Источник

Иосия и найденная при нем книга закона

Иосия и найденная при нем книга закона. Существуют различные мнения. Уже cв. Иоанн Златоуст и блаж. Иероним высказывались за то, что найденная первосвященником Хелкией в храме книга была Второзаконие. В новейшее время почти все исследователи отрицательно критического направления утверждают, что было открыто одно Второзаконие и не в cвоем теперешнем виде, а в другом, якобы первоначальном, меньшем, составляющем лишь зерно теперешнего Второзакония (гл. 12 – 26). Большинство из них думает также, что такое Второзаконие теперь только (или около этого времени) и составлено было с целью искоренить практиковавшееся дотоле служение на высотах, для чего в интересах лучшего наблюдения – заповедовалось сосредоточить весь жертвенный культ на Сионе (Эвальд, Велльгаузен, Штаде и др.). – Что в найденной книге было и Второзаконие, это можно выводить и выводят из впечатления, произведенного содержанием прочитанной книги на царя Иосию и из предпринятой последним реформы. Услышав слова книги, Иосия разодрал свои одежды, потому что убоялся «великого гнева Господня» за непослушание «словам книги сей». И пророчица Олдама говорит о «зле на место сие (Иерусалим) и жителей его», об «ужасе и проклятиях», написанных в книге, читанной царем (4Цар.22:13,16,17,19). А это напоминает даже самыми выражениями угрозы Второзакония (гл. 28, 31). Иосия сосредоточивает служение Иегове жертвами в одном иерусалимском храме, но и это опять напоминает предписания Второзакония о единстве места богослужения (гл. 12). – Однако из всего указанного нисколько не следует, что найдено было одно только Второзаконие: угрозы находятся и в других местах Пятикнижия (напр., Лев.18:24–28, Лев.26); единство места богослужения требуется Лев.17:1–9. – Что найденная книга имела меньший объем сравнительно даже с теперешним Второзаконием, а тем более со всем Пятикнижием, это выводят из следующего. Шафан прочитывает книгу будто бы за один раз и, быть может, даже два раза в день – сначала сам, а потом пред царем. Та же книга прочитывается зараз пред всем народом (4Цар.22:8,10; 4Цар.23:2, 2Пар.34:18). А это невозможно и по отношению к Второзаконию в его теперешнем виде, – тем более ко всему Пятикнижию. Но ниоткуда не следует, что Шафан перечитал всю книгу за один раз и даже в храме; сколько времени и где читал он ее – не говорится, как не говорится и о том, что Шафан читал книгу царю в тот же самый день, в один прием и прочитал всю книгу: мог он прочитать ее царю на другой день, а так как сам прочитал ее ранее, то мог прочитать из нее царю только те места, которые казались ему наиболее важными. Правда, пред собранным в храме народом прочитываются «все слова книги завета, найденной в доме Господнем»; но не точное ( – в менее широком смысле – ) употребление слова «весь» известно и из других мест Писания (напр., 3Цар.4:30,31,34). Возможно, что и здесь оно употреблено в ограниченном смысле. Быть может, и чтение происходило не в один только день (ср. Неем.8:18).

Что найденная книга теперь только и составлена была, – это выводится из трудности понять, как могла затеряться такая важная книга, и из того, что Иосия как будто совсем не был знаком с ее содержанием. Чтобы понять первое, нужно помнить, что идолопоклоннические культы господствовали в иерусалимском храме в течение около 70 лет, да и речь здесь может быть о древнем храмовом свитке, отличавшемся от других внешним видом: величиною, материалом, письмом и большею полнотой, хотя из выражения «книга закона Господня рукою Моисея» (2Пар.34:14; ср. Числ.15:23; 3Цар.12:15; Иер.37:2) и не следует необходимо, что эта книга была писана рукою Моисея, что это был автограф Моисея, как понимали это выражение Гроций, Гесс, Кальмет и др. С другой стороны трудно понять, каким образом книге новой, недавно написанной, могли придать вид глубокой древности, – нужно большое искусство подделывания! Трудно понять и то, каким образом новая книга, содержание которой стояло в резкой противоположности с наклонностями и практикой большинства народа, не исключая и священников, могла в короткое время в глазах всего народа получить значение божественного закона из времени Моисея, как это видно из книг пророков Иеремии и Иезекииля. Это может быть понято только в том случае, если содержание «книги закона» совпадало более или менее с тем, что издавна считалось у народа божественным законом, и если существовали хотя тайные предания о книге закона. Таким же образом может быть объяснено и смущение Иосии по выслушании прочитанной ему книги. Содержание книги новое и ему совершенно неизвестное могло вызвать в нем недоверие и желание узнать, действительно ли она содержит божественный закон. Так Велльгаузен и объясняет цель посольства Иосии, направившегося к пророчице Олдаме. Но Иосия смутился и разодрал свои одежды тотчас по прочтении ему книги, и послы идут не затем, чтобы узнать, действительно ли книга содержит волю Божию, а узнать, исполнит ли Господь содержащиеся в ней угрозы. Смущение царя показывает, что прочитанная книга напомнила и яснее и полнее представила ему требования Иеговы, смутные и скудные сведения о которых он, – надо полагать, – получил устным образом. При таком способе знакомства с законом Господним вполне естественно, что грозившие за нарушение закона наказания были ему неизвестны и прочитанные теперь из книги были для него совершенной и вместе страшной новостью.

Раскрывшаяся пред ним почти полная противоположность религиозной и нравственной жизни народа с требованиями закона Божия и страшная угроза за их нарушение вполне объясняют сильное смущение Иосии. – Что же именно представляла собою найденная первосвященником Хелкией книга? Названия ее «книгой закона» (4Цар.22:11), «книгой завета» (4Цар.23:2), «книгой закона Господня рукою Моисея» (2Пар.34:14) не дают определенного ответа на вопрос. Ответ на этот вопрос можно находить у пророка. Иеремии. Из книги его видно, что у евреев его времени был закон, данный Богом в пустыне во время Моисея (Иер.6:19; Иер.9:12–15; Иер.26:4–5; Иер.32:21–23; Иер.11:3–10; Иер.34:13), и закон этот не ограничивался одним Второзаконием, а содержал в себе постановления, находящийся и в других книгах Пятикнижия. А текстуальное родство пророчеств Иеремии с Пятикнижием во всех его частях (напр., Иер.4:23 и Быт.1:2; Иер.3:16 и Быт.1:28; Иер.23:22 и Быт.22:17; Иер.11:5 и Исх.3:8; Иер.48:45,46 и Числ.21:27–29) показывает, что пророку Иеремии было известна все Пятикнижие, именно как книга (Иер.8:8). О существовании у евреев писанных законов говорил в свое время и пророк Осия (Ос.8:12). Можно поэтому думать, что найденная прервосвященником Хелкиею в храме «книга закона» ( = завета) обнимала все Пятикнижие Моисея; быть может, это был древний храмовой его экземпляр. Все Пятикнижие видят в этой книге Кейль, Лянге, Кэллер, у нас Лопухин, Дагаев, Юнгеров и др.

Проф. Протоиерей Ф. Я. Покровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle