340. Беседа на обновление храма на месте погребения усопших
(Говорена в сентябре820, напечатана в Тв. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.)
1857 год
Господь сказал устами Пророка: «дом... Мой дом молитвы наречется» (Ис.56:7). Какия утешительные мысли о храме дает нам сие изречение Господне!
Храм есть «дом молитвы». Молитва живет в нем. В иных местах она странствует, иные посещает; иные с трудом ищут ее; от иных и призванную удаляют житейская молва и суета: здесь во храме она живет; здесь всякий может обрести ее; и если та молитва вожделенна, которая доходит до Бога, то молитва во храме преимущественно вожделенна, потому что здесь преимущественно приближается она к Богу, пoелику «дом молитвы» есть вместе и «дом Божий».
Если помыслим, что Бог живет в вышних, превыше небес: то придем в недоумение, возможен ли для Него дом на сей униженной пред небом земле. Если помыслим о величии Творца мира, и о Его вездесущии: то найдем непонятным, как мог бы для Него быть возможен где-либо, какой-либо дом. Но нет места сомнениям, когда Господь Сам глаголет: «дом... Мой».
Веруем, Господи, слову Твоему: ибо «слово Твое истина есть» (Ин.17:17). Веруем, что и сей храм, по преданию и чину Тобою наставленных Апостолов и преемников их освященный, и невидимо Твоего вшествия и благодатного присутствия сподобившийся, воистину есть Твой дом, Твое жилище, Твое на земли небо; и не только сему веруем, но можем и видеть сие отчасти, пoелику здесь тайнодействуется и очевидно присутствует Божественное Тело единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, которое есть тело живое и животворящее, с которым, следственно, и дух Бога и человека Христа присутствует.
Что при сих размышлениях должна чувствовать верующая душа?
Патриарх Иаков, когда, ночуя в пустынном месте, увидел во сне Господа, стоящего на верху лествицы, соединяющей небо с землею, услышал от Него благословение и обещание покровительства, и по сему богоявлению нарек сие место «домом Божиим»: с сим вместе чувствовал страх. «Убояся и рече, яко страшно место сие» (Быт.28:17, 19). Но Пророк Псалмопевец, при мысли о посещении скинии Божией, или храма Божия, чувствовал радость. «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс.121:1). Которое из двух противоположных чувствований правильно? – Правильны оба, хотя и противоположны. Страшен храм Божий, по величию Бога, в нем присутствующего: радостотворен храм Божий, по благодати Бога, в нем живущего. Со страхом входит во храм человек, смиряющийся пред Богом; с радостию входит во храм человек, одушевляемый любовию к Богу. Особенно да страшится, входя во храм, человек обремененный грехами: пoелику здесь присутствует Бог, праведный Судия; и кто знает, не поразит ли Он грешника мгновенно, как некогда Надава и Авиуда, Дафана и Авирона? Однако, страх да не удаляет грешника от храма; ибо это значило бы идти от спасения к погибели: но да побуждает его к покаянию и исправлению жизни, дабы он мог войти во храм, с надеждою обрести в нем Бога милующего, прощающего и спасающего. Храм Божий есть надежное прибежище для грешника, желающего избежать пагубы греха.
Бог вездесущий, над всем превознесенный, какую имел бы нужду в земном для Себя доме, если бы его не требовало Божие снисхождение к земнородным? По благости и снисхождению, Бог устрояет на земли дом Свой, и отверзает его человеку, дабы сей находил в нем для своей молитвы удобовосходную к Богу лествицу; дабы приимал здесь от Бога благословение, и наставление в истине Его чрез Его служителей; дабы пользовался здесь Божественными таинствами, как средствами духовного возрождения, питания, возрастания821, укрепления, врачевания, напутствия к жизни небесной.
От сей потребности храма для человеков естественно происходит то, что храмы должны быть устрояемы и устрояются среди обитателей, которые ими должны пользоваться. Но почему же некоторые храмы, как и сей, воздвигаются не посреди живущих, а посреди усопших? Почивающие сном смертным возстанут ли теперь, и скажут ли, с воставшим от сна в Вефиле патриархом Иаковом, и с нами: «страшно место сие»? «несть сие, но дом Божий»? или с Псалмопевцем, и с нами: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем»?
На сие должно сказать, что храмы, созидаемые на месте покоя усопших, благопотребны и полезны живущим, чтобы они приходили сюда не только печалиться и плакать над почивающими здесь, но и приносить о них молитву преимущественно благодатную во храме, при тайнодействии Тела и Крови Господней, когда имена и память усопших священнослужитель приближает к Агнцу Божию, вземлющему грехи мира, и погружает в животворящую Кровь Христову. (Посвященные знают, что не по воображению говорю сие, но указываю на действие глубоко знаменательное.) Таким образом, и для усопших воздвигнутый над ними храм может быть полезен посредством живущих.
Но только ли посредством живущих? Не могут ли усопшие и сами непосредственно пользоваться святынею храма? Смерть тела не разлучила их с Церковию Христовою, которая, подобно виденной Иаковом лествице, стоит между небом и землею, простирается из видимого в невидимое, от нижних на земли степеней досязает до выспренней на небесах степени лицезрения Божия, призывая к вожделенному восхождению, и допуская благословное нисхождение. Не видели ль, например, преподобного Сергия, по восхождении его в небесные обители, нисходившего в свою земную обитель, и стоявшего во храме с поющими, без сомнения, для того, чтобы братия обители паче слуха видением получили наставление о благоговении к церковному богослужению? Но не ограничимся избранными. Где теперь души усопших в вере, совершенных и несовершенных? В каком состоянии? Далеко ли оне? – Сообразно с тем, к чему приготовили себя в земной жизни, оне, по слову Божию, «в руце Божией» (Прем.3:1), – «на лоне... Авраама» (Лк.16:23), – «в покое» (Прем.4:7), – а иные, не умиротворенные, и в «сетовании», как некогда предвещал себе Иаков: «сниду к сыну моему сетуя во ад» (Быт.37:35). Не говорим о подобных богачу евангельской притчи, который жил и умер без веры и добродетели, и потому низвержен в глубину ада, откуда не доступны ни обители небесные, ни святыня сего видимого мира.822 Предание и опыты показывают, что души усопших, хотя разрешены от уз плоти, однако, и по разлучении от нее, по особенному устроению Провидения, а иные, может быть, и по влечению навыка и воспоминаний земных, являются нередко в местах пребывания своего на земли, и в близости к телам,823 с которыми проходили временную жизнь, и которые приимут паки для жизни вечной. Ибо каким образом чудодействуют, и особенно каким образом на душевное состояние благотворно действуют мощи Святых, если не благодатною824 силою душ Святых, чрез оные проявляемою? Вспомним происшествие, бывшее с Святителем Спиридоном Тримифунтским, когда ему нужно было узнать от усопшей дочери его, где скрыто вверенное ей сокровище, неоткрытое прежде кончины ее. Он пришел на ее могилу, спросил усопшую, и она услышала, и произнесла желаемый ответ. Почему же и нам не позволить себе утешительной мысли, что души почивающих близ храма сего, по крайней мере некоторые, непосредственно услышат глас здешних славословий и молитвословий, ощутят духовное благоухание тайнодействий, и получат или приращение своего «покоя», или облегчение своего «сетования»?
Благословенны да будут усердие, щедрость, попечение, труд, явленные в благоустроении и благоукрашении святого храма сего, которыми принесена жертва Богу, и оказано825 благодеяние живым и усопшим. Бог утешения и щедрот да возмерит оные Своими дарами, благоприятными жизни временной и вечной. Аминь.
* * *
Так означено и в Твор. Св. От. и в рукописи автора. По указателю в Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. № 546 значится: Беседа на обновление храма Тихвинской Божией Матери, что на месте погребения усопших, 8-го сентября в гор. Богородске. Повторена при обновлении храма вселенских соборов, в Даниловском монастыре, 15-го сентября.
В рукописи автора сего слова прежде не было.
В рукописи автора эти слова вписаны после.
В рукописи автора вместо сих слов прежде стояло: «не совсем отчуждены и от оставленных ими тел».
В рукописи автора сначала сих слов не было.
В рукоп. автора вместо сего прежде было: «И так усердие, щедрость, попечение, явившияся в благоукрашении святого храма сего не только принесли жертву Богу, но и оказали...»