178. Беседа по крестном ходе
(Напечатана в Твор. Св. Отц. 1844 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 650
1843 год
Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. (Пс.94:1–2).
Праздновать праздник дело столь обыкновенное, и столь, по видимому, простое, что не легко придет кому нибудь мысль подозревать себя в неумении праздновать. Вид пришедших на сей праздник, если не обманываюсь, более показывает удовольствие, что празднуют, нежели заботу, так ли празднуют.
Но не случалось ли вам когда нибудь читать, или слышать в церковном чтении, что говорил Бог чрез Пророка Исаию некоторым празднующим о некоторых праздниках? – «Праздников ваших ненавидит душа моя» (Ис.1:14)! Незаботливо ли это для празднующих? Что может быть несчастнее праздников, которые Бог ненавидит? И что это за несчастные праздники? Не Вааловы ли? Не Молоховы ли? Не другие ли идольские и языческие? – Совсем нет! Бог негодует на праздники Иудейские, истинному Богу посвященные, и даже Самим Богом установленные. «Новомесячий ваших, и суббот, и дне великого не потерплю; поста, и праздности, и новомесячий ваших, и праздников ваших ненавидит душа Моя» (Ис.1:13–14). И пусть бы так уничижаемы и отвергаемы были праздники Иудейские тогда, как сень законная прешла, и явилась благодатная истина; тогда как загадочныя жертвы овнов и тельцов разгаданы крестною жертвою Христовою, и безполезно стало повторять загадку разгаданную; тогда как ветхий Завет уступил место новому, храм Иерусалимский Церкви Христианской, служение Богу обрядовое поклонение духом и истиною. Но нет! Бог чрез Исаию возгремел против праздников Иудейских, когда Закон Моисеев господствовал, ветхий Завет был в своей силе, храм Иерусалимский стоял, и праздники Иудейские столько же важны были для истинной церкви Иудейской, как нынешние наши праздники для истинной церкви Христианской. Так посему может случиться, что и на наши праздники падет подобный приговор: «не потерплю; – ненавидит душа Моя?» – Да. В сем-то и состоит забота.
Итак видите, что стоит труда подумать, как праздновать праздник, и так ли, как должно, мы празднуем.
Вслушайтесь же внимательно, как Пророк Давид, во псалме, и созывает на праздник, и вместе поучает праздновать. «Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему».
Первое наставление: «приидите».
На сие вы можете сказать, что если это есть заповедь праздника, то вы правы пред нею; потому что пришли на сей праздник, и притом шествием торжественным и благоговейным. Не оспориваю сего утешения вашего.
Но иные, может быть, скажут, разве непременно надобно куда нибудь «итти», чтобы «возрадоваться Господеви»? Разве нельзя праздновать и дома сидящему? Не стану спорить и против сих вопросов. Однако Пророк Давид не пустое же сказал слово: «приидите». Чтоже он думал? Чего требовал?
Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку, по Своему вездесущию: но человек не всегда близок к Богу, по своей ограниченности, невниманию, разсеянности, по занятию земными предметами, по склонностям и действиям Богопротивным. Итак надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приближиться к Богу, предстать Ему, и праздновать в Его присутствии.
Некоторые, вышед из жития греховного, из работы дел неправедных, из651 пристрастий, вырвавшись даже из невинных, по видимому, естественных привязанностей к родству, к семейству, к дружбе, к вещам и занятиям необходимым для временной жизни, идут и приходят к Богу ежедневно, ежечасно, непрестанно, поучением в слове Божием, псалмопением, внутреннею и во время внешних занятий молитвою, возвышенным Богомыслием и созерцанием, так что по истине вся жизнь их составляет один «путь Господень» (Деян.18:26). Таких я не призываю более никуда; они в своем уединении, в какой нибудь хижине или пещере, празднуют с Богом и Ангелами праздники, более совершенные, нежели мы в наших торжественных собраниях. Я молил бы только их, посещать, хотя иногда, наши священныя собрания, не столько по надобности в том для них, сколько в благодеяние нам, чтобы их присутствием разширялось наше общение со Святыми, чтобы их крепкая, небопроходная молитва пролагала удобную стезю немощной молитве нашей. Знаю, по примерам и преданиям, что они и делают сие, по внушению водящаго их Духа Божия; и мысль, что такие люди скрываются во многолюдных церковных собраниях, и тайно, неведомо нам, но сильно и благопоспешно помогают молитвам нашим, – сия мысль есть одна из тех, кои делают более вожделенными сии собрания, сами по себе важныя.
А вам, люди обыкновенные, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предается дремоте праздности, или разсевается в суетных увеселениях, которых внимание, по нуждам, по привычкам, по пристрастиям, так много занято земными предметами, что они стоят около вас, как преграда между вами и Богом, – вам настоятельно говорю я с Давидом о днях Господних: «приидите возрадуемся Господеви»; выдьте, как можно, хотя на сие особенное время, из обыкновенного вашего положения, неблагоприятного для души; оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, все, что вас привязывает, или разсевает, или смущает, или огорчает, или раздражает; приидите, в каждый из таких дней, в одно из тех освященных мест, где все вам напоминает, все дает чувствовать, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышет; где Голгофская жертва Христова возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам, и человеки тайно изобразуют652 Херувимов.
Дабы впрочем не затруднить еще один разряд людей, – тех, которые, по немощи, по нужде, по долгу повиновения, во времена священныя принуждены оставаться в домах, при делах мирских, – скажем и для них: по крайней мере, когда услышат они возвышенный голос колокола, возвещающий высокую минуту безкровной Жертвы, пусть пошлют в Церковь благоговейную мысль, благочестивое желание; пусть освятят себя знамением Креста, как бы вместе с предстоящими алтарю: Ангел храма встретит их и вдали, причислит к действительно предстоящим, и вознесет на олтарь Господень память их.
Второе наставление Пророка: «возрадуемся Господеви».
Праздник без духовной «радости», без сердечного в нем участия, без внутреннего чувства, есть тело без души.
Но должно испытывать и поверять чувство, и различать виды радости. Ленивый работник бросил работу, и рад, что настал праздник: он радуется своей лености, а не Господу. Легкомысленная женщина облеклась праздничным убранством, и с удовольствием начинает праздничный день: она радуется своей суете, а не Господу. Ядца и пийца видит, или воображает праздничное пиршество, и весел заранее: он радуется своему чреву, а не Господу.
Нет! Если и тогда, как от вчерашней работы еще болят у тебя члены, ты охотно идешь во храм, и не боишься утомления; если твои чувства, мысли, сердце так заняты Богослужением, что ты не развлекаешься посторонним, и забываешь внешнее: то я верю, что ты «радуешься Господеви».
Если же и по выходе из храма ты остаешься внутренно довольным так, что не привлекаешься удовольствиями чувственными; вносишь мир твоей души в мир твоего дома, и распространить твое утешение желаешь разве только в духовном общении, либо в благотворении к ближнему: то я еще больше верю, что ты «возрадовался Господеви». Ибо когда радость Господня, утешение внутреннее, духовное, посещает и наполняет сердце: тогда человек находит себя духовно услажденным и насыщенным так, что алкание внешних услаждений утихает и престает; тогда опыт лучшаго и высшаго показывает ему, как ничтожен их вкус, как низко погружение в них, как отвратительно их излишество; тогда если радость духовная возбуждает и движет его, то движет, по свойству своему, к делам духовным и Богоугодным.
Дай нам такую радость, скажут, может быть, некоторые; научи нас так радоваться. – Желал бы я сего, братия, для вас, и для себя: только сомневаюсь, можно ли научить радости, как науке; можно ли раздавать оную, как раздают пищу за столом. Но за то можно иметь радость, и без прошения у других, и без научения другими. Посмотрите на младенца, когда он видит свою мать, и бросается в ее объятия: не видите ли, что он весь радость? А его никто не учил радости; и он не просил ее у матери. Будьте и вы, «яко дети», как и учил быть Христос Господь (Мф.18:3), – так просто, так совершенно предавайтесь Богу, так всецело повергайтесь в объятия благодати Его: радость Господня, от одного взора матери – Благодати, сама собою родится в сердце простом и чистом. Если же сердце ваше не обретает радости духовной: то не безполезно вспомнить закон и предел, который Бог положил радости. «Hесть радоватися нечестивым, глаголет Господь» (Ис.48:22). Предел, за который не переступает радость Господня, есть тот, за которым начинается область нечестия или беззакония. Итак, если сердце твое не обретает радости духовной: то «внемли себе», как говорит Моисей, примечай за собою, испытывай себя, «да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония» (Втор.15:9), не кроется ли в нем противный благочестию и добродетели помысл, страсть, намерение, дело нечистое, неправедное, злое, чем сердце осквернено, загромождено, заграждено, и сделано не доступным чистой и святой радости. В таком случае путь к радости о Бозе, есть «печаль яже по Бозе», которая «покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор.7:10), и таким образом «сеющии слезами радостию пожинают» (Пс.125:5): чего ради и Псалмопевец радости в самую средину радостного псалма своего всевает слезы, как семя чистой радости: «восплачемся, – говорит, – пред Господем, сотворшим нас» (Пс.125:5). Впрочем, испытывай себя, сказал я, не в слове ли беззакония кроется причина отсутствия радости: а может случиться и то, что она медлит явиться, ожидая мановения Благодати, испытующей твою преданность и упражняющей твое терпение, или просто требуя возбуждения свойственным Ей образом.
Сюда относится третие празднственное наставление Пророка, которое заключается в следующих воззваниях: «воскликнем Богу Спасителю нашему; предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему».
Он указывает здесь на средство возбудить священную радость, и, когда она возбудится, так как она по существу своему жива и деятельна, дать ей приличное упражнение.
Когда вы приходите пред Бога, чтобы возрадоваться Господеви, чтобы праздновать праздник Его: не стойте пред Ним, как истуканы, с холодным равнодушием, без упражнения вашего внимания, без возвышения вашего сердца; вспомните, что предстоите Богу, вашему Творцу, вашему ежеминутному Хранителю и Промыслителю, вашему вечному Спасителю; взирайте к Нему вашим умом; взывайте к Нему вашим сердцем; Церковь вам предшествует в сем своими молитвами и песнопениями; дайте свободно входить Ея гласам и воскликновениям в ваше сердце; пусть оне там отдаются и производят духовный отголосок. «Воскликнем Богу Спасителю нашему».
Может быть, призываемый воскликновениями Бог не вдруг даст ощутить душе Свою благодатную к ней близость: сие да не воспящает нас. Иногда Он предваряет наши призывания и ожидания Своим утешительным посещением: но если иногда и не так; то мы «предварим лице Его во исповедании», – во исповедании нашей немощи, а Его силы, нашего недостоинства, а Его благодати, нашей скудости, а Его великодаровитости, Его безчисленных благодеяний, и нашего, по крайней мере, искреннего желания быть Ему благодарными.
Господь наш не одобряет мнения тех, которые, взывая к Богу, «мнят, яко во многоглаголании своем услышани будут»; и заповедует «молящимся не лишше глаголати» (Мф.6:7). Однако не должна же, и не может молитва быть слишком кратка, потому что к сильному и действенному слову молитвы нужно иногда не малое молитвенное приготовление, и потому, что надобно наконец дойти до исполнения также собственно Евангельской заповеди: «непрестанно молитеся» (2Сол. 5:17). Посему мы должны, с Церковию, не только возсылать к Богу краткия, горящия воззвания и воскликновения, но и возносить к Нему псалмы, – протяженныя, усугубляемыя, постоянное стремление к Богу выражающия, молитвы и славословия. «И во псалмех воскликнем Ему».
Но надобно, может быть, и мне в учении о празднике и молитве «нелишше глаголати», дабы не прейти меру неутомленного внимания вашего. Сказанное доселе уже дает вам некоторый способ приметить недостатки, какие могут быть в вашем праздновании, дабы позаботиться о восполнении недостающаго и о исправлении неправильного.
Признаюсь, меня не все радует, что вижу я в наши праздники.
Что значит столь приметный иногда в праздничных церковных собраниях недостаток безмолвия и благоговейного внимания? Если бы помнили все, что пришли пред Бога, и предстоят лицу Его: то никто не осмелился бы, и не захотел бы здесь обращаться от Бога к человеку, и входить в празднословие или распри; народ никогда не был бы около святилища в безпорядочном и шумном движении, подобно волнам, которыя движет не дух разумный, а ветер непостоянный.
Что значит так близко иногда к Скинии Господней являющееся на праздник новое поселение оных недобрых скиний, приготовленных для служения лакомству или пиянству, для суетных зрелищ, для игр, свойственных детям, но которыя не дети учреждают, и которыми не дети занимаются? Не то ли сие значит, что многие приходят искать веселия плотского и греховного там, где надлежало им обретать и вкушать радость духовную и святую? А такие праздники не суть ли те самые, которые Бог ненавидит? «Праздников ваших, – глаголет, – ненавидит душа Моя; бысте Ми в сытость, ктому не стерплю грехов ваших». То есть: Бог ненавидит, не самые праздники, но грехи, которыми оскверняются праздники, а за тем уже и празднование, грехами оскверняемое, и потому недостойное Божества.
«Ни идолослужители бывайте, – говорит Апостол, – яко же нецыи от них», то есть, принадлежавших к Церкви Ветхозаветной, «яко же есть писано: седоша людие ясти и пити, и восташа играти» (1Кор.10:7). Видите ли, что праздновать лакомым ястием, неумеренным питием, суетными играми, значит праздновать по-идолослужительски? Хорошо ли же вам начинать день празднованием Христианским, а оканчивать идолослужительским?
Христиане! Христиански да празднуем праздники наши в радости духовной, в молитвах и псалмопениях Господу, в мирном покое или в делах благих и благотворных, да будут празднования наши Богу благоугодны, и для нас благословенны и спасительны. Аминь.
* * *
По указателю в Чтен. Общ. Л. Д. Пр. значится произнесенною в 1843 году.
В Твор. Св. От. и в собр. 1844-го года: «обуревания страстей порочных, из оков»...
В Твор. Св. От.: «изображают».