289. Беседа в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича
(Говорена в Чудове монастыре ноября 20-го; напечатана в Твор. Св. От., в Полиц. и Губерн. Вед. 1853 г. и в собрании 1861 г.)
1853 год
Ныне миллионы народа и народов простирают мысленные взоры к престольному граду святого Петра, и возводят оные на небо, и гласом верности, любви и надежды взывают: «да живет Царь» (1Цар.10:24; 2Пар.23 и др.). И, кажется, время бы уже, после многолетных и многотрудных подвигов Царя нашего, для блага России, для облегчения жребия единоверных народов, для поддержания законных союзных правительств, для утишения бурь Европы, в награду сих подвигов, – время бы уже, «да живет Царь» наш, и царство его, в ненарушимом мире, за сохранение или восстановление которого он всегда и подвизался, и желание которого и в настоящее лето положил на весы с причинами к брани. Но бескорыстному миротворцу других не уступают мира. Народ нехристианский, который всегда был бичем для христиан, и вместе бичем для самого себя, по своему невежеству, соединенному с неустройством управления, – которого владычество над христианским наследием некогда вся христианская Европа хотела разрушить, но не могла, а теперь может, но не хочет, – народ, который был уже побежден Царем нашим, потом принял от него мир, и спасен им от гибельного междоусобия, угрожавшего столице и престолу, – от которого и теперь Царь наш не требует ничего более, как только совершенного исполнения прежних союзных договоров, – этот народ, не вняв даже примирительному слову других держав, упорно вызывает Россию на новые подвиги брани; а, между тем, испытывает свою силу над безоружными христианами своих собственных областей.
«Защитниче наш, виждь Боже, и призри на лице помазанника Твоего» (Пс. LXXXIII. 10) «се врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя» (Пс. LXXXII. 3–4). «Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим; десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе» (Пс. XX. 9). «Помози нам, Боже Спасе наш, славы ради имене Твоего» (Пс. LXXVIII. 9).
Вы слышите, что я говорю о настоящем положении дел словами древнего народа Божия. Счастливо это для нас, что самые обстоятельства поставляют нас в положение народа Божия против врагов Божиих. Враги наши суть враги креста Христова. Следственно, мы можем просить от Бога защиты и победы не только для себя, но и для славы имени Христова. «Помози нам, Боже Спасе наш, славы ради имене Твоего». Надобно только, чтобы мы, приступая с сею молитвою к Богу, представлялись Ему в чертах истинного народа Божия, которые суть: чистая вера в Бога, крепкая надежда на Бога, нелицемерная любовь к Богу и ближнему, верность заповедям Божиим, преданность власти, сущей от Бога, любовь к православному отечеству, возведенная до степени, указанной Христовым словом: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. XV. 13).
Мыслию о народе Божием возбуждается и та мысль, что мы ужь не ветхий народ Божий. Не нам речено: «око за око, и зуб за зуб» (Матф. V. 38). Мы призваны быть новым народом Божиим, и нам дана «новая заповедь» (Иоан. XIII. 34), новый закон – любви и мира. При самом рождении Царя нового народа Божия, Иисуса Христа, небеса возвестили земле мир. И когда Он посылал Своих посланников приглашать людей в свое подданство, или паче, в чада Своего царства: тогда Он повелел подавать всякому дому и всякому граду мир. И когда Он шел на вольную, спасительную для нас, смерть: Он оставил Своему царству, как всеобщее наследие, мир. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. XIV. 27). Мир Христов не должен ли быть сильнее брани человеческой? И почему же он не уничтожил брань? Почему она поднимает голову и против сынов царствия Христова, и даже восставляет христиан против христиан? – Разумевающий да разумеет! Небо, конечно, не обмануло земли, возвещая ей мир вместе с пришествием Христовым. И Христос Господь, даровав Своему царству мир, конечно, не взял его обратно. «Мир Божий превосходяй всяк ум», как облак света сверхчувственного, носится над землею, и готов осенить всякую душу, и все души, искренно желающия принять его, и действительно их осеняет, и исполняет и «соблюдает» (Фил. IV. 7), и никто не может похитить у них сего внутреннего мира. Он готов чрез них низпуститься и во внешний мир, осенить и внешнюю жизнь, исполнить собою и домы, и грады, и царства, и прогнать с лица земли всякую брань. Но беда в том, что слишком много людей, которые не приемлют Христа, и следственно и мира Его; и, что еще горестнее, есть люди, которые приближаются ко Христу устами, сердцем же своим и жизнию своею далече отстоят от Него, и следственно и от мира Его. И от того, к стыду христианства и человечества, есть люди, которые, именуясь христианами, идут содействовать исступленным и бесчеловечным врагам имени Христова, в то самое время, когда их исступление особенно возбуждено против христианства и человечества.
«Что убо речем к сим?» (Рим. 8:31) – Да поощряем ревность нашу быть верными Христу жизнию и делами: и в следствие сего, духовная «победа», уже «победившая мир, вера наша» (1Иоан. V. 4), не приминет привести нам и видимую над врагами победу и победоносный мир.
Подобно как новому народу Божию, христианам, обещан и дарован от Бога и Христа мир, обещано было и древнему народу Божию, Израильтянам, спокойное обладание землею обетования, чрез изгнание из нее или истребление языческих враждебных народов. И также обетование исполнилось: но не вполне. После чудесных побед, одержанных Иисусом Навином над племенами хананейскими, после занятия народом израильским земли обетованной, казалось, уже нетрудно было совсем очистить ее от язычников. Но после того, как совершено трудное, не довершено нетрудное. «Остави Господь, – повествует книга Судей, – языки сия, не истребити их вскоре, и не предаде их в руку Израилеву: – да искусит ими Израиля, да увесть, аще послушают заповедей Господних» (Суд. 2:23, 3:4). Что это значит? Изъяснил сие опыт. Когда Израильтяне пребывали верны Богу и заповедям Его: тогда он даровал им победы над язычниками, и тем утверждал народ Свой в вере. Но когда Израильтяне поддавались прельщениям язычников, и подражали их суете, роскоши, порокам, наконец идолопоклонству; тогда сила Божия скрывалась от народа Божия; язычники усиливались; и народ Божий скорбями и страданиями побуждаем был, посредством покаяния и обращения к Богу, возвращать себе Его благодать и помощь, и с нею победу, мир и благоденствие.
Прошедшее есть добрый советник настоящему и будущему, если мы умеем хорошо понимать оное. Назидательным опытом древнего Израиля воспользуйся благовременно, и предусмотрительно, новый благодатный Израиль! Подвизайся непрерывно быть деятельно верным Богу и Его заповедям. Остерегайся, чтобы не расслаблять и не порабощать своего духа прелестями суеты, роскоши, неуправляемых рассудком чувственных наслаждений, обаятельных зрелищ, бесполезных и заразительных чтений, – наконец и прелестию мнимой любознательности, «мудрствующей паче, еже подобает мудрствовати» (Рим. XII. 3), легко превращающейся в предосудительное любопытство и опасную пытливость. Ибо такие занятия и забавы не только ниже достоинства христианского, но частью действительно проистекают из мутного источника языческих преданий, и проникнуты языческим духом. Если же в чем находим себя уклонившимися от бдительной осторожности в соблюдении спасительных заповедей: да не умедлим покаянием и лучшими прежних намерениями и делами возвратиться к оным, приискренне приближиться к Богу, и «положить сердца» наши «в силу Его» (Пс. XLVII. 14). И да узрит Господь, яко «послушахом... заповедей Его» (ср. Суд.3:4): и таким образом, «о Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам» (Пс. LIX. 14) враги видимые и невидимые. Аминь.