433. Речь к Преосвященному Савве, новорукоположенному Епископу Можайскому
(Говорена в Большом Успенском Соборе 4-го ноября; напечатана в Прибавлен. к Твор. Св. Отцев 1862 г. и в Страннике 1863 г.)
1862 год
Преосвященный Епископ Савва!
Святый Апостол Павел, преподавая наставления Епископу Тимофею для его священного служения, между прочим, писал в своем послании: «воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею» (2Тим. I. 6).
Таким образом богодухновенный муж свидетельствует, во первых, что в священнотаинственном рукоположении преподается «дар Божий»; во вторых, что это не просто дар, положенный и отданный в волю приемлющего, но «живущий», и, как свойственно живущему, имеющий собственную силу и действие.
И вот что совершилось над тобою, боголюбезный брат. Ты приял «дар Божий»; отныне «живет» в тебе дар Божий; простирает «в тебе» вышнюю силу и действие на естественные человеческия силы и действия; светит уму твоему к усмотрению истинного, праведного и спасительного для душ и для всей церкви, укрепляет волю твою для подвигов за истину и правду во спасение.
Но, в то же время, как богомудрый Апостол в лице Тимофея нас поучающий, подает нам высокое утешение, и великую надежду, он возлагает на нас и великую заботу. «Воспоминаю, – говорит, – тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею». Это значит, что если не будем «возгревать» дар Божий в нас, то его действие может в нас угаснуть или отступить в таинственную глубину, из которой, хотя не престанет простираться чрез нас в совершении таинств, но не будет проливаться собственно на нас и на нашу жизнь: и тогда мы останемся с одними естественными, расстроенными грехом, силами, недостаточными даже для обыкновенных христианских, а тем более для высших церковных обязанностей.
Посему, словом Апостольским, во первых, «воспоминаю себе», а потом и тебе завещаваю, «возгревати дар Божий», или, яснее сказать, возгревать и воспламенять в себе ревность и усердие, чтобы силою и помощию дара Божия, верно и неослабно действовать ко спасению своему и вверенных нам. Как возгревать и воспламенять? – Молитвою веры, примерами твердых подвижников за славу Божию и благо церкви, паче же всего мысленным и сердечным созерцанием Господа Иисуса, положившаго душу Свою за искупление бедных душ наших от адского плена, – созерцанием, которому весьма естественно перейти в благоговейную любовь к Божественному Искупителю, и в сострадательную любовь ко всем душам, оцененным так дорого. А с сею любовию, если нужно будет «спострадать благовествованию Христову» (2Тим.1:8), так много ныне страждущему и от враждебных ему помыслов, и от недостойной его жизни: можно в самом страдании со Христом найти чувство блаженства, еще на пути к блаженству вечному.
С таким напутствием вступи на путь служения, пред тобою открывающегося, «и жезл силы да послет» тебе Господь «от Сиона» (Псал. CIX. 2).