той град, убить Его помазанников и полонить Его собственный народ? Как «оправдать» Бога, попустившего ГУЛаг и Освенцим, и самое страшное – убийство собственного Сына? Как, несмотря ни на что, остаться верными Ему? Вместе с Аввакумом проблема теодицеи («оправдания» Бога) волно­вала читателей его пророческой книги – насельников кумранских пещер, апостола Павла, отцов и учителей Церкви, средневековых иудейских ком­ментаторов. А вслед за ними – Лейбница и Гете, Лермонтова и Достоевского, Булгакова и Айтматова, Астафьева и Солженицына.

Игумен Арсений (Соколов),

доктор богословия,

Ливан, г. Бейрут

 

 
От автора

Один из самых жгучих вопросов души, пытающейся разобраться в жизни, а также ума, ищущего понятного разъяснения всего, касающегося Божьих путей в мире, – как же случилось, что в творении Всемогущего, Святого Бога, имя Которому Любовь, имеются, и в таком количестве и изощренности, зло и страдания, несправедливость и боль?.. Это основной вопрос теодицеи – раздела богословия и религиозной философии, размышляющего над «проклятыми вопросами» бытия.

В предложенной пытливому читателю книге дается опыт библейской тео­дицеи. Теодицея означает «Богооправдание». В Священном Писании име­ются две книги, целиком посвященные теме теодицеи – книга Многостра­дального Иова и книга пророка Аввакума. Книга Иова – очень известная, много и многими читаемая, многократно истолкованная и прокомментиро­ванная древними и современными толкователями, к тому же весьма большая по объему (42 главы). Книга очень яркая и образная в своем повествовании и неподражаемых диалогах. Книга пророка Аввакума мала в объеме (всего 3 главы) и едва ли известна в нецерковных кругах, не так часто обращают­ся к ней и верующие люди. Значительно меньшее количество толкователей оставило свои комментарии к ней. При этом эта краткая книга пронзитель­на и проникновенна в своем вопрошании к Богу о правде и справедливости. С жалобами недоумевающих людей пророк Аввакум стоит пред Богом. Именно в этой книге дается, может быть, самый лучший ответ, точнее ска­зать, рекомендация мучающимся вопросами теодицеи.

В нашей книге раскрытие вопросов теодицеи осуществлено на основе со­ставления полного истолкования книги пророка Аввакума и, таким образом, она является работой в области библейской экзегетики.

Священное Писание дано Святым Духом в недрах Священного Предания, а потому и истолковано может быть только Духом Святым чрез Священное Предание. Научное изучение библейской книги возможно и даже необходи­мо. Через него раскрываются историко-филологический, литературоведче­ский аспекты священной книги, ее человеческая сторона. Божественная же и духовная сторона раскрывается в Священном Предании духоносцами Церкви и познается сердцем любого верующего человека. То и другое исто­рически иногда противопоставлялось вплоть до вражды и взаимоотрицания. Однако всегда были благонамеренные и, порой, весьма удачные попытки со­четать то и другое, как и во Христе Божественная и Человеческая природа соединены неслитно и нераздельно. Это путь современной, вновь возрожда­ющейся, отечественной библеистики.

Не в наших возможностях было охватить все аспекты пророческой кни­ги Аввакума. В предложенном читателю «Толковании» использованы такие пути.

1. Библейская книга читается, естественно, на русском языке. Однако для правильного прочтения и понимания текста мы обращается к еврейскому оригиналу, дошедшему до нас в формате масоретского текста. Повсеместно привлекается также и греческий перевод Семидесяти (LXX). Иногда учиты­ваются и другие древние греческие переводы. Через сопоставление еврейс­кого и греческого текстов показывается происхождение разночтений в раз­личных библейских переводах. Используется латинский перевод Вульгата и церковнославянский перевод. Из современных использовано несколько различных немецких и русских переводов.

2. Далее приводятся авторские размышления над библейским текстом.

3. Основа толкования пророческой книги дается через творения святых отцов Церкви, как цельно толковавших книгу пророка Аввакума, так и оста­вивших отдельные суждения, соотнесенные с различными текстами из этой книги. Помимо истолковательных святоотеческих творений использованы еще и литургические богослужебные тексты, составленные на основе книги пророка Аввакума.

4. Острые и болезненные вопросы теодицеи, соотнесенные с текстом кни­ги пророка Аввакума, довольно широко проиллюстрированы выдержками из произведений известных в мировой и русской литературе поэтов и писа­телей, а также примерами из истории и из современной жизни.

К основному истолковательному тексту приобщены восемь Приложений.

В первом Приложении раскрывается содержание и значение текста из книги пророка Даниила, в котором описано участие пророка Аввакума в судьбе Даниила.

Второе Приложение знакомит читателя с самым древним, еще дохрис­тианским, Кумранским толкованием книги пророка Аввакума. Приводятся как русский перевод Кумранского толкования, так и авторские коммента­рии к нему.

Третье Приложение является продолжением раскрытия священной книги пророка Аввакума через Предание. Предание христианской церкви уходит своими корнями в древнее ветхозаветное. Ветхозаветное предание сущест­венно соотносится с еврейским, которое раскрывается нами на основании толкования на книгу пророка Аввакума знаменитого иудейского экзегета РАШИ, а также различных мидрашей.

Четвертое Приложение носит апологетический характер. Осуществляет­ся критический анализ попыток мусульманских богословов соотнести про­рочества Аввакума с основателем ислама Мухаммадом.

Пятое Приложение составлено преподавателем Томской Духовной Се­минарии протоиереем Александром Классеном. В этом Приложении дается исагогический обзор книги пророка Аввакума.

Шестое Приложение составлено иконописцем из г. Дубны Московской области протоиереем Виталием Шумиловым и искусствоведом из Санкт-Пе­тербурга Христиной Шумиловой и посвящено иконографии пророка Божия Аввакума.

Седьмое Приложение раскрывает древние и современные направления богословской и философской мысли по вопросам теодицеи.

Восьмое Приложение является гомилетическим и живописует яркие при­меры и образы из Библии и Житий святых святого Богоборчества, порож­денного различными аспектами теодицеи.

Итак, взгляд на книгу пророка Аввакума и теодицею с двенадцати точек зрения: текстологической, авторской, патрологической, литургической, ли­тературной, кумранской, гебраистической, апологетической, исагогической, иконографической, богословско-философской и гомилетической.

 

 
Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт Библейской теодицеи

Тысяча девятьсот семьдесят третий год. СССР. Эпоха научного ате­изма. Молодой студент-физик беседует со своим любимым препо­давателем. Студент университета верующий, что было совершен­но обескураживающим в то время. Это казалось вдвойне нелепым, ведь факультет-то физический. Преподаватель далек от Бога и, казалось, несколько агрессивно, осуждающе отнесся к открывше­муся факту веры студента. При этом оба честны пред собой. Пре­подаватель задает студенту вопрос:

– Если Бог свят и всемогущ, един и все сотворено Им, то откуда же в мире зло?

Холодом обдал вопрос сердце студента. Он обладал неплохим, ясным логическим мышлением. Он пытался зацепиться мыслью за известные рас­суждения богословов о свободной воле человека, но ведь ясно, что это все разъяснения, размышления, но никак не ответ. Физики знают, что на выходе не может быть того, чего нет на входе.

Ответа нет.

Вопрос есть.

Не было и достаточных знаний. Не знал студент еще ни тертуллиановской, ни августиновской теодицеи. Ум был загнан в тупик. Сердце колоти­лось, а на душе был холод.

Ответ найден не был.

Как заскрипевшая от порыва ветра корабельная мачта, заскрипела, засто­нала вера студента. Боже, ведь очевидно, – я не отрекусь от Тебя, я буду ве­рить, но где же Ты? Почему нет ответа? Разве несовершенно Твое учение?... Законы формальной логики сильнее боксерских ударов лупили голову дерзнувшего верить и думать студента.

Он был не первый.

Он был не второй.

Тысячелетия тому назад мучился этим вопросом иудейский пророк Аввакум.

И до того проносились века и тысячелетия над лицом земли. И сколько их было, вопрошавших?!

– Почему спрашивали?

– Да не от любопытства только, а больно же. Зло боль причиняет, вот ведь в чем дело.

Сколько неистовых правдоискателей породила земля! Правду искали библейские праотцы и пророки, ее искали античные философы, повстанцы и бунтари всех времен. Колумб отправился за океан искать сказочную страну сокровищ Индию, а ум и совесть человека искали хоть какой-то смысл и хоть какую-то правду на земных путях этой жизни.

Не находя на земле, взывали выше к небу...

А небеса тысячелетиями молчат.

И если правда, что происходящее на земле управляется Тем, Кто на небе, то есть ли правда там?... Еще у пушкинского Сальери билась мысль в голове: Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет – и выше.2

И возникла страшная страница в богословии – теодицея. θεός – Бог, δίκαιος – справедливый, праведный. Теодицея – богооправдание. Как оправ­дать Бога, если в сотворенном Им мире так много зла? Где Логос, где смысл, если в мире так много бессмыслицы? Какой смысл в том, в чем смысла нет? Как оправдать безразличие неба в водовороте зла на земле?

Нам, христианам, ясно, что Бог оправдывает нас, но как оправдать Бога?...

Жесткие, жестокие вопросы.

Где же Отвечающий?...

Вот в эту опасную стремнину потока человеческой мысли занесло когда-то пророка Аввакума.

 

 

* * *

2

Пушкин А. С. ПСС, т. 2, Стихотворения 1831–1836. Сказки. Поэмы. Драма­тические произведения, «Универс», ПСК, «Союз», Красноярск, 1999., Моцарт и Сальери


Источник: Толкование на книгу пророка Аввакума или Опыт библейской теодицеи / Протоиерей Геннадий Фаст. – Киев : Богуславкнига, 2014. – 400 с. – Цв. вкл. 8 с.

Комментарии для сайта Cackle